Не думай о белом медведе: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Думать иногда тяжело, а целенаправленно не | {{Q|Не думай ни о чём. И не думай о недумании.|Один из традиционных дзенских коанов.<br>Или пародия на таковой?}} | ||
Думать иногда тяжело, а целенаправленно не думать — ещё тяжелее. Причём чем больше усилий прикладывается к тому, чтобы не думать какую-либо мысль, тем настойчивей она лезет в голову. Подобный парадокс давно подмечен в виде притчи о белой обезьяне (с восточным колоритом) или рассказа о белом медведе (в пересказе классиков отечественной литературы), и нашёл отражение во многих произведениях искусства. Так, задача «не думать о…» может выступать как один из видов [[Невыполнимое задание|невыполнимого задания]] (обычно — шуточного и исходящего от матёрого [[трикстер]]а), быть основой размышления о контроле человека над своим сознанием или просто отсылкой на [[Псевдовосточная философия|восточную мудрость]], наравне с притчей о чашке чая и хлопком одной ладонью. Ну, или не-думание может быть таким хитрым условием для достижения какого-нибудь результата, к примеру — для победы над сверхъекстественным существом. | |||
Задачка кажется до смешного простой, и только герою, пытающемуся всерьёз и быстро перестать думать о чём-либо, не до смеха. | Задачка кажется до смешного простой, и только герою, пытающемуся всерьёз и быстро перестать думать о чём-либо, не до смеха. | ||
Родственный и иногда пересекающийся | Родственный и иногда пересекающийся троп — [[Не политурить]]. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== Мифология и [[фольклор]] === | === Мифология и [[фольклор]] === | ||
* Плохая это была | * Плохая это была идея — рассылать глашатаев по всей Элладе, дабы они возглашали «Забыть, забыть безумного Герострата!». В результате этого самого Герострата (из тщеславия сжёгшего великолепный храм Артемиды Эфесской) помнят до сих пор… | ||
** В деконструкциях популярно утверждение, что на самом деле поджигателем был совсем другой человек, имя которого на самом деле забыто. | ** В деконструкциях популярно утверждение, что на самом деле поджигателем был совсем другой человек, имя которого на самом деле забыто. | ||
* Рассказы о недумании. Обычно один персонаж предлагает другому перестать думать о чём-то странном ради какого-нибудь мистического результата, а второй сталкивается с тем, что не думать о том, о чём до просьбы он никогда не | * Рассказы о недумании. Обычно один персонаж предлагает другому перестать думать о чём-то странном ради какого-нибудь мистического результата, а второй сталкивается с тем, что не думать о том, о чём до просьбы он никогда не думал — непосильная задача. В ассортименте: | ||
** Притча об учителе-гуру, который предложил ученику не думать о белой обезьяне. | ** Притча об учителе-гуру, который предложил ученику не думать о белой обезьяне. | ||
** Рассказ о мошеннике, уверявшем, что можно [[Алхимия|получить золото из олова и трав]], если во время плавки не думать о той самой обезьяне. | ** Рассказ о мошеннике, уверявшем, что можно [[Алхимия|получить золото из олова и трав]], если во время плавки не думать о той самой обезьяне. | ||
Строка 16: | Строка 17: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Ф. | * Ф. М. Достоевский, «Зимние заметки о летних впечатлениях» — задача из фольклора. | ||
* Л. | * Л. Н. Толстой, «Воспоминания» — аналогично. | ||
