Заболтать до смерти: различия между версиями
DeeAy (обсуждение | вклад) |
(Доперенос с сохранением) Метка: отменено |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|TalkingTheMonsterToDeath|Talking the Monster to Death}} | {{TVTropes|TalkingTheMonsterToDeath|Talking the Monster to Death}} | ||
[[Герой]]/[[злодей]] прижат к стене, загнан в угол, обезоружен и, возможно, даже связан. Казалось бы, конец | {{q|Смертельный удар нанесён тяжёлым тупым предметом, предположительно [[бронебойный вопрос|вопросом]].|Фольклор}} | ||
{{video|0zMtlnU1FSI|Наглядно}} | |||
[[Герой]]/[[злодей]] прижат к стене, загнан в угол, обезоружен и, возможно, даже связан. Казалось бы, конец известен — впереди только сырая могила. Ан нет! Герой/злодей открывает рот и начинает философский спич на тему… ну, неважно, на какую, важно, что по итогам дискуссии противник либо предпочитает сам убиться об стену, либо за время дискуссии подскакивает [[Появление кавалерии|кавалерия]], которая ему в этом помогает. | |||
Скажете, неправдоподобно? Зато [[Правило прикольности|прикольно]], поэтому '''забалтывание до смерти''' довольно часто встречается в литературе и компьютерных играх. | Скажете, неправдоподобно? Зато [[Правило прикольности|прикольно]], поэтому '''забалтывание до смерти''' довольно часто встречается в литературе и компьютерных играх. | ||
Более серьёзная разновидность этого | Более серьёзная разновидность этого тропа — когда речь героя подвигает злодея на [[поворот кругом]], и тот, осознав, что натворил, предпочитает [[Смерть равносильна искуплению|убить себя об стену]], понимая, что искупить все свои злодейства уже не сможет. | ||
Менее строгий | Менее строгий вариант — речь персонажа подвигает противника на [[поворот кругом]], но тот не убивает себя об стену, а просто отпускает героев/складывает оружие/исчезает в тумане/не вытерпев болтовни, выдает нужную информацию во время допроса. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 12: | Строка 14: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* «[[Троецарствие (роман)|Троецарствие]]»: Чжугэ Лян один раз довел вражеского полководца до инсульта своим языком. В более мягкой форме он провернул номер ещё несколько раз, в частности уговорил Чжоу Юя выступить против Цао Цао и объяснил конфуцианцам из У, почему они отстой. | * «[[Троецарствие (роман)|Троецарствие]]»: Чжугэ Лян один раз довел вражеского полководца до инсульта своим языком. В более мягкой форме он провернул номер ещё несколько раз, в частности уговорил Чжоу Юя выступить против Цао Цао и объяснил конфуцианцам из У, почему они отстой. | ||
* Я. Гашек, «[[Похождения бравого солдата Швейка]] | * Я. Гашек, «[[Похождения бравого солдата Швейка]]» — Швейк такое вполне может. Фельдфебель Насакло, натурально [[вывих мозга|вывихнувший себе мозг]] в процессе выслушивания байки про железнодорожников и паровоз № 4268, подтверждает. И это ведь он её даже до конца не дослушал! Читателя это тоже ждёт. | ||
* «[[Arda/The Hobbit|Хоббит]]» Дж. Р. | * «[[Arda/The Hobbit|Хоббит]]» Дж. Р. Р. Толкина: вовремя подбрасывая реплики, Гэндальф заставляет троллей спорить до рассвета, который превращает их в камень. | ||
* Дуглас Адамс, «Ресторан „У конца | * Дуглас Адамс, «Ресторан „У конца Вселенной“» — робот Марвин своим рассказом о том, как его, такого маленького и беспомощного, люди заставили противостоять гигантскому, вооружённому до зубов Разведовательному роботу класса Г, вызывают у последнего приступ такой ярости, что тот, выплёскивая её, громит ракетами всё в комнате… а под конец уничтожает стеклянный мост, на котором сам же и стоял. | ||
* В романе [[Стивен Кинг|Стивена Кинга]] «Колдун и кристалл» (цикл «Тёмная Башня») герою удается абсурдистскими загадками довести до ручки сумасшедший искусственный интеллект поезда-монорельса. | * В романе [[Стивен Кинг|Стивена Кинга]] «Колдун и кристалл» (цикл «Тёмная Башня») герою удается абсурдистскими загадками довести до ручки сумасшедший искусственный интеллект поезда-монорельса. | ||
* Сидни Шелдон, «Истинное лицо»: врач-психотерапевт в неравном поединке с офигенно крутым, но имеющим проблемы с психикой мафиозным боссом подробно рассказывает ему [[Почему ты отстой |почему он отстой]] и этим доводит его до безумия и гибели. В итоге получается [[плохой хороший конец]]: | * Сидни Шелдон, «Истинное лицо»: врач-психотерапевт в неравном поединке с офигенно крутым, но имеющим проблемы с психикой мафиозным боссом подробно рассказывает ему [[Почему ты отстой|почему он отстой]] и этим доводит его до безумия и гибели. В итоге получается [[плохой хороший конец]]: | ||
{{q|pre=1| | {{q|pre=1| | ||
— Я собираюсь влепить вам в живот, доктор. Вы будете умирать немного дольше, но зато у вас будет время, чтобы побеспокоиться об Анне. | — Я собираюсь влепить вам в живот, доктор. Вы будете умирать немного дольше, но зато у вас будет время, чтобы побеспокоиться об Анне. | ||
Оставалась одна возможность. Очень ненадежная. | Оставалась одна возможность. Очень ненадежная. | ||
— Кто-то должен побеспокоиться о ней, | — Кто-то должен побеспокоиться о ней, — сказал Джад. — У нее ведь никогда не было мужчины. | ||
Демарко озадаченно уставился на него. | Демарко озадаченно уставился на него. | ||
Джад закричал, чтобы заставить Демарко слушать. | Джад закричал, чтобы заставить Демарко слушать. | ||
— Знаешь, в чем твоя мужская сила? В пистолете. Без пистолета или | — Знаешь, в чем твоя мужская сила? В пистолете. Без пистолета или ножа — ты женщина. | ||
Лицо Демарко медленно наполняла ярость. | Лицо Демарко медленно наполняла ярость. | ||
— У тебя между ног гладкое место, Демарко! Без пистолета ты средний пол! | — У тебя между ног гладкое место, Демарко! Без пистолета ты средний пол! | ||
Красная пелена закрыла белки глаз Демарко, зловещая, как вымпел смерти… | Красная пелена закрыла белки глаз Демарко, зловещая, как вымпел смерти… | ||
— Я тебя убью вот этими голыми руками, | — Я тебя убью вот этими голыми руками, — сказал Демарко, бросая пистолет на землю. — Голыми руками! | ||
Тяжело, как мощное животное, он двинулся к Джаду. | Тяжело, как мощное животное, он двинулся к Джаду. | ||
