Закон сохранения ниндзюцу

Материал из Posmotreli
Версия от 05:56, 10 февраля 2022; 188.170.79.109 (обсуждение) (→‎Примеры)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Conservation of Ninjutsu. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
При увеличении числа противников уменьшается сила каждого отдельного из них. И наоборот.
« Воевать не числом, а умением. »
— Александр Суворов

Закон сохранения ниндзюцу (Law of Conservation of Ninjutsu, Обратная зависимость эффективности ниндзя, Inverse Ninja Effectiveness Principle, Обратный закон ниндзя, Inverse Ninja Law, The Law of Inverse Ninja Strength и т. д.)

Представьте ситуацию: доблестный самурай столкнулся в схватке с подлым ниндзя. Как он его сразит? Скорее всего, скрестит с ним катаны, увернётся от брошенных ним сюрикенов и разрубит его пополам.

А что если ему навстречу попадутся сразу три ниндзя? Тогда, вероятнее всего первого он сбросит в пропасть, второму — отрубит голову, а третьего насадит на колья.

А если пять? Достаточно просто взмаха мечом.

А если встретится в бою с половиной ниндзя на инвалидной коляске? После долгого и изнурительного боя стало понятно, что оба они крайне сильны, и ни самурай не может победить ниндзя, ни ниндзя не может победить самурая. Окончанием битвы было «Мы ещё встретимся!», однако встретиться не получилось: Главгад был повержен раньше, после чего пол-ниндзя подался в наемники.

Почему так происходит

Всё очень просто. Иммунитет протагониста. Если главный герой умрёт в первой же схватке, то книжку не о чём будет писать. А усиливать накал страстей как-то надо, вот и посылает ГлавГад сначала одного врага (с которым ГГ легко расправляется), потом больше (с ними он расправляется также легко), а потом ещё больше и ещё… А накал схватки при этом — величина постоянная: если первый бой с одним ниндзя показан как крутой и эпичный, то автор, зачастую, просто не в силах показать следующий бой с двумя противниками вдвое более эпичным и крутым. Вот и получается, что когда количество врагов растёт, количество времени и крутых приёмов, необходимых для победы над одним из них, падает.

Впрочем, данное явление не лишено реального обоснования. Этот закон мог бы работать, если:

  • Противники мешают друг другу. Выдать всем головорезам офигенно большой меч — это, конечно, круто, но махание им в толпе союзников может плохо кончиться.
  • Противников много, наш боец — один. Ему не надо осторожничать выбирая цели, он может атаковать любого, а вот противникам приходится тратить время на проверку свой-чужой.
  • Несколько крутых бойцов слишком уверены в себе: «Ну уж втроём/вчетвером-то мы этого сопляка завалим!» Поэтому они в бою вальяжны и не особо напрягаются, а герой, наоборот, заранее прокачался, зная, что противников будет несколько.
  • Несовместимость союзников. Огненный и ледяной маг в одном отряде не лучшая идея. (Братья Альбайны протестуют![1]) (Яджун Испепелитель и Астарон Ледяной протестуют, но неуверенно, с сомнением поглядывая друг на друга.)
    • Да и в Речных Заводях полководцы огня и воды отлично работали вместе и побеждали многих врагов. Хотя описания их побед это больше жанровая условность.
  • Большая мишень. Чем больше целей, тем проще попасть хоть в кого-нибудь.
  • Столкновение друг с другом. Если ГГ (или кто-то из его команды) владеет способностью контроля разума или враги просто недостаточно дружны, то можно заставить их драться между собой.
  • В некоторых случаях данное явление может объяснятся накоплением боевого опыта главным героем. В особенности если противостоящий враг был ему в новинку. Далее, уже зная сильные и слабые стороны подобных противников, побеждать их уже легче.
  • Ниндзя прошли разную подготовку, один — отборный, остальные — те, которые отбор завалили.
  • Все ниндзи управляются одним разумом, и у него не бесконечные вычислительные мощности. Например, одно дело в RTS управлять 1 юнитом, другое — управлять 40 такими, и ещё сложнее управлять одновременно сразу несколькими тысячами/сотнями таких и разных видов, при том, что каждого нужно отдельно микроконтролить и использовать способности и тайминги, а в рамку выбора юнитов влезает максимум 20 юнитов. Вот так и тут: 1 ниндзя управляется лично Генералом в режиме прямого управления, 20 выделяются рамкой и контролируются группой, 200 получают приказ «идите куда-то вон туда, как придете — мочите того героя», а 2000 еле-еле получается кое-как выстроить по стройке смирно в одну линию — и это не говоря о том, чтобы с кем-то там драться.
  • Сложные отношения с машиной лотофагов. В реальности можно брать сколько угодно «юнитов», а в виртуальности все сложнее. Во-первых, есть аппаратные ограничения: запас мощности центрального процессора, оперативной памяти, скорости и стабильности соединения внешнего устройства с сервером по каналу связи (к примеру, USB V3 пропускает больше, чем USB V 1,1), того, как передаются файлы (с диска — полностью, большие файлы с кассеты — большой кучей кусочков), скорости и точности упаковки/распаковки файлов и архивов, количество свободного места на носителе данных (жесткий диск, кассеты, CD-DVD и так далее), скорость, мощность, стабильность и цена соединения с Интернетом или его аналогом, энергопотребление устройства, количество вырабатываемого тепла, мощность систем охлаждения (обычно это N вентиляторов-кулеров) и так далее. Во-вторых, есть программные: к примеру, больше 256 героев в 8-битной игре одновременно использовать нельзя: повиснет. И при попытке, допустим, Агента Смита взять все стопятьсот своих копий и начать микроконтролить их так, как он микроконтролил одного «себя» в фильме, приведет к перегрузке/переполнению, и в итоге к лагам, глюкам, возможность «упереться в потолок» и не смочь довести всех Смитов до такого уровня микроконтроля или вообще к крашу сервера. Ключевое отличие в том, что в варианте выше ресурсы ограничены у конкретного хайвмайнда, а во втором — на все пространство ресурсы ограничены.