* Леонид Соловьёв, «[[Повесть о Ходже Насреддине|Ходжа Насреддин. Возмутитель спокойствия]] | * Леонид Соловьёв, «[[Повесть о Ходже Насреддине|Ходжа Насреддин. Возмутитель спокойствия]]» — с помощью такой задачки Насреддин перекладывает вину за неудавшееся лечение злодея Джафара на самого клиента и его родных. Подрядившись избавить [[Плохиш|ростовщика]] от горба, он велит Джафару раздеться донага и обойти несколько раз вокруг пруда. Оговорив, что в момент обряда никто из присутствующих (а народа у пруда хватало) не должен думать о рыжей обезьяне. Поскольку ростовщик был рыж, обильно покрыт волосами и обладал специфической походкой, не думать об обезьяне не вышло. Ходжа получил деньги, а ругань «пациента» досталась присутствующим. | ||
** Не поскольку рыж (никакой конкретной масти Насреддин не называл) и не поскольку | ** Не поскольку рыж (никакой конкретной масти Насреддин не называл) и не поскольку вообще — просто классическое применение тропа. | ||
* Сергей Стульник, «Только не думай о белой обезьяне». | * Сергей Стульник, «Только не думай о белой обезьяне». | ||
* Георгий Мартынов, «Спираль | * Георгий Мартынов, «Спираль Времени» — герои находят под водой загадочный чёрный шар, который испускает яркий свет, если кто-либо рядом подумает о свете. Руководитель экспедиции ученый Карелин строго-настрого запрещает героям, чья задача забрать шар, допускать хотя бы мысль о свете. Разумеется, все этот приказ невольно нарушают. Даже сам Карелин. | ||
* [[Виктор Пелевин]], «Зелёная | * [[Виктор Пелевин]], «Зелёная коробочка» — проходит тестирование когнитивное оружие. Прочитавший некий текст умирает. Скоро такие тексты будут внедряться в большинство книг, дабы физически уничтожать «пиратов». Например, в рассказ «Зелёная коробочка» внедрён такой вирус. Нужно отправить денюжек автору, иначе читатель вскоре помрёт. Каждый читатель может лично убедиться, что это правда: пусть читатель попробует не думать о зелёной коробочке. | ||
** Автор правки безудержно ржал, вспомнив ''минут через пятнадцать'' о том, что ему предлагали «не думать о зелёной коробочке», а он и не | ** Автор правки безудержно ржал, вспомнив ''минут через пятнадцать'' о том, что ему предлагали «не думать о зелёной коробочке», а он и не думал — пожал плечами и пошёл приготовить пожрать… | ||
* Север Гансовский, | * Север Гансовский, «Полигон» — робот-танк читает мысли, поэтому при встрече с ним нельзя думать о том, что он может с тобой сделать или как бы мог преодолеть преграду. Прокололся даже создатель. | ||
* Роберт Шекли, «Запах | * Роберт Шекли, «Запах мысли» — главный герой, попав на планету с животными-телепатами, осознал, что перестать думать — это как останавливать лавину голыми руками. Вернее — последовательно поддерживать строго сформулированную мысль… | ||
* Михаэль Энде, «Катастрофанархисториязвандалкогорючий волшебный | * Михаэль Энде, «Катастрофанархисториязвандалкогорючий волшебный пунш» — когда главные злодеи варили этот самый пунш, заключительным этапом варки было насыщение пунша магией. Для этого пунш следовало просто оставить и не трогать: его почти готовая форма потихоньку всасывала магию из мира, и была так чувствительна, что улавливала не просто магию, но и мысли. К сожалению, пунш в тот момент был еще и нестабилен, поэтому рядом с ним ни в коем случае нельзя было в нем сомневаться — иначе он бы тут же взорвался. Злодеи нервничали, времени у них на подготовку было мало, поэтому они были вынуждены сначала отвлекать себя посторонними мыслями, а когда думать было больше не о чем, кинулись драться друг с другом. Сработало: в драке они даже сперва и не заметили, как пунш полностью зарядился. | ||
* А. Бушков, «Чужие | * А. Бушков, «Чужие паруса» — [[Сварог]] [[эксплуатация тропа|ставит этот троп себе на службу]] при нападении чудовищ-[[телепат]]ов, запретив экипажу думать о белой обезьяне. В результате монстры почувствовали, что весь броненосец, от киля до клотика, думает лишь ОДНУ мысль, и решили, что раз мысль одна, то и существо одно, и не стоит нападать на такую громадину. | ||