Джад подался назад, отодвигаясь от Демарко. Он знал, что физически он гораздо слабее Демарко, и шансов на победу в схватке у него нет. Он мог только ранить больной разум Демарко, чтобы вынудить его действовать неадекватно, и продолжал бить его по самому уязвимому месту: | Джад подался назад, отодвигаясь от Демарко. Он знал, что физически он гораздо слабее Демарко, и шансов на победу в схватке у него нет. Он мог только ранить больной разум Демарко, чтобы вынудить его действовать неадекватно, и продолжал бить его по самому уязвимому месту: | ||
Строка 34: | Строка 36: | ||
(…) | (…) | ||
Джад стоял, все еще покачиваясь от ударов Демарко, подставив себя холодному, жгучему ветру. | Джад стоял, все еще покачиваясь от ударов Демарко, подставив себя холодному, жгучему ветру. | ||
Мы победили, думал он. Победили. Он все повторял в уме эту фразу. И произнося ее про себя, знал, что она ничего не значила. Могло ли это быть победой? Он считал себя цивилизованным | Мы победили, думал он. Победили. Он все повторял в уме эту фразу. И произнося ее про себя, знал, что она ничего не значила. Могло ли это быть победой? Он считал себя цивилизованным человеком — врачом, целителем, а превратился в свирепое животное, одержимое жаждой убийства. Он толкнул больного человека в пучину безумия, а потом убил его. Ужасный груз, с которым ему придется прожить остальную жизнь. Он мог повторять себе сколько угодно, что сделал это, защищая свою жизнь, но знал — и да поможет ему Бог — что сделал это с наслаждением. Вот чего он никогда не простит себе. Он сам не лучше Демарко.|.}} | ||
* «[[Сага о Форкосиганах]] | * «[[Сага о Форкосиганах]]» — [[с прикрученным фитильком]]. У Майлза наблюдается необычная реакция на фаст-пенту (местную «сыворотку правды»). Вместо ответов на вопросы он выдаёт поток сознания. До смерти заболтать пленителей не получилось, но достать их до белого каления и убедить, что дальнейший допрос бессмыслен — вполне. | ||
* «Видеть звёзды»: Гигантский Орёл охотился таким образом, заговаривая жертву до потери сознания, чтобы избежать потенциального сопротивления. Тайлон, обладая не менее подвешенным языком, заболтал до потери сознания Гигантского Орла, в результате чего Орёл, отойдя от стресса, был вынужден переключиться на менее вкусных, но зато не разговаривающих лошадей, сильно задержав погоню за Тайлоном. Впоследствии Орёл чуть не отомстил за унижение, почти заболтав (и, следовательно, едва не склевав) самого Тайлона. | * «Видеть звёзды»: Гигантский Орёл охотился таким образом, заговаривая жертву до потери сознания, чтобы избежать потенциального сопротивления. Тайлон, обладая не менее подвешенным языком, заболтал до потери сознания Гигантского Орла, в результате чего Орёл, отойдя от стресса, был вынужден переключиться на менее вкусных, но зато не разговаривающих лошадей, сильно задержав погоню за Тайлоном. Впоследствии Орёл чуть не отомстил за унижение, почти заболтав (и, следовательно, едва не склевав) самого Тайлона. | ||
* К. Соловьёв «Геносказка»: именно то, что сказано. Гензель ухитрился именно что заболтать людоеда, перерабатывающего людей на варенье, практически до смерти: сын Карла, страдающий от недостатка общения, слушал сказки Гензеля до тех пор, пока гипогликемия не оказалась слишком | * К. Соловьёв «Геносказка»: именно то, что сказано. Гензель ухитрился именно что заболтать людоеда, перерабатывающего людей на варенье, практически до смерти: сын Карла, страдающий от недостатка общения, слушал сказки Гензеля до тех пор, пока гипогликемия не оказалась слишком сильна — а после этого пленники сравнительно легко смогли одолеть людоеда.. | ||
* Михаил Успенский | * Михаил Успенский, «[[Приключения Жихаря|Там, где нас нет]]»: Соломон объяснил напавшим на него четверым бандитам, что всё в жизни суета, и не стоит продлевать бесполезную жизнь в этой юдоли скорби. Впечатлившись, благодарные слушатели попарно пронзили друг друга копьями. | ||
** В финале «Время оно» протагонист, по сути, выполнил свой главный квест путём забалтывания: императором Вавилона станет тот, кто положит на Вавилонскую башню последний кирпич. «Теперь они или будут день и ночь следить друг за дружкой, и башня никогда не будет завершена, или насуют на неё столько кирпичей, что она рухнет». | ** В финале «Время оно» протагонист, по сути, выполнил свой главный квест путём забалтывания: императором Вавилона станет тот, кто положит на Вавилонскую башню последний кирпич. «Теперь они или будут день и ночь следить друг за дружкой, и башня никогда не будет завершена, или насуют на неё столько кирпичей, что она рухнет». | ||
* Алан Глинн, «Области | * Алан Глинн, «Области тьмы» — с прикрученным фитильком: под действием НДТ главный герой убалтывает хоть и не до смерти, но очаровать кого угодно способен без проблем. | ||
* Шутки ради у Белянина в «Джек сумасшедший король» — Вилкинс (ученик колдуна Лагуна-сумасброда) сумел за пару часов так вынести мозг чудовищному псу Карсаку, что тот скрылся навеки. И до сих пор с ужасом вспоминает собеседника. | |||
* Питер Бигль, «Песнь Трактирщика» — одна из героинь, столкнувшись с убийцей и будучи им тяжело ранена — играет на его любопытстве и начинает длинный рассказ о истории её родового меча и смысле гравировки «украл — женись» на лезвии. И вот когда она доходит до самого интересного места… То прерывает рассказ и наносит заслушавшемуся убийце смертельный удар, напоследок раскрыв что историю она только что выдумала, а меч просто купила у старьевщика. | |||
* «[[Плоский мир|К оружию! К оружию!]]». С фитильком: Гаспод сумел таким вот образом прогнать Квирка из штаб-квартиры Ночной Стражи. | |||
** Тоже с фитильком: «Умение вертеть людским самолюбием — это тоже искусство, и Лю-Цзе стал в нём настоящим мастером». Именно словами он довёл Ронни Соака до того, что тот вернулся как Каос, Пятый Всадник, и выступил против Аудиторов. | |||
* «Принц быстрого реагирования» (Джон Мур). С фитильком, поскольку [[Безымянный герой|Принц]] очень остроумно и просто вынудил уйти Чёрного Рыцаря. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Отроки во вселенной»: герои применяют детскую загадку «А и Б сидели на трубе» против роботов-исполнителей, у которых от попыток разгадать её происходит крах системы. А вот у роботов-вершителей этот баг пофиксен («Осталась ваша буква „И“!»). Скорее всего, причина в том, что каждый исполнитель — просто ходячая и говорящая запрограммированная вещь, а вот каждый вершитель — что-то вроде [[Терминатор|Скайнет]] в миниатюре, то есть тоже вещь, но «ведёт сам себя». Другими словами, у исполнителей — ни разума, ни духа, и оттого ни ума, ни фантазии; а вот у вершителей разум-то вырос, а духом и не пахнет. | |||
