Теперь они там все такие: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
м |
(Новая страница: «Когда образ какого-то народа или существ в жанре фэнтези или фантастики срисовывается с известного персонажа какого-то другого произведения — это называется А он там был один такой. А когда в роли прототипа используется персонаж из той же вселенной...») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Когда образ какого-то народа или существ в жанре фэнтези или фантастики срисовывается с известного персонажа какого-то другого | Когда образ какого-то народа или существ в жанре фэнтези или фантастики срисовывается с известного персонажа какого-то другого произведения — это называется [[А он там был один такой]]. А когда в роли прототипа используется персонаж из той же вселенной — это наш случай. | ||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
=== Общее === | === Общее === | ||
* [[Раса из одного]] как явление. Был в греческой мифологии один единственный | * [[Раса из одного]] как явление. Был в греческой мифологии один единственный Минотавр - нате вам целую расу. Была одна Медуза - нате вам расу медуз (две ее сестры не в счет, и звали их не медузами). Был один Пегас - получите целый табун крылатых коней. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* «Мир Льда и | * «Мир Льда и Пламени» — официальный путеводитель по миру [[ПЛиО]] — состоит из этого тропа практически полностью. Комментарий Мартина по этому поводу: «Мейстеры, составляя хроники, могли иногда и исказить сведения…». Ничего себе «иногда»!<ref>Хотя… Джордж Мартин — большой знаток истории нашего реального средневековья, перелопативший множество источников. Есть версия, что, продюсируя создание и издание этого путеводителя, он стремился спародировать реальный позднесредневековый путеводитель по Европе, полный вот таких [[Клюква|чрезмерных обобщений]]: «Все неаполитанцы очень ревнуют своих жён и плохие католики… Все кастильцы яростны, носят плохую одежду и обувь, спят на плохих постелях и плохие католики…»</ref> | ||
** Вольный город Квохор был представлен в саге двумя персонажами. | ** Вольный город Квохор был представлен в саге двумя персонажами. Один — искусный кузнец, другой — злой наёмник, исповедовавший некий зловещий культ бога смерти. Теперь оказывается, что все жители Квохора: а) искусные кузнецы и б) зловещие мраккультисты. Шпашибо и на том, што они там вше не шепелявят и машшово не ташшатшя от шапфиров. | ||
** Далёкий восточный город Асшай также был представлен двумя персонажами, и | ** Далёкий восточный город Асшай также был представлен двумя персонажами, и обе — колдуньи с паранормальными способностями. Теперь, оказывается, весь Асшай населён противоестественными колдунами и чернокнижниками<ref>Тут все-таки субверсия, ибо Асшай — не Неаполь, Кастилья или Квохор, где как и везде рождаются и живут обычные люди. Это гиблое место на краю мира на берегу ядовитой реки. Без детей и животных (асшайцами не рождаются, ими становятся). И даже продовольствия своего нет — все привозное. Не удивительно что живут там те, кому в остальном мире места не нашлось. И чтобы там выжить, нужно обладать определенными качествами. Конечно, не обязательно колдуны, могут быть и просто изгои (Дени, например, когда-то предлагали туда убежать), но колдунов там изрядное количество: своеобразная «входная селекция» таки работает. И сказать «Асшай населен колдунами» — это примерно верно как в нашем мире «Афон населен глубоковерующими христианами»</ref>. | ||
** Единственный в саге лоратиец (причём даже не настоящий лоратиец, а выдававший себя за него) разговаривал со странным акцентом, говоря обо всех в третьем лице? Это обычная манера выражаться всех лоратийцев, а особенно тамошних дворян. | ** Единственный в саге лоратиец (причём даже не настоящий лоратиец, а выдававший себя за него) разговаривал со странным акцентом, говоря обо всех в третьем лице? Это обычная манера выражаться всех лоратийцев, а особенно тамошних дворян. | ||
*** При придумывании этого авторы путеводителя совершенно забыли свериться с телесериалом: там героиня по имени Шая оказывается лоратийкой, при этом отрицает, что она простолюдинка, и разговаривает абсолютно нормально. | *** При придумывании этого авторы путеводителя совершенно забыли свериться с телесериалом: там героиня по имени Шая оказывается лоратийкой, при этом отрицает, что она простолюдинка, и разговаривает абсолютно нормально. | ||
*** Да потому что авторам путеводителя как-то все равно на фантазии продюсеров. Вселенные книги и сериала уже давно разошлись, и теперь это скорее мультиверс. | *** Да потому что авторам путеводителя как-то все равно на фантазии продюсеров. Вселенные книги и сериала уже давно разошлись, и теперь это скорее мультиверс. | ||
*** Кроме того, сериальная Шая могла «выломиться» из этой самой, опостылевшей ей, лоратийской культуры, и намеренно разговаривать на вестеросский манер, а не на лоратийский. Да оно и немудрено: в противном случае вставал бы | *** Кроме того, сериальная Шая могла «выломиться» из этой самой, опостылевшей ей, лоратийской культуры, и намеренно разговаривать на вестеросский манер, а не на лоратийский. Да оно и немудрено: в противном случае вставал бы вопрос — почему лоратийская дворянка (или бастард) подвизается в Вестеросе в качестве проститутки? | ||
*** Да и акцент у нее пропал… | *** Да и акцент у нее пропал… | ||
** Там же, субверсия. Служанки Дейенерис, Ирри и Чхику, любили