Валерий Роньшин

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть, — читайте!


Валерий Роньшин — автор сатирических рассказов, сказок, детских детективов и ужастиков из Петербурга, произведения которого представляют собой квинтэссенцию эстетики девяностых. По сути, они состоят из нескольких ингредиентов:

  1. Обычная жизнь школьников конца 1990-х-начала 2000-х: учёба, понты на тему «кто круче», боевики и ужастики по телевизору.
  2. Советские страшилки про красную руку, зелёный пистолет и жёлтые шторы.
  3. Штампы западных триллеров, ужастиков и конспирологических произведений: международные заговоры, маньяки, американские шпионы[1], мафия, наркоторговцы, инопланетяне, оккультизм, вуду, сатанинские секты, монстры и др. Школьники противостоят всей этой заразе — и, как правило, выходят победителями.
  4. Антисказочки.
  5. Более традиционные сказки в духе Ганса Христиана Андерсена, однако с толикой иронического переосмысления.
  6. Абсурдно-сатирические произведения для взрослых, сдобренные разухабистой чернухой и весёлой похабщиной. Перчику прибавляет тот факт, что многие из них являются переработанными детскими произведениями.

Всё это в сочетании с зашкаливающим постмодернизмом и серобуромалиновой моралью (сюжетные допущения на грани антисеттинга, басни в духе «Поступай неправильно» и повороты типа «Герои поняли, что умерли и находятся на том свете — обрадовались и пошли вместе пить чай») привело к тому, что мнения по его творчеству разделились: насколько Роньшина любили дети и подростки девяностых-начала двухтысячных, настолько же от него воротили нос их родители.

А разгадка проста: Роньшин в своем творчестве сильно тяготеет к чёрному юмору и абсурдистской стилистике а-ля Даниил Хармс. Весьма своеобразной, как вы понимаете.

Книги[править]

Детективы[править]

Цикл «Приключения Эммы Мухиной»:

  1. Тайна зефира в шоколаде (по нему есть даже комикс в журнале «Миша»)
  2. Тайна африканского колдуна
  3. Тайна кремлёвского водопровода
  4. Тайна танцующей коровы
  5. Тайна одноглазой «Джоконды»
  6. Тайна прошлогоднего снега

Цикл «Суперопер Григорий Молодцов, его сын и сотоварищи»:

  1. Охота за Красной Шапочкой
  2. Руки вверх, Синяя Борода!
  3. Операция «Спящая красавица»
  4. Ловушка для Буратино
  5. Схватка с Кощеем Бессмертным
  6. Белоснежка идёт по следу
  7. Месть трёх поросят

Ужастики[править]

  1. Отдай своё сердце
  2. Кладбище кукол
  3. Кошмары станции «Мартышкино»
  4. Миссия говорящей головы
  5. Синевласка, или Бензоколонка у старого кладбища (сборник)
  6. Детский садик № 13 (сборник)
  7. Тайна комнаты с чёрной дверью (сборник)
  8. Как Наталья Николаевна съела поэта Пушкина и другие ужасные истории (сборник)
  9. Девочка с косой и другие ужасные истории (сборник)

Произведения для взрослых[править]

  1. Осенний карнавал смерти (сборник рассказов)

Тропы в его произведениях[править]

