Не убий: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «{{TVTropes|ThouShaltNotKill|Thou Shalt Not Kill}} {{Q|'''Шан Цун:''' А теперь ДОБЕЙ ЕГО!<br />'''Джонни Кейдж:''' В каком смысле «добей»?.. Убить… насмерть?<br />'''Шан Цун:''' Да. Убей! <br />'''Джонни Кейдж:''' Э, нет! Тут какое-то недоразумение. Я не убийца! Никого убивать не буду.|Девятый выпуск Mor...»)
Строка 2: Строка 2:


{{Q|'''Шан Цун:''' А теперь ДОБЕЙ ЕГО!<br />'''Джонни Кейдж:''' В каком смысле «добей»?.. Убить… насмерть?<br />'''Шан Цун:''' Да. Убей! <br />'''Джонни Кейдж:''' Э, нет! Тут какое-то недоразумение. Я не убийца! Никого убивать не буду.|Девятый выпуск Mortal Kombat (2011—2013)}}
{{Q|'''Шан Цун:''' А теперь ДОБЕЙ ЕГО!<br />'''Джонни Кейдж:''' В каком смысле «добей»?.. Убить… насмерть?<br />'''Шан Цун:''' Да. Убей! <br />'''Джонни Кейдж:''' Э, нет! Тут какое-то недоразумение. Я не убийца! Никого убивать не буду.|Девятый выпуск Mortal Kombat (2011—2013)}}
{{Q|Всем известно: у него обет такой — не убивать.|«[[Трудно быть богом]]». Злодеи уверены в своей безнаказанности}}
{{Q|Я никого не убиваю!|Флэш}}
[[Кодекс комиксов]] и [[Система_рейтингов_для_кинофильмов|система рейтингов]] — две причины, по которым герои массовой культуры, особенно [[комикс]]ов и комиксовых [[Экранизация|экранизаций]], избегают убийства. На определенном уровне это логично — [[герой]] не берет на себя миссию прокурора, судьи и палача, он только доставляет перевязанного ленточкой преступника под дверь тюрьмы. Но в ряде случаев это доходило до фарса — см. [[иммунитет Джокера]].
{{Q|Я дал клятву никого не убивать!|Капитан Марвел}}
{{Q|Всем известно: у него обет такой — не убивать.|«[[Трудно быть богом]]». Злодеи уверены в своей безнаказанности}}
[[Кодекс комиксов]] и [[Система_рейтингов_для_кинофильмов|система рейтингов]] две причины, по которым герои массовой культуры, особенно [[комикс]]ов и комиксовых [[Экранизация|экранизаций]], избегают убийства. На определенном уровне это логично — [[герой]] не берет на себя миссию прокурора, судьи и палача, он только доставляет перевязанного ленточкой преступника под дверь тюрьмы. Но в ряде случаев это доходило до фарса — см. [[иммунитет Джокера]].


Кодекс комиксов отжил свое, и его правила выполняются скорее по привычке. А вот система рейтингов весьма актуальна. Считается, что основную кассу кинематографу делают подростки, поэтому режиссеры из кожи вон лезут, чтобы не попасть в рейтинг NC-17. Может, в этом и есть сермяжная правда: «Каратель» 2009 года, снятый в стилистике «кровь-кишки», кассы не сделал, а «Мстители» 2012 года, где за 79 минут чистого действия не пролилось ни капли крови — сделали. Хотя с выходом «Дэдпула» в 2016 многое изменилось — внезапно фильм с рейтингом R принёс огромные деньги, и кинематограф стал менее осторожно относиться к жестокости. Но тут скорее дело в невероятно агрессивной маркетинговой компании, чем самом фильме.
Кодекс комиксов отжил свое, и его правила выполняются скорее по привычке. А вот система рейтингов весьма актуальна. Считается, что основную кассу кинематографу делают подростки, поэтому режиссеры из кожи вон лезут, чтобы не попасть в рейтинг NC-17. Может, в этом и есть сермяжная правда: «Каратель» 2009 года, снятый в стилистике «кровь-кишки», кассы не сделал, а «Мстители» 2012 года, где за 79 минут чистого действия не пролилось ни капли крови — сделали. Хотя с выходом «Дэдпула» в 2016 многое изменилось — внезапно фильм с рейтингом R принёс огромные деньги, и кинематограф стал менее осторожно относиться к жестокости. Но тут скорее дело в невероятно агрессивной маркетинговой компании, чем самом фильме.


Но не было счастья — несчастье помогло: запрет на кровопролитие послужил к развитию и углублению образов героев за счет внутреннего конфликта «не убий» vs «око за око». В самом деле, что делать со злодеем, который не имеет ни совести, ни сострадания, и вряд ли приобретет их в тюрьме? Не говоря уже о том, что в тюрьме тоже люди живут, и отправлять к ним такого типа как-то даже жестоко. Сказать «[[Иди, и боле не греши]]»? Невозможно. Но, с другой стороны, убив злодея, ты [[моральный горизонт событий|переступишь черту]] и [[Если ты его убьёшь, ты будешь как он|станешь таким же, как он]]…
Но не было счастья — несчастье помогло: запрет на кровопролитие послужил к развитию и углублению образов героев за счет внутреннего конфликта «не убий» vs «око за око». В самом деле, что делать со злодеем, который не имеет ни совести, ни сострадания, и вряд ли приобретет их в тюрьме? Не говоря уже о том, что в тюрьме тоже люди живут, и отправлять к ним такого типа как-то даже жестоко. Сказать «[[Иди, и боле не греши]]»? Невозможно. Но, с другой стороны, убив злодея, ты [[моральный горизонт событий|переступишь черту]] и [[Если ты его убьёшь, ты будешь как он|станешь таким же, как он]]…  