изречь что-нибудь в стиле дотракийского Капитана Очевидность и дополнить это фразой «Все это знают». А в шестом сезоне выясняется, что это не их уникальная фишка, жены кхала Моно повторяют ее один в один. | ** Там же, субверсия. Служанки Дейенерис, Ирри и Чхику, любили изречь что-нибудь в стиле дотракийского Капитана Очевидность и дополнить это фразой «Все это знают». А в шестом сезоне выясняется, что это не их уникальная фишка, жены кхала Моно повторяют ее один в один. | ||
*** Да ладно бы в сезоне. В «Битве королей» в той же манере высказываются и кровные всадники Дейенерис. | *** Да ладно бы в сезоне. В «Битве королей» в той же манере высказываются и кровные всадники Дейенерис. | ||
* Так же глумится над средневековыми путеводителями Сапковский в «Башне шутов» — Рейневан составляет «энциклопедию» женщин разных национальностей (а конкретно — их поведения в постели), исходя из собственного опыта, нимало не смущаясь, что примеров на каждую национальность у него максимум один. | |||
* Так же глумится над средневековыми путеводителями Сапковский в «Башне | * «[[Сага о Форкосиганах]]» — первые поселения квадди основали бежавшие [[Трансген|генноинженерные]] люди, выведенные корпорацией специально для работы в космосе, но по сути самые старшие были подростками, а организовал всё влюбившийся в девушку-квадди землянин-инженер. Их история любви стала классикой, и через 200 лет многие девушки-квадди мечтают о любви с человеком. У солдат с патриархального Барраяра это вызывает заворот извилин. | ||
* «[[Сага о Форкосиганах]] | * Дихнов, «Рагнаради» — внутримировой пример. Долгое время все верят в существование загадочной цивилизации сканков — могущественных космических злодеев. А потом всё-таки обращают внимание, что, кроме красно-чёрного Альфреда, никто никогда не встречал живьём ни одного сканка. Так существуют ли они вообще? Или их цивилизация — результат ошибки (как вариант — намеренного обмана со стороны Альфреда) историков, а на самом деле он — уникальное существо? | ||
* Дихнов, | * С предыдущим пунктом перекликается своеобразная пародия в «Проблеме туземцев» Шекли. Перед глазами у колонистов есть единственный туземец Данта; разумеется все их представления о его племени складываются по нему (ну и собственным стереотипам). Вот только племя «виртуальное», существует лишь в представлении колонистов, а «туземец» — землянин Эдвард Дантон, такой же как они, точнее даже из более развитых времен (корабль колонистов до того 120 лет болтался в космосе), и на планете был единственным человеком на момент их прилета. | ||
* С предыдущим пунктом перекликается своеобразная пародия в «Проблеме туземцев» Шекли. Перед глазами у колонистов есть единственный туземец Данта; разумеется все их представления о его племени складываются по нему (ну и собственным стереотипам). Вот только племя «виртуальное», существует лишь в представлении колонистов, а | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* [[Star Wars]] | * [[Star Wars]] — повсюду. | ||
** Джабба | ** Джабба Хатт — толстый мафиозный босс? Разумеется, в Расширенной Вселенной все хатты стали мафиозными боссами, а жир считается у них признаком достатка и влияния. | ||
*** А вот это уже неправда. | *** А вот это уже неправда. Белдорион - хатт и могучий тёмный джедай. А Блотус Хатт являлся одним из наиболее успешных канцлеров Республики, и отличался изящество и нелюбовью к пошлым развлечениям, типичным для представителей его народа. | ||
** Секретарь Джаббы твилекк Биб | ** Секретарь Джаббы твилекк Биб Фортуна — морщинистый урод? Правильно — теперь все твилекки-мужчины страшные, притом, что твилекки женского пола считаются одной из самых красивых гуманоидных рас галактики. А ведь Биб просто старый. Исправлено только в сериале «Войны Клонов». | ||
*** С твилекками женского пола та же проблема. Ула была рабыней рабыней? Значит все твилекки женского пола либо рабыни, либо сбежавшие рабыни, либо каким-то другим образом связаны с рабством. | *** С твилекками женского пола та же проблема. Ула была рабыней рабыней? Значит все твилекки женского пола либо рабыни, либо сбежавшие рабыни, либо каким-то другим образом связаны с рабством. | ||
**** А вот это уже преувеличение. Эйла | **** А вот это уже преувеличение. Эйла Секура - потомок влиятельного рода, Дарт Талон с младых ногтей воспитывалась как ситх, Миссия Вао вдоволь хлебнула невзгод и лишений, но рабыней не была. Нет, рабынь, бывших и настоящих, много, но далеко не все. | ||
** Загадочный охотник за головами, носящий реактивные доспехи со шлемом, скрывающим лицо, и противостоящий положительным героям? Оказывается, их целый народ таких, наёмников и налётчиков в точно таких же реактивных доспехах, недолюбливающих Силу. | ** Загадочный охотник за головами, носящий реактивные доспехи со шлемом, скрывающим лицо, и противостоящий положительным героям? Оказывается, их целый народ таких, наёмников и налётчиков в точно таких же реактивных доспехах, недолюбливающих Силу. | ||
*** Попытка аверсии в сериале «Войны клонов»: оказывается, на планете некогда воинственных мандалорцев к власти пришли пацифисты, а Боба Фетт (с которого вся раса в реальности списана!) теперь и вовсе ненастоящий мандалорец! Впрочем, с последним скорее всего виноват [[ненадёжный рассказчик]], который пытался выгородить планету перед джедаями, прилетевшими качать права. | *** Попытка аверсии в сериале «Войны клонов»: оказывается, на планете некогда воинственных мандалорцев к власти пришли пацифисты, а Боба Фетт (с которого вся раса в реальности списана!) теперь и вовсе ненастоящий мандалорец! Впрочем, с последним скорее всего виноват [[ненадёжный рассказчик]], который пытался выгородить планету перед джедаями, прилетевшими качать права. | ||
Строка 37: | Строка 36: | ||
