Белый заборчик: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 103: Строка 103:
* «[[Отчаянные домохозяйки]]» частично деконструируют данный троп (хотя действие разворачивается в наше время). Главная идея сериала — противоречие между внешним благополучием жителей пригорода и страстями, кипящих за фасадами их жилищ.
* «[[Отчаянные домохозяйки]]» частично деконструируют данный троп (хотя действие разворачивается в наше время). Главная идея сериала — противоречие между внешним благополучием жителей пригорода и страстями, кипящих за фасадами их жилищ.
* «[[Фарго]]» — в плане идей близок к примеру выше. Место действия, это всегда идиллический с виду американский городок с уютными домиками и красивыми снежными пейзажами, но за ширмой такой жизни скрываются жуткие вещи.
* «[[Фарго]]» — в плане идей близок к примеру выше. Место действия, это всегда идиллический с виду американский городок с уютными домиками и красивыми снежными пейзажами, но за ширмой такой жизни скрываются жуткие вещи.
** Тут в прочем хороша заметна разница в эпохах. Во втором сезоне, где действия разворачиваются в 70ые - Миннесота и тот же Фарго, не смотря на криминальные разборки, выглядят всё равно место достаточно оптимистичным (во многом благодаря тому, что за порядок в городе отвечают шурин с зятем, по совместительству ветераны двух войн, и крепкие как скала). В первом же сезоне - вся идиллия реально липовая. Штатом правят бандиты, шериф бестолочь (не потому что он плохой, просто он в принципе не видел в жизни настоящих преступников), местное еврейское сообщество вообще живёт в состоянии постоянной боевой готовности отражать нападения убийц социопатов из "внешнего мира". Ну и в конце-концов, какой то псих настрелял в общей сложности три десятка человек, и всем на это абсолютно наплевать.
* «Чернобыль: Зона отчуждения» — во втором сезоне главные герои попадают в маленький американский городок в 1956 год. Эти моменты просто пропитаны атмосферой сабжа. Даже цветовая гамма в них отличается от основной в сериале и почти все герои утрированно-позитивные (но слово «почти» здесь решающее)
* «Чернобыль: Зона отчуждения» — во втором сезоне главные герои попадают в маленький американский городок в 1956 год. Эти моменты просто пропитаны атмосферой сабжа. Даже цветовая гамма в них отличается от основной в сериале и почти все герои утрированно-позитивные (но слово «почти» здесь решающее)
* «[[Человек в высоком замке]]» — жизнь семейства обергруппенфюрера Смита суть белый заборчик с поправкой на победу нацистской идеологии. Правда, по сюжету там уже шестидесятые.
* «[[Человек в высоком замке]]» — жизнь семейства обергруппенфюрера Смита суть белый заборчик с поправкой на победу нацистской идеологии. Правда, по сюжету там уже шестидесятые.

Версия 07:05, 9 декабря 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи The Fabulous Fifties, Suburbia, 50's Hair. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Дома продавались за $7990. Ветераны должны были только оставить депозит $100, который им впоследствии возвращали, а после вселения выплачивать ежемесячно $58. Компании каждый проданный дом приносил прибыль $1000. »
— Левиттаун — каркасный город американской мечты
Семейственность, патриотизм и ностальгия

Много ли мне нужно? Большая семья, жена-домохозяйка, знающая своё место, опрятный двухэтажный домик в пригороде, идеально подстриженный зелёный газон и окружающий всё это белый заборчик.

Да, этот заборчик не способен от чего-то защитить. Но от чего защищать? Диких животных и индейцев перебили наши могучие предки, от враждебных коммунистов нас защищает самая сильная армия мира, а уж своих добрых соседей мы любим — пусть заходят в гости!

Американская мечта (не та, другая) о достойной мирной жизни стала реальностью! Мы победили и Великую Депрессию, и Гитлера; теперь всё, что нам нужно — это просто нам, мужчинам, достойно работать, а нашим жёнам — растить детей. Вернувшиеся с войны получили финансовую поддержку от государства, и те, кто до войны во время Великой Депрессии жил в трущобах, после войны переехали в дома с белым заборчиком подробнее.

«Белый заборчик» (от англ. white picket fence life) — это сеттинг золотого века «Тихого/Молчаливого Поколения» («Традиционалистов») и расцвет «Бэби-Бумеров» в США, 1950-е годы, время затишья между Второй мировой и Вьетнамом. Если Европу дважды перекрутило в бесчеловечных войнах, то население США находилось после них в неоправданной эйфории. Людям казалось, что больше никаких проблем не будет, военные конфликты будут разрешаться мгновенно одной-другой бомбой или высадкой десанта, национальное благосостояние будет только расти, как и уровень жизни отдельных граждан. В соцлагере и СССР в это время была эпоха советского ампира, которая перетекла в советский аналог — оттепель. В Британии появились рокеры, чья субкультура дощла до СССР через тридцать лет в 1980е годы, а затем превратились в байкеров.

