И каждый описывал своё: различия между версиями
(Новая страница: «Некоторые фантастические создания не могут усидеть в одном облике. Некоторые даже превращают широкий арсенал обличий в свою главную фичу. Но персонаж нашей статьи выжимает педаль непостоянства в пол. Поставь его...») |
Dean Reed (обсуждение | вклад) м |
||
(не показано 16 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 8: | Строка 8: | ||
=== Религия, мифология, [[фольклор]] === | === Религия, мифология, [[фольклор]] === | ||
* Очень древняя кельтская легенда о Котле Богов. Пища, извлечённая из него, заведомо хороша и полезна, но невозможно точно сказать, мясо это, пироги, овощи, фрукты или ещё что-то. Ибо каждому, кто её ест, она кажется его личной любимой едой. | |||
* История из фольклора Шетландских островов про загадочную бабайку, которую называют просто «[[нет, не тот|Оно]]». Нет двух людей, которые бы видели её одинаково. | * История из фольклора Шетландских островов про загадочную бабайку, которую называют просто «[[нет, не тот|Оно]]». Нет двух людей, которые бы видели её одинаково. | ||
* Может быть антропоморфной персонификацией чего-либо. В ирландском мифе Власть являлась уродливой старухой или прекрасной женщиной, в зависимости от отношения наблюдателя. | * Может быть антропоморфной персонификацией чего-либо. В ирландском мифе Власть являлась уродливой старухой или прекрасной женщиной, в зависимости от отношения наблюдателя. | ||
* Чупакабру описывают ну очень по-разному. Оттого возникла версия, что если чупакабра и впрямь существует (или если бы существовала) — она [[метаморф]] (или была бы метаморфом). | |||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* «[[Мастер и Маргарита]]» — описания Воланда разнятся у разных людей, более того, у самого Булгакова в разных местах книги. [[дьявол|А ви таки шо хотели?]] | * «[[Мастер и Маргарита]]» — описания Воланда разнятся у разных людей, более того, у самого Булгакова в разных местах книги. [[дьявол|А ви таки шо хотели?]] | ||
* «[[The Chronicles of Narnia|Покоритель Зари, или Плавание на край света]]» — на острове кошмаров, само собой, каждый встречает именно свои кошмары. Во тьме их не столько видно, сколько слышно, но каждый слышит своё — и немедля, кстати, распознаёт звук. | * «[[The Chronicles of Narnia|Покоритель Зари, или Плавание на край света]]» — на острове кошмаров, само собой, каждый встречает именно свои кошмары. Во тьме их не столько видно, сколько слышно, но каждый слышит своё — и немедля, кстати, распознаёт звук. | ||
** «Последняя битва» — гномы в хлеву/новой Нарнии. | ** «Последняя битва» — гномы в хлеву/новой Нарнии. [[Басня|Притчевый момент]]. Роскошные яства на столах ([[Откровение у холодильника|или]] то, что верующие в Аслана и его безупречную правоту всего лишь видят как «роскошные яства», а пища, [[Необузданные догадки|допустим]], на самом деле гораздо скромнее, но, однако, вполне питательна?!) кажутся скептически-циничным гномам колючками, ядами и даже нечистотами. Гномы кричат: «Что это вы нам подсунули?! Фу-у-у!». | ||
* «[[Land of Oz|Удивительный волшебник из Страны Оз]]» / «[[Волшебник Изумрудного города]]» — [[с прикрученным фитильком]]: под представителя тропа очень старательно косит Оз / Гудвин, Великий и Ужасный. | * «[[Land of Oz|Удивительный волшебник из Страны Оз]]» / «[[Волшебник Изумрудного города]]» — [[с прикрученным фитильком]]: под представителя тропа очень старательно косит Оз / Гудвин, Великий и Ужасный. | ||
* «Лабиринт смерти» Филип К. Дик — Здание и Надпись, которые для каждого свои. | * «Лабиринт смерти» Филип К. Дик — Здание и Надпись, которые для каждого свои. | ||
