Пищеблок: различия между версиями
(не показано 6 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 16: | Строка 16: | ||
}} | }} | ||
{{Youtube|-Wx6ywFVu8w|Трейлер сериала}} | {{Youtube|-Wx6ywFVu8w|Трейлер сериала}} | ||
'''«Пищеблок»''' | '''«Пищеблок»''' — роман [[Алексей Иванов|Алексея Иванова]] в жанре «пионерский хоррор». Впервые был издан в 2018 г. в «Редакции Елены Шубиной». Роман получил в целом положительные отзывы критиков, а сам писатель ещё и ярлык «русского [[Стивен Кинг|Стивена Кинга]]». Экранизирован для сервиса [[Кинопоиск HD]] режиссёром Святославом Подгаевским в 2021 году. | ||
== Сюжет == | == Сюжет == | ||
[[Эпоха застоя|Олимпийское лето 1980 года]], пионерлагерь «Буревестник» под [[Издалека долго|городом Куйбышевым]]. Прибывает очередная партия пионеров и вожатых, которых ждёт традиционная смена с физической активностью, гражданской | [[Эпоха застоя|Олимпийское лето 1980 года]], пионерлагерь «Буревестник» под [[Издалека долго|городом Куйбышевым]]. Прибывает очередная партия пионеров и вожатых, которых ждёт традиционная смена с физической активностью, гражданской сознательностью — и немного кинохроникой Олимпиады в столице. Поначалу всё идёт своим чередом, пока один из пионеров — Валерка Лагунов, мечтающий о том чтобы в жизни всё было хорошо и правильно — не обнаруживает, как его товарищ по смене [[Вампир|пьёт кровь другого пионера]]. Вторым распознающим тёмную подоплёку лагеря становится вожатый Игорь Корзухин — романтик и нонконформист. Валерка и Игорь объединяются с целью выяснить страшную тайну лагеря и того, как с этим связаны примерное поведение, водобоязнь и [[Гражданская война в России|Гражданская война]]. | ||
=== Особенности сеттинга === | === Особенности сеттинга === | ||
Вампиры в данном романе отличаются не только жаждой крови, но и ещё несколькими признаками: [[Нечисть боится святых символов|боязнь освящённой воды]], возможность управлять теми, чью кровь пьют, нечеловеческие сила, ловкость и гибкость, но самое главное и | Вампиры в данном романе отличаются не только жаждой крови, но и ещё несколькими признаками: [[Нечисть боится святых символов|боязнь освящённой воды]], возможность управлять теми, чью кровь пьют, нечеловеческие сила, ловкость и гибкость, но самое главное и жуткое — они [[Несовместимая с жизнью правильность|подозрительно правильные]] и постоянно носят пионерские галстуки. Организованы в иерархию: | ||
* ''Тушки'' | * ''Тушки'' — те, у кого вампиры пьют кровь. Беспрекословно подчиняются вампирам. | ||
* ''Пиявцы'' | * ''Пиявцы'' — рядовые вампиры, пьющие кровь у людей. {{spoiler|Могут перестать быть вампирами, если убить их стратилата до того, как он соберёт с них дань кровью.}} | ||
* ''Тёмный стратилат'' | * ''Тёмный стратилат'' — повелитель вампиров, которому они платят дань кровью до самой своей (часто очень скорой) смерти. Победить стратилата как минимум двумя способами — либо не дать ему в нужную фазу луны выпить крови, либо потребовать его крови — и тем самым стать вампиром самому по доброй воле. По крайней мере, именно такие способы находят герои непосредственно в романе. | ||
== Герои == | == Герои == | ||
В скобках даны исполнители ролей в сериале. | В скобках даны исполнители ролей в сериале. | ||
* '''Валерка Логунов''' (''Пётр Натаров'') | * '''Валерка Логунов''' (''Пётр Натаров'') — двенадцатилетний школьник, пионер, сын ракетного конструктора, [[хороший парень]]. Воспитан примерным советским школьником и искренне хочет стать частью коллектива и большого дела. | ||
* '''Игорь Корзухин''' (''Даниил Вершинин'') | * '''Игорь Корзухин''' (''Даниил Вершинин'') — студент-филолог, перешёл на третий курс института, вожатый отряда Валерки. Романтик, мечтающий путешествовать по дальним странам вместо правильной и на годы вперёд расписанной советской жизни. | ||
* '''Анастасийка Сергушина''' (''Мария Абрамова'') | * '''Анастасийка Сергушина''' (''Мария Абрамова'') — пионерка из четвёртого отряда, [[Подростковая любовь|первая любовь]] Валерки. | ||
* '''Вероника Несветова''' (''Ангелина Стречина'') | * '''Вероника Несветова''' (''Ангелина Стречина'') — возлюбленная Игоря, вожатая третьего отряда. | ||
* '''Саша Плоткин''' (''Денис Парамонов'') | * '''Саша Плоткин''' (''Денис Парамонов'') — невыносимо правильный сосед по комнате Игоря [[Золотая молодёжь|из хорошей семьи]], у которого вся жизнь наперёд схвачена и распланирована, вожатый третьего отряда. Включая невесту — {{spoiler|Веронику}} | ||
* '''Ирина Копылова''' (''Яна Гладких'') | * '''Ирина Копылова''' (''Яна Гладких'') — вожатая четвёртого отряда на пару с Игорем. | ||
* '''Димон Малосолов''' (''Никита Кологривый'') | * '''Димон Малосолов''' (''Никита Кологривый'') — матрос на лагерном речном трамвайчике, жизнелюбивый и простоватый приятель Игоря. | ||
* '''Серп Иваныч Иеронов''' (''Сергей Шакуров'') | * '''Серп Иваныч Иеронов''' (''Сергей Шакуров'') — живущий при лагере пенсионер союзного значения, ветеран [[Гражданская война в России|гражданской войны]] {{spoiler|и местный тёмный стратилат, когда-то напоровшийся на вампира в лице белого офицера в Гражданскую войну}}. | ||