* «Отроки во вселенной»: герои применяют детскую загадку «А и Б сидели на трубе» против роботов-исполнителей, у которых от попыток разгадать её происходит крах системы. А вот у роботов-вершителей этот баг пофиксен («Осталась ваша буква „И“!»). Скорее всего, причина в том, что каждый | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* [[Xena: Warrior Princess|Зена, королева воинов]]: хитрая Габриэль такое умеет. Заявила врагам, что сразится с лучшим из них, а те и [[Несовместимая с жизнью гордость|поубивали друг друга в споре, кто из них лучший]]… По сути, воспользовалась шуточным советом Зены применять свою [[Тарахтит, как пулемёт|болтливость]] в боевых целях. | * [[Xena: Warrior Princess|Зена, королева воинов]]: хитрая Габриэль такое умеет. Заявила врагам, что сразится с лучшим из них, а те и [[Несовместимая с жизнью гордость|поубивали друг друга в споре, кто из них лучший]]… По сути, воспользовалась шуточным советом Зены применять свою [[Тарахтит, как пулемёт|болтливость]] в боевых целях. | ||
* | * «Ералаш», скетч «Роковая встреча» (см. видеоиллюстрацию) — три слова: «Может, мне лечиться?». | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «[[The Flight Of Dragons|Полёт драконов]] | * «[[The Flight Of Dragons|Полёт драконов]]» — когда Питер Дикинсон сталкивается лицом к лицу со злым чародеем Оммадоном, тот пытается запугать героя, бравируя своей необычайно магической силой. Однако Питер ничуть не устрашился и спокойно начал объяснять колдуну, что магия противоречит научным данным, а следовательно, её не существует. Не выдержав потока информации, Омаддон сначала лишился своей магической силы, а потом скончался. | ||
* | * «[[Ух ты, говорящая рыба!]]» — как бы не [[кодификатор]]! Герой в буквальном смысле забалтывает до смерти «доброго волшебника» Ээха. Который, на секундочку, считал забалтывание своим коньком — [[А двести двадцать не хочешь?|220 в наличии]]. Режиссёр этого мульта, незабвенный и очень напрасно покойный Роберт Аршавирович Саакянц вообще любил этот троп. В более лайтовых вариантах показано в таких вещах, как «Кто расскажет небылицу?» и «Ишь ты, Масленица!». | ||
* В | * В советском мультике «Всё наоборот» главный герой, ослёнок, забалтывает до смерти (скорее всего) крокодила. | ||
* Как показала советская мультипликация, до (полу)смерти можно заболтать, даже если речь состоит лишь из смеха. Мультфильм «Весёлый | * «Как грибы с горохом воевали» — царь Горох лихо забалтывает считавшего себя мудрецом Валуя, так что тот, признав поражение, валится с крыльца собственного дома. | ||
* В наше время троп тоже действует. | * Как показала советская мультипликация, до (полу)смерти можно заболтать, даже если речь состоит лишь из смеха. Мультфильм «Весёлый старичок» — тому пример. А ведь троп основан на всего одном четверостишии Д. Хармса: «Раз увидев паука/ Страшно испугался,/ Но схватившись за бока/ Громко рассмеялся». Продолжения сюжетной линии у автора не было. Зато создатели мультфильма отожгли по полной — страшного изначально паука к концу было реально жалко. | ||
** Кстати, Кощей в этом | * В наше время троп тоже действует. «[[Иван Царевич и Серый волк]]» — герои попадают в плен к [[Кощей Бессмертный|Кощею]], который привык забалтывать своих гостей до смерти, но в паре [[Тарахтит, как пулемёт|сами забалтывают его]] (правда не до смерти — Кощей бессмертен). Немножко от упомянутого ниже Высоцкого, немножко от упомянутого здесь же Саакянца, немножко актуальной повсеместно рекурсии, да и [[А двести двадцать не хочешь?|правило 220 вольт]] никто не отменял. | ||
** Кстати, Кощей в этом мультфильме — ничто иное, как [[на тебе!|карикатура на Э. Радзинского]]: «Я люблю историю — и люблю рассказывать разные истории!» | |||
* «[[Шрек]] третий» — [[Пиноккио]] болтал что-то несвязное в надежде не выдать Принцу Чармингу местонахождение Шрека, Пряничный человечек тем временем также несвязно пел. Такой прессинг с трудом терпят три поросёнка и Волк. В итоге не выдерживает один из поросят. [[С прикрученным фитильком]], так как случилось непреднамеренно. | |||
* «[[Как приручить дракона]] 3» — Забияка после неудачной операции по пленению Гриммеля сама попадает в плен к нему. Однако она своей болтовней надоедает Гриммелю и тот отпускает ее. {{spoiler|Вот только Гриммель додумался проследить за ней.}} | |||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «[[Незнайка на Луне]]»: Незнайка своим «В траве сидел компьютер…» довёл компьютер космического корабля до такого состояния, что тот выключился. | * «[[Незнайка на Луне]]»: Незнайка своим «В траве сидел компьютер…» довёл компьютер космического корабля до такого состояния, что тот выключился. | ||
* | * «[[RWBY]]»: {{spoiler|Роман Торчвик}} фактически забалтывает до смерти ''сам себя'': настолько увлекся чтением яростной и циничной лекции «[[Почему ты отстой]]», что напрочь забыл о носящихся вокруг кровожадных монстрах, слетающихся на любой негатив, как мухи — и в результате был проглочен одной из тварей, привлеченной его речью. Впрочем, не будем судить его строго, у него [[Злодейский аффект|конкретно сорвало резьбу]], когда [[И у злодея есть любимые|его верную помощницу отправили за борт с эскортом из тех же монстров]]. | ||
* «[[My Little Pony: Friendship is Magic]]»: героини в редких случаях пользуются Пинки Пай в качестве орудия тяжелой артиллерии, если надо заставить кого-то выдать нужную информацию или в чем-то помочь, но на него/нее не действуют ни мирные уговоры, ни сделка. Один раз такой прием применяется по прямой схеме, когда героини пытаются разузнать почему Эпплджек не вернулась домой после конкурса в городе Додж Джанкшен. Другой раз — с прикрученным фитильком: героини попали в западню в тюрьме Тартар. Твайлайт сумела открыть заколдованную дверь, но перед этим Пинки своей клоунадой устроила прессинг Тиреку, чтобы он поделился остатком своей магии. | |||
