Четвёртая стена тебя не спасёт: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
(→Видеоигры: расставил по алфавиту) |
(Новая страница: «{{TVTropes|TheFourthWallWillNotProtectYou|The Fourth Wall Will Not Protect You}} {{Q| — Наводчик... Направить орудие на эту камеру в небесах!|Командир британского танка от вас устал. Company of Heroes}} {{Q| Лихой паровоз Люмьеров ворвался в зал и пошёл навылет — Разбрызгивая...») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|TheFourthWallWillNotProtectYou|The Fourth Wall Will Not Protect You}} | {{TVTropes|TheFourthWallWillNotProtectYou|The Fourth Wall Will Not Protect You}} | ||
{{Q| — Наводчик... Направить орудие на эту камеру в небесах!|[[Хватит в меня тыкать!|Командир британского танка от вас устал]]. [[Company of Heroes]]}} | {{Q| — Наводчик... Направить орудие на эту камеру в небесах!|[[Хватит в меня тыкать!|Командир британского танка от вас устал]]. [[Company of Heroes]]}} | ||
Строка 7: | Строка 5: | ||
Разбрызгивая по стенам мусьев, мадамов и мамзелей… |Олег Медведев}} | Разбрызгивая по стенам мусьев, мадамов и мамзелей… |Олег Медведев}} | ||
{{video|O-FHb3q0e1A|width=350|[[Metal Gear|Психо Мантис показывает свои способности]]}} | {{video|O-FHb3q0e1A|width=350|[[Metal Gear|Психо Мантис показывает свои способности]]}} | ||
Троп, родственный тропу [[Разрушение четвёртой стены]]. Отличается от него тем, что персонаж (обычно [[злодей]], но не всегда), не просто знает о существовании зрителя, но и пытается его напугать, либо опосредованно, например, нападая на якобы невидимого рассказчика, либо | Троп, родственный тропу [[Разрушение четвёртой стены]]. Отличается от него тем, что персонаж (обычно [[злодей]], но не всегда), не просто знает о существовании зрителя, но и пытается его напугать, либо опосредованно, например, нападая на якобы невидимого рассказчика, либо напрямую — угрозами или действиями. Часто встречается в видеоиграх (ввиду высокого уровня интерактивности), но вполне возможно применение в литературе, в кино или радиопостановках. | ||
Warning/Achtung/Увага: [[Sherlock Holmes|если рассудок и жизнь дороги вам]], держитесь подальше от <s>торфяных болот</s> [[Самодемонстрирующая статья|продолжения этой статьи!]] | Warning/Achtung/Увага: [[Sherlock Holmes|если рассудок и жизнь дороги вам]], держитесь подальше от <s>торфяных болот</s> [[Самодемонстрирующая статья|продолжения этой статьи!]] | ||
Строка 14: | Строка 12: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Г. Ф. Лавкрафт, «Зов Ктулху» — рассказчик умоляет не публиковать его рукопись, потому что все, кто ее прочитал, плохо кончили. | |||
* Г. | |||
** Да в половине рассказов/повестей Лавкрафта имеются такие приписки от рассказчика (обычно находящегося на полпути к [[участь хуже смерти|участи хуже смерти]]). | ** Да в половине рассказов/повестей Лавкрафта имеются такие приписки от рассказчика (обычно находящегося на полпути к [[участь хуже смерти|участи хуже смерти]]). | ||
* Рэй Брэдбери, рассказ «Наблюдатели»: в конце оказывается, что силы зла, наблюдающие за человеком и творящие беды, {{spoiler|есть микробы. Они, что есть в любом организме, способны убить любого, кто попытается рассказать их тайну устно или письмелмвполтиарооттиттттттт}} | * Рэй Брэдбери, рассказ «Наблюдатели»: в конце оказывается, что силы зла, наблюдающие за человеком и творящие беды, {{spoiler|есть микробы. Они, что есть в любом организме, способны убить любого, кто попытается рассказать их тайну устно или письмелмвполтиарооттиттттттт}} | ||
* | * Леонид Каганов, рассказ «Заклятье духов тела». Герой изучает документы своего умершего от невыясненной причины друга. Среди файлов оказывается некий текст сюрреалистического содержания — он полностью приведён в рассказе. В итоге герой вместе с читателем выясняют, что товарищ героя занимался {{spoiler|[[Меметика|меметическим]] оружием — создал программу для генерации текстов, убивающих читателя через некоторое время после прочтения. И да — абсурдистский фрагмент в начале рассказа был именно что одним из таких текстов.}} | ||
* Пелевин, «Шлем ужаса». Сначала кажется, что мы читаем историю о десятке людей, каждый из которых оказался заперт в каком-либо лабиринте и может общаться с остальными только через компьютерный чат. Но на самом деле, похоже, всё куда хитрее. {{spoiler|Все эти | * Пелевин, «Шлем ужаса». Сначала кажется, что мы читаем историю о десятке людей, каждый из которых оказался заперт в каком-либо лабиринте и может общаться с остальными только через компьютерный чат. Но на самом деле, похоже, всё куда хитрее. {{spoiler|Все эти люди — части Минотавра, а их чат, который мы читаем, — это лабиринт, в который они заманивают Тезея-читателя.}} | ||
** Его же «Бубен нижнего мира» aka «Зелёная | ** Его же «Бубен нижнего мира» aka «Зелёная коробочка» — рассказ также позиционируется как [[Меметика|меметическое]] оружие (собственно, послужил источником вдохновения для вышеупомянутого рассказа Каганова, на что в тексте последнего имеется ссылка). В конце читателю даже предлагается выслать деньги по указанным реквизитам для отключения «психобомбы». | ||
** Ну так и «t». Протагонист в финале вот-вот выберется наружу и продемонстрирует ''непротивление злу насилия'' литнеграм, пишущим роман «t». | ** Ну так и «t». Протагонист в финале вот-вот выберется наружу и продемонстрирует ''непротивление злу насилия'' литнеграм, пишущим роман «t». | ||
** «Зенитные кодексы Аль- | ** «Зенитные кодексы Аль-Эфесби» — [[инверсия]], главный герой злонамеренно вредит вымышленным зрителям телешоу. В целях хорошего пиара американский Минобороны постановил дронам бомбить только те цели, бомбежку которых можно оправдать, а оправдываемость вычисляется симуляцией вечерней телепередачи с реакцией зрителей. Цель героя — «вбросить» дрону такую информацию, чтобы шоу скатилось во флейм и он не смог получить от симуляции одобрение даже на элементарные манёвры и разбился. | ||
* Стихотворение Ю. Нестеренко [http://yun.complife.info/verses/virus.txt «Вирус»]. Название и финал как бы намекают, что психический «вирус», побуждающий [[Убить того, кого любишь|убивать любимых]], передастся не только комиссару, прочитавшему признание героя, но и читателю. | |||
* Клайв Баркер, «Книга демона, или Исчезновение мистера Б» — с первой страницы и далее звучат нерегулярные призывы сжечь книгу, ибо «С каждым прочитанным слогом вы все ближе и ближе к беде. Когда я говорю „беда“, я имею в виду нечто настолько ужасное, что ваш разум этого не вынесет». | |||
* «Разделяй и властвуй» Владимира Чубукова — зритель умер, как и писатель; текст - то, как их призраки воспринимают реальный мир. Захвативший этот мир упырь о многих телах ничем не угрожает только потому, что он уже сделал всё, что хотел, и теперь глумится. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Великое ограбление поезда». Да-да, немая фильма 1903 года. В одном из эпизодов главарь банды стрелял в камеру, то есть, можно сказать, в зрителей. Эмоциональное напряжение создавалось такое, что дамы падали в обморок, а мужчины опрометью убегали из зала. | * «Великое ограбление поезда». Да-да, немая фильма 1903 года. В одном из эпизодов главарь банды стрелял в камеру, то есть, можно сказать, в зрителей. Эмоциональное напряжение создавалось такое, что дамы падали в обморок, а мужчины опрометью убегали из зала. | ||