* '''Веня Гельбич''' (''Никита Манец''), '''Андрюха Титяпкин''' (''Сергей Грузинов''), '''Женя Гурьянов (Гурька)''' (''Владислав Семилетников''), '''Лёва Хлопов''' (''Фёдор Федосеев''), '''Серёжа Домрачев''' (''Арсений Мурзин''), '''Славик Мухин''' (''Антон Дягилев'') | * '''Веня Гельбич''' (''Никита Манец''), '''Андрюха Титяпкин''' (''Сергей Грузинов''), '''Женя Гурьянов (Гурька)''' (''Владислав Семилетников''), '''Лёва Хлопов''' (''Фёдор Федосеев''), '''Серёжа Домрачев''' (''Арсений Мурзин''), '''Славик Мухин''' (''Антон Дягилев'') — пионеры четвёртого отряда. | ||
* '''Жанка''' (''Маша Лобанова'') и '''Лёлик''' (''Илария Гребенникова'') | * '''Жанка''' (''Маша Лобанова'') и '''Лёлик''' (''Илария Гребенникова'') — популярные (особенно среди шпаны) девицы, соперничающие с Анастасийкой за право солировать в лагерном хоре. | ||
* '''Бекля''' (''Александр Новиков'') | * '''Бекля''' (''Александр Новиков'') — [[Пацаны с раёна|гопник]] из старшего отряда. Вместе с корешами-шестёрками [[Булли|регулярно третирует]] Валерку. | ||
* '''Наталья Борисовна Свистунова''' (''Ирина Пегова'') | * '''Наталья Борисовна Свистунова''' (''Ирина Пегова'') — старшая вожатая лагеря, дружная с семьёй Плоткина, а потому приставленная следить за моралью вожатых. | ||
* '''Валентин Сергеевич Носатов''' (''Тимофей Трибунцев'') | * '''Валентин Сергеевич Носатов''' (''Тимофей Трибунцев'') — штатный врач лагеря. Догадывается о нехорошей подоплёке происходящего, и в принципе, даже догадывается, что к чему, но ничего не может поделать (а чего тут можно поделать?) и потому [[Заливать горе|пьёт]]. | ||
* '''Николай Петрович Колыбалов''' (''Николай Фоменко'') | * '''Николай Петрович Колыбалов''' (''Николай Фоменко'') — директор лагеря. | ||
* '''Иван Капустин''' (''Дмитрий Блохин'') | * '''Иван Капустин''' (''Дмитрий Блохин'') — капитан речного трамвайчика, который регулярно доставляет в лагерь продовольствие, а в начале и конце смены перевозит пионеров. | ||
* '''Баба Нюра''' (''Наталия Потапова'') | * '''Баба Нюра''' (''Наталия Потапова'') — посудомойка в пищеблоке лагеря. {{spoiler|Бывшая пиявица.}} | ||
== Тропы и штампы в книге == | == Тропы и штампы в книге == | ||
* [[А что, так можно было?]] — вампиры подчиняются классическому правилу и не могут войти в дом без приглашения. Но оказывается, что если приглашение уже получено, то можно просто взять свои слова обратно и отменить его. И это сработает, даже если вампир уже вошёл и тянется к твоей шее. Просто скажи, что отменяешь приглашение, и кровосос вынужден будет убраться. Таким вот простым до гениальности способом Игорь сумел спастись от превратившейся в вампира Вероники, и ей не помогло даже то, что в той же комнате находился подчинённый её Плоткин, который явно не собирался отзывать своё приглашение. Игорь просто сказал Веронике, что мол раз он твой слуга, то его приглашение не считается. | * [[А что, так можно было?]] — вампиры подчиняются классическому правилу и не могут войти в дом без приглашения. Но оказывается, что если приглашение уже получено, то можно просто взять свои слова обратно и отменить его. И это сработает, даже если вампир уже вошёл и тянется к твоей шее. Просто скажи, что отменяешь приглашение, и кровосос вынужден будет убраться. Таким вот простым до гениальности способом Игорь сумел спастись от превратившейся в вампира Вероники, и ей не помогло даже то, что в той же комнате находился подчинённый её Плоткин, который явно не собирался отзывать своё приглашение. Игорь просто сказал Веронике, что мол раз он твой слуга, то его приглашение не считается. | ||
* [[Адаптированное имя]] | * [[Адаптированное имя]] — братья Сергей и Матвей Иероновы сменили имена на «революционные» Серп и Молот. | ||
* [[Альфа-сука]] | * [[Альфа-сука]] — Жанка. | ||
* [[Бой-девка]] | * [[Бой-девка]] — Жанка и Лелик. | ||
* [[Героическое самопожертвование]] | * [[Героическое самопожертвование]] — {{spoiler|чтобы не дать стратилату повредить Анастасийке, Валерка мистическим образом требует у Иеронова его крови}}. | ||
* [[Гулаги и рабы]] | * [[Гулаги и рабы]] — внезапно выступают тут в виде некоторого [[Зло воздающее|зла воздающего]] — {{spoiler|брат Серпа Ивановича, Молот Иеронов, погиб в чекистских застенках, не сумев в нужную фазу луны выпить крови}}. | ||
* [[Да ночь продержаться]] | * [[Да ночь продержаться]] — {{spoiler|так планировали победить стратилата, но не вышло. Срочно пришлось [[Героическое самопожертвование|по-другому]].}} | ||
* [[Дева в беде]] | * [[Дева в беде]] — {{spoiler|Вероника, ставшая вампиршей}}. | ||
** А также Анастасийка, которую Валерке то и дело приходится защищать от нападок Жанки и её дружков, а в конце {{spoiler|ещё и от тёмного стратилата}}. | ** А также Анастасийка, которую Валерке то и дело приходится защищать от нападок Жанки и её дружков, а в конце {{spoiler|ещё и от тёмного стратилата}}. | ||
* [[Девочек бьют девочки]] | * [[Девочек бьют девочки]] — [[аверсия]]: Валерка бил Жанку чтобы защитить свою подругу. | ||
* [[Жанровая смекалка]] | * [[Жанровая смекалка]] — Валерка ею обладает весьма прокачанной. | ||
* [[Зловещая долина]] | * [[Зловещая долина]] — поведение вампиров поневоле выкидывает их сюда. А ещё больше сюда выкидывает пиявцев, с которых стратилат собрал дань кровью — у них уже полноценный [[облик Чезаре]]! | ||
* [[Каннибальское бессмертие]] | * [[Каннибальское бессмертие]] — за счёт него существует стратилат. | ||