* [[My Little Pony: Friendship is Magic]]: героини в редких случаях пользуются Пинки Пай в качестве орудия тяжелой артиллерии, если надо заставить кого-то выдать нужную информацию или в чем-то помочь, но на него/нее не действуют ни мирные уговоры, ни сделка. Один раз такой прием применяется по прямой схеме, когда героини пытаются разузнать почему Эпплджек не вернулась домой после конкурса в городе Додж Джанкшен. Другой | * [[Sonic the Hedgehog|Sonic Prime]]: Соника который попал в плен Совета Эггманов уже приготовились использовать как энергетический источник и уже поднесли зловещего вида машину, но тут ему удалось выпросить у них последнее слово которое он растянул на несколько минут при этом постоянно подмигивая Тейлзу. В самом конце его речи он уже прямо спросил Тейлза мол «Есть план?» на что получил отрицательный ответ. Он уже приготовился было умирать, но в помещение [[Прибытие кавалерии|ворвались]] Наклз и Руж о присутствии которых не знали ни Соник, ни Тейлз, Ни Эггманы. | ||
* [[Sonic the Hedgehog|Sonic Prime]]: Соника который попал в плен Совета Эггманов уже приготовились использовать как энергетический источник и уже поднесли зловещего вида машину, но тут ему удалось выпросить у них последнее слово которое он растянул на несколько минут при этом постоянно подмигивая Тейлзу. В самом конце его речи он уже прямо спросил Тейлза мол | |||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* [[Marvel Comics|Marvel]] | * [[Marvel Comics|Marvel]] — Дэдпул. Хрестоматийный пример и практически синоним тропа. Дэдпул постоянно чешет языком, смешно и не очень, в любое время, в любом месте. Доходит до смешного — некоторые суперзлодеи (или супергерои, если Пул в данный момент на стороне плохих) при виде его сразу же сдаются(а то и доплачивают ему), даже не пытаясь вступить в схватку, так как они не в силах выносить его болтовню. | ||
* [[Transmetropolitan]]: для Спайдера Иерусалима, в силу его эталонного [[Козёл|козлизма]] и жажды правды, доведение людей до белого каления, а то суицида, является милым и привычным делом. Справедливости ради, жертвы этого более чем заслуживают. | * [[Transmetropolitan]]: для Спайдера Иерусалима, в силу его эталонного [[Козёл|козлизма]] и жажды правды, доведение людей до белого каления, а то суицида, является милым и привычным делом. Справедливости ради, жертвы этого более чем заслуживают. | ||
* [[Marvel Zombies]]: в заключительной части четвёртого тома комикса вампир Морбиус провернул этот трюк с монстром, созданным сверхразумом зомби-вируса. Вампир обьявил сверхразуму, что раз тот так яростно сражается с героями, значит, он боится их. После слов Морбиуса сверхразум вируса действительно почувствовал страх, и это сделало созданного им монстра уязвимым для Лешего, чьё прикосновение испепеляет тех, кто испытывает страх. | * [[Marvel Zombies]]: в заключительной части четвёртого тома комикса вампир Морбиус провернул этот трюк с монстром, созданным сверхразумом зомби-вируса. Вампир обьявил сверхразуму, что раз тот так яростно сражается с героями, значит, он боится их. После слов Морбиуса сверхразум вируса действительно почувствовал страх, и это сделало созданного им монстра уязвимым для Лешего, чьё прикосновение испепеляет тех, кто испытывает страх. | ||
* Wildstorm — Фишка злодея ТАО (Тактически Аугментированного Организма). Благодаря своему сверхинтеллекту, он может заболтать любого и заставить его как поконичить с собой, так и сделать то что ему нужно и даже отправить в кататоническое состояние. И все это только словами. В итоге ему вырезали язык… И он продолжил забалтывать жестами и мимикой. | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Deus Ex]] | * [[Deus Ex]] — в ходе игры есть возможность узнать кодовую фразу, при произношении которой Гюнтер (являющийся боевым [[киборг]]ом) самоуничтожается; что примечательно, перед смертью он на эту фразу отвечает «Я — не машина!» | ||
** Аналогичным образом можно ликвидировать и второго механического киборга, Анну Наварре. | ** Аналогичным образом можно ликвидировать и второго механического киборга, Анну Наварре. | ||
* [[Mass Effect]] обожает этот троп: что в первой, что в третьей части можно заболтать до смерти главного антагониста. | * [[Mass Effect]] обожает этот троп: что в первой, что в третьей части можно заболтать до смерти главного антагониста. | ||
* Серия [[Fallout]] | ** Во второй это невозможно просто потому, что финальный босс не разговаривает (недостроенный Жнец). Зато с более мелкими противниками — случается… | ||
** [[Fallout]] | ** В третьей части то же самое Шепард делает с клоном в DLC «Цитадель». | ||
** [[Fallout 2]] | * Серия [[Fallout]]. | ||
** [[Fallout 3]] | ** [[Fallout]] — такое можно провернуть с Мастером, доказав что супермутанты бесплодны, а значит, его мечты о дивном новом мире пойдут прахом. | ||
** [[Fallout 4]], Nuka- | ** [[Fallout 2]] — если ответить Стражу Моста вопросом на вопрос, тот завопит: «Не знаю!» и покончит с собой. Отсылка к «Монти Пайтон и Священный Грааль». | ||
* [[Arcanum]] | ** [[Fallout 3]] — При высоком значении интеллекта можно заставить совершить самоубийство {{spoiler|президента Джона Генри Эдема. Попутно ещё и база Анклава Рэйвен-Рок взлетит на воздух.}} | ||
* [[Planescape: Torment]] | ** [[Fallout 4]], Nuka-World — Освальд Шокирующий может случайно заболтать Выжившего, потому что как Светящийся он излучает мощную радиацию и если разговаривать с ним без защиты и нахватавшись облучения во время разборок в парке, можно загнуться во время диалога. | ||
* [[Neverwinter Nights/Neverwinter Nights: Hordes of the Underdark|Neverwinter Nights: Hordes of the Underdark]] | * Fear & Hunger: | ||
* [[Star Wars|Star Wars:]] [[Star Wars: Knights of the Old Republic|Knights of the Old Republic]] [[Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords|2: The Sith Lords]] | ** [[Fear & Hunger]] — с противниками можно разговаривать прямо во время боя, что может возыметь довольно непредсказуемый эффект и очень неожиданно повернуть бой в вашу пользу. Начнёте молить о пощаде повелителя мух — он встанет в ступор и будет бездействовать следующий ход, правильно ответите на вопросы Вальтеила — он получит кучу урона из ниоткуда, расскажете зомби о том, что он зомби — он тут же развалится. Некоторых врагов так даже можно убедить перейти на вашу сторону и заиметь в отряд. | ||