** [[Ужас у холодильника|А ведь кто-то мог и на самом деле умереть от такого потрясения]]. | ** [[Ужас у холодильника|А ведь кто-то мог и на самом деле умереть от такого потрясения]]. | ||
* Гремлины 2: Новенькая | * Гремлины 2: Новенькая партия — [[гремлины]] захватывают будку киномеханика, прерывают фильм, буянят и требуют показать «[[Белоснежка и семь гномов|Белоснежку]]». Только Халк Хоган сумел их утихомирить. На издании для видеокассет был другой вариант — там гремлины «ломают» видеомагнитофон, отчего тот начинает транслировать отрывки из различных фильмов и телепередач, также с участием гремлинов. | ||
** Обыгрывается и в | ** Обыгрывается и в новеллизации — Гремлин-умник добирается до компьютера и начинает рассуждать в тексте о жизни гремлинов, пока автор ломает дверь в комнату топором, после чего гремлин спасается бегством. | ||
* Дом ночных призраков (фильм, 1959) — в конце один из персонажей говорит в камеру, что потом «призраки придут за '''вами'''». | |||
* [[Монти Пайтон]] и Священный Грааль — Один из рыцарей (Ланселот) неожиданно убивает историка, ведущего передачу. [[Педаль в пол]], из-за этого главных героев арестовывают, а один из полицейских закрывает обьектив камеры. | |||
* Трешовый ужастик «Демоны 2». Героиня смотрит фильм про демонов. Внезапно демон из того фильма замечает её, проникает сквозь экран в «реальность», превращает героиню в демона, и всё заверте… А вы, кстати, тоже смотрите фильм про демонов… | * Трешовый ужастик «Демоны 2». Героиня смотрит фильм про демонов. Внезапно демон из того фильма замечает её, проникает сквозь экран в «реальность», превращает героиню в демона, и всё заверте… А вы, кстати, тоже смотрите фильм про демонов… | ||
* | * Шутки ради в «[[Человек с бульвара Капуцинов]]». Увидев короткометражку «Прибытие поезда», ковбои, которые до того отродясь кино не видели, [[Чересчур вовлечённый зритель|в панике бросились прочь из салуна, где шёл показ, либо принялись палить в экран]]. | ||
* В режиссёрской концовке фильма-мюзикла «Маленький магазинчик ужасов» в самом конце, после появления на экране надписи «THE END?!?!?!», экран проламывала здоровенная пасть растения-людоеда, при этом изображение головы Статуи Свободы, с которой скалилась такая же пасть, не пропадало, а бледнело, словно чудовище и в самом деле пробило стену кинотеатра, а потом оно, смеясь, приближалось к камере, словно пытаясь проглотить зрителей в зале. | * В режиссёрской концовке фильма-мюзикла «Маленький магазинчик ужасов» в самом конце, после появления на экране надписи «THE END?!?!?!», экран проламывала здоровенная пасть растения-людоеда, при этом изображение головы Статуи Свободы, с которой скалилась такая же пасть, не пропадало, а бледнело, словно чудовище и в самом деле пробило стену кинотеатра, а потом оно, смеясь, приближалось к камере, словно пытаясь проглотить зрителей в зале. | ||
* | * The Gamers: в финале фильма партия персонажей подходит к комнате, в которой кто-то есть. Игроки заявляют действие — ворваться в комнату и убить всех, кто там есть. Персонажи врываются и убивают самих игроков. | ||
* | * франшиза "Звонок". Казалось бы, что такого страшного в том старом фильме про колодец, из которого вылезает какая то баба...эй подождите, а почему её головка вылезает из экрана?! | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «Байки из | * «Байки из склепа» — хранитель склепа не раз предупреждает аудиторию, чтобы она хорошо себя вела, потому что «он будет присматривать». Да, дети, которые смотрели «Байки из склепа», очень примерно себя вели некоторое время в основном благодаря Хранителю Склепа, и потому родители не запрещали им такое смотреть. Впрочем, учитывая, что у тех же родителей дети смотрели «Босоногого Гэна» и другие интересные киноистории, скорее всего, им было глубоко пофигу на возрастные ограничения - главное, чтоб дитё сидело тихо и не мешало работать/отдыхать/и т. п. | ||
* [[Doctor Who | * [[Doctor Who]] — в одном из эпизодов Доктор сражается с монстрами из сонной пыли, которая обладает способностью камеры и они словно снимают фильм. Доктор весь эпизод задается вопросом «зачем?». В конце ответ дается: {{spoiler|для того, чтобы ты, зритель, посмотрел его и у тебя появилась эта самая пыль под глазами. «У вас что-то под глазом».}} | ||
** Внутримировой пример — изображение (например, видеозапись) Плачущего Ангела становится Плачущим Ангелом. | ** Внутримировой пример — изображение (например, видеозапись) Плачущего Ангела становится Плачущим Ангелом. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* Текс Эйвери дважды использовал троп шутки ради. | * Текс Эйвери дважды использовал троп шутки ради. | ||
* «[[Фиксики]]: Большой | * «[[Фиксики]]: Большой секрет» — фразу «Прямо к вам, детишки» Файерверк произносит, указывая на камеру. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* [[Gravity Falls | * [[Gravity Falls]] — Билл Шифр пугает аудиторию в интро последних серий. | ||
** Серия «Магазинчик страшилок» тоже намекает на этот троп. | ** Серия «Магазинчик страшилок» тоже намекает на этот троп. | ||
* [[Симпсоны]] | * [[Симпсоны]] — Франсина. | ||
* [[Том и Джерри]] | * Гриффины — «победил — никто. И уж точно не ты!» | ||
* [[Том и Джерри]] — [[внутримировой пример]]: Том и Джерри в конце серии смотрят по телевизору выступление дядюшки Пекоса. Но во время выступления струна лопнула. Том, увидев это, тут же засмеялся. Однако Пекос прямо из-за экрана вырывает у Тома последний ус (в течение всей серии у Пекоса кошачьи усы, использующиеся заместо струн, постоянно лопались, а потому он вырывал их у Тома). | |||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[Kill la Kill]] | * [[Kill la Kill]] — Нуи Харимэ | ||
* Я без ума от своего младшего брата! | * Я без ума от своего младшего брата! — Стремный парень (так и зовут). Начинает как невинный продавец волшебных снадобий, но быстро ломает четвертую стену, обращаясь непосредственно к читателю с обсуждением сюжета, а далее проявляет и вовсе нечеловеческие способности, картинно уходя в закат с брызжущей из головы кровью после хэдшота или тупо телепортируясь к героям в нужные моменты. В одной главе происходит и троп — едва его девушка хочет поцеловать его, он обращается к наблюдателю и убивает его за чрезмерное любопытство, так что далее только черный экран. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* «[[Deadpool|Дедпул уничтожает вселенную Марвел]]» — одержимый желанием наконец умереть, языкастый наёмник в какой-то момент врывается в студию, рисующую комикс про него. Когда и это не помогает, он убивает читателя, [[Рекурсия|читающего комикс про то, как его убивают]], а позже заявляет о намерении убить всех своих фанатов. Да-да, включая тебя, читатель. | |||
* «[[Deadpool|Дедпул уничтожает вселенную Марвел]] | |||
