Подавление недоверия: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
Строка 4: | Строка 4: | ||
{{q|Можно нарушать любые законы — литературные и реальной жизни, — отказываться от всякой логики и разрушать достоверность, действовать наперекор всему и всем мыслимым-немыслимым предписаниям и правилам, если только в результате достигается главная цель: в читателе вспыхивает готовность к сопереживанию, — и чем сильнее эта готовность, тем большие нарушения и разрушения позволяется совершать автору.|[[Братья Стругацкие|Стругацкие]]}} | {{q|Можно нарушать любые законы — литературные и реальной жизни, — отказываться от всякой логики и разрушать достоверность, действовать наперекор всему и всем мыслимым-немыслимым предписаниям и правилам, если только в результате достигается главная цель: в читателе вспыхивает готовность к сопереживанию, — и чем сильнее эта готовность, тем большие нарушения и разрушения позволяется совершать автору.|[[Братья Стругацкие|Стругацкие]]}} | ||
'''Подавление недоверия''' (''Suspension of disbelief'') | '''Подавление недоверия''' (''Suspension of disbelief'') — концепция, оправдывающая нереалистичность [[сюжет|повествования]]. Писатель может настолько увлечь читателя, что тот захочет поверить в сказку и перестанет предъявлять к истории требования с точки зрения своего опыта, здравого смысла и представлений о реальности. Вас же не удивляет, что в [[боевик]]ах перевернутые машины [[Бензин - это взрывчатка|взрываются]], как только из них выберется главный герой? Или что [[эффект штурмовика|в него никто не может попасть]]. | ||
Термин «подавление недоверия» был придуман в | Термин «подавление недоверия» был придуман в 1817 году поэтом и философом [[:w:Кольридж, Сэмюэл Тейлор|Сэмюэлем Тейлором Кольриджем]], который предположил, что если писатель может вдохнуть «человеческое участие и правдоподобность» в фантастический рассказ, то читатель готов добровольно отказаться от недоверия к написанному тексту. Подавление недоверия часто используют в произведениях с вымышленным действием, комедии, фантастике и жанре [[ужасы|ужасов]]. [[Познаваемое отчуждение]] (''cognitive estrangement'') в [[литература|художественной литературе]] включает в себя использование человеческого невежества или отсутствия знаний для содействия подавлению недоверия. | ||
Это проще показать на примере. Вот цитата из легендарных мемуаров Мессинга, надиктованных журналисту Хвастунову: | Это проще показать на примере. Вот цитата из легендарных мемуаров Мессинга, надиктованных журналисту Хвастунову: | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
На первый взгляд, тут нет ничего необычного и мы верим автору. А проверка показывает, что почти в каждом предложении есть натяжка или фантдопущение. | На первый взгляд, тут нет ничего необычного и мы верим автору. А проверка показывает, что почти в каждом предложении есть натяжка или фантдопущение. | ||
* Эйнштейн в свитере, а Зигмунд Фрайд в чёрном | * Эйнштейн в свитере, а Зигмунд Фрайд в чёрном сюртуке… Точно так же, как они изображены на самых известных фотографиях. Надо же, какое совпадение. | ||
* Нет ни одного доказательства, что в | * Нет ни одного доказательства, что в 1913—1925 годах Эйнштейн бывал в Вене. | ||
* Почти всю жизнь Эйнштейн, несмотря на всемирную славу, был сравнительно небогатым человеком. Все 1920-е годы он провёл в лекционных турах, и даже вилла в Потстдаме была не его, а государственная. Что это был за слуга, который провёл пусть и знаменитого иллюзиониста в кабинет? | * Почти всю жизнь Эйнштейн, несмотря на всемирную славу, был сравнительно небогатым человеком. Все 1920-е годы он провёл в лекционных турах, и даже вилла в Потстдаме была не его, а государственная. Что это был за слуга, который провёл пусть и знаменитого иллюзиониста в кабинет? | ||
* Эйнштейн никогда не держал у себя много книг: из-за частых переездов и путешествий он физически не мог таскать с собой огромную библиотеку. | * Эйнштейн никогда не держал у себя много книг: из-за частых переездов и путешествий он физически не мог таскать с собой огромную библиотеку. | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
Но всё это изложено настолько будничным тоном, что читатель даже не задумывается, что здесь не так. | Но всё это изложено настолько будничным тоном, что читатель даже не задумывается, что здесь не так. | ||