Хорошим способом решения дилеммы долгое время была [[смерть от кармы]]. Но она приелась. Персонаж-[[технический пацифист]] может избить и искалечить злодея и надеяться, что, если ему не поможет [[оздоровительная порка]], то [[жестокое милосердие]] лишит его возможности злодействовать дальше. Может прийти на выручку и [[Грязные дела делают злодеи|злодей-спаситель]].
Хорошим способом решения дилеммы долгое время была [[смерть от кармы]]. Но она приелась. Персонаж-[[технический пацифист]] может избить и искалечить злодея и надеяться, что, если ему не поможет [[оздоровительная порка]], то [[жестокое милосердие]] лишит его возможности злодействовать дальше. Может прийти на выручку и [[Грязные дела делают злодеи|злодей-спаситель]].  
* В фэнтзийном сеттинге можно изолировать злодея в карманном измерении/стазис-поле, заточить (в кувшин, как [[Aladdin|поступили с Джаффаром]] в диснеевском мультфильме), или вообще превратить в камень/статую (с сохранением сознания, [[Сарказм|ради пущего воспитательного эффекта]]. Недостаток: освободившись злодей продолжит нести вред если не герою, то простым людям. Да и покалеченный до полной инвалидности супостат, коего гуманнее добить, может вызвать у читателя/зрителя [[Что за фигня, герой?|вопросы]]. Ну или стать мозговым центром злодейской организации — отомстить лично уже не получится, но хотя бы посоветовать чего коллегам.
* В фэнтзийном сеттинге можно изолировать злодея в карманном измерении/стазис-поле, заточить (в кувшин, как [[Aladdin|поступили с Джаффаром]] в диснеевском мультфильме), или вообще превратить в камень/статую (с сохранением сознания, [[Сарказм|ради пущего воспитательного эффекта]]. Недостаток: освободившись злодей продолжит нести вред если не герою, то простым людям. Да и покалеченный до полной инвалидности супостат, коего гуманнее добить, может вызвать у читателя/зрителя [[Что за фигня, герой?|вопросы]]. Ну или стать мозговым центром злодейской организации - отомстить лично уже не получится, но хотя бы посоветовать чего коллегам.


Кстати, та самая [[Библия|ветхозаветная]] [[кодификатор|заповедь]] скорее запрещает не любой отъём жизни, а ''преступное'' убийство. Убийство при самообороне, смертная казнь, убийство на справедливой войне [[за алтари и очаги|на правильной стороне]], даже, возможно, эвтаназия (в конце концов, Ветхий Завет не осуждает убийство своих тяжело раненых бойцов, но и не упоминает об этом явлении вовсе) и тем более забой скота под эту заповедь не подпадают. По-прежнему считаются ''грехом'' и требуют покаяния — но не считаются ''преступлением'' и не требуют наказания. Более того, в Ветхом Завете прямо предписывается за определенные преступления предавать смерти. А в католическом богословии эта заповедь толкуется, например, [http://catholic.tomsk.ru/catechism/0322.htm#s5 так]
Кстати, та самая [[Библия|ветхозаветная]] [[кодификатор|заповедь]] скорее запрещает не любое убийство, а преступное убийство. Убийство при самообороне, смертная казнь, убийство на справедливой войне на правильной стороне, даже, возможно, эвтаназия (в конце концов, Ветхий завет не осуждает убийство своих тяжело раненых бойцов, но и не упоминает об этом явлении вовсе) под эту заповедь не подпадают. Более того, в Ветхом завете прямо предписывается за определенные грехи предавать смерти. А в католическом богословии эта заповедь толкуется, например, [http://catholic.tomsk.ru/catechism/0322.htm#s5 так]


== Примеры ==
== Примеры ==
=== Комплексные франшизы ===
* [[BIONICLE]] — кодекс чести Тоа запрещает им убивать. Если они не принуждены к этому обстоятельствами (подразумевалось, крайними). Однако автору правки не вспоминается ни один случай, чтобы такие обстоятельства наступили (по мнению Тоа).


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Кулак дракона» (1979) с молодым Джеки Чаном. Бандиты обманом заставили протагониста работать на себя. Он выколачивает для них долги, помогает им заниматься рэкетом и усмирять конкурирующие кланы — но при этом не соглашается никого убивать.
* «Кулак дракона» (1979) с молодым Джеки Чаном. Бандиты обманом заставили протагониста работать на себя. Он выколачивает для них долги, помогает им заниматься рэкетом и усмирять конкурирующие кланы — но при этом не соглашается никого убивать.
** В финале [[субверсия]]: когда он узнал детали обмана — всё же убил главаря этих бандитов и нескольких его приспешников.
** В финале [[субверсия]]: когда он узнал детали обмана — всё же убил главаря этих бандитов и нескольких его приспешников.
** Почему-то некоторые не знающие матчасти личности иногда говорят, что «герои Джеки Чана в фильмах никогда не убивают». Это грубейшая ошибка. Даже если не брать фильм «Рука смерти», где его персонаж убивает четверых мелких гадов, почти во всех фильмах его герои убивают как минимум главного злодея («Пьяный мастер», «Бесстрашная гиена» и другие). Из «старых-но-не-самых-старых» можно вспомнить ещё и «Городского охотника» — там его герой даже стрелял из пистолета-пулемёта и танцевал со стреляющей девушкой…
** Почему-то некоторые не знающие матчасти личности иногда говорят, что «герои Джеки Чана в фильмах никогда не убивают». Это грубейшая ошибка. Даже если не брать фильм «Рука смерти», где его персонаж убивает четверых мелких гадов, почти во всех фильмах его герои убивают как минимум главного злодея («Пьяный мастер», «Бесстрашная гиена» и другие). Из старых можно вспомнить ещё и «Городского охотника» - там его герой даже стрелял из пистолета-пулемёта и танцевал со стреляющей девушкой...