Уже в следующее десятилетие эта стилистика стала выходить из моды и вытесняться забойно-наркоманской контркультурой.

Отличительные черты

  • Счастливые люди с неправдоподобно широкими улыбками.
  • Окружающие люди добры. Преступности не бывает, максимум два-три хулигана на город.
  • Все общаются патриотичными слоганами и рекламными джинглами.
  • Противопоставление идеологий выходит на новый виток. Коммунисты же хотят разрушить идеальную жизнь свободных людей (и наоборот).
  • Холодная война хоть и не затрагивает большинства лично, но обсудить за ужином, что же там натворили красные — нормальная тема.
  • Страх ядерной войны как приправа к золотому веку.
  • Расовая сегрегация. В идеальном мире белых не место грязным нигерам, пуэрторикашкам или джапам! Если негр и появляется — то это дурачок, не претендующий ни на что большее.
  • Стандартные половые роли[1]. Мужчина должен быть добытчиком, гладко бриться и носить серую шляпу-«федору» (усы носят только нахальные итальяшки, а бороды — патлатые укурки хиппари). Женщина должна закручивать кудри, заниматься детьми и носить сарафан с цветочками.
  • Пожалуй, самая большая проблема, омрачающая всю эту идиллическую картину (не считая красных, но они там, далеко, просто маячат на горизонте) — эти юные сорванцы с набриолиненными коками, не выполняющие родительские правила, слушающие рок-н-ролл, читающие комиксы, втайне от «предков» рано начинающие целоваться и выпивать и рассекающие на своих машинах и мотоциклах по городу (на днях даже чуть не сбили!). Ну да ничего, вырастут — поумнеют, а особо упрямых наши наставники наверняка вернут на путь истинный. Аминь!
  • Безудержная экстраполяция развития приводит к смелым научно-техническим мечтам: через пять лет в каждом доме будет свой робот-слуга, через десять — свой реактор холодного синтеза, а через двадцать — можно будет слетать к бабушке, живущей на Нептуне.
  • Как следствие предыдущего пункта — эстетика space age, в наши дни превратившаяся в ретрофутуризм.
  • Демонстрация роскоши и «красивой жизни» (Голливуд, розовые кадиллаки, красивые девушки), и вместе с тем — определённый консерватизм и минимализм.
  • Появляются «первые ласточки» таких жанров как психологический триллер и научная фантастика с НЛО, в отличие от трэшака 1980-90-х, тоже сделанные с минимумом излишеств («Головокружение», «Бульвар Сансет», «Карнавал Душ» и др.) Надо сказать, нередко это шло им на пользу: например, созданные в эту эпоху первые сезоны «Сумеречной Зоны» до сих пор считаются лучшими, и продолжения, снятые в 1980-е и 2000-е, на их фоне выглядят слабовато. Многие современные авторы интеллектуальных триллеров, такие как Дэвид Линч, черпают вдохновение именно в 1950-х.
  • В дополнение к предыдущему пункту, в конце 1950-х — начале 1960-х возникает новый жанр фильмов, сочетающих гламурно-великосветскую эстетику пятидесятых с рисованными мультяшными заставками и элементами сюрреализма и вывиха мозга. Это — предвестники грядущей эпохи психоделиков и расширения сознания. Наиболее яркие представители — знаменитая «Розовая пантера» (1963) и её продолжения, «Шарада» (1963), а также пресловутое хичкоковское «Головокружение» (1958).
  • И как бы эпоха не казалась слишком консервативной, именно в неё зарождаются такие вещи как феминизм второй волны, борьба за права чернокожих[2] и ЛГБТ, либерализация свобод, добавление элементов социализма в экономику, потребительство, поп-культура (привет Элвису Пресли!) и т. д.

