Фольклор: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
м (1 версия импортирована)
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
[[Про Федота-стрельца, удалого молодца|Я — фольклорный элемент]],
[[Про Федота-стрельца, удалого молодца|Я — фольклорный элемент]],
У меня есть документ!|Даже [[Баба-Яга]] в курсе}}
У меня есть документ!|Даже [[Баба-Яга]] в курсе}}
Дословно с немецкого — «народная мудрость». К '''фольклор'''у относятся разнообразные произведения, не имеющие однозначно установленного авторства, но сложившиеся как продукт коллективного творчества масс и поколений. Иногда в фольклор попадают и авторские произведения, которые подвергаются переработке и переосмыслению в ходе пересказов и перепевов.
Дословно с немецкого — «народная мудрость». К '''фольклор'''у относятся разнообразные произведения, не имеющие однозначно установленного авторства, но сложившиеся как продукт коллективного творчества масс и поколений. Иногда в фольклор попадают и авторские произведения, которые подвергаются переработке и переосмыслению в ходе пересказов и перепевов.


К фольклору примыкают понятия, которые у нас на проекте определяют как '''«мифология»''' и '''«предания»'''. В чём разница? Они повествуют о существах высшего по сравнению с людьми ранга. Первое понятие относят к языческим верованиям, второе — к священным книгам крупных (по числу приверженцев) современных религий, которые рассматриваются здесь не как Священное Писание, а как художественное произведение.
К фольклору примыкают понятия, которые у нас на проекте определяют как '''«мифология»''' и '''«предания»'''. В чём разница? Они повествуют о существах высшего по сравнению с людьми ранга. Первое понятие относят к языческим верованиям, второе — к священным книгам крупных (по числу приверженцев) современных религий, которые рассматриваются здесь не как Священное Писание, а как художественное произведение.


Фольклор изначально передаётся от рассказчика, актёра, музыканта или плясуна к слушателю и зрителю, не фиксируясь на бумаге (пергаменте, папирусе etc). Однако рано или поздно наступает момент, когда образованные люди идут к носителям аутентичного фольклора — крестьянам, и записывают всё это (ну, или сами крестьяне либо становятся горожанами, либо овладевают грамотой на месте и решают что-нибудь записать, возможно даже становясь профессиональными писателями). Будучи записанным, фольклор остаётся таковым. Больше того, когда какой-нибудь Гомер, [[The Song of Hiawatha|Лонгфелло]], Ушинский, Караджич или [[Kalevala|Лённрот]], а может, [[Золушка|братья Гримм]] или [[Le Maître chat ou le chat botté|Перро]] творчески переработают наследие своих или чужих предков — это всё равно будет фольклор (для широких масс, а не для исследователей, сильно ненавидящих сочетание «письменный фольклор»)!
Фольклор изначально передаётся от рассказчика, актёра, музыканта или плясуна к слушателю и зрителю, не фиксируясь на бумаге (пергаменте, папирусе etc). Однако рано или поздно наступает момент, когда образованные люди идут к носителям аутентичного фольклора — крестьянам, и записывают всё это (ну, или сами крестьяне либо становятся горожанами, либо овладевают грамотой на месте и решают что-нибудь записать, возможно даже становясь профессиональными писателями). Будучи записанным, фольклор остаётся таковым. Больше того, когда какой-нибудь Гомер, [[The Song of Hiawatha|Лонгфелло]], Ушинский, Караджич или [[Kalevala|Лённрот]], а может, [[Золушка|братья Гримм]] или [[Le Maître chat ou le chat botté|Перро]] творчески переработают наследие своих или чужих предков — это всё равно будет фольклор (для широких масс, а не для исследователей, сильно ненавидящих сочетание «письменный фольклор»)!


