Никто не смотрит Шекспира: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{TVTropes|MainstreamObscurity|Mainstream Obscurity}} {{Q|Классика — это то, что каждый считает нужным прочесть, но никто не читает|Марк Твен}} {{Q|В каком театре — ткните для примера! —<br />Смеются над пиесами Мольера?<br />В какой избе-читальне на земле<br />Хохочут над романам...»)
 
(→‎Кино: Доперенос и удаление уже имеющегося в «Гомере»)
Строка 73: Строка 73:


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* [[w:Политый поливальщик|«Политый поливальщик»]] — все (ну или просто многие) знают, что это первая постановочная кинокомедия. А теперь поднимите руки <s>и отойдите от стенки</s> те, кто его смотрел в наши дни.
* Творчество француза Жоржа Мельеса. В своё время (с 1900) он был отцом спецэффектов кино, а с 1914 дела его пошли ужасно, да и прокат его фильмов в США не принёс ему ни цента. Про его вклад вспомнили только в 1932 году, незадолго до его смерти.
* Творчество француза Жоржа Мельеса. В своё время (с 1900) он был отцом спецэффектов кино, а с 1914 дела его пошли ужасно, да и прокат его фильмов в США не принёс ему ни цента. Про его вклад вспомнили только в 1932 году, незадолго до его смерти.
** Впрочем, {{spoiler|весь фильм «Хранитель времени» — как раз об этом}}.
** Впрочем, {{spoiler|весь фильм «Хранитель времени» — как раз об этом}}.
* «[[Stagecoach|Дилижанс]]» (1939) — действие происходит в Долине монументов в Аризоне. Скажете, банальность, стандартный фон для вестерна? На самом деле в «Дилижансе» Долина монументов появилась на киноэкране в первый раз. В большой степени этот фильм её и прославил.
* «[[Stagecoach|Дилижанс]]» (1939) — действие происходит в Долине монументов в Аризоне. Скажете, банальность, стандартный фон для вестерна? На самом деле в «Дилижансе» Долина монументов появилась на киноэкране в первый раз. В большой степени этот фильм её и прославил.
* [[Нуар]] как жанр. Эстетика обыгрывается и пародируется часто, но любители если и смотрят, то классику вроде «Мальтийского сокола» или экранизаций Чандлера. Между тем большая часть нуарных фильмов классического периода (с 1944 по 1955) это низкобюджетные фильмы категории B, по качеству близкие к НТВ-шным сериалам.
* [[Нуар]] как жанр. Эстетика обыгрывается и пародируется часто, но любители если и смотрят, то классику вроде «Мальтийского сокола» или экранизаций Чандлера. Между тем большая часть нуарных фильмов классического периода (с 1944 по 1955) это низкобюджетные фильмы категории B, по качеству близкие к НТВ-шным сериалам.
* «Психо» Альфреда Хичкока в наше время выглядит фильмом, конечно, отлично срежиссированным и сыгранным, но крайне штампованным и предсказуемым. Если, конечно, не знать, что все эти штампы и сюжетные ходы именно фильмом «Психо» и порождены (главный же из штампов — убийца, нападающий на девушку, принимающую душ).
** В жанре мистического триллера та же участь ждала «Омен» Ричарда Доннера. А в жанре слэшера — «Хэллоуин» Карпентера.
* «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро (1968) — сейчас уже не каждый оценит, насколько этот фильм революционизировал жанр хоррора. Сеттинг современной Америки вместо замшелой готики, современные темы, чернокожий главный герой, сама концепция [[зомби-апокалипсис]]а в нынешнем понимании, а главное — именно этот фильм показал, что плохой конец в фильме ужасов не мешает коммерческому успеху.
* «Расёмон» Акиры Куросавы — положил начало таким приёмам в кинематографе как нелинейное повествование, [[ненадёжный рассказчик]] и история, рассказанная с точки зрения разных действующих лиц. Эти приёмы легли в основу многих культовых фильмов, в том числе «[[Малхолланд Драйв]]» и «[[Шоссе в никуда]]» Дэвида Линча, «[[Подозрительные лица]]» Брайана Сингера, «[[Мементо]]» Кристофера Нолана, «Герой» Чжана Имоу… но поклонникам Линча и Нолана картина Куросавы может показаться затянутой и скучноватой.
** А как назывался рассказ Акутагавы Рюноске, откуда взята основная история? «В чаще». Рассказ «Расёмон» — основа для обрамляющей истории.
* «Выход дракона» с Брюсом Ли. Культовый фильм для всякого, кто смотрел его в эпоху VHS. А вот для людей того же возраста, которые посмотрели его только в наши дни, кажется наивным и почти пародийным (то боевые растаманы, то сестра главного героя, которая, оказавшись посередине заваленного досками, шестами и осколками стекла склада предпочла покончить с собой, вместо того, чтобы отбиваться чем-то попрочнее рук и ног). Зато становится понятно, откуда появилось столько штампов в других фильмах, в том числе и современных. Справедливости ради стоит отметить, что ради боевых сцен эту ленту стоит смотреть и сегодня — в отличие от сюжета и актёрской игры, спортивные техники Джона Сэксона, Джима Келли, Кьена Ши, Роберта Уола, молодого Боло Ёна и, конечно же, самого Брюса не устаревают и не устареют.
** Отдельный момент с Джеймсом Келли. Афроамериканец с причёской афро тут крутейший боец? И это в начале 70-х? Однако, [[Реальность нереалистична|чемпион мира по карате был именно таким и сыграл, по сути, себя самого]].
** Скорее уж в эпоху драйв-инов и грайндхаусов. Так как Ли умер еще до изобретения формата VHS. Но в СССР его показывали как раз после смерти, в тех самых видеосалонах.
** Просмотр «Выхода дракона» (1973) в наши дни вызывает мысль «Так вот, откуда пошёл Mortal Kombat!», а «Игры смерти» с тем же Брюсом — «Так вот, откуда пошёл „Убить Билла“!». Хотя по идее должно быть наоборот: создатели поздних произведений рассчитывали, что зрители уловят отсылку к раннему.
** К тому же, это один из первых голливудских фильмов, где в главной роли — азиат, и он умнее, честнее и сильнее в кунг-фу, чем европейцы.
* «Пьяный мастер» (1978) и весь Джеки Чан. После пяти лет сурьёзных и угрюмых подражаний Брюсу Ли комедия про кунг-фу дала отличную разрядку смехом.
* «Пьяный мастер» (1978) и весь Джеки Чан. После пяти лет сурьёзных и угрюмых подражаний Брюсу Ли комедия про кунг-фу дала отличную разрядку смехом.
** Это Пьяный мастер никто не смотрит?! Бред. Смотрят до сих пор, и весьма активно.
** Это Пьяный мастер никто не смотрит?! Бред. Смотрят до сих пор, и весьма активно.
** Ныне покойный телеканал ТВ-6 в конце 90-х массово показывал азиатские фильмы с молодым Джеки. Зрители, в основном, пришли к выводу, что это гораздо веселее, круче и естественнее, чем его голливудские хиты.
** Ныне покойный телеканал ТВ-6 в конце 90-х массово показывал азиатские фильмы с молодым Джеки. Зрители, в основном, пришли к выводу, что это гораздо веселее, круче и естественнее, чем его голливудские хиты.
 