Минутка реальности

« В США такие маленькие, низенькие белые заборчики по двум причинам: во-первых чтоб без помех понтоваться домом перед соседями, а во-вторых потому что высокий забор — помеха при стрельбе в нарушителей священного права частной собственности »
— суть

В то время как в СССР архитектор Виталий Лагутенко[3] строил «хрущобы», в США бизнесмен Билл Левит строил максимально дешёвые одноэтажные левитовские дома из стандартных конструкций без фундамента[4] и с максимальной экономией всего, что можно (неудивительно, что эти дома рушатся от урагана, как карточные домики, а при наводнении тут же дают течь), но при этом продававшиеся со встроенными шкафчиками и бытовой техникой. При этом дом, будучи по советским меркам «фанерным»[5], тем не менее выглядел вполне прилично: «всё как у людей, и с белым заборчиком!», позволяя пустить пыль в глаза (в том числе и совкам, увидевшим в перестройку эти «роскошные дома» и люто обзавидовавшимся, тем более что такой дом имеет собственный гараж.[6]). А правительство было безмерно счастливо, потому что «Ни один человек, у которого есть собственный дом и кусок земли, не может быть коммунистом. У него полно других забот».

« США страна дюже не типичная. Нам, все же Европа ближе.

Для иллюстрации различий — берем сериал Shameless («Бесстыжие»).

Версия для США — семья папашки-алкоголика живет в доме с двумя этажами и двумя туалетами.

Тот же самый сериал, в версии для Великобритании, — того же самого режиссера, обратите внимание, — семья папашки-алкоголика живет в довольно тесной квартирке, той же хрущевке.

»
— про хрущобы и заборчики в других Западных странах https://habr.com/ru/company/dataart/blog/488274/#comment_21284022[7]

Так же стоит подчеркнуть, что вся иллюзия белого заборчика, была построена на работающей системе социальной и расовой сегрегации, в стране которая в течении 15 лет оставалась самой богатой, могущественной и благополучной страной мира. Которая имела возможность просто не обращать внимание на ряд социальных проблем внутри страны, покуда была крупнейшим в мире промышленным центром (по ту сторону железного занавеса, Европа лежала в руинах местами до начала 60ых, именно Америка была главным локомотивом индустрии для капстран) и люди получали по крайней мере порцию тостов с маслом на завтрак. Проблемы же белой, чёрной и цветной нищеты в регионах (особенно южных штатах) где не так повезло с развитием экономики. Проблемы расовой сегрегации или проблем с правами женщин, коррупции и агрессивности внутреправительственных группировок - всё это слабо волновало оптимистично настроенного избирателя среднего класса или из верхней страты синих воротничков (в кварталы где вместо белого заборчика стоит сетка рабицы, они просто старались не ездить). К тому же не стоит забывать, что людей сплачивала идея великой нации на пороге великого испытания - последней мировой войны против кровавого большевизма, который такой же как фашизм, только ещё хуже. Корейская война эти убеждения лишь сильнее заполировало, вместе с Кореей разделив мир на два лагеря окончательно, в первую очередь психологически. Тем не менее, проблемы страны оставались неразрешёнными. А страх людей перед ядерной войной и огромное количество реакционеров и параноиков на высоких постах, стало утомлять граждан. "Доктор Стрейнджлав или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу" - это не гипербола и не преувеличение, из опыта общения JFK со своим генералитетом после прихода на пост, там всё было реально настолько вот плохо. Карибский кризис и последовавшая разрядка отношений, уже пошатнули уютный маня мирок белого заборчика. Однако не похоронили его окончательно. Окончательно послевоенную Америку погубили два события, плотно связанные между собой. Убийство Джона Кеннеди, и затем состоявшееся после этого вторжение во Вьетнам. Убийство президента, со скандальными судебными процессами и разбирательствами вокруг него - подорвали веру многих американцев в политическую систему. И раскрыли множество нелицеприятных фактов о том, что в идеалистической Америке, власть не сказать что идеалистична. Но абсолютно бессмысленная Вьетнамская война, начатая сразу с огромным размахом, без чётких целей и чёткого плана, и практически сходу превратившееся в мясорубку по переработке призывников в пушечное мясо - окончательно подорвало Америку изнутри. Все социальные гнойники копившееся десятилетиями, окончательно вскрылись, когда сотни тысяч молодых людей стали слать на убой непонятно за что. В тоже самое время как в самой стране проблемы не то что не решались, проблемы тех же чёрных не интересовали никого. А добило всю эту ситуацию - начала переноса американскими корпорациями, промышленных производств в Азию, пока ещё не очень активное, но уже ощутимо ударившее по рабочему классу. В последствии это всё привело к социальному взрыву и культурной (да и политической революции), которая разве что чудом не снесла политическую власть в Америке, но культурно её изменила навсегда. Но об этом в статье уже про следующую эпоху...

Исторические примеры

Литература

  • Клиффорд Саймак много писал о белых заборчиках и маленьких городках. К примеру, в романе «Кольцо вокруг солнца» заметно усовершенствованные домики (а заодно несгорающие лампочки и неломающиеся автомобили) делает раса транс-людей чтобы обрушить человеческую экономику естественно, из благих побуждений — это же Саймак!
  • Джон Стейнбек, «Зима тревоги нашей» — деконструкция американской мечты времён белого заборчика с социальной точки зрения и хорошая иллюстрация того, на какие компромиссы ради неё приходится идти.