  • Аномальная зона — «Тайна прошлогоднего снега»: деревня Бесовка и окружающий её Подрывайкин лес, где лежит магический нетающий прошлогодний снег.
  • Антиреклама наркотиков ― «Тайна африканского колдуна», просто «Тайна африканского колдуна». Теме наркотиков и наркомафии посвящена вся книга, и здесь прямо полный набор всего: и наркозависимая дежурная в гостинице, которая так боится ломки, что готова выполнять любые приказы злодеев (даже пыталась убить героиню!), и жуткие прик(г)лючения героини после того, как ей самой подмешали наркотик, и эпизод, где героиня сама подмешивает наркотик сержанту Петренко, и он превращается в блаженного дурачка.
    • Реклама наркотиков, что характерно, тоже присутствует. Когда африканское племя хочет принести в жертву деда героини капитана Кэпа вместе с дочерью колдуна Анатой, они вместо яда пьют наркотический препарат «булигонго», который имитирует смерть (аки Джульетта у Шекспира) ― и таким образом спасаются.
  • А он вовсе не такой! — а вы знаете, что Наталья Николаевна Пушкина была на самом деле страшной людоедкой, и именно она сожрала Наше Всё? Нет, Дантес, конечно, тоже был, только его прожорливая Наталья Николаевна слопала ещё раньше, так что убить «солнце русской поэзии» он никак не мог
  • Великий Гудвин:
    • «Схватка с Кощеем Бессмертным» ― колдун Ворон, к которому братья обращаются за помощью, на самом деле никакой не колдун, а обычный фокусник. Подсвечено даже теми «заклинаниями», которые он произносит: «Аль-магель… Он-тиум… Гут-талакс».
    • Там же ― собственно, главгад Кощей Бессмертный, якобы глава ордена Чёрных Магов и Архидьявол пятого Инфернального Мира. На самом деле обычный бандит по кличке Слизняк, пусть и владеющий навыками гипноза.
  • Вечная загадка:
    • «Баня № 666» — девочка Таня давно подозревала, что в этой самой бане по ночам собирается нечистая сила. Пришла она туда ночью, никого не дождалась, намылилась мылом… и исчезла, смылась. «Так Таня и не узнала, что за мистические дела творятся по ночам в бане № 666. И не узнает теперь ни-ко-гда».
    • «Тайна прошлогоднего снега». Все происходящие с героиней странные события (инопланетный заговор, мистика, виртуальная реальность и др.) объяснились в научно-фантастическом ключе с налётом эзотерики: главная героиня всё это время летала на «онейролёте» и сканировала информационное поле Земли (читайте: «спала и видела вещие сны») на предмет совершённых на Земле преступлений, а следователи собирали эту информацию и по горячим следам всё раскрывали. Но что такое «прошлогодний снег», как раз осталось непонятным.
«

— Кстати, о снеге, — встрепенулась я, — а как вы расшифровали тайну прошлогоднего снега?
— А никак, — просто ответил Гвоздь.
— Как это — никак?
— А так. Вопрос о «прошлогоднем снеге» ока­зался из разряда вопросов, на которые нет ответа.
— А почему нет?
— Потому что не существует. К примеру, как ответить на вопрос: где кончается бесконеч­ность? Или на такой: врёт ли человек, который утверждает, что он врёт? На такие и подобные им вопросы нет однозначных ответов.

»
  • Виновны все подозреваемые:
    • «Тайна африканского колдуна» ― в тёмные дела наркомафии в той или иной степени замешаны практически все встретившиеся героине жители города Задонска: и следователь Емелин и сержант Петренко, и частный детектив Микстуров, и психиатр Микешатьев…
    • «Охота за Красной Шапочкой» ― сюжет крутится вокруг покушения на убийство жены банкира Дзюбинского Стеллы Лебзак (она же в прошлом аферистка Лариса Хорькова по кличке Красная Шапочка). В деле также фигурирует сам банкир Кирилл Дзюбинский и его любовница Влада Снегирёва (которую тоже пытались убить)… Как выясняется, у всех троих рыло в пуху, и все трое пытались наложить руки на 200 миллионов долларов из Международного валютного фонда.
  • Во чреве чудовища — сказка «Как знаменитый путешественник сэр Джеффри был съеден морским чудовищем» юмористически обыгрывает этот сюжетный штамп. Товарищ сэра Джеффри по несчастью, морячок с русского судна, прекрасно обустроился во чреве кита, завел даже козу и небольшой огородик. Когда же чудовище изрыгнуло всех проглоченных, очень огорчился — ведь ему снова пришлось приступить к исполнению трудовых обязанностей.
  • Вывих мозга — педаль в асфальт!
  • Его просто нет:
    • «Красный телефон» — в конце выясняется, что никого из героев на самом деле не существует: ни самого мальчика Вовы, ни его родителей, ни бабушки с дедушкой, ни его дяди Гриши, ни тёти Тамары.
    • «Тайна прошлогоднего снега» — в конце героиня встречает своего двойника, который объясняет ей, что ничего вокруг на самом деле нет: ни их самих, ни других людей, ни самой планеты Земля. «Грубо говоря, ты попа­ла в лабиринт, из которого нет выхода. Не предусмотрен». Потом, правда, следует ещё один твист.
  • За всем стоял пёс:
    • «Тайна африканского колдуна» ― неуловимым международным преступником и наркоторговцем Хромым Максом оказался… якобы глухонемой амбал по имени Алик, «шестёрка» одного из более мелких гадов.
    • «Тайна одноглазой „Джоконды“» ― зловещая мадам Смерть, глава секты СМЕРШ, планирующей уничтожить человечество смертельным вирусом, оказалась… нескладным недотёпой капитаном Чмониным.
  • Зловещее танго ― «Руки вверх, Синяя Борода!»: героиня танцует под «Брызги шампанского» с весьма зловещим бизнесменом Кармалютовым, которого прозвали «Синяя Борода» из-за слухов, что он убивает своих жён:
«