* [[Андрей Тарковский]] же! Хотя его картины позиционируются как «интеллектуальное кино», собственно интеллектуальный посыл их, при минимальном анализе, выглядит, мягко говоря, достаточно спорным. На уровне сюжета… простите, какого сюжета? Остаются лишь визуальные изыски, как прекрасное авто без мотора, которое восхищённые автолюбители (сиречь режиссёры) растаскивают на запчасти.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===

Версия 14:57, 30 мая 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Mainstream Obscurity. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Классика — это то, что каждый считает нужным прочесть, но никто не читает »
— Марк Твен
« В каком театре — ткните для примера! —
Смеются над пиесами Мольера?
В какой избе-читальне на земле
Хохочут над романами Рабле?
»
— Леонид Филатов, «Любовь к трем апельсинам»
« Слава Данте будет вечной, потому что его никто никогда не читает. »
— Вольтер
« Читали вы когда-нибудь романы Холла Кейна — "Христианин", "Судья", "Человек с острова Мэн"? Миллионы людей читают его романы, многие миллионы. »
— Дейл Карнеги и не подозревал, что спустя 100 лет у него будет больше читателей

Шекспир. Первый великий драматург западного мира. Изобрел черт знает сколько основополагающих приёмов драматических произведений. Каждому положено знать хотя бы несколько цитат персонажей его пьес. Но много ли вы знаете людей, за последний год ходивших в театр на Шекспира?

Пушкин. Фактический создатель современного литературного русского языка. Когда мы говорим и пишем, мы говорим и пишем на его языке. Часто ли вы перечитывали Пушкина, с тех пор как прошли его в школе?

Эйзенштейн. Великий режиссёр, находками из его фильмов с удовольствием пользуются и Джордж Лукас, и Питер Джексон. Давно ли вы в последний раз смотрели, скажем, его «Александра Невского»?

А ведь это классики. Имена, к которым среди образованных людей принято относиться с пиететом и придыханием. Многих творцов нового, работавших в низких, массовых жанрах, уже и не помнит никто. Был, например, такой писатель Фаддей Булгарин. Между прочим, первый русский писатель-фантаст, и он же «Ильф и Петров» XIX века. Читали ли вы его, знаете ли кого-то, кто читал? Скорее всего, вы в лучшем случае его знаете по эпиграммам того же Пушкина, который, когда их писал, думал, что каждый поймёт, о ком речь, потому что человек в своё время был очень известный. Sic transit gloria mundi.

  • Автор правки часто перечитывает Шекспира и Пушкина, а Булгарина читал, но не понравилось. Почему он «Ильф и Петров XIX века»? Он же писал совсем не смешно, в отличие от Гоголя и авторов, создавших Козьму Пруткова.