Кино

  • В этот период сняты самые известные фильмы Хичкока: «Головокружение», «Окно во двор», «Психо» и др. Сквозная тема в них — ужасы, скрывающиеся за фасадом роскошно-благополучной послевоенной жизни.
  • «Бульвар Сансет» — грустная история про забытых звёзд Голливуда.
  • «Карнавал душ» — культовый хоррор, породивший множество подражаний и малоосмысленный ремейк 1998 года.
  • Блаженство — главные герои живут в мире, который можно описать белый заборчик. На самом деле вокруг постапокалипсис, а то что они видят это — дополненная реальность.

Телесериалы

  • «Я люблю Люси» (1951—57) — один из первых ситкомов, снятых в современном нам стиле. Сабж как он есть (хотя и не без попыток стёба).
  • Первый сезон «Сумеречной Зоны» снят в конце пятидесятых и раскрывает все популярные тогда мистические и фантастические темы — от странных происшествий в военные годы до НЛО и ядерного апокалипсиса. Причем отношение к добрым американцам между эпизодами может сильно различаться, из-за чего настроение каждой серии отличается от остальных, от умильно-добродушного до пессимизма и мизантропии
  • «Проделки Бивера» (Leave it to Beaver) (1957—1963) — сферический троп в кубическом вакууме. Мечта белой Америки о самой себе. Двухэтажный дом со штакетником и садиком, который содержит на одну зарплату благосклонно-мудрый папа. Неработающая, с перманентно-идеальным перманентом и невидимым макияжем, рассекающая по собственной кухне на каблуках и в жемчугах (но с передничком!) добрая и ласковая мама, все серьёзные решения оставляющая мужу. Пара сыновей (младший — тот самый Бивер), чьи мелкие и не особо серьёзные проблемы мудрый папа всегда решает справедливо и патриархально, трубочкой попыхивая. Дети зовут родителей «мама с папой» только в разговорах между собой, а в разговоре с родителями исключительно — «сэр» и «мэм», и никак иначе! Не-белых персонажей в этом сериале просто не было.

Мультфильмы

  • Текс Эйвери насмехался над тропом в своём цикле из четырёх юмористических мультфильмов «Будущее» («Телевидение завтрашнего дня», «Автомобили будущего», «Дом будущего» и «Ферма будущего»), пародирующих рекламу 1950-х. Так или иначе, но шуточный вариант эстетики «белого заборчика» в разной степени присутствует и в других работах Эйвери.
  • «Джетсоны» живут в мире белого заборчика в будущем, а «Флинтстоуны» — в мире белого заборчика из мамонтовой кости.

Примеры более позднего обыгрывания

Литература

  • Стивен Кинг обожает это дело деконструировать! Белые заборчики у него встречаются регулярно, а что скрывается за ними… неизвестно, что из этого хуже — древнее зло или пороки обывателей.
    • Выделяются среди прочего почти не мистичные «Сердца в Атлантиде», где показан переход от белых заборчиков к бойне Вьетнама с неизбежным ПТСР героев и превращение подростковой романтики в политиканскую грязь.
    • «11/22/63» — о попаданце из 2010-х годов, попавшем в 1958 год в попытке предотвратить убийство Кеннеди. Зря он это затеял, ох зря…
  • «Досье Дрездена»: весь квартал, где живёт Майкл Карпентер, именно такой. Правда, о дюжине ангелов, охраняющих его дом и живущих в половине этого самого квартала соглядатаев-охранников из сидхе, нанятых его дочерью, мы умолчим.
  • «Стэпфордские жёны» с экранизацией.
  • Харлан Эллисон, «Парень и его пёс» — на поверхности помойка обыкновенная, постядерная, в подземном городе-убежище — те самые белые заборчики, и тоже помойка, только приглаженная.

