Несоответствие масштаба: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 18: Строка 18:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* «Гаргантюа и Пантагрюэль» — [[педаль в пол]]. То Гаргантюа учится фехтованию с людьми обычного размера — то в одиночку разносит вражескую крепость, то закрывает целую армию от дождя высунутым языком, а в его глотке помещается целая маленькая страна.
* «Гаргантюа и Пантагрюэль» — [[педаль в пол]]. То Гаргантюа учится фехтованию с людьми обычного размера — то в одиночку разносит вражескую крепость, то закрывает целую армию от дождя высунутым языком, а в его глотке помещается целая маленькая страна.
* [[Необыкновенные приключения Карика и Вали]] в книге не сказано точно, во сколько раз уменьшились герои, и из разных эпизодов создаётся разное впечатление об их росте в масштабе с насекомыми и предметами из микромира. Это не настолько очевидно из текста, но на иллюстрациях уже сильнее бросается в глаза.
* [[Необыкновенные приключения Карика и Вали]] — в книге не сказано точно, во сколько раз уменьшились герои, и из разных эпизодов создаётся разное впечатление об их росте в масштабе с насекомыми и предметами из микромира. Это не настолько очевидно из текста, но на иллюстрациях уже сильнее бросается в глаза.
** Вдобавок автор не в ладах с физикой, так как уменьшившиеся герои должны были принять законы микромира — прилипать к поверхностной плёнке, очень быстро замерзать и перегреваться, плохо видеть при значительно усилившихся слухе и обонянии, без травм падать с любой высоты и без проблем переносить тяжести, во много раз превосходящие собственный вес.
** Вдобавок автор не в ладах с физикой, так как уменьшившиеся герои должны были принять законы микромира — прилипать к поверхностной плёнке, очень быстро замерзать и перегреваться, плохо видеть при значительно усилившихся слухе и обонянии, без травм падать с любой высоты и без проблем переносить тяжести, во много раз превосходящие собственный вес.
* Кэролл Доннер, «Тайны анатомии». В угоду сюжету главные герои, попавшие в анатомический справочник, обречены на многократные (но до определенного периода — незаметные для них) изменения размеров. Так, чтобы попасть человеку в рот и ВНУТРЬ ГЛАЗА ПО НЕРВУ (а позже и внутрь отдельно взятой клетки) требуются ну очень различные размеры. Впрочем, все подобные произведения страдают проблемой масштабируемости. Начиная с того, что на клеточном уровне герои вряд ли смогли бы усваивать кислород (их собственные эритроциты уже уменьшились бы до размеров, сопоставимых с молекулами кислорода).
* Кэролл Доннер, «Тайны анатомии». В угоду сюжету главные герои, попавшие в анатомический справочник, обречены на многократные (но до определенного периода — незаметные для них) изменения размеров. Так, чтобы попасть человеку в рот и ВНУТРЬ ГЛАЗА ПО НЕРВУ (а позже и внутрь отдельно взятой клетки) требуются ну очень различные размеры. Впрочем, все подобные произведения страдают проблемой масштабируемости. Начиная с того, что на клеточном уровне герои вряд ли смогли бы усваивать кислород (их собственные эритроциты уже уменьшились бы до размеров, сопоставимых с молекулами кислорода).