* «[[Дом, в котором]]» — Изнанка Дома (параллельный мир, в который могут проникать ученики интерната), судя по всему, устроена именно так и отражает содержание внутреннего мира героев, во многом сформированное их любимыми книгами и фильмами (именно поэтому она так напоминает типичную американскую глубинку из [[Интернет-кафе, эротические триллеры и конец истории|триллеров девяностых годов]]). [[Подсветка|Подсвечено]] Слепым в его разговоре со Сфинксом в полной версии книги, где он прямым текстом говорит, что Изнанка «подлаживается» под своих обитателей. | * «[[Дом, в котором]]» — Изнанка Дома (параллельный мир, в который могут проникать ученики интерната), судя по всему, устроена именно так и отражает содержание внутреннего мира героев, во многом сформированное их любимыми книгами и фильмами (именно поэтому она так напоминает типичную американскую глубинку из [[Интернет-кафе, эротические триллеры и конец истории|триллеров девяностых годов]]). [[Подсветка|Подсвечено]] Слепым в его разговоре со Сфинксом в полной версии книги, где он прямым текстом говорит, что Изнанка «подлаживается» под своих обитателей. | ||
** Также жилище Хранителя Времени, загадочного старичка из сказки Табаки. Для кого-то его дом окружён садом, для кого-то стоит на берегу реки или в чистом поле, кто-то находит его в дупле дерева или в обычной квартире многоквартирного дома. А ещё, если он не хочет принимать посетителя, то посетитель найдёт его мёртвым, лежащим в коробке из-под стереосистемы. И оставаться в таком состоянии он может как угодно долго. | ** Также жилище Хранителя Времени, загадочного старичка из сказки Табаки. Для кого-то его дом окружён садом, для кого-то стоит на берегу реки или в чистом поле, кто-то находит его в дупле дерева или в обычной квартире многоквартирного дома. А ещё, если он не хочет принимать посетителя, то посетитель найдёт его мёртвым, лежащим в коробке из-под стереосистемы. И оставаться в таком состоянии он может как угодно долго. Он ведь Хранитель Времени, и [[Вывих мозга|«долго» и «недолго» для него — в каком-то смысле одно и то же]]. | ||
* «Там» Анны Борисовой ([[Фальшивая юбка|псевдоним]] [[Борис Акунин|Бориса Акунина]]) — после гибели в теракте несколько героев попадают в разные взаимоисключающие версии загробного мира, в зависимости от того, во что они верили при жизни. Эзотерик-торсионщик оказывается инопланетянином и возвращается обратно в свой родной инопланетный мир, верующая католичка попадает в довольно жуткое Чистилище, буддист — в Колесо Сансары, а [[Мусульмане плохие|арабский террорист]] — [[Кармический Гудини|в мусульманский рай]]. | * «Там» Анны Борисовой ([[Фальшивая юбка|псевдоним]] [[Борис Акунин|Бориса Акунина]]) — после гибели в теракте несколько героев попадают в разные взаимоисключающие версии загробного мира, в зависимости от того, во что они верили при жизни. Эзотерик-торсионщик оказывается инопланетянином и возвращается обратно в свой родной инопланетный мир, верующая католичка попадает в довольно жуткое Чистилище, буддист — в Колесо Сансары, а [[Мусульмане плохие|арабский террорист]] — [[Кармический Гудини|в мусульманский рай]]. | ||
* «[[Harry Potter|Гарри Поттер]] | * «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]» — в зеркале Еиналеж каждый видит отражение собственных заветных желаний, [[Приворот|любовный напиток Амортенция]] для каждого человека имеет тот запах, который ему больше всего нравится, а боггарты наоборот принимают обличье того, кого или чего человек больше всего боится. Боггарт — с фитильком, он меняет облик объективно, и при большом скоплении народу даже не может определиться с обликом — не знает, кого конкретно пугать. | ||
** А в [[HPMOR|широко известном фанфике]] по нему схожими свойствами обладают {{spoiler|дементоры, чей облик напрямую отражает, насколько наблюдатель боится смерти}}. | ** А в [[HPMOR|широко известном фанфике]] по нему схожими свойствами обладают {{spoiler|дементоры, чей облик напрямую отражает, насколько наблюдатель боится смерти}}. | ||
* «[[John Dies at the End|В финале Джон умрёт]]» — один из коронных приёмов здешних сверхъестественных тварей, тема раскрыта в первой и третьей книгах. | * «[[John Dies at the End|В финале Джон умрёт]]» — один из коронных приёмов здешних сверхъестественных тварей, тема раскрыта в первой и третьей книгах. | ||
Строка 37: | Строка 39: | ||
=== [[Телесериал]]ы === | === [[Телесериал]]ы === | ||