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «Бомбила»: в первом сезоне есть сцена, где протагонист Артём Горохов и девтерагонист-[[силач]] Игнат Прохоров признаются друг другу в неспособности — и принципиальном нежелании — убить кого-либо до смерти. По крайней мере, «на гражданке» (оба служили в спецвойсках).
* «Бомбила»: в первом сезоне есть сцена, где протагонист Артём Горохов и девтерагонист-[[силач]] Игнат Прохоров признаются друг другу в неспособности — и принципиальном нежелании — убить кого-либо до смерти. По крайней мере, «на гражданке» (оба служили в спецвойсках).
** Что характерно: во втором сезоне Игнату Прохорову всё-таки пришлось кое-кого убить — но исключительно в рамках законной самозащиты, а также защищая других людей.
** Что характерно: во втором сезоне Игнату Прохорову всё-таки пришлось кое-кого убить — но исключительно в рамках законной самозащиты, а также защищая других людей.
* «Бэтмен» 1960х (в том числе и фильм 1966 г.). После введения кодекса комиксов в каноне Бэтмен уже не мог убить, но мог переломать конечности злодею. Здесь же педаль утапливается в земную кору. Бэтс орудует либо своими гаджетами, либо врукопашную. А в ходе спасения мира «не убий» относит и к животным. Также следует и заповеди «не укради» и старается причинить минимальный вред имуществу граждан, не относящихся к злодеям. Да и драки смотрятся очень по-детски. Собственно авторы превратили нуарные приключения в комедию, сводя некоторые положения кодекса комиксов к абсурдистике.
* «Бэтмен» 1960х (в том числе и фильм 1966 г.). После введения кодекса комиксов в каноне Бэтмен уже не мог убить, но мог переломать конечности злодею. Здесь же педаль утапливается в земную кору. Бэтс орудует либо своими гаджетами, либо врукопашную. А в ходе спасения мира «не убий» относит и к животным. Также следует и заповеди «не укради» и старается причинить минимальный вред имуществу граждан, не относящихся к злодеям. Да и драки смотрятся очень по-детски. Собственно авторы превратили нуарные приключения в комедию, сводя некоторые положения кодекса комиксов к абсурдистике.
** А в арке про Великую Зельду (9 и 10-я серии 1-го сезона) Робин и Уэйн (именно Уэйн, а не Бэтмен) спорят в прямом эфире об этичности своей тактики, точнее о том, насколько этично врать. На другом конце злодейка (или как ее тут представляют антизлодейка) Зельда.
** А в арке про Великую Зельду (9 и 10-я серии 1-го сезона) Робин и Уэйн (именно Уэйн, а не Бэтмен) спорят в прямом эфире об этичности своей тактики, точнее о том, насколько этично врать. На другом конце злодейка (или как ее тут представляют антизлодейка) Зельда.
* «Тульский-Токарев» — кульминация последней серии. У Артёма есть повод желать смерти [[Полное чудовище|Шахматисту]], и тот слишком опасен для долгих разговоров, но Артёму сложно пойти на убийство, и [[С прикрученным фитильком|к тому же]] антагонист нужен следствию живым.
* «Тульский-Токарев» — кульминация последней серии. У Артёма есть повод желать смерти [[Полное чудовище|Шахматисту]], и тот слишком опасен для долгих разговоров, но Артёму сложно пойти на убийство, и [[С прикрученным фитильком|к тому же]] антагонист нужен следствию живым.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[Samurai Jack|Самурай Джек]]» — из-за детского рейтинга, все, кого главный герой побеждал, [[Зелёная кровь|были роботами или бестелесными существами]]. Ни одного живого человека он не убил за все четыре сезона.
* «[[Samurai Jack|Самурай Джек]]» — из-за детского рейтинга, все, кого главный герой побеждал, [[Зелёная кровь|были роботами или бестелесными существами]]. Ни одного живого человека он не убил за все четыре сезона.
** {{spoiler|Лишь в пятом сезоне, который был снят спустя десять лет для повзрослевшей аудитории, Джек совершает первое убийство живого человека, изначально думая, что перед ним вновь робот. Увидев, что натворил, Джек приходит в ужас. После этого его начинает мучить совесть и чувство вины, но в конечном итоге Джек оказывается способен совершить ещё пять вынужденных убийств. А до этого он убивает горного барана (хотя в этом частично виноват Аку).}}
** {{spoiler|Лишь в пятом сезоне, который был снят спустя десять лет для повзрослевшей аудитории, Джек совершает первое убийство живого человека, изначально думая, что перед ним вновь робот. Увидев, что натворил, Джек приходит в ужас. После этого его начинает мучить совесть и чувство вины, но в конечном итоге Джек оказывается способен совершить ещё пять вынужденных убийств. А до этого он убивает горного барана (хотя в этом частично виноват Аку).}}
* «[[Chasseurs de dragons|Охотники на драконов]]» — мощный драконоборец Лиан-Чу принципиально не дерётся даже с плохими людьми. Максимум, вырубит, если уж совсем напросятся на драку.
* «[[Chasseurs de dragons|Охотники на драконов]]» — мощный драконоборец Лиан-Чу принципиально не дерётся даже с плохими людьми. Максимум, вырубит, если уж совсем напросятся на драку.
* "Черный корсар" - [[аверсия]]. Эмилио ди Роккабруна - благородный герой и склонен к великодушию. Сражаясь с забиякой-графом в таверне Маракайбо, выбил у того шпагу и когда безоружный дуэлянт попытался позвать на помощь, просто заколол его.
* "Зорро" - главный герой регулярно сражается шпагой, но никогда не убивает противников, предпочитая обезоружить их и связать. Исключение - в серии, в которой капитан Монтесеро заставил одного из солдат изобразить Зорро перед высоким начальством, а потом арестовал его, герой вместе с освобожденным сражаются с людьми капитана. При этом двое из них падают - возможно раненые или убитые.