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* [[King Kong]] во многих фильмах Кинг-Конг в разных сценах то выше, то ниже.
* [[King Kong]] — во многих фильмах Кинг-Конг в разных сценах то выше, то ниже.
* [[Артур и минипуты]] когда герои ростом в 2,5 миллиметра взаимодействуют с предметами и локациями большого мира, сложно избежать ошибок в масштабе. К примеру, заводная игрушечная машинка оказывается минипутам в самый раз, однако в сценах с Артуром-человеком видно, что она гораздо крупнее, чем должна быть. В мультсериале это особенно хорошо заметно: в сравнении с мелкими насекомыми (комарами, блохами и т. п.) герои действительно выглядят на заявленный рост, но в сценах с человеческими предметами могут вырастать до нескольких сантиметров.
* [[Артур и минипуты]] — когда герои ростом в 2,5 миллиметра взаимодействуют с предметами и локациями большого мира, сложно избежать ошибок в масштабе. К примеру, заводная игрушечная машинка оказывается минипутам в самый раз, однако в сценах с Артуром-человеком видно, что она гораздо крупнее, чем должна быть. В мультсериале это особенно хорошо заметно: в сравнении с мелкими насекомыми (комарами, блохами и т. п.) герои действительно выглядят на заявленный рост, но в сценах с человеческими предметами могут вырастать до нескольких сантиметров.
* Несомненно, «[[Властелин Колец (фильм)|Властелин Колец]]» и «[[Arda/The Hobbit Trilogy|Хоббит]]» Джексона. Чего только не придумано для передачи разницы в росте «Высокого народа» (людей, эльфов) и гномов с хоббитами! В «Хоббите» из-за этих ухищрений гномы смотрятся несколько неканонично на фоне шикарно оформленного Гимли. Особенно рвут с треском канон чересчур «эльфоподобные» Фили и Кили.
* Несомненно, «[[Властелин Колец (фильм)|Властелин Колец]]» и «[[Arda/The Hobbit Trilogy|Хоббит]]» Джексона. Чего только не придумано для передачи разницы в росте «Высокого народа» (людей, эльфов) и гномов с хоббитами! В «Хоббите» из-за этих ухищрений гномы смотрятся несколько неканонично на фоне шикарно оформленного Гимли. Особенно рвут с треском канон чересчур «эльфоподобные» Фили и Кили.
* «Боги Египта» — в эпизоде, когда боги и человек идут по водоему, уровень воды по ногам у них одинаковый, несмотря на огромную разницу в росте.
* «Боги Египта» — в эпизоде, когда боги и человек идут по водоему, уровень воды по ногам у них одинаковый, несмотря на огромную разницу в росте.
* «Бамблби» — Бамблби, который раньше должен был нагнуться, что бы заглянуть в окно второго этажа теперь помещается в квартире.
* «Бамблби» — Бамблби, который раньше должен был нагнуться, что бы заглянуть в окно второго этажа теперь помещается в квартире.
** Ну это не говоря про стандартные вопросы к масштабам трансформеров(смотрите ниже)
** Ну это не говоря про стандартные вопросы к масштабам трансформеров(смотрите ниже)


