Постмодернизм: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
common>Герман Агиян2001
(расставил по алфавиту)
 
(Новая страница: «:: {{q|Постмодернизм — это глупость ради глупости.|Мо Сизлак, «Симпсоны»}} мини '''Постмодернизм''' — направление в мировом искусстве, начавшееся приблизительно в середине XX века и успешно продолжающееся по сей день. В более широком смысле...»)
Строка 1: Строка 1:
:: {{q|Постмодернизм — это глупость ради глупости.|Мо Сизлак, «[[Симпсоны]]»}}
:: {{q|Постмодернизм — это глупость ради глупости.|Мо Сизлак, «[[Симпсоны]]»}}
[[Файл:Postmodern.jpg|мини]]
[[Файл:Postmodern.jpg|мини]]
'''Постмодернизм''' — направление в мировом искусстве, начавшееся приблизительно в середине XX века и успешно продолжающееся по сей день. В более широком смысле — современное культурное мировоззрение.
'''Постмодернизм''' направление в мировом искусстве, начавшееся приблизительно в середине XX века и успешно продолжающееся по сей день. В более широком смысле — современное культурное мировоззрение.


В конце XIX — начале XX века мировым художникам надоели приевшиеся за века классические выразительные формы. Развитие промышленности и вообще научно-технический прогресс укрепляли человечество в мысли «Человек — царь природы». Человек казался если и не всемогущим, то только пока — дайте только срок, будет вам и белка, будет и свисток. Былые мотивы фатализма и смирения перед высшими силами резко сдали позиции. Научная мысль стремилась объяснить всё, и тайны вселенной казалось уже лежат у ног мыслителей и экспериментаторов — надо лишь немного копнуть, они будут в руках, готовые служить человеку. «Новому веку — новое искусство»! — решили творцы и принялись искать новые формы для воплощения своих задумок. Искали-искали, экспериментировали-экспериментировали, нашли. Много разных. Родились такие направления в изобразительном искусстве, как импрессионизм, кубизм, [[футуризм]], абстракционизм, сюрреализм и многие другие -измы, которые предстают перед вашим мысленным взором нагромождением цветных пятен, ломаных линий и прочим [[вывих мозга|вывихом мозга]]. Композиторы изобрели атональную музыку, не подчиняющуюся вековым музыкальным правилам. Философы не отставали — позитивизм, марксизм и другие течения тоже искали в окружающем быстро меняющемся мире новую мысль. Всё это называлось модернизмом. Потом случилась [[Первая мировая война]], шокировавшая человечество до глубины души и сильно пошатнувшая модернизм — потому что, чёрт побери, после Верденской мясорубки и окопов Ипра любой нормальный человек усомнится в возможности невозможного, задумается о смысле жизни и сделает неутешительные выводы. А уж когда началась [[Вторая мировая война]], то люди окончательно потеряли веру во все прежние идеологии и философии. Человек — царь природы? Возможно это и так, но что дальше, если он при этом не строит светлое будущее, а остается заложником своей же природы, и царь из него в итоге получается такой себе? Человеку всё по плечу? Ой, не смешите, выгляните лучше в окно и попробуйте на серьезных щах исправить всё, что там по вашему не так — не получится. Вон, один художник уже попробовал решить некоторые вопросы окончательно, и зла от этого благодетеля вышло столько, что весь мир в нём захлёбывался. Идеалы не оправдали себя. Благими намерениями мостили путь в светлое будущее, но почему-то путь этот вёл туда же, куда и всегда. К тому же всё, что можно было изобрести нового, к тому времени уже изобрели, а учёные, преисполнившись знания, удостоверились в том, что не знают наверняка ничего. Но воображение, как известно, штука неуёмная и всегда рождает новые импульсы. «Пришло новое время, теперь пора заново переосмыслить всё уже имеющееся», — подумали отрезвлённые двумя войнами творцы. Так появился ''постмодернизм'' — похмелье эпохи модерна.
В конце XIX — начале XX века мировым художникам надоели приевшиеся за века классические выразительные формы. Развитие промышленности и вообще научно-технический прогресс укрепляли человечество в мысли «Человек — царь природы». Человек казался если и не всемогущим, то только пока — дайте только срок, будет вам и белка, будет и свисток. Былые мотивы фатализма и смирения перед высшими силами резко сдали позиции. Научная мысль стремилась объяснить всё, и тайны вселенной казалось уже лежат у ног мыслителей и экспериментаторов — надо лишь немного копнуть, они будут в руках, готовые служить человеку. «Новому веку — новое искусство»! решили творцы и принялись искать новые формы для воплощения своих задумок. Искали-искали, экспериментировали-экспериментировали, нашли. Много разных. Родились такие направления в изобразительном искусстве, как импрессионизм, кубизм, [[футуризм]], абстракционизм, сюрреализм и многие другие -измы, которые предстают перед вашим мысленным взором нагромождением цветных пятен, ломаных линий и прочим [[вывих мозга|вывихом мозга]]. Композиторы изобрели атональную музыку, не подчиняющуюся вековым музыкальным правилам. Философы не отставали — позитивизм, марксизм и другие течения тоже искали в окружающем быстро меняющемся мире новую мысль. Всё это называлось модернизмом. Потом случилась [[Первая мировая война]], шокировавшая человечество до глубины души и сильно пошатнувшая модернизм — потому что, чёрт побери, после Верденской мясорубки и окопов Ипра любой нормальный человек усомнится в возможности невозможного, задумается о смысле жизни и сделает неутешительные выводы. А уж когда началась [[Вторая мировая война]], то люди окончательно потеряли веру во все прежние идеологии и философии. Человек — царь природы? Возможно это и так, но что дальше, если он при этом не строит светлое будущее, а остается заложником своей же природы, и царь из него в итоге получается такой себе? Человеку всё по плечу? Ой, не смешите, выгляните лучше в окно и попробуйте на серьезных щах исправить всё, что там по вашему не так — не получится. Вон, один художник уже попробовал решить некоторые вопросы окончательно, и зла от этого благодетеля вышло столько, что весь мир в нём захлёбывался. Идеалы не оправдали себя. Благими намерениями мостили путь в светлое будущее, но почему-то путь этот вёл туда же, куда и всегда. К тому же всё, что можно было изобрести нового, к тому времени уже изобрели, а учёные, преисполнившись знания, удостоверились в том, что не знают наверняка ничего. Но воображение, как известно, штука неуёмная и всегда рождает новые импульсы. «Пришло новое время, теперь пора заново переосмыслить всё уже имеющееся», подумали отрезвлённые двумя войнами творцы. Так появился ''постмодернизм'' похмелье эпохи модерна.