* Доктор Дум, способный перемещаться между эпохами и измерениями, тоже знает, что находится в комиксе, и в одном выпуске явился за Стэном Ли, чтобы спросить с него за то, что в течение стольких лет редакция выставляла его злобным диктатором-самодуром. Стэн изрядно струхнул, но нашёлся и сказал, что он уже давно далеко не главное лицо в корпорации и даже не смог ничего сделать, когда на роль Виктора фон Дума в фильме «Фантастическая Четвёрка» взяли Джулиана МакМэхона. Доктор Дум с презрением раздавливает в кулаке DVD-диск с фильмом и отправляет Стэна Ли обратно в реальный мир со словами, что тот абсолютно бесполезный старик. | * Доктор Дум, способный перемещаться между эпохами и измерениями, тоже знает, что находится в комиксе, и в одном выпуске явился за Стэном Ли, чтобы спросить с него за то, что в течение стольких лет редакция выставляла его злобным диктатором-самодуром. Стэн изрядно струхнул, но нашёлся и сказал, что он уже давно далеко не главное лицо в корпорации и даже не смог ничего сделать, когда на роль Виктора фон Дума в фильме «Фантастическая Четвёрка» взяли Джулиана МакМэхона. Доктор Дум с презрением раздавливает в кулаке DVD-диск с фильмом и отправляет Стэна Ли обратно в реальный мир со словами, что тот абсолютно бесполезный старик. | ||
* DC Comics — [[Джокер]] переодически показывает, что осознаёт свою вымышленность. А теперь вспомним, [[полное чудовище|кто он такой]]… [[ужас у холодильника|м-да]]. | |||
==== [[Веб-комиксы]] ==== | ==== [[Веб-комиксы]] ==== | ||
* [[Homestuck]] | * [[Homestuck]] — едва ли не антипример. Читатель комикса, присутствующий на правах персонажа, периодически подумывает застрелиться после прочитанного. {{spoiler|А в Mental Breakdown, судя по всему, именно это и делает}}. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Batman: Arkham | * Batman: Arkham Asylum — последняя атака Пугала, в числе прочего, симулирует ошибку программы. | ||
* Психо Мантис из серии Metal Gear, с его манипуляциями приставкой игрока, мастер этого тропа. | * Психо Мантис из серии Metal Gear, с его манипуляциями приставкой игрока, мастер этого тропа. | ||
* | * [[Batman: The Telltale Series]] — в конце второго эпизода игрокам показывают пустую аллею, неожиданно возникают помехи, словно бы кто-то вклинился в трансляцию, и возникший на экране Лидер Детей Аркхэма с довольно жутким видом произносит: «Мы — Дети Аркхэма. И мы открыли вам глаза». | ||
* Escape from Monkey Island — главный герой может предложить игроку в дартс бросить дротик «в человека за стеклом». В результате на «экране» образуется «трещина». | |||
* [[Tomb Raider|Tomb Raider 2]] — в конце игры главная героиня неожиданно стреляет в камеру из дробовика, чтобы игрок не подглядывал за ней в душе. | |||
* [[The Black Heart]] — в одном из вариантов победной анимации, девушка-призрак Нороко исчезает с экрана, а потом [[скример|внезапно, бр-р, возвращается]] и шлёпает окровавленной ладонью по экрану (как будто полоснула когтями ''зрителя'' — ещё и разрезы появляются). | |||
* | * Аналогично в заставке игры [[Ведьмак]] — Геральт, конечно, расколдовал юную принцессу Адду от проклятия, но отросшие за много лет ногти ничуть не хуже когтей стрыги. | ||
* | * «Позвоните Кузе» — тролленок общается с игроком очень даже дружелюбно, чего не скажешь о антагонистке Сцилле: «Я за тобой наблюдаю». Вариация тропа, т. к. обращается она к самому Кузе, но эффект достигался в полной мере. Особенно эффект ощущали тёзки ГГ. | ||
* [[The Black Heart]] | * [[Undertale]] — {{spoiler|подразумевается, что в финале геноцида Чара обращается именно к игроку. И в любом случае наносит ему смертельный удар.}} | ||
* [[ | |||
* [[Undertale]] | |||
** Это приобретает больше символизма, так как Фокс посоветовал игрокам дать своё имя Упавшему Человеку. {{spoiler|В конце оказывается, что игрок даёт имя не протагонисту (которого зовут Фриск), а Чаре. Наверное [[Синдром поиска глубинного смысла|СПГС]], но кажется символичным, что игрок, совершивший столько зла руками Фриск(а) на Пути Геноцида, по сути получает [[Кармическая справедливость|кармическую справедливость]] от персонажа с собственным именем («Демона, который приходит, когда называют его имя») и вынужден(а) продать ему(ей) свою душу, чтобы перезапустить игру.}} | ** Это приобретает больше символизма, так как Фокс посоветовал игрокам дать своё имя Упавшему Человеку. {{spoiler|В конце оказывается, что игрок даёт имя не протагонисту (которого зовут Фриск), а Чаре. Наверное [[Синдром поиска глубинного смысла|СПГС]], но кажется символичным, что игрок, совершивший столько зла руками Фриск(а) на Пути Геноцида, по сути получает [[Кармическая справедливость|кармическую справедливость]] от персонажа с собственным именем («Демона, который приходит, когда называют его имя») и вынужден(а) продать ему(ей) свою душу, чтобы перезапустить игру.}} | ||
** Альтернативное мнение: {{spoiler|Чара обращается вовсе не к игроку, а настоящих поломок четвёртой стены в игре нет, только заигрывания с тропом. Например, существование файлов сохранений и загрузок вполне объясняется ватсониански как особенность данной вселенной. Таким образом, есть вероятность, что поведение Чары зависит именно от поведения Фриск(а), к которой(-ому) Чара и обращается, но прямые, '''некосвенные''' доказательства обратного, хоть обыщись — полностью отсутствуют.}} | ** Альтернативное мнение: {{spoiler|Чара обращается вовсе не к игроку, а настоящих поломок четвёртой стены в игре нет, только заигрывания с тропом. Например, существование файлов сохранений и загрузок вполне объясняется ватсониански как особенность данной вселенной. Таким образом, есть вероятность, что поведение Чары зависит именно от поведения Фриск(а), к которой(-ому) Чара и обращается, но прямые, '''некосвенные''' доказательства обратного, хоть обыщись — полностью отсутствуют.}} | ||
** {{spoiler|А почему не был упомянут один маленький цветочек? Он же тоже это дело любит.}} | ** {{spoiler|А почему не был упомянут один маленький цветочек? Он же тоже это дело любит.}} | ||
* [[WarCraft]] и [[StarCraft]] | * «Капитан Пронин: Один против всех»: в одной из концовок герой игры (сам Капитан Пронин) догадывается, что его действиями кто-то манипулирует, а затем поворачивается лицом к монитору и со словами: «Это ты!» стреляет. После этого игроку показывают картинку со светом в конце туннеля (подразумевается, что видит его уже не герой, а сам игрок). | ||
* [[WarCraft]] и [[StarCraft]] — если долго [[Хватит в меня тыкать!|щёлкать мышкой по стоящему юниту]], он начнёт произносить «скрытые реплики», иногда смешные, иногда [[пасхальное яйцо|пасхалочные]], а иногда угрожающие. Классические примеры: | |||
** WarCraft II, рыцарь смерти: «Когда с врагами будет покончено, я вернусь за тобой!» | ** WarCraft II, рыцарь смерти: «Когда с врагами будет покончено, я вернусь за тобой!» | ||
** WarCraft II, [[аддон]], Дентарг: «Нер-Жул получит твою голову!» | ** WarCraft II, [[аддон]], Дентарг: «Нер-Жул получит твою голову!» | ||
** StarCraft I, [[StarCraft/Sarah Kerrigan|Королева Клинков]]: «Я пристрелю тебя лично!» | ** StarCraft I, [[StarCraft/Sarah Kerrigan|Королева Клинков]]: «Я пристрелю тебя лично!» | ||
*** Причем последнее «по старой | *** Причем последнее «по старой памяти» — Сарочка стреляла, когда была человеком, а в форме Королевы Клинков дерется врукопашную. Причем Церебрал, за которого мы играем, про человеческую форму Сары не знает. '''Мы''' знаем. | ||
* [[Imscared - A Pixelated Nightmare]] — из описания раздачи на рутрекере: «Автор предупреждает, что Вы будете обмануты столько раз, сколько это возможно. Поэтому не удивляйтесь, если игра закроется ошибкой, а на рабочем столе Вы увидите странную папку…» | |||