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[Transformers/Generation One|Трансформеры]]» — в мультсериале царит вопиющее нарушение масштабов, которое зрителю следует воспринимать как неизбежную жанровую условность. Роботы складываются в легковые машинки явно меньшего размера (причём там ещё остаётся салон для водителя с пассажирами), крупный робот складывается в пистолет и компактно ложится в руку своему не такому крупному приятелю — такие фокусы ещё можно попытаться объяснить себе исключительной подвижностью механизмов и наличием в фигуре персонажа значительных пустот. Но нередки ситуации, когда магнитола, в которую «превращается» робот, в одном эпизоде размером с дом, а в другом её легко кладёт на плечо школьник, принимая за настоящую. Один и тот же космический челнок в одной сцене имеет сопоставимые с другими трансформерами размеры, в другой — они целым отрядом путешествуют внутри просторного грузового отсека этого челнока.
* «[[Transformers/Generation One|Трансформеры]]» — в мультсериале царит вопиющее нарушение масштабов, которое зрителю следует воспринимать как неизбежную жанровую условность. Роботы складываются в легковые машинки явно меньшего размера (причём там ещё остаётся салон для водителя с пассажирами), крупный робот складывается в пистолет и компактно ложится в руку своему не такому крупному приятелю — такие фокусы ещё можно попытаться объяснить себе исключительной подвижностью механизмов и наличием в фигуре персонажа значительных пустот. Но нередки ситуации, когда магнитола, в которую «превращается» робот, в одном эпизоде размером с дом, а в другом её легко кладёт на плечо школьник, принимая за настоящую. Один и тот же космический челнок в одной сцене имеет сопоставимые с другими трансформерами размеры, в другой — они целым отрядом путешествуют внутри просторного грузового отсека этого челнока.
** Фанаты насчёт всего этого выдвинули обоснуй (который в итоге стал [[просочиться в канон|частью канона]]), что кибертронцы изобрели технологию манипуляции массой. Проще говоря, когда тот же Мегатрон принимает облик винтовки, он просто убирает лишний груз в этакий пространственный карман, а когда десептикон Астротрейн трансформируется в космический челнок для перевозки войск — наоборот, достаёт.
** Фанаты насчёт всего этого выдвинули обоснуй (который в итоге стал [[просочиться в канон|частью канона]]), что кибертронцы изобрели технологию манипуляции массой. Проще говоря, когда тот же Мегатрон принимает облик винтовки, он просто убирает лишний груз в этакий пространственный карман, а когда десептикон Астротрейн трансформируется в космический челнок для перевозки войск — наоборот, достаёт.
* «Wonder Beat» — аппарат для внутричеловеских путешествий «Wonder Beat» не смог бы достичь всех показанных в сериале мест, уменьшаясь до одних и тех же размеров.
* «Wonder Beat» — аппарат для внутричеловеских путешествий «Wonder Beat» не смог бы достичь всех показанных в сериале мест, уменьшаясь до одних и тех же размеров.
* [[Steven Universe]] герои как из серии в серию, так и в пределах одной серии постоянно меняют рост относительно других персонажей и объектов (речь не про шейпшифтинг). Кроме того регулярно меняются пропорции тела, объем причёски и т. п.
* [[Steven Universe]] — герои как из серии в серию, так и в пределах одной серии постоянно меняют рост относительно других персонажей и объектов (речь не про шейпшифтинг). Кроме того регулярно меняются пропорции тела, объем причёски и т. п. Создатели пытались это обосновать как «[[МТХ|я художник я так вижу]]» и «плевать что рост меняется из серии в серию, главное что в пределах одной серии он одинаковый»… вот только есть серии, в которых рост меняется в пределах одной '''сцены'''. А превращение <s>[[Фанская кличка|чипсины]]</s> Перидот из относительно нормального человекообразного в зелёного гоблина вообще стало притчей во языцех.
* «[[Первобытный (мультсериал)|Первобытный]]» — так много, что скорее это уже часть стиля.
** Причина таких метаморфоз? Отсутствие нормального техзадания, непонимание разницы между раскадровкой (которая должна максимально доходчиво и однозначно показывать эмоции, чтобы художники не ошиблись) и результатом (в котором эмоции должны быть наоборот в человеческих пределах, кроме ''отдельных'' моментов для экспрессии), и найм халтурщиков.
* «[[Первобытный (мультсериал)|Первобытный]]» — так много, что скорее это уже часть стиля.
** Частая проблема с Клык. Чаще всего она длиной 5-6 метров от морды и до хвоста, но иногда её делают такой же большой, как Альфа-цератозавр из первого эпизода.
** Частая проблема с Клык. Чаще всего она длиной 5-6 метров от морды и до хвоста, но иногда её делают такой же большой, как Альфа-цератозавр из первого эпизода.
** А в седьмой серии её наоборот, уменьшили до размеров крупной лошади.
** А в седьмой серии её наоборот, уменьшили до размеров крупной лошади.
** В третьем эпизоде, когда на героев нападают мамонты, те кажутся громадными, во много раз крупнее тираннозавра. Через пару кадров они «сдулись» до тех же размеров, что и Клык.
** В третьем эпизоде, когда на героев нападают мамонты, те кажутся громадными, во много раз крупнее тираннозавра. Через пару кадров они «сдулись» до тех же размеров, что и Клык.
** В пятом эпизоде, когда «халкнутый» Копьё и обезьяний чемпион схватываются во второй раз, видно, что первый по размерам чуть больше. Секунду спустя, во время «[[Пнуть сукиного сына|фаталити]]», Копьё уже вдвое выше и втрое толще обезьяны, а затем, во время расправы над её сородичами, опять «сдувается».
** В пятом эпизоде, когда «халкнутый» Копьё и обезьяний чемпион схватываются во второй раз, видно, что первый по размерам чуть больше. Секунду спустя, во время «[[Пнуть сукиного сына|фаталити]]», Копьё уже вдвое выше и втрое толще обезьяны, а затем, во время расправы над её сородичами, опять «сдувается».
=== [[Веб-комиксы]] ===
* [[Pixie and Brutus]] — в стремлении подсветить крошечный размер, беззащитность и кавайность котёнка Пикси автор порой перегибает палку, рисуя её совсем уж микроскопической. Когда на это указали читатели, появился шуточный выпуск, где Пикси от кадра к кадру становится всё меньше.