Схожее явление и одновременно противотроп — цепь оверпауэра.

В видеоиграх может проявляться как минибосс: на одном этапе игры вы сражаетесь со сложным боссом, а в финальном данже копии этого босса выносятся уже как рядовые мобы.

Примеры

  • Мета-пример с играми. Если в них бои проходят в формате 1 на 1, то уже любой головорез задаст жару, если зевать. Если в бою участвуют максимум 3-4 противника, то с ними придётся повозиться. Если это какой-нибудь экшн и тактика, где можно задействовать от десяти и больше врагов, то гумбы уже представляют слабую угрозу. А уж когда это Musou Warriors, то всё, сотни и тысячи врагов уходят на роль боксёрских груш.
  • В 4 сезоне мультсериала Приключения Джеки Чана явлен эталонный пример тропа. В течение всего сезона герои, так и злодеи ищут маски Они, позволяющие вызывать армии ниндзя-теней. И каждый раз, когда появляется новый вид ниндзя-теней происходит одно и то же: в начале серии Джеки с трудом сражается с единственным его представителем, а в середине/конце успешно раскидывает целые толпы. И нет, никаких тренировок Джеки не проходит, а ниндзя-тени совершенно идентичны друг другу.
  • Франшиза «Чужой» — если в произведении действует один ксеноморф, это будет сверхчеловечески хитрый и коварный хищник, в одиночку уничтожающих людишек десятками. Если же в произведении ксеноморфов много — они будут уметь только зерг-рашить противника, погибая десятками и сотнями и всё равно побеждая только потому, что их ВСЕГДА больше.
    • Мимо кассы. В первом фильме у героев просто не было оружия, соответствующего угрозе. Во втором фильме было много хорошо подготовленных людей с оружием; результат вполне закономерный.
  • Transformers: Prime — впервые, когда нам показывают одного-единственного инсектикона, он мог почти на равных сражаться с самим Мегатроном! Поэтому, когда Эйрахнид в финальной сцене одной из серий пробуждает от спячки сразу несколько сотен, становится по-настоящему страшно. В дальнейшем Оптимус спокойно отбивается от них, лениво постреливая из пушки.
    • Там же, в первом пятисерийнике один вехикон мог дать трудный бой Балкхэду, пока тот в итоге его не победил. Во всех следующих сериях вехиконов лениво кромсают тысячами.
  • TMNT 2003 — главные персонажи спокойно уделывают небольшие отряды трицератонов и с трудом отряды побольше. Неудивительно, ведь они скорее громилы, которым зачем-то дали в руки лазерные винтовки. НО! Один из них, оставшийся после вторжения на Землю, почти победил Шреддера, один на один. Это при том, что из-за повреждённого дыхательного аппарата у него были галлюцинации и некоторое помутнение сознания.
  • «Мстители: Эра Альтрона» — собственно, аватары Альтрона, вначале действительно мощные. но чем дальше, тем более массово гибнущие от первого же удара.
  • Сериал «Сорвиголова» от Netflix демонстрирует этот закон во всей красе. В первом сезоне Сорвиголова встречается с одним японским ниндзя и, фактически, проигрывает ему бой, спасаясь только благодаря вмешавшейся третьей стороне. Во втором сезоне тот же самый Сорвиголова без особых проблем укладывает таких же нинздя десятками.
  • Баффи — истребительница вампиров — Турок-ханы, древние вампиры, в начале последнего сезона, всего один такой смог довольно серьёзно отделать саму Баффи, зато в конце сезона армию таких валят словно они обычные вампиры.
  • League of Legendsшутки ради. Если взять в одну команду несколько ниндзя, каждый из них получает микроскопический штраф к здоровью.
    • В режиме Teamfight Tactics было сыграно зигзагом. В одном из старых сеттов был класс бойцов-ниндзя. Но в отличие от всех остальных классов, где чем больше народу в одном классе соберешь, тем больше бонус, здесь бонус ниндзя давался либо если у вас в команде только один ниндзя, либо вообще все доступные в игре на тот момент. Иначе не работало.
  • Space Pirate Captain Harlock — если тому, что убить поименованную мазон зачастую сложнее, чем отряд безымянных, есть вполне внятное объяснение (большинство поименованных мазон либо то-ли обладают сверхспособностями, то-ли управляют сверхтехнологичной аппаратурой (не пояснялось), либо уже успели втереться в доверие), то факт того, что разгромить армию оказалось не критично сложнее, чем обычный отряд, вызывает вопросы. Правда, обоснуй (не названный, но очевидный из сюжета) присутствует: у мазон настолько все плохо с менеджментом, что чем крупнее объединение, тем мене оно эффективно.
  • Worm — одной Сибири ничего не смогли противопоставить самые могущественные паралюди планеты. Группу клонированных Сибирей главные герои (далеко не самые могущественные паралюди) прибили походя. Небоскребом.
  • «Досье Дрездена» — динарианцы. Во время первой встречи понадобилось трое (из трех существующих в мире, если что) Рыцарей Креста, чтобы завалить одного такого. В дальнейшем, чем больше рыцарей Темного Динария появлялось «в кадре» единовременно, тем выше была вероятность, что кого-то из них герои вынесут (а в одной из книг Кинкейд и вовсе устроили массовый отстрел). К последним книгам, только глава ордена Никодемус может изобразить что-то стоящее в одиночном бою.