* [[Макс Фрай]], «Неуловимый Хабба | * [[Макс Фрай]], «Неуловимый Хабба Хэн» — означенный Магистр может встретиться только тому, кто объективно нуждается в этой встрече, но [[неуловимый Джо|не хочет её]]. | ||
* «Пешки Хаоса» К. | * «Пешки Хаоса» К. Брайана — протагонист, Дафан, подвергся влиянию демона [[Тзинч]]а и стал его невольным прислужником. Отправляясь по поручению, он старается не думать «опасных», в его положении, мыслей. Естественно, попытки понять, какие мысли опасны, приводят только к тому, что ни о чём безопасном он думать не может. | ||
* Мэнли Уэйд Уэллман, цикл про Серебряного | * Мэнли Уэйд Уэллман, цикл про Серебряного Джона — Джон умудрился именно что получить золото из олова и трав, сломав условие — приказал всем зрителям не думать о синем ведре. Потому что условием было «не думать о зеленой обезьянке». Поскольку все отгоняли от себя мысль про ведро, Джон смог получить слиток золота. | ||
* Николай Носов, «[[Незнайка в Солнечном городе]] | * Николай Носов, «[[Незнайка в Солнечном городе]]» — чтобы получить волшебную палочку, достаточно совершить подряд три хороших поступка… но при этом не думать о том, что ты их делаешь ради этой самой палочки. Подсвечено самим автором: «Однако легко говорить — не думать! На самом деле, когда хочешь о чем-нибудь не думать, так обязательно только о том и думаешь.» | ||
* А. Бестер, «Человек без | * А. Бестер, «Человек без лица» — герой задумал убийство, но опасается, что его намерения прочтут телепаты. И тогда он экранирует настоящие мысли, прокручивая в голове жутко [[музыкальный триппер|въедливую и приставучую песенку]]. | ||
* [[Discworld]] | * [[Discworld]] — Тиффани из интереса задавала такую задачку матушке Ветровоск. Та, конечно, справилась. {{spoiler|Возможно, потому, что не знает, что такое обезьяна}}. | ||
* «[[Досье Дрездена]] | * «[[Досье Дрездена]]» — главгерой неосторожно взглянул магическим Зрением на очень, ОЧЕНЬ злую тварь и едва не сошёл с ума от ужаса, но всё увиденное Зрением запоминается навсегда и во всех деталях, так что теперь при любой мысли об этой твари герой переживает этот кошмар заново. Поняв, что не может о ней не думать, он забивается в тёмную комнату и несколько часов подряд только о ней и думает, снова и снова вызывая у себя это воспоминание, пока эффект не притупляется просто до уровня «как вспомню, так вздрогну». | ||
** Много позже, во время разговора героя со старым, видавшим виды магом о похожих Чу-Чу, тот замечает, что теоретически их можно вычислить Зрением, но могут быть… побочные | ** Много позже, во время разговора героя со старым, видавшим виды магом о похожих Чу-Чу, тот замечает, что теоретически их можно вычислить Зрением, но могут быть… побочные эффекты — и тут ''оба'' характерно вздрагивают. | ||
* С. Лем, «Три электрыцаря». «Только бы не думать, и наша возьмёт!» | * С. Лем, «Три электрыцаря». «Только бы не думать, и наша возьмёт!» | ||
==== [[Сетевая литература]] ==== | ==== [[Сетевая литература]] ==== | ||
* «Кордицепс, или Больно все | * «Кордицепс, или Больно все умные» — {{spoiler|инопланетная сущность заражает нейроны мозга; здоровые нейроны заражаются, когда соединяются в цепочки с уже затронутыми. То есть, чтобы остановить развитие болезни, нужно не думать о сущностях, память о которых уже была заражена — в особенности о своей старой личности (поскольку люди думают о себе постоянно, эта область мозга заражается первой). И тем более нельзя думать о факте заражения (потому, что это — первое, о чём вы подумаете, столкнувшись с инопланетной заразой, а, значит, эта память также будет затронута одной из первых). Сама болезнь носит название «слон», и обеспечение возможности не думать о розовом слоне — одна из главных функций больницы для заражённых}}. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Не думай про белых | * «Не думай про белых обезьян» — притча упоминается в прологе. После обезьяны преследуют главгероя. | ||