Довольно трудно дать чёткое определение тому, что это такое, и если вы откроете энциклопедию, увидите там штук пять разных формулировок. Вкратце — если модернизм характеризовался поиском новых форм, то постмодернизм экспериментирует с уже готовыми, компонует их и переосмысляет с нового, неожиданного ракурса, ограниченного только воображением творца. Сюда — кубики от конструктора «Лего», туда — мамино ожерелье, добавим бабушкину статуэтку, куклу Барби посадим на дракона и дадим ей в руки бластер. Аналогия с детскими игрушками не случайна, потому что элемент игры, некоего художественного хулиганства в постмодернизме всегда присутствует. Цель постмодернистского искусства — поиск самого себя и смысла через деконструкцию имеющихся форм. Постмодернизм уникален в том плане, что любой автор-постмодернист делает зрителя/читателя соучастником своего творческого процесса, приглашая вместе посмотреть, что из чего состоит, зачем существует, как сделано и, может быть, в процессе этого отыскать истину.
Довольно трудно дать чёткое определение тому, что это такое, и если вы откроете энциклопедию, увидите там штук пять разных формулировок. Вкратце — если модернизм характеризовался поиском новых форм, то постмодернизм экспериментирует с уже готовыми, компонует их и переосмысляет с нового, неожиданного ракурса, ограниченного только воображением творца. Сюда — кубики от конструктора «Лего», туда — мамино ожерелье, добавим бабушкину статуэтку, куклу Барби посадим на дракона и дадим ей в руки бластер. Аналогия с детскими игрушками не случайна, потому что элемент игры, некоего художественного хулиганства в постмодернизме всегда присутствует. Цель постмодернистского искусства — поиск самого себя и смысла через деконструкцию имеющихся форм. Постмодернизм уникален в том плане, что любой автор-постмодернист делает зрителя/читателя соучастником своего творческого процесса, приглашая вместе посмотреть, что из чего состоит, зачем существует, как сделано и, может быть, в процессе этого отыскать истину.