=== [[Манга]] и [[аниме]] ===
=== [[Манга]] и [[аниме]] ===
* [[Kill la Kill]] [[Консервная банка|Ира]] [[Громила|Гамагори]] давит педаль в пол, соскакивая с приемлемо сверхчеловеческих размеров в некоторых сценах до высоты башни в финальном противостоянии.
* [[Kill la Kill]] — [[Консервная банка|Ира]] [[Громила|Гамагори]] давит педаль в пол, соскакивая с приемлемо сверхчеловеческих размеров в некоторых сценах до высоты башни в финальном противостоянии.
* [[One Piece]] в манге шичибукаи, прибывшие в Маринфорд, очень уж сильно выросли даже по местным меркам. Это Ода так их [[Графическое выделение|мощь и эпичность показал]].
* [[One Piece]] — в манге шичибукаи, прибывшие в Маринфорд, очень уж сильно выросли даже по местным меркам. Это Ода так их [[Графическое выделение|мощь и эпичность показал]].
* [[Hokuto no Ken]] тоже уважает этот троп, правда тут он более-менее равномерно размазан по всей манге.
* [[Hokuto no Ken]] тоже уважает этот троп, правда тут он более-менее равномерно размазан по всей манге.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* League of Legends — йордлы меньше людей, а порождения бездны — многократно больше. Но в игре они все показаны примерно одинаковыми — только танки чуть потолще. Бонус: на самом деле значение имеет только площадь персонажа, «высота» — эффект чисто визуальный.
* League of Legends — йордлы меньше людей, а порождения бездны — многократно больше. Но в игре они все показаны примерно одинаковыми — только танки чуть потолще. Бонус: на самом деле значение имеет только площадь персонажа, «высота» — эффект чисто визуальный.
** Педаль в пол: Аурелион Сол, в игре занимающий площадь немногим большую, чем вполне обыкновенный шкаф Гарен, по лору способный в лапе держать ''всю Рунтерру''!
** Педаль в пол: Аурелион Сол, в игре занимающий площадь немногим большую, чем вполне обыкновенный шкаф Гарен, по лору способный в лапе держать ''всю Рунтерру''!
* [[Starcraft]] научное судно терранов относительно небольшой юнит, но одна из миссий проходит на борту такого.
* [[Starcraft]] — научное судно терранов относительно небольшой юнит, но одна из миссий проходит на борту такого.
** Восстановлению обычного масштаба юнитов посвящён мод Real Scale. Кампанию он тоже поддерживает, и материнский корабль там занимает пол-карты.
** Восстановлению обычного масштаба юнитов посвящён мод Real Scale. Кампанию он тоже поддерживает, и материнский корабль там занимает пол-карты.


{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}

Текущая версия на 16:23, 22 апреля 2025

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Your Size May Vary. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Ээх: На чём приехал?


Парень-рыба: Оседлал хромую блоху, сел и приехал.
Ээх: Море что, лужа?
Парень-рыба: Может, и лужа, да только ту лужу орёл не перелетел.
Ээх: Значит, орёл — птенец!
Парень-рыба: Наверно, птенец, но тень от его крыльев город закрывает, в городе ночь настаёт.
Ээх: Город, небось, крохотный!
Парень-рыба: Через тот город заяц бежал — не перебежал.
Ээх: Выходит, заяц маленький.
Парень-рыба: Заяц как заяц — из его шкуры тулуп вышел.

»
Ух ты, говорящая рыба! Парень старательно выносил Ээху мозг...

