Комплекс Пиноккио

Материал из Posmotreli
Версия от 23:35, 22 февраля 2022; commons>Дед Буквоед (→‎Литература)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Become a Real Boy. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Примархи. Говорят, что они всегда называют Вас отцом. Это выглядит таким… сентиментальным. Я никогда не понимал, почему Вы позволяете это.
Император некоторое время молчал. Когда Он заговорил, Его взгляд вернулся к огромной фигуре на хирургической плите.
— Когда-то жил писатель, — начал Он, — сочинитель детских рассказов, написавший историю о деревянной марионетке, которая хотела родиться заново и стать человеческим ребёнком. И эта марионетка, этот покрашенный автоматон, вырезанный из дерева и желавший обрести плоть, кровь и кости, ты знаешь, как он называл своего создателя? Как такое существо называло своего творца, давшего ему облик, форму и жизнь?
«Отец», — Аркхан почувствовал мурашки на коже. — Я понял, Божественный.
»
— «Повелитель Человечества», Аарон Дембски-Боуден.

История одного бураттино по имени Пиноккио известна по всему миру. Сюжет её базируется на одном явлении: деревянный мальчик хочет стать настоящим. Как показывает литература, не только деревянным мальчикам присущи такие неестественные стремления…

Комплекс Пиноккио — это специфическое для искусственных созданий желание стать «настоящими». Под этим может пониматься разное: уподобление творцу, превращение в биологическое существо, обретение «души» (что бы под ней ни понималось). Хотя, если рассуждать логически, раз существо способно мыслить и действовать, мечтать и ставить себе цели — значит, душа у него уже есть… Ключевых факторов три: существо создано искусственно, существо считает себя неполноценным, существо пытается исправить это.

Иногда возможна вариация: общество считает существо неполноценным и не даёт занять достойное место. Такие случаи попадают под троп, если сам носитель комплекса согласен с обществом и ищет проблему в себе. Если субъект плевать хотел на мнение общества по этому вопросу (и/или хочет изменить это мнение, а не себя самого), то очевидно не комплексует.

Очень часто комплекс толкает носителя на обратную киборгизацию, но поскольку явление чисто психологическое, может быть излечен и без таких радикальных вмешательств.

Встретить страдающих от этого комплекса бураттин можно как в фэнтези, так и в научной фантастике.

Где встречается

Литература

  • «Пиноккио», кодификатор. Заглавный герой превращён в настоящего мальчика крёстной феей после опасных приключений, приведших к серьёзному моральному росту.
    • А также всевозможные адаптации, за исключением «Приключений Буратино» и адаптаций этой повести.
  • Истории о Стране Оз — Железный дровосек, с прикрученным фитильком. Изначально обычный человек, который постепенно заменял травмированные части тела металлическими протезами, пока не стал полностью железным… Но отсутствие сердца не давало ему покоя.
    • Тот же герой и у Волкова
    • А в продолжении от Сергея Сухинова — плюшевый медвежонок Том, мечтающий стать настоящим медведем или, на худой конец, человеком. В конце девятой книги становится. Ненадолго.
  • Вениамин Каверин, «Легкие шаги» — стать человеком мечтает снегурочка Настенька. Получилось.
  • Арда — гномы были созданы Ауле в обход божественной воли, а потому изначально не имели свободной воли и разума. Но когда вразумленный Ауле хотел их уничтожить, они запросили пощады: Илуватар сжалился и вдохнул в них «настоящую суть». Собственно, вдохнул ещё за секунду до их мольбы, иначе они просто не смогли бы эту мольбу произнести.
  • Джанни Родари, рассказ «Робот, которому захотелось спать» — робот по имени Катерино мечтает уметь спать, как его хозяева. После долгих тренировок он действительно вырабатывает у себя умение засыпать, и другие роботы следуют его примеру.
  • С. Лем предпочитал аверсии или какие-либо игры со штампами. Роботы Лема во вменяемом состоянии редко хотели стать людьми, в «Сказках роботов» причины у них на то были.
    • «Стиральная трагедия» — всевозможные андроиды, неотличимые от людей, пытались изображать из себя людей. Причина — вести бизнес, интегрироваться в человеческое общество. Только не всегда они готовы мыслить как человек, для кого-то человеческий облик — только удобная маскировка. Были еще и робопсихи — один из экземпляров (стиральный автомат с ИИ) был подвержен приступам, во время которых считал себя человеком. В этом состоянии он пил, курил, играл в карты, бродяжничал-побирался, свистом глушил радио, хулиганил и «отрывался» по полной программе. А на суде застрелил помощника прокурора, требовавшего высшей меры. И робопсих ушел от ответственности — еще не было психушек для стиральных автоматов с ИИ.
  • А. Азимов, «Двухсотлетний человек» — робот заменяет все свои части на разработанные им же протезы и добивается признания себя человеком в судебном порядке. Даже старение себе запустил, потому что люди «не хотели терпеть» рядом с собой бессмертного де-юре человека.
  • Виктор Виткович, Григорий Ягдфельд, «Кукольная комедия» — инверсия: Лиля изначально человек, но за плохое поведение превращена в куклу. Вместе с тремя такими же бедолагами она пытается спасти соседскую девочку, а заодно и стать обратно человеком.
  • Discworld. В очень интересной коллективной форме встречается у големов. Обычно они считают себя инструментами, не видят в этом ничего плохого и не страдают от психологических проблем (кроме совсем уж из ряда вон выходящих случаев, проистекающих из противоречий в их шхемах — вложенных в голову приказах), поскольку у них банально нет собственной воли. Однако будучи освобожденными (путём акта дарения голема самому ему) обретают собственные интересы и стремятся добиться для своих собратьев свободы воли и социального равенства с прочими народами, населяющими Анк-Морпорк. Получается, что «свободные» големы считают безвольных големов неполноценными, и сами же их выкупают и исправляют.
  • «Космоолухи» — подробно раскрыто во второй книге на примере Дэна. Стать настоящими людьми у пары киборгов в экипаже «Мозгоеда» не получилось, но алькуявцами таки да. Впрочем, в последних частях цикла вроде бы наметился прогресс в отношении к киборгам, которые осознали личности.
    • Тут вообще-то субверсия тропа: физически слабыми людьми киборги быть не хотят, и вполне так считают процессор с имплантами плюсом — они хотят равных прав, не меняя свою сущность. Подсвечено автором одного фанфика, где Трикси устраивает скандал всему ОЗК, потому что хочет родить ребёнка (угадайте с одного раза, от кого…), но если ему придётся жить человеком, без процессора и имплантов — для неё это сродни инвалидности.
  • Ф. Пулман, «Северное сияние» — панцербьёрн Йофур Ракинсон хочет стать подобным людям и получить собственного деймона (т. е. душу).
  • Сергей Таск, «Тайна рыжего кота» — персонажи, нарисованные кистью художника, вылезают из картины и мечтают остаться в реальном мире. Только если Фикс, Рыжий кот и Бьюти творят в нашем мире добро, то Афрозина и Бэрр — зло.
  • Марджери Уильямс, «Плюшевый кролик». По-настоящему любимые игрушки становятся Настоящими; заглавный персонаж мечтает удостоиться этой участи.

Кино

  • «Приключения Электроника» — собственно, Электроник, желающий «стать человеком». Удовлетворяется сторонним признанием его человечности на основе продемонстрированных эмоций и вообще образцово-показательного морального облика.
  • «Через тернии к звездам» — Нийя.
  • «Искусственный разум» — именно под впечатлением книги о Пиноккио Дэвид хочет найти Голубую Фею, чтобы она превратила его в настоящего мальчика. Рождается комплекс благодаря «матери» — женщине, взявшей экспериментального эмоционального андроида взамен лежащему в коме сыну, и решившей избавиться от андроида, когда настоящий сын просыпается. Неполноценным паренёк (запрограммированный любить «мать») ощущал себя в сравнении с настоящим сыном, которого мать любила больше.
  • «Фантагиро 5» — деревянный человек по прозвищу Безымянный пожирает детей, так как верит, что это превратит его в человека. Мотивы злодея не уточняются.
  • «Короткое замыкание 2» — с прикрученным фитильком у Джонни Пятого.
  • «Робот» aka Endhiran — робот, который решил жить как его создатель после наделения способностью чувствовать.

Телесериалы

  • «Терминатор: хроники Сары Коннор» — киборг Камерон проявляет подобное: она учится танцевать балет, признаётся в любви Джону Коннору, а в одной из серий даже забывает о своей кибернетической сущности и начинает считать себя настоящей девушкой. Многие фанаты франшизы не оценили.
  • Battlestar Galactica — случается у человекоподобных сайлонов.
  • Звёздный путь: Следующее поколение — Дейта, андроид, стремящийся понять и освоить человеческие черты. Подсвечивается Райкером в первой серии.
    • Звёздный путь: Вояджер — с прикрученным фитильком, Седьмая: биологически она человек с мышлением борга. Да и Доктор тоже «очеловечивается» за время сериала, превращаясь из вспомогательной медицинской голограммы в полноценную личность.
  • «Power Rangers: Operation Overdrive» — зигзаг: рейнджеры узнают, что Мак — робот-андроид. Правда, Мак нашел в этом плюсы (самый главный из которых — использование Баттлайзера, который для обычных людей смертельно опасен) и даже смирился с этой правдой, вызывая у Эндрю Хартворда негодование. В финале, когда Мак уничтожает Флуриоса, Мак ломается окончательно. Но Корона Авроры не просто возвращает Мака к жизни, но и превращает его в живого человека.
  • «Люцифер» — одна из главных героинь, демоница Мазикин на протяжении нескольких сезонов ангстует и временами мечется между сторонами от желания получить отсутствующую у демонов душу. Пользуясь визитом в Лос-Анджелес отца заглавного героя, просит об этом его — получая ответ, что этого не может сделать и он, попутно со сначала очень тонким, а потом и полноценным намёком, что она могла уже отрастить душу самостоятельно. Уразумев, что это так и есть (в чем поклонники сериала были уверены задолго до этого), до чертиков рада, но заодно понимает, что раньше она не боялась смерти из-за гарантированного отсутствия посмертия, а теперь это на фоне накопленных грехов и вины перед друзьями грозит ей попаданием в Ад в статусе уже не высокорангового сотрудника, а «клиента». Пользуясь тем, что Бог решил уйти на пенсию, а Люцифер претендовать на наследование его поста — просит у бывшего шефа при удаче отдать ей правление его бывшей вотчиной.

Мультфильмы

  • «9» Тимура Бекмамбетова. Тот случай, когда изъян действительно есть, причём серьёзный и делающий цель недостижимой. Созданная Учёным Машина должна была принять в себя человеческую душу и стать человечной, но на практике этого так и не произошло. Планы учёного не совпадали с линией партии (которой нужна была машина войны), его силой отлучили от нерождённого детища, а заканчивали машину уже гораздо менее талантливые спецы. В итоге Машина не была завершена на момент запуска. Поглощённая ей душа не прижилась. Тогда она развязала войну, в ходе которой пожрала души множества людей, однако одушевлённой так и не стала…

Мультсериалы

  • Футурама — Бендер. Считал себя во всём лучше людей, однако когда он узнал, что у роботов нет свободной воли, комплекс расцвёл у него буйным цветом. Избавился от него путём достижения желаемого — получив единственный когда-либо созданный модуль свободной воли.
    • В одной из серий показано что было бы если бы он таки стал человеком — загнулся бы от излишеств.
  • Adventure Time - компьютер БиМО хотел стать настоящим мальчиком в серии «Five Short Graybles»: он даже изображал, что чистит зубы и ходит в туалет.
  • American Dadинверсия. В одной из серий начальник Стена Баллок решает стать таким же как и его отец- бездушной машиной. Пародия на Пиноккио.
  • RWBY — девочка-робот Пенни Полендина, не верившая, что она «настоящая». Впрочем, к концу 7-го сезона она стала до того «настоящей», что хватило ни много ни мало на обретение статуса новой Девы Зимы.

Аниме и манга

Настольные игры

  • Новый Мир Тьмы. Линейка прометианцев — сотворённых человеческими магами и учёными искусственных существ, которые не несут в себе Пламени Творения и очень хотят им разжиться.

Видеоигры

  • Mass Effect 3 — нечто подобное подхватывает СУЗИ на почве наклюнувшейся романтики с Джокером. «Есть ли у этой платформы душа, создательница Тали?» — в принципе, тоже оно, но в отношении СУЗИ эта тема играется очень напрямую и даже несколько навязчиво.
  • Haunting Ground — гомункул Даниэлла (на самом деле она просто бесплодная женщина с промытыми мозгами) хочет стать полноценным человеком. И для этого готова убить главную героиню кочергой.
  • Detroit: Become Human — название говорит само за себя. Хоть исход истории и зависит в большинстве случаев от игрока который случайно или намеренно может всё запороть, тема становления андроида проходит через игру довольно толстой нитью. У каждого из трёх главных героев-андроидов формируются свои понятия того о том, как это — быть человеком, но суть у всех троих одна.
  • Dragon Quest IV: Chapters of the Chosen — в начале игры встречается дружественный слим по имени Хэйли, который хочет стать человеком, для чего увязывается за героем. И ведь стал таки!
  • Механоиды — в первой части этот комплекс протагонисту пытаются внушить устами Наблюдателя, утверждающего, что человеческий способ существования лучше и совершеннее механоидского. Во второй — инверсия, Супер не советует становиться похожим на людей вообще хоть как-то. А третья, судя по имеющимся материалам, вернёт нас к превознесению человеков.