Никто не смотрит Шекспира — это явление, когда классиков и основоположников становится неинтересно смотреть или читать. Причины этого явления достойны отдельного срача, ныне известного как «Спор о древних и новых» (нет, это не на форуме кто-то ругался, это до интернета, в XVII в.). Здесь же отметим лишь тот пикантный факт, что скажем, шекспировская «Ромео и Джульетта» вплоть до имен персонажей слизана с одноименной поэмы Артура Брука… Или это все же был Маттео Банделло? Или все трое стащили сюжет ещё у кого-то? Сюжеты воровались настолько бессовестно, что кто у кого спёр — до сих пор разобраться не могут. Причём тогдашний зритель именно этого и хотел. Считалось что все хорошее уже написали классики (которых не смотрят), а теперь можно только ремейки делать.[1]. И кстати, слышали ли вы что-то о вышеупомянутом Банделло до прочтения этой статьи, м? Да, Банделло вроде как тоже позаимствовал сюжет — у Луиджи да Порто.[2]

Кстати, почти все пьесы Шекспира — ремейки (в зависимости от исследователя, указывают либо 1 сочинённую с нуля, либо целых 3). И про сочинённые с нуля есть сомнения: возможно, оригиналы были настолько убоги, что просто не оставили места в истории.

Самые регулярные жертвы

Мифология и фольклор

  • Библия же! Особенно ярко это проявляется в надмозговых переводах, когда народ не узнаёт цитат, по английской привычке не закавыченных (Библию и Шекспира англоязычные зачастую цитируют именно так — типа, это должен знать каждый). И если в случае обычного современного человека незнание христианского Писания — простой пример тропа, то педаль в преисподнюю выжимают многие верующие, которые за всю жизнь ни разу не заглядывали в собственный канон и, скажем, заповедями Христа на голубом глазу считают Декалог Моисея.
    • То же можно сказать и о канонических текстах других религий и духовных учений. Многие ли, например, могут похвастаться знакомством с Кораном, Авестой или «Дао дэ цзин»? А кто сможет назвать Четыре благородные истины буддизма и его же Четыре Печати (это НЕ одно и то же)?
  • Столпы классической философии: Платон, Аристотель, Кант, Гегель. Про диалектику, «политическое животное» (или, опционально, «двуногое животное без перьев»), Атлантиду, тени в пещере и «категорический императив внутри нас» слышали, знаем. Ну и достаточно с нас.
    • Диалектика чуть более известна за счет коммунистов, которые в целом кое-как ее знают.
  • Фридрих Ницше. «Так говорил Заратустра» — известное присловье, а вот прочесть сам трактат многим Заратустра не позволяет как-то недосуг. Как и другие его книги. И вовсе они не «про фашизм».

