Постмодернизм: различия между версиями
common>Герман Агиян2001 (расставил по алфавиту) |
Fox (обсуждение | вклад) м (1 версия импортирована) |
||
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
:: {{q| | :: {{q|Постмодернизм — это глупость ради глупости.|Мо Сизлак, «[[Симпсоны]]»}} | ||
[[Файл:Postmodern.jpg|мини]] | [[Файл:Postmodern.jpg|мини]] | ||
'''Постмодернизм''' | '''Постмодернизм''' — направление в мировом искусстве, начавшееся приблизительно в середине XX века и успешно продолжающееся по сей день. В более широком смысле — современное культурное мировоззрение. | ||
В конце | В конце XIX — начале XX века мировым художникам надоели приевшиеся за века классические выразительные формы. Развитие промышленности и вообще научно-технический прогресс укрепляли человечество в мысли «Человек — царь природы». Человек казался если и не всемогущим, то только пока — дайте только срок, будет вам и белка, будет и свисток. Былые мотивы фатализма и смирения перед высшими силами резко сдали позиции. Научная мысль стремилась объяснить всё, и тайны вселенной казалось уже лежат у ног мыслителей и экспериментаторов — надо лишь немного копнуть, они будут в руках, готовые служить человеку. «Новому веку — новое искусство»! — решили творцы и принялись искать новые формы для воплощения своих задумок. Искали-искали, экспериментировали-экспериментировали, нашли. Много разных. Родились такие направления в изобразительном искусстве, как импрессионизм, кубизм, [[футуризм]], абстракционизм, сюрреализм и многие другие -измы, которые предстают перед вашим мысленным взором нагромождением цветных пятен, ломаных линий и прочим [[вывих мозга|вывихом мозга]]. Композиторы изобрели атональную музыку, не подчиняющуюся вековым музыкальным правилам. Философы не отставали — позитивизм, марксизм и другие течения тоже искали в окружающем быстро меняющемся мире новую мысль. Всё это называлось модернизмом. Потом случилась [[Первая мировая Война]], [[Война — это кошмар|шокировавшая человечество до глубины души]] и сильно пошатнувшая модернизм — потому что, чёрт побери, после Верденской мясорубки и окопов Ипра любой нормальный человек усомнится в возможности невозможного, задумается о смысле жизни и сделает неутешительные выводы. А уж когда началась [[Вторая мировая война]], то люди окончательно потеряли веру во все прежние идеологии и философии. Человек — царь природы? Возможно это и так, но что дальше, если он при этом не строит светлое будущее, а остается заложником своей же природы, и царь из него в итоге получается такой себе? Человеку всё по плечу? Ой, не смешите, выгляните лучше в окно и попробуйте на серьезных щах исправить всё, что там по вашему не так — не получится. Вон, один художник уже попробовал решить некоторые вопросы окончательно, и зла от этого благодетеля вышло столько, что весь мир в нём захлёбывался. Идеалы не оправдали себя. Благими намерениями мостили путь в светлое будущее, но почему-то путь этот вёл туда же, куда и всегда. К тому же всё, что можно было изобрести нового, к тому времени уже изобрели, а учёные, преисполнившись знания, удостоверились в том, что не знают наверняка ничего. Но воображение, как известно, штука неуёмная и всегда рождает новые импульсы. «Пришло новое время, теперь пора заново переосмыслить всё уже имеющееся», — подумали отрезвлённые двумя войнами творцы. Так появился ''постмодернизм'' — похмелье эпохи модерна. | ||