* «Охотники за привидениями» (1984) | * «Охотники за привидениями» (1984) — Гозер объявил героям, что форма Разрушителя зависит от них. В итоге команда отчаянно пытается ни о чём не думать, чтобы не вызвать приход того самого Разрушителя — и только один старается представить нечто максимально безопасное, вроде зефирного человечка… | ||
** И правильно, что он подумал о человечке. Таким образом он всех спас, породив кайдзю, которого и одолеть имеющимся оружием можно, и последствия этого не разрушения, а ошметки зефира. | ** И правильно, что он подумал о человечке. Таким образом он всех спас, породив кайдзю, которого и одолеть имеющимся оружием можно, и последствия этого не разрушения, а ошметки зефира. [[Бафос|Но ошмётков было очень уж много, полгорода ими уделали…]] | ||
* [[Детские ужастики|Ужастик]] по сюжету [[Р. Л. Стайн]]а «Не думай об | * [[Детские ужастики|Ужастик]] по сюжету [[Р. Л. Стайн]]а «Не думай об этом» — героиня покупает в антикварной лавке книгу о двухголовом монстре, который появится только если о нём думать. | ||
* [[Кин-дза-дза!]] | * «[[Кин-дза-дза!]]» — на Плюке нужно уметь «не думать правду». Как оказалось, это вполне возможно. | ||
* «Ковбои против пришельцев». Интересный | ** По-видимому, достаточно — лишь бы постоянно! — думать всякие [[лицемер]]ные трюки, увёртки, притворства, «задние мысли», «официальные версии» (например, всем приказано любить правителя — ну и думаешь время от времени «Я очень люблю господина Пэжэ!»), и тому подобное. По всей вероятности, за «правду» засчитывается только полная честность и искренность. Ну а в таком случае — миссия, скажем так, очень даже выполнима. | ||
* «Ковбои против пришельцев». Интересный зигзаг — чтобы снять с руки инопланетное оружие нужно было как раз не думать вообще, что в условиях пряток по инопланетному кораблю просто нереально. Но проблему решили — внезапным поцелуем. Какие уж тут мысли!.. | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «[[Доктор Кто]]»: | * «[[Доктор Кто]]»: | ||
** Эпизод «Последнее | ** Эпизод «Последнее Рождество» — «спящие пациенты» и [[Принудительный сон|сонные]] [[Машина лотофагов|крабы]] нападают на тех, кто о них думает и их видит. Шона, чтобы отвлечься, поёт и танцует; а Клара не справляется, пока Доктор [[Кнопка берсерка|не упоминает Дэнни]]. | ||
** «Ограбление | ** «Ограбление времени» — инопланетное создание чувствует вину клиентов банка, поэтому главным героям ни в коем случае нельзя думать о преступлении, которое их принуждают совершить. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
Строка 60: | Строка 62: | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «[[Чёрный Плащ]] | * «[[Чёрный Плащ]]» — в одной из серий показана вундервафля, способная усиливать мыслительные способности того, кто её использует. Главное условие — во время использования ни о чём не думать, иначе [[Взрыв головы|голова взорвётся]]. Этим и воспользовались главные герои для победы над местным гадом, завалив того вопросами. | ||
=== Веб-[[комиксы]] === | === Веб-[[комиксы]] === | ||
* «Jonty and Clem» («История с известным концом») | * «Jonty and Clem» («История с известным концом») — эмоции могут помешать [[Телепортация|телепортации]]. Герой, которому по этому поводу запретили смущаться, подсвечивает троп. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[JoJo's Bizarre Adventure]] | * [[JoJo's Bizarre Adventure]] — восьмая часть. НЕ гоняться за главврачом недостаточно. Хватит одного ''желания'' узнать его личность, чтобы стенд сагрился и обрушил на наглеца убойные атаки. {{spoiler|Поэтому Холли намекает, что нужно отбросить навязчивую идею с преследованием и переключиться на другую цель.}} | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Portal|Portal 2]] | * [[Portal|Portal 2]] — GLaDOS даёт Уитли подумать над парадоксами (которые на нём не работают из-за его интеллекта хлебушка), при этом стараясь не думать о них самой, ибо это может убить её (у франкен-кубов в округе из-за парадоксов перегрелись микросхемы). | ||