** Хану Соло не понравилась оценка вероятности от Ситрипио? Теперь все кореллиане ненавидят статистику. | ** Хану Соло не понравилась оценка вероятности от Ситрипио? Теперь все кореллиане ненавидят статистику. | ||
*** Что не мешает летчику Антиллесу, кореллианину из кореллиан, блестяще считать эти самые вероятности. И тут же забывать цифру. | *** Что не мешает летчику Антиллесу, кореллианину из кореллиан, блестяще считать эти самые вероятности. И тут же забывать цифру. | ||
** Инопланетянин в смешной | ** Инопланетянин в смешной шапке — глава нехорошей Торговой Федерации? Все его сородичи — нехорошие торгаши. И все в смешных шапках. | ||
** Традиционные одеяния джедаев. Если посмотреть четвертый эпизод, то видно, что одежда Оби-Вана | ** Традиционные одеяния джедаев. Если посмотреть четвертый эпизод, то видно, что одежда Оби-Вана там — просто стандартный костюм пустынных областей Татуина. Но теперь это — традиционное одеяние джедаев (ага, именно в таком самое то прятаться от империи, да). | ||
*** А ведь в ныне неканоничных Star Wars Legends представители Нового ордена джедаев одевались как Сила на душу положит, и больше всего отжигал лично Люк Скайуокер, тот еще любитель черного цвета в одежде… да и Старый Орден позволял своим адептам одеваться сообразно обстоятельствам. | *** А ведь в ныне неканоничных Star Wars Legends представители Нового ордена джедаев одевались как Сила на душу положит, и больше всего отжигал лично Люк Скайуокер, тот еще любитель черного цвета в одежде… да и Старый Орден позволял своим адептам одеваться сообразно обстоятельствам. | ||
*** В костюме Люка и костюме Энакина во 2-ом и 3-ем эпизодах очень много общих деталей. Возможно, одеяния | *** В костюме Люка и костюме Энакина во 2-ом и 3-ем эпизодах очень много общих деталей. Возможно, одеяния Люка — некий вариант «полевого» дресс-кода джедая на задании. В похожем можно заметить и Мейса Винду. Эйла Секура, со скидкой на второстепенность роли, даже в каноничном 3-ем эпизоде одета явно «не по уставу» — джедаи с сиськами даже в далёкой-предалёкой в большом дефиците! | ||
** Аверсия с [[Презренный Джа-Джа|Джа-Джа Бинксом]]: гунганы '''не все''' такие, как он. Джа-Джа задумывался Лукасом как «паршивая овца в сём стаде»<ref>…и вечная головная боль Босса Насса, гунганского правителя.</ref>. Кстати, это обстоятельство подсвечивается при каждом удобном моменте в новеллизации 1-го эпизода за авторством Терри Брукса. Но попробуй объясни это гунганоненавистникам! К тому же недотепе Бинсксу уделено гораздо больше экранного времени, чем его более толковым соплеменникам. | ** Аверсия с [[Презренный Джа-Джа|Джа-Джа Бинксом]]: гунганы '''не все''' такие, как он. Джа-Джа задумывался Лукасом как «паршивая овца в сём стаде»<ref>…и вечная головная боль Босса Насса, гунганского правителя.</ref>. Кстати, это обстоятельство подсвечивается при каждом удобном моменте в новеллизации 1-го эпизода за авторством Терри Брукса. Но попробуй объясни это гунганоненавистникам! К тому же недотепе Бинсксу уделено гораздо больше экранного времени, чем его более толковым соплеменникам. | ||
* Остров Сокровищ 1950 года, с Робертом Ньютоном в роли Джона Сильвера. [[Кодификатор|Именно его акцент и манера речи]] стали в итоге [[Культурное_влияние|классическом стилем разговора пиратов в современной культуре]]. Так что «день говори как пират», на самом деле является днём «говори как Роберт Ньютон в Острове Сокровищ 1950 года». | * Остров Сокровищ 1950 года, с Робертом Ньютоном в роли Джона Сильвера. [[Кодификатор|Именно его акцент и манера речи]] стали в итоге [[Культурное_влияние|классическом стилем разговора пиратов в современной культуре]]. Так что «день говори как пират», на самом деле является днём «говори как Роберт Ньютон в Острове Сокровищ 1950 года». | ||
* «Терминатор»: в первом фильме Кайл Рис объясняет, что робот маскируется под человека, чтобы лучше втираться в доверие людям. Во втором и третьем фильмах выясняется, что лицом Шварценеггера (вернее, сержанта Кэнди) обладает целая серия терминаторов. Хорошенькая маскировочка! Достаточно разослать портрет губерминатора всем постам, чтобы ни один Т-800 никуда не внедрился. | * «Терминатор»: в первом фильме Кайл Рис объясняет, что робот маскируется под человека, чтобы лучше втираться в доверие людям. Во втором и третьем фильмах выясняется, что лицом Шварценеггера (вернее, сержанта Кэнди) обладает целая серия терминаторов. Хорошенькая маскировочка! Достаточно разослать портрет губерминатора всем постам, чтобы ни один Т-800 никуда не внедрился. | ||
** А есть ли связь между убежищами? (Наверное, всё же есть.) Выглядит как [[оммаж]] «Второй модели» [[Филип Киндред Дик|Филипа Дика]]. | ** А есть ли связь между убежищами? (Наверное, всё же есть.) Выглядит как [[оммаж]] «Второй модели» [[Филип Киндред Дик|Филипа Дика]]. | ||
* | * Хищник — вы думаете, это какой-то инопланетный мажор залетел к нам поохотиться на Шварцнеггера? Да нет же, с развитием франшизы выясняется, что у них там все такие и других занятий не знают: целая раса любителей космического сафари. | ||
