Спасительное знание преданий: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
(не показано 6 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Преданья старины глубокой чаще всего воспринимаются нами как сказки. Мы с детства привыкли слушать о том, как Иван-царевич сражается с Чудом-Юдом, или как Кощей похищает Василису. И не важно, живем мы в | Преданья старины глубокой чаще всего воспринимаются нами как сказки. Мы с детства привыкли слушать о том, как Иван-царевич сражается с Чудом-Юдом, или как Кощей похищает Василису. И не важно, живем мы в кибернетизированном XXI столетии или в дремучих лесах Древней Руси. | ||
Важно то, что однажды мы оказываемся лицом к лицу с настоящей [[Баба-Яга|Бабой-Ягой]] или тем же [[Кощей Бессмертный|Кощеем]]. И от участи быть съеденным нас отделяет лишь одно: знание слов. Правильных слов. Древних слов, кажущихся простыми, но являющимися Древними Обетами, обязывающими Ту Сторону | Важно то, что однажды мы оказываемся лицом к лицу с настоящей [[Баба-Яга|Бабой-Ягой]] или тем же [[Кощей Бессмертный|Кощеем]]. И от участи быть съеденным нас отделяет лишь одно: знание слов. Правильных слов. Древних слов, кажущихся простыми, но являющимися Древними Обетами, обязывающими Ту Сторону откликнуться так, как это было заведено еще тогда, когда и людей-то не было. | ||
Тут-то и всплывают в памяти старые предания, рассказанные нам еще прабабкой. Предания, которые на глазах становятся реальностью… | Тут-то и всплывают в памяти старые предания, рассказанные нам еще прабабкой. Предания, которые на глазах становятся реальностью… | ||
Сюда же, в общем случае относятся и ситуации, когда знания казавшиеся ненужными и неупотребимыми (ну кому в наше время поможет знание повадок [[динозавр]]ов?) оказываются критическими. Не только фольклор или мистика. | Сюда же, в общем случае относятся и ситуации, когда знания казавшиеся ненужными и неупотребимыми (ну кому в наше время поможет знание повадок [[динозавр]]ов?) оказываются критическими. Не только фольклор или мистика. | ||
Надтроп — [[Жанровая смекалка]]. | |||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 22: | Строка 24: | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Морозко]]». Казалось бы, трогательная Настенька должна была и | * «[[Морозко]]». Казалось бы, трогательная Настенька должна была и Морозку говорить правду, только вежливо: «— Тепло ли тебе девица? — Ох, нет, дедушка, прости, но совсем замерзаю…». То, что выдала Настенька, для искренней и честной девушки и правда несколько странно. А вот для искренней, честной, но неплохо знающей Древние Правила — очень даже ожидаемо. | ||
** Пятиминутка реальности: при переохлаждении перед смертью человек чувствует именно что сильное тепло. Потому Настенька могла говорить чистую правду. А вот хамить древним силам крайне нежелательно всегда. | ** Пятиминутка реальности: при переохлаждении перед смертью человек чувствует именно что сильное тепло. Потому Настенька могла говорить чистую правду. Тем более что она потом всё же призналась, что замерзает. А вот хамить древним силам крайне нежелательно всегда. | ||
* «[[Парк юрского периода]]» — «Не шевелись, ти-рексы ориентируются на звук и движение». | * «[[Парк юрского периода]]» — «Не шевелись, ти-рексы ориентируются на звук и движение». Ну, [[устаревшие научные теории|настоящие, может, и не ориентируются]], а эти, [[трансген]]ы на основе лягушек — очень даже. | ||
* [[Cabin In The Woods|Хижина в лесу]] — на заднем плане показывается, как японские школьницы утихомирили [[Маленькая мёртвая девочка| | * [[Cabin In The Woods|Хижина в лесу]] — на заднем плане показывается, как японские школьницы утихомирили [[Маленькая мёртвая девочка|маленькую мёртвую девочку]] с помощью синтоистского ритуала. | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Многочисленные случаи, описываемые охотниками в «доджипиэсную» эру — заблудившись в лесу, переобували сапоги с одной ноги на другую… И тут же находили потерянную тропинку. | * Многочисленные случаи, описываемые охотниками в «доджипиэсную» эру — заблудившись в лесу, переобували сапоги с одной ноги на другую… И тут же находили потерянную тропинку. | ||
