Толпа с вилами: различия между версиями
(не показаны 3 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 44: | Строка 44: | ||
* В. Скотт, «[[Айвенго]]» — крестьяне с вилами приходят на помощь разбойникам [[Робин Гуд]]а при осаде замка Торкилстон, в котором засели похитители их господина Седрика Ротервудского — норманнские рыцари де Буагильбер, де Браси и Фрон де Беф. Крайняя малочисленность защитников (почти всех своих лучших людей Фрон де Беф очень некстати отослал в Йорк для поддержки принца Джона) плюс поджог замка Ульрикой позволила толпе с вилами отпраздновать успех. | * В. Скотт, «[[Айвенго]]» — крестьяне с вилами приходят на помощь разбойникам [[Робин Гуд]]а при осаде замка Торкилстон, в котором засели похитители их господина Седрика Ротервудского — норманнские рыцари де Буагильбер, де Браси и Фрон де Беф. Крайняя малочисленность защитников (почти всех своих лучших людей Фрон де Беф очень некстати отослал в Йорк для поддержки принца Джона) плюс поджог замка Ульрикой позволила толпе с вилами отпраздновать успех. | ||
** Тут не очень толпа с вилами — профессиональные разбойники все же вполне боеспособны, к тому же они были усилены одним рыцарем, крестьяне там скорее служили массовкой. Хотя у защитников замка рыцарей было три, все остальные бойцы были примерно равны осаждающим по уровню. | ** Тут не очень толпа с вилами — профессиональные разбойники все же вполне боеспособны, к тому же они были усилены одним рыцарем, крестьяне там скорее служили массовкой. Хотя у защитников замка рыцарей было три, все остальные бойцы были примерно равны осаждающим по уровню. | ||
* [[Марк Твен]] описывает такую толпу, пришедшую | * [[Марк Твен]] описывает такую толпу, пришедшую тащить полковника Шерборна на [[суд Линча]] («[[Том Сойер и Гекльберри Финн|Приключения Гекльберри Финна]]»). Правда, у них ничего не получилось, ибо [[ствол — великий уравнитель]]. Полковник ещё и потроллил весь этот [[white trash]], держа его на мушке. | ||
* [[Герберт Уэллс]], «[[The Invisible Man|Человек-невидимка]]» — потерявшего окончательно берега Гриффина усмиряют (посредством лопаты по голове) простые местные рабочие, доведенные до отчаянья. | * [[Герберт Уэллс]], «[[The Invisible Man|Человек-невидимка]]» — потерявшего окончательно берега Гриффина усмиряют (посредством лопаты по голове) простые местные рабочие, доведенные до отчаянья. | ||
* Р. Сабатини: | * Р. Сабатини: | ||
Строка 92: | Строка 92: | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «[[Скуби-Ду! Динамит]]» (1976) — эпизод «Охота на ведьм» (3 сезон, 4 серия). Сквайр Марли — то ли мэр, то ли просто влиятельный гражданин Салема (да-да, того самого) — поднял других добропорядочных горожан на борьбу с ведьмой прямо как в старые «добрые» времена. Вил, правда, у этой толпы не было, зато факелов хоть отбавляй. | |||
* «[[Симпсоны]]» высмеивают троп. В момент острого социального напряжения кто-то (обычно Мо Сизлак) кричит «Хватай ведьму!» и у приличных горожан прямо посреди заседания в мэрии появляются вилы и факелы, с которыми они бегут на врага общественного порядка. | * «[[Симпсоны]]» высмеивают троп. В момент острого социального напряжения кто-то (обычно Мо Сизлак) кричит «Хватай ведьму!» и у приличных горожан прямо посреди заседания в мэрии появляются вилы и факелы, с которыми они бегут на врага общественного порядка. | ||
* «[[Байки хранителя склепа]]» (1993) | * «[[Байки хранителя склепа]]» (1993) | ||
** 1 сезон, 6 серия. Прикоснувшись к восковой фигуре, изображающей чудовище Франкенштейна, мальчик Крэйг попал в связанный с ней сюжет и спас означенного монстра от толпы горожан, вооружённой факелами и вилами, которая хотела сжечь его на водяной мельнице. | ** 1 сезон, 6 серия. Прикоснувшись к восковой фигуре, изображающей чудовище Франкенштейна, мальчик Крэйг попал в связанный с ней сюжет и спас означенного монстра от толпы горожан, вооружённой факелами и вилами, которая хотела сжечь его на водяной мельнице. | ||
** 2 сезон, 2 серия. На правах [[Визуальная отсылка|визуальной отсылки]]. Жители небольшого городка, выгнанные из своих домов [[Стая пауков|стаей вездесущих пауков]], собрались в большую толпу, не собираясь ничего громить и никого линчевать. При этом в ней есть один фермер, который зачем-то прихватил с собой вилы. Так что формально это толпа с вилами, пусть и с одними единственными на всю толпу. | ** 2 сезон, 2 серия. На правах [[Визуальная отсылка|визуальной отсылки]]. Жители небольшого городка, выгнанные из своих домов [[Стая пауков|стаей вездесущих пауков]], собрались в большую толпу, не собираясь ничего громить и никого линчевать. При этом в ней есть один фермер, который зачем-то прихватил с собой вилы. Так что формально это толпа с вилами, пусть и с одними единственными на всю толпу. | ||
* «[[Тайны старого Лондона]]» (1994) | * «[[Тайны старого Лондона]]» (1994) | ||