=== [[Комиксы]] ===
=== [[Комиксы]] ===
* В серии комиксов про Астерикса есть обоснуй. Мало того, что главные герои — Астерикс и Обеликс — сами по себе незлобивы. Но они ещё и используют волшебное друидское Зелье Силы (Астерикс пьёт его перед боем, а Обеликс с детства пропитался им насквозь). А тот, кто хочет применять это зелье и при этом не подвергнуться страшному проклятью самой Матери-Природы — тот не имеет права никого убивать, а может только колотить, прогонять и посрамлять. И само зелье имеет побочный эффект: когда, находясь под его действием, бьёшь кого-то — у того появляется противоударность, и он не умрет, даже если ты ударил его так сильно, что он улетел в поднебесье, а потом плюхнулся наземь с высоты в 20 метров.
* В серии комиксов про Астерикса есть обоснуй. Мало того, что главные герои — Астерикс и Обеликс — сами по себе незлобивы. Но они ещё и используют волшебное друидское Зелье Силы (Астерикс пьёт его перед боем, а Обеликс с детства пропитался им насквозь). А тот, кто хочет применять это зелье и при этом не подвергнуться страшному проклятью самой Матери-Природы — тот не имеет права никого убивать, а может только колотить, прогонять и посрамлять. И само зелье имеет побочный эффект: когда, находясь под его действием, бьёшь кого-то — у того появляется противоударность, и он не умрет, даже если ты ударил его так сильно, что он улетел в поднебесье, а потом плюхнулся наземь с высоты в 20 метров.
** При таком раскладе не всем понятно, зачем Астериксу его неизменный меч. Вероятно, он носит его только затем, чтобы подчеркнуть свой статус знатного воина. Ну и от фехтовальщиков отбиваться, не убивая их при этом (см. 13-й и 21-й тома; в первом случае матёрый мечник-галл выбил у него меч и чуть не лишил жизни; но во втором случае он [[крутой фехтовальщик|блестяще сражался]] против опытного, хоть и спившегося мечника-римлянина — и наконец одолел и прогнал его).
** При таком раскладе не всем понятно, зачем Астериксу его неизменный меч. Вероятно, он носит его только затем, чтобы подчеркнуть свой статус знатного воина. Ну и от фехтовальщиков отбиваться, не убивая их при этом (см. 13-й и 21-й тома; в первом случае матёрый мечник-галл выбил у него меч и чуть не лишил жизни; но во втором случае он [[крутой фехтовальщик|блестяще сражался]] против опытного, хоть и спившегося мечника-римлянина — и наконец одолел и прогнал его).


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* «[[Trigun]]» — да, боевик с кучей стрельбы, когда от града пуль в труху разносятся декорации, но… с главным героем, который поклялся никого не убивать! И вот он, бедный, выкручивается как может, переживая весь драматизм этого своего выбора.
* «[[Rurouni Kenshin|Бродяга Кэнсин]]»: Во время смуты Кэнсин был наемным убийцей одной из сторон, но когда война закончилась, навсегда отказался от убийства.
* «[[Rurouni Kenshin|Бродяга Кэнсин]]»: Во время смуты Кэнсин был наемным убийцей одной из сторон, но когда война закончилась, навсегда отказался от убийства.
* «[[Fullmetal Alchemist]]»: Братья Элрики решили никого не убивать, о чем прямо говорят в разных диалогах, {{spoiler| [[педаль в пол]] они не готовы даже использовать философский камень для возврата своих тел, хотя фактически он сделан из уже убитых людей - остались только души слитые в мучительном хаосе. Впрочем Альфонс камень все-таки применяет, но в драке с Гордыней и Кимбли, а не для возврата тел}}.
* «[[Fullmetal Alchemist]]»: Братья Элрики решили никого не убивать, о чем прямо говорят в разных диалогах, {{spoiler| [[педаль в пол]] они не готовы даже использовать философский камень для возврата своих тел, хотя фактически он сделан из уже убитых людей - остались только души слитые в мучительном хаосе. Впрочем Альфонс камень все-таки применяет, но в драке с Гордыней и Кимбли, а не для возврата тел}}.
Строка 46: Строка 48:
** На этот же принцип переходит Алекс Луис Армстронг, дезертировав посреди резни в Ишваре. Впрочем, и он {{spoiler|нарушает свой принцип и убивает Лень, чтобы спасти свою [[Генерал-рубака|сестру]] от расправы.}}
** На этот же принцип переходит Алекс Луис Армстронг, дезертировав посреди резни в Ишваре. Впрочем, и он {{spoiler|нарушает свой принцип и убивает Лень, чтобы спасти свою [[Генерал-рубака|сестру]] от расправы.}}
** В относительно неканоничном сериале 2003 года Эдвард Элрик всерьёз раздумывал над тем, чтобы {{spoiler|принести в жертву заключённых, чтобы создать из них философский камень, и вернуть тело брату. Отказался. За то, что думал так долго, перед тем, как отказаться, был серьёзно избит братом.}}
** В относительно неканоничном сериале 2003 года Эдвард Элрик всерьёз раздумывал над тем, чтобы {{spoiler|принести в жертву заключённых, чтобы создать из них философский камень, и вернуть тело брату. Отказался. За то, что думал так долго, перед тем, как отказаться, был серьёзно избит братом.}}
* [[City Hunter]] — Рё Саэба идет на убийство только тогда когда иначе нельзя, и он не за что на свете не выстрелит в женщину
* [[City Hunter]] Рё Саэба идет на убийство только тогда когда иначе нельзя, и он не за что на свете не выстрелит в женщину