Литература

  • Снята целая куча кино про греческих героев, однако кто будет читать Гомера и иже с ним? Правда, тут есть обоснуй: современному читателю очень уж неудобно читать произведения, написанные гекзаметром. Даже филологи признают: красота слога и юмора, сходу понятная привычным к этому делу грекам, теряется для тех, кому этот устаревший ритм не больше, чем «тамтара-тамта».
    • Кстати, а кто записал легенды про путешествие на Арго? Гомер? Гесиод? Вергилий? Овидий? Нет, памятный лишь специалистам Аполлоний Родосский, автор «Аргонавтики».
    • С другим эпосом — аналогично. Чтобы почувствовать красоту русских былин или скандинавской скальдической поэзии, нужно поначалу привыкнуть к манере изложения. Получается не у всех.
    • Педаль в пол: приключения Геракла и Персея и вовсе придётся собирать по кусочкам у позднейших мифографов и комментаторов.
  • С античной классикой вообще всё сложно. Если в царские времена гимназистам вдалбливали хотя бы минимум, и «в садах Лицея» даже юный разгильдяй Пушкин читал хотя бы Апулея (пренебрегая Цицероном)[3], то сейчас и того едва ли помнят. Как и греческих драматургов (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, не говоря уже о десятках менее известных) или римских историков (Плутарх, Тит Ливий, Иосиф Флавий и иже с ними). Или поэтов-лириков: Алкея, Анакреонта, Пиндара, Сапфо… С Сапфо ситуация как у Ильи Ильфа в записных книжках: «Вас я помню, а стихи забыл».
  • Допушкинская отечественная литература. Сумароков, Ломоносов, Державин, Тредиаковский, Фонвизин… Что уж говорить о более ранних — Симеоне Полоцком, Сильвестре Медведеве, протопопе Аввакуме… «Слово о полку Игореве», пожалуй, в наилучшем положении благодаря опере, зато «Задонщину» уже помнят только специалисты и студенты-филологи.
    • Да и современники Пушкина как-то стёрлись из памяти народной. А ведь Жуковский или Вяземский — нешуточно крутые поэты, Одоевский — не только сочинитель «Городка в табакерке»[4], но и яркий философ, «русский Фауст». А Михаил Загоскин — «русский Вальтер Скотт» (как мы знаем из «Ревизора», «Юрий Милославский» — г-на Загоскина сочинение). Уцелел в памяти разве что переиздававшийся в советское время исторический романист Лажечников. А почитав, например, Белинского, удивляешься, насколько много в его критике актуального и свежего. Единственное исключение из всего списка — это Рылеев, но его больше воспринимают именно как революционера, а не как поэта.
  • Лев Толстой, «Война и мир» — образец из палаты мер и весов. Как правило, после окончания школы никто не прикасается к эпопее, да и в школе дальше первых страниц с французскими диалогами продрались немногие.
    • Сюда же можно скопом отнести практически всю литературу из школьной программы. Потрясающие жемчужины, не прочитанные или краем глаза прочитанные в подростковом возрасте, когда нет жизненного опыта (да и усидчивости), чтобы оценить их глубину и красоту языка, остаются не востребованы и в зрелости, когда могли бы сильно затронуть. В сознании напротив них уже стоит галочка «Потрачено» «Пройдено».
  • Эжен Сю, «Парижские тайны». Всё тропы супергероики за 75 лет до Marvel и DC.
  • Поэзия Брюсова и Бальмонта так толком и не разошлась на цитаты. Спустя сто лет у Гумилёва, Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама и даже Маяковского с Хлебниковым читателей побольше будет.
  • А уж сколько сняли фильмов и мультфильмов по творчеству Жюля Верна (имеются и компьютерные игры), да вот только мало кто в наши дни читает это самое творчество. Но в нашей стране есть хотя бы советское поколение, читавшее Верна в детстве…
    • Можно подумать, в той же Франции автор забыт.
    • Он и в англоязычных странах не забыт.
  • Гюстав Флобер, «Мадам Бовари. Провинциальные нравы». Современный читатель уже не понимает, каким издевательством над романтическими клише казалась эта история тогдашним читателям. Заглаженный язык скорее утомляет, эротизма тоже почти нет. Вообще, из Флобера действительно сохранила читателей только «Саламбо»: именно этот исторический роман вдохновлял целые поколения авторов тёмного фэнтези.
  • А кто сейчас читает Герберта Уэллса? Никто… Ладно, почти никто. Но про машины времени, растиражированные массовой продукцией, знают все. И выражение «война миров» — тоже его афоризм.
    • Читаются именно его ранние фантастические романы. Более поздние, социально-бытовые и сатирические, известны меньше.
  • Джонстон Маккалли, плодовитый автор времён дешёвых журналов. Его переизданий не найти даже в Штатах, хотя именно он впервые написал про мстителя в маске по прозвищу Зорро.
  • Джеймс Джойс, «Улисс». Асилить этот крайне экспериментально написанный кирпич смогут не только лишь все, мало кто сможет это сделать.
  • Г. Ф. Лавкрафт. Породил множество тропов, но многие ли из знакомых с Ктулху реально его читали? А многие ли осилили больше половины это, по современным меркам безнадёжно наивное, нарастающе-линейное «вот есть что-то ужасное и непостижимое, а за ним ещё ужаснее и ещё непостижимее, а за ним — такое непостижимое, что и название не выговоришь!»?
  • Карел Чапек, «R.U.R» — на форумах, посвящённых научной фантастике, об этом произведении вспоминают лишь тогда, когда заходит речь о том, кто придумал слово «робот». Хорошим тоном считается после этого напомнить, что Чапек написал ещё «Войну с саламандрами».
  • Марсель Пруст, «В поисках утраченного времени». Настоящие французы держат на полке первый том (признак образованного человека). А читают всё равно Дюма и Сименона.