* [[Starcraft II]] | * [[Starcraft II]] — одна из фраз-пасхалок Керриган отсылает к тропу: «Ты думаешь о цифре 4, по крайней мере теперь.» | ||
=== Прочее === | === Прочее === | ||
* [[SCP Foundation]]: | * [[SCP Foundation]]: | ||
** SCP- | ** SCP-579 — объект, о котором по каким-то причинам запрещено знать. Возможно, из-за тропа. | ||
** SCP- | ** SCP-2615 — эльфы, которые тем более реальны, чем больше в них верят. | ||
** SCP-1001- | ** SCP-1001-RU — сущность, которая уничтожает всё, что осознаёт. Условия содержания направлены на то, чтобы обеспечивать её не-думание о вселенной. Более того — оно способно к ограниченной телепатии, так что попавшим под эффект сотрудникам осознавать тоже крайне противопоказано. Вплоть до тщательного устранения и памяти о контакте, и «думателя», и его трупа. | ||
* В инструкции к одному из советских шагомеров настоятельно рекомендовалось при использовании прибора не думать о том, что вы его используете: это, дескать, влияет на естественность походки, и в результате шагомер может врать. | * В инструкции к одному из советских шагомеров настоятельно рекомендовалось при использовании прибора не думать о том, что вы его используете: это, дескать, влияет на естественность походки, и в результате шагомер может врать. | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Диагноз «Обсессивно-компульсивное расстройство» ([https://mkb-10.com/index.php?pid=4251 F42 по МКБ 10]) | * Диагноз «Обсессивно-компульсивное расстройство» ([https://mkb-10.com/index.php?pid=4251 F42 по МКБ 10]) — эталон сабжа, [[Психиатрия — это страшно|способный превратить жизнь страдающего им в полноценную пытку]] посредством одной-единственной мысли. Проверено автором правки на себе. | ||
* Кто пробовал | * Кто пробовал медитировать — знает, как некоторым тяжело остановить поток мыслей и ни о чём не думать. А особенно — не думать о чём-нибудь, надоедливо вертящемся на языке. | ||
** Японцы в таких случаях советуют «смотреть ( | ** Японцы в таких случаях советуют «смотреть (или — вообразить себе), как растут камни». | ||
*** Или просто начать размышлять над чем-то ещё. Автор правки иногда (достаточно часто чтобы отметить подобное) обрывает неприятные цепочки размышлений без проблем. | *** Или просто начать размышлять над чем-то ещё. Автор правки иногда (достаточно часто, чтобы отметить подобное) обрывает неприятные цепочки размышлений без проблем. | ||
** Хозяйке на | ** Хозяйке на заметку — человек, как правило, в принципе не может думать о чём-то одном дольше десяти минут подряд. А чтобы сбить его с мысли, достаточно, как известно, всего лишь облить молоком и поджечь (можно только первый пункт из двух). | ||
* [[w:Эксперимент Вегнера]] «О невозможности подавления мыслей». | * [[w:Эксперимент Вегнера]] «О невозможности подавления мыслей». | ||
* Близкое явление на уровне всего | * Близкое явление на уровне всего социума — [[Эффект Стрейзанд|эффект Барбры Стрейзанд]], когда попытки прекратить обсуждение чего-либо в обществе приводят к бешеной популярности этой темы. | ||
* Какой процент людей на вопль «Не смотри туда!» чисто рефлекторно «туда» НЕ посмотрит? | * Какой процент людей на вопль «Не смотри туда!» чисто рефлекторно «туда» НЕ посмотрит? | ||
