 | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья We Wait. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
«
|
У меня аллергия на две вещи — ручной труд и стояние в очереди.
|
»
|
— Джереми Кларксон из Top Gear о сабже.
|
Не секрет, что приключается герой почти всегда только меньшую часть от того временного промежутка, который показан в произведении. А теперь представьте, что и этот эпизод произведение подробно описывает История топчется на месте, читатель/зритель/игрок просто теряет времени и ждёт. Просто ждёт, пока что-нибудь случится, и сюжет сдвинется с мёртвой точки.
Это и есть ожидалочка, она же таймгейт, она же waiting game на английском, большая проблема для любого произведения, где она появляется. Это не тот случай, когда можно победить, не делая абсолютно ничего — как бы внимательно читатель не изучал строки, чем бы зритель в это время ни занимался, какую бы фигню игрок ни вытворял — за всё это время не произойдёт ничего. Опытный автор оставляет возможность пропустить сабж, чтобы сэкономить время желающих ознакомиться с проектом, в то время как на взгляд обычных людей некоторый артхаус состоит из сабж на сто процентов. Сабж никто не любит, по одной простой причине: пустое ожидание — это скучно
Смежные тропы — джва года ждут, если ожидалочка происходит за кадром внутри мира, и список кораблей, когда сабж скашивается списком лорной информации… поданным в сухой и монотонной бюрократической манере.
Примеры
 | Да миллион раз же было! Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка? |
- Гарри Поттер и узник Азкабана — после путешествия в прошлое и спасения гиппогрифа Клювокрыла от казни главные герои вынуждены сидеть в укрытии неподалёку от Гремучей ивы и ждать, когда они же сами в прошлом проберутся в Воющую хижину, выяснят, кто такой Питер Петтигрю на самом деле, и вернутся в Хогвартс. Что делать! Лучший способ избежать хронопарадоксов - не вмешиваться в ход времени). Само ожидание в целом пропущено.
- Во второй книге Гарри и Рону приходилось ждать, когда будет готово оборотное зелье, позволяющее менять внешность. До того момента основной сюжет почти никуда не двигался.
- Властелин колец — правильное применение тропа. Пока Гэндальф размышлял, как открыть ворота в Морию и в какой переход на развилке там же следует отправиться, между героями Братства Кольца происходит несколько важных разговоров.
- «Хороший, плохой, злой» — в фильме есть несколько эпизодов (в том числе финальное противостояние), где режиссёр оставляет зрителя наблюдать только за актёрской игрой минут десять. В это время в кадре практически ничего не происходит, но зато крупных планов предостаточно.
- Артхаусный фильм «Сон» — педаль в ядро Земли, весь четырёхчасовй фильм состоит из съёмок спящего человека
- Шоу Трумана – внутримировая субверсия. Большинству зрителей нравится наблюдать, как заглавный герой просто спит.
- Мобильные игры и разного рода «весёлые фермы» просто обожают этот троп. Посадили картошку — ждите 6 часов реального времени… или платите.
- Ещё один общий пример — ожидание матча и поиск группы в сетевых играх. Удобнее, чем вручную прокручивать список лобби, но порой занимает до получаса, когда игроку непонятно чем вообще заняться.
- Осады с помощью дальнобойной артиллерии в играх серии Total War — осаждающие просто сидят и ждут, пока орудия разнесут стены. Ожидалочка, впрочем, может быть скрашена вылазкой осаждённых, но такое случается нечасто, по крайней мере, против ИИ.
- Мор: Утопия — вариант с прикрученным фитильком. Вместо обычного ожидания необходимо ходить по похожим маршрутам, но саму ходьбу здесь сделали чудовищно унылой, а различные активности в незаражённых областях очень быстро заканчиваются. Примерно из 30 часов на прохождение одной кампании около 20 уходит на ходьбу.
- Knights of Honor — начальный этап игры состоит из сабжа процентов на 80. К счастью, на кнопки «+» и «-» на цифровой клавиатуре можно повышать и снижать скорость игры. вплоть до восьмикратной.