* [[Красный — для героя опасный]] и [[Пентаграмма — символ зла]] | * [[Красный — для героя опасный]] и [[Пентаграмма — символ зла]] — красный цвет и советская символика вампирами уютно обжиты и апроприированы. | ||
* [[Концентратор ненависти]] | * [[Концентратор ненависти]] — ''правильный'' до тошноты Саша Плоткин и {{spoiler|до превращения в безвольную тушку вампирши-Вероники}} выглядит совершенно отвратительным персонажем сам по себе. | ||
** Свистунова, наиболее ощутимая представительница какой-никакой власти в | ** Жанка и Лёлик. И... возникает вопрос, а как у них там с девственностью? Так накрепко привязать к себе местную гопоту... И так легко ими управлять! | ||
** Свистунова, наиболее ощутимая представительница какой-никакой власти в лагере — сюда же. В сериале ей к тому же добавили откровенно [[Сексуальное домогательство|харассерского поведения]] в отношении Игоря. | |||
* [[Метапророчество]]: И там, [[Ковидная эпоха|в невообразимом две тысячи двадцатом]], всё, что происходит сейчас, уже покажется старой доброй сказкой. | * [[Метапророчество]]: И там, [[Ковидная эпоха|в невообразимом две тысячи двадцатом]], всё, что происходит сейчас, уже покажется старой доброй сказкой. | ||
* [[Народная этимология]] | * [[Народная этимология]] — Анастасийка выводит своё имя из слова «анестезия». | ||
* [[Не команда]] | * [[Не команда]] — первая попытка Лёвы Хлопова организовать футбольную команду заканчивается грандиозной сварой. {{spoiler|Зато после его превращения в вампира пацаны заиграли как часы с музыкой.}} | ||
* [[Непреднамеренное совпадение]] | * [[Непреднамеренное совпадение]] — никто в интервью до сих пор не спросил Иванова, знаком ли он с [[Бесконечное лето|«Бесконечным летом»]], но [[Подглядывать за голыми|обстоятельства того]], как Игорь влюбился в Веронику, очень уж похожи на аналогичные у Семёна и Слави. | ||
* [[Открытый финал]] | * [[Открытый финал]] — {{spoiler|Иеронов побеждён, но Валерка с тревогой ждёт в себе пробуждение жажды крови. Игорь обещает быть с ним и найти способ перестать быть стратилатом.}} | ||
* [[Оттолкнуть, чтобы спасти]] | * [[Оттолкнуть, чтобы спасти]] — {{spoiler|Валерка вынужден так поступить с Анастасийкой после победы над стратилатом}} | ||
** Вероника, {{spoiler|только став вампиром, сразу рвёт отношения с Игорем для его же блага. Но, окончательно освоившись в новой роли, меняет своё решение.}} | ** Вероника, {{spoiler|только став вампиром, сразу рвёт отношения с Игорем для его же блага. Но, окончательно освоившись в новой роли, меняет своё решение.}} | ||
* [[Пионерский фольклор]] и [[Городские легенды]] | * [[Пионерский фольклор]] и [[Городские легенды]] — несомненный источник вдохновения Иванова, щедро рассыпанный по книге в качестве страшных пионерских баек. | ||
* [[Победитель дракона становится драконом]] | * [[Победитель дракона становится драконом]] — именно так становятся стратилатами, и именно так им в финале стал {{spoiler|Валерка}} | ||
* [[Подозрительно конкретное отрицание]] | * [[Подозрительно конкретное отрицание]] — этим грешит Носатов. | ||
* [[Постсоветская хтонь]] | * [[Постсоветская хтонь]] — в данном случае, скорее, «позднесоветская». | ||
* [[Псевдомилый злодей]] | * [[Псевдомилый злодей]] — {{spoiler|[[Осторожно, милый старичок|Серп Иваныч Иеронов]]}} | ||
* [[Страшный летний лагерь]] | * [[Страшный летний лагерь]] — и ещё какой! | ||
* [[У нас на Бодуне засуха]] | * [[У нас на Бодуне засуха]] — превращение из пиявцев обратно в людей сопровождается тяжелейшим бодуном. | ||
* [[Унылый Совок]] | * [[Унылый Совок]] — окружает героев, так что Игорь хочет отправиться путешествовать по миру с научными экспедициями, а Валерка тоскует по правильному коллективу. Лагерь поначалу кажется последним местом, где что-то значат старые идеалы или романтика, но впоследствии оказывается, что упс… {{spoiler|именно истовое следование советским ритуалам и показная верность обессмыслившимся идеалам и маркируют вампиров}} | ||
* [[Я хороший, мне всё можно]] | * [[Я хороший, мне всё можно]] — прикрываясь идеологией коммунизма, {{spoiler|[[Братья-разбойники|юные братья Иероновы]] вместе с [[Толпа с вилами|односельчанами]] отправились грабить зажиточных обитателей Шихобаловских дач (в сериале — [[Изнасилование — худшее из зол|и не только грабить]]).}} А позже {{spoiler|выставили себя [[Херой|героями Революции]], сочинив [[Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах|красивую героическую сказку об ожесточённой битве с целым гарнизоном белых]].}} | ||
== Тропы и штампы в сериале == | == Тропы и штампы в сериале == | ||
* [[Вешалка для собак]] | * [[Вешалка для собак]] — {{spoiler|мрачная и пугающе выглядящая Баба Нюра.}} | ||
* [[Добрый секс, злой секс]] | * [[Добрый секс, злой секс]] — красивая эротическая сцена Игоря и Вероники на берегу Волги в противовес напористым и дискомфортным поползновениям {{spoiler|вампирши-Вероники к Плоткину и Игорю}}. | ||
* [[Героизм в адаптации]] | * [[Героизм в адаптации]] — роль Вероники в сюжете значительно расширена — в частности, она открыто берёт под опеку Валерку, защищая его по мере сил. {{spoiler|Разумеется, до превращения в вампиршу.}} | ||