* «[[Секретные материалы]]», | * «[[Секретные материалы]]» (1993) — в эпизоде «Секретные копы» (7 сезон, 12 серия) герои сталкиваются с монстром, который каждому видится в обличии его худшего кошмара. Кто-то видит человека-осу, которым его пугали в детстве, кто-то [[Кошмар на улице Вязов|Фредди Крюгера]], кто-то оборотня, кто-то своего бывшего парня-наркомана, а кто-то и вовсе вспышку опасной инфекции. А вот зрителям эту сущность так и не показали, потому что эпизод [[Псевдодокументалистика|стилизован под документальную съёмку]], а неодушевлённая камера ничего не боится и как следствие, монстра не видит. | ||
* «[[ | * «[[50 штатов страха]]» (2020) — «13 ступеней в ад (Вашингтон)» (2 сезон, 4-5 серии). В конце проклятой лестницы люди видят ад. И у каждого человека он свой. Так Мэллори, мучимая угрызениями совести из-за того, что не нашла в себе сил попрощаться с умирающей от рака матерью, увидела там восставшую из мёртвых мать, которая попыталась её задушить. По сравнению с тем, что увидел {{spoiler|её младший брат Айден}}, Мэллори ещё очень легко отделалась. | ||
* «[[Сергий против нечисти]]» (2022) — эпизод «[[Змей Горыныч|Горыныч]]» (2 сезон, 1 серия). Раб демона Асмодея соблазняет женщин, склоняет их к разврату и превращает в послушные орудия зла. В истинном облике это стрёмный лысый мужик с сильно выступающими венами, но каждая женщина видит его, как свой идеал мужской красоты. На Екатерину тоже подействовало. | |||
=== [[Мультфильм]]ы === | === [[Мультфильм]]ы === | ||
* «Большой секрет для маленькой | * «Большой секрет для маленькой компании» (по очень-очень философскому сценарию поэтессы Юнны Мориц) — кошка, собака и лошадь, заглянув в волшебный телескоп, каждый раз направленный в одно и то же место, увидели, соответственно, Большой Кошачий {{spoiler|(кошка горда и стремится доминировать, а господствовать над собой не позволяет)}}, Большой Собачий {{spoiler|(собака бывает кусачей только от «жизни собачьей», а если в её жизни есть гарантированные простые радости — она безобидна)}} и Большой Лошадиный {{spoiler|(лошади не могут летать, но мечтают о полёте, и иногда им удаётся что-то сравнимое с этим)}} Секреты. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | |||
* «[[Гаргульи (мультсериал)|Гаргульи]]» (1994) — три шекспировские ведьмы являются разным людям (и гаргульям) в разных обличиях. Макбет видит их уродливыми старухами, Голиаф и компания — маленькими девочками, Демона — старыми гаргульями, а для зрителей они — красивые молодые девушки. И дело тут не в физическом изменении формы, в эпизоде «Каменный город. Часть 3» (2 сезон, 11 серия) они предстали одновременно перед Демоной и Макбетом. Первый видел трёх старух-людей, а вторая — старух-гаргулий. | |||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
Строка 63: | Строка 69: | ||
** Квантовый мир, собственно, так и устроен. По крайней мере, [https://naked-science.ru/article/physics/kvantovaya-fizika-dokazala-chto-obektivnoj-realnosti-ne-sushhestvuet эксперименты на квантовом компьютере] показали, что измерения одного и того же квантового явления у разных наблюдателей могут дать свои результаты, каждый из которых будет одинаково верен. | ** Квантовый мир, собственно, так и устроен. По крайней мере, [https://naked-science.ru/article/physics/kvantovaya-fizika-dokazala-chto-obektivnoj-realnosti-ne-sushhestvuet эксперименты на квантовом компьютере] показали, что измерения одного и того же квантового явления у разных наблюдателей могут дать свои результаты, каждый из которых будет одинаково верен. | ||
* Факт наличия так называемого [[Предсмертные видения|NDE или же околосмертных переживаний]], испытываемых человеком, как следует из названия, в агональном или коматозном состоянии, сопровождающихся видением, со слов очевидцев, иных миров, божеств и умерших родственников, но сугубо индивидуальных для каждого человека и выстраивающихся в прямой зависимости от его жизненных приоритетов и идеалов. Сильно разнятся от очевидца к очевидцу также и описания потусторонних нечеловеческих существ, являющихся за ними в этот мир или встречающих их уже «там». Чаще всего, для атеиста или неглубоко верующего человека речь идёт о «просто ярком, но разумном свете», но известны случаи наблюдения твёрдо верующими персоналиями самых разнообразных божеств, вплоть до [[Индуисты — мудрые!