* Missing 2. Последний ритуал — при запуске игры, вам нужно будет ввести адрес своего электронного почтового ящика. На него вам будут приходить письма от персонажей игры, в том числе и от антагониста. К примеру, если вы будете долго думать над головоломкой, то вам придёт письмо примерно следующего содержания «Притомился дружок? Проверь — а вдруг я уже стою за твоей дверью» | |||
* Вангеры. После прохождения игры, действие которой происходит в безумном постапокалиптическом мире, таинственные Наблюдатели обращаются непосредственно к игроку и объясняют, что жуткая катастрофа из предыстории игры произойдет на самом деле в нашем будущем и их прошлом, а саму игру создали и заслали в наше время они, чтобы игроки через неё брали на себя управление настоящими вангерами и за счет своей любознательности и тяги к исследованиям вырывали их из их обычного цикла жизнедеятельности, в котором пребывают все NPC-шные вангеры, и отправляли достигать нужных Наблюдателем целей. | * Вангеры. После прохождения игры, действие которой происходит в безумном постапокалиптическом мире, таинственные Наблюдатели обращаются непосредственно к игроку и объясняют, что жуткая катастрофа из предыстории игры произойдет на самом деле в нашем будущем и их прошлом, а саму игру создали и заслали в наше время они, чтобы игроки через неё брали на себя управление настоящими вангерами и за счет своей любознательности и тяги к исследованиям вырывали их из их обычного цикла жизнедеятельности, в котором пребывают все NPC-шные вангеры, и отправляли достигать нужных Наблюдателем целей. | ||
* | * Earthbound. {{spoiler|Кто в критический момент помолился за детей,которых никогда не знал и нанес тем самым финальный удар [[Чужеродное чудовище|чу-чу]] под названием [[Главный Гад|Гайгас]]? ВЫ. ИГРОК. [[инверсия|Четвертая стена не защитит Гайгаса]]}}. | ||
* | * Dead Space — один из некроморфов, Трясун, после убийства Айзека в ближнем бою заглядывает в камеру на самого игрока. | ||
* [[ | * Stories Untold — первая текстовая адвентюра заканчивается тем, что персонаж {{spoiler|подкрадывается со спину к игроку, сидящему за текстовой адвентюрой Stories Untold.}} | ||
* Luigi’s Mansion: Dark Moon — Когда вы изучаете систему безопасности [[полное чудовище|король бу]] поворачивается в статическом изображении и [[злобный хохот|злобно смеется]], перед тем, как кадр становится неподвижным. | |||
** А в своей [[миниигра|миниигре]] в Mario Party 10 он это демонстрирует дважды — напугав игрока [[скример]]ом в начале и, по истечению половины здоровья, не давая ему разглядеть места, по которым можно ходить. | |||
** А в «Paper Mario: the thousand years door» — внутримировой пример. Бой происходит на сцене театра, и тут (ну, кроме вас, игроков) четвёртая стена не спасает никого: боссы используют толпу для восстановления жизней, мы сожем прогнать плохо ведущего зрителя, а сами зрители могут устроить побои и наносить урон всем. | |||
* Omikron: The Nomad Soul — сообщается, что игру сделали демоны для похищения душ играющих в неё… а кто это сейчас сидит перед компьютером? К счастью для нас, наша душа вселилась в одного из жителей этого мира (и вполне себе может менять тела). | |||
* SUPERHOT — финал игры: герой убивает человека, сидящего за компьютером, и игра сыпется. | |||
** По сюжету игры вроде как подразумевается, что мы наблюдаем работу некой военной программы по управлению телами на расстоянии, что и позволяет оператору такого тела наблюдать происходящее в «замедленном времени» (для его противников это выглядит как молниеносные рефлексы). Судя по всему, главный герой попал в эту программу не по своей воле и в конце получает возможность прекратить эти мучительные испытания, убив своё настоящее тело. С игроком по ту сторону четвёртой стены главного героя отождествлять совершенно необязательно, хотя прямого ответа игра, конечно, не даёт. | |||
==== Когда четвёртая стена реально не спасёт ==== | ==== Когда четвёртая стена реально не спасёт ==== | ||
* [[Battlefield]] 3 в [https://www.youtube.com/watch?v=nQR49JGySTM полной виртуальной реальности.] С турелями, стреляющими в игрока болючими пейнтбольными шариками, когда тот получает ранения. Для совсем полного погружения. | |||
* [https://www.destructoid.com/goodbye-rumble-controller-hello-electric-shock-245491.phtml Игровой контроллер] с фидбэком вроде бы безболезненным, но заставляющим мышцы рук сокращаться. И кстати болеть после нескольких часов воздушных боев они в результате могут только так. | * [https://www.destructoid.com/goodbye-rumble-controller-hello-electric-shock-245491.phtml Игровой контроллер] с фидбэком вроде бы безболезненным, но заставляющим мышцы рук сокращаться. И кстати болеть после нескольких часов воздушных боев они в результате могут только так. | ||
* [[Педаль в пол|Педаль в мантию]] | * [[Педаль в пол|Педаль в мантию]] — [https://www.youtube.com/watch?v=XHsFEONr5GA игровой контроллер], '''[[Это ж надо было додуматься!|по-настоящему забирающий кровь из вены игрока, когда тот получает ранения в игре.]]''' Как и следовало ожидать, проект был забанен на Kickstarter. | ||
* Древний Descento-подобный шутер Virus, якобы представлявший собой натуральный компьютерный вирус, которым нужно было добровольно заразить свою машину, после чего пройти игру, чтобы восстановить работоспособность. | * Древний Descento-подобный шутер Virus, якобы представлявший собой натуральный компьютерный вирус, которым нужно было добровольно заразить свою машину, после чего пройти игру, чтобы восстановить работоспособность. | ||
** Это байка, опубликованная в одном из старых игровых журналов. В следующем выпуске редакция призналась, что «пошутила». На самом деле игра всего лишь сканировала реальное содержимое винчестера и отображала названия каталогов и файлов, которые якобы заражала, в реальности никакого вреда не | ** Это байка, опубликованная в одном из старых игровых журналов. В следующем выпуске редакция призналась, что «пошутила». На самом деле игра всего лишь сканировала реальное содержимое винчестера и отображала названия каталогов и файлов, которые якобы заражала, в реальности никакого вреда не причиняя — но впечатлительный игрок вполне мог перенервничать. И да, игра на самом деле неплохая. | ||
* Ладно, может предыдущий пример является байкой, но сейчас автор правки вспомнит про один реально существующий вирус. Называется он Rensenware. Суть следующая: вирус блокирует доступ ко всем файлам на компьютере и вынуждает бедного пользователя… набрать 200 миллионов очков в [[Touhou Project|Touhou 12:Undefined Fantastic Object]]. [[Хардкор|НА ЛУНАТИКЕ!]] | * Ладно, может предыдущий пример является байкой, но сейчас автор правки вспомнит про один реально существующий вирус. Называется он Rensenware. Суть следующая: вирус блокирует доступ ко всем файлам на компьютере и вынуждает бедного пользователя… набрать 200 миллионов очков в [[Touhou Project|Touhou 12:Undefined Fantastic Object]]. [[Хардкор|НА ЛУНАТИКЕ!]] | ||