** И, в то же время, сериальная Вероника [[Ослабеть в адаптации|заметно слабее духом]] в отношениях с Плоткиным: в книге её мало пугали его матримониальные планы. Она намеренно действовала ему на нервы своим идеологически неправильным поведением, ожидая, пока он разочаруется и отвалит от неё. | ** И, в то же время, сериальная Вероника [[Ослабеть в адаптации|заметно слабее духом]] в отношениях с Плоткиным: в книге её мало пугали его матримониальные планы. Она намеренно действовала ему на нервы своим идеологически неправильным поведением, ожидая, пока он разочаруется и отвалит от неё. | ||
* [[Героическое самопожертвование]] | * [[Героическое самопожертвование]] — доктор, просто доктор. А если вдуматься, он мог просто [[Тупое самопожертвование|прыгнуть в освященную воду]]. | ||
* [[Даже у зла есть стандарты]] | * [[Даже у зла есть стандарты]] — у {{spoiler|Серпа Ивановича}} они явно до поры были. Неизвестно, как и кем он питался раньше, {{spoiler|но он очевидно не одобрял беспринципность своего брата, который не гнушался пить кровь [[Не щадить детей|даже у маленьких детей]]. Но на старости лет, как и предрекал Молот, он устал бороться со своей тёмной сущностью, [[Вниз по наклонной|превратился в то, что осуждал]] и сел на «диету» из пионеров}}. | ||
* [[Диссонирующий саундтрек]] | * [[Диссонирующий саундтрек]] — лейтмотив «Куда уходит детство» в финале. | ||
* [[Затмить адаптацией]] | * [[Затмить адаптацией]] — сериал, по мнению многих, острее и в тоже время, душевнее, чем книга, менее плоские герои, игра актеров на высоте, даже детей, не говоря уж о Серпе Ивановиче, в исполнение недоценного гения Шакурова. | ||
* [[Живых надо бояться]] | * [[Живых надо бояться]] — сцена, в которой вожатые и дети из отряда устраивают Валерке коллективный разбор полётов, выглядит страшнее и неприятнее, чем все сцены с вампирами. | ||
** А ещё страшнее выглядит момент, когда Валерка в родительский день пробирается на корабль, чтобы сбежать домой, но старшая вожатая Свистунова с парой мужиков из персонала ловят его, скручивают, зажимают рот и против силы тащат к доктору, чтобы обколоть успокоительным. И такая жестокость с | ** А ещё страшнее выглядит момент, когда Валерка в родительский день пробирается на корабль, чтобы сбежать домой, но старшая вожатая Свистунова с парой мужиков из персонала ловят его, скручивают, зажимают рот и против силы тащат к доктору, чтобы обколоть успокоительным. И такая жестокость с ребенком — исключительно ради того, чтобы сохранить лицо перед родителями. | ||
* [[Кадр из...]] | * [[Кадр из...]] — самый финал 6ой серии. Кадр из ёмкости с водой, в которую баба Нюра бросает очищенную картофелину. Выглядит довольно зловеще {{spoiler|в свете открывшейся информации о том, что баба Нюра — главный вампир. Информация, конечно же, оказалась ложной, но зрители (во всяком случае, не знакомые с книгой-первоисточником) на тот момент об этом не знают.}} | ||
* [[Красная сельдь]] | * [[Красная сельдь]] — в ночь розысков пропавшего Юры Тонких Игорь и Валерка услышали, что капитан Капустин собирается что-то вывезти из морозильника пищеблока, потому что очень боится приезда милиции. {{spoiler|Заподозрив его в убийстве мальчика, они проследили за ним до корабля, и поймали с поличным. Вот только не на попытке избавиться от трупа, а на краже мяса из столовки.}} | ||
* [[Ложная тревога]] | * [[Ложная тревога]] — из-за пластыря на шее, Игорь заподозрил Колыбалова в том, что он тоже вампир. {{spoiler|А это оказался засос от любовницы! Впрочем, он знает о вампирах, но [[Дневной представитель|пытается обратить это себе на пользу.]]}} | ||
* [[Музыкальный символ]] чувств Игоря и | * [[Музыкальный символ]] чувств Игоря и Вероники — «[[David Bowie|Space Oddity]]». Довольно-таки сильный эмоциональный якорь. | ||
** На звание символа Серпа Ивановича явно претендует звучащая в финале седьмой серии «[[Гражданская оборона|Всё идёт по плану]]». | ** На звание символа Серпа Ивановича явно претендует звучащая в финале седьмой серии «[[Гражданская оборона|Всё идёт по плану]]». | ||
* [[Никто не верит ребенку]] | * [[Никто не верит ребенку]] — разумеется, Игорь не верит Валерке, когда тот рассказывает об «упырях в своем звене». Кстати, упыри упырями, но догадаться, что что-то не так, и заподозрить как минимум банальный [[буллинг]] вожатый был обязан, но не заподозрил — все мысли Игоря были заняты исключительно Вероникой. | ||
* [[Окрутеть в адаптации]] | * [[Окрутеть в адаптации]] — Баба Нюра. В книге — зашуганная заика, {{spoiler|до смерти боящаяся стратилата}}. В сериале — без пяти минут [[Крутая бабуля|крутая бабуля]]: острая на язык и лихо управляющаяся с топором. {{spoiler|Здесь, напротив, её опасается сам стратилат}}. | ||
* [[Отсылка]] | * [[Отсылка]] — способ, каким Валерка попал в лазарет — изваляться в крапиве — явно отсылает к аналогичной сцене из фильма Элема Климова «[[Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён!]]» | ||
** [[Изменившаяся мораль]] | ** [[Изменившаяся мораль]] — вот только если в кино 1964 года дети прыгали в крапиву голыми, в кино 2021 года это уже абсолютно неприемлемо, и здесь Валерка прыгает в крапиву в трусах. | ||
* [[Похорошеть в адаптации]] | * [[Похорошеть в адаптации]] — вожатая 4-го отряда Ирина. В книге неоднократно упоминается её крайне заурядная внешность: лишний вес, очки и простоватые черты лица. В сериале же Ирина — миловидная и стройная девушка без очков, по внешним данным практически ничем не уступающая Веронике. | ||