- Stellaris — здесь ожидалочка тоже встречается, нечасто, но на всех этапах без исключения, а в поздней игре приправляется лагами. То ждать, пока очередной корабль будет достроен, то когда флот долетит, то когда технологию изучат, но большое количество одновременных задач, требующих ожидания, позволяют создать более динамичный геймплей — ведь интервал между событиями снижается.
- В RТS таким может выглядеть этап сбора необходимого количества ресурсов и постройка базы, поэтому в современных играх этот этап стараются сделать покороче, поощрить исследование карты и ранние бои, или разбавить другими активностями.
- Серия Heroes of Might and Magic — если игрок контролирует большую часть территорий и не ждёт гостей от противника, игра превращается в сабж — сидеть на месте, нанимать существ и ждать, пока гильдия воров не покажет первое место по силе армии. В сетевой игре такое почти не встречается, а вот против искусственного интеллекта можно запросто получить сабж.
- Spellforce, особенно первая часть, тоже страдает об этом, причём сидение на базе и накопление максимального количества войск тут, наоборот, поощряется игрой. Основную часть опыта игрок получает за уничтожение противников, которые начинают довольно быстро переть на базу небольшими отрядами. Постепенно их количество растёт, пока не достигает некоторого арифметического переполнения и не сбрасывается до минимальной силы. Из-за этого на одной миссии можно сидеть по три часа, только возводя здания, тренируя войска и обороняя базу (привет, гора Каменный Клинок), и только набрав достаточно очков опыта, можно выдвигаться. На высоких уровнях, где за врагов дают больше опыта, проблема тоже актуальна — без мощной армии противника не смести, а пока игрок эту армию копит, волны атакующих становится достаточно сильными, чтобы для защиты пришлось окапываться на базе. Да и просто в игре часто встречаются моменты, когда протагонист должен топать несколько минут из точки А в точку В по уже зачищенной локации. Во второй части исправили проблемы с опытом (теперь его выдавали только за задания) и упростили быстрое перемещение, что позволило практически полностью избавиться от предмета статьи.
- Ещё хуже, в игре есть задания, привязанные к времени суток… но нет возможности проматывать время.
- Игры серии The Elder Scrolls, начиная с Morrowind — инверсия. Даже если перемещаться пешком, это крайне редко бывает скучно, поскольку мир набит различными активностями под завязку. Несколько хуже в этом обстоят дела у Oblivion, но добавленное в этой части быстрое перемещение позволяет полностью исключить необходимость ходьбы от одного города к другому.
- Mount and Blade — если протагонист стал вассалом одного из правителей, то в мирное время активностей для игрока почти нет. Бандиты разбегаются от армии главного героя с большей скоростью, строительство в городах и деревнях идёт месяцами, все турниры можно закрыть довольно быстро, а получить какой-то квест, будучи вассалом короля, куда сложнее.
- Серия Silent Hunter — подлодка идет по морю в режиме реального времени. Его можно ускорить, но он вернется к обычному, если будет замечен противник, или произойдет что-то заслуживающее внимания капитана.
- Стримы по традиции начинаются через несколько минут после начала, чтобы больше людей успело подойти к их началу. Никаких активностей, кроме общения с чатом, для зрителей в это время не предусматривается.
- Здесь этого полно. То стояние в очереди, то поездка в транспорте на работу и обратно, то ожидание выходных, ещё что-нибудь. Так или иначе, проблема тайм-менеджмента возникает у всех, и каждый решает её своим способом, а вся сфера досуга нужна как раз для борьбы с сабжем — пока в нашей реальности нет никакого прогресса, можно куда-нибудь продвинуться в реальности вымышленной.