  • Был в 1930-е такой писатель, Эдвард «Док» Смит. Автор, между прочим, первой космооперной саги, в которой были межзвёздные путешествия, битвы флотов добра и зла, хранители мира и порядка, обладающие псионическими способностями. В общем, Джордж Лукас своего времени. На русский и другие языки практически не переводился, хотя в Штатах до сих пор классик.
    • Русскоязычному читателю он знаком главным образом по циклу «Имперские звёзды» про семью д’Аламбер. Педаль в асфальт: сам Док — лишь автор концепции и наброска оригинальной повести, которую после его смерти дописал Стивен Голдин. Все остальные произведения цикла писал уже один Стивен, однако на обложке книг огромными буквами написано: «Эдвард „Док“ Смит», — и ниже, мелкими: «и Стивен Голдин».
    • Уместнее будет сравнение с Джином Родденберри, который для развития жанра сделал больше, чем Лукас для популяризации.
  • А сколькими необычными расами населил Барсум (т. е. Марс) Эдгар Берроуз? Сколько космооперных тропов грамотно он внедрил в приключения Джона Картера и компании? А писалось всё ещё в начале ХХ века.
    • Орки в Warcraft и Warhammer Fantasy Battles явно срисованы с зеленых марсиан Берроуза, за исключением шести рук.
  • Борис Пастернак, «Доктор Живаго». Нобелевский роман, между прочим. Знают из него в лучшем случае пару строф из стихов Юрия, и то благодаря популяризатору-Высоцкому. Ну ещё, может быть, пару мелодий Мориса Жарра из экранизации 1965 года.
  • Культовые для своего времени повесть Ильи Эренбурга «Оттепель» (1954), рассказ Александра Яшина «Рычаги» (1955) и роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» (1956). Современному читателю совершенно непонятно, что такого в этой типичной советской прозе?
  • Несмотря на издания на русском языке, Индиана Джонс всё-таки куда более знаменит, чем его оригинал Док Сэвэдж.
  • Вообще все авторы фэнтези, жившие до Толкина и Говарда. Впрочем, в последнее время и их самих читают (а не смотрят кино) немногие.
  • Да и сам Профессор − для своего времени просто образец того, как надо писать фэнтези с минимумом идиотских штампов, но стараниями бесчисленных подражателей многие его оригинальные находки сами превратились в избитые штампы. Впрочем, Легендариум Толкина до сих пор весьма оригинален и небезынтересен, да и сюжеты и персонажи недаром классические.
  • Роберт Хайнлайн придумал Делоса Гарримана — богача, который всю жизнь мечтал попасть на Луну, а попал туда незадолго до смерти: ему помогли два космолётчика с антигероическими замашками. Казалось бы, при чём тут компьютерный квест To the Moon о больном старике Джонни, чьё посмертное желание — попасть на Луну?
    • Так тут вроде не о вторичности произведений, а о «никому не интересен оригинал»… А «Человек, который продал Луну» и «Реквием» вполне себе читаемы.
  • Лорд Дансени. Считается одним из основателей жанра фентези, написал сотни фентезийных, фантастических и детективных рассказов, издал роман про эльфов раньше Толкина, а Роберт Говард и вышеупомянутый Лавкрафт признавали его едва ль не учителем. Между прочим, до сих пор читается очень свежо — скорее всего из-за того, что его идеи редко передирались вчистую.
  • Рассказ Ричарда Коннелла «Самая опасная игра» (1924) экранизирован как минимум восемь раз, каждый раз в разном сеттинге. «Смертельная добыча» (1987) — самая известная экранизация.
  • Амброз Бирс, «Случай на мосту через Совиный ручей». Культовый рассказ для американской культуры, мало кому известен за пределами. Финал не раз обыгрывался в триллерах и арт-хаусе.
  • Александр Грин, «Серый автомобиль». Песня «Агаты Кристи» про «Мотоциклетку», фильм «Господин Оформитель» сделаны по его мотивам… хотя сам рассказ современному читателю кажется обычной историей про безумие.
  • Кёкутэй Бакин (в японской литературе). Почти все тропы самурайского романа пошли из его 108-томного «Рассказа о восьми собаках Сатоми из Южной Авы».
    • Биография Миямото Мусаси, какой её знают любители боевых искусств, и исторический роман про героически превозмогающих самураев (до этого тру-самураи из народных книжек совершали подвиги в условном средневековом прошлом) пошли из газетного романа Эйдзи Ёсикава «Мусаси» (в русском переводе «Десять Меченосцев»).
  • «Вампир Гейномиуса» Геннадия Тищенко — да этот рассказ читали немногие. Но почти всё поколение девяностых знает снятый по нему культовый мультфильм «Вампиры Геоны» и его сиквел «Хозяева Геоны».
  • Брюс Бетке — дебютный рассказ-тропнеймер «Киберпанк» (1983) мало кто читал. Тем более, что это не киберпанк, а просто история про юных кулхацкеров.
  • Эдгар По, «Литературная жизнь Какваса Тама, эсквайра» — внутримировой пример: получив отрывки из «никому не известных или совершенно забытых книг» (Гомера, Данте и Мильтона) все четыре литературных журнала разразились филлипиками о наглой бездари, которая портит бумагу своими дрянными стишатами.
  • Иван Ефремов. Заслуженно считается одним из классиков советской фантастики, но многие ли станут его читать сейчас? И тем более, многие ли получат от этого удовольствие? Прямо скажем, литературный стиль Ивана Антоновича далёк от совершенства, как и проработка персонажей. Он был интересен своими идеями, но за полвека и более, прошедшие с момента первой публикации произведений, эти идеи были сотни раз обыграны и переосмыслены в более современных и понятных нынешнему читателю произведениях.