* [[Vampire: The Masquerade – Bloodlines]] | ** [[Fear & Hunger 2: Termina]] — тут возможность разговаривать не только никуда не делась, но ещё и получила новые фичи: теперь есть целых два навыка, позволяющие говорить с врагами особым образом и вызывать у них разные эмоции, что влияет на их поведение в бою. Например, разозлившийся враг начнёт бить сильнее, но просядет в точности, напуганный будет стоять столбом от страха несколько ходов и т. д. | ||
* [[Might and | *** Буквальный пример — правильными репликами можно заставить [[Свинья-страшилка|Мерзкого]] надышаться собственными химикатами и упасть замертво. | ||
* [[The Witcher 2]] | * [[Arcanum]] — победить главгада может и мастер болтологии. | ||
* [[The Witcher 3: Wild Hunt]] | * [[Planescape: Torment]] — при прокачанном почти до максимума интеллекте, либо мудрости, либо харизме главгада можно уговорить слиться с героем воедино и прекратить бесчинства. | ||
* Shadowrun Hong | ** В ходе игры можно прочитать историю про некоего мастера риторики и логики, который доказал своему собеседнику, что того не может существовать, и тот растворился в воздухе. | ||
* [[Neverwinter Nights/Neverwinter Nights: Hordes of the Underdark|Neverwinter Nights: Hordes of the Underdark]] — используя истинное имя архидьявола Мефистофеля, можно приказать ему умереть; также можно приказать архидьяволу убираться в Ад и никогда не возвращаться. Или стать вашим лакеем. | |||
* [[Star Wars|Star Wars:]] [[Star Wars: Knights of the Old Republic|Knights of the Old Republic]] [[Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords|2: The Sith Lords]] — Дарт Зион непобедим физически, но на него можно нагнать депрессняк, от которого он буквально рассыплется, ибо жизнь в нём поддерживает ненависть. | |||
* [[Vampire: The Masquerade – Bloodlines]] — имея прокачанный навык убеждения, можно убедить Южного Мясника отказаться от его планов стать вигилантом — его семья отомщена, и она бы не одобрила его выбор. | |||
* [[Might and Magic X: Legacy]] — вообще-то эта игра не может похвастаться развлетвлённым сюжетом, но тёмноэльфийского лорда Салвина можно заболтать до смерти — [[бронебойный ответ|одна короткая фраза]] и он задумывается над смыслом жизни, своим поведением и решает зарезаться. | |||
* [[The Witcher 2]] — до смерти можно заболтать голема в магическом подземелье. | |||
* [[The Witcher 3: Wild Hunt]] — [[с прикрученным фитильком]]. На соревнованиях по кулачному бою в Туссенте будет боец, который перед боем будет декларировать ехидные стишки в адрес Геральта. Если [https://youtu.be/Np1Ek4OqGSw укатать его на словах], он обалдеет и признает победу ведьмака без боя. | |||
* Shadowrun Hong Kong — в финале вполне реально, если знать порядки Королей Йама и их законы, уболтать Цянь Я покинуть наш мир. Точно так же можно не вытаскивать сходу оружие, а поболтать и приобрести в команду гуля-самурая Гайчу. А вот в случае с вампиршей придется сначала ее забороть и лишь затем она пойдет на переговоры — продолжать бой или поговорить на ваше усмотрение. | |||
* В серии Monkey Island фитилек прикручен: чтобы доказать пиратам свою пригодность для вступления в их команду, Гайбрашу придется победить в дуэли на мечах всех местных бойцов — а преимущество в дуэли там берет тот, кто лучше умеет язвить в лицо противнику. Это подсвечивает и мастер-мечник, который будет учить Гайбраша основам боя (и который сам и заметит, что «дуэль на мечах — как занятие любовью: важно не то, что ты делаешь, а что ты при этом говоришь»). В последующих частях франшизы забалтывание до полной победы начинает встречаться повсеместно. | |||
* [[Icewind Dale II]] — в какой-то момент, герои встречают гелугона (насекомоподобного дьявола-баатезу) и его приспешников. Гелугон с усмешкой спросит героев, знают ли они, кто он такой. Персонаж с высоким уровнем знания может устроить на эту тему целую лекцию — он расскажет, кто такие гелугоны; какое они занимают место в иерархии баатезу; о том, как они становятся дьяволами бездны, и что они должны для этого сделать. Гелугон будет восхищён вашими познаниями об обитателях преисподней, и мирно уйдёт вместе с прихвостнями. | |||
* [[The Elder Scrolls V: Skyrim]] — по сути, это и есть принцип речи драконов и драконорождённых: закричать до смерти. | |||
** [[The Elder Scrolls]]. «Выкуп за Зарека», внутриигровая книга в нескольких частях. Один маленький мальчик победил трёх здоровенных нордов-разбойников исключительно словами. | |||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* [[Fate/Stay Night]] | * [[Fate/Stay Night]] — в Unlimited Blade Works Широ бьется с Арчером, сопровождая бой философским диалогом. Именно когда Широ удаётся обосновать свой идеал, Арчер пропускает удар. | ||
** А ещё обменом воспоминаниями из-за эффекта резонанса. | |||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
Строка 121: | Строка 127: | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Инверсия с самоубийцами, которые хотят покончить с собой на глазах у всех. Полицейские и психологи стараются убедить самоубийцу, чтобы он не делал этого. Короче | * Инверсия с самоубийцами, которые хотят покончить с собой на глазах у всех. Полицейские и психологи стараются убедить самоубийцу, чтобы он не делал этого. Короче говоря — они '''забалтывают его до жизни'''. | ||
{{Nav/Смерть}} | {{Nav/Смерть}} | ||
{{Nav/Штампы}} | {{Nav/Штампы}} |
Версия 21:22, 2 сентября 2024
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Talking the Monster to Death. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Смертельный удар нанесён тяжёлым тупым предметом, предположительно вопросом. | » |
— Фольклор |
(link)
НаглядноГерой/злодей прижат к стене, загнан в угол, обезоружен и, возможно, даже связан. Казалось бы, конец известен — впереди только сырая могила. Ан нет! Герой/злодей открывает рот и начинает философский спич на тему… ну, неважно, на какую, важно, что по итогам дискуссии противник либо предпочитает сам убиться об стену, либо за время дискуссии подскакивает кавалерия, которая ему в этом помогает.