Впрочем, когда автор начинает требовать от читателя веры в слишком большое количество алогичных (несвязных, абсурдных, художественно недостоверных) фактов, добровольный временный отказ от неверия исчезает, и произведение перестает восприниматься. Примером такой ситуации может послужить, например, [[Научная фантастика|научно-фантастический]] [[телесериал|сериал]], который перестает следовать собственным правилам. Иными словами, зритель готов поверить в то, что космический корабль может летать быстрее скорости света и перемещаться на расстояние в десять световых лет за один стандартный час. Но, если в следующей серии тот же корабль без всяких объяснений начнет совершать межгалактические перелеты за несколько секунд, то добровольный временный отказ от неверия исчезает, и шоу перестает восприниматься как правда. | Впрочем, когда автор начинает требовать от читателя веры в слишком большое количество алогичных (несвязных, абсурдных, художественно недостоверных) фактов, добровольный временный отказ от неверия исчезает, и произведение перестает восприниматься. Примером такой ситуации может послужить, например, [[Научная фантастика|научно-фантастический]] [[телесериал|сериал]], который перестает следовать собственным правилам. Иными словами, зритель готов поверить в то, что космический корабль может летать быстрее скорости света и перемещаться на расстояние в десять световых лет за один стандартный час. Но, если в следующей серии тот же корабль без всяких объяснений начнет совершать межгалактические перелеты за несколько секунд, то добровольный временный отказ от неверия исчезает, и шоу перестает восприниматься как правда<ref>Эту проблему ставил ещё Сервантес, а возможно, и не он первый: «Мне могут возразить, что сочинители рыцарских романов так и пишут их, как вещи вымышленные, а потому они, мол, не обязаны соблюдать все тонкости и гнаться за правдоподобием, — я же на это скажу, что вымысел тем лучше, чем он правдоподобнее, и тем отраднее, чем больше в нем возможного и вероятного. Произведения, основанные на вымысле, должны быть доступны пониманию читателей, их надлежит писать так, чтобы, упрощая невероятности, сглаживая преувеличения и приковывая внимание, они изумляли, захватывали, восхищали и развлекали таким образом, чтобы изумление и восторг шли рука об руку. Но всего этого не может достигнуть тот, кто избегает правдоподобия и подражания природе, а в них-то и заключается совершенство произведения»</ref>. | ||
Явление напрямую связано с вкусовщиной. Для одних читателей подавление недоверия будет работать полностью, для других лишь частично, для третьих не будет работать вовсе. Чем больше тропов используется в тексте, тем больше шансов на то, что произведение затрещит по швам (а совсем без тропов произведение рискует стать совсем не интересным). | Явление напрямую связано с вкусовщиной. Для одних читателей подавление недоверия будет работать полностью, для других лишь частично, для третьих не будет работать вовсе. Чем больше тропов используется в тексте, тем больше шансов на то, что произведение затрещит по швам (а совсем без тропов произведение рискует стать совсем не интересным). | ||
Впрочем, некоторые считают, что описания и детали реалистической литературы служат для того | Впрочем, некоторые считают, что описания и детали реалистической литературы служат для того же — подавить недоверие читателя, чтобы он почувствовал, что персонажи живут если не на одной с ним улице, то хотя бы на соседней. | ||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | {{Nav/Штампы/Явления и идеи}} |
Версия 00:15, 24 мая 2024
« | Чудо «Чапаева» заключалось именно в этом необъяснимом, непонятном, странном и неповторимом обстоятельстве: «Чапаев» для зрителей тридцатых годов был не фильмом, заранее придуманным, подготовленным. Это был подлинный, несомненный и реальный кусок жизни, захватывающий и трагический, а если он возник передо мной, зрителем, сейчас на экране, если я, зритель, очнувшись, вспоминаю, что сижу в кинотеатре, то все это — просто необъяснимое волшебство, которого я не понимаю, да и не хочу понимать и объяснять... | » |
— Б.Бабочкин |
« | Задача писателя — говорить правду. Его уровень верности правде должен быть настолько высок, что придуманное им на основании его опыта должно давать более правдивое изображение, чем любое описание фактов. | » |
— Эрнест Хемингуэй |
« | — Нужно уметь врать... Вымысел должен быть правдоподобным. Это называется «подавление недоверия» | » |
— Кэтрин Трамелл (Шэрон Стоун) из «Основного инстинкта» кратко резюмирует содержание этой статьи |
« | Можно нарушать любые законы — литературные и реальной жизни, — отказываться от всякой логики и разрушать достоверность, действовать наперекор всему и всем мыслимым-немыслимым предписаниям и правилам, если только в результате достигается главная цель: в читателе вспыхивает готовность к сопереживанию, — и чем сильнее эта готовность, тем большие нарушения и разрушения позволяется совершать автору. | » |
— Стругацкие |
Подавление недоверия (Suspension of disbelief) — концепция, оправдывающая нереалистичность повествования. Писатель может настолько увлечь читателя, что тот захочет поверить в сказку и перестанет предъявлять к истории требования с точки зрения своего опыта, здравого смысла и представлений о реальности. Вас же не удивляет, что в боевиках перевернутые машины взрываются, как только из них выберется главный герой? Или что в него никто не может попасть.