Кино

  • «Политый поливальщик» — все (ну или просто многие) знают, что это первая постановочная кинокомедия. А теперь поднимите руки и отойдите от стенки те, кто его смотрел в наши дни.
  • Творчество француза Жоржа Мельеса. В своё время (с 1900) он был отцом спецэффектов кино, а с 1914 дела его пошли ужасно, да и прокат его фильмов в США не принёс ему ни цента. Про его вклад вспомнили только в 1932 году, незадолго до его смерти.
    • Впрочем, весь фильм «Хранитель времени» — как раз об этом.
  • «Дилижанс» (1939) — действие происходит в Долине монументов в Аризоне. Скажете, банальность, стандартный фон для вестерна? На самом деле в «Дилижансе» Долина монументов появилась на киноэкране в первый раз. В большой степени этот фильм её и прославил.
  • Нуар как жанр. Эстетика обыгрывается и пародируется часто, но любители если и смотрят, то классику вроде «Мальтийского сокола» или экранизаций Чандлера. Между тем большая часть нуарных фильмов классического периода (с 1944 по 1955) это низкобюджетные фильмы категории B, по качеству близкие к НТВ-шным сериалам.
  • «Пьяный мастер» (1978) и весь Джеки Чан. После пяти лет сурьёзных и угрюмых подражаний Брюсу Ли комедия про кунг-фу дала отличную разрядку смехом.
    • Это Пьяный мастер никто не смотрит?! Бред. Смотрят до сих пор, и весьма активно.
    • Ныне покойный телеканал ТВ-6 в конце 90-х массово показывал азиатские фильмы с молодым Джеки. Зрители, в основном, пришли к выводу, что это гораздо веселее, круче и естественнее, чем его голливудские хиты.
  • Андрей Тарковский же! Хотя его картины позиционируются как «интеллектуальное кино», собственно интеллектуальный посыл их, при минимальном анализе, выглядит, мягко говоря, достаточно спорным. На уровне сюжета… простите, какого сюжета? Остаются лишь визуальные изыски, как прекрасное авто без мотора, которое восхищённые автолюбители (сиречь режиссёры) растаскивают на запчасти.

Телесериалы

  • Незамутнённые души требуют, чтобы им «не спойлерили» по сериалам «Рим», «Тюдоры» и «Борджиа».
    • Справедливости ради: знание исторических событий не означает знания, как эти события покажут в историческом фильме. Даже если фильм не искажает фактов напрямую, что бывает редко.
    • Сюда же — фраза «Конец немного предсказуем. Где-то с середины фильма было такое чувство, что в конце Колчака растреляют. Так и вышло» ©.
    • про зрителей сериала «Игра престолов» — еще в 2013 читатели книги сняли клип Rage of Thrones
    • Хорошо, что концовка «Страстей Христовых» — уже десять лет как не спойлер. Ой, погодите…
  • Федерико Феллини — о творчестве этого режиссёра принято много болтать в кругах киноманов, дабы сойти за особо осведомлённого эстета. Какой именно вклад в кинематограф внёс сей итальянец, не сможет объяснить практически никто. Изрядно напрягшись, важно изрекут: «он вывел в свет Марчелло Мастрояни!»

Мультфильмы

  • Кто-нибудь помнит поляка Владислава Александровича Старевича? Нет? А ведь именно он создал кукольную и одновременно российскую мультипликацию. Первый мультфильм вышел в 1910, в нём участвовали насекомые[5], у которых вместо ног была проволока. После революции Старевич эмигрировал во Францию, где в 1930 году снял первый в мире кукольный полнометражный мультфильм — «Рейнеке Лис».
    • Его современник, французский карикатурист Эжен Жан Луи Курте, работавший под псевдонимом «Эмиль Коль», создал рисованную мультипликацию в современном виде. Самый известный мультфильм Коля — «Фантасмагория» 1908 г. Эмиль Коль рисовал этот мультфильм карандашом на белой бумаге, а затем перевёл в негатив[6]. Также Эмиль Коль изобрёл технику анимации перекладкой.
    • Свою лепту внёс американский график и комиксодел Уинзор Маккей. В 1914 г. он нарисовал (да-да! нарисовал, чернилами и на бумаге!) мультфильм «Динозавр Герти», который использовался в качестве циркового аттракциона: например, в конце Винзор Маккей выходил за экран, а в мультике Герти поднимала его же, рисованного, и он катался по ней.
    • …Но всем пофиг, ибо все смотрят Уолта Диснея!
    • Старевича кстати, вроде как похвалил даже сам Дисней.
  • Компьютерная анимация: а кто-нибудь помнит мультфильм «Кошечка» 1968 года с анимированной трёхмерной моделью кошки, отрисованной на БЭСМ-4?

Аниме и манга

  • Многие анимешники обычно предпочитают смотреть, собственно, аниме, а не читать мангу и ранобэ. Исключения вроде Берсерка есть, но они не часто попадаются.
  • Фактически Осаму Тедзука является создателем аниме и манги, и на протяжении своей жизни он нарисовал много своих работ. Но, разумеется, мало кто из анимешников прикоснётся к Астробою. Даже аниме экранизации тех лет не спасают.
    • За исключением Дороро, у которой появился ремейк 2019 года.
  • Мэтр Хаяо Миядзаки. Официальное лицо аниме вне аниме-тусовки. При этом большинство «воздыхателей» смотрит его фильмы максимум по одному разу. А внутри аниме-фандома его имя воспринимается едва ли не как ругательство. Ибо эффект альфы.

Видеоигры

Поскольку игра — дело сложное, вопрос заметен в полный рост. В 90-е, с развитием 3D и приставок происходило наиболее бурное образование жанров, но сегодня многие игры даже трудно запустить. Более ранние игры настолько слабы в плане технологий и дизайна, что интересуют разве что археологов.