* Известно несколько случаев смертей из-за [[w:тамагочи|тамагочи]], включая по крайней мере одно самоубийство, когда игрок не пережил смерти своего виртуального персонажа ( | * Известно несколько случаев смертей из-за [[w:тамагочи|тамагочи]], включая по крайней мере одно самоубийство, когда игрок не пережил смерти своего виртуального персонажа (остальные — несчастные случаи, связанные с тем, что человек, например, бросал управление автомобилем, чтобы покормить своего питомца). | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* [[Doki Doki Literature Club!]] | * [[Doki Doki Literature Club!]] — {{spoiler|Just Monika.}} | ||
* [[Kimi to Kanojo to Kanojo no Koi]] | * [[Kimi to Kanojo to Kanojo no Koi]] — за четыре года до примера выше. | ||
=== Интернет === | === Интернет === | ||
Строка 125: | Строка 118: | ||
** Большая часть [https://mrakopedia.org/wiki/Sonic.exe игровых] [https://mrakopedia.org/wiki/NES_Godzilla_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0 крипипаст]. Зачастую проявляется тем, что НЁХ из игры внезапно обращается к персонажу по имени и начинает угрожать. А иногда даже вызывать реальную боль и [[Посмертный рассказчик|смерть]]. С тех пор, как по мотивам крипипаст начали делать реальные игры, такой трюк тоже стал активно применяться: игра просто использует файлы компьютера, так что люди, называвшие учётную запись Виндовс своим именем нехило пугались. | ** Большая часть [https://mrakopedia.org/wiki/Sonic.exe игровых] [https://mrakopedia.org/wiki/NES_Godzilla_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0 крипипаст]. Зачастую проявляется тем, что НЁХ из игры внезапно обращается к персонажу по имени и начинает угрожать. А иногда даже вызывать реальную боль и [[Посмертный рассказчик|смерть]]. С тех пор, как по мотивам крипипаст начали делать реальные игры, такой трюк тоже стал активно применяться: игра просто использует файлы компьютера, так что люди, называвшие учётную запись Виндовс своим именем нехило пугались. | ||
** Однако лучше всего выделяется, конечно же [[полное чудовище|З `\~~||~| А ==^=^//& Л =;/__/;^%_ Г >|¤♤\>□•■■ О']] | ** Однако лучше всего выделяется, конечно же [[полное чудовище|З `\~~||~| А ==^=^//& Л =;/__/;^%_ Г >|¤♤\>□•■■ О']] | ||
** Ад | ** Ад Томино — знаменитая интернет-крипипаста, описывающая мистическое японское стихотворение. Если кто-то прочитает его вслух, то вскоре погибнет. Если же прочесть только часть, то всё равно попадёшь в беду, но хотя бы останешься жив (скорее всего). | ||
** Из-за этого автор правки ещё 2 подобные | ** Из-за этого автор правки ещё 2 подобные вспомнил — «Коровья голова» и «Магрибский молитвенный коврик». | ||
* [[SCP Foundation]] любит это дело, наравне с [[Разрушение четвертой стены|соседними]] [[Опора на четвёртую стену|тропами]]. | * [[SCP Foundation]] любит это дело, наравне с [[Разрушение четвертой стены|соседними]] [[Опора на четвёртую стену|тропами]]. | ||
** Внутримировой пример: SCP-1633, компьютерная игра с аномальным ИИ. Описанный в Документе 1633-DX-12 пример прямо-таки напрашивается в палату мер и весов, но угрожает К’рт’нар не тебе, читатель, а игроку. | ** Внутримировой пример: SCP-1633, компьютерная игра с аномальным ИИ. Описанный в Документе 1633-DX-12 пример прямо-таки напрашивается в палату мер и весов, но угрожает К’рт’нар не тебе, читатель, а игроку. | ||
*** Есть еще 2 внутримировых примера: scp- | *** Есть еще 2 внутримировых примера: scp-674 — заппер, который способен стрелять в персонажей видео, и это изменяет их сюжет, а персонажи начинают отыгрывать сабж, и даже могут убить стрелявшего. И scp-2835 — не выпущенный эпизод «Приключений пеликана Падди», где он ищет своего Отца и пытается говорить со зрителем, а если его разозлилть ([[кнопка берсерка|критикуя мульт, не соглашаясь с ним в чем-либо или просто игнорируя]]) он будет угрожать тому, кто это сделал и повторять «Что посеешь, то и пожнеж». | ||
** Для надлежащего эффекта от тропа в остальных случаях вам понадобится аккаунт на wikidot. Если лень создавать полноценный (и проходить премодерацию), просто войдите через фейсбук. | ** Для надлежащего эффекта от тропа в остальных случаях вам понадобится аккаунт на wikidot. Если лень создавать полноценный (и проходить премодерацию), просто войдите через фейсбук. | ||
*** SCP-1875, шахматный автомат, изготовленный из костей дочерей известного шахматиста. В двух последних документах угрожает лично вам. | *** SCP-1875, шахматный автомат, изготовленный из костей дочерей известного шахматиста. В двух последних документах угрожает лично вам. | ||
Строка 137: | Строка 130: | ||
*** SCP-ТЧТУ-J (То, Что Тебя Убьет). Сыграно [[шутки ради]]. | *** SCP-ТЧТУ-J (То, Что Тебя Убьет). Сыграно [[шутки ради]]. | ||
** [http://www.scp-wiki.net/scp-2521 SCP-●●|●●●●●|●●|●.] | ** [http://www.scp-wiki.net/scp-2521 SCP-●●|●●●●●|●●|●.] | ||
** [http://scpfoundation.net/sandbox:scp-3626 SCP-3626] | ** [http://scpfoundation.net/sandbox:scp-3626 SCP-3626] — текст, чтение которого нельзя обрывать, иначе случится что-то ужасное, при этом ещё надо смотреть на какое-то изображение. {{spoiler|Впрочем, подразумевается, что это просто тест.}} | ||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} |
Версия 21:13, 26 марта 2022
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Fourth Wall Will Not Protect You. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | — Наводчик... Направить орудие на эту камеру в небесах! | » |
— Командир британского танка от вас устал. Company of Heroes |
« | Лихой паровоз Люмьеров ворвался в зал и пошёл навылет —
Разбрызгивая по стенам мусьев, мадамов и мамзелей… |
» |
— Олег Медведев |
Троп, родственный тропу Разрушение четвёртой стены. Отличается от него тем, что персонаж (обычно злодей, но не всегда), не просто знает о существовании зрителя, но и пытается его напугать, либо опосредованно, например, нападая на якобы невидимого рассказчика, либо напрямую — угрозами или действиями. Часто встречается в видеоиграх (ввиду высокого уровня интерактивности), но вполне возможно применение в литературе, в кино или радиопостановках.
Warning/Achtung/Увага: если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот продолжения этой статьи!
Где встречается
Литература
- Г. Ф. Лавкрафт, «Зов Ктулху» — рассказчик умоляет не публиковать его рукопись, потому что все, кто ее прочитал, плохо кончили.
- Да в половине рассказов/повестей Лавкрафта имеются такие приписки от рассказчика (обычно находящегося на полпути к участи хуже смерти).
- Рэй Брэдбери, рассказ «Наблюдатели»: в конце оказывается, что силы зла, наблюдающие за человеком и творящие беды, есть микробы. Они, что есть в любом организме, способны убить любого, кто попытается рассказать их тайну устно или письмелмвполтиарооттиттттттт
- Леонид Каганов, рассказ «Заклятье духов тела». Герой изучает документы своего умершего от невыясненной причины друга. Среди файлов оказывается некий текст сюрреалистического содержания — он полностью приведён в рассказе. В итоге герой вместе с читателем выясняют, что товарищ героя занимался меметическим оружием — создал программу для генерации текстов, убивающих читателя через некоторое время после прочтения. И да — абсурдистский фрагмент в начале рассказа был именно что одним из таких текстов.