* [[Прерванное самоубийство]] | * [[Прерванное самоубийство]] — Носатов настолько доведён знанием о подноготной лагеря, что пытается повеситься, но его [[Спасти в последний момент|спасает]] Валерка. | ||
* [[Сгустить краски в адаптации]] | * [[Сгустить краски в адаптации]] — по сравнению с книгой в сериале куда больше жестокости и крови. {{spoiler|В книге пиявцы так и не перешли грань от детской бабайки до полноценных монстров, потому что доктор Носатов не жертвовал собой. [[Случайное убийство|Также никто не стрелял по сторожу]]: Игорь не стал убийцей, Валерке не пришлось помогать ему избавляться от трупа, и поэтому к финалу они подошли с чуть более позитивным настроем, [[Горизонт отчаяния|нежели в сериале]].}} | ||
* [[Сексуальное домогательство]] | * [[Сексуальное домогательство]] — сразу два. Первое — принуждение к замужеству Вероники со стороны Саши (как и в романе), второе — попытка изнасилования Игоря Свистуновой, которая, к счастью, не удалась. | ||
* [[Секс — это плохо, но очень хочется]] | * [[Секс — это плохо, но очень хочется]] — поборник морали Саша Плоткин слишком уважает девушек, чтобы заниматься с ними сексом до брака. Но когда однажды ночью на пороге его комнаты возникает {{spoiler|вампирша-Вероника}} — сопротивляется её напору вяло и недолго. | ||
* [[Сотряс — не простатит, за часок пролетит]] | * [[Сотряс — не простатит, за часок пролетит]] — аж два раза. Сначала Игоря вырубают ударом по затылку, а серию спустя разбивают об голову Капустина бутылку, также с последующей отключкой. Через несколько минут оба героя приходят в себя как ни в чём не бывало. | ||
* [[Ретрофутуризм]] | * [[Ретрофутуризм]] — саундтрек сериала выполнен в значительной степени в духе ретровейва 80-х. | ||
* [[Трагическая импульсивность]] | * [[Трагическая импульсивность]] — Игорь, просто Игорь. | ||
* [[Тульпа]] | * [[Тульпа]] — погибший старший брал Валерки, Денис, появляется в сериале в качестве воображаемого помощника и голоса разума. | ||
** [[Не хочу быть плохим]] | ** [[Не хочу быть плохим]] — {{spoiler|Денис незадолго до смерти побывал в этом же лагере и стал вампиром, что переживал и чего стыдился}} | ||
*** {{spoiler|В финале в том же положении оказался сам Валерка.}} | *** {{spoiler|В финале в том же положении оказался сам Валерка.}} | ||
* [[Темнее и острее]] | * [[Темнее и острее]] — финал сериала, в сравнении с книгой, значительно более горький и мрачный: {{spoiler|Валерка быстро отчуждается от окружающих людей; Вероника, скорее всего, остаётся с Плоткиным, пока Игорь пишет чистосердечное признание в убийстве сторожа; нелепо гибнут доктор и сторож... И даже пароход с мели так и не смогли снять.}} | ||
* [[Фрейд был прав]] | * [[Фрейд был прав]] — у многих зрителей возникли вопросы к сцене, где Валерка мажет зубной пастой Анастасийку. Снято очевидно двусмысленно: подчеркнуто-томный проезд камеры по фигуре 12-летней девочки, символичное выдавливание пасты; плюс монтаж, перемежающий эти кадры с параллельно происходящей сценой близости Игоря и Вероники (у них, в отличии от детишек, всё прямолинейно и без иносказаний). | ||
* [[Цветное настоящее, чёрно-белое прошлое]] | * [[Цветное настоящее, чёрно-белое прошлое]] — сцены из времён революции и тридцатых исполнены в технике сепии, сцены же из 70-80-х — в насыщенных, ярких цветах. | ||
{{Nav/Иванов}} | {{Nav/Иванов}} | ||
{{Nav/Кинопоиск}} | {{Nav/Кинопоиск}} | ||
{{Nav/Хоррор-сериалы}} | |||
{{Nav/Книги}} | {{Nav/Книги}} | ||
{{Nav/Ужасы}} | {{Nav/Ужасы}} | ||
{{Nav/Российское искусство}} | {{Nav/Российское искусство}} | ||
[[Категория:Сериалы по алфавиту]] |
Текущая версия на 23:28, 28 марта 2024
« | Наконец-то экранизация рута Мику! | » |
— Комментарии к трейлеру экранизации |
Пищеблок | |
---|---|
Общая информация | |
Название | Пищеблок |
Оригинальное название | Пищеблок |
Автор | Алексей Иванов |
Иллюстратор | |
Издательство | АСТ |
Подразделение издательства | Редакция Елены Шубиной |
Язык | русский |
Первая публикация | 2018 год |
Тип | отдельный роман |
Жанр | Русский хоррор |
Томов | 1 |
Возрастное ограничение | 16+ |
«Пищеблок» — роман Алексея Иванова в жанре «пионерский хоррор». Впервые был издан в 2018 г. в «Редакции Елены Шубиной». Роман получил в целом положительные отзывы критиков, а сам писатель ещё и ярлык «русского Стивена Кинга». Экранизирован для сервиса Кинопоиск HD режиссёром Святославом Подгаевским в 2021 году.
Сюжет[править]
Олимпийское лето 1980 года, пионерлагерь «Буревестник» под городом Куйбышевым. Прибывает очередная партия пионеров и вожатых, которых ждёт традиционная смена с физической активностью, гражданской сознательностью — и немного кинохроникой Олимпиады в столице. Поначалу всё идёт своим чередом, пока один из пионеров — Валерка Лагунов, мечтающий о том чтобы в жизни всё было хорошо и правильно — не обнаруживает, как его товарищ по смене пьёт кровь другого пионера. Вторым распознающим тёмную подоплёку лагеря становится вожатый Игорь Корзухин — романтик и нонконформист. Валерка и Игорь объединяются с целью выяснить страшную тайну лагеря и того, как с этим связаны примерное поведение, водобоязнь и Гражданская война.