— Сыграйте танго «Брызги шампанского», — приказал Кармалютов.
Музыканты заиграли древнюю мелодию, которую девчонки слышали в каком-то не менее древнем кинофильме.
Кармалютов, семеня коротенькими ножками, подошел к столику, за которым сидели подруги.
— Идем танцевать, — цепко схватил он Лику за руку своими крохотными пальчиками.
Соломатина, словно загипнотизированная, встала и послушно пошла за карликом.
Кармалютов едва доставал Лике до плеча. Приведя ее на площадку, карлик закружил Лику в быстром танце.
Соломатина явственно ощутила, как вся ее энергия куда-то уходит… уходит… уходит…
— Пам-пам-пампампампам-пам… — в. такт звучащей мелодии подпевал Кармалютов. — Тебя как зовут, малышка?
— Лика, — чуть слышно ответила Соломатина, чувствуя, что у нее начинает кружиться голова, а по телу разливается непонятная слабость.
Лысый карлик скривился, отчего лицо его стало в два раза противней.
— Плохое имя, — заявил он. — я буду называть тебя Глорией, Мне нравятся и имена. Нора, Ада, Эдита, Фанни… А ты будешь Глория.
Лике не хватало воздуха. Она задыхалась.
— Я приглашаю тебя в свою хибарку, — продолжал Кармалютов, кружа Соломатину по танцплощадке.
— В хибарку? — пробормотала Лика. Перед глазами у нее все плыло.
— Да, там, на холме, — мотнул лысой головой карлик. — Ее еще называют — «Замок Синей Бороды». Ха-ха-ха… — вдруг ни с того ни с сего разразился Кармалютов истеричным хохотом.