- Пелевин, «Шлем ужаса». Сначала кажется, что мы читаем историю о десятке людей, каждый из которых оказался заперт в каком-либо лабиринте и может общаться с остальными только через компьютерный чат. Но на самом деле, похоже, всё куда хитрее. Все эти люди — части Минотавра, а их чат, который мы читаем, — это лабиринт, в который они заманивают Тезея-читателя.
- Его же «Бубен нижнего мира» aka «Зелёная коробочка» — рассказ также позиционируется как меметическое оружие (собственно, послужил источником вдохновения для вышеупомянутого рассказа Каганова, на что в тексте последнего имеется ссылка). В конце читателю даже предлагается выслать деньги по указанным реквизитам для отключения «психобомбы».
- Ну так и «t». Протагонист в финале вот-вот выберется наружу и продемонстрирует непротивление злу насилия литнеграм, пишущим роман «t».
- «Зенитные кодексы Аль-Эфесби» — инверсия, главный герой злонамеренно вредит вымышленным зрителям телешоу. В целях хорошего пиара американский Минобороны постановил дронам бомбить только те цели, бомбежку которых можно оправдать, а оправдываемость вычисляется симуляцией вечерней телепередачи с реакцией зрителей. Цель героя — «вбросить» дрону такую информацию, чтобы шоу скатилось во флейм и он не смог получить от симуляции одобрение даже на элементарные манёвры и разбился.
- Стихотворение Ю. Нестеренко «Вирус». Название и финал как бы намекают, что психический «вирус», побуждающий убивать любимых, передастся не только комиссару, прочитавшему признание героя, но и читателю.
- Клайв Баркер, «Книга демона, или Исчезновение мистера Б» — с первой страницы и далее звучат нерегулярные призывы сжечь книгу, ибо «С каждым прочитанным слогом вы все ближе и ближе к беде. Когда я говорю „беда“, я имею в виду нечто настолько ужасное, что ваш разум этого не вынесет».
- «Разделяй и властвуй» Владимира Чубукова — зритель умер, как и писатель; текст - то, как их призраки воспринимают реальный мир. Захвативший этот мир упырь о многих телах ничем не угрожает только потому, что он уже сделал всё, что хотел, и теперь глумится.
Кино
- «Великое ограбление поезда». Да-да, немая фильма 1903 года. В одном из эпизодов главарь банды стрелял в камеру, то есть, можно сказать, в зрителей. Эмоциональное напряжение создавалось такое, что дамы падали в обморок, а мужчины опрометью убегали из зала.
- Гремлины 2: Новенькая партия — гремлины захватывают будку киномеханика, прерывают фильм, буянят и требуют показать «Белоснежку». Только Халк Хоган сумел их утихомирить. На издании для видеокассет был другой вариант — там гремлины «ломают» видеомагнитофон, отчего тот начинает транслировать отрывки из различных фильмов и телепередач, также с участием гремлинов.
- Обыгрывается и в новеллизации — Гремлин-умник добирается до компьютера и начинает рассуждать в тексте о жизни гремлинов, пока автор ломает дверь в комнату топором, после чего гремлин спасается бегством.
- Дом ночных призраков (фильм, 1959) — в конце один из персонажей говорит в камеру, что потом «призраки придут за вами».
- Монти Пайтон и Священный Грааль — Один из рыцарей (Ланселот) неожиданно убивает историка, ведущего передачу. Педаль в пол, из-за этого главных героев арестовывают, а один из полицейских закрывает обьектив камеры.
- Трешовый ужастик «Демоны 2». Героиня смотрит фильм про демонов. Внезапно демон из того фильма замечает её, проникает сквозь экран в «реальность», превращает героиню в демона, и всё заверте… А вы, кстати, тоже смотрите фильм про демонов…
- Шутки ради в «Человек с бульвара Капуцинов». Увидев короткометражку «Прибытие поезда», ковбои, которые до того отродясь кино не видели, в панике бросились прочь из салуна, где шёл показ, либо принялись палить в экран.
- В режиссёрской концовке фильма-мюзикла «Маленький магазинчик ужасов» в самом конце, после появления на экране надписи «THE END?!?!?!», экран проламывала здоровенная пасть растения-людоеда, при этом изображение головы Статуи Свободы, с которой скалилась такая же пасть, не пропадало, а бледнело, словно чудовище и в самом деле пробило стену кинотеатра, а потом оно, смеясь, приближалось к камере, словно пытаясь проглотить зрителей в зале.
- The Gamers: в финале фильма партия персонажей подходит к комнате, в которой кто-то есть. Игроки заявляют действие — ворваться в комнату и убить всех, кто там есть. Персонажи врываются и убивают самих игроков.
- франшиза "Звонок". Казалось бы, что такого страшного в том старом фильме про колодец, из которого вылезает какая то баба...эй подождите, а почему её головка вылезает из экрана?!
Телесериалы
- «Байки из склепа» — хранитель склепа не раз предупреждает аудиторию, чтобы она хорошо себя вела, потому что «он будет присматривать». Да, дети, которые смотрели «Байки из склепа», очень примерно себя вели некоторое время в основном благодаря Хранителю Склепа, и потому родители не запрещали им такое смотреть. Впрочем, учитывая, что у тех же родителей дети смотрели «Босоногого Гэна» и другие интересные киноистории, скорее всего, им было глубоко пофигу на возрастные ограничения - главное, чтоб дитё сидело тихо и не мешало работать/отдыхать/и т. п.
- Doctor Who — в одном из эпизодов Доктор сражается с монстрами из сонной пыли, которая обладает способностью камеры и они словно снимают фильм. Доктор весь эпизод задается вопросом «зачем?». В конце ответ дается: для того, чтобы ты, зритель, посмотрел его и у тебя появилась эта самая пыль под глазами. «У вас что-то под глазом».
- Внутримировой пример — изображение (например, видеозапись) Плачущего Ангела становится Плачущим Ангелом.
Мультфильмы
- Текс Эйвери дважды использовал троп шутки ради.
- «Фиксики: Большой секрет» — фразу «Прямо к вам, детишки» Файерверк произносит, указывая на камеру.
Мультсериалы
- Gravity Falls — Билл Шифр пугает аудиторию в интро последних серий.
- Серия «Магазинчик страшилок» тоже намекает на этот троп.
- Симпсоны — Франсина.
- Гриффины — «победил — никто. И уж точно не ты!»
- Том и Джерри — внутримировой пример: Том и Джерри в конце серии смотрят по телевизору выступление дядюшки Пекоса. Но во время выступления струна лопнула. Том, увидев это, тут же засмеялся. Однако Пекос прямо из-за экрана вырывает у Тома последний ус (в течение всей серии у Пекоса кошачьи усы, использующиеся заместо струн, постоянно лопались, а потому он вырывал их у Тома).
Аниме и манга
- Kill la Kill — Нуи Харимэ
- Я без ума от своего младшего брата! — Стремный парень (так и зовут). Начинает как невинный продавец волшебных снадобий, но быстро ломает четвертую стену, обращаясь непосредственно к читателю с обсуждением сюжета, а далее проявляет и вовсе нечеловеческие способности, картинно уходя в закат с брызжущей из головы кровью после хэдшота или тупо телепортируясь к героям в нужные моменты. В одной главе происходит и троп — едва его девушка хочет поцеловать его, он обращается к наблюдателю и убивает его за чрезмерное любопытство, так что далее только черный экран.