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Франшиза Double Dragon. К сожалению (а может, в каком-то смысле и к счастью?), сабж статьи — девиз Билли Ли (протагониста), как требует исповедуемая им философия школы кунфу Двойного Дракона. {{spoiler|Парню даже и в бои-то запрещено ввязываться, кроме как в самом крайнем случае: «лучший бой — тот, которого удалось избежать!».}} В результате Билли не добивает [[Подсадной главгад|«Автоматчика» Мэкки]] в финале первой части — и вот уже в начале второй части «Автоматчик» валит наглушняк Мэриан, возлюбленную и соратницу Билли {{spoiler|(но после победы над Тёмным Пламенем — истинным главгадом — с небес спустится ангел и воскресит Мэриан)}}. А из игры Double Dragon Advance, являющейся доработкой и «уточнением» первой части, мы с вами узнали, что с Тёмным Пламенем — Рэймондом Блоком, главным из Пяти Владык Уничтожающего Кулака, — братья Ли впервые повстречались еще до их боя с «Автоматчиком»; но и Рэймонда они добивать не стали, {{spoiler|отчего и пришлось, мстя за Мэриан, впоследствии мочить его в финале «второй NESовской» (продолжающей вторую аркадную) игры… вслед за каковым деянием и явился ангел, почему-то вовсе не порицавший героев за убийство злодеев.}}
* [[Live-A-Live]], сценарий «Ниндзя»: для лучшего окончания требуется пройти его, не убив ни одного человека. {{spoiler|Главгад за убитого человека [[Чудовище на троне|не считается.]]}} А можно и наоборот — убивать молящих о пощаде стариков и женщин ради экспы.
** Впрочем, ко времени четвёртой части тёмные силы всё равно возродят Рэймонда, и будет он опять выступать под псевдонимом «Загадочный Воин». Так что мочи не мочи…
** Надо учесть, что сюжет «обеих вторых» частей — «второй аркадной» и «второй NESовской» — строится на том, что братья Ли, разъярённые фактом убийства Мэриан, [[OOC — это серьёзно|решили на время позабыть свой девиз «Не убий»]] (в официальной буклетной предыстории конкретно подчёркивается: НА ЭТОТ РАЗ ОНИ НЕ БУДУТ БРАТЬ ПЛЕННЫХ!). Перед тем, как лишить жизни Рэймонда Тёмное Пламя, они и «Автоматчика» Вилли Мэкки и великого рукопашника Чина Таймея без затей мочканули, и старшего Эбора ухайдакали (всё это — во «второй аркадной»), а уж потом пошли и жёстко разобрались со сверхмогучим колдуном Рэймондом (уже на NES). Потом в третьей части Джим Мэкки, младший брат «Автоматчика», и Чин Сеймей, старший брат Таймея, попытаются отомстить братьям Ли, но Джим на этом деле погибнет сам (а Билли не собирался его убивать, просто слишком сильно треснул нунчаками!), а Сеймей перейдёт на сторону близнецов Ли {{spoiler|(поначалу — чтобы однажды убить обоих исподтишка, когда близнецы не будут этого ожидать; а потом… как-то передумал…)}}.
*** Но за пренебрежение принципом «Не убий» обоим братьям пришлось поплатиться — их тогда же дважды атаковали (по разу за каждую из двух «вторых» игр) их тёмные двойники, получившиеся из нехороших аспектов их душ, мыслей и стремлений.
** А в финале Super Double Dragon (aka Return of Double Dragon, aka «третья с половиной часть, которую долго принимали за четвёртую») братья Ли опять-таки не стали убивать Дюка — финального босса. И Дюк, конечно же, вернулся в файтинге Double Dragon (aka Double Dragon Requital), вышедшем в 1995 году на аркаде, NeoGeo и первой Playstation. Но вернулся уже не в качестве главгада.
** Среди всех параллельных миров, в которых обитают братья Ли или их [[кванк]]и, наиболее ярым приверженцем принципа «Не убий — и без самой крайней нужды даже не сражайся» является ЧЕРНОВОЛОСЫЙ (а не рыжий и не шатенистый) Билли Ли из мира, где он противостоит Shadowmaster’у {{spoiler|(собственному дяде по матери)}}, см. [[Труднодоступное произведение|малоизвестный]] мультсериал Double Dragon. '''''Этот''''' Билли вообще насто-о-олько правильненький и пацифистичный, что многочисленные ненавистники мультсериала обвиняют образ в ходульности и дразнят именно этого Билли «goody-two-shoes». Но, тем не менее, в [[Street Fighter|стритфайтероподобную]] игроизацию мультсериала (Double Dragon V: The Shadow Falls) разработчики всё-таки добавили секретные добивания, по своей идее напоминающие [[Mortal Kombat|морталкомбатовские]] Fatalities — и, как правило, летальные. В 1995 году франшиза Mortal Kombat была на пике славы, и создатели DDV не преминули [[Эпигонство|немножко примазаться]], хоть бы и ценой формального [[OOC]] — но продажи это не спасло и славы не принесло…
* [[Live-A-Live]], сценарий «Ниндзя»: для лучшего окончания требуется пройти его, не убив ни одного человека. {{spoiler|Главгад за убитого человека [[Чудовище на троне|не считается.]]}} А можно и наоборот — убивать молящих о пощаде стариков и женщин ради экспы. Но тогда и репутация будет соответствующая, и концовка мрачная.
* Во многих видеоиграх возможно получать достижения, проходя миссии без единого убийства: стелс, прокачанная дипломатия и пр… В том же «The Technomancer» противники считаются «просто лежащими без сознания». Для их убийства нужно «выкачать» некую субстанцию с бесчувственного тела, за что, конечно же, по головке не погладят и даже соратники могут отвернуться от протагониста.
* Во многих видеоиграх возможно получать достижения, проходя миссии без единого убийства: стелс, прокачанная дипломатия и пр… В том же «The Technomancer» противники считаются «просто лежащими без сознания». Для их убийства нужно «выкачать» некую субстанцию с бесчувственного тела, за что, конечно же, по головке не погладят и даже соратники могут отвернуться от протагониста.
* [[Dishonored]] — для получения хорошей концовки убийств нужно избегать. В игре предусмотрено множество способов бескровно миновать стражу и альтернативные пути избавления от целей.
* [[Dishonored]] для получения хорошей концовки убийств нужно избегать. В игре предусмотрено множество способов бескровно миновать стражу и альтернативные пути избавления от целей.