|индуистского]] Ямы или, для сатаниста, [https://www.nderf.org/Experiences/1sarah_a_probable_nde_8993.html чёрной возницы Койсте Бодхар]. | * Факт наличия так называемого [[Предсмертные видения|NDE или же околосмертных переживаний]], испытываемых человеком, как следует из названия, в агональном или коматозном состоянии, сопровождающихся видением, со слов очевидцев, иных миров, божеств и умерших родственников, но сугубо индивидуальных для каждого человека и выстраивающихся в прямой зависимости от его жизненных приоритетов и идеалов. Сильно разнятся от очевидца к очевидцу также и описания потусторонних нечеловеческих существ, являющихся за ними в этот мир или встречающих их уже «там». Чаще всего, для атеиста или неглубоко верующего человека речь идёт о «просто ярком, но разумном свете», но известны случаи наблюдения твёрдо верующими персоналиями самых разнообразных божеств, вплоть до [[Индуисты — мудрые!|индуистского]] Ямы или, для сатаниста, [https://www.nderf.org/Experiences/1sarah_a_probable_nde_8993.html чёрной возницы Койсте Бодхар]. | ||
** Похожий эффект имеет | ** Похожий эффект имеет ЛСД — если во времена охоты на ведьм отравившиеся спорыньей могли увидеть этих самых ведьм, демонов и прочую мистику, то, например, жители Пон-сен-Эспри (до сих пор не выяснено, чем же они отравились — той же спорыньей или все-таки ЛСД), жившие в период большого количества сообщений о летающих тарелках, наблюдали разнообразных инопланетян. | ||
* Существует забавный эффект при засыпании — человек резко вздрагивает всем телом, просыпается и вскоре спокойно засыпает обратно. Обычно на момент такой «встряски» ему снится, точнее, мерещится в полудрёме, что он откуда-то падает, спотыкается или во что-то врезается. А одному гитаристу в таком состоянии примерещилось, что он подключает свою аппаратуру, и внезапно его шарахнуло током. | * Существует забавный эффект при засыпании — человек резко вздрагивает всем телом, просыпается и вскоре спокойно засыпает обратно. Обычно на момент такой «встряски» ему снится, точнее, мерещится в полудрёме, что он откуда-то падает, спотыкается или во что-то врезается. А одному гитаристу в таком состоянии примерещилось, что он подключает свою аппаратуру, и внезапно его шарахнуло током. | ||
{{Nav/Внешность}} | {{Nav/Внешность}} | ||
{{Nav/Superpowers}} | {{Nav/Superpowers}} |
Текущая версия на 07:12, 25 сентября 2024
Некоторые фантастические создания не могут усидеть в одном облике. Некоторые даже превращают широкий арсенал обличий в свою главную фичу. Но персонаж нашей статьи выжимает педаль непостоянства в пол. Поставь его перед сотней свидетелей — и получишь сотню совершенно различных описаний. А если в этот момент попросить нашего героя представиться — не исключено заодно, что свидетели потом назовут и сотню разных имён.
Частный случай облика, недоступного пониманию — когда каждый из свидетелей описывает нечто своё. Таким свойством может обладать не только живое существо, но и предмет, и локация, и даже ситуация. Очень часто оказывается, что конкретный облик как-то зависит от наблюдателя — от его характера, склонностей, подсознательных ожиданий и личных качеств.
Смежные тропы без мистики: Врёт, как очевидец, Правда о слоне. Ещё одно близкое явление — Твист Шрёдингера.
Примеры[править]
Религия, мифология, фольклор[править]
- Очень древняя кельтская легенда о Котле Богов. Пища, извлечённая из него, заведомо хороша и полезна, но невозможно точно сказать, мясо это, пироги, овощи, фрукты или ещё что-то. Ибо каждому, кто её ест, она кажется его личной любимой едой.
- История из фольклора Шетландских островов про загадочную бабайку, которую называют просто «Оно». Нет двух людей, которые бы видели её одинаково.
- Может быть антропоморфной персонификацией чего-либо. В ирландском мифе Власть являлась уродливой старухой или прекрасной женщиной, в зависимости от отношения наблюдателя.
- Чупакабру описывают ну очень по-разному. Оттого возникла версия, что если чупакабра и впрямь существует (или если бы существовала) — она метаморф (или была бы метаморфом).