Особенности сеттинга[править]
Вампиры в данном романе отличаются не только жаждой крови, но и ещё несколькими признаками: боязнь освящённой воды, возможность управлять теми, чью кровь пьют, нечеловеческие сила, ловкость и гибкость, но самое главное и жуткое — они подозрительно правильные и постоянно носят пионерские галстуки. Организованы в иерархию:
- Тушки — те, у кого вампиры пьют кровь. Беспрекословно подчиняются вампирам.
- Пиявцы — рядовые вампиры, пьющие кровь у людей. Могут перестать быть вампирами, если убить их стратилата до того, как он соберёт с них дань кровью.
- Тёмный стратилат — повелитель вампиров, которому они платят дань кровью до самой своей (часто очень скорой) смерти. Победить стратилата как минимум двумя способами — либо не дать ему в нужную фазу луны выпить крови, либо потребовать его крови — и тем самым стать вампиром самому по доброй воле. По крайней мере, именно такие способы находят герои непосредственно в романе.
Герои[править]
В скобках даны исполнители ролей в сериале.
- Валерка Логунов (Пётр Натаров) — двенадцатилетний школьник, пионер, сын ракетного конструктора, хороший парень. Воспитан примерным советским школьником и искренне хочет стать частью коллектива и большого дела.
- Игорь Корзухин (Даниил Вершинин) — студент-филолог, перешёл на третий курс института, вожатый отряда Валерки. Романтик, мечтающий путешествовать по дальним странам вместо правильной и на годы вперёд расписанной советской жизни.
- Анастасийка Сергушина (Мария Абрамова) — пионерка из четвёртого отряда, первая любовь Валерки.
- Вероника Несветова (Ангелина Стречина) — возлюбленная Игоря, вожатая третьего отряда.
- Саша Плоткин (Денис Парамонов) — невыносимо правильный сосед по комнате Игоря из хорошей семьи, у которого вся жизнь наперёд схвачена и распланирована, вожатый третьего отряда. Включая невесту — Веронику
- Ирина Копылова (Яна Гладких) — вожатая четвёртого отряда на пару с Игорем.
- Димон Малосолов (Никита Кологривый) — матрос на лагерном речном трамвайчике, жизнелюбивый и простоватый приятель Игоря.
- Серп Иваныч Иеронов (Сергей Шакуров) — живущий при лагере пенсионер союзного значения, ветеран гражданской войны и местный тёмный стратилат, когда-то напоровшийся на вампира в лице белого офицера в Гражданскую войну.
- Веня Гельбич (Никита Манец), Андрюха Титяпкин (Сергей Грузинов), Женя Гурьянов (Гурька) (Владислав Семилетников), Лёва Хлопов (Фёдор Федосеев), Серёжа Домрачев (Арсений Мурзин), Славик Мухин (Антон Дягилев) — пионеры четвёртого отряда.
- Жанка (Маша Лобанова) и Лёлик (Илария Гребенникова) — популярные (особенно среди шпаны) девицы, соперничающие с Анастасийкой за право солировать в лагерном хоре.
- Бекля (Александр Новиков) — гопник из старшего отряда. Вместе с корешами-шестёрками регулярно третирует Валерку.
- Наталья Борисовна Свистунова (Ирина Пегова) — старшая вожатая лагеря, дружная с семьёй Плоткина, а потому приставленная следить за моралью вожатых.
- Валентин Сергеевич Носатов (Тимофей Трибунцев) — штатный врач лагеря. Догадывается о нехорошей подоплёке происходящего, и в принципе, даже догадывается, что к чему, но ничего не может поделать (а чего тут можно поделать?) и потому пьёт.
- Николай Петрович Колыбалов (Николай Фоменко) — директор лагеря.
- Иван Капустин (Дмитрий Блохин) — капитан речного трамвайчика, который регулярно доставляет в лагерь продовольствие, а в начале и конце смены перевозит пионеров.
- Баба Нюра (Наталия Потапова) — посудомойка в пищеблоке лагеря. Бывшая пиявица.
Тропы и штампы в книге[править]
- А что, так можно было? — вампиры подчиняются классическому правилу и не могут войти в дом без приглашения. Но оказывается, что если приглашение уже получено, то можно просто взять свои слова обратно и отменить его. И это сработает, даже если вампир уже вошёл и тянется к твоей шее. Просто скажи, что отменяешь приглашение, и кровосос вынужден будет убраться. Таким вот простым до гениальности способом Игорь сумел спастись от превратившейся в вампира Вероники, и ей не помогло даже то, что в той же комнате находился подчинённый её Плоткин, который явно не собирался отзывать своё приглашение. Игорь просто сказал Веронике, что мол раз он твой слуга, то его приглашение не считается.
- Адаптированное имя — братья Сергей и Матвей Иероновы сменили имена на «революционные» Серп и Молот.
- Альфа-сука — Жанка.
- Бой-девка — Жанка и Лелик.
- Героическое самопожертвование — чтобы не дать стратилату повредить Анастасийке, Валерка мистическим образом требует у Иеронова его крови.
- Гулаги и рабы — внезапно выступают тут в виде некоторого зла воздающего — брат Серпа Ивановича, Молот Иеронов, погиб в чекистских застенках, не сумев в нужную фазу луны выпить крови.
- Да ночь продержаться — так планировали победить стратилата, но не вышло. Срочно пришлось по-другому.
- Дева в беде — Вероника, ставшая вампиршей.
- А также Анастасийка, которую Валерке то и дело приходится защищать от нападок Жанки и её дружков, а в конце ещё и от тёмного стратилата.
- Девочек бьют девочки — аверсия: Валерка бил Жанку чтобы защитить свою подругу.
- Жанровая смекалка — Валерка ею обладает весьма прокачанной.
- Зловещая долина — поведение вампиров поневоле выкидывает их сюда. А ещё больше сюда выкидывает пиявцев, с которых стратилат собрал дань кровью — у них уже полноценный облик Чезаре!
- Каннибальское бессмертие — за счёт него существует стратилат.