(link)

Наглядно

Довольно частая ошибка — персонажи или предметы в разных сценах изменяют размер по сравнению с другими персонажами или окружающим миром. Особенно характерно для произведений, где встречаются персонажи или существа огромных (кайдзю, хтонические чудовища, драконы и т. п.) или, наоборот, очень маленьких размеров (насекомые, маленькие человечки). Иногда масштаб искажается сознательно, к примеру, когда два персонажа с большой разницей в размерах появляются в одном кадре, и зрителю нужно разглядеть обоих. Это чаще встречается в анимации, комиксах и т. п. с более условной, мультяшной манерой изображения.

Явление в видеоиграх, когда юниты для удобства изображаются без соблюдения масштаба, к тропу не относится.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Гаргантюа и Пантагрюэль» — педаль в пол. То Гаргантюа учится фехтованию с людьми обычного размера — то в одиночку разносит вражескую крепость, то закрывает целую армию от дождя высунутым языком, а в его глотке помещается целая маленькая страна.
  • Необыкновенные приключения Карика и Вали — в книге не сказано точно, во сколько раз уменьшились герои, и из разных эпизодов создаётся разное впечатление об их росте в масштабе с насекомыми и предметами из микромира. Это не настолько очевидно из текста, но на иллюстрациях уже сильнее бросается в глаза.
    • Вдобавок автор не в ладах с физикой, так как уменьшившиеся герои должны были принять законы микромира — прилипать к поверхностной плёнке, очень быстро замерзать и перегреваться, плохо видеть при значительно усилившихся слухе и обонянии, без травм падать с любой высоты и без проблем переносить тяжести, во много раз превосходящие собственный вес.
  • Кэролл Доннер, «Тайны анатомии». В угоду сюжету главные герои, попавшие в анатомический справочник, обречены на многократные (но до определенного периода — незаметные для них) изменения размеров. Так, чтобы попасть человеку в рот и ВНУТРЬ ГЛАЗА ПО НЕРВУ (а позже и внутрь отдельно взятой клетки) требуются ну очень различные размеры. Впрочем, все подобные произведения страдают проблемой масштабируемости. Начиная с того, что на клеточном уровне герои вряд ли смогли бы усваивать кислород (их собственные эритроциты уже уменьшились бы до размеров, сопоставимых с молекулами кислорода).

Кино[править]

  • King Kong — во многих фильмах Кинг-Конг в разных сценах то выше, то ниже.
  • Артур и минипуты — когда герои ростом в 2,5 миллиметра взаимодействуют с предметами и локациями большого мира, сложно избежать ошибок в масштабе. К примеру, заводная игрушечная машинка оказывается минипутам в самый раз, однако в сценах с Артуром-человеком видно, что она гораздо крупнее, чем должна быть. В мультсериале это особенно хорошо заметно: в сравнении с мелкими насекомыми (комарами, блохами и т. п.) герои действительно выглядят на заявленный рост, но в сценах с человеческими предметами могут вырастать до нескольких сантиметров.
  • Несомненно, «Властелин Колец» и «Хоббит» Джексона. Чего только не придумано для передачи разницы в росте «Высокого народа» (людей, эльфов) и гномов с хоббитами! В «Хоббите» из-за этих ухищрений гномы смотрятся несколько неканонично на фоне шикарно оформленного Гимли. Особенно рвут с треском канон чересчур «эльфоподобные» Фили и Кили.
  • «Боги Египта» — в эпизоде, когда боги и человек идут по водоему, уровень воды по ногам у них одинаковый, несмотря на огромную разницу в росте.
  • «Бамблби» — Бамблби, который раньше должен был нагнуться, что бы заглянуть в окно второго этажа теперь помещается в квартире.
    • Ну это не говоря про стандартные вопросы к масштабам трансформеров(смотрите ниже)

Мультсериалы[править]