** Разве что профессионал, — особенно вымышленный, фэнтезийный, — который точно знает (на опыте многих других), что «[[Вещи, которые лучше не знать|посмотреть на что не надо]]» может быть смерти подобно или даже привести к [[Участь хуже смерти|участи хуже смерти]]. | |||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | {{Nav/Штампы/Явления и идеи}} |
Версия 23:30, 5 марта 2023
« | Не думай ни о чём. И не думай о недумании. | » |
— Один из традиционных дзенских коанов. Или пародия на таковой? |
Думать иногда тяжело, а целенаправленно не думать — ещё тяжелее. Причём чем больше усилий прикладывается к тому, чтобы не думать какую-либо мысль, тем настойчивей она лезет в голову. Подобный парадокс давно подмечен в виде притчи о белой обезьяне (с восточным колоритом) или рассказа о белом медведе (в пересказе классиков отечественной литературы), и нашёл отражение во многих произведениях искусства. Так, задача «не думать о…» может выступать как один из видов невыполнимого задания (обычно — шуточного и исходящего от матёрого трикстера), быть основой размышления о контроле человека над своим сознанием или просто отсылкой на восточную мудрость, наравне с притчей о чашке чая и хлопком одной ладонью. Ну, или не-думание может быть таким хитрым условием для достижения какого-нибудь результата, к примеру — для победы над сверхъекстественным существом.
Задачка кажется до смешного простой, и только герою, пытающемуся всерьёз и быстро перестать думать о чём-либо, не до смеха.
Родственный и иногда пересекающийся троп — Не политурить.
Примеры
Мифология и фольклор
- Плохая это была идея — рассылать глашатаев по всей Элладе, дабы они возглашали «Забыть, забыть безумного Герострата!». В результате этого самого Герострата (из тщеславия сжёгшего великолепный храм Артемиды Эфесской) помнят до сих пор…
- В деконструкциях популярно утверждение, что на самом деле поджигателем был совсем другой человек, имя которого на самом деле забыто.
- Рассказы о недумании. Обычно один персонаж предлагает другому перестать думать о чём-то странном ради какого-нибудь мистического результата, а второй сталкивается с тем, что не думать о том, о чём до просьбы он никогда не думал — непосильная задача. В ассортименте:
- Притча об учителе-гуру, который предложил ученику не думать о белой обезьяне.
- Рассказ о мошеннике, уверявшем, что можно получить золото из олова и трав, если во время плавки не думать о той самой обезьяне.
- Ходившее в Европе шуточное задание вида «чтобы победить, не думай о белом медведе».
Литература
- Ф. М. Достоевский, «Зимние заметки о летних впечатлениях» — задача из фольклора.
- Л. Н. Толстой, «Воспоминания» — аналогично.
- Леонид Соловьёв, «Ходжа Насреддин. Возмутитель спокойствия» — с помощью такой задачки Насреддин перекладывает вину за неудавшееся лечение злодея Джафара на самого клиента и его родных. Подрядившись избавить ростовщика от горба, он велит Джафару раздеться донага и обойти несколько раз вокруг пруда. Оговорив, что в момент обряда никто из присутствующих (а народа у пруда хватало) не должен думать о рыжей обезьяне. Поскольку ростовщик был рыж, обильно покрыт волосами и обладал специфической походкой, не думать об обезьяне не вышло. Ходжа получил деньги, а ругань «пациента» досталась присутствующим.
- Не поскольку рыж (никакой конкретной масти Насреддин не называл) и не поскольку вообще — просто классическое применение тропа.
- Сергей Стульник, «Только не думай о белой обезьяне».
- Георгий Мартынов, «Спираль Времени» — герои находят под водой загадочный чёрный шар, который испускает яркий свет, если кто-либо рядом подумает о свете. Руководитель экспедиции ученый Карелин строго-настрого запрещает героям, чья задача забрать шар, допускать хотя бы мысль о свете. Разумеется, все этот приказ невольно нарушают. Даже сам Карелин.