Характерные черты постмодернизма:
Характерные черты постмодернизма:
Строка 19: Строка 19:
* Преобладание формы над содержанием.
* Преобладание формы над содержанием.


Например, [[игры со штампами]] — типичный постмодернистский приём. Да вся эта вики как явление есть порождение постмодернизма.
Например, [[игры со штампами]] типичный постмодернистский приём. Да вся эта вики как явление есть порождение постмодернизма.


Особо яркие постмодернистские тропы:
Особо яркие постмодернистские тропы:
Строка 35: Строка 35:


Сейчас постмодернизм занимает лидирующую позицию в мире, поэтому в широком смысле большинство произведений, созданных в последние 70 лет, можно отнести к постмодернизму. Но мы так делать не будем и ограничимся отнесением к этому направлению только тех творцов и произведения, которые активно и сознательно пользуются постмодернистскими приёмами:
Сейчас постмодернизм занимает лидирующую позицию в мире, поэтому в широком смысле большинство произведений, созданных в последние 70 лет, можно отнести к постмодернизму. Но мы так делать не будем и ограничимся отнесением к этому направлению только тех творцов и произведения, которые активно и сознательно пользуются постмодернистскими приёмами:
* [[Приключения Эраста Фандорина|Борис Акунин]].
* Курт Воннегут.
* Курт Воннегут.
* [[Cien años de soledad|Габриэль Гарсиа Маркес]].
* [[Cien años de soledad|Габриэль Гарсиа Маркес]].
Строка 51: Строка 49:
* Умберто Эко («[[Il nome della Rosa|Имя розы]]», «[[Il pendolo di Foucault|Маятник Фуко]]», «[[Il cimitero di Praga|Пражское кладбище]]»).
* Умберто Эко («[[Il nome della Rosa|Имя розы]]», «[[Il pendolo di Foucault|Маятник Фуко]]», «[[Il cimitero di Praga|Пражское кладбище]]»).
* [[Гарри Поттер и методы рационального мышления|Элиезер Юдковски]].
* [[Гарри Поттер и методы рационального мышления|Элиезер Юдковски]].
* [[Приключения Эраста Фандорина|Борис Акунин]].


Однако в последние десятилетия постмодернистское похмелье идёт на спад и потихоньку развивается [[Метамодернизм|метамодерн]] — по сути, реконструкция модернистских идеалов на поле постмодерна. Для метамодерна характерно восстановление более-менее позитивного взгляда в будущее и ценности идеалов (черта модерна) на фоне смирения с несовершенством мира в целом и человека в частности (черта постмодерна).
Однако в последние десятилетия постмодернистское похмелье идёт на спад и потихоньку развивается [[Метамодернизм|метамодерн]] по сути, реконструкция модернистских идеалов на поле постмодерна. Для метамодерна характерно восстановление более-менее позитивного взгляда в будущее и ценности идеалов (черта модерна) на фоне смирения с несовершенством мира в целом и человека в частности (черта постмодерна).
 
{{Nav/Basic}}
{{Nav/Basic}}
{{Nav/Литература}}

Версия 20:55, 26 марта 2022

« Постмодернизм — это глупость ради глупости. »
— Мо Сизлак, «Симпсоны»
Postmodern.jpg

Постмодернизм — направление в мировом искусстве, начавшееся приблизительно в середине XX века и успешно продолжающееся по сей день. В более широком смысле — современное культурное мировоззрение.