Также к фольклору примыкают анонимные произведения, которые изначально были записаны и распространялись в «самиздате». В новых копиях, особенно если они рукописные или компьютерные, могут делаться изменения. Хотя, к примеру, «Слово о полку Игореве» первоначально имело всего одну копию…
Также к фольклору примыкают анонимные произведения, которые изначально были записаны и распространялись в «самиздате». В новых копиях, особенно если они рукописные или компьютерные, могут делаться изменения. Хотя, к примеру, «Слово о полку Игореве» первоначально имело всего одну копию…


Кстати о компьютерных. С появлением Интернета фольклор вышел на новый, принципиально иной уровень. Во-первых, что естественно, байки и анекдоты стали превращаться в достояние <s>республики</s> сообщества юзеров гораздо быстрее, чем во времена изустной передачи. Во-вторых, появилась новая форма фольклора — изобразительное искусство. Комиксы, «аткритки» и, главное, демотиваторы начали победное шествия по блоговым платформам, социальным сетям и другим сайтам. А по мере ускорения Интернета к ним присоединились песни (обычно в универсальном формате .mp3), а потом и видеоролики. Их особенность в том, что внести изменения в картинку и особенно аудио или видео не так-то просто. И надо быть ТруЪ сыщиком, чтобы раскопать, откуда пошла та или иная фигня…
Кстати о компьютерных. С появлением Интернета фольклор вышел на новый, принципиально иной уровень. Во-первых, что естественно, байки и анекдоты стали превращаться в достояние <s>республики</s> сообщества юзеров гораздо быстрее, чем во времена изустной передачи. Во-вторых, появилась новая форма фольклора — изобразительное искусство. Комиксы, «аткритки» и, главное, демотиваторы начали победное шествия по блоговым платформам, социальным сетям и другим сайтам. А по мере ускорения Интернета к ним присоединились песни (обычно в универсальном формате .mp3), а потом и видеоролики. Их особенность в том, что внести изменения в картинку и особенно аудио или видео не так-то просто. И надо быть ТруЪ сыщиком, чтобы раскопать, откуда пошла та или иная фигня…


Впрочем, ещё до появления компов, с развитием урбанизации, характерные для традиционного общества формы и жанры стали вытесняться новыми. В России это были частушка (четверостишие, написанное хореем, обычно на любовную/эротическую тематику), городской/жестокий романс и блатная песня, а в прозе — наш обожаемый анекдот.
Впрочем, ещё до появления компов, с развитием урбанизации, характерные для традиционного общества формы и жанры стали вытесняться новыми. В России это были частушка (четверостишие, написанное хореем, обычно на любовную/эротическую тематику), городской/жестокий романс и блатная песня, а в прозе — наш обожаемый анекдот.


Возвращаясь в далёкое прошлое, упомяну [[Библия|Библию]]. Космогонические мифы, героический эпос, кодификация обычного права, философские притчи, любовная лирика — и всё в одном флаконе, да ещё с запретом на переделку — это круто!
Возвращаясь в далёкое прошлое, упомяну [[Библия|Библию]]. Космогонические мифы, героический эпос, кодификация обычного права, философские притчи, любовная лирика — и всё в одном флаконе, да ещё с запретом на переделку — это круто!


И завершая вступление, нельзя не заметить, что есть ещё декоративно-прикладное искусство, [[Справочник автора/Одежда средневековой Руси|национальные костюмы]], [[Справочник автора/Архитектура/Традиционные жилища|жильё]], [[Справочник автора/Средневековая европейская кухня|еда]], обряды… Впрочем, это уже не про вымышленные миры.
И завершая вступление, нельзя не заметить, что есть ещё декоративно-прикладное искусство, [[Справочник автора/Одежда средневековой Руси|национальные костюмы]], [[Справочник автора/Архитектура/Традиционные жилища|жильё]], [[Справочник автора/Средневековая европейская кухня|еда]], обряды… Впрочем, это уже не про вымышленные миры.
Строка 33: Строка 33:
* Басня.
* Басня.
* Притча.
* Притча.
* Малые формы — пословица, поговорка, загадка, считалка; анекдот, быличка.
* Малые формы — пословица, поговорка, загадка, считалка; анекдот.