- Виктор Пелевин, «Зелёная коробочка» — проходит тестирование когнитивное оружие. Прочитавший некий текст умирает. Скоро такие тексты будут внедряться в большинство книг, дабы физически уничтожать «пиратов». Например, в рассказ «Зелёная коробочка» внедрён такой вирус. Нужно отправить денюжек автору, иначе читатель вскоре помрёт. Каждый читатель может лично убедиться, что это правда: пусть читатель попробует не думать о зелёной коробочке.
- Автор правки безудержно ржал, вспомнив минут через пятнадцать о том, что ему предлагали «не думать о зелёной коробочке», а он и не думал — пожал плечами и пошёл приготовить пожрать…
- Север Гансовский, «Полигон» — робот-танк читает мысли, поэтому при встрече с ним нельзя думать о том, что он может с тобой сделать или как бы мог преодолеть преграду. Прокололся даже создатель.
- Роберт Шекли, «Запах мысли» — главный герой, попав на планету с животными-телепатами, осознал, что перестать думать — это как останавливать лавину голыми руками. Вернее — последовательно поддерживать строго сформулированную мысль…
- Михаэль Энде, «Катастрофанархисториязвандалкогорючий волшебный пунш» — когда главные злодеи варили этот самый пунш, заключительным этапом варки было насыщение пунша магией. Для этого пунш следовало просто оставить и не трогать: его почти готовая форма потихоньку всасывала магию из мира, и была так чувствительна, что улавливала не просто магию, но и мысли. К сожалению, пунш в тот момент был еще и нестабилен, поэтому рядом с ним ни в коем случае нельзя было в нем сомневаться — иначе он бы тут же взорвался. Злодеи нервничали, времени у них на подготовку было мало, поэтому они были вынуждены сначала отвлекать себя посторонними мыслями, а когда думать было больше не о чем, кинулись драться друг с другом. Сработало: в драке они даже сперва и не заметили, как пунш полностью зарядился.
- А. Бушков, «Чужие паруса» — Сварог ставит этот троп себе на службу при нападении чудовищ-телепатов, запретив экипажу думать о белой обезьяне. В результате монстры почувствовали, что весь броненосец, от киля до клотика, думает лишь ОДНУ мысль, и решили, что раз мысль одна, то и существо одно, и не стоит нападать на такую громадину.
- Макс Фрай, «Неуловимый Хабба Хэн» — означенный Магистр может встретиться только тому, кто объективно нуждается в этой встрече, но не хочет её.
- «Пешки Хаоса» К. Брайана — протагонист, Дафан, подвергся влиянию демона Тзинча и стал его невольным прислужником. Отправляясь по поручению, он старается не думать «опасных», в его положении, мыслей. Естественно, попытки понять, какие мысли опасны, приводят только к тому, что ни о чём безопасном он думать не может.
- Мэнли Уэйд Уэллман, цикл про Серебряного Джона — Джон умудрился именно что получить золото из олова и трав, сломав условие — приказал всем зрителям не думать о синем ведре. Потому что условием было «не думать о зеленой обезьянке». Поскольку все отгоняли от себя мысль про ведро, Джон смог получить слиток золота.
- Николай Носов, «Незнайка в Солнечном городе» — чтобы получить волшебную палочку, достаточно совершить подряд три хороших поступка… но при этом не думать о том, что ты их делаешь ради этой самой палочки. Подсвечено самим автором: «Однако легко говорить — не думать! На самом деле, когда хочешь о чем-нибудь не думать, так обязательно только о том и думаешь.»
- А. Бестер, «Человек без лица» — герой задумал убийство, но опасается, что его намерения прочтут телепаты. И тогда он экранирует настоящие мысли, прокручивая в голове жутко въедливую и приставучую песенку.
- Discworld — Тиффани из интереса задавала такую задачку матушке Ветровоск. Та, конечно, справилась. Возможно, потому, что не знает, что такое обезьяна.