* «Звёздные врата» — с прикрученным фитильком. В первоначальном фильме, Ра был последним представителем своей расы, и его истинный облик больше напоминал классического [[Серые|серого]]. В гораздо более популярном сериале появился целый далеко не вымирающий вид гоа’улдов, которые представляют собой змеек-паразитов. Серые в сериале — азгарды, хорошие парни. А если указать на предыдущие тела гоа’улдов, то те вообще рептилоиды. | |||
* «Звёздные | |||
=== Телесериалы === | === Телесериалы === | ||
* | * «Вовочка» — ради смеха все официанты (все-таки больше похоже, что это разные личности), будь то пивная, спортбар или иное заведение общепита выглядят как братья-близнецы и любят ерничать (а то и откровенно хамить). Все официанты сыграны Иваном Паршиным, только в пивной — без усов, а в баре с усами. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* В мультфильмах студии «Куйбышевтелефильм» по рассказам К. Булычева про г. Великий Гусляр. Все инопланетяне-пришельцы | * В мультфильмах студии «Куйбышевтелефильм» по рассказам К. Булычева про г. Великий Гусляр. Все инопланетяне-пришельцы одинаковые — коротышки с большим носом и в одинаковой униформе. Использовалась одна кукла, которая даже сыграла нескольких гуманоидов в «Чудесах в Гусляре» (по рассказу «Паровоз для царя»). Хотя в рассказах пришельцы были разные. | ||
** А вот в «Свободном тиране» | ** А вот в «Свободном тиране» инопланетяне — различные люди с другой планеты. Но они не пришельцы, а аборигены. Пришелец здесь Корнелий Удалов, заглянувший на планету, чтобы заправиться. | ||
* «Новая школа | * «Новая школа Императора» — в одной серии Кронк узнаёт о своих корнях и уходит в страну происхождения, где все такие, как он — туповатые, но по-своему житейски-мудрые добрые качки-кулинары. В конце решает, что ему всё-таки уютнее там, где он уникален. | ||
* «Вот какой рассеянный» (по стихотворению С.Маршака, ТО «Экран» 1975). В литературном первоисточнике он был один такой, но в финале мультфильма появляются его родственники (или «единомышленники») такие же рассеянные. А т. | * «Вот какой рассеянный» (по стихотворению С.Маршака, ТО «Экран» 1975). В литературном первоисточнике он был один такой, но в финале мультфильма появляются его родственники (или «единомышленники») такие же рассеянные. А т. к. это не раса, не национальность, и проч., а состояние души, то с фитильком. | ||
* South | * South Park — вся обширная мужская часть семьи Эрика Картмана — такие же жирные сварливые козлы, как и он сам. | ||
=== Веб-комиксы === | === Веб-комиксы === | ||
* [[Homestuck|Hiveswap]] | * [[Homestuck|Hiveswap]] - Соллукс занимался [[Хакер|программированием]] и любил [[Пчёлы правильные и не очень|пчёл]]? Значит все желтокровые будут связанны с компьютерами и пчёлами. Терези любила юриспруденцию? Значит все бирюзовокровые обязаны быть адвокатами и судьями, это их кастовая должность. Впрочем, это пример мастерской реконструкции, потому что {{spoiler|[[Мир-помойка|Альтернией]] с момента создания [[Злой Яхве|управлял]] [[Гад-кукловод|Скретч]], и (согласно многим теориям) создал её такой, какой она есть, чтобы а) жизнь там была ужасной и все страдали (из-за ненависти Калиборна к троллям); Б) на ней выросли идеальные игроки; Поэтому архетип касты, ожидания от неё, образ жизни и цель члена касты направлены на игроков – каста желтокровых существует для того, что бы в ней появился Соллукс, со всеми его чертами, и поэтому все желтокровые стремятся соответствовать архетипу Соллукса (даже не осознавая этого). Кроме того, сама (мульти)вселенная там работает по символическим законам и вечно создаёт такие "повторяющиеся космические совпадения™".}} | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* В [[Warcraft 3]] был один шуточный персонаж- | * В [[Warcraft 3]] был один шуточный персонаж-пандарен — Чэнь Буйный Портер (Он же Райво из Пандарии), ищущий ингредиенты для пива. В [[WoW]] стали целой расой, склонной к искусству пивоварения и алкоголизму. | ||
** С фитильком: всё-таки откуда-то же он должен был взяться, верно? | ** С фитильком: всё-таки откуда-то же он должен был взяться, верно? | ||
** Там же был и единственный в своём роде охотник на демонов, использующий против них их же | ** Там же был и единственный в своём роде охотник на демонов, использующий против них их же силу — Иллидан Ярость Бури. В дополнении [[WoW]] The Burning Crusade уже образовалась целая школа охотников на демонов («Иллидари»), а в дополнении Legion они же оформились как играбельный класс. | ||
*** Не совсем так. В кампании-то Иллидан был один, но в сетевой игре это тоже был класс героев. И по мануалу к Warcraft III | *** Не совсем так. В кампании-то Иллидан был один, но в сетевой игре это тоже был класс героев. И по мануалу к Warcraft III они — целая группа, причем не ренегатствующая, а действующая в составе Ночных эльфов. Но при этом фирменных рогов и крыльев они не имели; это, похоже, ноу-хау Иллидана. | ||
* [[Mass Effect 2]] | * [[Mass Effect 2]] — все три дрелла в серии очень похожи на Тейна, который и был основоположником расы. | ||
** С учетом того, что один из этих трех его | ** С учетом того, что один из этих трех его сын — неудивительно. | ||
* [[Chip 'n Dale Rescue Rangers]]. Среди головорезов можно встретить целые расы, «сделанные» из одного. В частности банды ящеров в шляпе (был один из банды Толстопуза), или инопланетяне-метаморфы, превращающиеся в Чипа и Дейла (было трое, причем разных). | * [[Chip 'n Dale Rescue Rangers]]. Среди головорезов можно встретить целые расы, «сделанные» из одного. В частности банды ящеров в шляпе (был один из банды Толстопуза), или инопланетяне-метаморфы, превращающиеся в Чипа и Дейла (было трое, причем разных). | ||