Литература[править]
- «Мастер и Маргарита» — описания Воланда разнятся у разных людей, более того, у самого Булгакова в разных местах книги. А ви таки шо хотели?
- «Покоритель Зари, или Плавание на край света» — на острове кошмаров, само собой, каждый встречает именно свои кошмары. Во тьме их не столько видно, сколько слышно, но каждый слышит своё — и немедля, кстати, распознаёт звук.
- «Последняя битва» — гномы в хлеву/новой Нарнии. Притчевый момент. Роскошные яства на столах (или то, что верующие в Аслана и его безупречную правоту всего лишь видят как «роскошные яства», а пища, допустим, на самом деле гораздо скромнее, но, однако, вполне питательна?!) кажутся скептически-циничным гномам колючками, ядами и даже нечистотами. Гномы кричат: «Что это вы нам подсунули?! Фу-у-у!».
- «Удивительный волшебник из Страны Оз» / «Волшебник Изумрудного города» — с прикрученным фитильком: под представителя тропа очень старательно косит Оз / Гудвин, Великий и Ужасный.
- «Лабиринт смерти» Филип К. Дик — Здание и Надпись, которые для каждого свои.
- «Дом, в котором» — Изнанка Дома (параллельный мир, в который могут проникать ученики интерната), судя по всему, устроена именно так и отражает содержание внутреннего мира героев, во многом сформированное их любимыми книгами и фильмами (именно поэтому она так напоминает типичную американскую глубинку из триллеров девяностых годов). Подсвечено Слепым в его разговоре со Сфинксом в полной версии книги, где он прямым текстом говорит, что Изнанка «подлаживается» под своих обитателей.
- Также жилище Хранителя Времени, загадочного старичка из сказки Табаки. Для кого-то его дом окружён садом, для кого-то стоит на берегу реки или в чистом поле, кто-то находит его в дупле дерева или в обычной квартире многоквартирного дома. А ещё, если он не хочет принимать посетителя, то посетитель найдёт его мёртвым, лежащим в коробке из-под стереосистемы. И оставаться в таком состоянии он может как угодно долго. Он ведь Хранитель Времени, и «долго» и «недолго» для него — в каком-то смысле одно и то же.
- «Там» Анны Борисовой (псевдоним Бориса Акунина) — после гибели в теракте несколько героев попадают в разные взаимоисключающие версии загробного мира, в зависимости от того, во что они верили при жизни. Эзотерик-торсионщик оказывается инопланетянином и возвращается обратно в свой родной инопланетный мир, верующая католичка попадает в довольно жуткое Чистилище, буддист — в Колесо Сансары, а арабский террорист — в мусульманский рай.
- «Гарри Поттер» — в зеркале Еиналеж каждый видит отражение собственных заветных желаний, любовный напиток Амортенция для каждого человека имеет тот запах, который ему больше всего нравится, а боггарты наоборот принимают обличье того, кого или чего человек больше всего боится. Боггарт — с фитильком, он меняет облик объективно, и при большом скоплении народу даже не может определиться с обликом — не знает, кого конкретно пугать.
- А в широко известном фанфике по нему схожими свойствами обладают дементоры, чей облик напрямую отражает, насколько наблюдатель боится смерти.
- «В финале Джон умрёт» — один из коронных приёмов здешних сверхъестественных тварей, тема раскрыта в первой и третьей книгах.
- «Классификатор пришельцев» Петухова — твари обладающие высоким гипнопотенциалом, такие как «Гипнодонт чревовещающий» или «Биоандроид псевдореальный», имеют неопределимый облик, потому что в первые же секунды контакта показывают гипнопризрака вместо себя.
- Макс Фрай — таково свойство Тёмной Стороны. Главный герой поначалу видел её в оттенках чёрного, решив, что она так названа оттого, что на ней темно. Плюс множество других, менее значительных примеров.