    • Справедливости ради, первый ликвидированный динарианец Урсиэль — один из суровейших их бойцов и специалист по прямому силовому противостоянию, у остальных другие таланты и интересы. Кроме того, если в начале Дрездену и Рыцарям противостоят две сложившиеся команды с многовековым опытом у большинства игроков, то ближе к финалу и Никодемусу, и Тессе приходится вручать монеты всяким неофитам, плохо умеющим управляться с новообретенными способностями.
    • Сюда же — вампиры Красной Коллегии. В первой книге Гарри с большим трудом справляется с одной-единственной вампиршей, не принадлежащей (на тот момент) к аристократии. В третьей, при поддержке ещё двух бойцов — устраивает на вечеринке настоящую бойню, истребляя этих самых вампиров буквально десятками. В «Переменах» счёт истреблённых вампиров идёт уже на сотни, а отряд из девяти героев разбирается с самой-самой вампирской верхушкой. Можно было бы списать на окрутение главного героя, но с той же легкостью представителей Красной Коллегии истребляют Белые вампиры (которым полагается быть слабее) и недоинициированные полувампиры Сьюзен и Мартин.
  • Starcraft — гибриды зергов и протоссов.
    • Под конец кампании Brood War Зератул натыкается на одного такого ещё в спящем состоянии и узнаёт о том, что в секторе Копрулу уже много таких лабораторий с такими гибридами — подсветка крадущейся катастрофы, которая скоро на всех обрушится.
    • В Wings of Liberty Рейдеры Рейнора сталкиваются с одним таким уже пробудившимся гибридом и спасаются от него бегством — настолько он для них силён.
    • В Heart of The Swarm Керриган входит в лабораторию Наруда и уже натурально убивает этих гибридов, хоть с трудом и поодиночке.
    • Ну а в Legacy of The Void — и в кампании, и в совместном режиме — все уже (в том числе и те же Рейдеры Рейнора) истребляют этих гибридов пачками даже не как минибоссов, а как просто чуть более сильных головорезов.
      • Обоснуй: Рейдеры Рейнора — обыкновенные люди, а гибрид для них — настоящий хтонический ужас. Керриган — была крайне опасна еще до превращения в самого опасного зерга. По ходу же кампаний протагонисты собирают на кораблях армию и их возросшая боевая мощь закономерна.
      • Дополнительный обоснуй: гирид гибриду рознь, и до массового выступления гибридов герои сталкивались с разного рода гибридами-доминаторами и прочими «офицерами», а в последней части в бой вступают уже массовые «рядовые» гибриды.
  • «StarWars». Охотник за головами Джанго Фетт давал прикурить самым разным противникам, вплоть до джедаев. Армия его клонов… ну, это были те самые бойцы, которые породили понятие «эффект штурмовика». Можно приводить разные обоснования (у них нет ни его боевого опыта, ни мандалорских доспехов, да и клонов в моменту битве при Явине в штурмовом корпусе осталось не больше трети), но сам факт действия закона налицо.
    • Как раз-таки все не так. Армия клонов создавалась около десяти лет, и сам Джанго разработал комплекс тренировок для клонов, плюс клонам еще в пробирках закладывались определенные навыки. Да и после смерти Джанго клонов тренировали другие наёмники, чуть хуже Фетта, но все же. А вот штурмовики — это обычные люди, которые прошли КМБ (курс молодого бойца).
      • Что не отменяет того факта, что громадную армию клонов во время войн оных клонов угробить чуть ли не легче, чем самого Фетта. Наоборот, ещё более выпячивает проблему.
      • Автор предыдущей правки не может в лор. Штурмовики являлись элитой имперчких войск. Жля того, чтобы стать штурмовиком, новобранцы проходили жесточайший отбор и обучались в разбросанных по галактике Академиях. «Прошедших КМБ» можно было встретить в собственно Имперской Армии, от которой Штурмовой корпус был отделён. А вот то, что элиту показали мальчиками для битья, скорбно, но уже неисправимо.
  • «Противостояние» — здесь приводится обоснуй: якобы жизненная сила человек делится на всех его двойников в параллельных вселенных. При гибели одного, сила перераспределяется. Когда двойников больше сотни, то изменения практически незаметны, но когда их осталось менее десятка… В самом начале фильма злодей Юлоу убивает одного из двух оставшихся своих двойников. При этом он обладает сверхчеловеческой силой, скоростью и реакцией. Однако тем же обладает и его хороший двойник Гейб. Разумеется, в конце фильма перед нами сражаются два Джета Ли (причём с разными стилями ушу), так что даже Джейсону Стейтему остаётся нервно курить в стороне. Межвселенская полиция опасается того, что может остаться всего один. Результата никто не знает, однако возможно уничтожение одной вселенной либо всей мультивселенной, хотя сам Юлоу предпочитает вариант того, что он станет божеством.