* [[Bloodborne]] | * [[Bloodborne]] — внутримировой пример. Герман был первым охотником, поэтому оружие, одежда, и стиль действия всех следующих охотников Мастерской были основаны на нём. То же верно и про другие, более поздние мастерские — церковная мастерская пользуется в основном серебрёнными мечами, как Людвиг, а мастерская пороховников (судя по всему) унаследовала от Ото любовь к величине, механизмам, и взрывам. | ||
* [[Undertale]] | * [[Undertale]] - деревня [[Камео|Темми]]. | ||
* [[Heroes of Might and Magic]] кодифицировал облик горгон ( | * [[Heroes of Might and Magic]] кодифицировал облик горгон ("[[Раса из одного|Медуз]]") со змеёй вместо ног и с луком. В мифах горгоны были ногасты и крылаты. | ||
** Этот облик был взят у Медузы Горгоны из оригинального фильма | ** Этот облик был взят у Медузы Горгоны из оригинального фильма "Битва титанов" 1981 года. | ||
** Не совсем так: в этой серии игр на Медузе Горгоне основано целых два вида: | ** Не совсем так: в этой серии игр на Медузе Горгоне основано целых два вида: "медузы" (змееженщины со взглядом, от которого временно превращаются в камень, будучи неспособны двигаться) и "горгоны" (странные разноцветные коровы с убивающим взглядом). | ||
=== Телевидение === | === Телевидение === | ||
* Возможно, что уже забылось. Ансамбль зайцев-барабанщиков из ранних «Кварьете „Веселая КВАмпания“», они же зайцы-косари из «Песни про зайцев» в исполнении волка (голосом Ю. | * Возможно, что уже забылось. Ансамбль зайцев-барабанщиков из ранних «Кварьете „Веселая КВАмпания“», они же зайцы-косари из «Песни про зайцев» в исполнении волка (голосом Ю. В. Никулина из «Бриллиантовой руки»). Всех зайцев «играли» разные исполнения Степашки (из «Спокойной ночи, малыши!»). Похоже, что сколько было на складе кукол работоспособных Степашек, столько и задействовали. | ||
** В другом выпуске тех же зайцев нарядили в платье, и они уже отыгрывали танцующих зайчих. | ** В другом выпуске тех же зайцев нарядили в платье, и они уже отыгрывали танцующих зайчих. | ||
*** Возможно это пародия на хор мальчиков-зайчиков из «Ну, погоди!» | *** Возможно это пародия на хор мальчиков-зайчиков из «Ну, погоди!» | ||
Строка 86: | Строка 83: | ||
* Шипасто-коже-металлическая эстетика хэви-металла. Создателем оной считают фронтмена группы Judas Priest Роба Хэлфорда: именно он в 1978 году впервые появился на сцене в кожаной куртке, украшенной шипами, заклепками и цепями (причём, по собственному признанию, приобрел эти аксессуары в [[Одевается в секс-шопе|магазине для взрослых]]). До того металлисты ничем не отличались от прочих рок-н-рольщиков: джинсы-клеши, ботинки на каблуке, одежда ярких цветов. | * Шипасто-коже-металлическая эстетика хэви-металла. Создателем оной считают фронтмена группы Judas Priest Роба Хэлфорда: именно он в 1978 году впервые появился на сцене в кожаной куртке, украшенной шипами, заклепками и цепями (причём, по собственному признанию, приобрел эти аксессуары в [[Одевается в секс-шопе|магазине для взрослых]]). До того металлисты ничем не отличались от прочих рок-н-рольщиков: джинсы-клеши, ботинки на каблуке, одежда ярких цветов. | ||
** С фитильком: наряд уже был популярен у байкеров (заклёпанная кожа хорошо защищает и от ветра, и от ссадин при падении). Из-за них он стал ассоциироваться с мужественностью, а потому его начали использовать в своих играх [[Крутой гей|любители сильных мужчин]]. | ** С фитильком: наряд уже был популярен у байкеров (заклёпанная кожа хорошо защищает и от ветра, и от ссадин при падении). Из-за них он стал ассоциироваться с мужественностью, а потому его начали использовать в своих играх [[Крутой гей|любители сильных мужчин]]. | ||
** Собственно, под троп попадают любые «законодатели моды» и их последователи. | ** Собственно, под троп попадают любые «законодатели моды» и их последователи. | ||
Версия 16:16, 27 марта 2022
Когда образ какого-то народа или существ в жанре фэнтези или фантастики срисовывается с известного персонажа какого-то другого произведения — это называется А он там был один такой. А когда в роли прототипа используется персонаж из той же вселенной — это наш случай.
Где встречается
Общее
- Раса из одного как явление. Был в греческой мифологии один единственный Минотавр - нате вам целую расу. Была одна Медуза - нате вам расу медуз (две ее сестры не в счет, и звали их не медузами). Был один Пегас - получите целый табун крылатых коней.
Литература
- «Мир Льда и Пламени» — официальный путеводитель по миру ПЛиО — состоит из этого тропа практически полностью. Комментарий Мартина по этому поводу: «Мейстеры, составляя хроники, могли иногда и исказить сведения…». Ничего себе «иногда»![1]
- Вольный город Квохор был представлен в саге двумя персонажами. Один — искусный кузнец, другой — злой наёмник, исповедовавший некий зловещий культ бога смерти. Теперь оказывается, что все жители Квохора: а) искусные кузнецы и б) зловещие мраккультисты. Шпашибо и на том, што они там вше не шепелявят и машшово не ташшатшя от шапфиров.
- Далёкий восточный город Асшай также был представлен двумя персонажами, и обе — колдуньи с паранормальными способностями. Теперь, оказывается, весь Асшай населён противоестественными колдунами и чернокнижниками[2].