Термин «подавление недоверия» был придуман в 1817 году поэтом и философом Сэмюэлем Тейлором Кольриджем, который предположил, что если писатель может вдохнуть «человеческое участие и правдоподобность» в фантастический рассказ, то читатель готов добровольно отказаться от недоверия к написанному тексту. Подавление недоверия часто используют в произведениях с вымышленным действием, комедии, фантастике и жанре ужасов. Познаваемое отчуждение (cognitive estrangement) в художественной литературе включает в себя использование человеческого невежества или отсутствия знаний для содействия подавлению недоверия.
Это проще показать на примере. Вот цитата из легендарных мемуаров Мессинга, надиктованных журналисту Хвастунову:
« | — На квартире Эйнштейна меня в первую очередь поразило обилие книг. Они были повсюду, начиная с передней. Меня провели в кабинет. Здесь находилось двое — сам Эйнштейн и Зигмунд Фрейд, знаменитый австрийский врач и психолог, создатель теории психоанализа… Он был, как всегда, в чёрном сюртуке… Эйнштейна я запомнил меньше. Помню, что одет он был просто, по-домашнему, в вязаном джемпере, без галстука и пиджака… | » |
— Мессинг описывает свои приключения в Вене |
На первый взгляд, тут нет ничего необычного и мы верим автору. А проверка показывает, что почти в каждом предложении есть натяжка или фантдопущение.
- Эйнштейн в свитере, а Зигмунд Фрайд в чёрном сюртуке… Точно так же, как они изображены на самых известных фотографиях. Надо же, какое совпадение.
- Нет ни одного доказательства, что в 1913—1925 годах Эйнштейн бывал в Вене.
- Почти всю жизнь Эйнштейн, несмотря на всемирную славу, был сравнительно небогатым человеком. Все 1920-е годы он провёл в лекционных турах, и даже вилла в Потстдаме была не его, а государственная. Что это был за слуга, который провёл пусть и знаменитого иллюзиониста в кабинет?
- Эйнштейн никогда не держал у себя много книг: из-за частых переездов и путешествий он физически не мог таскать с собой огромную библиотеку.
- Дальнейшее описание сеанса гипноза абсолютно фантастично и противоречит всему, что знают о гипнозе врачи.
Но всё это изложено настолько будничным тоном, что читатель даже не задумывается, что здесь не так.
Впрочем, когда автор начинает требовать от читателя веры в слишком большое количество алогичных (несвязных, абсурдных, художественно недостоверных) фактов, добровольный временный отказ от неверия исчезает, и произведение перестает восприниматься. Примером такой ситуации может послужить, например, научно-фантастический сериал, который перестает следовать собственным правилам. Иными словами, зритель готов поверить в то, что космический корабль может летать быстрее скорости света и перемещаться на расстояние в десять световых лет за один стандартный час. Но, если в следующей серии тот же корабль без всяких объяснений начнет совершать межгалактические перелеты за несколько секунд, то добровольный временный отказ от неверия исчезает, и шоу перестает восприниматься как правда[1].
Явление напрямую связано с вкусовщиной. Для одних читателей подавление недоверия будет работать полностью, для других лишь частично, для третьих не будет работать вовсе. Чем больше тропов используется в тексте, тем больше шансов на то, что произведение затрещит по швам (а совсем без тропов произведение рискует стать совсем не интересным).
Впрочем, некоторые считают, что описания и детали реалистической литературы служат для того же — подавить недоверие читателя, чтобы он почувствовал, что персонажи живут если не на одной с ним улице, то хотя бы на соседней.
- ↑ Эту проблему ставил ещё Сервантес, а возможно, и не он первый: «Мне могут возразить, что сочинители рыцарских романов так и пишут их, как вещи вымышленные, а потому они, мол, не обязаны соблюдать все тонкости и гнаться за правдоподобием, — я же на это скажу, что вымысел тем лучше, чем он правдоподобнее, и тем отраднее, чем больше в нем возможного и вероятного. Произведения, основанные на вымысле, должны быть доступны пониманию читателей, их надлежит писать так, чтобы, упрощая невероятности, сглаживая преувеличения и приковывая внимание, они изумляли, захватывали, восхищали и развлекали таким образом, чтобы изумление и восторг шли рука об руку. Но всего этого не может достигнуть тот, кто избегает правдоподобия и подражания природе, а в них-то и заключается совершенство произведения»