»
  • Зловещий карлик:
    • «Тайна прошлогоднего снега» ― за героиней охотится наёмный убийца, карлик по фамилии Большаков. Когда героиня была в Гавре, он притворился тонущим ребёнком и чуть не утопил её в Ла-Манше, после чего ей самой пришлось его утопить.
    • «Руки вверх, Синяя Борода!» ― зловещий бизнесмен Трофим Петрович Кармалютов, прозванный «Синей Бородой» из-за слухов, что он убивает своих жён, тоже не сказать чтоб высокого роста.
  • Злодей, косящий под жертву — «Охота за Красной Шапочкой»: жена банкира Стелла Лебзак, она же аферистка Лариса Хорькова по кличке Красная Шапочка, изображала, что её хотят убить, инсценировала два покушения на себя и даже собственную смерть от второго покушения.
  • Злодей с тростью ― «Тайна африканского колдуна»: зловещий бандит с тростью Шеврикукин. Субверсия, потому что он оказался полковником Бланшаром из Интерпола.
  • Злодей с хорошей репутацией — Роньшин очень любит этот типаж:
    • «Ловушка для Буратино» — Георгий Александрович Виглянский, или просто Гоша. Балагур, весельчак, директор яхт-клуба… и по совместительству разыскиваемый Интерполом международный преступник по кличке Буратино.
      • При этом дети-сыщики довольно быстро получают список из всего двух подозреваемых. Кроме упомянутого Гоши имеем очень-очень старую бабушку, настоящий божий одуванчик. Автор будто издевается над читателями предыдущих его произведений, предлагая выбрать из двух персонажей с хорошей репутацией одного злодея.
      • А сам Гоша при этом еще и полное чудовище. Оставить бомбу с обратным отсчетом на яхте, на которой находится твоя неразделенная любовь, ее семья и еще полдюжины детей 13-14 лет!
    • «Белоснежка идёт по следу» — Сидор Карлович Змеевцев, кандидат в губернаторы Санкт-Петербурга… и при этом «крёстный отец» мафии.
    • «Тайна танцующей коровы» — Илья Ильич Муромцев, российский бизнесмен и олигарх, один из десяти самых богатых людей России… а ещё мафиози и глава сатанинской секты.
    • «Охота за Красной Шапочкой» ― банкир Кирилл Петрович Дзюбинский, вице-президент банка «Северная Пальмира»… некогда нагревший руки на крупном хищении банковских средств, и планирующий провернуть то же самое ещё раз.
    • «Тайна одноглазой „Джоконды“» — Вячеслав Семёнович Косолапов, замдиректора Эрмитажа… и опаснейший киллер по кличке Однорукий, председатель Российской Ассоциации Киллеров.
    • «Месть трёх поросят» ― Василий Тимофеевич Рябчиков, директор охотхозяйства «Рассвет»… и начинающий маньяк, собиравшийся убить дочь своего однокурсника и присылавший ей угрозы от имени поросят Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа.
    • «Руки вверх, Синяя Борода!» ― респектабельный бизнесмен Трофим Петрович Кармалютов, прозванный «Синей Бородой» из-за слухов, что он убивает своих жён. Этот на минималках: реально он никого не убил, но он страдает приступами шизофрении, и в такие моменты реально способен кого-нибудь укокошить.
  • Казался злодеем, оказался героем ― «Тайна африканского колдуна»: зловещий бандит с тростью Шеврикукин ― на самом деле полковник Бланшар из Интерпола. Ещё один мелкий злодейчик господин Шульц оказался агентом Интерпола Чарли Стоуном.
  • Кассетный футуризм ― этим сильно отдаёт последний детектив из цикла про Эмму Мухину, «Тайна прошлогоднего снега»: в сюжете фигурирует центр виртуальных развлечений, где людей отправляют в виртуальную реальность, неотличимую от реального мира. При этом мобильников у героев нет, а компьютеры — уровня начала нулевых годов.
  • Крокодилушка — «Тайна африканского колдуна»: Кира, дежурная в гостинице. Никому не желает зла, но при этом сидит на наркотиках и поэтому делает всё, что ей скажут наркоторговцы. Один раз даже пыталась убить главную героиню!
  • Крутой дедуля и Морской волк ― конечно же, капитан Кэп, дед Эммы Мухиной!
  • Макгаффин — он есть почти в каждом произведении:
    • «Охота за Красной Шапочкой» — пульт от банковского микропроцессора, замаскированный под электронную записную книжку; если ввести нужный пароль и номер своего счёта, он переведёт тебе огромную денежную сумму.