=== Драматические=[[Театр]] ===
=== Драматические=[[Театр]] ===
Строка 58: Строка 58:
Пожалуй, самая значимая и интересная часть фольклора. Интересная тем, что обычно содержит информацию о реальных людях и событиях, разбавленную той или иной долей вымысла. Думаю, что будет невредно скопировать сюда [[w:Эпос|список из Вики]] в хронологическом порядке в сокращённом виде.
Пожалуй, самая значимая и интересная часть фольклора. Интересная тем, что обычно содержит информацию о реальных людях и событиях, разбавленную той или иной долей вымысла. Думаю, что будет невредно скопировать сюда [[w:Эпос|список из Вики]] в хронологическом порядке в сокращённом виде.


* [[Клинопись и зиккураты|Двуречье]] — «[[Гильгамеш]]».
* [[Клинопись и зиккураты|Двуречье]] «[[Гильгамеш]]».
* [[Герои и философы|Древняя Греция]] — «Илиада» и «Одиссея» (Гомер).
* [[Герои и философы|Древняя Греция]] «Илиада» и «Одиссея» (Гомер).
* [[Индийские песни и пляски|Индия]] — «Махабхарата» (Вьяса) и «Рамаяна» (Вальмики).
* [[Индийские песни и пляски|Индия]] «Махабхарата» (Вьяса) и «Рамаяна» (Вальмики).
* [[Императоры и гладиаторы|Древний Рим]] — «Энеида» (Вергилий).
* [[Императоры и гладиаторы|Древний Рим]] «Энеида» (Вергилий).
* [[Пустыни, шейхи и мечети|Арабы]] — «Дни арабов».
* [[Пустыни, шейхи и мечети|Арабы]] «Дни арабов».
* [[Файв-о-клок в тумане|Англосаксы]] — «Беовульф».
* [[Файв-о-клок в тумане|Англосаксы]] «Беовульф».
** Современные англичане — король Артур (хотя этот эпос кельтского, а не германского происхождения), [[Благородный разбойник|Робин Гуд]].
** Современные англичане — король Артур (хотя этот эпос кельтского, а не германского происхождения), [[Благородный разбойник|Робин Гуд]].
* [[Кельты в килтах|Ирландцы]] — саги о племени богини Дану, богатырях Финне и Кухулине.
* [[Кельты в килтах|Ирландцы]] саги о племени богини Дану, богатырях Финне и Кухулине.
* [[Коньяк и радио|Армения]] — «Давид Сасунский» (сост. [http://ru.hayazg.info/%D0%A1%D1%80%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B7%D1%82%D1%8F%D0%BD%D1%86_%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD_%D0%90%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BE%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Гарегин Срвандзтянц]).
* [[Коньяк и радио|Армения]] «Давид Сасунский» (сост. [http://ru.hayazg.info/%D0%A1%D1%80%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B7%D1%82%D1%8F%D0%BD%D1%86_%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD_%D0%90%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BE%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Гарегин Срвандзтянц]).
* [[Лягушатники-капитулянты|Франция]] — «[[Песнь о Роланде]]».
* [[Лягушатники-капитулянты|Франция]] «[[Песнь о Роланде]]».
* [[Сеньорес, амигос и чикос|Испания]] — «[[Эль Сид|Песнь о моем Сиде]]».
* [[Сеньорес, амигос и чикос|Испания]] «[[Эль Сид|Песнь о моем Сиде]]».
* [[Богатыри и чудища лесные|Россия]]/[[Сало и горилка|Украина]]/[[Партизаны-бульбоводы|Белоруссия]] — былины.
* [[Богатыри и чудища лесные|Россия]]/[[Сало и горилка|Украина]]/[[Партизаны-бульбоводы|Белоруссия]] былины.
** А также немало повестей, из которых наиболее популярно «[[Слово о полку Игореве]]».
** А также немало повестей, из которых наиболее популярно «[[Слово о полку Игореве]]».
** Украина — думы.
** Украина — думы.
* [[Генацвале и цинандали|Грузия]] — «Витязь в тигровой шкуре» (Шота Руставели).