** На самом деле, возможно, когда ходьба становится значительно менее удобной (сапоги в то время хоть и делали одинаковыми, но позже всё же разнашивали под левую и правую ногу), перестаёшь быстро идти вперёд и начинаешь обращать внимание на вещи, которые прежде упускал из виду. | ** На самом деле, возможно, когда ходьба становится значительно менее удобной (сапоги в то время хоть и делали одинаковыми, но позже всё же разнашивали под левую и правую ногу), перестаёшь быстро идти вперёд и начинаешь обращать внимание на вещи, которые прежде упускал из виду. | ||
* «Домашний заговор» на поиск потерявшейся на ровном месте вещи (длинную | * «Домашний заговор» на поиск потерявшейся на ровном месте вещи (длинную верёвочку привязать к ножке стула, после чего трижды сказать «{{перевод|Шут-шут|эвфемизм для «чёрт»; кое-где прямо так и говорят}}, поиграй и обратно отдай», представляя пропажу). | ||
** Верующим такие заговоры церковь запрещает. | ** Верующим такие заговоры церковь запрещает. | ||
* В принципе, в разных регионах бывают подобные "заговоры" для разных целей. В том числе для привлечения денег, для отпугивания жуликов и т.д. и т.п. И также (мягко говоря) не одобряются церковью. А личности, применившие их могут рассказывать, что оно работает. | |||
* В ту же копилку студенческие приметы. От знаменитой одинарной "халява, ловись" и троекратной "халява, приходи" до особых "режимов" хранения зачетки и помещения монет в обувь. В каждом вузе (а то и на каждом факультете) может быть свой фольклор. Либо с течением времени он может меняться. | |||
* И принесли юному отроку-технику в ремонтную контору вещь древнюю, от починки коей все более опытные коллеги тут же отказались. И вспомнил отрок учебные годы, когда однажды мастер-инструктор о починке чего-то подобного мимоходом упомянул, как об историческом курьёзе. И починил отрок вещь, заработав от хозяина оной честно заслуженную награду, а от коллег — уважение, звание эксперта… и обязанностью чинить подобный антиквариат и впредь. | * И принесли юному отроку-технику в ремонтную контору вещь древнюю, от починки коей все более опытные коллеги тут же отказались. И вспомнил отрок учебные годы, когда однажды мастер-инструктор о починке чего-то подобного мимоходом упомянул, как об историческом курьёзе. И починил отрок вещь, заработав от хозяина оной честно заслуженную награду, а от коллег — уважение, звание эксперта… и обязанностью чинить подобный антиквариат и впредь. | ||
** По большому счёту и знание устаревших технологий в принципе. Для того, что использовать телефон с дисковым номеронабирателем, вставляем палец в оный в отверстие у нужной цифры и прокручиваем до упора. И так до тех пор, пока не наберём правильный номер. А то расслабились со своими ойфономи, понимаш… | ** По большому счёту и знание устаревших технологий в принципе. Для того, что использовать телефон с дисковым номеронабирателем, вставляем палец в оный в отверстие у нужной цифры и прокручиваем до упора. И так до тех пор, пока не наберём правильный номер. А то расслабились со своими ойфономи, понимаш… | ||
{{Nav/Явления и идеи}} |
Текущая версия на 15:08, 28 апреля 2024
Преданья старины глубокой чаще всего воспринимаются нами как сказки. Мы с детства привыкли слушать о том, как Иван-царевич сражается с Чудом-Юдом, или как Кощей похищает Василису. И не важно, живем мы в кибернетизированном XXI столетии или в дремучих лесах Древней Руси.
Важно то, что однажды мы оказываемся лицом к лицу с настоящей Бабой-Ягой или тем же Кощеем. И от участи быть съеденным нас отделяет лишь одно: знание слов. Правильных слов. Древних слов, кажущихся простыми, но являющимися Древними Обетами, обязывающими Ту Сторону откликнуться так, как это было заведено еще тогда, когда и людей-то не было.
Тут-то и всплывают в памяти старые предания, рассказанные нам еще прабабкой. Предания, которые на глазах становятся реальностью…
Сюда же, в общем случае относятся и ситуации, когда знания казавшиеся ненужными и неупотребимыми (ну кому в наше время поможет знание повадок динозавров?) оказываются критическими. Не только фольклор или мистика.
Надтроп — Жанровая смекалка.
Примеры[править]
Общее[править]
- Всевозможные истории попаданцев в сказочные миры — знание сказок и правил, по которым они действуют, может спасти героя. Особенно если для окружающих это знание оказывается тайным.