Скажете, неправдоподобно? Зато прикольно, поэтому забалтывание до смерти довольно часто встречается в литературе и компьютерных играх.
Более серьёзная разновидность этого тропа — когда речь героя подвигает злодея на поворот кругом, и тот, осознав, что натворил, предпочитает убить себя об стену, понимая, что искупить все свои злодейства уже не сможет.
Менее строгий вариант — речь персонажа подвигает противника на поворот кругом, но тот не убивает себя об стену, а просто отпускает героев/складывает оружие/исчезает в тумане/не вытерпев болтовни, выдает нужную информацию во время допроса.
Примеры
Литература
- «Троецарствие»: Чжугэ Лян один раз довел вражеского полководца до инсульта своим языком. В более мягкой форме он провернул номер ещё несколько раз, в частности уговорил Чжоу Юя выступить против Цао Цао и объяснил конфуцианцам из У, почему они отстой.
- Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — Швейк такое вполне может. Фельдфебель Насакло, натурально вывихнувший себе мозг в процессе выслушивания байки про железнодорожников и паровоз № 4268, подтверждает. И это ведь он её даже до конца не дослушал! Читателя это тоже ждёт.
- «Хоббит» Дж. Р. Р. Толкина: вовремя подбрасывая реплики, Гэндальф заставляет троллей спорить до рассвета, который превращает их в камень.
- Дуглас Адамс, «Ресторан „У конца Вселенной“» — робот Марвин своим рассказом о том, как его, такого маленького и беспомощного, люди заставили противостоять гигантскому, вооружённому до зубов Разведовательному роботу класса Г, вызывают у последнего приступ такой ярости, что тот, выплёскивая её, громит ракетами всё в комнате… а под конец уничтожает стеклянный мост, на котором сам же и стоял.
- В романе Стивена Кинга «Колдун и кристалл» (цикл «Тёмная Башня») герою удается абсурдистскими загадками довести до ручки сумасшедший искусственный интеллект поезда-монорельса.
- Сидни Шелдон, «Истинное лицо»: врач-психотерапевт в неравном поединке с офигенно крутым, но имеющим проблемы с психикой мафиозным боссом подробно рассказывает ему почему он отстой и этим доводит его до безумия и гибели. В итоге получается плохой хороший конец:
« | — Я собираюсь влепить вам в живот, доктор. Вы будете умирать немного дольше, но зато у вас будет время, чтобы побеспокоиться об Анне. |
» |
— . |
- «Сага о Форкосиганах» — с прикрученным фитильком. У Майлза наблюдается необычная реакция на фаст-пенту (местную «сыворотку правды»). Вместо ответов на вопросы он выдаёт поток сознания. До смерти заболтать пленителей не получилось, но достать их до белого каления и убедить, что дальнейший допрос бессмыслен — вполне.
- «Видеть звёзды»: Гигантский Орёл охотился таким образом, заговаривая жертву до потери сознания, чтобы избежать потенциального сопротивления. Тайлон, обладая не менее подвешенным языком, заболтал до потери сознания Гигантского Орла, в результате чего Орёл, отойдя от стресса, был вынужден переключиться на менее вкусных, но зато не разговаривающих лошадей, сильно задержав погоню за Тайлоном. Впоследствии Орёл чуть не отомстил за унижение, почти заболтав (и, следовательно, едва не склевав) самого Тайлона.
- К. Соловьёв «Геносказка»: именно то, что сказано. Гензель ухитрился именно что заболтать людоеда, перерабатывающего людей на варенье, практически до смерти: сын Карла, страдающий от недостатка общения, слушал сказки Гензеля до тех пор, пока гипогликемия не оказалась слишком сильна — а после этого пленники сравнительно легко смогли одолеть людоеда..
- Михаил Успенский, «Там, где нас нет»: Соломон объяснил напавшим на него четверым бандитам, что всё в жизни суета, и не стоит продлевать бесполезную жизнь в этой юдоли скорби. Впечатлившись, благодарные слушатели попарно пронзили друг друга копьями.
- В финале «Время оно» протагонист, по сути, выполнил свой главный квест путём забалтывания: императором Вавилона станет тот, кто положит на Вавилонскую башню последний кирпич. «Теперь они или будут день и ночь следить друг за дружкой, и башня никогда не будет завершена, или насуют на неё столько кирпичей, что она рухнет».
- Алан Глинн, «Области тьмы» — с прикрученным фитильком: под действием НДТ главный герой убалтывает хоть и не до смерти, но очаровать кого угодно способен без проблем.
- Шутки ради у Белянина в «Джек сумасшедший король» — Вилкинс (ученик колдуна Лагуна-сумасброда) сумел за пару часов так вынести мозг чудовищному псу Карсаку, что тот скрылся навеки. И до сих пор с ужасом вспоминает собеседника.
- Питер Бигль, «Песнь Трактирщика» — одна из героинь, столкнувшись с убийцей и будучи им тяжело ранена — играет на его любопытстве и начинает длинный рассказ о истории её родового меча и смысле гравировки «украл — женись» на лезвии. И вот когда она доходит до самого интересного места… То прерывает рассказ и наносит заслушавшемуся убийце смертельный удар, напоследок раскрыв что историю она только что выдумала, а меч просто купила у старьевщика.
- «К оружию! К оружию!». С фитильком: Гаспод сумел таким вот образом прогнать Квирка из штаб-квартиры Ночной Стражи.
- Тоже с фитильком: «Умение вертеть людским самолюбием — это тоже искусство, и Лю-Цзе стал в нём настоящим мастером». Именно словами он довёл Ронни Соака до того, что тот вернулся как Каос, Пятый Всадник, и выступил против Аудиторов.
- «Принц быстрого реагирования» (Джон Мур). С фитильком, поскольку Принц очень остроумно и просто вынудил уйти Чёрного Рыцаря.
Кино
- «Отроки во вселенной»: герои применяют детскую загадку «А и Б сидели на трубе» против роботов-исполнителей, у которых от попыток разгадать её происходит крах системы. А вот у роботов-вершителей этот баг пофиксен («Осталась ваша буква „И“!»). Скорее всего, причина в том, что каждый исполнитель — просто ходячая и говорящая запрограммированная вещь, а вот каждый вершитель — что-то вроде Скайнет в миниатюре, то есть тоже вещь, но «ведёт сам себя». Другими словами, у исполнителей — ни разума, ни духа, и оттого ни ума, ни фантазии; а вот у вершителей разум-то вырос, а духом и не пахнет.