=== [[Визуальные романы]] ===
=== [[Визуальные романы]] ===
* [[Fate/Stay Night]]: Эмия Широ пытается избежать убийств. Не выходит: вскоре он начинает понимать, что [[Из двух зол выбирай меньшее|кто-то в любом случае должен умереть]].
* [[Fate/Stay Night]]: Эмия Широ пытается избежать убийств. Не выходит: вскоре он начинает понимать, что [[Из двух зол выбирай меньшее|кто-то в любом случае должен умереть]].
* [[Rewrite]] — убеждения главного героя. От них он отступает лишь в {{spoiler|линии Аканэ и в линии Terra}}.
* [[Rewrite]] убеждения главного героя. От них он отступает лишь в {{spoiler|линии Аканэ и в линии Terra}}.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Vampire: The Masquerade]]: большинство персонажей должны соблюдать кодекс Человечности, один из самых основных запретов которого — как раз запрет на убийство. Любое убийство, вообще. Поэтому боевые персонажи Человечности постепенно неизбежно лишаются, оказываясь в конце концов перед выбором между двумя стульями: полная потеря рассудка, либо принятие [[Vampire: The Masquerade/Пути просветления|Пути Просветления]], одной из альтернативных систем морали, которые '''действительно ''' радикально отличаются от общечеловеческой морали. (Не совсем. Для людей нормально убивать при самообороне или спасая жизнь невинного, в таких случаях вампир возможно и не будет деградировать. С другой стороны, если убивать часто и/или с особой жестокостью, то тут уже у вампира может начать сдавать Человечность. Впрочем — на все воля рассказчика.)
* [[Vampire: The Masquerade]]: большинство персонажей должны соблюдать кодекс Человечности, один из самых основных запретов которого — как раз запрет на убийство. Любое убийство, вообще. Поэтому боевые персонажи Человечности постепенно неизбежно лишаются, оказываясь в конце концов перед выбором между двумя стульями: полная потеря рассудка, либо принятие [[Vampire: The Masquerade/Пути просветления|Пути Просветления]], одной из альтернативных систем морали, которые '''действительно ''' радикально отличаются от общечеловеческой морали. ( Не совсем. Для людей нормально убивать при самообороне или спасая жизнь невинного, в таких случаях вампир возможно и не будет деградировать. С другой стороны, если убивать часто и/или с особой жестокостью, то тут уже у вампира может начать сдавать Человечность. Впрочем - на все воля рассказчика.)
** На самом деле, все несколько сложнее (и на удивление удачно раскрыто в компьютерной игре, которая Bloodlines). Убийства неприемлемы для персонажей лишь с ''высоким'' значением Человечности — тех, которые в морали придерживаются примерно тех же правил, что и обычный человек, либо даже более строгих. Разумеется, убийца будет менее человечен, чем тот, кто воздерживается от лишения жизни людей. Однако на определенном этапе, чтобы деградировать и дальше, просто убийства уже будет ''недостаточно''. В основном потому, что прожженому вампиру, который свыкся со своей природой хищника, убить человека (в котором он видит уже не равного себе, а просто представителя кормовой базы) — что выпить пакет молока, причем на этой стадии можно находиться не одну сотню лет, оставаясь в остальном довольно вменяемым сородичем. А вот уже для дальнейшего продвижения к превращению в безмозглое чудовище, движимое лишь инстинктами убийцы нужны особо жестокие/массовые убийства и другие изощренные злодеяния.
**На самом деле, все несколько сложнее (и на удивление удачно раскрыто в компьютерной игре, которая Bloodlines). Убийства неприемлемы для персонажей лишь с ''высоким'' значением Человечности - тех, которые в морали придерживаются примерно тех же правил, что и обычный человек, либо даже более строгих. Разумеется, убийца будет менее человечен, чем тот, кто воздерживается от лишения жизни людей. Однако на определенном этапе, чтобы деградировать и дальше, просто убийства уже будет ''недостаточно''. В основном потому, что прожженому вампиру, который свыкся со своей природой хищника, убить человека (в котором он видит уже не равного себе, а просто представителя кормовой базы) - что выпить пакет молока, причем на этой стадии можно находиться не одну сотню лет, оставаясь в остальном довольно вменяемым сородичем. А вот уже для дальнейшего продвижения к превращению в безмозглое чудовище, движимое лишь инстинктами убийцы нужны особо жестокие/массовые убийства и другие изощренные злодеяния.


=== Прочее ===
* [[BIONICLE]] — кодекс чести Тоа запрещает им убивать. Если они не принуждены к этому обстоятельствами (подразумевалось, крайними).
** Однако Тоа по ходу сюжета убивают в огромных количествах. Из разумных существ их жертвами стали Морбузак, вся раса Висораков и примерно половина Бороков Кал. При этом Таканува и Маторо осознанно пытались убить Теридакса, а Тоа Хордика — Рудаку.
** Поправочка: висораков Тоа заманили на остров по приказу Ордена, который не сказал им, для чего это нужно. А Морбузак можно притянуть до этих самых крайних обстоятельств (других способов его победить Тоа Метру не знали). Но, скорее всего, автор просто об этом не подумал.
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}

Версия 16:02, 27 марта 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Thou Shalt Not Kill. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Шан Цун: А теперь ДОБЕЙ ЕГО!
Джонни Кейдж: В каком смысле «добей»?.. Убить… насмерть?
Шан Цун: Да. Убей!
Джонни Кейдж: Э, нет! Тут какое-то недоразумение. Я не убийца! Никого убивать не буду.
»
— Девятый выпуск Mortal Kombat (2011—2013)
« Я никого не убиваю! »
— Флэш
« Я дал клятву никого не убивать! »
— Капитан Марвел
« Всем известно: у него обет такой — не убивать. »
— «Трудно быть богом». Злодеи уверены в своей безнаказанности

Кодекс комиксов и система рейтингов — две причины, по которым герои массовой культуры, особенно комиксов и комиксовых экранизаций, избегают убийства. На определенном уровне это логично — герой не берет на себя миссию прокурора, судьи и палача, он только доставляет перевязанного ленточкой преступника под дверь тюрьмы. Но в ряде случаев это доходило до фарса — см. иммунитет Джокера.