В конце XIX — начале XX века мировым художникам надоели приевшиеся за века классические выразительные формы. Развитие промышленности и вообще научно-технический прогресс укрепляли человечество в мысли «Человек — царь природы». Человек казался если и не всемогущим, то только пока — дайте только срок, будет вам и белка, будет и свисток. Былые мотивы фатализма и смирения перед высшими силами резко сдали позиции. Научная мысль стремилась объяснить всё, и тайны вселенной казалось уже лежат у ног мыслителей и экспериментаторов — надо лишь немного копнуть, они будут в руках, готовые служить человеку. «Новому веку — новое искусство»! — решили творцы и принялись искать новые формы для воплощения своих задумок. Искали-искали, экспериментировали-экспериментировали, нашли. Много разных. Родились такие направления в изобразительном искусстве, как импрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм и многие другие -измы, которые предстают перед вашим мысленным взором нагромождением цветных пятен, ломаных линий и прочим вывихом мозга. Композиторы изобрели атональную музыку, не подчиняющуюся вековым музыкальным правилам. Философы не отставали — позитивизм, марксизм и другие течения тоже искали в окружающем быстро меняющемся мире новую мысль. Всё это называлось модернизмом. Потом случилась Первая мировая война, шокировавшая человечество до глубины души и сильно пошатнувшая модернизм — потому что, чёрт побери, после Верденской мясорубки и окопов Ипра любой нормальный человек усомнится в возможности невозможного, задумается о смысле жизни и сделает неутешительные выводы. А уж когда началась Вторая мировая война, то люди окончательно потеряли веру во все прежние идеологии и философии. Человек — царь природы? Возможно это и так, но что дальше, если он при этом не строит светлое будущее, а остается заложником своей же природы, и царь из него в итоге получается такой себе? Человеку всё по плечу? Ой, не смешите, выгляните лучше в окно и попробуйте на серьезных щах исправить всё, что там по вашему не так — не получится. Вон, один художник уже попробовал решить некоторые вопросы окончательно, и зла от этого благодетеля вышло столько, что весь мир в нём захлёбывался. Идеалы не оправдали себя. Благими намерениями мостили путь в светлое будущее, но почему-то путь этот вёл туда же, куда и всегда. К тому же всё, что можно было изобрести нового, к тому времени уже изобрели, а учёные, преисполнившись знания, удостоверились в том, что не знают наверняка ничего. Но воображение, как известно, штука неуёмная и всегда рождает новые импульсы. «Пришло новое время, теперь пора заново переосмыслить всё уже имеющееся», — подумали отрезвлённые двумя войнами творцы. Так появился постмодернизм — похмелье эпохи модерна.

Довольно трудно дать чёткое определение тому, что это такое, и если вы откроете энциклопедию, увидите там штук пять разных формулировок. Вкратце — если модернизм характеризовался поиском новых форм, то постмодернизм экспериментирует с уже готовыми, компонует их и переосмысляет с нового, неожиданного ракурса, ограниченного только воображением творца. Сюда — кубики от конструктора «Лего», туда — мамино ожерелье, добавим бабушкину статуэтку, куклу Барби посадим на дракона и дадим ей в руки бластер. Аналогия с детскими игрушками не случайна, потому что элемент игры, некоего художественного хулиганства в постмодернизме всегда присутствует. Цель постмодернистского искусства — поиск самого себя и смысла через деконструкцию имеющихся форм. Постмодернизм уникален в том плане, что любой автор-постмодернист делает зрителя/читателя соучастником своего творческого процесса, приглашая вместе посмотреть, что из чего состоит, зачем существует, как сделано и, может быть, в процессе этого отыскать истину.

Характерные черты постмодернизма:

  • Художественная свобода, не признающая ограничения выразительных средств.
  • Отказ от авторитетов.
  • Отрицание привычной иерархии ценностей.
  • Нарочитая театральность.
  • Ирония.
  • Деконструкция стандартных представлений и шаблонов.
  • Игра.
  • Смешение стилей.
  • Восприятие «мира как текста», интертекстуальность.
  • Преобладание формы над содержанием.

Например, игры со штампами — типичный постмодернистский приём. Да вся эта вики как явление есть порождение постмодернизма.

Особо яркие постмодернистские тропы:

Сейчас постмодернизм занимает лидирующую позицию в мире, поэтому в широком смысле большинство произведений, созданных в последние 70 лет, можно отнести к постмодернизму. Но мы так делать не будем и ограничимся отнесением к этому направлению только тех творцов и произведения, которые активно и сознательно пользуются постмодернистскими приёмами:

Однако в последние десятилетия постмодернистское похмелье идёт на спад и потихоньку развивается метамодерн — по сути, реконструкция модернистских идеалов на поле постмодерна. Для метамодерна характерно восстановление более-менее позитивного взгляда в будущее и ценности идеалов (черта модерна) на фоне смирения с несовершенством мира в целом и человека в частности (черта постмодерна).