- Единственный в саге лоратиец (причём даже не настоящий лоратиец, а выдававший себя за него) разговаривал со странным акцентом, говоря обо всех в третьем лице? Это обычная манера выражаться всех лоратийцев, а особенно тамошних дворян.
- При придумывании этого авторы путеводителя совершенно забыли свериться с телесериалом: там героиня по имени Шая оказывается лоратийкой, при этом отрицает, что она простолюдинка, и разговаривает абсолютно нормально.
- Да потому что авторам путеводителя как-то все равно на фантазии продюсеров. Вселенные книги и сериала уже давно разошлись, и теперь это скорее мультиверс.
- Кроме того, сериальная Шая могла «выломиться» из этой самой, опостылевшей ей, лоратийской культуры, и намеренно разговаривать на вестеросский манер, а не на лоратийский. Да оно и немудрено: в противном случае вставал бы вопрос — почему лоратийская дворянка (или бастард) подвизается в Вестеросе в качестве проститутки?
- Да и акцент у нее пропал…
- Там же, субверсия. Служанки Дейенерис, Ирри и Чхику, любили изречь что-нибудь в стиле дотракийского Капитана Очевидность и дополнить это фразой «Все это знают». А в шестом сезоне выясняется, что это не их уникальная фишка, жены кхала Моно повторяют ее один в один.
- Да ладно бы в сезоне. В «Битве королей» в той же манере высказываются и кровные всадники Дейенерис.
- Так же глумится над средневековыми путеводителями Сапковский в «Башне шутов» — Рейневан составляет «энциклопедию» женщин разных национальностей (а конкретно — их поведения в постели), исходя из собственного опыта, нимало не смущаясь, что примеров на каждую национальность у него максимум один.
- «Сага о Форкосиганах» — первые поселения квадди основали бежавшие генноинженерные люди, выведенные корпорацией специально для работы в космосе, но по сути самые старшие были подростками, а организовал всё влюбившийся в девушку-квадди землянин-инженер. Их история любви стала классикой, и через 200 лет многие девушки-квадди мечтают о любви с человеком. У солдат с патриархального Барраяра это вызывает заворот извилин.
- Дихнов, «Рагнаради» — внутримировой пример. Долгое время все верят в существование загадочной цивилизации сканков — могущественных космических злодеев. А потом всё-таки обращают внимание, что, кроме красно-чёрного Альфреда, никто никогда не встречал живьём ни одного сканка. Так существуют ли они вообще? Или их цивилизация — результат ошибки (как вариант — намеренного обмана со стороны Альфреда) историков, а на самом деле он — уникальное существо?
- С предыдущим пунктом перекликается своеобразная пародия в «Проблеме туземцев» Шекли. Перед глазами у колонистов есть единственный туземец Данта; разумеется все их представления о его племени складываются по нему (ну и собственным стереотипам). Вот только племя «виртуальное», существует лишь в представлении колонистов, а «туземец» — землянин Эдвард Дантон, такой же как они, точнее даже из более развитых времен (корабль колонистов до того 120 лет болтался в космосе), и на планете был единственным человеком на момент их прилета.
Кино
- Star Wars — повсюду.
- Джабба Хатт — толстый мафиозный босс? Разумеется, в Расширенной Вселенной все хатты стали мафиозными боссами, а жир считается у них признаком достатка и влияния.
- А вот это уже неправда. Белдорион - хатт и могучий тёмный джедай. А Блотус Хатт являлся одним из наиболее успешных канцлеров Республики, и отличался изящество и нелюбовью к пошлым развлечениям, типичным для представителей его народа.
- Секретарь Джаббы твилекк Биб Фортуна — морщинистый урод? Правильно — теперь все твилекки-мужчины страшные, притом, что твилекки женского пола считаются одной из самых красивых гуманоидных рас галактики. А ведь Биб просто старый. Исправлено только в сериале «Войны Клонов».
- С твилекками женского пола та же проблема. Ула была рабыней рабыней? Значит все твилекки женского пола либо рабыни, либо сбежавшие рабыни, либо каким-то другим образом связаны с рабством.
- А вот это уже преувеличение. Эйла Секура - потомок влиятельного рода, Дарт Талон с младых ногтей воспитывалась как ситх, Миссия Вао вдоволь хлебнула невзгод и лишений, но рабыней не была. Нет, рабынь, бывших и настоящих, много, но далеко не все.
- С твилекками женского пола та же проблема. Ула была рабыней рабыней? Значит все твилекки женского пола либо рабыни, либо сбежавшие рабыни, либо каким-то другим образом связаны с рабством.
- Загадочный охотник за головами, носящий реактивные доспехи со шлемом, скрывающим лицо, и противостоящий положительным героям? Оказывается, их целый народ таких, наёмников и налётчиков в точно таких же реактивных доспехах, недолюбливающих Силу.
- Попытка аверсии в сериале «Войны клонов»: оказывается, на планете некогда воинственных мандалорцев к власти пришли пацифисты, а Боба Фетт (с которого вся раса в реальности списана!) теперь и вовсе ненастоящий мандалорец! Впрочем, с последним скорее всего виноват ненадёжный рассказчик, который пытался выгородить планету перед джедаями, прилетевшими качать права.
- Зато сериал «Мандалорец» продавливает педаль обратно в пол: мандалорцы не просто любят шлемы а-ля Боба, они их даже не снимают.
- Хотя икс их знает, может, это причуда одной конкретной диаспоры Бо-Катан же во втором сезоне снимала, да еще и сообщила протагонисту, что догматы по поводу шлема у мандалорцев соблюдаются только ортодоксальными религиозными радикалами.
- Пучеглазый зелёный охотник за головами? Да, они все такие, у этой расы культ охоты.
- Хану Соло не понравилась оценка вероятности от Ситрипио? Теперь все кореллиане ненавидят статистику.