- «Путешествие в Страну Снов» Дмитрия Дримова — это свойство во всей красе продемонстрировал профессор Зеро на странном уроке математики в начале книги. Стало ясно уже постфактум, когда ученики принялись обсуждать…
- Кэтрин Фишер, трилогия «Оракул» — «Архон» — «Скарабей». Автор статьи читал её довольно дофига давно и не ручается за конкретный номер книги, но отчётливо помнит, что именно так был реализован концепт «у сторожевого пса три головы». В то время как один из путешественников видит щенка, взгляду двух других открываются более взрослые ипостаси…
- «Сражение в Интернете». Когда главные герои отправились на переговоры с преступной группировкой, в целях маскировки Лёшка Шведов торопливо внушил им, что они видят свой главный страх, но не озаботился скоординировать внушаемый образ. В итоге пока шеф видел своё воплощённое представление о крутых конкурентах — великолепного мерзавца, роковую советницу и громилу — двое его подручных увидели один суровых байкеров, а другой — не менее суровых китайцев-каратистов. Повезло же им, что они потом не стали детально сличать впечатления…
- Волкодав — изваяние Богини-Матери, в чертах лица которой каждый сразу же видел свою мать, откуда бы ни происходил и к какому бы народу ни принадлежал.
- Владислав Крапивин, «Полосатый жираф Алик» — сотрудник (или сотрудница) потустороннего «справочного бюро», указавший (или, опять же, указавшая) героям путь обратно на Землю.
- Дозоры — Тигр, антропоморфная персонификация Сумрака. Когда он вышел навстречу группе персонажей, каждый увидел его похожим на себя (Антон — молодым мужчиной, Светлана — молодой женщиной, а старый мудрый еврей — старым мудрым евреем)
- ПЛиО — на Севере существует легенда про «то, что приходит ночью». Якобы, четверо новобранцев Ночного Дозора на протяжении четырёх ночей по очереди видели нечто ужасающее, но каждый описывал его по-своему. За год трое из них умерли, а четвертый сошел с ума. Сто лет спустя, когда «то, что приходит ночью» явилось снова, молодые новобранцы шли за ним, закованные в цепи.
- Джаспер Ффорде, «Беги, Четверг, беги, или Жёсткий переплёт» — Большая Шишка, некая могущественная сущность, имеющая полную власть над Книгомирьем, для каждого персонажа выглядит по-разному. Четверг видела её в обличье немолодой женщины, а Шалтай-Болтай — в виде яйца.
- Дональд Тайсон, «Безликий» — реконструировав лицо древней статуи, археологи столкнулись с жутковатым эффектом: каждый видел его, как своё собственное…
- Елена Леонтьева, «Пять жизней на пути свободы» — когда во второй части властитель демонов нападает на паломника Махасену, сам Махасена видит его чёрным всадником на чёрном коне; сопровождавший Махасену протагонист — бешеным псом; а проводник каравана, мудрый старик Яси — пешим воином в древних медных доспехах (именно таким и был изначальный облик властителя демонов, когда он был человеком).
Телесериалы[править]
- «Секретные материалы» (1993) — в эпизоде «Секретные копы» (7 сезон, 12 серия) герои сталкиваются с монстром, который каждому видится в обличии его худшего кошмара. Кто-то видит человека-осу, которым его пугали в детстве, кто-то Фредди Крюгера, кто-то оборотня, кто-то своего бывшего парня-наркомана, а кто-то и вовсе вспышку опасной инфекции. А вот зрителям эту сущность так и не показали, потому что эпизод стилизован под документальную съёмку, а неодушевлённая камера ничего не боится и как следствие, монстра не видит.
- «50 штатов страха» (2020) — «13 ступеней в ад (Вашингтон)» (2 сезон, 4-5 серии). В конце проклятой лестницы люди видят ад. И у каждого человека он свой. Так Мэллори, мучимая угрызениями совести из-за того, что не нашла в себе сил попрощаться с умирающей от рака матерью, увидела там восставшую из мёртвых мать, которая попыталась её задушить. По сравнению с тем, что увидел её младший брат Айден, Мэллори ещё очень легко отделалась.
- «Сергий против нечисти» (2022) — эпизод «Горыныч» (2 сезон, 1 серия). Раб демона Асмодея соблазняет женщин, склоняет их к разврату и превращает в послушные орудия зла. В истинном облике это стрёмный лысый мужик с сильно выступающими венами, но каждая женщина видит его, как свой идеал мужской красоты. На Екатерину тоже подействовало.
Мультфильмы[править]
- «Большой секрет для маленькой компании» (по очень-очень философскому сценарию поэтессы Юнны Мориц) — кошка, собака и лошадь, заглянув в волшебный телескоп, каждый раз направленный в одно и то же место, увидели, соответственно, Большой Кошачий (кошка горда и стремится доминировать, а господствовать над собой не позволяет), Большой Собачий (собака бывает кусачей только от «жизни собачьей», а если в её жизни есть гарантированные простые радости — она безобидна) и Большой Лошадиный (лошади не могут летать, но мечтают о полёте, и иногда им удаётся что-то сравнимое с этим) Секреты.