    • «Отдай своё сердце» — некая Фантифультяпка, о которой писали древние предсказатели, «самое прекрасное, что есть на Земле». На самом деле это жидкость, по вкусу напоминающая квас (во всяком случае, если верить майору Гвоздю).
    • «Тайна африканского колдуна» — сокровища Скуратова и рецепт наркотика «Привет из Африки» (он же Булигонго).
    • «Тайна прошлогоднего снега» — собственно этот самый «прошлогодний снег»; что характерно, нам так и не расскажут, что он из себя представляет.
    • «Тайна танцующей коровы» — тут медальон с танцующей коровой лишь выводит на след секты, а настоящий макгаффин — частица «ип» с мощностью взрыва сильнее водородной бомбы (на самом деле, частица называется «пи», и совершенно не опасна).
      • А в самом конце случается двойная субверсия: частица, хоть и не взрывоопасна, таки имеет полезное применение – с её помощью можно получать золото.
  • На самом деле одна вселенная ― в книгах Роньшина много перекрёстных отсылок, причём нередко ― в произведениях разных жанров (например, одни и те же персонажи фигурируют в детективах и в ужастиках):
    • Владелец похоронного дома господин Шульц появляется в сказке «Учёный Питер и его мёртвая невеста Луиза», а также в детском детективе «Тайна африканского колдуна» и во взрослом рассказе «Чудесные возвращения Егора Сладкосолева на планету Земля». В сказке он просто фоновый персонаж, в детективе он поначалу играет роль мелкого злодейчика из провинциальной наркомафии, а впоследствии оказывается агентом Интерпола Чарли Стоуном, а во взрослом рассказе он вообще оказывается злым колдуном, умеющим превращаться в чёрного кота. Если считать, что это всё один и тот же персонаж ― картина вырисовывается весьма интересная.
    • В том же рассказе «Чудесные возвращения Егора Сладкосолева на планету Земля» упоминается французская балерина Луиза Дюваль, на которой женился и которую впоследствии засёк до смерти русский помещик Пётр Ильич. Эта история фигурирует и в детективе «Месть трёх поросят» ― только там мужа, убившего Луизу, зовут князь Александр Сергеевич Бухалкин.
    • Бравый майор Гвоздь фигурирует как в детективах про Эмму Мухину, так и в ужастиках «Отдай своё сердце», «Кладбище кукол», «Миссия говорящей головы» и «Кошмары станции „Мартышкино“».
    • Один из рассказов-ужастиков Роньшина называется «Чёрное молоко», про молоко, которое превращает людей в монстров. В детективе «Охота за Красной Шапочкой» чёрного молока требует актёр Аркадий Карягин, в психушке изображающий из себя сумасшедшего.
  • Обманная религия — сатанинская секта из книги «Тайна танцующей коровы». Организована Ильёй Муромцевыми, скрывающимся под маской «сына Сатаны», якобы с целью «открыть врата Ада и призвать Дьявола на Землю»… В действительности же он хотел взломать не врата Ада, а золотой запас России.
  • Оборотень в погонах ― «Тайна африканского колдуна»: следователь Емелин и сержант Петренко.
  • Отвратительный толстяк — «Тайна африканского колдуна»: Свинарский, владелец ночного клуба «Сивка-Бурка», бандит и типичный «новый русский».
  • Отозвался на фальшивый Зов — «Схватка с Кощеем Бессмертным»: генерал ФСБ Облеухов нанял двух тинейджеров, братьев Виноградовых, на роль секретных агентов для борьбы с ни много ни мало Орденом Чёрных Магов, мечтающим захватить мир. Егор с Никитой пережили множество странных приключений и сталкивались со всевозможной чертовщиной. В конце выяснилось, что вся «мистика» была подстроена генералом с сообщниками: он хотел руками братьев убрать директора ФСБ, после чего парни со своими рассказами про чёрных магов загремели бы в психушку, а он занял освободившееся кресло.
  • Персонаж-загадка ― «Белоснежка идёт по следу»: собственно собака по кличке Белоснежка. Откуда она взялась, так и остаётся неясным, и умна настолько, что это уже откровенно граничит с мистикой.
  • Подсадной главгад ― «Схватка с Кощеем Бессмертным»: главгад Кощей Бессмертный оказался обычным бандитом по кличке Слизняк, изображавшим чёрного мага. А настоящим главгадом был генерал ФСБ Облеухов, который и отправил героев на задание: он хотел руками парней убрать директора ФСБ, после чего парни со своими рассказами про чёрных магов загремели бы в психушку, а он занял освободившееся кресло.