** Эпизод «Фальстаф и дрозд» (20 серия). Разговоры о том, что китайцы едят ласточкины гнёзда и собак, навеяли Оливии сон, в котором вооружённая трезубцами толпа неких восточных варваров, один из которых изрыгает изо рта живых ласточек, похищает её пса Фальстафа с целью сожрать. А проснувшись, Оливия обнаружила, что Фальстаф и в самом деле исчез. | |||
** «Гули-Гули» (22 серия). Более прямо и уже наяву. По конец серии обеспокоенные лондонцы идут на великана-детоубийцу Гули-Гули ({{spoiler|на самом деле несправедливого оклеветанного}}), вооружившись факелами, двузубыми вилами и разным другими опасными для жизни предметами, вроде ножей и граблей. | |||
* «[[Губка Боб Квадратные Штаны]]» — жителей Бикини Боттома хлебом не корми, дай только вооружиться вилами, факелами и прочими штуками, чтобы защитить родной город. Но чаще всего, они это делают, чтобы наброситься на ни в чём неповинных героев мультсериала. | * «[[Губка Боб Квадратные Штаны]]» — жителей Бикини Боттома хлебом не корми, дай только вооружиться вилами, факелами и прочими штуками, чтобы защитить родной город. Но чаще всего, они это делают, чтобы наброситься на ни в чём неповинных героев мультсериала. | ||
* «[[Звёздные войны]]. Войны клонов» (1-й сезон, 20 серия) Толпа тви’леков (бывшие заложники) успешно атакует дроида-командира на танке. | * «[[Звёздные войны]]. Войны клонов» (1-й сезон, 20 серия) Толпа тви’леков (бывшие заложники) успешно атакует дроида-командира на танке. | ||
Строка 151: | Строка 154: | ||
* Waxworks — толпа горожан-вигилантов на уровне Лондонской арки (стоит отметить, что для обитателей трущоб — а Уайтчепел конца XIX века был злачной дырой британской столицы — они одеты весьма прилично), ведущих охоту на Джека-Потрошителя. Поскольку в начале прохождения ГГ застают над трупом очередной жертвы, то подозрения, соответственно, падают на него. И если в случае попадания в руки полиции он сначала проходит через пародию на «справедливый» суд, после которого его вешают, то горожане устроят над ним именно то, чего и добивается типичная толпа с вилами. | * Waxworks — толпа горожан-вигилантов на уровне Лондонской арки (стоит отметить, что для обитателей трущоб — а Уайтчепел конца XIX века был злачной дырой британской столицы — они одеты весьма прилично), ведущих охоту на Джека-Потрошителя. Поскольку в начале прохождения ГГ застают над трупом очередной жертвы, то подозрения, соответственно, падают на него. И если в случае попадания в руки полиции он сначала проходит через пародию на «справедливый» суд, после которого его вешают, то горожане устроят над ним именно то, чего и добивается типичная толпа с вилами. | ||
* [[Darkest Dungeon]] — Предок доэкспериментировался с тёмными силами и вкрай заебал горожан, но когда они пришли вправлять ему мозги, оказалось, что с этой задачей он уже справился [[Самоубийство|самостоятельно]]. | * [[Darkest Dungeon]] — Предок доэкспериментировался с тёмными силами и вкрай заебал горожан, но когда они пришли вправлять ему мозги, оказалось, что с этой задачей он уже справился [[Самоубийство|самостоятельно]]. | ||
* «[[Until Dawn]]» (2015) — отсылка к тропу: Подобрав факел, Майкл шутит: «Теперь [осталось только] найти вилы и собрать толпу». | |||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === |
Текущая версия на 21:06, 26 февраля 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Torches and Pitchforks. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | С вилами вскоре подошли мужики, |
» |
— КняZz, «Пикник у бани» |
Толпа с вилами — очень злые крестьяне или бедные горожане, которые решили, что хватит уже над ними измываться. Кто бы ни достал их до печёнок — убервальдский аристократ, заезжая колдунья с фаерболами, понаехавшая диаспора нелюдей, злой правитель или кто-то ещё более непонятный деревенскому уму — они больше не будут с этим мириться. Они хватают кто до чего дотянется — вилы, факелы, косы, дреколье, обрезы — собираются в толпу и идут разбираться по-взрослому.
Но насколько хорошо у них это получится — зависит от. Если против толпы с вилами — небоевые или не желающие крестьянам зла персонажи, ну или малочисленные боевики условного «злодея», то толпа с вилами успешно обратит своих противников в бегство или вовсе линчует их. Но вот против регулярной армии нормальной численности толпа с вилами — обычное панургово стадо, и ложится в землю в полном составе. Известен, впрочем, прецедент, когда группа слишком гордых рыцарей, считавших ниже своего достоинства скрещивать меч с крестьянскими вилами, была легко перебита такой толпой.
Где встречается[править]
Театр[править]
- Л. Филатов, «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Толпа с вилами торжествует, охрана царя ранее упоминалась, но не в этой сцене (видимо, разбежалась, после того как генерал отказался повернуть силовые структуры против народа). «Фрол взял кол, Устин взял дрын, Игнат взял ухват, Егор взял топор…» А был там Кирилл, чтоб толпа не осталась без вил?
- Он же, «Эликсир любви» — такая же толпа собралась под окнами волшебного алхимика Мишеля, когда сочла, что он «приворожил» их жён. Мишель сказал «Не выйду и не отопру» и стал демонстративно-громко звать стражу — и тогда толпа, поматюкавшись, разошлась, но кто-то из толпы (возможно, даже многие) настучал на учёного в Святую Инквизицию. Фискал Инквизиции (мирянин-следователь) потом говорил: «В моём столе скопилось столько жалоб, что я не замечать их не могу!».
Литература[править]
Отечественная[править]
- Ю. Олеша, «Три Толстяка» (и фильм, и оба мультфильма, и все прочее) — на сторону толпы с вилами перешла, предав Трех Толстяков, почти вся их собственная гвардия. И после этого шило не поменялось на мыло!