Кодекс комиксов отжил свое, и его правила выполняются скорее по привычке. А вот система рейтингов весьма актуальна. Считается, что основную кассу кинематографу делают подростки, поэтому режиссеры из кожи вон лезут, чтобы не попасть в рейтинг NC-17. Может, в этом и есть сермяжная правда: «Каратель» 2009 года, снятый в стилистике «кровь-кишки», кассы не сделал, а «Мстители» 2012 года, где за 79 минут чистого действия не пролилось ни капли крови — сделали. Хотя с выходом «Дэдпула» в 2016 многое изменилось — внезапно фильм с рейтингом R принёс огромные деньги, и кинематограф стал менее осторожно относиться к жестокости. Но тут скорее дело в невероятно агрессивной маркетинговой компании, чем самом фильме.

Но не было счастья — несчастье помогло: запрет на кровопролитие послужил к развитию и углублению образов героев за счет внутреннего конфликта «не убий» vs «око за око». В самом деле, что делать со злодеем, который не имеет ни совести, ни сострадания, и вряд ли приобретет их в тюрьме? Не говоря уже о том, что в тюрьме тоже люди живут, и отправлять к ним такого типа как-то даже жестоко. Сказать «Иди, и боле не греши»? Невозможно. Но, с другой стороны, убив злодея, ты переступишь черту и станешь таким же, как он

Хорошим способом решения дилеммы долгое время была смерть от кармы. Но она приелась. Персонаж-технический пацифист может избить и искалечить злодея и надеяться, что, если ему не поможет оздоровительная порка, то жестокое милосердие лишит его возможности злодействовать дальше. Может прийти на выручку и злодей-спаситель.

  • В фэнтзийном сеттинге можно изолировать злодея в карманном измерении/стазис-поле, заточить (в кувшин, как поступили с Джаффаром в диснеевском мультфильме), или вообще превратить в камень/статую (с сохранением сознания, ради пущего воспитательного эффекта. Недостаток: освободившись злодей продолжит нести вред если не герою, то простым людям. Да и покалеченный до полной инвалидности супостат, коего гуманнее добить, может вызвать у читателя/зрителя вопросы. Ну или стать мозговым центром злодейской организации - отомстить лично уже не получится, но хотя бы посоветовать чего коллегам.

Кстати, та самая ветхозаветная заповедь скорее запрещает не любое убийство, а преступное убийство. Убийство при самообороне, смертная казнь, убийство на справедливой войне на правильной стороне, даже, возможно, эвтаназия (в конце концов, Ветхий завет не осуждает убийство своих тяжело раненых бойцов, но и не упоминает об этом явлении вовсе) под эту заповедь не подпадают. Более того, в Ветхом завете прямо предписывается за определенные грехи предавать смерти. А в католическом богословии эта заповедь толкуется, например, так

Примеры

Комплексные франшизы

  • BIONICLE — кодекс чести Тоа запрещает им убивать. Если они не принуждены к этому обстоятельствами (подразумевалось, крайними). Однако автору правки не вспоминается ни один случай, чтобы такие обстоятельства наступили (по мнению Тоа).

Кино

  • «Кулак дракона» (1979) с молодым Джеки Чаном. Бандиты обманом заставили протагониста работать на себя. Он выколачивает для них долги, помогает им заниматься рэкетом и усмирять конкурирующие кланы — но при этом не соглашается никого убивать.
    • В финале субверсия: когда он узнал детали обмана — всё же убил главаря этих бандитов и нескольких его приспешников.
    • Почему-то некоторые не знающие матчасти личности иногда говорят, что «герои Джеки Чана в фильмах никогда не убивают». Это грубейшая ошибка. Даже если не брать фильм «Рука смерти», где его персонаж убивает четверых мелких гадов, почти во всех фильмах его герои убивают как минимум главного злодея («Пьяный мастер», «Бесстрашная гиена» и другие). Из старых можно вспомнить ещё и «Городского охотника» - там его герой даже стрелял из пистолета-пулемёта и танцевал со стреляющей девушкой...

Телесериалы

  • «Бомбила»: в первом сезоне есть сцена, где протагонист Артём Горохов и девтерагонист-силач Игнат Прохоров признаются друг другу в неспособности — и принципиальном нежелании — убить кого-либо до смерти. По крайней мере, «на гражданке» (оба служили в спецвойсках).
    • Что характерно: во втором сезоне Игнату Прохорову всё-таки пришлось кое-кого убить — но исключительно в рамках законной самозащиты, а также защищая других людей.
  • «Бэтмен» 1960х (в том числе и фильм 1966 г.). После введения кодекса комиксов в каноне Бэтмен уже не мог убить, но мог переломать конечности злодею. Здесь же педаль утапливается в земную кору. Бэтс орудует либо своими гаджетами, либо врукопашную. А в ходе спасения мира «не убий» относит и к животным. Также следует и заповеди «не укради» и старается причинить минимальный вред имуществу граждан, не относящихся к злодеям. Да и драки смотрятся очень по-детски. Собственно авторы превратили нуарные приключения в комедию, сводя некоторые положения кодекса комиксов к абсурдистике.
    • А в арке про Великую Зельду (9 и 10-я серии 1-го сезона) Робин и Уэйн (именно Уэйн, а не Бэтмен) спорят в прямом эфире об этичности своей тактики, точнее о том, насколько этично врать. На другом конце злодейка (или как ее тут представляют антизлодейка) Зельда.
  • «Тульский-Токарев» — кульминация последней серии. У Артёма есть повод желать смерти Шахматисту, и тот слишком опасен для долгих разговоров, но Артёму сложно пойти на убийство, и к тому же антагонист нужен следствию живым.