Телесериалы
- Зена, королева воинов: хитрая Габриэль такое умеет. Заявила врагам, что сразится с лучшим из них, а те и поубивали друг друга в споре, кто из них лучший… По сути, воспользовалась шуточным советом Зены применять свою болтливость в боевых целях.
- «Ералаш», скетч «Роковая встреча» (см. видеоиллюстрацию) — три слова: «Может, мне лечиться?».
Мультфильмы
- «Полёт драконов» — когда Питер Дикинсон сталкивается лицом к лицу со злым чародеем Оммадоном, тот пытается запугать героя, бравируя своей необычайно магической силой. Однако Питер ничуть не устрашился и спокойно начал объяснять колдуну, что магия противоречит научным данным, а следовательно, её не существует. Не выдержав потока информации, Омаддон сначала лишился своей магической силы, а потом скончался.
- «Ух ты, говорящая рыба!» — как бы не кодификатор! Герой в буквальном смысле забалтывает до смерти «доброго волшебника» Ээха. Который, на секундочку, считал забалтывание своим коньком — 220 в наличии. Режиссёр этого мульта, незабвенный и очень напрасно покойный Роберт Аршавирович Саакянц вообще любил этот троп. В более лайтовых вариантах показано в таких вещах, как «Кто расскажет небылицу?» и «Ишь ты, Масленица!».
- В советском мультике «Всё наоборот» главный герой, ослёнок, забалтывает до смерти (скорее всего) крокодила.
- «Как грибы с горохом воевали» — царь Горох лихо забалтывает считавшего себя мудрецом Валуя, так что тот, признав поражение, валится с крыльца собственного дома.
- Как показала советская мультипликация, до (полу)смерти можно заболтать, даже если речь состоит лишь из смеха. Мультфильм «Весёлый старичок» — тому пример. А ведь троп основан на всего одном четверостишии Д. Хармса: «Раз увидев паука/ Страшно испугался,/ Но схватившись за бока/ Громко рассмеялся». Продолжения сюжетной линии у автора не было. Зато создатели мультфильма отожгли по полной — страшного изначально паука к концу было реально жалко.
- В наше время троп тоже действует. «Иван Царевич и Серый волк» — герои попадают в плен к Кощею, который привык забалтывать своих гостей до смерти, но в паре сами забалтывают его (правда не до смерти — Кощей бессмертен). Немножко от упомянутого ниже Высоцкого, немножко от упомянутого здесь же Саакянца, немножко актуальной повсеместно рекурсии, да и правило 220 вольт никто не отменял.
- Кстати, Кощей в этом мультфильме — ничто иное, как карикатура на Э. Радзинского: «Я люблю историю — и люблю рассказывать разные истории!»
- «Шрек третий» — Пиноккио болтал что-то несвязное в надежде не выдать Принцу Чармингу местонахождение Шрека, Пряничный человечек тем временем также несвязно пел. Такой прессинг с трудом терпят три поросёнка и Волк. В итоге не выдерживает один из поросят. С прикрученным фитильком, так как случилось непреднамеренно.
- «Как приручить дракона 3» — Забияка после неудачной операции по пленению Гриммеля сама попадает в плен к нему. Однако она своей болтовней надоедает Гриммелю и тот отпускает ее. Вот только Гриммель додумался проследить за ней.
Мультсериалы
- «Незнайка на Луне»: Незнайка своим «В траве сидел компьютер…» довёл компьютер космического корабля до такого состояния, что тот выключился.
- «RWBY»: Роман Торчвик фактически забалтывает до смерти сам себя: настолько увлекся чтением яростной и циничной лекции «Почему ты отстой», что напрочь забыл о носящихся вокруг кровожадных монстрах, слетающихся на любой негатив, как мухи — и в результате был проглочен одной из тварей, привлеченной его речью. Впрочем, не будем судить его строго, у него конкретно сорвало резьбу, когда его верную помощницу отправили за борт с эскортом из тех же монстров.
- «My Little Pony: Friendship is Magic»: героини в редких случаях пользуются Пинки Пай в качестве орудия тяжелой артиллерии, если надо заставить кого-то выдать нужную информацию или в чем-то помочь, но на него/нее не действуют ни мирные уговоры, ни сделка. Один раз такой прием применяется по прямой схеме, когда героини пытаются разузнать почему Эпплджек не вернулась домой после конкурса в городе Додж Джанкшен. Другой раз — с прикрученным фитильком: героини попали в западню в тюрьме Тартар. Твайлайт сумела открыть заколдованную дверь, но перед этим Пинки своей клоунадой устроила прессинг Тиреку, чтобы он поделился остатком своей магии.
- Sonic Prime: Соника который попал в плен Совета Эггманов уже приготовились использовать как энергетический источник и уже поднесли зловещего вида машину, но тут ему удалось выпросить у них последнее слово которое он растянул на несколько минут при этом постоянно подмигивая Тейлзу. В самом конце его речи он уже прямо спросил Тейлза мол «Есть план?» на что получил отрицательный ответ. Он уже приготовился было умирать, но в помещение ворвались Наклз и Руж о присутствии которых не знали ни Соник, ни Тейлз, Ни Эггманы.
Комиксы
- Marvel — Дэдпул. Хрестоматийный пример и практически синоним тропа. Дэдпул постоянно чешет языком, смешно и не очень, в любое время, в любом месте. Доходит до смешного — некоторые суперзлодеи (или супергерои, если Пул в данный момент на стороне плохих) при виде его сразу же сдаются(а то и доплачивают ему), даже не пытаясь вступить в схватку, так как они не в силах выносить его болтовню.
- Transmetropolitan: для Спайдера Иерусалима, в силу его эталонного козлизма и жажды правды, доведение людей до белого каления, а то суицида, является милым и привычным делом. Справедливости ради, жертвы этого более чем заслуживают.
- Marvel Zombies: в заключительной части четвёртого тома комикса вампир Морбиус провернул этот трюк с монстром, созданным сверхразумом зомби-вируса. Вампир обьявил сверхразуму, что раз тот так яростно сражается с героями, значит, он боится их. После слов Морбиуса сверхразум вируса действительно почувствовал страх, и это сделало созданного им монстра уязвимым для Лешего, чьё прикосновение испепеляет тех, кто испытывает страх.
- Wildstorm — Фишка злодея ТАО (Тактически Аугментированного Организма). Благодаря своему сверхинтеллекту, он может заболтать любого и заставить его как поконичить с собой, так и сделать то что ему нужно и даже отправить в кататоническое состояние. И все это только словами. В итоге ему вырезали язык… И он продолжил забалтывать жестами и мимикой.