- Михаил Булгаков, «Роковые яйца» — обезумевшая толпа москвичей убила Персикова, посчитав его виновников всех проблем. Под их горячую руку попали ещё экономка профессора Марья Степановна и сторож института Панкрат, которые даже не были причастны к опытам.
- Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине» — аверсия. «Казалось — еще минута, и они все поднимутся, возьмут вилы, топоры, мотыги, пойдут приступом на Агабеково логово, разнесут и размечут его! Но так не случилось. В жилах у каждого чоракца нашлась трусливо-рассудительная капля, и она взяла верх».
- Евгений Пермяк, «Фока — на все руки дока». Толпа с вилами торжествует — после смерти царя от злости никто уже не смеет узурпировать власть.
- «Королевство кривых зеркал» (книга, не фильм) — толпа с вилами точно так же свергает короля, но только после того, как советская пионерка-попаданка ликвидирует особо страшного министра.
- А. Говоров, «Последние Каролинги» — узнав, что гнусный дворянчик Тьерри держит трёх «свободных» крестьянок в своём замке на положении рабынь, толпа выкурила его из замка и растерзала. А после лёгкой победы каждый ринулся в свои земли избивать господ, и, разумеется, ничем хорошим это не кончилось…
- Андрей Белянин, «Летучий корабль» — толпа, недовольная арестом сыскного воеводы и произволом боярских прихвостней из «альтернативной» следственной комиссии, идёт ко дворцу Гороха разбираться. Но царь зело эффективно уговаривает её разойтись.
- «Меганезия» — агрессивно настроенная мусульманская демонстрация. Умные и добрые нези шутку оценили и выслали штурмовики с пулемётами. А потом сбросили трупы в море. Бульдозерами.
- Иван Матвеев, «Ахиллес и черепаха», рассказ «Дамокл» — шутки ради. Тяжко жить правителю: над головой Дамоклова Люстра висит, на полу в углу Дамоклова Банановая кожура лежит, в каждой жареной рыбе — Дамокловы Кости своего часа ждут. И гости вдруг почему-то куда-то ушли… «Он-то к риску привычный, — пояснила Ахиллесу Черепаха, — А мы лучше пойдем отсюда. Там Дамоклов Народ уже ворота выламывает».
- «Сварог: Нечаянный король». Благородная Миала, уверенная, что король собирается принуждать её к браку с постылым и опасным, объявляет против короля рокош и собирает себе в подмогу толпу крестьян с вилами (дружины у неё нет ввиду крайней бедности). Крестьяне не очень-то и горят желанием лезть на короля (который лично явился в имение Миалы, один, но с оружием) — однако какой-то мужичок, то ли самый храбрый, то ли самый глупый, всё же метнул в государя вилы. На которые государю было всё равно: у него особые способности.
- «Сварог: Чертова мельница» — именно такие толпы пытаются поймать или уничтожить пса (на самом деле — заколдованного злодеями короля), за шкуру которого местный гадский гад назначил награду, объявив кобеля «бешеным».
- Алексей Пехов «Хроники Сиалы». В «Джанге с тенями» героям приходится пробиваться сквозь враждебую деревеньку. Крестьяне с вилами прилагаются.
- Ольга Громыко, «Верные враги» — даже подсвечено: «…не дослушав, рокотом прибоя вдохнула толпа, в качестве барашков волн используя неметь откуда взявшиеся цепы и вилы. Под тулупами, что ли, в разобранном виде прятали, а сейчас быстренько свинтили?!».
- Известнейшая героиня Громыко, Вольха Редная, периодически (особенно под нехватку денег, так как там всегда находится и нечисть для платного усмирения) развлекается троллением такой толпы, вооружённой преимущественно рогатинами и возглавляемой местным дайном (священником), в селении Верхние Россохи.
Зарубежная[править]
- В. Скотт, «Айвенго» — крестьяне с вилами приходят на помощь разбойникам Робин Гуда при осаде замка Торкилстон, в котором засели похитители их господина Седрика Ротервудского — норманнские рыцари де Буагильбер, де Браси и Фрон де Беф. Крайняя малочисленность защитников (почти всех своих лучших людей Фрон де Беф очень некстати отослал в Йорк для поддержки принца Джона) плюс поджог замка Ульрикой позволила толпе с вилами отпраздновать успех.
- Тут не очень толпа с вилами — профессиональные разбойники все же вполне боеспособны, к тому же они были усилены одним рыцарем, крестьяне там скорее служили массовкой. Хотя у защитников замка рыцарей было три, все остальные бойцы были примерно равны осаждающим по уровню.
- Марк Твен описывает такую толпу, пришедшую тащить полковника Шерборна на суд Линча («Приключения Гекльберри Финна»). Правда, у них ничего не получилось, ибо ствол — великий уравнитель. Полковник ещё и потроллил весь этот white trash, держа его на мушке.
- Герберт Уэллс, «Человек-невидимка» — потерявшего окончательно берега Гриффина усмиряют (посредством лопаты по голове) простые местные рабочие, доведенные до отчаянья.
- Р. Сабатини:
- «Одиссея капитана Блада», участники восстания Монмута. «…У некоторых, правда, были охотничьи ружья, а кое у кого даже мечи. Многие были вооружены только дубинками; большинство же тащили огромные пики, сделанные из кос, страшные на вид, но мало пригодные в бою. Среди этих импровизированных воинов были ткачи, пивовары, плотники, кузнецы, каменотёсы, каменщики, сапожники и представители других мирных профессий».
- Сабатини не знал о движении косинеров, иначе не бросался бы столь легкомысленными выводами. В умелых руках коса, нужным образом «модифицированная» деревенским кузнецом — страшное оружие.