* [[Генацвале и цинандали|Грузия]] «Витязь в тигровой шкуре» (Шота Руставели).
* [[Скандинавия]] — Эдда (Снорри Стурлусон).
* [[Скандинавия]] Эдда (Снорри Стурлусон).
** Это только Младшая, автор/составитель Старшей не установлен.
** Это только Младшая, автор/составитель Старшей не установлен.
*** Плюс ещё саги.
*** Плюс ещё саги.
* [[Доннерветтер унд сосиски|Германия]] — «Песнь о Нибелунгах».
* [[Доннерветтер унд сосиски|Германия]] «Песнь о Нибелунгах».
* [[Чёрный континент|Египет]] — «Бейбарс».
* [[Чёрный континент|Египет]] «Бейбарс».
* [[Братушки-славяне|Южные славяне]] — юнацкие песни, исполняемые под гусле.
* [[Братушки-славяне|Южные славяне]] юнацкие песни, исполняемые под гусле.
* У сербов особо выделяется косовский цикл.
* У сербов особо выделяется косовский цикл.
* [[Горы и горцы|Северный]] [[Казаки, курорты и Олимпиада|Кавказ]] — Нартский эпос.
* [[Горы и горцы|Северный]] [[Казаки, курорты и Олимпиада|Кавказ]] Нартский эпос.
* [[Издалека долго|Калмыкия]] — «Джангар».
* [[Издалека долго|Калмыкия]] «Джангар».
* [[Степи и Чингисхан|Монголия]] и родственные народы — «Гэсэр».
* [[Степи и Чингисхан|Монголия]] и родственные народы — «Гэсэр».
* [[Портвейн и мореходы|Португалия]] — «Лузиады» (Л. В. ди Камоэнс).
* [[Портвейн и мореходы|Португалия]] «Лузиады» (Л. В. ди Камоэнс).
* [[Страна огней|Азербайджан]], [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры|Туркменистан, Казахстан, Узбекистан]], а также другие тюркские регионы и Таджикистан — «Кёроглы».
* [[Страна огней|Азербайджан]], [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры|Туркменистан, Казахстан, Узбекистан]], а также другие тюркские регионы и Таджикистан — «Кёроглы».
* [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры|Киргизия]] — «Манас». Самый длиииинный.
* [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры|Киргизия]] «Манас». Самый длиииинный.
* [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры|Узбекистан, Казахстан, Каракалпакия]] — «Алпамыш».
* [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры|Узбекистан, Казахстан, Каракалпакия]] «Алпамыш».
** [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры|Каракалпакия]] — «Сорок девушек» ([http://www.ziyouz.uz/ru/folklor/karakalpakskaya-narodnaya-poeziya/1076-2012-11-29-09-47-20 «Кырк кыз»]).
** [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры|Каракалпакия]] «Сорок девушек» ([http://www.ziyouz.uz/ru/folklor/karakalpakskaya-narodnaya-poeziya/1076-2012-11-29-09-47-20 «Кырк кыз»]).
* [[Поморы и купцы|Карелия]] и [[Горячие парни и Нокия|Финляндия]] — «[[Калевала]]» (сост. Э. Лённрот).
* [[Поморы и купцы|Карелия]] и [[Горячие парни и Нокия|Финляндия]] «[[Калевала]]» (сост. Э. Лённрот).
** [[Янтарь и мызы|Эстония]] — «Калевипоэг» (сост. [[w:Крейцвальд, Фридрих|Ф. Крейцвальд]].
** [[Янтарь и мызы|Эстония]] «Калевипоэг» (сост. [[w:Крейцвальд, Фридрих|Ф. Крейцвальд]].
* [[Индейцы|Ирокезы]] — «[[Песнь о Гайавате]]» (сост. Г. Лонгфелло).
* [[Индейцы|Ирокезы]] «[[Песнь о Гайавате]]» (сост. Г. Лонгфелло).
* [[Янтарь и мызы|Латвия]] — «Лачплесис» (сост. [[w:Пумпур, Андрей Индрикович|А. Пумпур]]).
* [[Янтарь и мызы|Латвия]] «Лачплесис» (сост. [[w:Пумпур, Андрей Индрикович|А. Пумпур]]).
* [[От каменного пояса до Тихого океана|Саха-Якутия]] — «Олонхо».
* [[От каменного пояса до Тихого океана|Саха-Якутия]] «Олонхо».