Довольно трудно дать чёткое определение тому, что это такое, и если вы откроете энциклопедию, увидите там штук пять разных формулировок. | Довольно трудно дать чёткое определение тому, что это такое, и если вы откроете энциклопедию, увидите там штук пять разных формулировок. Вкратце — если модернизм характеризовался поиском новых форм, то постмодернизм экспериментирует с уже готовыми, компонует их и переосмысляет с нового, неожиданного ракурса, ограниченного только воображением творца. Сюда — кубики от конструктора «Лего», туда — мамино ожерелье, добавим бабушкину статуэтку, куклу Барби посадим на дракона и дадим ей в руки бластер. Аналогия с детскими игрушками не случайна, потому что элемент игры, некоего художественного хулиганства в постмодернизме всегда присутствует. Цель постмодернистского искусства — поиск самого себя и смысла через [[Деконструкция|деконструкцию]] имеющихся форм. Постмодернизм уникален в том плане, что любой автор-постмодернист делает зрителя/читателя соучастником своего творческого процесса, приглашая вместе посмотреть, что из чего состоит, зачем существует, как сделано и, может быть, в процессе этого отыскать истину. | ||
Характерные черты постмодернизма: | Характерные черты постмодернизма: | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
* [[Деконструкция]] стандартных представлений и шаблонов. | * [[Деконструкция]] стандартных представлений и шаблонов. | ||
* Игра. | * Игра. | ||
* Смешение стилей. | * [[Эклектика|Смешение стилей]]. | ||
* Восприятие «мира как текста», интертекстуальность. | * Восприятие «мира как текста», интертекстуальность. | ||
* Преобладание формы над содержанием. | * Преобладание формы над содержанием. | ||
Например, [[игры со штампами]] | Например, [[игры со штампами]] — типичный постмодернистский приём. Да вся эта вики как явление есть порождение постмодернизма. | ||
Особо яркие постмодернистские тропы: | Особо яркие постмодернистские тропы: | ||
Строка 35: | Строка 35: | ||
Сейчас постмодернизм занимает лидирующую позицию в мире, поэтому в широком смысле большинство произведений, созданных в последние 70 лет, можно отнести к постмодернизму. Но мы так делать не будем и ограничимся отнесением к этому направлению только тех творцов и произведения, которые активно и сознательно пользуются постмодернистскими приёмами: | Сейчас постмодернизм занимает лидирующую позицию в мире, поэтому в широком смысле большинство произведений, созданных в последние 70 лет, можно отнести к постмодернизму. Но мы так делать не будем и ограничимся отнесением к этому направлению только тех творцов и произведения, которые активно и сознательно пользуются постмодернистскими приёмами: | ||
* Курт Воннегут. | * Курт Воннегут. | ||
* [[Cien años de soledad|Габриэль Гарсиа Маркес]]. | * [[Cien años de soledad|Габриэль Гарсиа Маркес]]. | ||
Строка 51: | Строка 49: | ||
* Умберто Эко («[[Il nome della Rosa|Имя розы]]», «[[Il pendolo di Foucault|Маятник Фуко]]», «[[Il cimitero di Praga|Пражское кладбище]]»). | * Умберто Эко («[[Il nome della Rosa|Имя розы]]», «[[Il pendolo di Foucault|Маятник Фуко]]», «[[Il cimitero di Praga|Пражское кладбище]]»). | ||
* [[Гарри Поттер и методы рационального мышления|Элиезер Юдковски]]. | * [[Гарри Поттер и методы рационального мышления|Элиезер Юдковски]]. | ||
* [[Приключения Эраста Фандорина|Борис Акунин]]. | |||
Однако в последние десятилетия постмодернистское похмелье идёт на спад и потихоньку развивается [[Метамодернизм|метамодерн]] | Однако в последние десятилетия постмодернистское похмелье идёт на спад и потихоньку развивается [[Метамодернизм|метамодерн]] — по сути, реконструкция модернистских идеалов на поле постмодерна. Для метамодерна характерно восстановление более-менее позитивного взгляда в будущее и ценности идеалов (черта модерна) на фоне смирения с несовершенством мира в целом и человека в частности (черта постмодерна). | ||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} | ||
{{Nav/Литература}} |
Текущая версия на 22:52, 5 мая 2022
« | Постмодернизм — это глупость ради глупости. | » |
— Мо Сизлак, «Симпсоны» |
Постмодернизм — направление в мировом искусстве, начавшееся приблизительно в середине XX века и успешно продолжающееся по сей день. В более широком смысле — современное культурное мировоззрение.
