Серобуромалиновая сволочь: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(А что, споры уже закончились?)
 
Строка 8: Строка 8:


== Примеры ==
== Примеры ==
{{Примеры}}
=== [[Литература|Литература]] ===
=== [[Литература|Литература]] ===


Строка 14: Строка 16:
* «[[The Hunger Games|Голодные игры]]» — что будет, если [[Капитан Пиндостан|капитан Пиндостан]] решит нарядится под римлянина и попробовать доведённый до абсурда гламур? Получится Панем.
* «[[The Hunger Games|Голодные игры]]» — что будет, если [[Капитан Пиндостан|капитан Пиндостан]] решит нарядится под римлянина и попробовать доведённый до абсурда гламур? Получится Панем.
* Олег Дивов, «Выбраковка». Власть в конце 1990-х захватили высокопоставленные чины КГБ, и частично реставрировали советскую власть (в тексте фигурируют Верховный Совет и Моссовет), частично насадили национализм и квасной патриотизм (борьба с цыганами и кампания «У нерусских не покупаем»), попытались реализовать имперскую мечту, объединив постсоветское пространство (смогли проглотить только Беларусь, а с Украиной и Польшей развязали холодную войну), и это не говоря о других их социальных экспериментах.
* Олег Дивов, «Выбраковка». Власть в конце 1990-х захватили высокопоставленные чины КГБ, и частично реставрировали советскую власть (в тексте фигурируют Верховный Совет и Моссовет), частично насадили национализм и квасной патриотизм (борьба с цыганами и кампания «У нерусских не покупаем»), попытались реализовать имперскую мечту, объединив постсоветское пространство (смогли проглотить только Беларусь, а с Украиной и Польшей развязали холодную войну), и это не говоря о других их социальных экспериментах.
* Ларри Нивен, «Раммер» — Государство. С точки зрения протагониста (и читателя) это серая унылая помойка барачного типа, но на этом все сведения и заканчиваются. Потому что никто не собирается читать [[Анабиоз|размору]], чью личность записали в тело государственного преступника, лекций по истории и устройству земного общества в 2190 году.


=== [[Кино|Кино]] ===
=== [[Кино|Кино]] ===

Текущая версия на 23:37, 22 июня 2024

« Ведь все может быть, вот что забавно! Базисная теория конкретизирует лишь основные виды психологической целенаправленности, а на самом деле этих видов столько же, сколько людей, у власти может оказаться кто угодно! Например, человечек, всю жизнь занимавшийся уязвлением соседей. Плевал в чужие кастрюли с супом, подбрасывал толченое стекло в чужое сено. Его, конечно, сметут, но он успеет вдосталь наплеваться, нашкодить, натешиться… И ему нет дела, что в истории о нем не останется следа или что отдаленные потомки будут ломать голову, подгоняя его поведение под развитую теорию исторических последовательностей… »
— Трудно быть богом

Представьте себе такую картину: военный парад в некоей вымышленной стране, по главной площади маршируют солдаты, чья форма поразительным образом сочетает в себе форму солдат НАТО и римских легионеров. Куда ни глянь — всюду развеваются пафосные флаги, на которых изображён крест, свастики и серп с молотом одновременно, на фоне играет гимн, в котором поётся о расовой чистоте, защите демократии, распространении единственной истинной веры и борьбе с угнетением пролетариата. За всем парадом наблюдает вождь этого государства, чья внешность причудливым образом совмещает в себе черты Наполеона Бонапарта, Адольфа Гитлера, Иосифа Сталина и Джорджа Буша-младшего. По совместительству он является демократически избираемым абсолютным монархом, главой церкви имени себя, секретарём нацистской, либерально-демократической и коммунистических партий одновременно, а также владельцем крупнейших в стране корпораций… Оказавшись посреди такого, невольно задаёшься вопросом: что за несусветный бред тут происходит?

Итак, серобуромалиновая сволочь — это политический аналог тропа ниндзя-пират-зомби-робот, попытка смешать как можно больше форм правления, идеологий и режимов, наплевав с высокой колокольни на то, какие из них могут сочетаться, а какие — нет. В чистом виде подобный мутант встречается скорее в пародийных произведениях, так как довольно сложно представить появления чего-то подобного в сеттингах, хотя бы отдалённо похожих на реальный мир.

Частный случай тропа — национал-каннибализм, до карикатурности абсурдно жестокий кровавый режим, где воплотилась смесь наихудших черт различных идеологий, поднятая на знамя кучкой больных на голову геноцидальных маньяков. Вариант с фитильком — Тиранская Народно-Демократическая Республика, которая, конечно, тоже не серенький зайчик, но сволочь там всё-таки более-менее одноцветная, только название страны утверждает обратное.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Литература[править]

  • «1984» — собирательный образ тоталитарного государства. Хоть это и На тебе! сталинизму, здесь всё же присутствуют элементы, актуальные для капиталистических стран.
  • Александр Кабаков, «Невозвращенец». В сеттинге поразительно сочетаются военная диктатура, либеральная демократия и анархия.
  • «Голодные игры» — что будет, если капитан Пиндостан решит нарядится под римлянина и попробовать доведённый до абсурда гламур? Получится Панем.
  • Олег Дивов, «Выбраковка». Власть в конце 1990-х захватили высокопоставленные чины КГБ, и частично реставрировали советскую власть (в тексте фигурируют Верховный Совет и Моссовет), частично насадили национализм и квасной патриотизм (борьба с цыганами и кампания «У нерусских не покупаем»), попытались реализовать имперскую мечту, объединив постсоветское пространство (смогли проглотить только Беларусь, а с Украиной и Польшей развязали холодную войну), и это не говоря о других их социальных экспериментах.
  • Ларри Нивен, «Раммер» — Государство. С точки зрения протагониста (и читателя) это серая унылая помойка барачного типа, но на этом все сведения и заканчиваются. Потому что никто не собирается читать размору, чью личность записали в тело государственного преступника, лекций по истории и устройству земного общества в 2190 году.