== Популярнейшая из «малых форм» ==
== Популярнейшая из «малых форм» ==
То, что в наши дни называется «'''анекдот'''» — это ультракороткий юмористический или сатирический рассказ с заведомо вымышленными событиями и ударной (порою ещё и неожиданной) концовкой, вызывающей смех. Возможны длинные циклы с одним и тем же постоянным персонажем (или несколькими). В XX—XXI веках иногда постоянными персонажами становятся герои мультфильмов (вроде «[[Ну, погоди!]]» или про Гену с Чебурашкой) или любимых народом фильмов и телесериалов («[[Чапаев (фильм)|Чапаев]]», «[[Гусарская баллада]]», «[[Операция „Ы“ и другие приключения Шурика]]» и «[[Кавказская пленница]]», «[[Война и мир]]», «[[Штирлиц|Семнадцать мгновений весны]]», «[[Sherlock Holmes|Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона]]»). Очень популярна [[Непристойно — значит, смешно|сортирная и сексуальная]] тематика, но к ней не сводится. Хватает и народной сатиры нравов, и даже политической сатиры. В некоторых странах, в некоторые эпохи за политический анекдот можно было схлопотать реальный тюремный или лагерный срок.
То, что в наши дни называется «'''анекдот'''» — это ультракороткий юмористический или сатирический рассказ с заведомо вымышленными событиями и ударной (порою ещё и неожиданной) концовкой, вызывающей смех. Возможны длинные циклы с одним и тем же постоянным персонажем (или несколькими). В XX—XXI веках иногда постоянными персонажами становятся герои мультфильмов (вроде «[[Ну, погоди!]]» или про Гену с Чебурашкой) или любимых народом фильмов и телесериалов («[[Чапаев (фильм)|Чапаев]]», «[[Гусарская баллада]]», «[[Операция „Ы“ и другие приключения Шурика]]» и «[[Кавказская пленница]]», «[[Война и мир]]», «[[Штирлиц|Семнадцать мгновений весны]]», «[[Sherlock Holmes|Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона]]»). Очень популярна [[Непристойно — значит, смешно|сортирная и сексуальная]] тематика, но к ней не сводится. Хватает и народной сатиры нравов, и даже политической сатиры. В некоторых странах, в некоторые эпохи за политический анекдот можно было схлопотать реальный тюремный или лагерный срок.
* А начиналось всё в седой древности, в дописьменную эпоху — ещё с тех самых пор у всех народов был жутко популярен данный жанр. Только он тогда назывался «весёлая история». А «анекдотом» во Франции, Германии и России до XIX века включительно называлось несколько другое явление — реальная (или похожая на реальную) занятная история, произошедшая (или якобы произошедшая) с реальным (или предположительно реальным) лицом. Слово «анекдот» поменяло значение на нынешнее примерно в 1920-е годы.
* А начиналось всё в седой древности, в дописьменную эпоху — ещё с тех самых пор у всех народов был жутко популярен данный жанр. Только он тогда назывался «весёлая история». А «анекдотом» во Франции, Германии и России до XIX века включительно называлось несколько другое явление — реальная (или похожая на реальную) занятная история, произошедшая (или якобы произошедшая) с реальным (или предположительно реальным) лицом. Слово «анекдот» поменяло значение на нынешнее примерно в 1920-е годы.
** В наше время анекдот как жанр переживает упадок и по сути уже ушёл в историю, сменившись более современными формами фольклора - теми же интернет-мемами. Кончено, анекдоты ещё помнят, но почти не рассказывают.