Видеоигры
- Deus Ex — в ходе игры есть возможность узнать кодовую фразу, при произношении которой Гюнтер (являющийся боевым киборгом) самоуничтожается; что примечательно, перед смертью он на эту фразу отвечает «Я — не машина!»
- Аналогичным образом можно ликвидировать и второго механического киборга, Анну Наварре.
- Mass Effect обожает этот троп: что в первой, что в третьей части можно заболтать до смерти главного антагониста.
- Во второй это невозможно просто потому, что финальный босс не разговаривает (недостроенный Жнец). Зато с более мелкими противниками — случается…
- В третьей части то же самое Шепард делает с клоном в DLC «Цитадель».
- Серия Fallout.
- Fallout — такое можно провернуть с Мастером, доказав что супермутанты бесплодны, а значит, его мечты о дивном новом мире пойдут прахом.
- Fallout 2 — если ответить Стражу Моста вопросом на вопрос, тот завопит: «Не знаю!» и покончит с собой. Отсылка к «Монти Пайтон и Священный Грааль».
- Fallout 3 — При высоком значении интеллекта можно заставить совершить самоубийство президента Джона Генри Эдема. Попутно ещё и база Анклава Рэйвен-Рок взлетит на воздух.
- Fallout 4, Nuka-World — Освальд Шокирующий может случайно заболтать Выжившего, потому что как Светящийся он излучает мощную радиацию и если разговаривать с ним без защиты и нахватавшись облучения во время разборок в парке, можно загнуться во время диалога.
- Fear & Hunger:
- Fear & Hunger — с противниками можно разговаривать прямо во время боя, что может возыметь довольно непредсказуемый эффект и очень неожиданно повернуть бой в вашу пользу. Начнёте молить о пощаде повелителя мух — он встанет в ступор и будет бездействовать следующий ход, правильно ответите на вопросы Вальтеила — он получит кучу урона из ниоткуда, расскажете зомби о том, что он зомби — он тут же развалится. Некоторых врагов так даже можно убедить перейти на вашу сторону и заиметь в отряд.
- Fear & Hunger 2: Termina — тут возможность разговаривать не только никуда не делась, но ещё и получила новые фичи: теперь есть целых два навыка, позволяющие говорить с врагами особым образом и вызывать у них разные эмоции, что влияет на их поведение в бою. Например, разозлившийся враг начнёт бить сильнее, но просядет в точности, напуганный будет стоять столбом от страха несколько ходов и т. д.
- Буквальный пример — правильными репликами можно заставить Мерзкого надышаться собственными химикатами и упасть замертво.
- Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — победить главгада может и мастер болтологии.
- Planescape: Torment — при прокачанном почти до максимума интеллекте, либо мудрости, либо харизме главгада можно уговорить слиться с героем воедино и прекратить бесчинства.
- В ходе игры можно прочитать историю про некоего мастера риторики и логики, который доказал своему собеседнику, что того не может существовать, и тот растворился в воздухе.
- Neverwinter Nights: Hordes of the Underdark — используя истинное имя архидьявола Мефистофеля, можно приказать ему умереть; также можно приказать архидьяволу убираться в Ад и никогда не возвращаться. Или стать вашим лакеем.
- Star Wars: Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords — Дарт Зион непобедим физически, но на него можно нагнать депрессняк, от которого он буквально рассыплется, ибо жизнь в нём поддерживает ненависть.
- Vampire: The Masquerade – Bloodlines — имея прокачанный навык убеждения, можно убедить Южного Мясника отказаться от его планов стать вигилантом — его семья отомщена, и она бы не одобрила его выбор.
- Might and Magic X: Legacy — вообще-то эта игра не может похвастаться развлетвлённым сюжетом, но тёмноэльфийского лорда Салвина можно заболтать до смерти — одна короткая фраза и он задумывается над смыслом жизни, своим поведением и решает зарезаться.
- Ведьмак 2: Убийцы королей — до смерти можно заболтать голема в магическом подземелье.
- The Witcher 3: Wild Hunt — с прикрученным фитильком. На соревнованиях по кулачному бою в Туссенте будет боец, который перед боем будет декларировать ехидные стишки в адрес Геральта. Если укатать его на словах, он обалдеет и признает победу ведьмака без боя.
- Shadowrun Hong Kong — в финале вполне реально, если знать порядки Королей Йама и их законы, уболтать Цянь Я покинуть наш мир. Точно так же можно не вытаскивать сходу оружие, а поболтать и приобрести в команду гуля-самурая Гайчу. А вот в случае с вампиршей придется сначала ее забороть и лишь затем она пойдет на переговоры — продолжать бой или поговорить на ваше усмотрение.
- В серии Monkey Island фитилек прикручен: чтобы доказать пиратам свою пригодность для вступления в их команду, Гайбрашу придется победить в дуэли на мечах всех местных бойцов — а преимущество в дуэли там берет тот, кто лучше умеет язвить в лицо противнику. Это подсвечивает и мастер-мечник, который будет учить Гайбраша основам боя (и который сам и заметит, что «дуэль на мечах — как занятие любовью: важно не то, что ты делаешь, а что ты при этом говоришь»). В последующих частях франшизы забалтывание до полной победы начинает встречаться повсеместно.
- Icewind Dale II — в какой-то момент, герои встречают гелугона (насекомоподобного дьявола-баатезу) и его приспешников. Гелугон с усмешкой спросит героев, знают ли они, кто он такой. Персонаж с высоким уровнем знания может устроить на эту тему целую лекцию — он расскажет, кто такие гелугоны; какое они занимают место в иерархии баатезу; о том, как они становятся дьяволами бездны, и что они должны для этого сделать. Гелугон будет восхищён вашими познаниями об обитателях преисподней, и мирно уйдёт вместе с прихвостнями.
- The Elder Scrolls V: Skyrim — по сути, это и есть принцип речи драконов и драконорождённых: закричать до смерти.
- The Elder Scrolls. «Выкуп за Зарека», внутриигровая книга в нескольких частях. Один маленький мальчик победил трёх здоровенных нордов-разбойников исключительно словами.
Визуальные романы
- Fate/Stay Night — в Unlimited Blade Works Широ бьется с Арчером, сопровождая бой философским диалогом. Именно когда Широ удаётся обосновать свой идеал, Арчер пропускает удар.
- А ещё обменом воспоминаниями из-за эффекта резонанса.
Музыка
- Владимир Высоцкий, «Сказка о несчастных лесных жителях»:
« | Но Иван себя не помнит: |
» |
— . |
Реальная жизнь
- Инверсия с самоубийцами, которые хотят покончить с собой на глазах у всех. Полицейские и психологи стараются убедить самоубийцу, чтобы он не делал этого. Короче говоря — они забалтывают его до жизни.