- Красный — для героя опасный и Пентаграмма — символ зла — красный цвет и советская символика вампирами уютно обжиты и апроприированы.
- Концентратор ненависти — правильный до тошноты Саша Плоткин и до превращения в безвольную тушку вампирши-Вероники выглядит совершенно отвратительным персонажем сам по себе.
- Жанка и Лёлик. И... возникает вопрос, а как у них там с девственностью? Так накрепко привязать к себе местную гопоту... И так легко ими управлять!
- Свистунова, наиболее ощутимая представительница какой-никакой власти в лагере — сюда же. В сериале ей к тому же добавили откровенно харассерского поведения в отношении Игоря.
- Метапророчество: И там, в невообразимом две тысячи двадцатом, всё, что происходит сейчас, уже покажется старой доброй сказкой.
- Народная этимология — Анастасийка выводит своё имя из слова «анестезия».
- Не команда — первая попытка Лёвы Хлопова организовать футбольную команду заканчивается грандиозной сварой. Зато после его превращения в вампира пацаны заиграли как часы с музыкой.
- Непреднамеренное совпадение — никто в интервью до сих пор не спросил Иванова, знаком ли он с «Бесконечным летом», но обстоятельства того, как Игорь влюбился в Веронику, очень уж похожи на аналогичные у Семёна и Слави.
- Открытый финал — Иеронов побеждён, но Валерка с тревогой ждёт в себе пробуждение жажды крови. Игорь обещает быть с ним и найти способ перестать быть стратилатом.
- Оттолкнуть, чтобы спасти — Валерка вынужден так поступить с Анастасийкой после победы над стратилатом
- Вероника, только став вампиром, сразу рвёт отношения с Игорем для его же блага. Но, окончательно освоившись в новой роли, меняет своё решение.
- Пионерский фольклор и Городские легенды — несомненный источник вдохновения Иванова, щедро рассыпанный по книге в качестве страшных пионерских баек.
- Победитель дракона становится драконом — именно так становятся стратилатами, и именно так им в финале стал Валерка
- Подозрительно конкретное отрицание — этим грешит Носатов.
- Постсоветская хтонь — в данном случае, скорее, «позднесоветская».
- Псевдомилый злодей — Серп Иваныч Иеронов
- Страшный летний лагерь — и ещё какой!
- У нас на Бодуне засуха — превращение из пиявцев обратно в людей сопровождается тяжелейшим бодуном.
- Унылый Совок — окружает героев, так что Игорь хочет отправиться путешествовать по миру с научными экспедициями, а Валерка тоскует по правильному коллективу. Лагерь поначалу кажется последним местом, где что-то значат старые идеалы или романтика, но впоследствии оказывается, что упс… именно истовое следование советским ритуалам и показная верность обессмыслившимся идеалам и маркируют вампиров
- Я хороший, мне всё можно — прикрываясь идеологией коммунизма, юные братья Иероновы вместе с односельчанами отправились грабить зажиточных обитателей Шихобаловских дач (в сериале — и не только грабить). А позже выставили себя героями Революции, сочинив красивую героическую сказку об ожесточённой битве с целым гарнизоном белых.
Тропы и штампы в сериале[править]
- Вешалка для собак — мрачная и пугающе выглядящая Баба Нюра.
- Добрый секс, злой секс — красивая эротическая сцена Игоря и Вероники на берегу Волги в противовес напористым и дискомфортным поползновениям вампирши-Вероники к Плоткину и Игорю.
- Героизм в адаптации — роль Вероники в сюжете значительно расширена — в частности, она открыто берёт под опеку Валерку, защищая его по мере сил. Разумеется, до превращения в вампиршу.
- И, в то же время, сериальная Вероника заметно слабее духом в отношениях с Плоткиным: в книге её мало пугали его матримониальные планы. Она намеренно действовала ему на нервы своим идеологически неправильным поведением, ожидая, пока он разочаруется и отвалит от неё.
- Героическое самопожертвование — доктор, просто доктор. А если вдуматься, он мог просто прыгнуть в освященную воду.
- Даже у зла есть стандарты — у Серпа Ивановича они явно до поры были. Неизвестно, как и кем он питался раньше, но он очевидно не одобрял беспринципность своего брата, который не гнушался пить кровь даже у маленьких детей. Но на старости лет, как и предрекал Молот, он устал бороться со своей тёмной сущностью, превратился в то, что осуждал и сел на «диету» из пионеров.
- Диссонирующий саундтрек — лейтмотив «Куда уходит детство» в финале.
- Затмить адаптацией — сериал, по мнению многих, острее и в тоже время, душевнее, чем книга, менее плоские герои, игра актеров на высоте, даже детей, не говоря уж о Серпе Ивановиче, в исполнение недоценного гения Шакурова.
- Живых надо бояться — сцена, в которой вожатые и дети из отряда устраивают Валерке коллективный разбор полётов, выглядит страшнее и неприятнее, чем все сцены с вампирами.
- А ещё страшнее выглядит момент, когда Валерка в родительский день пробирается на корабль, чтобы сбежать домой, но старшая вожатая Свистунова с парой мужиков из персонала ловят его, скручивают, зажимают рот и против силы тащат к доктору, чтобы обколоть успокоительным. И такая жестокость с ребенком — исключительно ради того, чтобы сохранить лицо перед родителями.
- Кадр из... — самый финал 6ой серии. Кадр из ёмкости с водой, в которую баба Нюра бросает очищенную картофелину. Выглядит довольно зловеще в свете открывшейся информации о том, что баба Нюра — главный вампир. Информация, конечно же, оказалась ложной, но зрители (во всяком случае, не знакомые с книгой-первоисточником) на тот момент об этом не знают.
- Красная сельдь — в ночь розысков пропавшего Юры Тонких Игорь и Валерка услышали, что капитан Капустин собирается что-то вывезти из морозильника пищеблока, потому что очень боится приезда милиции. Заподозрив его в убийстве мальчика, они проследили за ним до корабля, и поймали с поличным. Вот только не на попытке избавиться от трупа, а на краже мяса из столовки.