  • Скажем прямо: Doom (1993/1994) в мультиплеере трудноиграбелен. В первых версиях игроки обирали патроны, и те больше не появлялись. Базука и двустволка переусилены, кулак и пистолет — пукалки. Заработавший фраг легко собирал аптечки и лечился до 100 %, повторить — так что сухой счёт там не редкость. Уровней кругового устройства практически не было, кроме Dead Simple — да и тот больше напоминает арену, чем кольца. Да, моддеры решили очень много вопросов, но первопроходцем чисто мультиплеерных шутеров стал Unreal Tournament (1999).
    • А в кооперативной игре вы постоянно будете телефрагать напарника!
  • Dune II, кодификатор жанра Стратегия в реальном времени. Откровенно неудобное управление. ИИ, который делает пару вещей, и те плохо. Как только появляется танк, лёгкие машины становятся ненужными. Игра проста за Атрейдесов и сложна за Ордосов.
  • Первые две части Fallout заложили основы серии и стали одной из вех в истории CRPG. Но, вместе с этим, обладают столь сложными и непонятными для современных геймеров механиками и управлением, что желающие приобщиться скорее всего ознакомятся с ними через вики или прохождения на YouTube.
  • Всех этих ваших Даггерфолов с Морровиндами, Готик, Балдурсгейтов и Фоллаутов не было бы без культовых CRPG второй половины восьмидесятых-первой половины девяностых: Might and Magic 1-5 (особенно любима World of Xeen, объединяющая четвертую и пятую части в одной игре), Realms of Arcania, The Dark Heart of Uukrul, игр из сборника Gold Box и других. Ту эпоху до сих пор называют Золотым веком западных RPG, но современные фанаты лучше посмотрят летсплей на ютубе. Мало кому охота мучиться с запуском этого антиквариата, а потом привыкать к допотопной графике, разбираться с неудобным управлением… и все это для того, чтобы понять: в каком-то месте игры для дальнейшего прохождения необходим продававшийся вместе с ней гайд.
  • Первые части культовых игр вроде Splinter Cell или MGS. Мыльное 3D или пиксельная графика, немалый порог вхождения и различные баги. Неудивительно, что про них все слышали, но мало кто играл.

Музыка

  • Классическая музыка как таковая. Кто такие Моцарт, Бах, Чайковский вам скорее всего ответят. А вот назвать хотя бы одно их произведение или опознать на его на слух — сомнительно.
  • Фрэнк Синатра. Золотой голос США, культовый актер и шоумен. Благодаря Голливуду известен до сих пор, но мало кто сможет назвать песни или фильмы с его участием.
    • «My Way», «Strangers in the Night», «New York, New York», разве кто-то забыл? А вот о том, что «Jingle Bells» и «Let It Snow» тоже он, вспомнят уже не все, хотя сами песни мегазнамениты.
    • А ещё все помнят, что он снялся в фильме «Отсюда в вечность». Хотя сам фильм не смотрели. Просто отсылка в «Крёстном отце» на этот факт его биографии имеется.
  • Элвис «Король» Пресли. Официальный Император рок-н-ролла, почти Б-г и просто пухлик с крутой прической в белой кожанке со стразами. А вот теперь назовите его самые известные песни? И нет «Only you» он не пел!
    • Эмм, «Love me tender» и «Jailouse Rock» таки почти все назовут.
  • Схожий троп играют Битлы, хотя и с прикрученным фитильком. «Yesderday», «Hey Jude» и другие «Yellow Submarine» известны достаточно неплохо. А вот другие песни вроде «Taste of honey», «Hard Day’s Night» или «Help!» известны только поклонникам.
  • Луис Армстронг. Божественный трубач и джазмен. Его «Wonderful world» слышал наверное каждый, но узнать по другим мелодиям под силу не каждому. Хотя «Let my people go» и «Hello, Dolly!» знают все.