- С другой стороны, в умелых руках и палка стреляет, а Сабатини подчеркивает, что на восстание поднялось неорганизованное стадо, участники которого до этого максимум нос соседу по пьяни расквасить могли.
- «Удачи капитана Блада», глава «Самозванец». Губернатор по глупости вооружил всех жителей Пуэрто-Рико, способных носить оружие. Они не только понесли потери в схватке с пиратами, но и помешали стрелять по головорезам лже-Блада.
- «Одиссея капитана Блада», участники восстания Монмута. «…У некоторых, правда, были охотничьи ружья, а кое у кого даже мечи. Многие были вооружены только дубинками; большинство же тащили огромные пики, сделанные из кос, страшные на вид, но мало пригодные в бою. Среди этих импровизированных воинов были ткачи, пивовары, плотники, кузнецы, каменотёсы, каменщики, сапожники и представители других мирных профессий».
- А. Сапковский, «Сага о ведьмаке»:
- Решительно мотивированная толпа с вилами вынесла легендарный оплот ведьмаков Школы Волка Каэр-Морхен. Из взрослых защитников крепости выжил один лишь Весемир. Ну и ещё немножко ребятишек. Хотя, конечно, тут возникает резонный вопрос — что это за толпа такая, которая перебила защищающий первоклассную крепость отряд элитных бойцов-убийц. Не исключено, что в толпу с вилами затесались и кто-то немного круче.
- «Года два назад дракон повадился пожирать овец у крестьян в каком-то захолустье под Махакамом — крестьяне пошли на него толпой, прикончили дубинами, и никто из них не подумал этим хвалиться».
- Армия попросту боялась связываться с буйной толпой, громящей квартал краснолюдов, и для прекращения резни потребовался асимметричный ответ в виде AoEшной магии.
- Терри Пратчетт любил этот троп. Толпа с факелами и вилами регулярно появляется (или упоминается) в разных его произведениях, пытаясь разобраться то с драконами, то с вампирами, то с големами, но обычно успеха не имеет.
- И в настольной игре «Анк-Морпорк» есть такой форс-мажор. При определённых условиях игра заканчивается, все подсчитывают очки. Главный кошмар игрока «колода закончилась, никто не выполнил свою задачу». И кредиты брать мешает: берёшь 10 монет, но когда наступит час расчёта, возвращать уже 12.
- «Меч истины» — в первой книге к дому мага подходит такая толпа. Он с ними вежливо здоровается, потом спрашивает, в чём его обвиняют, потом — что, по их мнению, колдун может сделать… получив исчерпывающий ответ, указывает, что они, наверное, очень смелые люди, раз с вилами на такого колдуна попёрлись.
Кино[править]
Отечественные фильмы[править]
- «Пока бьют часы» (фильм, не книга) — толпа с вилами свергает короля. В общем-то, для этого им не хватало только советской пионерки-попаданки: охрана у короля настолько мизерная, что его власть и без того держалась на соплях.
- «Притяжение» — толпа разгневанных горожан с битами, арматурой и коктейлем Молотова пытается подраться с дистанционно-управляемыми экзокостюмами, к счастью настроенными не враждебно. Ничего не выходит.
- «Чебурашка» (2023) — в начале фильма работники апельсиновой плантации охотятся с вилами на Чебурашку, регулярно оную плантацию обносящего.
Зарубежные фильмы[править]
- «Семь самураев» незабвенного Куросавы. Место вил заняли бамбуковые копья — Япония-с! Но пример точный. Сами самураи не так часто вступают в битву, ведь без огнестрела до противника надо ещё успеть добежать. Лидер группы Камбэй вообще начал постреливать разбойников из лука только к концу фильма, а до этого только планировал операции, проводил обучение да бегал туда-сюда со своим учеником (когда прибегал — веселье кончалось). В случаях, когда соперник притаскивал ружья, проблему решали, конечно, мастер меча Кёндзо и безбашенный Кикутиё. Но в остальное время большую часть разбойников забивали всё теми же бамбуковыми копьями, тяпками и прочим.
- «Двадцатый век» Бернардо Бертолуччи: фильм начинается с того, что толпа с вилами преследует пожилых и потрепанных мужчину и женщину. Затем мы видим предысторию, и оказывается, что эта пара — бывший фашист, садист и убийца со своей подругой-сообщницей, и расправу от гнева толпы они более чем заслужили многолетним и добросовестным трудом.
- Чудовище Франкенштейна в классическом чёрно-белом фильме (обладателя мозга психопата-убийцы) такая толпа загнала на мельницу и сожгла.
- В «Ван Хельсинге» тоже. Но там Чудовище — добрый малый, и от смерти отца получает сильную психологическую травму.
- «Я, робот» — пример современной толпы с
виламибитами и арматурой. Как только дело дошло до ближнего боя с роботами, значительно превосходящими человека по всем физическим параметрам, толпа обратилась в бегство. Ну, кто ещё мог бегать.- А рассказе «Робот Л76 попадает не туда» действовали добровольные помощники шерифа. По сути такая же толпа, но с ружьями и пистолетами. Цель была та же, но роботов на несколько порядков меньше (то есть один). Эффективность толпы также оказалась низкой.
- «Ночь охотника», классический триллер 1955 года — в финале возмущенная толпа с вилами хочет линчевать преподобного Пауэлла. Любопытно, что толпа состоит ровно из тех же самых людей, которые раньше без сомнений отдали главных героев-детей во власть полного чудовища Пауэлла.
- Итальянский пеплум 1960х «Геркулес против тиранов Вавилона» (Ercole contro i tiranni di Babilonia). В финальной битве участвуют освобожденные рабы — практически с голыми руками против бывших эксплуататоров, видно как накипело.
- «Волынь» — толпа украинских крестьян с косами и топорами, в кульминации устраивающая грандиозный антипольский погром с подачи бандеровцев.