Характерно, что хороший двойник не замечал, когда в секунду становился сильнее на четверть, треть, а при убийстве предпоследнего двойника аж в полтора раза.

  • «Girl Genius» — сумеречные рыцари. Поодиночке все — даже заявленная как недотепа Виолетта — демонстрируют потрясающую скорость и навыки, но в количестве больше двух мгновенно превращаются в лёгкую добычу для монстров, злодеев и героев.
  • Devil May Cry 4 — один ледяной лягух служит полноценным боссом. Его собратьев Данте чуть ли не ваншотит.
  • Вселенная Warcraft — не столько конкретные примеры вражеских монстров, сколько закон работы этой вселенной в целом. Большинство рас Азерота находятся на грани гибели или, по крайней мере, сильно потеряли в численности за все эти войны. Это как-то мешает им побеждать всё большие угрозы? Да ничерта. Высшие эльфы потеряли 90 % своего народа от нежити — и пошли покорять мир демонов и штурмовать «столицу» мертвых, раскалываться на десяток фракций и, несмотря на периодическое упоминание нехватки народу, продолжают воевать на всех фронтах. И так чуть ли не с каждой нацией. Вот и получаем, что 10 эльфов, что 1 эльф — примерно одно и то же, даже скорей с преимуществом для 1 эльфа, этакий закон сохранения ниндзюцу, только сработавший в обратном порядке.
  • «Игра престолов» — вихты. В первом сезоне Джон не смог порубить парочку таких мечом, и справился только с помощью огня. В последних сезонах ходят огромными толпами, но легко убиваются любым оружием.

Примечания

  1. Пусть протестуют сколько хотят, они всё-равно проиграли.