Кино

  • Дэвид Линч очень любит эту эпоху, на которую пришлись его детские и раннеподростковые годы, и часто обыгрывает её в своих фильмах.
    • «Малхолланд Драйв» — несмотря на то, что действие происходит в относительной современности (Голливуд начала 2000-х), стилистически фильм очень напоминает пятидесятые и полон аллюзий и оммажей фильмам Хичкока (особенно «Головокружению») и «Бульвару Сансет»; собственно, главная героиня, молодая актриса Бетти — типичная хичкоковская героиня. При этом автор показывает и тёмно-декадентскую сторону Голливуда, скрывающуюся за глянцевым фасадом.
    • «Синий бархат» — тоже про тёмную подоплёку «Белого заборчика».
  • «Назад в будущее» — большая часть первого фильма проходит в этом сеттинге.
  • Как и ещё одного фильма с Майклом Дж. Фоксом, «Доктор Голливуд» — молодой хирург Бен Стоун получает позицию в престижной калифорнийской клинике, но проезжая Южную Каролину по пути туда, шарахается от вышедших на трассу коров, и начисто сносит придорожный заборчик как раз в процессе его покраски каким-то дедулей в белый цвет. В досаде от разрушения его американской мечты, старичок (1) отказывается от денежной компенсации, и вместо этого (2) оказавшись местным судьей, присуждает Бену общественные работы.
  • «Плезантвиль» — всё об этом, от изначального восторга до скрытых проблем.
  • «Зомби по имени Фидо» — американцы выиграли войну против зомби и сделали их своими рабами, а потом наступили 1950-е и сабж.
  • «Гаррисон Бержерон» (по рассказу Курта Воннегута) — чистый белый заборчик с лоботомией.
  • «Спокойной ночи и удачи» — про расследование деятельности сенатора Джозефа Маккарти, известного антикоммуниста, борца с «красной угрозой» и зачинщика одной из самых эпичных «охот на ведьм» в истории.
  • «Плакса» (1990) — как раз-таки показывает тех самых «юнцов на мотоциклах» (включая ГГ), которые нарушали покой благополучных буржуа за белыми заборчиками и «совращали» их милых послушных девочек. И да, действие происходит в 1950-е.
  • «Грязные танцы» — действие происходит в 1963, на излёте эпохи. Ещё жив Кеннеди, ещё сильны позиции моралфагов, но уже рвётся наружу неукротимый молодёжный дух, который выражается в «неприличных танцах» вроде того же мамбо, которое и учится танцевать главная героиня. Впрочем, не обошлось без жирнющего фитилька: музыка в фильме — ну ни разу не из 1960-х, а очень даже из 1980-х, но кому не пофиг при взгляде на бесподобные танцы обаятельнейших Патрика Суэйзи и Дженнифер Грей?
  • «Розовый фламинго» — предельно трэшовая деконструкция всего, что хоть немного связано с тропом.
  • «Эксперты» — двух друзей похищают и привозят якобы в подобный сабж, хотя фильм 1980-х годов. Вот только, на самом деле — они в СССР, а городок является полигоном для подготовки агентов. Большая часть юмора в том, что быт городка основан на устаревшей идее того, как должен выглядеть типичный американский городок.
  • «Майор Пэйн» (1996) — в немного ироничном ключе показано в мечтах главного героя о мирной жизни.
  • «Форма воды» — очень красочное обыгрывание стилистики 1950-х, а заодно и деконструкция ценностей (главгадом является именно типичный Белый Мужчина — отец семейства, вдобавок ещё и военный; его издевательства над морским гуманоидом — весьма прозрачная метафора сами знаете чего).
  • «Строшек» Вернера Херцога — деконструкция американской мечты (по крайней мере, как её понимает немецкий иммигрант). Да, можно заказать домик. Да, его доставят и установят за несколько часов. Да, сейчас ничего платить не надо. Но позже платить придётся. А что быстро установили, то быстро могут демонтировать.
  • «Эдвард Руки-ножницы» (1990) — деконструкция с педалью в земную кору: неестественные домики, буллинг, красивая девочка.
  • «Горячие головы: Part Deux» — подрывник Рабинович мечтает, как вернётся на гражданку: женюсь на своей любимой, возьму кредит на постройку маленького уютного домика, заведём детей… А потом, лет через двадцать, когда закончу выплату ипотеки, ОБЛОЖУ ЭТОТ ДОЛБАНЫЙ ДОМ ДИНАМИТОМ И ПОДОРВУ К ЧЕРТЯМ СОБАЧЬИМ!!!
  • Фильм-мюзикл «Across The Universe» — хоть действие происходит в конце 60-х, но явление ещё цвело в провинции. Один из главных героев переезжает в Нью-Йорк, где уже вовсю лето цветов и вьетнамский синдром из городка, сплошь состоящего из белых заборчиков. Вообще, оба сеттинга, а также свингующе-бунтующий Лондон, откуда приезжает другой ГГ, показаны вполне «вкусно» и атмосферно. За исключением пары шрамов от современной цензуры: повальной рафинированной толерантности в отношении чернокожих (это во времена бунта в Детройте-то, упоминающегося героями) и стопроцентно-беспримесно гетеросексуальной песни Леннона, вложенной в уста девочки-лесбиянки.
  • Трилогия «Артур и минипуты» — семья Артура проживает в таком городке 1950-х, снято удивительно и по-доброму и не без стёба (панургова полиция, хоть и с прикрученным фитильком, но присутствует, это ж Люк Бессон). И, да, единственный местный не преступник даже, а просто меркантильный козёл выводится на чистую воду и получает по заслугам удивительно быстро. Да и с нашествием комаров-переростков в третьей части местные доблестные стражи закона и порядка справляются за считанные минуты.
    • Местные стражи порядка как раз быстро сливают битву, что впрочем не их вина — уж слишком большое численное превосходство было у противника. А вот вовремя прибывшая «кавалерия» (нацгвардия или армии? Автор данной правки не уверен в войсковой принадлежности прибывших войск) с бронетехникой, пулеметами и автоматическим оружием расправляется с противником на раз-два.