- Star Wars же! Грозная и непобедимая галактическая Империя Палпатина позорно продула Эндор плюшевым мишкам.
- «Супермен и люди-кроты» (1951 г.). По сути антагонисты толпа с ружьями и палками, у которых заводила мистер Бенсон. А Супермен больше занят защитой двух «кротов» от вооруженных обывателей.
- «Вой 7: Восход новой луны» (1995) — когда наконец-таки раскрывший свою личность оборотень (а если точнее — оборотниха) превратился в вервольфа и, пробив дверь, выпрыгнул из дома, его встретило всё население городка, вооружённое факелами и ружьями. Затемнение, выстрелы, и вот горожане уже поют, празднуя победу, а оборотня не видать.
- Испанская комедия ужасов «Оборотни Арги» (2011) — единственный способ избавить деревушку Аргу от оборотня — это в одну строго определённую ночь скормить ему протагониста Томаса. Поэтому накануне заветной ночи деревенские жители, которые ещё совсем недавно выпивали с Томасом в баре, заявились к нему домой пусть и не с вилами, но с двузубыми деревянными рогатинами. А на следующую ночь аргавичи вновь собрались в большую толпу, прихватив помимо рогатин ещё и ружья.
Телесериалы[править]
- «Лесник», второй сезон, глава «Чужие». Именно такая толпа — буквально, с вилами! — собралась у дома наркоторговца Краснопёрова…
Мультфильмы[править]
- «Жил-был пёс» — обнаружив под столом Волка, гости на свадьбе моментально превратились в сабж.
- Мрачное «Краденое солнце» (1978, ТО «Экран», по одноименной сказке К. Чуковского) — ёжик собирает такую толпу против крокодила, потом приходит к выводу, что без медведя не обойтись.
- «Красавица и Чудовище» — толпа с вилами и факелами атаковала замок Чудовища. Была позорно побита и обращена в бегство его слугами.
- Шрек высмеивает троп. Пугать толпу с вилами, которая собирается напасть на него — любимое развлечение огра. И он это еще и подсвечивает.
- The Addams Family — в мультфильме 2019 года (Тим Бёртон) толпа с вилами появляется в начале и в конце.
Мультсериалы[править]
- «Скуби-Ду! Динамит» (1976) — эпизод «Охота на ведьм» (3 сезон, 4 серия). Сквайр Марли — то ли мэр, то ли просто влиятельный гражданин Салема (да-да, того самого) — поднял других добропорядочных горожан на борьбу с ведьмой прямо как в старые «добрые» времена. Вил, правда, у этой толпы не было, зато факелов хоть отбавляй.
- «Симпсоны» высмеивают троп. В момент острого социального напряжения кто-то (обычно Мо Сизлак) кричит «Хватай ведьму!» и у приличных горожан прямо посреди заседания в мэрии появляются вилы и факелы, с которыми они бегут на врага общественного порядка.
- «Байки хранителя склепа» (1993)
- 1 сезон, 6 серия. Прикоснувшись к восковой фигуре, изображающей чудовище Франкенштейна, мальчик Крэйг попал в связанный с ней сюжет и спас означенного монстра от толпы горожан, вооружённой факелами и вилами, которая хотела сжечь его на водяной мельнице.
- 2 сезон, 2 серия. На правах визуальной отсылки. Жители небольшого городка, выгнанные из своих домов стаей вездесущих пауков, собрались в большую толпу, не собираясь ничего громить и никого линчевать. При этом в ней есть один фермер, который зачем-то прихватил с собой вилы. Так что формально это толпа с вилами, пусть и с одними единственными на всю толпу.
- «Тайны старого Лондона» (1994)
- Эпизод «Фальстаф и дрозд» (20 серия). Разговоры о том, что китайцы едят ласточкины гнёзда и собак, навеяли Оливии сон, в котором вооружённая трезубцами толпа неких восточных варваров, один из которых изрыгает изо рта живых ласточек, похищает её пса Фальстафа с целью сожрать. А проснувшись, Оливия обнаружила, что Фальстаф и в самом деле исчез.
- «Гули-Гули» (22 серия). Более прямо и уже наяву. По конец серии обеспокоенные лондонцы идут на великана-детоубийцу Гули-Гули (на самом деле несправедливого оклеветанного), вооружившись факелами, двузубыми вилами и разным другими опасными для жизни предметами, вроде ножей и граблей.
- «Губка Боб Квадратные Штаны» — жителей Бикини Боттома хлебом не корми, дай только вооружиться вилами, факелами и прочими штуками, чтобы защитить родной город. Но чаще всего, они это делают, чтобы наброситься на ни в чём неповинных героев мультсериала.
- «Звёздные войны. Войны клонов» (1-й сезон, 20 серия) Толпа тви’леков (бывшие заложники) успешно атакует дроида-командира на танке.
- 2 сезон, 17 серия «Охотники за головами» — прямой пересказ «Семи самураев» с посвящением эпизода А. Куросаве. Трое джедаев и четверо наемников помогают деревне отбиться от пиратов.
- Пираты в сериале еще относительно благородные. Настоящие отморозки атаковали бы поселение с воздуха.
- Аналогичная толпа на планете Ондерон чуть не намяла бока королю-узурпатору Санджаю Рашу (в 4-й серии 5-го сезона).
- 2 сезон, 17 серия «Охотники за головами» — прямой пересказ «Семи самураев» с посвящением эпизода А. Куросаве. Трое джедаев и четверо наемников помогают деревне отбиться от пиратов.
- «Финеас и Ферб» — на родине доктора Фуфелшмертца это нормальное явление.