Фольклор[править]
- Многие сказки про загадки. Дать правильный ответ на вопросы типа «Что всего жирнее» может только тот, кто знает ответ заранее.
- «Избушка-избушка, встань к лесу передом, ко мне задом!»
- И из той же оперы: «Ты, бабушка не грозись, а сначала напои, накорми, в баньке попарь!» — слова кажутся простыми, но на самом деле являются ритуальными и символизируют погружение героя в мир Нави. Принятие Еды Мёртвых и Воды Мёртвых, с последующим омовением. И говорят это (как под копирку) Иваны-царевичи ну ни разу не просто так. Это именно заповедная формула.
- По другой версии, Иваны-царевичи просто поминают стандартный закон гостеприимства: если ты заглянувшего в твой двор не убил на пороге (и он тебя тоже), то нечего грозиться, а нужно принять, как полагается. Это связывает гостя и хозяина, не позволяя причинить друг другу вреда — нарушитель подобных законов во многих культурах карался со всей беспощадностью.
Литература[править]
- Дарья Бобылева, «Вьюрки» — героиня сначала избегает опасностей за счёт того, что увлекалась фольклористикой и знает, как взаимодействовать с той или иной нечистью, а потом спасает всех выживших, правильно произнеся формулу-заговор.
Кино[править]
- «Морозко». Казалось бы, трогательная Настенька должна была и Морозку говорить правду, только вежливо: «— Тепло ли тебе девица? — Ох, нет, дедушка, прости, но совсем замерзаю…». То, что выдала Настенька, для искренней и честной девушки и правда несколько странно. А вот для искренней, честной, но неплохо знающей Древние Правила — очень даже ожидаемо.
- Пятиминутка реальности: при переохлаждении перед смертью человек чувствует именно что сильное тепло. Потому Настенька могла говорить чистую правду. Тем более что она потом всё же призналась, что замерзает. А вот хамить древним силам крайне нежелательно всегда.
- «Парк юрского периода» — «Не шевелись, ти-рексы ориентируются на звук и движение». Ну, настоящие, может, и не ориентируются, а эти, трансгены на основе лягушек — очень даже.
- Хижина в лесу — на заднем плане показывается, как японские школьницы утихомирили маленькую мёртвую девочку с помощью синтоистского ритуала.
Реальная жизнь[править]
- Многочисленные случаи, описываемые охотниками в «доджипиэсную» эру — заблудившись в лесу, переобували сапоги с одной ноги на другую… И тут же находили потерянную тропинку.
- На самом деле, возможно, когда ходьба становится значительно менее удобной (сапоги в то время хоть и делали одинаковыми, но позже всё же разнашивали под левую и правую ногу), перестаёшь быстро идти вперёд и начинаешь обращать внимание на вещи, которые прежде упускал из виду.
- «Домашний заговор» на поиск потерявшейся на ровном месте вещи (длинную верёвочку привязать к ножке стула, после чего трижды сказать «Шут-шут, поиграй и обратно отдай», представляя пропажу).
- Верующим такие заговоры церковь запрещает.
- В принципе, в разных регионах бывают подобные "заговоры" для разных целей. В том числе для привлечения денег, для отпугивания жуликов и т.д. и т.п. И также (мягко говоря) не одобряются церковью. А личности, применившие их могут рассказывать, что оно работает.
- В ту же копилку студенческие приметы. От знаменитой одинарной "халява, ловись" и троекратной "халява, приходи" до особых "режимов" хранения зачетки и помещения монет в обувь. В каждом вузе (а то и на каждом факультете) может быть свой фольклор. Либо с течением времени он может меняться.
- И принесли юному отроку-технику в ремонтную контору вещь древнюю, от починки коей все более опытные коллеги тут же отказались. И вспомнил отрок учебные годы, когда однажды мастер-инструктор о починке чего-то подобного мимоходом упомянул, как об историческом курьёзе. И починил отрок вещь, заработав от хозяина оной честно заслуженную награду, а от коллег — уважение, звание эксперта… и обязанностью чинить подобный антиквариат и впредь.
- По большому счёту и знание устаревших технологий в принципе. Для того, что использовать телефон с дисковым номеронабирателем, вставляем палец в оный в отверстие у нужной цифры и прокручиваем до упора. И так до тех пор, пока не наберём правильный номер. А то расслабились со своими ойфономи, понимаш…