Реальная жизнь

  • Конституция — тут и так понятно, почти в любой стране для людей, не связанных с юриспруденцией. Инверсия — поправки к американской конституции. Спасибо лаконичности отцов-основателей, задавших хороший тон.
    • Рамочная конституция — просто реконструкция тропа. После каждой статьи в такой будет написана оговорка, позволяющая правительству не соблюдать её на своё усмотрение. Такая именно что является заглушкой, означающей, что надо читать конкретные законы, а не саму конституцию. Не разводим политику — читатель сам знает примеры.
    • Прототипом всех европейских конституций принято считать «Римское право» — римско-византийскую законодательную систему. Сейчас в основном это знают те, кто получил юридическое образование. Да вот только классические Десять Таблиц утрачены, а Дигесты составлены уже при Юстаниане, императоре Византии, и в них немало дополнений по принципу «был бы человек, статья найдётся»
    • А ещё есть такой штамп, что гарантом всякой Конституции является президент. В некоторых странах это действительно так, но не во всех. Да и верховным главнокомандующим президент является отнюдь не повсюду.
  • Пример, примыкающий к Конституции, — клятва Гиппократа. Её регулярно поминают, но при этом поминающий обычно не в курсе ни того, что там нет ни слова о бескорыстной помощи, ни того, что наиболее подробно освещённые в ней темы — почтение к наставнику и врачебная тайна, и тем более того, что в России её уже больше пятидесяти лет не приносят.
    • И не только в России — клятву Гиппократа в изначальной форме (собственно, Гиппократом разработанной) не приносят уже многие сотни лет: клятва именами древнегреческих богов, обещания корректно обращаться с рабами и не заниматься инвазивной хирургией несколько не соответствуют развитию медицины. В дальнейшем, клятва была изменена (из неё были убраны упоминания реалий III века до н. э.) и стала называться Врачебной клятвой. Сейчас же используются различающиеся в разных странах Клятвы Врача 'Страны'.
  • Карл Маркс — наверное, чемпион среди экономистов по количеству ортодоксальных последователей, но кто его читал? А понял всё? Даже Ленин признавал, что не всё понимает. Последствием данного явления стало огромное количество разнообразных мифов о марксизме, причём как среди противников, так и сторонников. Ближайшим конкурентам Маркса в лице Джона Кейнса и Адама Смита в этом плане повезло больше — их программные произведения намного лучше читаются.
    • Легендарный физик Михаил Кацнельсон вспоминал, как сдавал на кандидатский минимум марксизм-ленинизм бородатому (по меркам восьмидесятых признак свободомыслия) профессору. Профессор сказал, что верит, что испытуемый учил и хочет просто услышать мнение: как по вашему, актуальны ли идеи диалектики[7] для современной физики. Испытуемый честно ответил, что Ленин всё-таки публицист, а не философ, а соответствующие работы Маркса очень сложно понять без контекста. Возможно, их надо читать в оригинале. И узнал, что аспиранты из ГДР, приехавшие учиться по обмену, читают Маркса на русском, потому что на немецком там вообще…
  • Некоторые фокусники жалуются: «Я придумал фокус, не спал ночами, перебирал варианты. Я этот трюк показываю на представлении (по телевизору), а [конкурент] его увидел, скопировал (иной раз бездарно), а затем вовсю эксплуатирует. А потом меня считают подражателем. Что делать? Патентовать — не всегда возможно».
    • В принципе, именно для решения подобных проблем направлены два старинных правила цирковой и эстрадной братии, которые передаются от фокусника к фокуснику ещё со времён средневековых балаганов. Фокусник никогда не должен повторять трюк на бис и фокусник не должен раскрывать секрет фокуса никому, кроме ученика.
    • Чуть менее, чем все классические европейские фокусы описаны в классическом 8-томном «Course of Magic» Харлана Тарбелла от 1928 года. К счастью, публика его не читала. В прочем, как и многие фокусники, скорее пересказы и последующие переосмысления (хорошо или плохо — отдельный вопрос). Нет в «Курсе магии» только индийского фокуса с канатом (и не надо, зачем фарангам знать, как он делается?) Хотя за прошедшее время «магическая мысль» тоже не стояла на месте. Конгрессы ФИСМ и всевозможные конкурсы «магических братств» тому подтверждение.
  • Некоторые шутники отправляли на литературный конкурс не слишком известные произведения маститых классиков и получали ответ в духе, «какой МТА написал эту чушь?». Либо же человек перекладывал на музыку понравившееся стихотворение классика и потом отдувался уже за песню целиком.
    • Обоснуй: может, эти произведения потому и остались малоизвестными, что написаны не на уровне автора?
    • Контробоснуй: если речь идёт о нашем времени, членов жюри необходимо бить головой о компьютер, посредством которого они обязаны проверять работы на предмет плагиата.
  • Что говорить о простых людях, если иногда под троп подпадают даже авторы учебных пособий! У автора правки, например, в непрофильном (медицинском) вузе читали курс культурологии, и в кафедральной методичке было написано, что в «Декамероне» 200 новелл (на самом деле — 100, 10 человек рассказывают друг другу по одной истории каждый в течение десяти дней) и что он «пронизан духом социальной справедливости и борьбы за национальное самоопределение» (первое иногда проскальзывает, но вот где там второе?) Так автор правки понял, что он, наверное, единственный в этой аудитории, кто читал «Декамерон» (и методичку). Включая преподов.

Примечания

  1. «Не забудем, что в эту эпоху лучшей рекомендацией какой-либо истории всё ещё была (как и в средние века) не новизна её, а именно ссылка на то, что она уже рассказывалась раньше.»
  2. Ну, в принципе, например, автор правки Шекспира как раз не читала — зато читала сборник «Итальянские новеллы Возрождения» — там были несколько новелл из «Декамерона» плюс другие, среди которых была новелла о влюбленных из враждующих родов Монтекки и Капеллетти. Не рифмованных, а вполне прозаических, то есть — читабельных
  3. Посвящённые ловят от этих пушкинских строк дополнительный кайф, поскольку понимают, почему именно Наше Всё предпочитал цицероновским речам апулеевский роман)))
  4. Мультик «Шкатулка с секретом» — довольно популярная до сих пор психоделическая мини-рок-опера с аллюзиями на битловскую «Yellow Submarine». А ведь первооснова — та самая сказка Одоевского. Мужики-то не знают!
  5. Старевич увлекался энтомологией.
  6. Из-за однородного белого тона зрителям ничего не было видно.
  7. Из чего можно сделать вывод, что и сам профессор читал максимум «Три источника и три составные части марксизма» Ленина.