- «Охотники на драконов» — толпа с вилами как закономерная часть сеттинга. Обычно атакует своих же спасителей, если те во время работы допускают какой-то урон крестьянскому имуществу. Неблагодарное быдло здесь вообще редко задумывается, что в случае неубиения дракона деревенский пейзаж мог бы выглядеть намного хуже.
- «Гравити Фолз» — такую собирает местный фермер в серии про путешествия во времени, чтобы разобраться с «ведьмой» Мэйбл, но они разминулись.
- Такая преследовала Стэна во время первой из его торговых авантюр, но допустила ошибку — вилы они покупали у него же. Дальше скорее всего было примерно то же самое.
- «Чёрный плащ» — деконструкция: толпа с вилами, когда дело доходит до драки, оказывается вооружена как повстанческая армия и дает монстрам прикурить. Ах да, ЧП сейчас за монстров и получает больше всех.
Комиксы[править]
- Girl Genius — толпа с вилами просто-таки бич всякой начинающей Искры не из династий. А для особо одиозных династий типа Гетеродинов (которые даже в среде психопатов и отморозков имеют дурную славу), судя по флэшбэкам стандартной процедуры вступления на престол очередного наследника — любимое развлечение. Пошумят, пар спустят и разойдутся, а из окна посмотреть забавно.
Аниме и Манга[править]
- Slayers — традиционный финал очередных приключений Лины и Ко. Угроза устранена Драгу-слейвом, город/деревня в руинах, жители требуют компенсации или хотя бы головы «спасителей».
- Trinity Blood — жену графа Дьюла Иштванского линчевала толпа горожан, когда она раздавала им продукты в голодный период.
- Project ARMS: в седьмой серии на героев натравили зомбированных крестьян с вилами и факелами.
- Urusei Yatsura. Обычный зачин серии — Атару опять накосячил в планетарном масштабе и в двери его дома вновь ломится толпа с факелами. Спасать его задницу приходится влюблённой в него Лин. Электрошок для «муженька» прилагается.
- Hataraku Saibou — толпа разъярённых клеток собралась бить морду мастоциту и B-клетке после того, как они устроили натуральный разгром в организме в ответ на аллергическую реакцию.
- «Noir» (2001) — «В конце пути» (22 серия). Кирику занесло в деревню, все жители которой являются членами «Солдат» (очень влиятельного и очень засекреченного тайного общества), всегда держат под рукой оружие и превосходно умеют с ним обращаться. Но когда на деревню напали враги (тоже «Солдаты», но из другой группировки) лишь единицы деревенских смогли дать более-менее достойный отпор. А все остальные скучковались в плотную толпу и, аки зомби, попёрли на супостатов с ружьями и, таки да, вилами. Архетип оказался настолько силён, что возобладал над элементарным здравым смыслом.
Видеоигры[править]
- MMORPG. Находится какой-то игрок/клан который всем мешает, речами в чате дается искра и случайные игроки начинают собираться в рейд под вашим командованием. Далее панургово стадо собирается в одной точке (иначе их запинают по одному) и наваливается всей гурьбой на противника. Очень неэффективно: во первых вы прослывете «агитатором» в глазах других. Во вторых игроки будут, как правило уровня где-то от «тока начал играть» до «выше среднего» и их будет не очень много, это может заставить противника перестать расслабляться, что бы вышел успех нужно найти совсем уж ненавистного человека. В третьих вы со скоростью света наживете врагов. В четвертых этой кучей почти невозможно командовать. В пятых противник, если толпа таки покажет кузькину мать, вызовет подкрепления большей силы и размера, и влепит вам по перваое число. Не рекомендую.
- Command and Conquer: Generals — злая толпа афганских крестьян с китайскими автоматами (до улучшения — с какими-то паршивыми наганами) и коктейлями Молотова является довольно мощным оружием в арсенале ГОА. Жаль только, что стойкость к светошоковым гранатам/напалму/токсинам у неё никакая.
- Tropico 5 — толпы недовольных тропиканцев могут быть пострашнее повстанцев, иностранных армий и собственных вояк-путчистов, вместе взятых. Просто потому, что и в отрядах больше юнитов, и самих отрядов может быть больше.
- Heroes of Might and Magic I и II — базовыми войсками замка Рыцаря являются крестьяне с вилами (во второй части — с серпами). По характеристикам являются прямо-таки эталоном никчёмности, что не компенсирует даже их многочисленность. Зато такая толпа — лакомый кусочек для некромантов и призраков, конвертирующих толпу «в свою веру» в отношении 1:1.
- Иногда компенсирует. Если крестьян удастся накопить в количестве нескольких сотен, то эта толпа становится вполне опасной. Хотя да, с некромантами все равно лучше не встречаться.
- В третьей и четвертой частях крестьяне существуют как юнит, но не занимают ценное место в рыцарском замке. Их можно нанять только в нейтральных строениях.
- В Четвертой части им добавили небольшую плюшку — все крестьяне «платят налоги», то есть, приносят владельцу определенную сумму денег в день. Всё равно остались бесполезными, потому что игра, скорее всего, закончится раньше, чем они себя хотя бы окупят. Крестьяне активно используются в сценариях.
- В пятой части крестьян в рыцарский замок вернули, но теперь они стали вполне боеспособными войсками. Главное — теперь из них можно натренировать еще более боеспособных ребят.
- WarCraft II — крестьянами можно устроить неожиданный раш, сбив врага с мозгов, или спасти положение, когда на пятерых ваших напали десять орков. Только дерутся они не вилами, а топорами. В первой части крестьяне не решались ударить топорами никого страшнее дерева, а в третьей получили возможность перестраиваться в мощное ополчение.
- Для автора правки при прохождении одной из миссий кампании за людей крестьяне натурально превратились в армию последнего шанса - пока прорвавшая оборону Орда громила остатки его базы, глубинный рейд шестёркой крестьян точечно вынес топорами необходимое для успешного прохождения миссии вражеское строение.