== Детский фольклор ==
== Детский фольклор ==
* Возможно, самый древний жанр — считалки. А как ещё выбрать водящего в играх? В городском сообществе жанр начал угасать, но автор правки ещё помнит:
* Возможно, самый древний жанр — считалки. А как ещё выбрать водящего в играх? В городском сообществе жанр начал угасать, но автор правки ещё помнит:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
За стеклянными дверями
За стеклянными дверями
Строка 113: Строка 112:
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Я дурочка-[[Снегурочка#Больше Снегурочек, хороших и разных!|Снегурочка]],
Я дурочка-[[Снегурочка#Больше Снегурочек, хороших и разных!|Снегурочка]],
мой папа — Дед Мороз,
мой папа — Дед Мороз,
а мамочка — фиалочка,
а мамочка — фиалочка,
а ты — сопливый нос.|Так надо отвечать, когда обзывают дурой}}
а ты — сопливый нос.|Так надо отвечать, когда обзывают дурой}}
* Ну и опять-таки анекдоты. Как же без них?
* Ну и опять-таки анекдоты. Как же без них?
* [[Пионерский фольклор]], которому посвящена отдельная статья — страшилки, садистские стишки и пионерлагерные песни.
* [[Пионерский фольклор]], которому посвящена отдельная статья — страшилки, садистские стишки и пионерлагерные песни.


{{Nav/Basic}}
{{Nav/Basic}}

Текущая версия на 11:19, 6 мая 2022

«

Я — фольклорный элемент,
У меня есть документ!

»
— Даже Баба-Яга в курсе

Дословно с немецкого — «народная мудрость». К фольклору относятся разнообразные произведения, не имеющие однозначно установленного авторства, но сложившиеся как продукт коллективного творчества масс и поколений. Иногда в фольклор попадают и авторские произведения, которые подвергаются переработке и переосмыслению в ходе пересказов и перепевов.

К фольклору примыкают понятия, которые у нас на проекте определяют как «мифология» и «предания». В чём разница? Они повествуют о существах высшего по сравнению с людьми ранга. Первое понятие относят к языческим верованиям, второе — к священным книгам крупных (по числу приверженцев) современных религий, которые рассматриваются здесь не как Священное Писание, а как художественное произведение.

Фольклор изначально передаётся от рассказчика, актёра, музыканта или плясуна к слушателю и зрителю, не фиксируясь на бумаге (пергаменте, папирусе etc). Однако рано или поздно наступает момент, когда образованные люди идут к носителям аутентичного фольклора — крестьянам, и записывают всё это (ну, или сами крестьяне либо становятся горожанами, либо овладевают грамотой на месте и решают что-нибудь записать, возможно даже становясь профессиональными писателями). Будучи записанным, фольклор остаётся таковым. Больше того, когда какой-нибудь Гомер, Лонгфелло, Ушинский, Караджич или Лённрот, а может, братья Гримм или Перро творчески переработают наследие своих или чужих предков — это всё равно будет фольклор (для широких масс, а не для исследователей, сильно ненавидящих сочетание «письменный фольклор»)!

Также к фольклору примыкают анонимные произведения, которые изначально были записаны и распространялись в «самиздате». В новых копиях, особенно если они рукописные или компьютерные, могут делаться изменения. Хотя, к примеру, «Слово о полку Игореве» первоначально имело всего одну копию…

Кстати о компьютерных. С появлением Интернета фольклор вышел на новый, принципиально иной уровень. Во-первых, что естественно, байки и анекдоты стали превращаться в достояние республики сообщества юзеров гораздо быстрее, чем во времена изустной передачи. Во-вторых, появилась новая форма фольклора — изобразительное искусство. Комиксы, «аткритки» и, главное, демотиваторы начали победное шествия по блоговым платформам, социальным сетям и другим сайтам. А по мере ускорения Интернета к ним присоединились песни (обычно в универсальном формате .mp3), а потом и видеоролики. Их особенность в том, что внести изменения в картинку и особенно аудио или видео не так-то просто. И надо быть ТруЪ сыщиком, чтобы раскопать, откуда пошла та или иная фигня…

Впрочем, ещё до появления компов, с развитием урбанизации, характерные для традиционного общества формы и жанры стали вытесняться новыми. В России это были частушка (четверостишие, написанное хореем, обычно на любовную/эротическую тематику), городской/жестокий романс и блатная песня, а в прозе — наш обожаемый анекдот.