- Что не мешает летчику Антиллесу, кореллианину из кореллиан, блестяще считать эти самые вероятности. И тут же забывать цифру.
- Инопланетянин в смешной шапке — глава нехорошей Торговой Федерации? Все его сородичи — нехорошие торгаши. И все в смешных шапках.
- Традиционные одеяния джедаев. Если посмотреть четвертый эпизод, то видно, что одежда Оби-Вана там — просто стандартный костюм пустынных областей Татуина. Но теперь это — традиционное одеяние джедаев (ага, именно в таком самое то прятаться от империи, да).
- А ведь в ныне неканоничных Star Wars Legends представители Нового ордена джедаев одевались как Сила на душу положит, и больше всего отжигал лично Люк Скайуокер, тот еще любитель черного цвета в одежде… да и Старый Орден позволял своим адептам одеваться сообразно обстоятельствам.
- В костюме Люка и костюме Энакина во 2-ом и 3-ем эпизодах очень много общих деталей. Возможно, одеяния Люка — некий вариант «полевого» дресс-кода джедая на задании. В похожем можно заметить и Мейса Винду. Эйла Секура, со скидкой на второстепенность роли, даже в каноничном 3-ем эпизоде одета явно «не по уставу» — джедаи с сиськами даже в далёкой-предалёкой в большом дефиците!
- Аверсия с Джа-Джа Бинксом: гунганы не все такие, как он. Джа-Джа задумывался Лукасом как «паршивая овца в сём стаде»[3]. Кстати, это обстоятельство подсвечивается при каждом удобном моменте в новеллизации 1-го эпизода за авторством Терри Брукса. Но попробуй объясни это гунганоненавистникам! К тому же недотепе Бинсксу уделено гораздо больше экранного времени, чем его более толковым соплеменникам.
- Джабба Хатт — толстый мафиозный босс? Разумеется, в Расширенной Вселенной все хатты стали мафиозными боссами, а жир считается у них признаком достатка и влияния.
- Остров Сокровищ 1950 года, с Робертом Ньютоном в роли Джона Сильвера. Именно его акцент и манера речи стали в итоге классическом стилем разговора пиратов в современной культуре. Так что «день говори как пират», на самом деле является днём «говори как Роберт Ньютон в Острове Сокровищ 1950 года».
- «Терминатор»: в первом фильме Кайл Рис объясняет, что робот маскируется под человека, чтобы лучше втираться в доверие людям. Во втором и третьем фильмах выясняется, что лицом Шварценеггера (вернее, сержанта Кэнди) обладает целая серия терминаторов. Хорошенькая маскировочка! Достаточно разослать портрет губерминатора всем постам, чтобы ни один Т-800 никуда не внедрился.
- А есть ли связь между убежищами? (Наверное, всё же есть.) Выглядит как оммаж «Второй модели» Филипа Дика.
- Хищник — вы думаете, это какой-то инопланетный мажор залетел к нам поохотиться на Шварцнеггера? Да нет же, с развитием франшизы выясняется, что у них там все такие и других занятий не знают: целая раса любителей космического сафари.
- «Звёздные врата» — с прикрученным фитильком. В первоначальном фильме, Ра был последним представителем своей расы, и его истинный облик больше напоминал классического серого. В гораздо более популярном сериале появился целый далеко не вымирающий вид гоа’улдов, которые представляют собой змеек-паразитов. Серые в сериале — азгарды, хорошие парни. А если указать на предыдущие тела гоа’улдов, то те вообще рептилоиды.
Телесериалы
- «Вовочка» — ради смеха все официанты (все-таки больше похоже, что это разные личности), будь то пивная, спортбар или иное заведение общепита выглядят как братья-близнецы и любят ерничать (а то и откровенно хамить). Все официанты сыграны Иваном Паршиным, только в пивной — без усов, а в баре с усами.
Мультфильмы
- В мультфильмах студии «Куйбышевтелефильм» по рассказам К. Булычева про г. Великий Гусляр. Все инопланетяне-пришельцы одинаковые — коротышки с большим носом и в одинаковой униформе. Использовалась одна кукла, которая даже сыграла нескольких гуманоидов в «Чудесах в Гусляре» (по рассказу «Паровоз для царя»). Хотя в рассказах пришельцы были разные.
- А вот в «Свободном тиране» инопланетяне — различные люди с другой планеты. Но они не пришельцы, а аборигены. Пришелец здесь Корнелий Удалов, заглянувший на планету, чтобы заправиться.
- «Новая школа Императора» — в одной серии Кронк узнаёт о своих корнях и уходит в страну происхождения, где все такие, как он — туповатые, но по-своему житейски-мудрые добрые качки-кулинары. В конце решает, что ему всё-таки уютнее там, где он уникален.
- «Вот какой рассеянный» (по стихотворению С.Маршака, ТО «Экран» 1975). В литературном первоисточнике он был один такой, но в финале мультфильма появляются его родственники (или «единомышленники») такие же рассеянные. А т. к. это не раса, не национальность, и проч., а состояние души, то с фитильком.
- South Park — вся обширная мужская часть семьи Эрика Картмана — такие же жирные сварливые козлы, как и он сам.
Веб-комиксы
- Hiveswap - Соллукс занимался программированием и любил пчёл? Значит все желтокровые будут связанны с компьютерами и пчёлами. Терези любила юриспруденцию? Значит все бирюзовокровые обязаны быть адвокатами и судьями, это их кастовая должность. Впрочем, это пример мастерской реконструкции, потому что Альтернией с момента создания управлял Скретч, и (согласно многим теориям) создал её такой, какой она есть, чтобы а) жизнь там была ужасной и все страдали (из-за ненависти Калиборна к троллям); Б) на ней выросли идеальные игроки; Поэтому архетип касты, ожидания от неё, образ жизни и цель члена касты направлены на игроков – каста желтокровых существует для того, что бы в ней появился Соллукс, со всеми его чертами, и поэтому все желтокровые стремятся соответствовать архетипу Соллукса (даже не осознавая этого). Кроме того, сама (мульти)вселенная там работает по символическим законам и вечно создаёт такие "повторяющиеся космические совпадения™".