Телесериалы

  • «Бэтмен» 1960-х сделан именно в такой стилистике.
  • «Отчаянные домохозяйки» частично деконструируют данный троп (хотя действие разворачивается в наше время). Главная идея сериала — противоречие между внешним благополучием жителей пригорода и страстями, кипящих за фасадами их жилищ.
  • «Фарго» — в плане идей близок к примеру выше. Место действия, это всегда идиллический с виду американский городок с уютными домиками и красивыми снежными пейзажами, но за ширмой такой жизни скрываются жуткие вещи.
    • Тут в прочем хороша заметна разница в эпохах. Во втором сезоне, где действия разворачиваются в 70ые - Миннесота и тот же Фарго, не смотря на криминальные разборки, выглядят всё равно место достаточно оптимистичным (во многом благодаря тому, что за порядок в городе отвечают шурин с зятем, по совместительству ветераны двух войн, и крепкие как скала). В первом же сезоне - вся идиллия реально липовая. Штатом правят бандиты, шериф бестолочь (не потому что он плохой, просто он в принципе не видел в жизни настоящих преступников), местное еврейское сообщество вообще живёт в состоянии постоянной боевой готовности отражать нападения убийц социопатов из "внешнего мира". Ну и в конце-концов, какой то псих настрелял в общей сложности три десятка человек, и всем на это абсолютно наплевать.
  • «Чернобыль: Зона отчуждения» — во втором сезоне главные герои попадают в маленький американский городок в 1956 год. Эти моменты просто пропитаны атмосферой сабжа. Даже цветовая гамма в них отличается от основной в сериале и почти все герои утрированно-позитивные (но слово «почти» здесь решающее)
  • «Человек в высоком замке» — жизнь семейства обергруппенфюрера Смита суть белый заборчик с поправкой на победу нацистской идеологии. Правда, по сюжету там уже шестидесятые.
  • «ВандаВижн».
  • «Американская история ужасов: Цирк Уродов» — проще процитировать хозяйку этого самого цирка: «Я тебе расскажу, кто здесь настоящие чудовища. Люди за этими стенами, в твоём городке. Во всех этих мелких городишках. Зажатые, чопорные домохозяйки, отупевшие от скуки за просмотром рекламы отбеливателей». Да, уродцы здесь тоже не самые приятные и дружелюбные личности, но их враждебность в ответ на всеобщую неприязнь хотя бы можно понять. Куда больше омерзения вызывают самые обычные и вроде бы благополучные люди, страдающие расизмом, сексизмом, просто козлизмом и ненавистью ко всему, что не вписывается в их представления об идеальном мире, где не должно быть места этим самым уродствам.
  • Picket Fences, что в надмозговом переводе «Застава фехтовальщиков», в буквальном «Штакетные заборы», «Частокол».

Мультфильмы

  • Мрачная версия в цикле мультфильмов про Аутодейл. Антиутопия. Руководство (киборги) навязало эстетику белого заборчика всем жителям города-государства. Все, кто не соответствует требованиям (все «должны быть красивыми» и проч.), подлежат уничтожению (кого-то переделывают в киборга, если он по какому-то критерию лучше стандарта). Даже если семья потеряла одного родителя, ее объявляют неполной, детей забирают (передают другим родителям? вроде как оставляют в живых), второго родителя признают несоответствующим параметрам со всеми вытекающими. Когда пара вырастила ребенка, готового вступить в брак (надо полагать, если несколько, пока все отпрыски не создадут свои семьи), то их тоже признают бесполезными. Плюс всем совершеннолетним положено носить улыбающиеся маски.