Штампы: явления и идеи |
---|
Эффекты | Эффект бабочки • Эффект Ворфа • Эффект горностаевой мантии • Эффект Дульсинеи • Эффект Йетса • Эффект неуловимого Джо • Эффект Светлячка |
---|
Законы | Алгоритм сортировки зла • Алгоритм сортировки смертности • Бог любит троицу • Власть — это сила vs Главный — не значит сильный • Волшебные законы физики • Закон Годвина для путешествий во времени • Закон Джона • Закон злодейской смены стороны • Закон об оружии в фэнтези • Закон обратной отдачи • Закон Осмозиса Джонса • Закон По • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Закон сохранения деталей • Закон сохранения ниндзюцу vs Сила толпы • Законы роботехники • Ирония отставки • Молитвы — пища богов • Не убий • Правила злого властелина (Оригинал • Кодекс • Правила дракона • Правила грамотного драконоборца) • Правило 34 • Правило 63 • Правило 85 • Правило драмы • Правило крутизны • Правило прикольности • Принцип меньшего зла • Принцип наилучшего развития событий • Скупой платит дважды • Уровень некомпетентности |
---|
Явления | • Адская косметология/Каннибальское бессмертие • Ангст? Какой ангст? • А вот и я! • А он вовсе не такой! • А он там был один такой (Теперь они там все такие • Раса из одного) • Аура невидимости • Ахиллесова пята (Ахиллесова фигня • Бэкдор) • Бегство от зверя • Бегство от зомби • Безумная клёвость • Бесконечный запас крови • Бесконечный источник ресурсов • Бескровная резня • Бесполезный огнестрел (Огнемёты — это отстой)/Полезный огнестрел/Огнестрел — это страшно • Бессменный телохранитель • Бессонница • Бешеный гнев • Биохимических барьеров не существует (Разум превыше биохимии vs Против биохимии не попрёшь) • Бой за скамейку • Боливар не вынесет двоих • Быстрее, чем кажется • Вам террористы, нам партизаны • Вас здесь не стояло! • Вежливость — признак слабости • Вербальный тик • Верность до конца • Вечная загадка (Жёлтый теннисный мяч • Каждому своя разгадка) • Вечное полнолуние • Вирус ненависти • Вирусное превращение • В каждой бочке затычка • Внутри больше, чем снаружи • В общем, все умерли • Воздушное ясновидение • Враг силён твоим страхом • Враг — это честь • Всесокрушающий против несокрушимого • Въевшаяся привычка (Вербальный тик • Характерный тик) • Гамбургский счет • Героическая сила воли • Героическое упорство • Гештальт • Главная тайна • Глупый пароль • Говорит сам с собой • Голливудское Вуду • Голоса в голове • Голубой экран смерти • Горизонт отчаяния • Двойная жизнь (Ночная жизнь) • Декоративные сиськи • Деньги — фетиш • Детская неуязвимость • Джаггернаут • Джва года ждут • Дискриминация убийц • Доигрался в кошки-мышки • Дом разделённый • Допустимая жанровая условность • Дофига миров • Дыхание Дарта Вейдера • Её зовут Вера • Жанровая слепота • Жанровая смекалка (Спасительное знание преданий) • Жанровая ошибка • Жестокость во благо vs Жестокое милосердие • Зависть • Закадровое гуро • Замороженное время • Запрет на ГМО • Запрет на трансгуманизм • Зашкаливающее самомнение (Комплекс бога vs Я не бог) • Земля дрожит от шагов • И всё-таки они друг друга любят… • Игра в снежки • Избыточный физиологизм • И он может улыбаться vs Не умеет смеяться • Иное время • Ирония судьбы • Исчез в клубах логики vs Вера — это сила • Карманная вселенная • Кармическая справедливость • Катастрофа, но не беда • Колотить по клавиатуре • Комплекс Пиноккио • Красивый — не значит хороший/Красивый — значит хороший • Красное Кольцо Смерти • Красота остаётся незапятнанной • Кровожадное мироздание • Кровь фонтаном • К этому привыкаешь • Легенды преувеличивают • Ловушка для любопытных (Нельзя, но очень хочется) • Ловушка для сердобольных • Луковые слёзы • Любит прикосновения • Маклаудство • Мастерство длинной руки • Меня боялся сам Флинт • Миллионы — это статистика • Минувшие приключения • Мины издают звук перед взрывом • Могущество (говорит басом, даёт эхо, левитирует, светится) • Момент губастого аллигатора (Неуместный Сталин vs Бревно Ильича) • Морда кирпичом • Моральный тупик • Мультикилл • На лицо ужасные, добрые внутри • Наплечный симпозиум/Головной симпозиум • Нарушитель личного пространства • Начальник куда пошлют • Не было гвоздя • Не в деньгах счастье • Неверие с броском • Не команда • Не любит прикосновений • Не отбрасывает тени • Неправедно нажитое впрок не идёт • Неладно скроен, но крепко сшит • Ненавидит праздник • Неправдоподобно убедительная маскировка (Слышишь, мы кошки) • Нет антагониста • Неуловимый Джо • Неуместный инвалид • Нечаянное пророчество • Нечеловеческая мимика • Нечеловеческая психология • Обнять и плакать • Образ врага • Одним миром мазаны • Одномерное мышление • Односторонне невыносимые условия • Одностороннее соперничество • Ожидалочка • Они живые! • Опошленная ситуация • Оральная фиксация • Орлангур • Остерегайтесь (глупых • добрых • тихих) • Особая примета • Отказ от страстей • Отсутствие эмпатии • Отчаянное желание внимания • Отчаянное желание привязанности • Передозировка милоты • Передозировка эликсира молодости • Перекачаешься — лопнешь • Пленных не обыскивают • Плоская Земля • Плохие эльфы • Победа скучна • Повадился кувшин по воду ходить • По нарастающей • Популярное заблуждение (Историю пишут победители • Цитата-бастард) • Поцеловать ногу • Почерки (Почерк врача, Как курица лапой, Пишет печатными буквами, Каллиграфический почерк) • Праздник непослушания/Судная ночь • Превращение в змею помогает • Предатель как бы намекает • Принцессы не какают • Принять оскорбление как комплимент • Проблема доверия • Проблемы с коммуникацией убивают (Недопонимание) • Проверенное временем • Проверка на вшивость (Докажи, что ты злодей) • Прозрение равносильно освобождению • Против биохимии не попрешь • Профессиональный риск ментора • Профессиональный риск напарника • Психиатрия — это страшно • Психическое кровотечение • ПТСР • Публика — сволочь • Пугать крокодилов • Пустая оболочка • Путь наверх (Легкая карьера) • Пятое колесо в телеге • Радиопереговоры для атмосферы • Развращающий артефакт • Реклама (ACME • Бленд-нейм • Обычный порошок • Реклама влияет на сюжет • Скрытая реклама) • Ремонт пинком и такой-то матерью (Лечение через удар) • Саймон говорит • С мануалом на коленях • Самосбывающееся пророчество • Самоубийственная самоуверенность • Сверхвыносливость • Секретный суперудар • Серийные образцы никуда не годятся • Сидеть на пианино • Сила — это плохо • Символика сторон света • Синдром Бога • Синдром Болванщика • Сказку сделать былью • Слезогонка (Улыбка сквозь слёзы) vs. Душегрейка • Слёзы творят чудеса • Слишком часто извиняется • Словесная провокация • Случайное попадание • Средство борьбы с героем • Стеклоломный звук • Стиль дурака • Странные вещи на фотографии • Страховка героя • Сюжетная способность • Так плохо, что уже хорошо • Там, где нас нет • Техника безопасности • Туше́ • Трагическая импульсивность • Трагический момент из детства • Ты волшебник, Гарри! • Тюрьма развивает • Убей их всех • Универсальное решение проблем • Унылая (непобедимость • успешность) • Ускоренное обучение • Фантастический расизм (Мы для них животные! • Человек — это звучит жутко) vs Фантастический интернационализм • Фатальная слабость • Фрейдистское трио (три лика Гекаты/три лика Адама) • Халява не впрок • Хлипкие верёвки, слабые замки • Холодная ярость • Хочу быть нормальным • Хрупкая утопия • Хэппи-энд нужно заслужить • Цветовой дресс-код • Цепь оверпауэра • Цепь случайных совпадений • Чего нет, то не отнять • Чем старше, тем лучше • Честь прежде разума • Чудесное обучение языку • Чуждая геометрия • Чужое небо • Шлем — это не круто • Шрамы навсегда • Экипаж (Минимальный • Чрезмерно раздутый) • Это не луна! • Яблоко от яблони далеко падает/Конфликт поколений • Я и мой воин/Я и мой призыватель/Я и моя армия/Я и моя турель |
---|
Неволя | Брать живым • Вождь краснокожих • Дева в беде (Кража невесты)/Парень в беде • Тюрьма — дом родной • Мешок на голове/Связали и заткнули (Привязан к кровати) • Побег (Выгнан из плена • Хлипкие верёвки, слабые замки) • Попасть в плен (Добровольное пленение • Похищение • Похищение инопланетянами) • Рабство (Герой — раб • Добрый рабовладелец/Даровать вольную vs Жестокий рабовладелец vs Аболиционист • Работорговец • Рабский ошейник • Рынок рабов) • Тюремщик • Тюрьма развивает • Умер свободным
Темница сырая: Азкабан • Каземат • Персональная тюрьма • Планета-тюрьма • Тюремная зона
Добровольная неволя: В тюрьме — как на свободе • Защищать свою тюрьму • Не бедный раб • Раса слуг • Собачье послушание • Стокгольмский синдром • Шея мёрзнет без ошейника |
---|
Жанровые условности | Анатомия свинки Пеппы • Взрывы в космосе • Графическое выделение • Киношная биология (Африканская кукабара • Безобидная рана vs Неубедительно смертельная рана • Сотряс – не простатит, за часок пролетит • Тупые предметы не опасны • Увёртливые внутренние органы • Хищный зверь) • Мультяшная физика • Мультяшные точечные глаза • Неизменяемый ландшафт • Несоответствие масштаба • Под водой — как над водой • Пуленепробиваемый картон • Четыре пальца |
---|
Вражда | Враги в рогатых шлемах • Враг мой vs Заклятый враг • Достойный противник • Дружба, закалённая в огне • Дружба начинается с поражения • Закадычные враги vs Заклятые друзья |
---|
Двойники | Близнецы меняются местами • Два тебя • Доппельгангер • Злой двойник • Кванк • Клон (Дефектный клон)
Не двойники: Мастер маскировки • Метаморф (Предпочтительная форма) (Оборотень • Анимаг) • Мистер Хайд • Под прикрытием • Подменыш • По следам себя любимого • Раздвоение личности • Самозванец |
---|
Мета-явления | Художественная камасутра: Есть отдельный шаблон
Художественный медсправочник: Синдром внезапной смерти в сиквеле • Синдром Дарта Вейдера • Синдром Кларка Кента • Синдром Лайки • Синдром Мэри Поппинс • Синдром Рубинского • Синдром хронического героизма • Синдром штурмовика • Синдром Элджернона
Чеховские приёмы– см. в отдельном перечне
Басня (Без связи * Зелёная • Злая • Красная • Лицемерная • Неудачная • Неудобная • Понята неправильно • Псевдобасня • Увесистая • Фантастическая • Это не басня!) • Вывих мозга (Безумная тролльская логика) • Грызть реквизит (Доить гигантскую корову/Безумная мимика • ЭТО! СПАРТА!/Перейти на КРИК) vs Читать, как пономарь • Знают именно за это (Музыкальный символ • Ходячий мем) • МТА/МТХ • Моральный закон природы • Никто не смотрит Шекспира (Гомер немного предсказуем) • Ошибка позиционирования • Очучеливание • Подавление недоверия • Просочиться в канон (Мем просочился в канон) • Украсть шоу • Фрейд был прав • Чудо одной сцены • Эффект альфы • Чудо одного трека • Шоковая терапия |
---|
Парадоксы | Не думай о белом медведе • Парадокс корабля Тесея |
---|
Переборы | Такой серьезный, что уже смешно • Такой крутой, что уже смешно • Так грубо, что уже смешно • Так мрачно, что уже пофиг • Такой мрачный, что уже смешно • Так неостроумно, что уже смешно • Так страшно, что уже смешно • Одноногая собачка • Пересластить пилюлю • Шоковая терапия |
---|
← | Штамп • Основы |
---|