Видеоигры
- В Warcraft 3 был один шуточный персонаж-пандарен — Чэнь Буйный Портер (Он же Райво из Пандарии), ищущий ингредиенты для пива. В WoW стали целой расой, склонной к искусству пивоварения и алкоголизму.
- С фитильком: всё-таки откуда-то же он должен был взяться, верно?
- Там же был и единственный в своём роде охотник на демонов, использующий против них их же силу — Иллидан Ярость Бури. В дополнении WoW The Burning Crusade уже образовалась целая школа охотников на демонов («Иллидари»), а в дополнении Legion они же оформились как играбельный класс.
- Не совсем так. В кампании-то Иллидан был один, но в сетевой игре это тоже был класс героев. И по мануалу к Warcraft III они — целая группа, причем не ренегатствующая, а действующая в составе Ночных эльфов. Но при этом фирменных рогов и крыльев они не имели; это, похоже, ноу-хау Иллидана.
- Mass Effect 2 — все три дрелла в серии очень похожи на Тейна, который и был основоположником расы.
- С учетом того, что один из этих трех его сын — неудивительно.
- Chip 'n Dale Rescue Rangers. Среди головорезов можно встретить целые расы, «сделанные» из одного. В частности банды ящеров в шляпе (был один из банды Толстопуза), или инопланетяне-метаморфы, превращающиеся в Чипа и Дейла (было трое, причем разных).
- Bloodborne — внутримировой пример. Герман был первым охотником, поэтому оружие, одежда, и стиль действия всех следующих охотников Мастерской были основаны на нём. То же верно и про другие, более поздние мастерские — церковная мастерская пользуется в основном серебрёнными мечами, как Людвиг, а мастерская пороховников (судя по всему) унаследовала от Ото любовь к величине, механизмам, и взрывам.
- Undertale - деревня Темми.
- Heroes of Might and Magic кодифицировал облик горгон ("Медуз") со змеёй вместо ног и с луком. В мифах горгоны были ногасты и крылаты.
- Этот облик был взят у Медузы Горгоны из оригинального фильма "Битва титанов" 1981 года.
- Не совсем так: в этой серии игр на Медузе Горгоне основано целых два вида: "медузы" (змееженщины со взглядом, от которого временно превращаются в камень, будучи неспособны двигаться) и "горгоны" (странные разноцветные коровы с убивающим взглядом).
Телевидение
- Возможно, что уже забылось. Ансамбль зайцев-барабанщиков из ранних «Кварьете „Веселая КВАмпания“», они же зайцы-косари из «Песни про зайцев» в исполнении волка (голосом Ю. В. Никулина из «Бриллиантовой руки»). Всех зайцев «играли» разные исполнения Степашки (из «Спокойной ночи, малыши!»). Похоже, что сколько было на складе кукол работоспособных Степашек, столько и задействовали.
- В другом выпуске тех же зайцев нарядили в платье, и они уже отыгрывали танцующих зайчих.
- Возможно это пародия на хор мальчиков-зайчиков из «Ну, погоди!»
- В другом выпуске тех же зайцев нарядили в платье, и они уже отыгрывали танцующих зайчих.
Реальная жизнь
- Скинхеды. Конечно, вы при этом слове представили неонациста? Изначально субкультура скинхедов аполитична, да и сейчас в противовес нацикам-бонхэдам действуют анархо-коммунисты RASH и антифашисты SHARP, тоже скинхеды. Но широкой публике об их существовании неведомо.
- Шипасто-коже-металлическая эстетика хэви-металла. Создателем оной считают фронтмена группы Judas Priest Роба Хэлфорда: именно он в 1978 году впервые появился на сцене в кожаной куртке, украшенной шипами, заклепками и цепями (причём, по собственному признанию, приобрел эти аксессуары в магазине для взрослых). До того металлисты ничем не отличались от прочих рок-н-рольщиков: джинсы-клеши, ботинки на каблуке, одежда ярких цветов.
- С фитильком: наряд уже был популярен у байкеров (заклёпанная кожа хорошо защищает и от ветра, и от ссадин при падении). Из-за них он стал ассоциироваться с мужественностью, а потому его начали использовать в своих играх любители сильных мужчин.
- Собственно, под троп попадают любые «законодатели моды» и их последователи.
Примечания
- ↑ Хотя… Джордж Мартин — большой знаток истории нашего реального средневековья, перелопативший множество источников. Есть версия, что, продюсируя создание и издание этого путеводителя, он стремился спародировать реальный позднесредневековый путеводитель по Европе, полный вот таких чрезмерных обобщений: «Все неаполитанцы очень ревнуют своих жён и плохие католики… Все кастильцы яростны, носят плохую одежду и обувь, спят на плохих постелях и плохие католики…»
- ↑ Тут все-таки субверсия, ибо Асшай — не Неаполь, Кастилья или Квохор, где как и везде рождаются и живут обычные люди. Это гиблое место на краю мира на берегу ядовитой реки. Без детей и животных (асшайцами не рождаются, ими становятся). И даже продовольствия своего нет — все привозное. Не удивительно что живут там те, кому в остальном мире места не нашлось. И чтобы там выжить, нужно обладать определенными качествами. Конечно, не обязательно колдуны, могут быть и просто изгои (Дени, например, когда-то предлагали туда убежать), но колдунов там изрядное количество: своеобразная «входная селекция» таки работает. И сказать «Асшай населен колдунами» — это примерно верно как в нашем мире «Афон населен глубоковерующими христианами»
- ↑ …и вечная головная боль Босса Насса, гунганского правителя.