Кино[править]

  • «Эквилибриум» — образ Либрии явно скопирован с образа Рейха, её символика явно отсылает к инквизиции, а также есть намёки на знаменитые произведения Брэдбери и Хаксли.
  • «Хан Соло. Звёздные войны. Истории» — в Империи парадоксальным образом сочетаются тоталитаризм и организованная преступность, главенствующая над представителями власти, а также мир-помойка, являющийся производственной базой, а на линию фронта может явиться неизвестно кто и начать командовать.
  • «Убить дракона» — из камерной пьесы Шварца, где Дракон правит пряничным городком, Захаров выстроил мир некоей тоталитарной империи, пародирующей одновременно немецкий нацизм, итальянский фашизм, японский милитаризм и советский коммунистический режим.

Комиксы[править]

  • Marvel Comics — Красный Череп и верные ему силы меняли и сочетали всевозможные политические спектры своей идеологии в точности под социально-политическую повестку страны издательства.

Видеоигры[править]

  • Tropico — игрок может построить подобное государство с латиноамериканским колоритом, благо для этого есть все условия — самые разные фракции, самые разные законы, которые только можно принять.

Реальная жизнь[править]

  • Вообще образы многих государств что в пропаганде, что в личных суждениях, сформированные по принципу «Что мне не нравится».
  • Типичный античный полис, а шире и многие государства эдак до XIX века. Если не были просто безыдейной властью то имели абсолютно неукладываемую в современные рамки идеологию.
  • Республика Фиуме, основанная Д’Аннунцио. Феерический сплав анархии, демократии, национализма и протофашизма (Муссолини потом изрядно Д’Аннунцио вдохновлялся), причем формально — монархия. Без короля. Правительство было набрано из поэтов и музыкантов. Обладала собственным флотом воздушных пиратов.
  • И сама фашистская Италия тоже подпадает под троп. Партийная диктатура с революционно-республиканской идеологией, где зачем-то сохранялась монархия. Радикально-националистическое государство, в котором не только евреи, но и представители не-белых рас чувствовали себя в безопасности. Официально тоталитарный режим был едва ли не самым мягким во всей Оси; большинство фашистов было атеистами, но именно они наладили отношения с Папой Римским; армия, несмотря на бешено насаждавшийся милитаризм, воевала куда хуже, чем в Первую Мировую войну. А сам Муссолини не удовлетворился одним лишь провозглашением себя «корифеем всех наук и ремёсел»: он действительно старался преуспеть во всём, учил множество иностранных языков, пытался быть пахарем, капитаном корабля, пилотом самолёта… с предсказуемым результатом.
  • Политическое кредо барона фон Унгерна. Русский монархизм, идеи реставрации Монгольской и Маньчжурской империй, тибетский буддизм и христианство одновременно, антисемитизм, антиевропеизм и т. д.
  • Иди Амин. Происходил из британской армии, был то за социалистический блок, то за исламский мир, в то же время мечтал отомстить западному миру за колониальное прошлое и даже когда-то восхищался Гитлером за то, что тот убивал белых. А по факту обычный охреневший царёк с жизненным кредом «чего хочу, то и ворочу».
  • Созданная Мицголом концепция православного национал-коммунистического самодержавия. Причём сам Вебмастер неиронично использовал её как комплимент.
    • «На практике» данные воззрения исповедуют авторы широко известного в узких кругах ресурса «Научи хорошему», у которых обвинение всех несогласных фашистами и фанатичное почитание Светлого советского прошлого соседствуют с яростным антисемитизмом и националистическими идеями о величии русского народа.
    • Похожих идей придерживался и фантаст Юрий Петухов. В «Звёздной мести» русский православный космодесантник Иван использует ведическую магию и в составе подчёркнуто интернациональной команды (которая под конец пополняется даже инопланетянином) защищает человечество от инопланетных демонов, получая помощь от архангела Михаила и древнего славянского волхва.
  • Камерализм же. Популярное направление мысли в германских государствах аж до XX века, особенно в Пруссии. С одной стороны основной целью ставит выгоду государства, с другой государство воспринимается почти как конкурирующая компания, к населению относится одновременно как к ресурсу и как к клиентам, признает эффективность прав и свобод, но не их самоценность и в конкретных случаях не против почти тоталитарного вмешательства. В общем-то понятное мировоззрение для тогдашней Германии.
    • Современным же идейным наследником камерализма можно считать… да-да, тот самый «социализм с китайской спецификой»™, начиная с Дэн Сяопина. С одной стороны, в программных документах от идей Маркса никто не отказывался, их просто… эээ… творчески переосмыслили. С другой — в КНР уже фактически победил рыночный строй. С третьей — государство/Партия весьма активно регулирует оный рынок и решает, кому и на каких условиях быть на китайском рынке, а кому не быть (особенно из иностранных компаний). С четвёртой — двоякий курс, взятый при Си Цзиньпине: либерализация одних доселе закрытых рынков, например, банковско-финансовых, — при затягивании гаек на других, особенно IT.[1]

Примечания[править]

  1. На 2021 г. — закручивают рынок IT-услуг, а вот hardware и прочие перспективные направления вроде ИИ и квантовых вычислений поощряют. Подробнее см.: (1) Li, Lillian. Let the bullets fly for a while // Chinese Characteristics [Substack] — 15 июля 2021; (2) Хабибрахимов Альберт. Что происходит в Китае: партия ограничивает b2c-сервисы без оглядки на их потери, потому что они перестали быть важными. // vc.ru — 28 июля 2021