  • «Трансформеры» — в мультсериале царит вопиющее нарушение масштабов, которое зрителю следует воспринимать как неизбежную жанровую условность. Роботы складываются в легковые машинки явно меньшего размера (причём там ещё остаётся салон для водителя с пассажирами), крупный робот складывается в пистолет и компактно ложится в руку своему не такому крупному приятелю — такие фокусы ещё можно попытаться объяснить себе исключительной подвижностью механизмов и наличием в фигуре персонажа значительных пустот. Но нередки ситуации, когда магнитола, в которую «превращается» робот, в одном эпизоде размером с дом, а в другом её легко кладёт на плечо школьник, принимая за настоящую. Один и тот же космический челнок в одной сцене имеет сопоставимые с другими трансформерами размеры, в другой — они целым отрядом путешествуют внутри просторного грузового отсека этого челнока.
    • Фанаты насчёт всего этого выдвинули обоснуй (который в итоге стал частью канона), что кибертронцы изобрели технологию манипуляции массой. Проще говоря, когда тот же Мегатрон принимает облик винтовки, он просто убирает лишний груз в этакий пространственный карман, а когда десептикон Астротрейн трансформируется в космический челнок для перевозки войск — наоборот, достаёт.
  • «Wonder Beat» — аппарат для внутричеловеских путешествий «Wonder Beat» не смог бы достичь всех показанных в сериале мест, уменьшаясь до одних и тех же размеров.
  • Steven Universe — герои как из серии в серию, так и в пределах одной серии постоянно меняют рост относительно других персонажей и объектов (речь не про шейпшифтинг). Кроме того регулярно меняются пропорции тела, объем причёски и т. п. Создатели пытались это обосновать как «я художник я так вижу» и «плевать что рост меняется из серии в серию, главное что в пределах одной серии он одинаковый»… вот только есть серии, в которых рост меняется в пределах одной сцены. А превращение чипсины Перидот из относительно нормального человекообразного в зелёного гоблина вообще стало притчей во языцех.
    • Причина таких метаморфоз? Отсутствие нормального техзадания, непонимание разницы между раскадровкой (которая должна максимально доходчиво и однозначно показывать эмоции, чтобы художники не ошиблись) и результатом (в котором эмоции должны быть наоборот в человеческих пределах, кроме отдельных моментов для экспрессии), и найм халтурщиков.
  • «Первобытный» — так много, что скорее это уже часть стиля.
    • Частая проблема с Клык. Чаще всего она длиной 5-6 метров от морды и до хвоста, но иногда её делают такой же большой, как Альфа-цератозавр из первого эпизода.
    • А в седьмой серии её наоборот, уменьшили до размеров крупной лошади.
    • В третьем эпизоде, когда на героев нападают мамонты, те кажутся громадными, во много раз крупнее тираннозавра. Через пару кадров они «сдулись» до тех же размеров, что и Клык.
    • В пятом эпизоде, когда «халкнутый» Копьё и обезьяний чемпион схватываются во второй раз, видно, что первый по размерам чуть больше. Секунду спустя, во время «фаталити», Копьё уже вдвое выше и втрое толще обезьяны, а затем, во время расправы над её сородичами, опять «сдувается».

Веб-комиксы[править]

  • Pixie and Brutus — в стремлении подсветить крошечный размер, беззащитность и кавайность котёнка Пикси автор порой перегибает палку, рисуя её совсем уж микроскопической. Когда на это указали читатели, появился шуточный выпуск, где Пикси от кадра к кадру становится всё меньше.

Манга и аниме[править]

  • Kill la Kill — Ира Гамагори давит педаль в пол, соскакивая с приемлемо сверхчеловеческих размеров в некоторых сценах до высоты башни в финальном противостоянии.
  • One Piece — в манге шичибукаи, прибывшие в Маринфорд, очень уж сильно выросли даже по местным меркам. Это Ода так их мощь и эпичность показал.
  • Hokuto no Ken тоже уважает этот троп, правда тут он более-менее равномерно размазан по всей манге.

Видеоигры[править]

  • League of Legends — йордлы меньше людей, а порождения бездны — многократно больше. Но в игре они все показаны примерно одинаковыми — только танки чуть потолще. Бонус: на самом деле значение имеет только площадь персонажа, «высота» — эффект чисто визуальный.
    • Педаль в пол: Аурелион Сол, в игре занимающий площадь немногим большую, чем вполне обыкновенный шкаф Гарен, по лору способный в лапе держать всю Рунтерру!
  • Starcraft — научное судно терранов относительно небольшой юнит, но одна из миссий проходит на борту такого.
    • Восстановлению обычного масштаба юнитов посвящён мод Real Scale. Кампанию он тоже поддерживает, и материнский корабль там занимает пол-карты.