  • Псевдозаговор — «Тайна прошлогоднего снега»: заговор инопланетян и вся происходящая по сюжету чертовщина оказывается снами главной героини. Причём в этих снах она считывала информацию о реальных земных преступлениях, так что паранормальный элемент тут всё же присутствует.
  • Родители-приколисты ― «Руки вверх, Синяя Борода!»: когда героиня решила уехать на каникулы с подругой без родителей, родители втайне наняли им двух телохранителей (мужчину и девушку) и велели им разыграть для девочек детективную историю (мужчина притворялся киллером, охотящимся за девушкой), чтобы те не вляпались в настоящее расследование… Но они всё равно вляпались.
  • Ситуация Смоля-Перро — «Охота за Красной Шапочкой» и «Тайна танцующей коровы», с прикрученным фитильком. В обеих книгах персонажи приходят в психлечебницу и встречают мужчину в белом халате, который представляется главврачом Сидоровым, а затем начинает нести всякую пургу. Из чего они понимают, что имеют дело с пациентом, укравшим белый халат врача.
  • Слон из мухи ― «Тайна прошлогоднего снега»: героиня расследует мистический заговор инопланетян, связанных с центром виртуальных развлечений, и попадает в круговорот сюрреалистических приключений… как выясняется в конце, всё это время она спала на диване, и длилось это минут пять.
    • Правда, диван оказался специальной навороченной штукой под названием «онейролёт», и во сне героиня «сканировала» информацию о реальных преступлениях, отпечатавшуюся в информационном поле Земли, но преступления были тоже мелкие (например, лужа крови в гостиничном номере означала, что работники гостиницы разбавляли томатный сок водопроводной водой). В общем, «муха» экзотическая, с налётом мистики и научной фантастики, но на «слона» всё равно не тянет.
  • Смердяковщина — «Тайна одноглазой „Джоконды“»: такова идеология апокалиптической секты «СМЕРЧ» («Смерть человечеству»), которая считает людей угрозой для планеты Земля и намеревается уничтожить человечество с помощью вируса. Их не останавливает даже то, что при этом они и сами погибнут.
  • Странная альтернативная реальность напополам с Жуткая альтернативная реальность ― в книге «Миссия говорящей головы» героиня попадает в перпендикулярный мир, где школьникам за плохие оценки отрубают голову, а время узнают по говорящим рыбам, в которых вмонтированы часы.
  • Убийства в театральном стиле — «Месть трёх поросят»: маньяк, преследующий Лизу Дардыкину, присылает ей на праздники угрожающие поздравления и подарки (торт в виде кладбища на День Рождения, игрушечный гробик с куклой-точной копией Лизы на Восьмое Марта и др.) и подписывается как Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.
  • Убить за ерунду — «Злушка»: заглавная героиня убила свою сводную сестру Арлетт за то, что та «Чавкала! Чавкала! Чавкала!» Впрочем, на самом деле ей просто нравится убивать.
  • Фефекты фикции — «Кошмары станции „Мартышкино“»: в одном месте упоминается, что мама главного героя картавит; впрочем, особой роли в сюжете это не играет.
  • Чёрная вдова:
    • «Руки вверх, Синяя Борода!» ― жена Кармалютова Фанни, она же международная преступница Барбара Крюгер.
    • «Операция „Спящая красавица“» ― вдова Джорджа Родуэлла Элизабет Мойз, она же Алёна Карась (и она же Лолес Минолес, баронесса Шеффилд, Норма Гриффитс и Мария фон Трупп).
  • Чёртова дюжина ― Эмма Мухина родилась тринадцатого мая в роддоме номер тринадцать, с ней вечно происходят невероятные истории.
  • Это был только сон:
    • «Тайна прошлогоднего снега» — все события книги были сном главной героини, и спала она буквально минут пять. Впрочем, спала она не просто так, а в так называемом «Онейролёте» и во сне считывала информацию о происходящих на Земле преступлениях (эти преступления оставляют след в информационном поле), так что элемент паранормальщины тут всё же есть.
    • «Отдай своё сердце» — самый-самый конец намекает, что все приключения ГГ были сном. Или нет?
  • Язвительная возлюбленная — «Месть трёх поросят»: Элька Синичкина для Феди Дуракова.

Примечания[править]

  1. Шпионы, что характерно, все как один положительные персонажи — отличительная черта 1990-х — и помогают доблестной российской милиции ловить российских же бандитов.

Ссылки[править]