Мультсериалы

  • «Самурай Джек» — из-за детского рейтинга, все, кого главный герой побеждал, были роботами или бестелесными существами. Ни одного живого человека он не убил за все четыре сезона.
    • Лишь в пятом сезоне, который был снят спустя десять лет для повзрослевшей аудитории, Джек совершает первое убийство живого человека, изначально думая, что перед ним вновь робот. Увидев, что натворил, Джек приходит в ужас. После этого его начинает мучить совесть и чувство вины, но в конечном итоге Джек оказывается способен совершить ещё пять вынужденных убийств. А до этого он убивает горного барана (хотя в этом частично виноват Аку).
  • «Охотники на драконов» — мощный драконоборец Лиан-Чу принципиально не дерётся даже с плохими людьми. Максимум, вырубит, если уж совсем напросятся на драку.

Комиксы

  • В серии комиксов про Астерикса есть обоснуй. Мало того, что главные герои — Астерикс и Обеликс — сами по себе незлобивы. Но они ещё и используют волшебное друидское Зелье Силы (Астерикс пьёт его перед боем, а Обеликс с детства пропитался им насквозь). А тот, кто хочет применять это зелье и при этом не подвергнуться страшному проклятью самой Матери-Природы — тот не имеет права никого убивать, а может только колотить, прогонять и посрамлять. И само зелье имеет побочный эффект: когда, находясь под его действием, бьёшь кого-то — у того появляется противоударность, и он не умрет, даже если ты ударил его так сильно, что он улетел в поднебесье, а потом плюхнулся наземь с высоты в 20 метров.
    • При таком раскладе не всем понятно, зачем Астериксу его неизменный меч. Вероятно, он носит его только затем, чтобы подчеркнуть свой статус знатного воина. Ну и от фехтовальщиков отбиваться, не убивая их при этом (см. 13-й и 21-й тома; в первом случае матёрый мечник-галл выбил у него меч и чуть не лишил жизни; но во втором случае он блестяще сражался против опытного, хоть и спившегося мечника-римлянина — и наконец одолел и прогнал его).

Аниме и манга

  • «Бродяга Кэнсин»: Во время смуты Кэнсин был наемным убийцей одной из сторон, но когда война закончилась, навсегда отказался от убийства.
  • «Fullmetal Alchemist»: Братья Элрики решили никого не убивать, о чем прямо говорят в разных диалогах, педаль в пол они не готовы даже использовать философский камень для возврата своих тел, хотя фактически он сделан из уже убитых людей - остались только души слитые в мучительном хаосе. Впрочем Альфонс камень все-таки применяет, но в драке с Гордыней и Кимбли, а не для возврата тел.
    • Впрочем, "Отца" на тот свет отправил именно Эдвард Элрик.
    • На этот же принцип переходит Алекс Луис Армстронг, дезертировав посреди резни в Ишваре. Впрочем, и он нарушает свой принцип и убивает Лень, чтобы спасти свою сестру от расправы.
    • В относительно неканоничном сериале 2003 года Эдвард Элрик всерьёз раздумывал над тем, чтобы принести в жертву заключённых, чтобы создать из них философский камень, и вернуть тело брату. Отказался. За то, что думал так долго, перед тем, как отказаться, был серьёзно избит братом.
  • City Hunter — Рё Саэба идет на убийство только тогда когда иначе нельзя, и он не за что на свете не выстрелит в женщину

Видеоигры

  • Live-A-Live, сценарий «Ниндзя»: для лучшего окончания требуется пройти его, не убив ни одного человека. Главгад за убитого человека не считается. А можно и наоборот — убивать молящих о пощаде стариков и женщин ради экспы.
  • Во многих видеоиграх возможно получать достижения, проходя миссии без единого убийства: стелс, прокачанная дипломатия и пр… В том же «The Technomancer» противники считаются «просто лежащими без сознания». Для их убийства нужно «выкачать» некую субстанцию с бесчувственного тела, за что, конечно же, по головке не погладят и даже соратники могут отвернуться от протагониста.
  • Dishonored — для получения хорошей концовки убийств нужно избегать. В игре предусмотрено множество способов бескровно миновать стражу и альтернативные пути избавления от целей.

Визуальные романы

Настольные игры

  • Vampire: The Masquerade: большинство персонажей должны соблюдать кодекс Человечности, один из самых основных запретов которого — как раз запрет на убийство. Любое убийство, вообще. Поэтому боевые персонажи Человечности постепенно неизбежно лишаются, оказываясь в конце концов перед выбором между двумя стульями: полная потеря рассудка, либо принятие Пути Просветления, одной из альтернативных систем морали, которые действительно радикально отличаются от общечеловеческой морали. ( Не совсем. Для людей нормально убивать при самообороне или спасая жизнь невинного, в таких случаях вампир возможно и не будет деградировать. С другой стороны, если убивать часто и/или с особой жестокостью, то тут уже у вампира может начать сдавать Человечность. Впрочем - на все воля рассказчика.)
    • На самом деле, все несколько сложнее (и на удивление удачно раскрыто в компьютерной игре, которая Bloodlines). Убийства неприемлемы для персонажей лишь с высоким значением Человечности - тех, которые в морали придерживаются примерно тех же правил, что и обычный человек, либо даже более строгих. Разумеется, убийца будет менее человечен, чем тот, кто воздерживается от лишения жизни людей. Однако на определенном этапе, чтобы деградировать и дальше, просто убийства уже будет недостаточно. В основном потому, что прожженому вампиру, который свыкся со своей природой хищника, убить человека (в котором он видит уже не равного себе, а просто представителя кормовой базы) - что выпить пакет молока, причем на этой стадии можно находиться не одну сотню лет, оставаясь в остальном довольно вменяемым сородичем. А вот уже для дальнейшего продвижения к превращению в безмозглое чудовище, движимое лишь инстинктами убийцы нужны особо жестокие/массовые убийства и другие изощренные злодеяния.