- Ложная тревога — из-за пластыря на шее, Игорь заподозрил Колыбалова в том, что он тоже вампир. А это оказался засос от любовницы! Впрочем, он знает о вампирах, но пытается обратить это себе на пользу.
- Музыкальный символ чувств Игоря и Вероники — «Space Oddity». Довольно-таки сильный эмоциональный якорь.
- На звание символа Серпа Ивановича явно претендует звучащая в финале седьмой серии «Всё идёт по плану».
- Никто не верит ребенку — разумеется, Игорь не верит Валерке, когда тот рассказывает об «упырях в своем звене». Кстати, упыри упырями, но догадаться, что что-то не так, и заподозрить как минимум банальный буллинг вожатый был обязан, но не заподозрил — все мысли Игоря были заняты исключительно Вероникой.
- Окрутеть в адаптации — Баба Нюра. В книге — зашуганная заика, до смерти боящаяся стратилата. В сериале — без пяти минут крутая бабуля: острая на язык и лихо управляющаяся с топором. Здесь, напротив, её опасается сам стратилат.
- Отсылка — способ, каким Валерка попал в лазарет — изваляться в крапиве — явно отсылает к аналогичной сцене из фильма Элема Климова «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён!»
- Изменившаяся мораль — вот только если в кино 1964 года дети прыгали в крапиву голыми, в кино 2021 года это уже абсолютно неприемлемо, и здесь Валерка прыгает в крапиву в трусах.
- Похорошеть в адаптации — вожатая 4-го отряда Ирина. В книге неоднократно упоминается её крайне заурядная внешность: лишний вес, очки и простоватые черты лица. В сериале же Ирина — миловидная и стройная девушка без очков, по внешним данным практически ничем не уступающая Веронике.
- Прерванное самоубийство — Носатов настолько доведён знанием о подноготной лагеря, что пытается повеситься, но его спасает Валерка.
- Сгустить краски в адаптации — по сравнению с книгой в сериале куда больше жестокости и крови. В книге пиявцы так и не перешли грань от детской бабайки до полноценных монстров, потому что доктор Носатов не жертвовал собой. Также никто не стрелял по сторожу: Игорь не стал убийцей, Валерке не пришлось помогать ему избавляться от трупа, и поэтому к финалу они подошли с чуть более позитивным настроем, нежели в сериале.
- Сексуальное домогательство — сразу два. Первое — принуждение к замужеству Вероники со стороны Саши (как и в романе), второе — попытка изнасилования Игоря Свистуновой, которая, к счастью, не удалась.
- Секс — это плохо, но очень хочется — поборник морали Саша Плоткин слишком уважает девушек, чтобы заниматься с ними сексом до брака. Но когда однажды ночью на пороге его комнаты возникает вампирша-Вероника — сопротивляется её напору вяло и недолго.
- Сотряс — не простатит, за часок пролетит — аж два раза. Сначала Игоря вырубают ударом по затылку, а серию спустя разбивают об голову Капустина бутылку, также с последующей отключкой. Через несколько минут оба героя приходят в себя как ни в чём не бывало.
- Ретрофутуризм — саундтрек сериала выполнен в значительной степени в духе ретровейва 80-х.
- Трагическая импульсивность — Игорь, просто Игорь.
- Тульпа — погибший старший брал Валерки, Денис, появляется в сериале в качестве воображаемого помощника и голоса разума.
- Не хочу быть плохим — Денис незадолго до смерти побывал в этом же лагере и стал вампиром, что переживал и чего стыдился
- В финале в том же положении оказался сам Валерка.
- Не хочу быть плохим — Денис незадолго до смерти побывал в этом же лагере и стал вампиром, что переживал и чего стыдился
- Темнее и острее — финал сериала, в сравнении с книгой, значительно более горький и мрачный: Валерка быстро отчуждается от окружающих людей; Вероника, скорее всего, остаётся с Плоткиным, пока Игорь пишет чистосердечное признание в убийстве сторожа; нелепо гибнут доктор и сторож... И даже пароход с мели так и не смогли снять.
- Фрейд был прав — у многих зрителей возникли вопросы к сцене, где Валерка мажет зубной пастой Анастасийку. Снято очевидно двусмысленно: подчеркнуто-томный проезд камеры по фигуре 12-летней девочки, символичное выдавливание пасты; плюс монтаж, перемежающий эти кадры с параллельно происходящей сценой близости Игоря и Вероники (у них, в отличии от детишек, всё прямолинейно и без иносказаний).
- Цветное настоящее, чёрно-белое прошлое — сцены из времён революции и тридцатых исполнены в технике сепии, сцены же из 70-80-х — в насыщенных, ярких цветах.
Алексей Иванов | ||
---|---|---|
Исторические романы | Сердце пармы (2000) • Золото бунта (2005) • Летоисчисление от Иоанна (2009) • Тобол (2017)… | |
Романы о современности | Общага-на-Крови (1992) • Географ глобус пропил (1995) • Блуда и МУДО (2007) • Ненастье (2015)… | |
Фантастика и мистика | Земля-сортировочная (1989) • Псоглавцы (2011) • Коммьюнити (2012) • Пищеблок (2018) • Тени тевтонов (2021)… |
Кинопоиск | |
---|---|
Сериалы | Водоворот • Пищеблок • Последний министр • Проект «Анна Николаевна» • Просто представь, что мы знаем • Топи • Этерна • Я не шучу… |
Хоррор-сериалы | |
---|---|
Мистика | Бедлам • Гоголь (сериал) • Полтергейст: Наследие • Сапфир и Сталь • Сверхъестественное |
Вампиры | Ангел • Баффи — истребительница вампиров • Карамора • От заката до рассвета • Пищеблок • Штамм |
Зомби | Ходячие мертвецы • Бойтесь ходячих мертвецов • Мир за пределами |
Разное | За стенами • Королевы Крика • Моими глазами • Очень странные дела • Чаки • Уэнсдэй |
Антологии | Американская история ужасов (Американские истории ужасов) • Байки из склепа • Кабинет редкостей Гильермо дель Торо • Калейдоскоп ужасов • Навстречу тьме • Внутри девятого номера • |
Книги | |
---|---|
Миры и герои | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
Книги (отечественные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (зарубежные) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |