Авторский набор штампов: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
common>Герман Агиян2001
(Отмена правки 1746504, сделанной Герман Агиян2001 (обсуждение))
 
(Новая страница: «{{TVTropes|SignatureStyle|Signature Style|AuthorAppeal|Author Appeal}} {{Q|Тригорин выработал себе приёмы, ему легко.|А. П. Чехов, «Чайка»}} {{Q|Стоп, он тоже наносит травму головы главному герою? Тот же удар в конце, те же переодевания, даже парик тот же. Только немного...»)
Строка 3: Строка 3:
{{Q|Стоп, он тоже наносит травму головы главному герою? Тот же удар в конце, те же [[Королева бреется|переодевания,]] даже [[парик]] тот же. Только немного цвет другой. Тот же юмор, который строится просто на факте, что мужик лобызается с переодетым мужиком, то же самое насилие над ухажерами, и абсолютно из ничего взявшаяся любовь. Всё сходилось, это был он.|[[BadComedian]] о [[Получилось не смешно|двух фильмах Вайсберга]]}}
{{Q|Стоп, он тоже наносит травму головы главному герою? Тот же удар в конце, те же [[Королева бреется|переодевания,]] даже [[парик]] тот же. Только немного цвет другой. Тот же юмор, который строится просто на факте, что мужик лобызается с переодетым мужиком, то же самое насилие над ухажерами, и абсолютно из ничего взявшаяся любовь. Всё сходилось, это был он.|[[BadComedian]] о [[Получилось не смешно|двух фильмах Вайсберга]]}}


У каждого автора, если он не полный [[МТА]], есть '''свой набор тропов и штампов''', по которым его творчество можно отличить от творчества других коллег по цеху. Автор может любить парочку сюжетных поворотов, и они обнаружатся в каждом его тексте. Автор может любить какую-то тему, и все произведения будут в той или иной мере касаться этой темы: например, какие-то увлечения и хобби, социально-политические вопросы, [[Фетиш|сексуальные фетиши]] и др. Автору будет нравиться какой-то типаж или определённый характер персонажа — не удивляйтесь, если вы будете встречать его вновь и вновь.
У каждого автора, если он не полный [[МТА]], есть '''свой набор тропов и штампов''', по которым его творчество можно отличить от творчества других коллег по цеху. Автор может любить парочку сюжетных поворотов, и они обнаружатся в каждом его тексте. Автор может любить какую-то тему, и все произведения будут в той или иной мере касаться этой темы: например, какие-то увлечения и хобби, социально-политические вопросы, [[Фетиш|сексуальные фетиши]] и др. Автору будет нравиться какой-то типаж или определённый характер персонажа — не удивляйтесь, если вы будете встречать его вновь и вновь.


Если педаль этого тропа уходит в пол, то развитие сюжета очередной книги/сериала/арки сюжета и последовательность тропов можно предугадывать вплоть до процентов текста/минут хронометража. Таковы, к примеру, Масаси Кисимото (автор Наруто) и детективщица Дарья Донцова.
Если педаль этого тропа уходит в пол, то развитие сюжета очередной книги/сериала/арки сюжета и последовательность тропов можно предугадывать вплоть до процентов текста/минут хронометража. Таковы, к примеру, Масаси Кисимото (автор Наруто) и детективщица Дарья Донцова.
Строка 10: Строка 10:


== Где встречается ==
== Где встречается ==
* [[Авторский набор штампов/Русскоязычная литература|Русскоязычная литература]]
* [[Авторский набор штампов/Иностранная литература|Иностранная литература]]
* [[Авторский набор штампов/Кино|Кино]]
* [[Авторский набор штампов/Телесериалы|Телесериалы]]
* [[Авторский набор штампов/Аниме и манга|Аниме и манга]]
* [[Авторский набор штампов/Видеоигры|Видеоигры]]
* [[Авторский набор штампов/Музыка|Музыка]]
{{Q|Основной рецепт повести у [[Captain Blood: His Odyssey|Сабатини]] таков: имеется главный герой [[О боже, какой мужчина|с импозантной внешностью, благородный, отважный, обаятельный, нравящийся женщинам]], умный, как будто у него в голове суперкомпьютер, и [[Крутой фехтовальщик|виртуозно владеющий шпагой]]. Есть прекрасная девушка из знатной семьи, с которой главный герой обязан в течение всей повести общаться в год по чайной ложке и непременно желать её руки, но [получить таковую] не раньше, чем повесть закончится. Также в наличии как минимум штуки три тупых английских (французских, голландских) чиновников, один из которых отчаянно ухаживает за вышеозначенной девушкой, но не преуспевает в этом (в отличие от догадайтесь, кого?); в остальное время чиновники багровеют, тупят и клянутся уничтожить главного героя, даже если он пять минут назад всеми силами спасал их задницы. Чаще всего также представлен злодей, который должен быть свиреп и неотёсан, с [[Капитан-отморозок|абордажной саблей на боку]] и выводком отморозков-матросов в команде. Ах да, и сюжет. Полный неожиданностей, превратностей судьбы, сражений и удач (благородного дона, конечно же).|Лурк}}
{{Q|Основной рецепт повести у [[Captain Blood: His Odyssey|Сабатини]] таков: имеется главный герой [[О боже, какой мужчина|с импозантной внешностью, благородный, отважный, обаятельный, нравящийся женщинам]], умный, как будто у него в голове суперкомпьютер, и [[Крутой фехтовальщик|виртуозно владеющий шпагой]]. Есть прекрасная девушка из знатной семьи, с которой главный герой обязан в течение всей повести общаться в год по чайной ложке и непременно желать её руки, но [получить таковую] не раньше, чем повесть закончится. Также в наличии как минимум штуки три тупых английских (французских, голландских) чиновников, один из которых отчаянно ухаживает за вышеозначенной девушкой, но не преуспевает в этом (в отличие от догадайтесь, кого?); в остальное время чиновники багровеют, тупят и клянутся уничтожить главного героя, даже если он пять минут назад всеми силами спасал их задницы. Чаще всего также представлен злодей, который должен быть свиреп и неотёсан, с [[Капитан-отморозок|абордажной саблей на боку]] и выводком отморозков-матросов в команде. Ах да, и сюжет. Полный неожиданностей, превратностей судьбы, сражений и удач (благородного дона, конечно же).|Лурк}}


=== [[Театр]] ===
=== [[Театр]] ===
* Александр Николаевич Островский любил делать названиями своих пьес русские пословицы и поговорки: «Свои люди — сочтëмся», «Волки и овцы», «Не в свои сани не садись». Почти все пьесы, кроме исторических хроник, либо про богатую, либо про бедную невесту. Во многих пьесах [[антиреклама спиртного|у персонажей так или иначе проблемы из-за алкоголя]].
* Александр Николаевич Островский любил делать названиями своих пьес русские пословицы и поговорки. Почти все пьесы, кроме исторических хроник, либо про богатую, либо про бедную невесту. Во многих пьесах [[антиреклама спиртного|у персонажей так или иначе проблемы из-за алкоголя]].
* Постановочный почерк Марка Захарова (1933—2019), и в театре, и на телевидении (но и там всё очень театрально), и в кино (где получается, по словам одного критика, «Кино-Театр»):
* Постановочный почерк Марка Захарова (1933—2019), и в театре, и на телевидении (но и там всё очень театрально), и в кино (где получается, по словам одного критика, «Кино-Театр»):
** [[вывих мозга]], всевозможные «режиссёрские штучки»;
** [[вывих мозга]], всевозможные «режиссёрские штучки»;
Строка 27: Строка 19:
** вообще особые вставные номера, которые порой, казалось бы, ни к селу ни к городу (например, что это за слуги/охранники/бандиты в саду графа Альмавивы, один из которых имитирует крик ночной птицы, а другой, задолбавшись этим, вырубает имитатора здоровенной дубиной?!);
** вообще особые вставные номера, которые порой, казалось бы, ни к селу ни к городу (например, что это за слуги/охранники/бандиты в саду графа Альмавивы, один из которых имитирует крик ночной птицы, а другой, задолбавшись этим, вырубает имитатора здоровенной дубиной?!);
** герой-[[трикстер]], который [[тарахтит, как пулемёт]];
** герой-[[трикстер]], который [[тарахтит, как пулемёт]];
** вставные вокальные и/или танцевальные номера «около темы», которые порой неслабо так давят на психику; и если песни — то чаще всего на стихи Юлия Черсановича Кима;
** вставные вокальные и/или танцевальные номера «около темы», которые порой неслабо так давят на психику; и если песни — то чаще всего на стихи Юлия Черсановича Кима;
** вообще постмодернистская стилистика «коллажа», [[солянка из отсылок]], с периодическим вкраплением [[бонус для гениев|бонусов для гениев]];
** вообще постмодернистская стилистика «коллажа», [[солянка из отсылок]], с периодическим вкраплением [[бонус для гениев|бонусов для гениев]];
** повсеместные отсылки к стилистике комедии дель арте (опять же, [[бонус для гениев|для тех, кто знает, что это такое]]);
** повсеместные отсылки к стилистике комедии дель арте;
** особенным образом поданная эксцентрика (например, глубокомысленно и аллегорически сказав «Зима будет долгой», шварцевский архивариус Шарлемань вполне может вдруг напялить себе на голову [[анахронизм|ондатровую зимнюю шапку конца XX века]]; или граф Альмавива, крикнув супруге «Я выломаю вашу дверь… нет, я взорву её!», [[литерал (приём комизма)|действительно закладывает под дверь динамит]], это в восемнадцатом-то веке!);
** особенным образом поданная эксцентрика (например, глубокомысленно и аллегорически сказав «Зима будет долгой», шварцевский архивариус Шарлемань вполне может вдруг напялить себе на голову [[анахронизм|ондатровую зимнюю шапку конца XX века]]; или граф Альмавива, крикнув супруге «Я выломаю вашу дверь… нет, я взорву её!», [[литерал (приём комизма)|действительно закладывает под дверь динамит]], это в восемнадцатом-то веке!);
** остраннение происходящего, «обляпывание его условностью», отчего происходит некоторый уход от формального психологического правдоподобия — действо превращается в «петрушечное шоу», где всего много и «[[Педаль в пол|всё]] [[Педаль в асфальт|чересчур]]»;
** остраннение происходящего, «обляпывание его условностью», отчего происходит некоторый уход от формального психологического правдоподобия — действо превращается в «петрушечное шоу», где всего много и «[[Педаль в пол|всё]] [[Педаль в асфальт|чересчур]]»;
** «обсасывание со всех сторон» классического текста инсценируемого/экранизируемого произведения, извлечение из него всего, чего только можно; порой — и текстовые отсебятины (или поощрение таковых у актёров);
** «обсасывание со всех сторон» классического текста инсценируемого/экранизируемого произведения, извлечение из него всего, чего только можно; порой — и текстовые отсебятины (или поощрение таковых у актёров);
** как правило, либо депрессивные/беспокоящие (иль хотя бы «медитативные») сцены, либо уж саркастическая сатиричность (в последнюю иногда втискиваются политические «[[На тебе!|натебейки]]» — взять хоть лжевеликана Глюма, который, выпивая с «представителями простого народа», возглашает «НАМ НУЖНЫ ГЕРОИ!», или, скажем, вескую фразу одного из горожан о Драконе: «Он навёл порядок!»);
** как правило, либо депрессивные/беспокоящие (иль хотя бы «медитативные») сцены, либо уж саркастическая сатиричность (в последнюю иногда втискиваются политические «[[На тебе!|натебейки]]» — взять хоть лжевеликана Глюма, который, выпивая с «представителями простого народа», возглашает «НАМ НУЖНЫ ГЕРОИ!», или, скажем, вескую фразу одного из горожан о Драконе: «Он навёл порядок!»);
** и — сексуальные темы, СЕКСУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ!!!! Насчёт захаровской «сексуальной озабоченности» даже появлялись текстовые пародии в журнале «Крокодил» и на 16-й (юмористической) полосе «Литературной газеты». Да что там говорить, он даже родную дочь снял в фильме топлесс, и это в советские (пусть и перестроечные) времена.
** и — сексуальные темы, СЕКСУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ!!!! Насчёт захаровской «сексуальной озабоченности» даже появлялись текстовые пародии в журнале «Крокодил» и на 16-й (юмористической) полосе «Литературной газеты». Да что там говорить, он даже родную дочь снял в фильме топлесс, и это в советские (пусть и перестроечные) времена.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===


=== Критика ===
==== Русскоязычная ====
''Подстатья [[Авторский набор штампов/Русскоязычная литература]]''
 
==== На других языках ====
''Подстатья [[Авторский набор штампов/Иностранная литература]]''
 
=== Литературная критика ===
{{Q|…[[Коронная фраза|это у него постоянно]].|К. И. Чуковский}}
{{Q|…[[Коронная фраза|это у него постоянно]].|К. И. Чуковский}}
* Почитайте критические статьи Корнея [[Чуковский|Чуковского]], особенно дореволюционные и первых послереволюционных лет. Любил Корней Иванович долго и со вкусом потоптаться по сабжу, затрагивая самых разных авторов (даже американским комиксам «прилетело» от него).
* Почитайте критические статьи Корнея [[Чуковский|Чуковского]], особенно дореволюционные и первых послереволюционных лет. Любил Корней Иванович долго и со вкусом потоптаться по сабжу, затрагивая самых разных авторов (даже американским комиксам «прилетело» от него).
* Кинокритик Сергей Кудрявцев (род. 1956) — один из тех, кто резко выделялся на общем фоне критики 1980-х — 1990гг., наряду, скажем, с неповторимым Алексеем Ерохиным. Оба были жанрово всеядны; вот только Ерохин — парадоксально мыслящий и необычно пишущий enfant terrible, а Кудрявцев — эрудит, эстет и любитель всяческих [[басня|басен]]. И именно Кудрявцев, наряду с немногими прочими, начинал ''по-настоящему'' знакомить советскую публику с западным кинематографом. По-настоящему, то есть глубоко и информативно, и при этом без примочек в духе «[[Ковбой Бибоп за своим компьютером]]» и «[[Это плохо, понятно?|Вся эта буржуазная кинобурда]], со „Звёздных войн“ и „Рэмбо“ начиная — проявление лживости, манипуляторства и конформизма, насаждавшихся крупным капиталом». Ни крошки подобного, плюс свежий (даже «вечнозелёный») стиль, плюс ум без умничанья, плюс умение писать незанудно, так что от текстов не воротит с души и не хочется их, обматерив, отбросить. Результат: кудрявцевские рецензии и обзоры ощущались в дни «перестройки» (и сразу после неё) как глоток свежего воздуха; да что там — Кудрявцева уважал даже известный насмешник Алекс Экслер, хоть и постёбывал его немного!.. Но одна бьющая в глаза черта, тянущая на сабж статьи, у Сергея Валентиновича была и остаётся: '''перечисления через запятую''', в том числе и нагромождения синонимов, но не только. Ну вот не мог он без этого. Ярче всего заметно в его рецензии на бергмановскую «Персону» (фильм — 1966, рецензия — конец 1980-х): «В этом фильме в ''сжатой, концентрированной, лаконичной'' форме выражен весь комплекс ''идей, внутренних переживаний, навязчивых желаний'' художника… Фильм кажется невероятно ''загадочным, зашифрованным, усложнённым, многозначным, непостижимым''… И одновременно (…) — ''простым, ясным, строгим''…».
 
=== [[Кино]] ===
''Подстатья «[[Авторский набор штампов/Кино]]»''
 
=== [[Телесериалы]] ===
 
==== Отечественные сериалы ====
* Творчество шоураннера Е. Любинского по сценарным схемам И. Куликова. Если это комедия — то она будет запредельно тупой ([[нарочито плохо|намеренно]]), она скопирует все худшие западные образцы; там будет пердёж, идиотничанье, петросянство и т. п. А если это не комедия, то, во-первых, [[разрядка смехом]] всё равно будет регулярной (и как правило, гораздо более талантливой); во-вторых, периодически будут случаться странные (и на первый взгляд мало имеющие касательства к делу) философские диалоги [[типа я Тарантино|а-ля Тарантино]]; в-третьих, будут неоднократные и довольно тонкие [[отсылка|отсылки]] к западным фильмам, сериалам и комиксам; в четвёртых, авторы постараются выстебать (или хотя бы просто в деталях показать) абсолютно каждую черту 2000-х — 2010годов, переберут по очереди все «знаки эпохи»; и в-пятых, время от времени зритель увидит, как кого-то долго, зверски и смачно избивают. А ещё — опять же в некомедийных образцах — авторам не будет давать покоя тема [[вигилант]]ства.
* Творчество шоураннеров В. Опалёва, В. Ряшина, А. Тартакова, Ю. Осипова и В. Фишер: «Бомбила», «Братаны», «Дельта», «Легавый», «Лесник», «Марьина роща», «Ментовские войны», «Судья», «Учитель в законе». [[Дофига персонажей]] — если мы имеем дело не с минисериалом, как, например, «Судья». Ни один персонаж, даже эпизодический, не является совсем-то уж проходным — он непременно хоть чуть-чуть да раскрыт, прописан. В каждом сериале обязательно есть крутые ребята, умеющие грамотно дать в рыло. [[Умереть может каждый]]. Второстепенных, а иногда и первостепенных персонажей убивают направо и налево, прямо какой-то [[Фанская кличка|конвейер смерти]]! Действие чаще всего происходит в 2000-х или в 2010-х — но порой в сюжете начинается разборка буквально в стиле лихих 1990-х. Похоже, авторы опасаются, что в противном случае истории будут выглядеть «детскими», понарошечными, несерьёзными.
** Заметен некоторый уклон в exploitation: могут очень затянуть сцену агонии персонажа, или его унижений, издевательств над ним. Подробно показывается сломанность женской психики после того, как [[изнасилование — худшее из зол|женщина подверглась изнасилованию]].
** Также педалируется тема смерти, очень долго длятся сцены на кладбищах, а также сцены горя близких, оплакивания умерших. Эпизоды поминок тоже будут длинными, поминальные речи — пространными.
** Регулярно кого-то [[похищение|похищают]] и принудительно [[заложник|держат взаперти]]. Подобным образом могут поступить как отрицательные, так и [условно] положительные персонажи.
** Среди постоянных тем — криминал, а также [[оборотни в погонах]] и/или [[полиция без белых перчаток]].
** Авторы любят троп «[[Кармическая справедливость]]» в варианте «[[Смерть от кармы]]» («зло пожралось злом»).
** Некоторые имена персонажей — и нередко имена, легшие в основу их отчеств и фамилий, — что называется, «возвращают к корням»: Емельян, Захар, Игнат, Матвей, Прохор, Степан, Терентий и т. п.
** В некоторых их сериалах часть сезонов — длинные (скажем, 32-серийные или 24-серийные), и каждый такой сезон стандартно разбивается на две официальные арки (скажем, по 16 серий; реже по 12), Такой сезон выходит в эфир не вдруг, не одним куском, а по частям, с паузой перед второй аркой — но при этом две его половинки всё равно считаются «двумя арками внутри одного и того же сезона», а не «двумя маленькими отдельными сезонами». Даже нумерация серий внутри каждого такого «разорванного надвое» сезона — единая, хотя в каждой арке рассказывается, в общем-то, отдельная история из жизни тех же главных героев. Характерные примеры: «Братаны», «Бомбила», «Учитель в законе».
** А некоторые другие сериалы этих авторов целиком состоят из множества коротких фильмов, по две (реже по три или четыре) серии каждый. Эти фильмы идут один за другим и связаны общей канвой и главными героями. Примеры: «Лесник», «Дельта», «Ментовские войны».
* Валерия Гай-Германика — фильмы и сериалы про школьную жизнь. Только [[буллинг]], только хардкор! До абсурда, потому, что кроме драк, пьянок и беспорядочных половых связей ее школьникам вообще ничего не интересно.
** Что характерно, из всех российских режиссёров именно она никогда не ходила в школу.
** В промежутках между историями про школьников Германика выпустила две работы про женщин бальзаковского возраста — короткометражку «Сёстры» и сериал «Краткий курс счастливой жизни». И здесь всё сводилось к одному: в первом случае — к пьянкам, во втором — к сексу.
 
==== Зарубежные сериалы ====
* Творчество команды сценаристов «[[Arrow|Стрелы]]» и «[[Флэш]]а», а также других [[спин-офф]]ов. Поток страдашек и непонимашек, много [[Дешевая драма|дешевой драмы]], нескончаемый поток крутых злодеев, которых, однако, очень быстро сливают.
* Джосс Уэдон любит убить сюжетно важного героя «напрасной» смертью, лишенной всякого пафоса.
** Фирменный джоссуэдоновский стиль диалогов, когда персонажи разговаривают, как люди, которым диалоги писал этот тип, ну вы знаете, который пишет такие диалоги, как будто их написал Джосс Уэдон.
** А ещё, хоть это и не является собственно произведениями, Джосс любит рассказывать фэнам всяческие детали созданных им миров и тем опровергать фэнские теории. Это происходило настолько часто, что на TVTropes в честь этого даже создали троп «заджоссить» (Jossed).
** Команда разнопёстрых раздолбаев из рук вон плохо ладит между собой, но все же спасает мир. У Джоссса есть только два фильма, где к этому не сводится сюжет: «Много шума из ничего» (Шекспир же!) и «[[Cabin In The Woods|Хижина в лесу]]» (мир не спасли).
* «Бэтмен» 1960-х. Каждая двухсерийная арка начинается с бытовой сцены из жизни обыкновенного готэмского миллионера Брюса Уэйна и его воспитанника Дика Грейсона. После телефонного звонка по прямому бэтфону оба прыгают в потайную комнату, а затем после опенинга предстают как Бэтмен и Робин. В этих образах они едут на бэтмобиле в мэрию или на место преступления. Обычно у злодея не более 4-х подручных (хотя в 3 м сезоне и по 5-7, чтобы уравновесить силы, т. к. добавилась Бэтгерл). Все первые серии арки завершаются на самом интересном месте. Обычно, когда Бэтмен и/или Робин попадают в ловушку, что обычно подсвечивает закадровый голос (в духе тогдашних сериалов). В каждой арке есть как минимум одна большая драка с мультяшно-комиксными подписями. Среди деталей все яркое, а везде, где можно, и где нельзя имеются поясняющие надписи. Также Бэтмен любит порассуждать на тему что такое хорошо и что такое плохо (обычно когда лезут в окно). А еще полиция всегда бессильна. Почти каждое дело начинается с разговора верхушки города о том, что без Бэтмена не обойтись. Перед этим (примерно через раз) кто-то из постоянных или одноразовых антагонистов совершает обычное преступление (в роде кражи), но в своем неповторимом стиле. А еще многие локации откровенно «игрушечные».
** Ах, да, Бэтгерл! [[Дева в беде|Её постоянно захватывают и связывают]]. Иной раз она прямо запрыгивает на руки похитителям, чтобы удобнее было!
** А в полнометражном фильме мультяшных подписей не было… до самого финала. [[Самопародия]], не иначе.
** Другие «Бэтмены» — 1943 (так и называется «Бэтмен») и 1949 гг («Бэтмен и Робин»). Главгад не из комиксов, а «авторский», т. е. придуманный авторами сериала. Одна серия — один этап хитрого плана главгада. Часто серия заканчивается попаданием Бэтмена в смертельную ловушку. Следующая же начинается с его чудесного спасения. В обоих сериалах Уэйн гримируется и внедряется к злодеям. В обоих кроме мордобития никаких чудес, с редкими исключениями. А еще при небольшом бюджете в кадре так и норовят что-то взорвать — чем чаще, тем лучше. В сериале 1943 г. все драки поставлены плохо. В сериале 1949 г. — уже лучше.
* «[[Она написала убийство]]». Во-первых, чувствуется своего рода подражательство традициям Агаты Кристи. В каждой серии самым первым подозреваемым отыгрывается «это не я». При этом накануне в 90 % случаев он крепко ссорится с убитым, либо всегда испытывал к нему давнюю неприязнь. Иногда показывают даже псевдоубийство в духе: ссора, один из персонажей достает пистолет и целится в оппонента, звучит выстрел (либо за кадром, либо пистолет показан крупно). А потом миссис Флетчер выясняет, что тот пистолет был с холостыми патронами, а ссора и убийство произошли в разных комнатах. Преступником всегда оказывается кто-то «из своих» для данного места действия серии (исключений почти нет). Также убийца приводит в действие некий хитрый план и старается кого-то подставить. Но миссис Флетчер обычно находит в нем прорехи за счет мелочей. Также если миссис Флетчер куда-то приехала — ждите труп, т. е. она — [[магнит для неприятностей]]. С другой стороны, про поездку писательницы, которая обошлась без криминальных происшествий, не будут снимать серию детективного сериала. Кстати, если главным героем является не миссис Флетчер, а кто-то из ее друзей или родственников, то предыдущие штампы в том или ином виде тоже будут присутствовать. Плюс протагонист будет вести расследование, чтобы оправдаться в ложном обвинении. Кроме того, ближе к началу всегда будет сцена, выглядящая странной или нелепой, а ближе к концу, в свете новых фактов, миссис Флетчер неожиданно вспомнит об этой сцене, застынет с потрясённым лицом, произнесёт загадочную фразу — и следующая сцена уже будет посвящена разоблачению убийцы.
* «[[Коломбо]]» — в самом начале серии нам раскрывают мотивацию убийцы и сам процесс. После чего на сцену выпускают Коломбо дабы он тонко троллил убийцу под видом «ещё одного вопроса для отчёта». В итоге, преступник неизбежно ошибается и доблестный лейтенант выводит его на чистую воду.
* «[[Доктор Кто]]»:
** Стивен Моффат очень любит обманывать смерть и воскрешать героинь средствами научной фантастики. А ещё фанаты иногда обвиняют его в том, что любая сильная женщина со временем превращается в Мэри-Сью, без которой рухнула бы вся вселенная. И все его протагонисты обязаны любить детей.
** А Крис Чибнелл, как [https://vk.com/wall-183252463_20131 подметили] зрители «Доктора» и «Убийства на пляже», любит «кидаться детьми».
** Сериал обожает вводить односерийных спутников и делать активные намёки на то, что эти спутники отправятся вместе с Доктором исследовать вселенную… и умирают в той же серии, в которой появились(Путешествие проклятых, Дочь Доктора, Комплекс бога).
** А ещё сериал узаконил Deus Ex Machina как сам собой разумеющийся сюжетный поворот. Доктор может всё.
* Говард Гордон и Алекс Ганса. Герои обычно побитые жизнью люди, из-за своей работы в спецслужбах не могут наладить свою личную жизнь. Их близкие часто умирают. Враги чаще всего преследуют вполне добрые цели и у них есть веские основание не любить Америку. Среди американского правительства появляется группа недовольных политикой президента, но их лидер переходит на сторону героев когда его подчинённые решают убить лидера США. А в конце ГГ вынужден бежать из страны.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* Ральф Бакши — в основном работал в жанрах криминал, сатира и фэнтези. Частое использование технологии ротоскопирования (персонажи обрисованы с реальных актёров), примирение комбинированных съёмок и меняющейся стиль рисовки (даже если это один и тот же мульт). Также традиционно для Бакши: жестокость, кровь, карикатурные и оскорбительные образы (в частности чернокожих, итальянцев, трансвеститов, геев и евреев), убойный саундтрек, демонстрация половых органов — [[сиськи — это смешно|сиськи возведены в целый культ]]. Порой, а то и на протяжении всего времени, на экране происходит полная дичь. Затрагивание тем расизма, произвола полиции, секса и наркотиков.  
* Ральф Бакши — в основном работал в жанрах криминал, сатира и фэнтези. Частое использование технологии ротоскопирования (персонажи обрисованы с реальных актёров), примирение комбинированных съёмок и меняющейся стиль рисовки (даже если это один и тот же мульт). Также традиционно для Бакши: жестокость, кровь, карикатурные и оскорбительные образы (в частности чернокожих, итальянцев, трансвеститов, геев и евреев), убойный саундтрек, демонстрация половых органов — [[сиськи — это смешно|сиськи возведены в целый культ]]. Порой, а то и на протяжении всего времени, на экране происходит полная дичь. Затрагивание тем расизма, произвола полиции, секса и наркотиков.  
* Дон Блут — главные герои мыши (реже — другие смешные зверьки), криповые сцены и взрослые посылы при в целом детском сюжете. Нередки отсылки к царской России.
* Дон Блут — главные герои мыши (реже — другие смешные зверьки), криповые сцены и взрослые посылы при в целом детском сюжете. Нередки отсылки к царской России.
* Текс Эйвери. Мультфильмы рисованные юмористические и сатирические. Сюжет обычно как минимум на грани антисюжета. Мультяшная физика по полной программе. Отсылки и пародии — полно, на все, до чего «дотянулся». Некоторые предметы пародий забыты, либо помнят их благодаря Эйвери, либо в сознаниии современных людей оригинал и пародия живут независимо друг от друга. При каждом удобном случае разрушается четвертая стена. Иногда в рамках «разрушения» кто-то может немного поговорить надписями. Иногда надписи в локации обращены не к персонажам, а к зрителям. Литерал также достаточно часто. В каждом мультике норовил впихнуть фразу «придерживайте шляпы/шапки, сейчас начнется/повторится» (отсылка на тогдашний анекдот<ref>Анекдот кончался тем, что старший из трёх маленьких детей-реднеков, в лютый холод спящих в шапках в одной постели с папой и мамой, еле слышно говорил двум своим братьям: «Придерживайте шапки, сейчас они [отец и мать] опять начнут».</ref>). Не всегда получалось — часто выбрасывали, изредка попадало в урезанном виде «придерживайте шляпы» и все.
* Текс Эйвери. Мультфильмы рисованные юмористические и сатирические. Сюжет обычно как минимум на грани антисюжета. Мультяшная физика по полной программе. Отсылки и пародии — полно, на все, до чего «дотянулся». Некоторые предметы пародий забыты, либо помнят их благодаря Эйвери, либо в сознаниии современных людей оригинал и пародия живут независимо друг от друга. При каждом удобном случае разрушается четвертая стена. Иногда в рамках «разрушения» кто-то может немного поговорить надписями. Иногда надписи в локации обращены не к персонажам, а к зрителям. Литерал также достаточно часто. В каждом мультике норовил впихнуть фразу «придерживайте шляпы/шапки, сейчас начнется/повторится» (отсылка на тогдашний анекдот<ref>Анекдот кончался тем, что старший из трёх маленьких детей-реднеков, в лютый холод спящих в шапках в одной постели с папой и мамой, еле слышно говорил двум своим братьям: «Придерживайте шапки, сейчас они [отец и мать] опять начнут».</ref>). Не всегда получалось — часто выбрасывали, изредка попадало в урезанном виде «придерживайте шляпы» и все.
* Роберт Саакянц — [[Вывих мозга|<s>вывих</s> открытый перелом мозга]], сюжеты на фольклорную или сатирическую тематику, нарочитые [[анахронизм]]ы. Иногда что-то пародируется.
* Роберт Саакянц — [[Вывих мозга|<s>вывих</s> открытый перелом мозга]], сюжеты на фольклорную или сатирическую тематику, нарочитые [[анахронизм]]ы. Иногда что-то пародируется.
* Рейн Раамат — одно слово: гримдарк. Часто брал понравившиеся ему картины в стиле модерн и превращал в истории.
* Рейн Раамат — одно слово: гримдарк. Часто брал понравившиеся ему картины в стиле модерн и превращал в истории.
* Ричард Уильямс — перфекционизм, тотальная анимация (т. е. анимация не только персонажей, но и фона и вообще всего, что можно), 24 кадра в секунду (в смысле — 24 ''разных'' кадра)… и узоры в виде шахматных клеток. Как можно больше шахматных клеток!
* Ричард Уильямс — перфекционизм, тотальная анимация (т. е. анимация не только персонажей, но и фона и вообще всего, что можно), 24 кадра в секунду (в смысле — 24 ''разных'' кадра)… и узоры в виде шахматных клеток. Как можно больше шахматных клеток!
* Говорим о [[RWBY|Монти]] [https://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/WebAnimation/DeadFantasy Оуме] — подразумеваем [[Дуэльное порно|лихие драки]] и [[Бой-девка|бой-девок]] во множественном числе.
* Говорим о [[RWBY|Монти]] [https://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/WebAnimation/DeadFantasy Оуме] подразумеваем [[Дуэльное порно|лихие драки]] и [[Бой-девка|бой-девок]] во множественном числе.
* Давид Черкасский — комбинирование анимации с живими съёмками, куча музыкальных номеров, обилие визуального юмора, буффонады, ну и характерная причудливая рисовка (большие носы, выпуклые глаза, длинные зубы и выпирающие подбородки у персонажей). Гротескный облик персонажей сочетается с виртуозной игрой с перспективой, тут сказывается образование мультипликатора — не художественное, а архитектурное.
* Давид Черкасский — комбинирование анимации с живими съёмками, куча музыкальных номеров, обилие визуального юмора, буффонады, ну и характерная причудливая рисовка (большие носы, выпуклые глаза, длинные зубы и выпирающие подбородки у персонажей). Гротескный облик персонажей сочетается с виртуозной игрой с перспективой, тут сказывается образование мультипликатора — не художественное, а архитектурное.


=== [[Комиксы]] ===
=== [[Комиксы]] ===
* Уоррен Эллис. ГГ имеет конфликт с властями. Он циничен, временами маргинален. Часто совершает не очень героические поступки. Правительство и церковь представлены коррумпированными или некомпетентными, но все же поддерживают хоть какой то порядок. Мир плох, но в нем можно хоть как то жить. Появляется персонаж пытающийся изменить сложившуюся ситуацию, но оказывается ещё хуже. Намного хуже, так что читатели задаются вопросом, а не лучше оставить все как есть. Или же что люди заслужили все выпавшие на их голову невзгоды. Также поднимаются темы биоаугментаций и изменения тела.
* Уоррен Эллис. ГГ имеет конфликт с властями. Он циничен, временами маргинален. Часто совершает не очень героические поступки. Правительство и церковь представлены коррумпированными или некомпетентными, но все же поддерживают хоть какой то порядок. Мир плох, но в нем можно хоть как то жить. Появляется персонаж пытающийся изменить сложившуюся ситуацию, но оказывается ещё хуже. Намного хуже, так что читатели задаются вопросом, а не лучше оставить все как есть. Или же что люди заслужили все выпавшие на их голову невзгоды. Также поднимаются темы биоаргументаций и изменения тела.
* Гарт Эннис. Чернуха. Главные герои много говорят о военном деле, а в самих комиксах показаны реальные войны. (Гарт Эннис увлекается военной истории.) При этом солдаты всех сторон показаны реалистично, плохих солдат нет. Даже [[Эти злобные русские |русский]] [[Генерал Потрошиллинг|генерал Потрошиллинг]] имеет [[антизлодей |весомые]] [[верность до конца |героические]] [[Вам хорошо осуждать |качества]]. Много внимания уделяется искаженной войной психике солдат. Так же Эннис в почти что всех комиксах восхищается [[Американская мечта |американским народом]], иногда ещё и русским. Но много в комиксах Гарта Энниса и ненависти (не просто много а почти полностью забиты). В число того входят:
* Гарт Эннис. Чернуха. Главные герои много говорят о военном деле, а в самих комиксах показаны реальные войны. (Гарт Эннис увлекается военной истории.) При этом солдаты всех сторон показаны реалистично, плохих солдат нет. Даже [[Эти злобные русские |русский]] [[Генерал Потрошиллинг|генерал Потрошиллинг]] имеет [[антизлодей |весомые]] [[верность до конца |героические]] [[Вам хорошо осуждать |качества]]. Много внимания уделяется искаженной войной психике солдат. Так же Эннис в почти что всех комиксах восхищается [[Американская мечта |американским народом]], иногда ещё и русским. Но много в комиксах Гарта Энниса и ненависти (не просто много а почти полность забиты). В число того входят:
** Супергерои. Особенно Капитан Америка, которого Эннис ненавидит за искажение реалий Второй Мировой войны, и Росомаху. Единственный исключением является [[Бедный злодей |Супермен]].
** Супергерои. Особенно Капитан Америка, которого Эннис ненавидит за искажение реалий Второй Мировой войны, и Росомаху. Единственный исключением является [[Бедный злодей |Супермен]].
** Бог и всю религию.
** Бог и всю религию.
Строка 65: Строка 101:
** Крупные компании.
** Крупные компании.
** Работорговцев.
** Работорговцев.
* Энрико Мариани. Закрученный сюжет с тайными обществами и конспирологией. ГГ - всегда крутой [[козел с золотым сердцем]], чаще всего и антигерой. Почти всегда обладает [[Крутая борода|бородой-эспаньолкой]] или просто недельной щетиной. Бонусом идет мультяшная рисовка, которая [[Детям это смотреть нельзя!/Комиксы|успешно скрывает]] весьма взрослый контент.
* Энрико Мариани. Закрученный сюжет с тайными обществами и конспирологией. ГГ - всегда крутой [[козел с золотым сердцем]], чаще всего и антигерой. Почти всегда обладает [[Крутая борода|бородой-эспальолкой]] или просто недельной щетиной. Бонусом идет мультяшная рисовка, которая [[Детям это смотреть нельзя!/Комиксы|успешно скрывает]] весьма взрослый контент.


==== Веб-комиксы ====
==== Веб-комиксы ====
* Татьяна '''Octane''' Бойко («[[Бударан]]», «[[Некромантийя]]») — мрачноватый стиль, отдающий советским психоделом (педаль в магму продавливает серия «Душа возвращается на землю»), персонажи с [[Какая отвратительная рожа!|очень выразительной внешностью]], деконструкция сказочных и фэнтезийных штампов, [[Натурализм]] и целый склад [[Высокоточный матснаряд|матснарядов]] [[Матомная бомба|разного]] [[Термоматерная боеголовка|калибра]].
* Татьяна '''Octane''' Бойко («[[Бударан]]», «[[Некромантийя]]») мрачноватый стиль, отдающий советским психоделом (педаль в магму продавливает серия «Душа возвращается на землю»), персонажи с [[Какая отвратительная рожа!|очень выразительной внешностью]], деконструкция сказочных и фэнтезийных штампов, [[Натурализм]] и целый склад [[Высокоточный матснаряд|матснарядов]] [[Матомная бомба|разного]] [[Термоматерная боеголовка|калибра]].
 
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
''Подстатья «[[Авторский набор штампов/Аниме и манга]]»''
 
=== [[Видеоигры]] ===
''Подстатья «[[Авторский набор штампов/Видеоигры]]»''
 
=== [[Музыка]] ===
''Подстатья «[[Авторский набор штампов/Музыка]]»''


== Примечания ==
== Примечания ==

Версия 23:00, 26 марта 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Signature Style, Author Appeal. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Тригорин выработал себе приёмы, ему легко. »
— А. П. Чехов, «Чайка»
« Стоп, он тоже наносит травму головы главному герою? Тот же удар в конце, те же переодевания, даже парик тот же. Только немного цвет другой. Тот же юмор, который строится просто на факте, что мужик лобызается с переодетым мужиком, то же самое насилие над ухажерами, и абсолютно из ничего взявшаяся любовь. Всё сходилось, это был он. »
— BadComedian о двух фильмах Вайсберга

У каждого автора, если он не полный МТА, есть свой набор тропов и штампов, по которым его творчество можно отличить от творчества других коллег по цеху. Автор может любить парочку сюжетных поворотов, и они обнаружатся в каждом его тексте. Автор может любить какую-то тему, и все произведения будут в той или иной мере касаться этой темы: например, какие-то увлечения и хобби, социально-политические вопросы, сексуальные фетиши и др. Автору будет нравиться какой-то типаж или определённый характер персонажа — не удивляйтесь, если вы будете встречать его вновь и вновь.

Если педаль этого тропа уходит в пол, то развитие сюжета очередной книги/сериала/арки сюжета и последовательность тропов можно предугадывать вплоть до процентов текста/минут хронометража. Таковы, к примеру, Масаси Кисимото (автор Наруто) и детективщица Дарья Донцова.

Смежным тропом является такое понятие, как «Студия-поджанр».

Где встречается

« Основной рецепт повести у Сабатини таков: имеется главный герой с импозантной внешностью, благородный, отважный, обаятельный, нравящийся женщинам, умный, как будто у него в голове суперкомпьютер, и виртуозно владеющий шпагой. Есть прекрасная девушка из знатной семьи, с которой главный герой обязан в течение всей повести общаться в год по чайной ложке и непременно желать её руки, но [получить таковую] не раньше, чем повесть закончится. Также в наличии как минимум штуки три тупых английских (французских, голландских) чиновников, один из которых отчаянно ухаживает за вышеозначенной девушкой, но не преуспевает в этом (в отличие от догадайтесь, кого?); в остальное время чиновники багровеют, тупят и клянутся уничтожить главного героя, даже если он пять минут назад всеми силами спасал их задницы. Чаще всего также представлен злодей, который должен быть свиреп и неотёсан, с абордажной саблей на боку и выводком отморозков-матросов в команде. Ах да, и сюжет. Полный неожиданностей, превратностей судьбы, сражений и удач (благородного дона, конечно же). »
— Лурк

Театр

  • Александр Николаевич Островский любил делать названиями своих пьес русские пословицы и поговорки. Почти все пьесы, кроме исторических хроник, либо про богатую, либо про бедную невесту. Во многих пьесах у персонажей так или иначе проблемы из-за алкоголя.
  • Постановочный почерк Марка Захарова (1933—2019), и в театре, и на телевидении (но и там всё очень театрально), и в кино (где получается, по словам одного критика, «Кино-Театр»):
    • вывих мозга, всевозможные «режиссёрские штучки»;
    • пародийные вставки про «разложение со вкусом»;
    • вообще особые вставные номера, которые порой, казалось бы, ни к селу ни к городу (например, что это за слуги/охранники/бандиты в саду графа Альмавивы, один из которых имитирует крик ночной птицы, а другой, задолбавшись этим, вырубает имитатора здоровенной дубиной?!);
    • герой-трикстер, который тарахтит, как пулемёт;
    • вставные вокальные и/или танцевальные номера «около темы», которые порой неслабо так давят на психику; и если песни — то чаще всего на стихи Юлия Черсановича Кима;
    • вообще постмодернистская стилистика «коллажа», солянка из отсылок, с периодическим вкраплением бонусов для гениев;
    • повсеместные отсылки к стилистике комедии дель арте;
    • особенным образом поданная эксцентрика (например, глубокомысленно и аллегорически сказав «Зима будет долгой», шварцевский архивариус Шарлемань вполне может вдруг напялить себе на голову ондатровую зимнюю шапку конца XX века; или граф Альмавива, крикнув супруге «Я выломаю вашу дверь… нет, я взорву её!», действительно закладывает под дверь динамит, это в восемнадцатом-то веке!);
    • остраннение происходящего, «обляпывание его условностью», отчего происходит некоторый уход от формального психологического правдоподобия — действо превращается в «петрушечное шоу», где всего много и «всё чересчур»;
    • «обсасывание со всех сторон» классического текста инсценируемого/экранизируемого произведения, извлечение из него всего, чего только можно; порой — и текстовые отсебятины (или поощрение таковых у актёров);
    • как правило, либо депрессивные/беспокоящие (иль хотя бы «медитативные») сцены, либо уж саркастическая сатиричность (в последнюю иногда втискиваются политические «натебейки» — взять хоть лжевеликана Глюма, который, выпивая с «представителями простого народа», возглашает «НАМ НУЖНЫ ГЕРОИ!», или, скажем, вескую фразу одного из горожан о Драконе: «Он навёл порядок!»);
    • и — сексуальные темы, СЕКСУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ!!!! Насчёт захаровской «сексуальной озабоченности» даже появлялись текстовые пародии в журнале «Крокодил» и на 16-й (юмористической) полосе «Литературной газеты». Да что там говорить, он даже родную дочь снял в фильме топлесс, и это в советские (пусть и перестроечные) времена.

Литература

Русскоязычная

Подстатья Авторский набор штампов/Русскоязычная литература

На других языках

Подстатья Авторский набор штампов/Иностранная литература

Литературная критика

« это у него постоянно. »
— К. И. Чуковский
  • Почитайте критические статьи Корнея Чуковского, особенно дореволюционные и первых послереволюционных лет. Любил Корней Иванович долго и со вкусом потоптаться по сабжу, затрагивая самых разных авторов (даже американским комиксам «прилетело» от него).

Кино

Подстатья «Авторский набор штампов/Кино»

Телесериалы

Отечественные сериалы

  • Творчество шоураннера Е. Любинского по сценарным схемам И. Куликова. Если это комедия — то она будет запредельно тупой (намеренно), она скопирует все худшие западные образцы; там будет пердёж, идиотничанье, петросянство и т. п. А если это не комедия, то, во-первых, разрядка смехом всё равно будет регулярной (и как правило, гораздо более талантливой); во-вторых, периодически будут случаться странные (и на первый взгляд мало имеющие касательства к делу) философские диалоги а-ля Тарантино; в-третьих, будут неоднократные и довольно тонкие отсылки к западным фильмам, сериалам и комиксам; в четвёртых, авторы постараются выстебать (или хотя бы просто в деталях показать) абсолютно каждую черту 2000-х — 2010-х годов, переберут по очереди все «знаки эпохи»; и в-пятых, время от времени зритель увидит, как кого-то долго, зверски и смачно избивают. А ещё — опять же в некомедийных образцах — авторам не будет давать покоя тема вигилантства.
  • Творчество шоураннеров В. Опалёва, В. Ряшина, А. Тартакова, Ю. Осипова и В. Фишер: «Бомбила», «Братаны», «Дельта», «Легавый», «Лесник», «Марьина роща», «Ментовские войны», «Судья», «Учитель в законе». Дофига персонажей — если мы имеем дело не с минисериалом, как, например, «Судья». Ни один персонаж, даже эпизодический, не является совсем-то уж проходным — он непременно хоть чуть-чуть да раскрыт, прописан. В каждом сериале обязательно есть крутые ребята, умеющие грамотно дать в рыло. Умереть может каждый. Второстепенных, а иногда и первостепенных персонажей убивают направо и налево, прямо какой-то конвейер смерти! Действие чаще всего происходит в 2000-х или в 2010-х — но порой в сюжете начинается разборка буквально в стиле лихих 1990-х. Похоже, авторы опасаются, что в противном случае истории будут выглядеть «детскими», понарошечными, несерьёзными.
    • Заметен некоторый уклон в exploitation: могут очень затянуть сцену агонии персонажа, или его унижений, издевательств над ним. Подробно показывается сломанность женской психики после того, как женщина подверглась изнасилованию.
    • Также педалируется тема смерти, очень долго длятся сцены на кладбищах, а также сцены горя близких, оплакивания умерших. Эпизоды поминок тоже будут длинными, поминальные речи — пространными.
    • Регулярно кого-то похищают и принудительно держат взаперти. Подобным образом могут поступить как отрицательные, так и [условно] положительные персонажи.
    • Среди постоянных тем — криминал, а также оборотни в погонах и/или полиция без белых перчаток.
    • Авторы любят троп «Кармическая справедливость» в варианте «Смерть от кармы» («зло пожралось злом»).
    • Некоторые имена персонажей — и нередко имена, легшие в основу их отчеств и фамилий, — что называется, «возвращают к корням»: Емельян, Захар, Игнат, Матвей, Прохор, Степан, Терентий и т. п.
    • В некоторых их сериалах часть сезонов — длинные (скажем, 32-серийные или 24-серийные), и каждый такой сезон стандартно разбивается на две официальные арки (скажем, по 16 серий; реже по 12), Такой сезон выходит в эфир не вдруг, не одним куском, а по частям, с паузой перед второй аркой — но при этом две его половинки всё равно считаются «двумя арками внутри одного и того же сезона», а не «двумя маленькими отдельными сезонами». Даже нумерация серий внутри каждого такого «разорванного надвое» сезона — единая, хотя в каждой арке рассказывается, в общем-то, отдельная история из жизни тех же главных героев. Характерные примеры: «Братаны», «Бомбила», «Учитель в законе».
    • А некоторые другие сериалы этих авторов целиком состоят из множества коротких фильмов, по две (реже по три или четыре) серии каждый. Эти фильмы идут один за другим и связаны общей канвой и главными героями. Примеры: «Лесник», «Дельта», «Ментовские войны».
  • Валерия Гай-Германика — фильмы и сериалы про школьную жизнь. Только буллинг, только хардкор! До абсурда, потому, что кроме драк, пьянок и беспорядочных половых связей ее школьникам вообще ничего не интересно.
    • Что характерно, из всех российских режиссёров именно она никогда не ходила в школу.
    • В промежутках между историями про школьников Германика выпустила две работы про женщин бальзаковского возраста — короткометражку «Сёстры» и сериал «Краткий курс счастливой жизни». И здесь всё сводилось к одному: в первом случае — к пьянкам, во втором — к сексу.

Зарубежные сериалы

  • Творчество команды сценаристов «Стрелы» и «Флэша», а также других спин-оффов. Поток страдашек и непонимашек, много дешевой драмы, нескончаемый поток крутых злодеев, которых, однако, очень быстро сливают.
  • Джосс Уэдон любит убить сюжетно важного героя «напрасной» смертью, лишенной всякого пафоса.
    • Фирменный джоссуэдоновский стиль диалогов, когда персонажи разговаривают, как люди, которым диалоги писал этот тип, ну вы знаете, который пишет такие диалоги, как будто их написал Джосс Уэдон.
    • А ещё, хоть это и не является собственно произведениями, Джосс любит рассказывать фэнам всяческие детали созданных им миров и тем опровергать фэнские теории. Это происходило настолько часто, что на TVTropes в честь этого даже создали троп «заджоссить» (Jossed).
    • Команда разнопёстрых раздолбаев из рук вон плохо ладит между собой, но все же спасает мир. У Джоссса есть только два фильма, где к этому не сводится сюжет: «Много шума из ничего» (Шекспир же!) и «Хижина в лесу» (мир не спасли).
  • «Бэтмен» 1960-х. Каждая двухсерийная арка начинается с бытовой сцены из жизни обыкновенного готэмского миллионера Брюса Уэйна и его воспитанника Дика Грейсона. После телефонного звонка по прямому бэтфону оба прыгают в потайную комнату, а затем после опенинга предстают как Бэтмен и Робин. В этих образах они едут на бэтмобиле в мэрию или на место преступления. Обычно у злодея не более 4-х подручных (хотя в 3 м сезоне и по 5-7, чтобы уравновесить силы, т. к. добавилась Бэтгерл). Все первые серии арки завершаются на самом интересном месте. Обычно, когда Бэтмен и/или Робин попадают в ловушку, что обычно подсвечивает закадровый голос (в духе тогдашних сериалов). В каждой арке есть как минимум одна большая драка с мультяшно-комиксными подписями. Среди деталей все яркое, а везде, где можно, и где нельзя имеются поясняющие надписи. Также Бэтмен любит порассуждать на тему что такое хорошо и что такое плохо (обычно когда лезут в окно). А еще полиция всегда бессильна. Почти каждое дело начинается с разговора верхушки города о том, что без Бэтмена не обойтись. Перед этим (примерно через раз) кто-то из постоянных или одноразовых антагонистов совершает обычное преступление (в роде кражи), но в своем неповторимом стиле. А еще многие локации откровенно «игрушечные».
    • Ах, да, Бэтгерл! Её постоянно захватывают и связывают. Иной раз она прямо запрыгивает на руки похитителям, чтобы удобнее было!
    • А в полнометражном фильме мультяшных подписей не было… до самого финала. Самопародия, не иначе.
    • Другие «Бэтмены» — 1943 (так и называется «Бэтмен») и 1949 гг («Бэтмен и Робин»). Главгад не из комиксов, а «авторский», т. е. придуманный авторами сериала. Одна серия — один этап хитрого плана главгада. Часто серия заканчивается попаданием Бэтмена в смертельную ловушку. Следующая же начинается с его чудесного спасения. В обоих сериалах Уэйн гримируется и внедряется к злодеям. В обоих кроме мордобития никаких чудес, с редкими исключениями. А еще при небольшом бюджете в кадре так и норовят что-то взорвать — чем чаще, тем лучше. В сериале 1943 г. все драки поставлены плохо. В сериале 1949 г. — уже лучше.
  • «Она написала убийство». Во-первых, чувствуется своего рода подражательство традициям Агаты Кристи. В каждой серии самым первым подозреваемым отыгрывается «это не я». При этом накануне в 90 % случаев он крепко ссорится с убитым, либо всегда испытывал к нему давнюю неприязнь. Иногда показывают даже псевдоубийство в духе: ссора, один из персонажей достает пистолет и целится в оппонента, звучит выстрел (либо за кадром, либо пистолет показан крупно). А потом миссис Флетчер выясняет, что тот пистолет был с холостыми патронами, а ссора и убийство произошли в разных комнатах. Преступником всегда оказывается кто-то «из своих» для данного места действия серии (исключений почти нет). Также убийца приводит в действие некий хитрый план и старается кого-то подставить. Но миссис Флетчер обычно находит в нем прорехи за счет мелочей. Также если миссис Флетчер куда-то приехала — ждите труп, т. е. она — магнит для неприятностей. С другой стороны, про поездку писательницы, которая обошлась без криминальных происшествий, не будут снимать серию детективного сериала. Кстати, если главным героем является не миссис Флетчер, а кто-то из ее друзей или родственников, то предыдущие штампы в том или ином виде тоже будут присутствовать. Плюс протагонист будет вести расследование, чтобы оправдаться в ложном обвинении. Кроме того, ближе к началу всегда будет сцена, выглядящая странной или нелепой, а ближе к концу, в свете новых фактов, миссис Флетчер неожиданно вспомнит об этой сцене, застынет с потрясённым лицом, произнесёт загадочную фразу — и следующая сцена уже будет посвящена разоблачению убийцы.
  • «Коломбо» — в самом начале серии нам раскрывают мотивацию убийцы и сам процесс. После чего на сцену выпускают Коломбо дабы он тонко троллил убийцу под видом «ещё одного вопроса для отчёта». В итоге, преступник неизбежно ошибается и доблестный лейтенант выводит его на чистую воду.
  • «Доктор Кто»:
    • Стивен Моффат очень любит обманывать смерть и воскрешать героинь средствами научной фантастики. А ещё фанаты иногда обвиняют его в том, что любая сильная женщина со временем превращается в Мэри-Сью, без которой рухнула бы вся вселенная. И все его протагонисты обязаны любить детей.
    • А Крис Чибнелл, как подметили зрители «Доктора» и «Убийства на пляже», любит «кидаться детьми».
    • Сериал обожает вводить односерийных спутников и делать активные намёки на то, что эти спутники отправятся вместе с Доктором исследовать вселенную… и умирают в той же серии, в которой появились(Путешествие проклятых, Дочь Доктора, Комплекс бога).
    • А ещё сериал узаконил Deus Ex Machina как сам собой разумеющийся сюжетный поворот. Доктор может всё.
  • Говард Гордон и Алекс Ганса. Герои обычно побитые жизнью люди, из-за своей работы в спецслужбах не могут наладить свою личную жизнь. Их близкие часто умирают. Враги чаще всего преследуют вполне добрые цели и у них есть веские основание не любить Америку. Среди американского правительства появляется группа недовольных политикой президента, но их лидер переходит на сторону героев когда его подчинённые решают убить лидера США. А в конце ГГ вынужден бежать из страны.

Мультфильмы

  • Ральф Бакши — в основном работал в жанрах криминал, сатира и фэнтези. Частое использование технологии ротоскопирования (персонажи обрисованы с реальных актёров), примирение комбинированных съёмок и меняющейся стиль рисовки (даже если это один и тот же мульт). Также традиционно для Бакши: жестокость, кровь, карикатурные и оскорбительные образы (в частности чернокожих, итальянцев, трансвеститов, геев и евреев), убойный саундтрек, демонстрация половых органов — сиськи возведены в целый культ. Порой, а то и на протяжении всего времени, на экране происходит полная дичь. Затрагивание тем расизма, произвола полиции, секса и наркотиков.
  • Дон Блут — главные герои мыши (реже — другие смешные зверьки), криповые сцены и взрослые посылы при в целом детском сюжете. Нередки отсылки к царской России.
  • Текс Эйвери. Мультфильмы рисованные юмористические и сатирические. Сюжет обычно как минимум на грани антисюжета. Мультяшная физика по полной программе. Отсылки и пародии — полно, на все, до чего «дотянулся». Некоторые предметы пародий забыты, либо помнят их благодаря Эйвери, либо в сознаниии современных людей оригинал и пародия живут независимо друг от друга. При каждом удобном случае разрушается четвертая стена. Иногда в рамках «разрушения» кто-то может немного поговорить надписями. Иногда надписи в локации обращены не к персонажам, а к зрителям. Литерал также достаточно часто. В каждом мультике норовил впихнуть фразу «придерживайте шляпы/шапки, сейчас начнется/повторится» (отсылка на тогдашний анекдот[1]). Не всегда получалось — часто выбрасывали, изредка попадало в урезанном виде «придерживайте шляпы» и все.
  • Роберт Саакянц — вывих открытый перелом мозга, сюжеты на фольклорную или сатирическую тематику, нарочитые анахронизмы. Иногда что-то пародируется.
  • Рейн Раамат — одно слово: гримдарк. Часто брал понравившиеся ему картины в стиле модерн и превращал в истории.
  • Ричард Уильямс — перфекционизм, тотальная анимация (т. е. анимация не только персонажей, но и фона и вообще всего, что можно), 24 кадра в секунду (в смысле — 24 разных кадра)… и узоры в виде шахматных клеток. Как можно больше шахматных клеток!
  • Говорим о Монти Оуме — подразумеваем лихие драки и бой-девок во множественном числе.
  • Давид Черкасский — комбинирование анимации с живими съёмками, куча музыкальных номеров, обилие визуального юмора, буффонады, ну и характерная причудливая рисовка (большие носы, выпуклые глаза, длинные зубы и выпирающие подбородки у персонажей). Гротескный облик персонажей сочетается с виртуозной игрой с перспективой, тут сказывается образование мультипликатора — не художественное, а архитектурное.

Комиксы

  • Уоррен Эллис. ГГ имеет конфликт с властями. Он циничен, временами маргинален. Часто совершает не очень героические поступки. Правительство и церковь представлены коррумпированными или некомпетентными, но все же поддерживают хоть какой то порядок. Мир плох, но в нем можно хоть как то жить. Появляется персонаж пытающийся изменить сложившуюся ситуацию, но оказывается ещё хуже. Намного хуже, так что читатели задаются вопросом, а не лучше оставить все как есть. Или же что люди заслужили все выпавшие на их голову невзгоды. Также поднимаются темы биоаргументаций и изменения тела.
  • Гарт Эннис. Чернуха. Главные герои много говорят о военном деле, а в самих комиксах показаны реальные войны. (Гарт Эннис увлекается военной истории.) При этом солдаты всех сторон показаны реалистично, плохих солдат нет. Даже русский генерал Потрошиллинг имеет весомые героические качества. Много внимания уделяется искаженной войной психике солдат. Так же Эннис в почти что всех комиксах восхищается американским народом, иногда ещё и русским. Но много в комиксах Гарта Энниса и ненависти (не просто много а почти полность забиты). В число того входят:
    • Супергерои. Особенно Капитан Америка, которого Эннис ненавидит за искажение реалий Второй Мировой войны, и Росомаху. Единственный исключением является Супермен.
    • Бог и всю религию.
    • Советское правительство за войну в Афганистане (но не солдат, которые пошли на нее) и русскую мафию.
    • Американское правительство. Особенно Джорджа Буша. Ну и крайне правых политиков.
    • Всяких генералов, которые нигде не воевали и посылающих на смерть бравых ребят.
    • ЦРУ за финансирования моджахедов и наркоторговлю.
    • ИРА. Гарт родился в Северной Ирландии.
    • Крупные компании.
    • Работорговцев.
  • Энрико Мариани. Закрученный сюжет с тайными обществами и конспирологией. ГГ - всегда крутой козел с золотым сердцем, чаще всего и антигерой. Почти всегда обладает бородой-эспальолкой или просто недельной щетиной. Бонусом идет мультяшная рисовка, которая успешно скрывает весьма взрослый контент.

Веб-комиксы

Аниме и манга

Подстатья «Авторский набор штампов/Аниме и манга»

Видеоигры

Подстатья «Авторский набор штампов/Видеоигры»

Музыка

Подстатья «Авторский набор штампов/Музыка»

Примечания

  1. Анекдот кончался тем, что старший из трёх маленьких детей-реднеков, в лютый холод спящих в шапках в одной постели с папой и мамой, еле слышно говорил двум своим братьям: «Придерживайте шапки, сейчас они [отец и мать] опять начнут».