В конце XIX — начале XX века мировым художникам надоели приевшиеся за века классические выразительные формы. Развитие промышленности и вообще научно-технический прогресс укрепляли человечество в мысли «Человек — царь природы». Человек казался если и не всемогущим, то только пока — дайте только срок, будет вам и белка, будет и свисток. Былые мотивы фатализма и смирения перед высшими силами резко сдали позиции. Научная мысль стремилась объяснить всё, и тайны вселенной казалось уже лежат у ног мыслителей и экспериментаторов — надо лишь немного копнуть, они будут в руках, готовые служить человеку. «Новому веку — новое искусство»! — решили творцы и принялись искать новые формы для воплощения своих задумок. Искали-искали, экспериментировали-экспериментировали, нашли. Много разных. Родились такие направления в изобразительном искусстве, как импрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм и многие другие -измы, которые предстают перед вашим мысленным взором нагромождением цветных пятен, ломаных линий и прочим вывихом мозга. Композиторы изобрели атональную музыку, не подчиняющуюся вековым музыкальным правилам. Философы не отставали — позитивизм, марксизм и другие течения тоже искали в окружающем быстро меняющемся мире новую мысль. Всё это называлось модернизмом. Потом случилась Первая мировая Война, шокировавшая человечество до глубины души и сильно пошатнувшая модернизм — потому что, чёрт побери, после Верденской мясорубки и окопов Ипра любой нормальный человек усомнится в возможности невозможного, задумается о смысле жизни и сделает неутешительные выводы. А уж когда началась Вторая мировая война, то люди окончательно потеряли веру во все прежние идеологии и философии. Человек — царь природы? Возможно это и так, но что дальше, если он при этом не строит светлое будущее, а остается заложником своей же природы, и царь из него в итоге получается такой себе? Человеку всё по плечу? Ой, не смешите, выгляните лучше в окно и попробуйте на серьезных щах исправить всё, что там по вашему не так — не получится. Вон, один художник уже попробовал решить некоторые вопросы окончательно, и зла от этого благодетеля вышло столько, что весь мир в нём захлёбывался. Идеалы не оправдали себя. Благими намерениями мостили путь в светлое будущее, но почему-то путь этот вёл туда же, куда и всегда. К тому же всё, что можно было изобрести нового, к тому времени уже изобрели, а учёные, преисполнившись знания, удостоверились в том, что не знают наверняка ничего. Но воображение, как известно, штука неуёмная и всегда рождает новые импульсы. «Пришло новое время, теперь пора заново переосмыслить всё уже имеющееся», — подумали отрезвлённые двумя войнами творцы. Так появился постмодернизм — похмелье эпохи модерна.
Довольно трудно дать чёткое определение тому, что это такое, и если вы откроете энциклопедию, увидите там штук пять разных формулировок. Вкратце — если модернизм характеризовался поиском новых форм, то постмодернизм экспериментирует с уже готовыми, компонует их и переосмысляет с нового, неожиданного ракурса, ограниченного только воображением творца. Сюда — кубики от конструктора «Лего», туда — мамино ожерелье, добавим бабушкину статуэтку, куклу Барби посадим на дракона и дадим ей в руки бластер. Аналогия с детскими игрушками не случайна, потому что элемент игры, некоего художественного хулиганства в постмодернизме всегда присутствует. Цель постмодернистского искусства — поиск самого себя и смысла через деконструкцию имеющихся форм. Постмодернизм уникален в том плане, что любой автор-постмодернист делает зрителя/читателя соучастником своего творческого процесса, приглашая вместе посмотреть, что из чего состоит, зачем существует, как сделано и, может быть, в процессе этого отыскать истину.
Характерные черты постмодернизма:
- Художественная свобода, не признающая ограничения выразительных средств.
- Отказ от авторитетов.
- Отрицание привычной иерархии ценностей.
- Нарочитая театральность.
- Ирония.
- Деконструкция стандартных представлений и шаблонов.
- Игра.
- Смешение стилей.
- Восприятие «мира как текста», интертекстуальность.
- Преобладание формы над содержанием.
Например, игры со штампами — типичный постмодернистский приём. Да вся эта вики как явление есть порождение постмодернизма.
Особо яркие постмодернистские тропы:
- А он вовсе не такой!.
- Альтернативная история.
- Антисеттинг.
- Антисказка.
- Антисюжет.
- Визуальная отсылка.
- Деконструкция.
- Мелькор был хорошим.
- Пародия.
- Перекличка.
- Подсветка.
Сейчас постмодернизм занимает лидирующую позицию в мире, поэтому в широком смысле большинство произведений, созданных в последние 70 лет, можно отнести к постмодернизму. Но мы так делать не будем и ограничимся отнесением к этому направлению только тех творцов и произведения, которые активно и сознательно пользуются постмодернистскими приёмами:
- Курт Воннегут.
- Габриэль Гарсиа Маркес.
- Джим Джармуш.
- Филип Дик.
- Джордж Мартин.
- Кристофер Нолан.
- Виктор Пелевин.
- Владимир Сорокин.
- Терри Пратчетт (и его подражатель Михаил Успенский).
- Гай Ричи.
- Анджей Сапковский.
- Квентин Тарантино.
- Умберто Эко («Имя розы», «Маятник Фуко», «Пражское кладбище»).
- Элиезер Юдковски.
- Борис Акунин.
Однако в последние десятилетия постмодернистское похмелье идёт на спад и потихоньку развивается метамодерн — по сути, реконструкция модернистских идеалов на поле постмодерна. Для метамодерна характерно восстановление более-менее позитивного взгляда в будущее и ценности идеалов (черта модерна) на фоне смирения с несовершенством мира в целом и человека в частности (черта постмодерна).