Комиксы
- «Дедпул уничтожает вселенную Марвел» — одержимый желанием наконец умереть, языкастый наёмник в какой-то момент врывается в студию, рисующую комикс про него. Когда и это не помогает, он убивает читателя, читающего комикс про то, как его убивают, а позже заявляет о намерении убить всех своих фанатов. Да-да, включая тебя, читатель.
- Доктор Дум, способный перемещаться между эпохами и измерениями, тоже знает, что находится в комиксе, и в одном выпуске явился за Стэном Ли, чтобы спросить с него за то, что в течение стольких лет редакция выставляла его злобным диктатором-самодуром. Стэн изрядно струхнул, но нашёлся и сказал, что он уже давно далеко не главное лицо в корпорации и даже не смог ничего сделать, когда на роль Виктора фон Дума в фильме «Фантастическая Четвёрка» взяли Джулиана МакМэхона. Доктор Дум с презрением раздавливает в кулаке DVD-диск с фильмом и отправляет Стэна Ли обратно в реальный мир со словами, что тот абсолютно бесполезный старик.
- DC Comics — Джокер переодически показывает, что осознаёт свою вымышленность. А теперь вспомним, кто он такой… м-да.
Веб-комиксы
- Homestuck — едва ли не антипример. Читатель комикса, присутствующий на правах персонажа, периодически подумывает застрелиться после прочитанного. А в Mental Breakdown, судя по всему, именно это и делает.
Видеоигры
- Batman: Arkham Asylum — последняя атака Пугала, в числе прочего, симулирует ошибку программы.
- Психо Мантис из серии Metal Gear, с его манипуляциями приставкой игрока, мастер этого тропа.
- Batman: The Telltale Series — в конце второго эпизода игрокам показывают пустую аллею, неожиданно возникают помехи, словно бы кто-то вклинился в трансляцию, и возникший на экране Лидер Детей Аркхэма с довольно жутким видом произносит: «Мы — Дети Аркхэма. И мы открыли вам глаза».
- Escape from Monkey Island — главный герой может предложить игроку в дартс бросить дротик «в человека за стеклом». В результате на «экране» образуется «трещина».
- Tomb Raider 2 — в конце игры главная героиня неожиданно стреляет в камеру из дробовика, чтобы игрок не подглядывал за ней в душе.
- The Black Heart — в одном из вариантов победной анимации, девушка-призрак Нороко исчезает с экрана, а потом внезапно, бр-р, возвращается и шлёпает окровавленной ладонью по экрану (как будто полоснула когтями зрителя — ещё и разрезы появляются).
- Аналогично в заставке игры Ведьмак — Геральт, конечно, расколдовал юную принцессу Адду от проклятия, но отросшие за много лет ногти ничуть не хуже когтей стрыги.
- «Позвоните Кузе» — тролленок общается с игроком очень даже дружелюбно, чего не скажешь о антагонистке Сцилле: «Я за тобой наблюдаю». Вариация тропа, т. к. обращается она к самому Кузе, но эффект достигался в полной мере. Особенно эффект ощущали тёзки ГГ.
- Undertale — подразумевается, что в финале геноцида Чара обращается именно к игроку. И в любом случае наносит ему смертельный удар.
- Это приобретает больше символизма, так как Фокс посоветовал игрокам дать своё имя Упавшему Человеку. В конце оказывается, что игрок даёт имя не протагонисту (которого зовут Фриск), а Чаре. Наверное СПГС, но кажется символичным, что игрок, совершивший столько зла руками Фриск(а) на Пути Геноцида, по сути получает кармическую справедливость от персонажа с собственным именем («Демона, который приходит, когда называют его имя») и вынужден(а) продать ему(ей) свою душу, чтобы перезапустить игру.
- Альтернативное мнение: Чара обращается вовсе не к игроку, а настоящих поломок четвёртой стены в игре нет, только заигрывания с тропом. Например, существование файлов сохранений и загрузок вполне объясняется ватсониански как особенность данной вселенной. Таким образом, есть вероятность, что поведение Чары зависит именно от поведения Фриск(а), к которой(-ому) Чара и обращается, но прямые, некосвенные доказательства обратного, хоть обыщись — полностью отсутствуют.
- А почему не был упомянут один маленький цветочек? Он же тоже это дело любит.
- «Капитан Пронин: Один против всех»: в одной из концовок герой игры (сам Капитан Пронин) догадывается, что его действиями кто-то манипулирует, а затем поворачивается лицом к монитору и со словами: «Это ты!» стреляет. После этого игроку показывают картинку со светом в конце туннеля (подразумевается, что видит его уже не герой, а сам игрок).
- WarCraft и StarCraft — если долго щёлкать мышкой по стоящему юниту, он начнёт произносить «скрытые реплики», иногда смешные, иногда пасхалочные, а иногда угрожающие. Классические примеры:
- WarCraft II, рыцарь смерти: «Когда с врагами будет покончено, я вернусь за тобой!»
- WarCraft II, аддон, Дентарг: «Нер-Жул получит твою голову!»
- StarCraft I, Королева Клинков: «Я пристрелю тебя лично!»
- Причем последнее «по старой памяти» — Сарочка стреляла, когда была человеком, а в форме Королевы Клинков дерется врукопашную. Причем Церебрал, за которого мы играем, про человеческую форму Сары не знает. Мы знаем.
- Imscared - A Pixelated Nightmare — из описания раздачи на рутрекере: «Автор предупреждает, что Вы будете обмануты столько раз, сколько это возможно. Поэтому не удивляйтесь, если игра закроется ошибкой, а на рабочем столе Вы увидите странную папку…»
- Missing 2. Последний ритуал — при запуске игры, вам нужно будет ввести адрес своего электронного почтового ящика. На него вам будут приходить письма от персонажей игры, в том числе и от антагониста. К примеру, если вы будете долго думать над головоломкой, то вам придёт письмо примерно следующего содержания «Притомился дружок? Проверь — а вдруг я уже стою за твоей дверью»
- Вангеры. После прохождения игры, действие которой происходит в безумном постапокалиптическом мире, таинственные Наблюдатели обращаются непосредственно к игроку и объясняют, что жуткая катастрофа из предыстории игры произойдет на самом деле в нашем будущем и их прошлом, а саму игру создали и заслали в наше время они, чтобы игроки через неё брали на себя управление настоящими вангерами и за счет своей любознательности и тяги к исследованиям вырывали их из их обычного цикла жизнедеятельности, в котором пребывают все NPC-шные вангеры, и отправляли достигать нужных Наблюдателем целей.
- Earthbound. Кто в критический момент помолился за детей,которых никогда не знал и нанес тем самым финальный удар чу-чу под названием Гайгас? ВЫ. ИГРОК. Четвертая стена не защитит Гайгаса.
- Dead Space — один из некроморфов, Трясун, после убийства Айзека в ближнем бою заглядывает в камеру на самого игрока.
- Stories Untold — первая текстовая адвентюра заканчивается тем, что персонаж подкрадывается со спину к игроку, сидящему за текстовой адвентюрой Stories Untold.
- Luigi’s Mansion: Dark Moon — Когда вы изучаете систему безопасности король бу поворачивается в статическом изображении и злобно смеется, перед тем, как кадр становится неподвижным.
- А в своей миниигре в Mario Party 10 он это демонстрирует дважды — напугав игрока скримером в начале и, по истечению половины здоровья, не давая ему разглядеть места, по которым можно ходить.
- А в «Paper Mario: the thousand years door» — внутримировой пример. Бой происходит на сцене театра, и тут (ну, кроме вас, игроков) четвёртая стена не спасает никого: боссы используют толпу для восстановления жизней, мы сожем прогнать плохо ведущего зрителя, а сами зрители могут устроить побои и наносить урон всем.