Мультсериалы

  • Flinstones. Сеттинг бережно перенесён в каменный век. Считается, что получился стоунпанк.
  • Jetsons aka «Флинстоуны в космосе». Перенос заборчика на сто лет вперёд. Естественно, футуризм и ретрофутуризм в комплекте.
  • Мультфильмы «South Park», «Симпсоны», «Гриффины», «Американский папаша», «Мистер Пиклз», «Царь Горы» и другие — сатирическо-юмористическое исполнение.
  • «Жизнь с Луи» — редкий случай сеттинга в чистом виде, хотя уже на излёте эпохи: действие происходит в 1961-62 гг. (то есть, уже во времена президентского срока Дж. Ф. Кеннеди и незадолго до начала расцвета Сексуальной революции и контркультуры шестидесятых).
  • «Конь БоДжек» — воспоминания из детства БоДжека и его матери. Как правило жестокая деконструкция.
  • My Little Pony — Понивилль для большинства пони это именно что место где каждый без проблем может иметь вполне обустроенный быт и посвящать свое время семейной жизни и друзьям, судя по всему вполне типичный для Эквестрии город и редкий случай реконструкции тропа. Как исключение сами дома как раз не типовые — пони вообще плохо умеют конвейерным методом работать. А вот за карьерой и свершениями нужно ехать либо в большой город, либо на фронтир.
    • С другой стороны регулярно случается очередной армагеддец. Так что дома у них всегда новые ©.
  • «Семейка Тофу» — семейка хиппи Тофу живёт в окружении таких домов. Их собственный дом заметно отличается от остальных.
  • King of the Hill — главный герой обожает этот троп и пытается ему соответствовать, хоть и живёт уже в 1990-х. Поэтому получается у него это лишь отчасти.

Комиксы

  • «Supergod» — американскому сверхчеловеку после тотального апгрейда построили такие декорации для комфортной жизни, то есть натурально отгрохали целый город-бункер. Педаль в асфальт — ему также внушили, что он умер и попал в рай, а наука тем временем дошла до возможности периодически забирать его на бренную землю, чтобы решать там разные проблемы.

Аниме и Манга

  • Area-88 — Патрик Рид хотел вернуться домой к уютному дому с белым заборчиком, но не смог найти себя после Вьетнама и вынужден был воевать на чужих войнах.

Видеоигры

  • Серия Fallout эксплуатирует и одновременно высмеивает эту эстетику в режиме «педаль в пол». Страх ядерной войны был оправдан, военные общались слоганами, а реклама войну пережила лучше тараканов. Ну и ретрофутуризм, конечно.
    • Fallout 3 — Транквилити-Лейн это именно оно. Пусть и искусственное.
      • В реальности «белые заборчики» старательно косплеятся в Андейле. «Победитель на звание лучшего города США» — прибежище двух милых семеек каннибалов.
    • Fallout: New Vegas, дополнение Old World Blues. В НИИ присутствуют полноразмерный макет поселения. Что, одновременно, отсылает и к Транквилити-Лейн.
    • Почему макет? Это и есть поселение, где до киборгизации жили ученые и где до сих пор лежат их личные вещи, а обстановка позволяет понять что-то об их личностях
    • Fallout 4 — всё начинается в пригороде Бостона. Белый заборчик присутствует.
      • К довоенному образу жизни также пытаются прийти жители Ковенанта — и на фоне прочих мест весьма преуспели. Свято место побития камнями неверных охоты на ведьм вычисления коммуняк занято вычислением синтов. Справедливости ради, не без причины.
      • А еще белые заборчики можно строить, если найти определенный журнал из серии Picket Fences.
      • Или переставлять с места на место ещё те, довоенные. Да, они изрядно потрёпаны временем — но пока что на месте. Но строить полагающиеся к заборчикам аккуратные домики нельзя: в ассортименте строительного конструктора — только сурово-апокалиптические деревянные халупки, серый бетон, стальные ангары, старые амбары и склады.
  • L.A. Noire — своего рода деконструкция сеттинга. Часть сюжета напрямую завязана на махинациях при строительстве этих самых домов для ветеранов войны.
  • The movies — Большая часть павильонов выполнена в этой манере
  • Saints Row 4 — По ходу игры придется несколько раз отправляться в симуляцию Стилпорта, выполненную в утрированном стиле пятидесятых. Более того, первое посещение этой симуляции стилизованно под семейный сериал того времени и даже рекламная пауза будет. Смысл такой симуляции в том, что по мнению Императора Зиньяка это самое препоганое место для Босса Святых. Для Кинзи Кенсигтон тоже. И не напоминайте ей про юбку!
  • Stubbs the Zombie — играем за зомби в городе Панчбоуле, выстроенном именно в таком стиле. На дворе 1959 год.
  • Mass Effect 3 — Саманта Трейнор при романе может признаться, что мечтает о доме с белым заборчиком, двух детях и лабрадоре. И любящей жене, разумеется.
  • Stardew Valley — Провинциальная американская утопия как она есть: пастораль, няшные животные, дружелюбные соседи, городские праздники,
  • Harvester — жестокая и циничная деконструкция сабжа.
  • Destroy All Humans! — стёб над эпохой и одновременно пародия на множество фильмов ужасов с инопланетянами тех лет.
  • The Sims же! Вся игра об этом.
  • Lake — симулятор почтальонши в небольшом американском городке. Белые заборчики прилагаются.