- Mount & Blade — нарваться на толпу с вилами можно, грабя деревню или собирая с неё подати со слишком маленьким отрядом солдат (если на помощь деревне выезжает её хозяин, то толпа генерируется ему в подмогу вне зависимости от численности вашего отряда). Если отряд ещё и необученный — можно от толпы с вилами огрести, но более-менее прокачанные солдаты раскатывают толпу в соотношении 1:4 и более. А если вы спасаете деревню от разбойников или грабящего её вражеского лорда — толпа будет драться на вашей стороне и возьмет на себя большую часть потерь.
- Ведьмак — в финале первого эпизода первой части Геральту приходится столкнуться с толпой крестьян, желающей сжечь ведьму. В зависимости от действий героя они или преуспеют или успокоятся. Навечно.
- Age of Mythology — у каждой фракции есть свои юниты, отвечающие за хозяйство. У Греции и Египта всё делают крестьяне, и в случае чего в нужном количестве они вполне могут показать, где раки зимуют. Скандинавские собиратели могут быть перекованы в хорошую пехоту прямо на месте в случае необходимости (при наличии ресурсов), а строит у них по умолчанию как раз пехота. Добавленная в дополнении Атлантида имеет очень боеспособных и имеющих атаку на расстоянии «граждан», которых можно по желанию еще усилить особым ресурсом.
- Stronghold 2 — в этой средневековой стратегии можно создать именно эту толпу.
- Two Worlds — главный злодей Гандохар встречается герою в первой деревне, где он герою еще не по зубам, однако если напасть на него и спрятаться за крестьянина так, чтобы огненный шар от Гандохара попал в мужика, сбежится разъяренная толпа с вилами и заколет Гандохара на месте. Победный ролик и титры без прохождения игры.
- Empire Earth — юнит работник имеет какую-никакую атаку и может использоваться в бою. В первой (до)исторической эпохе они даже эффективней профессиональных военных — те требуют особых ресурсов, а разница в атаке минимальна. В дополнении появилась возможность после получения особой технологии превращать работников в слабый, но зато атакующий всех, кроме подводных лодок юнит партизан. А ещё в одной из кампаний таки будет настоящая толпа атакующих крестьян. Правда, без вил — эпоха уже не та.
- Mega-Lo-Mania (старая игра для Sega Megadrive). До какой бы эпохи вы ни дошли, стандартные человечки, не отправленные в обучение на воинов, представляют из себя толпу, правда, не с вилами, а с рогатками. Но все равно остаются внушительной силой (пара сотен таких рогаточников способна с некоторыми потерями сбить НЛО). Правда, против атомной бомбы по очевидным причинам бесполезны.
- Skyrim — в Морфале Довакин может возглавить такую толпу, правда когда дойдет до дела, из толпы останутся только сам Довакин и мужик, которому нечего терять.
- Среди толпы находится и самопровозглашенный «лучший воин Морфала», который может стать напарником Довакина, если его побить на кулаках. Поэтому, если тот еще не присоединился к Довакину, то, при попытке смыться, его можно будет «переубедить».
- Rise of Nations — рабочих и ученых можно, в зависимости от эпохи и технологий, превращать в ополчение (с вилами!), минитменов или партизан. Зачем, неясно — с большей эффективностью их можно понасажать по городам и башням, что бы они отстреливались. Разве что враг вторгнется в совсем уж глухой закоулок вашей империи, где городов и башен нет. В миссии в Колумбии в кампании «Холодная война» партизаны дадут прикурить неопытному игроку даже на легком уровне. Проще всего их перебить истощением, расширяя границы.
- Уникальный по цинизму финт можно провернуть в поздних эпохах. Бежит себе вражеский разведчик/спецназовец по вашим землям, пробегает мимо фермы, где ковыряется одинокий селянин. Шустро превращаем крестьянина в партизана (здесь, в отличие от Age of Empires, можно объявлять тревогу для каждого рабочего по отдельности), палим по лазутчику. Тот останавливается, начинает применять ваншотящую способность «Снайпер». Когда шкала прогресии у диверсанта заполнится где-то на 2/3, превращаем партизана обратно в пролетария. «Снайпера» можно применять только по боевым юнитам, бедный диверсант (мысленно нещадно матерясь) встаёт и собирается бежать дальше, снова превращаем фермера в партизана, снова стреляем, снова вражине начинать всё с начала… Требует хорошего микроконтроля и концентрации лишь на происходящем, но ощущения бесценны.
- Bloodborne. Элементарнейшие противники, аналог полых из Dark Souls носит название «Толпа охотящихся». Ходят по улицам Ярнама компаниями от 2-3 штук, опасности как таковой не представляют (только для новичков). Поголовно вооружены факелами, и разными с/х инструментами (в том числе и вилами)
- Resident Evil 4 — толпы зараженных крестьян с вилами, серпами и прочим сельхозинвентарем являются врагами как минимум в трети игры. Как становится ясно из бонусных миссий, им, в лучших традициях сабжа, было приказано атаковать всех новых лиц
- Времена Раздора — встречаются почти на всех картах, кроме «Тихой пристани».
- We Happy Few — если сделать хоть что-то выходящее за рамки, как все люди вокруг похватают дубинки, скалки, сковородки или топоры и попытаются сделать из нарушителя котлету. Собственно бегство от толпы здесь обычное дело, оно изображено даже на обложке игры.
- Total War — встречается у разных фракций по всей серии, с национальным колоритом, конечно же. Но тактическая роль у подобных «подразделений» всегда одна — гумба.
- TABS — Тут у крестьян целая фракция, которая способна навешать и наглым феодалам, и свирепым викингам, и гордым греко-римлянам и всем остальным.