Мультсериалы[править]
- «Гаргульи» (1994) — три шекспировские ведьмы являются разным людям (и гаргульям) в разных обличиях. Макбет видит их уродливыми старухами, Голиаф и компания — маленькими девочками, Демона — старыми гаргульями, а для зрителей они — красивые молодые девушки. И дело тут не в физическом изменении формы, в эпизоде «Каменный город. Часть 3» (2 сезон, 11 серия) они предстали одновременно перед Демоной и Макбетом. Первый видел трёх старух-людей, а вторая — старух-гаргулий.
Комиксы[править]
- Marvel — Галактус отыгрывает троп с прикрученным фитильком. Его по-разному видят не индивиды, а виды.
- «ВНИИ Пустоты» — каждый по-своему видит облик Маршала. Правда, в комиксе он всегда отрисован единообразно. Или по-разному нарисованным его видит каждый читатель?
Видеоигры[править]
- «Петька 5: Конец игры» — так устроены телескопы, которые попадаются Петьке и Василию Ивановичу по ходу игры: каждый видит в них свою мечту. Герои — светлое советское будущее с колхозами, тракторами и полётом Гагарина, белые — своё собственное светлое будущее… а местный украинец — сало и горилку.
- Mass Effect — внешность асари — с прикрученным фитильком. Видят их все виды, в общем-то, одинаково, но люди западают на перси и попки, турианцы — на гребни, салариане — на грацию движений…
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000 — Император Человечества (пока ходил среди людей) и некоторые примархи (Сангвиний и Магнус, например. И Альфарий) демонстрировали подобное. Этим объясняется то, что в разных романах и рассказах по Ереси Хоруса их внешность описывается по разному.
Интернет-проекты[править]
- SCP — хватает таких аномалий. Один из классических примеров — ныне списанный в архив SCP-013 «Всё и Ничто», сфера, на поверхности которой люди видят божество исповедуемой религии (или картину расширяющейся вселенной, если наблюдатель — атеист).
- Андивионский Научный Альянс ввёл для таких явлений ёмкий и удобный термин «меосенсорика».
- Творчество Джонатана Вуйцика aka Bogleech — педаль в асфальт: по этому принципу работает вся мультивселенная, вернее, диапазон восприятия.
Реальная жизнь[править]
- Некоторые считают, что она устроена именно так. В экстремальных прочтениях концепция qualia даёт именно такую картину мира.
- Квантовый мир, собственно, так и устроен. По крайней мере, эксперименты на квантовом компьютере показали, что измерения одного и того же квантового явления у разных наблюдателей могут дать свои результаты, каждый из которых будет одинаково верен.
- Факт наличия так называемого NDE или же околосмертных переживаний, испытываемых человеком, как следует из названия, в агональном или коматозном состоянии, сопровождающихся видением, со слов очевидцев, иных миров, божеств и умерших родственников, но сугубо индивидуальных для каждого человека и выстраивающихся в прямой зависимости от его жизненных приоритетов и идеалов. Сильно разнятся от очевидца к очевидцу также и описания потусторонних нечеловеческих существ, являющихся за ними в этот мир или встречающих их уже «там». Чаще всего, для атеиста или неглубоко верующего человека речь идёт о «просто ярком, но разумном свете», но известны случаи наблюдения твёрдо верующими персоналиями самых разнообразных божеств, вплоть до индуистского Ямы или, для сатаниста, чёрной возницы Койсте Бодхар.
- Похожий эффект имеет ЛСД — если во времена охоты на ведьм отравившиеся спорыньей могли увидеть этих самых ведьм, демонов и прочую мистику, то, например, жители Пон-сен-Эспри (до сих пор не выяснено, чем же они отравились — той же спорыньей или все-таки ЛСД), жившие в период большого количества сообщений о летающих тарелках, наблюдали разнообразных инопланетян.
- Существует забавный эффект при засыпании — человек резко вздрагивает всем телом, просыпается и вскоре спокойно засыпает обратно. Обычно на момент такой «встряски» ему снится, точнее, мерещится в полудрёме, что он откуда-то падает, спотыкается или во что-то врезается. А одному гитаристу в таком состоянии примерещилось, что он подключает свою аппаратуру, и внезапно его шарахнуло током.