Возвращаясь в далёкое прошлое, упомяну Библию. Космогонические мифы, героический эпос, кодификация обычного права, философские притчи, любовная лирика — и всё в одном флаконе, да ещё с запретом на переделку — это круто!

И завершая вступление, нельзя не заметить, что есть ещё декоративно-прикладное искусство, национальные костюмы, жильё, еда, обряды… Впрочем, это уже не про вымышленные миры.

Фольклорные жанры[править]

Эпические=Литература[править]

  • Сказка (волшебная, бытовая, о животных).
  • Миф.
  • Легенда.
  • Былина.
  • Дума.
  • Сказание.
  • Сага.
  • Эпос.
  • Устная повесть.
  • Поэма (только не романтическая).
  • Басня.
  • Притча.
  • Малые формы — пословица, поговорка, загадка, считалка; анекдот.

Драматические=Театр[править]

  • Вертепные пьесы.
  • Народные драмы.
  • Народные комедии.
  • Пассии. ???Страсти.
  • Фарсы.

Лирические=музыка[править]

Песни:

  • Обрядовые.
  • Колыбельные.
  • Семейные.
  • Солдатские.
  • Любовные.
  • Частушки.
  • Рабочие.
  • Причитания (исполняются на похоронах).

Где-то рядом бегают народные танцы, которые регулярно пополняют собой континуум множество танцев бальных. Впрочем, к сайту Посмотре.ли, который я в настоящий момент представляю, танцы не имеют отношения.

Героический эпос[править]

Пожалуй, самая значимая и интересная часть фольклора. Интересная тем, что обычно содержит информацию о реальных людях и событиях, разбавленную той или иной долей вымысла. Думаю, что будет невредно скопировать сюда список из Вики в хронологическом порядке в сокращённом виде.

Популярнейшая из «малых форм»[править]

То, что в наши дни называется «анекдот» — это ультракороткий юмористический или сатирический рассказ с заведомо вымышленными событиями и ударной (порою ещё и неожиданной) концовкой, вызывающей смех. Возможны длинные циклы с одним и тем же постоянным персонажем (или несколькими). В XX—XXI веках иногда постоянными персонажами становятся герои мультфильмов (вроде «Ну, погоди!» или про Гену с Чебурашкой) или любимых народом фильмов и телесериалов («Чапаев», «Гусарская баллада», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» и «Кавказская пленница», «Война и мир», «Семнадцать мгновений весны», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»). Очень популярна сортирная и сексуальная тематика, но к ней не сводится. Хватает и народной сатиры нравов, и даже политической сатиры. В некоторых странах, в некоторые эпохи за политический анекдот можно было схлопотать реальный тюремный или лагерный срок.

  • А начиналось всё в седой древности, в дописьменную эпоху — ещё с тех самых пор у всех народов был жутко популярен данный жанр. Только он тогда назывался «весёлая история». А «анекдотом» во Франции, Германии и России до XIX века включительно называлось несколько другое явление — реальная (или похожая на реальную) занятная история, произошедшая (или якобы произошедшая) с реальным (или предположительно реальным) лицом. Слово «анекдот» поменяло значение на нынешнее примерно в 1920-е годы.

Детский фольклор[править]

  • Возможно, самый древний жанр — считалки. А как ещё выбрать водящего в играх? В городском сообществе жанр начал угасать, но автор правки ещё помнит:
«

За стеклянными дверями
стои́т мишка с пирогами.
Мишка, мишенька, дружок,
сколько сто́ит пирожок?
— Пирожок то стоит три,
а голить-то будешь ты!
(Вар: Три копейки с половиной,
выходи, дурак с дубиной!)

»
— Считалка
  • Есть и другие стишки, например, дразнилки:
«

Я дурочка-Снегурочка,
мой папа — Дед Мороз,
а мамочка — фиалочка,
а ты — сопливый нос.

»
— Так надо отвечать, когда обзывают дурой
  • Ну и опять-таки анекдоты. Как же без них?
  • Пионерский фольклор, которому посвящена отдельная статья — страшилки, садистские стишки и пионерлагерные песни.