- Crusader Kings 3 — натравить на соперника толпу с вилами — один из возможных способов убийства. При этом успех нападения зависит не от силы толпы и доблести телохранителей жертвы, а исключительно от хитрости заговорщиков.
- Ancestors Legacy — в кампании нередко попадаются отряды крестьян. Вместо вил вооружены топорами, но проку от них всё равно мало: никаких способностей, а не ваншотят их только лучники, каким-то образом подпустившие этих вояк на расстояние рукопашной, и то для победы даже в таком сражении потребуется численное превосходство крестьян.
- Waxworks — толпа горожан-вигилантов на уровне Лондонской арки (стоит отметить, что для обитателей трущоб — а Уайтчепел конца XIX века был злачной дырой британской столицы — они одеты весьма прилично), ведущих охоту на Джека-Потрошителя. Поскольку в начале прохождения ГГ застают над трупом очередной жертвы, то подозрения, соответственно, падают на него. И если в случае попадания в руки полиции он сначала проходит через пародию на «справедливый» суд, после которого его вешают, то горожане устроят над ним именно то, чего и добивается типичная толпа с вилами.
- Darkest Dungeon — Предок доэкспериментировался с тёмными силами и вкрай заебал горожан, но когда они пришли вправлять ему мозги, оказалось, что с этой задачей он уже справился самостоятельно.
- «Until Dawn» (2015) — отсылка к тропу: Подобрав факел, Майкл шутит: «Теперь [осталось только] найти вилы и собрать толпу».
Настольные игры[править]
- «Ужас Аркхема». В дополнении «Король в жёлтом», при (не)выполнении определённых условий, на улицы Аркхема могут выйти окончательно уставшие от того, что сыщики так и норовят разбудить Лихо, аркхемцы, вооружённые чем попало. В игре такие стихийные толпы горожан изображаются в виде карт монстров-отродий «Бунт» (с которой на игрока смотрят психи с топорами, а не с вилами, но смысл сильно не меняется).
- В оригинальной игре, при определенных обстоятельствах, такая толпа (в виде события, а не монстра) выходит на определенную улицу и выносит всех встреченных монстров.
- Magic: The Gathering — в сеттинге Иннистрада есть карта существа под названием Неуправляемая Толпа. Она тем сильнее, чем больше союзных существ погибло. И да, на иллюстрации карты толпа вооружена вилами, топорами и факелами.
- Warhammer Fantasy — бретонские господа тащат толпы с вилами на поле боя, не удосуживаясь их даже вооружить чем-то другим. А графы-вампиры используют аналогичного вида войска в виде зомби (вполне возможно что как раз свежеупокоенную восставшую против них живую толпу).
Музыка[править]
- «Король и шут»
- Толпа с топорами и вилами пытается одолеть зомбопанков в «Мёртвом анархисте», ещё какая-то толпа крестьян (небось, тоже с вилами) досаждала заглавному герою песни «Некромант».
- В Князевском «Пикнике у бани» мужики с вилами преследовали чёрта с рогами, который напал в бане на парня, но и здесь не преуспели — рогатый от них «под землю с концами убёг».
- Субверсия: Не толпа, а всего лишь один взбесившийся дед, но зато настолько суровый, что в одиночку вызвал «Панику в селе».
- Rainbow — Sixteenth Century Greensleeves.
Реальная жизнь[править]
- Любое восстание как таковое, разумеется, за исключением мятежей членов корабельных команд и военных. Бесчисленное количество примеров просто не уместится в статье, ибо охватывает оно почти всю обозримую человеческую историю, начиная с восстаний рабов в древнем мире и заканчивая сегодняшними событиями в некоторых странах.
- Одно из последних больших — восстание Тадеуша Костюшко в Польше в 1794 году. Поляки не сумели организовать свою армию, ударной силой оказались мобилизованные крестьяне, и добрый Суворов раскатал это мероприятие в блин.
- Эпический пример — битва при Висбю на острове Готланд. Там были немного не типичные крестьяне, так как жили вольно и, для крестьян, очень богато. Многие из них имели кое-какие доспехи и боевое оружие средней паршивости. Когда на остров произошло нападение датчан, местные крестьяне достаточно оптимистично ополчились и дали полевой бой — как выяснилось, напрасно. Эпизод закончился разгромом и стало более-менее понятно, что вооруженные крестьяне против армии держаться не могут, ополченцы отступили к городу. Причин несколько — вооружение у них было разномастное, боевые навыки, вероятно, весьма посредственные, но главное — моральная слабость, не позволявшая им держать строй в полевом сражении. На стенах ополчение представляло бы собой вполне значимую силу, но в самый ответственный момент горожане проявили несовместимую с жизнью тупость и отказались впустить ополчение в город… У них был давний «конфликт города и деревни», взаимная неприязнь, преодолеть которую не удалось даже перед лицом общего врага. Случился второй бой, буквально под стенами, в котором ополчение было уничтожено, а горожане, видя расклад, решили сдать город без боя (как оказалось, с крайне болезненными для себя последствиями — все же надо было отбиваться…). Случай, возможно, не уникальный, но, из-за особенностей почвы, предметы неплохо сохранились, а ввиду масштабности разгрома далеко не всех погибших обобрали, многие оказались побросаны в братские могилы прямо в доспехах, на радость современным историкам-археологам. Последнее объясняется еще и тем, что захватчики в ближайшие дни были заняты куда более прибыльным разграблением богатого города, тогда как жаркое лето привело к тому, что тела погибших начали быстро портиться. Учитывая низкое качество доспехов, имевшихся у крестьян, на них не позарились.
- Народное ополчение (милиция, ага) представляет собой троп в чистом виде.