Музыка

  • Soundgarden — Black Hole Sun. В видеоклипе — белый заборчик во все поля. Скрывающаяся за ним гадость: ханжество, мещанство, потреблятство и т. д. — прилагается.
  • Stromae — Papaoutai. В клипе мальчик, живущий в типичном белозаборочном городке, безуспешно пытается оживить своего отца-манекена, чтобы тот начал его любить и играть с ним, как соседи мальчика. Правда, так как автор песни родом из Бельгии, то это — субверсия, и белый заборчик — соответственно, франко-бельгийский. (А что, неплохо было бы написать отдельную статью про сеттинг Франции 1950-60-х годов).
  • Клип Das Weisse Licht группы Oomph! У приветливого поселения с белыми заборчиками есть страшная тайна. Практически все его обитатели — роботы! Даже сам главный герой, в ужасе обнаруживающий под кожей микросхемы и провода.
  • Позднесоветские группы «Браво» и «Секрет», возродившие движение стиляг в эпоху, когда всё это превратилось в модное ретро и мечту жить «как на западе» именно в таком представлении.
  • Немалая часть творчества Lana Del Rey, как лирика, так и видеоклипы — как минимум «Video Games», «National Anthem», «Love». Ну а клип 2021 года «Chemtrails Over the Country Club» пробивает педаль в асфальт прямо-таки по канону — превращение из пасторальной картинки в хоррор.
  • Лесли Фиш, «Surprise!» — песня об одной маленькой звездочке и гигантскому пинку по ЧСВ обитателей белого заборчика.

Эстрада и цирк

  • Встречалась данная эстетика и у Руди Коби в конце 1980-х и начале 1990-х, как и все его творчество в шуточном прочтении. Наиболее характерный номер «Стиральная машина» (похожий кто только из фокусников не исполнял но в классической версии — «закручивание»). Стилизован под рекламу эпохи. https://www.youtube.com/watch?v=7dueqUHZXJU&t=16s Первый номер выпуска. В принципе, у Д.Копперфилда в передаче «Встреча со взрывом» был аналогичный, с намеком на 1950-е, очень прозрачным намеком. И похожий вариант с музыкой 1950-х и девушкой в наряде образца 1950-х встречается и у других исполнителей «закручивания» если не через раз, то через два.
  • Один из стилей подачи «классических» и не очень фокусов Римантаса Навицкаса. Зарубежная музыка 1950-х, плюс сам внешний вид фокусника как с рекламного плаката тех же времен.

Примечания

  1. Даже их кодификатор. До эпохи белых заборчиков не только жена-домохозяйка и так была не каждой семье по средствам, но и домашний труд был изматывающим. А тут уже вся современная техника появилась и стала по карману, типичная домохозяйка успевала заодно ещё и детям время уделить, и выглядеть хорошо для мужа, и книг почитать и в социальной жизни участвовать.
  2. Начинает свою деятельность некто Мартин Лютер Кинг, движение за гражданские права цветного населения постепенно набирает обороты (порой — до вооружённых столкновений с привлечением Национальной гвардии), и в некоторых сферах (прежде всего в армии, полиции и парамилитарных структурах) сегрегация медленно начинает отступать. Пика этот процесс достигнет уже в конце 1960-х.
  3. Да, «Мумий Троллю» он приходится дедушкой.
  4. Точнее с плиточным фундаментом; позднее, уже когда 1950-е кончились, с ростом благосостояния дома вновь обрели более-менее нормальный фундамент, требуемый для наличия в доме нормального подвала.
  5. Благо и климат в большей части США позволяет меньше париться насчет теплоизоляции и отопления
  6. В СССР частная автомобилизация аж до 1980-х ниже статистической погрешности была, в США 1950-х автомобиль уже в каждой семье был.
  7. На самом деле это голливудская нищета, а не показ реалий страны, а комментарий — яркий образец тропа «Америка-Америка».