- Omikron: The Nomad Soul — сообщается, что игру сделали демоны для похищения душ играющих в неё… а кто это сейчас сидит перед компьютером? К счастью для нас, наша душа вселилась в одного из жителей этого мира (и вполне себе может менять тела).
- SUPERHOT — финал игры: герой убивает человека, сидящего за компьютером, и игра сыпется.
- По сюжету игры вроде как подразумевается, что мы наблюдаем работу некой военной программы по управлению телами на расстоянии, что и позволяет оператору такого тела наблюдать происходящее в «замедленном времени» (для его противников это выглядит как молниеносные рефлексы). Судя по всему, главный герой попал в эту программу не по своей воле и в конце получает возможность прекратить эти мучительные испытания, убив своё настоящее тело. С игроком по ту сторону четвёртой стены главного героя отождествлять совершенно необязательно, хотя прямого ответа игра, конечно, не даёт.
Когда четвёртая стена реально не спасёт
- Battlefield 3 в полной виртуальной реальности. С турелями, стреляющими в игрока болючими пейнтбольными шариками, когда тот получает ранения. Для совсем полного погружения.
- Игровой контроллер с фидбэком вроде бы безболезненным, но заставляющим мышцы рук сокращаться. И кстати болеть после нескольких часов воздушных боев они в результате могут только так.
- Педаль в мантию — игровой контроллер, по-настоящему забирающий кровь из вены игрока, когда тот получает ранения в игре. Как и следовало ожидать, проект был забанен на Kickstarter.
- Древний Descento-подобный шутер Virus, якобы представлявший собой натуральный компьютерный вирус, которым нужно было добровольно заразить свою машину, после чего пройти игру, чтобы восстановить работоспособность.
- Это байка, опубликованная в одном из старых игровых журналов. В следующем выпуске редакция призналась, что «пошутила». На самом деле игра всего лишь сканировала реальное содержимое винчестера и отображала названия каталогов и файлов, которые якобы заражала, в реальности никакого вреда не причиняя — но впечатлительный игрок вполне мог перенервничать. И да, игра на самом деле неплохая.
- Ладно, может предыдущий пример является байкой, но сейчас автор правки вспомнит про один реально существующий вирус. Называется он Rensenware. Суть следующая: вирус блокирует доступ ко всем файлам на компьютере и вынуждает бедного пользователя… набрать 200 миллионов очков в Touhou 12:Undefined Fantastic Object. НА ЛУНАТИКЕ!
- Известно несколько случаев смертей из-за тамагочи, включая по крайней мере одно самоубийство, когда игрок не пережил смерти своего виртуального персонажа (остальные — несчастные случаи, связанные с тем, что человек, например, бросал управление автомобилем, чтобы покормить своего питомца).
Визуальные романы
- Doki Doki Literature Club! — Just Monika.
- Kimi to Kanojo to Kanojo no Koi — за четыре года до примера выше.
Интернет
- Суть интернет-мема «Candlejack» заключается в том, что Кэндлджек, персонаж мультсериала «Фриказоид!» похищает всех, кто называет его имя. Поэтому в интернете принято посты с упоминанием Кэндлджека обрывать на полуслове, так, словно автора поста похитили прямо из-за компьютера в момент написания пос
- Интересно, что Кэндлджек хоть и похищает автора поста, но задерживается, чтобы отправить то, что жертва успела написа
- На самом деле, очень интересно, что он делает с такой кучей народа, и реально ли поставить эксперимент, в котором два и более человека одновременно называют его по имени, чтобы выяснить, может ли он перемещаться быстрее скорости све@#$%^&NO_CARRIER
- Будь проклят этот ваш Кэндлджек! СЛАВА ГИПНОЖАБЕ! СЛАВА ГИП
- На самом деле, очень интересно, что он делает с такой кучей народа, и реально ли поставить эксперимент, в котором два и более человека одновременно называют его по имени, чтобы выяснить, может ли он перемещаться быстрее скорости све@#$%^&NO_CARRIER
- Интересно, что Кэндлджек хоть и похищает автора поста, но задерживается, чтобы отправить то, что жертва успела написа
- На сайтах страшных историй периодически встречаются тексты, которые нельзя читать, иначе случится беда. Иногда об этом предупреждают, предоставляя выбор, читать или не читать, иногда, наоборот, так или иначе провоцируют на ознакомление.
- Большая часть игровых крипипаст. Зачастую проявляется тем, что НЁХ из игры внезапно обращается к персонажу по имени и начинает угрожать. А иногда даже вызывать реальную боль и смерть. С тех пор, как по мотивам крипипаст начали делать реальные игры, такой трюк тоже стал активно применяться: игра просто использует файлы компьютера, так что люди, называвшие учётную запись Виндовс своим именем нехило пугались.
- Однако лучше всего выделяется, конечно же З `\~~||~| А ==^=^//& Л =;/__/;^%_ Г >|¤♤\>□•■■ О'
- Ад Томино — знаменитая интернет-крипипаста, описывающая мистическое японское стихотворение. Если кто-то прочитает его вслух, то вскоре погибнет. Если же прочесть только часть, то всё равно попадёшь в беду, но хотя бы останешься жив (скорее всего).
- Из-за этого автор правки ещё 2 подобные вспомнил — «Коровья голова» и «Магрибский молитвенный коврик».
- SCP Foundation любит это дело, наравне с соседними тропами.
- Внутримировой пример: SCP-1633, компьютерная игра с аномальным ИИ. Описанный в Документе 1633-DX-12 пример прямо-таки напрашивается в палату мер и весов, но угрожает К’рт’нар не тебе, читатель, а игроку.
- Есть еще 2 внутримировых примера: scp-674 — заппер, который способен стрелять в персонажей видео, и это изменяет их сюжет, а персонажи начинают отыгрывать сабж, и даже могут убить стрелявшего. И scp-2835 — не выпущенный эпизод «Приключений пеликана Падди», где он ищет своего Отца и пытается говорить со зрителем, а если его разозлилть (критикуя мульт, не соглашаясь с ним в чем-либо или просто игнорируя) он будет угрожать тому, кто это сделал и повторять «Что посеешь, то и пожнеж».
- Для надлежащего эффекта от тропа в остальных случаях вам понадобится аккаунт на wikidot. Если лень создавать полноценный (и проходить премодерацию), просто войдите через фейсбук.
- SCP-1875, шахматный автомат, изготовленный из костей дочерей известного шахматиста. В двух последних документах угрожает лично вам.
- А еще у него есть твиттер, это надо видеть (хотя нет, не стоит).
- А, возможно опора на четвёртую стену, если он угрожает любому, кто читает этот текст, в том числе и работникам фонда.
- SCP-1893, разумное электронное или цифровое явление с садистскими наклонностями, воспринимать которое невозможно иначе, чем через написанные в его же стиле рассказы. Предстает пред читателем в виде одной из шести итераций, каждая из которых меняется в зависимости от того, зашли вы под аккаунтом или как аноним.
- SCP-ТЧТУ-J (То, Что Тебя Убьет). Сыграно шутки ради.
- SCP-1875, шахматный автомат, изготовленный из костей дочерей известного шахматиста. В двух последних документах угрожает лично вам.
- SCP-●●|●●●●●|●●|●.
- SCP-3626 — текст, чтение которого нельзя обрывать, иначе случится что-то ужасное, при этом ещё надо смотреть на какое-то изображение. Впрочем, подразумевается, что это просто тест.
- Внутримировой пример: SCP-1633, компьютерная игра с аномальным ИИ. Описанный в Документе 1633-DX-12 пример прямо-таки напрашивается в палату мер и весов, но угрожает К’рт’нар не тебе, читатель, а игроку.