- «Досье Дрездена» — главгерой неосторожно взглянул магическим Зрением на очень, ОЧЕНЬ злую тварь и едва не сошёл с ума от ужаса, но всё увиденное Зрением запоминается навсегда и во всех деталях, так что теперь при любой мысли об этой твари герой переживает этот кошмар заново. Поняв, что не может о ней не думать, он забивается в тёмную комнату и несколько часов подряд только о ней и думает, снова и снова вызывая у себя это воспоминание, пока эффект не притупляется просто до уровня «как вспомню, так вздрогну».
- Много позже, во время разговора героя со старым, видавшим виды магом о похожих Чу-Чу, тот замечает, что теоретически их можно вычислить Зрением, но могут быть… побочные эффекты — и тут оба характерно вздрагивают.
- С. Лем, «Три электрыцаря». «Только бы не думать, и наша возьмёт!»
Сетевая литература
- «Кордицепс, или Больно все умные» — инопланетная сущность заражает нейроны мозга; здоровые нейроны заражаются, когда соединяются в цепочки с уже затронутыми. То есть, чтобы остановить развитие болезни, нужно не думать о сущностях, память о которых уже была заражена — в особенности о своей старой личности (поскольку люди думают о себе постоянно, эта область мозга заражается первой). И тем более нельзя думать о факте заражения (потому, что это — первое, о чём вы подумаете, столкнувшись с инопланетной заразой, а, значит, эта память также будет затронута одной из первых). Сама болезнь носит название «слон», и обеспечение возможности не думать о розовом слоне — одна из главных функций больницы для заражённых.
Кино
- «Не думай про белых обезьян» — притча упоминается в прологе. После обезьяны преследуют главгероя.
- «Охотники за привидениями» (1984) — Гозер объявил героям, что форма Разрушителя зависит от них. В итоге команда отчаянно пытается ни о чём не думать, чтобы не вызвать приход того самого Разрушителя — и только один старается представить нечто максимально безопасное, вроде зефирного человечка…
- И правильно, что он подумал о человечке. Таким образом он всех спас, породив кайдзю, которого и одолеть имеющимся оружием можно, и последствия этого не разрушения, а ошметки зефира. Но ошмётков было очень уж много, полгорода ими уделали…
- Ужастик по сюжету Р. Л. Стайна «Не думай об этом» — героиня покупает в антикварной лавке книгу о двухголовом монстре, который появится только если о нём думать.
- «Кин-дза-дза!» — на Плюке нужно уметь «не думать правду». Как оказалось, это вполне возможно.
- По-видимому, достаточно — лишь бы постоянно! — думать всякие лицемерные трюки, увёртки, притворства, «задние мысли», «официальные версии» (например, всем приказано любить правителя — ну и думаешь время от времени «Я очень люблю господина Пэжэ!»), и тому подобное. По всей вероятности, за «правду» засчитывается только полная честность и искренность. Ну а в таком случае — миссия, скажем так, очень даже выполнима.
- «Ковбои против пришельцев». Интересный зигзаг — чтобы снять с руки инопланетное оружие нужно было как раз не думать вообще, что в условиях пряток по инопланетному кораблю просто нереально. Но проблему решили — внезапным поцелуем. Какие уж тут мысли!..
Телесериалы
- «Доктор Кто»:
- Эпизод «Последнее Рождество» — «спящие пациенты» и сонные крабы нападают на тех, кто о них думает и их видит. Шона, чтобы отвлечься, поёт и танцует; а Клара не справляется, пока Доктор не упоминает Дэнни.
- «Ограбление времени» — инопланетное создание чувствует вину клиентов банка, поэтому главным героям ни в коем случае нельзя думать о преступлении, которое их принуждают совершить.
Мультфильмы
- «Полигон» по рассказу Севера Гансовского.
- «Масяня»: «Лохматый, не думать о голых бабах!»
- «Иван Царевич и Серый Волк 2», сцена на Луне: «Здесь о чём ни подумаешь, так то и появится, особенно если этого боишься». Да, медведи тоже появляются.
Мультсериалы
- «Чёрный Плащ» — в одной из серий показана вундервафля, способная усиливать мыслительные способности того, кто её использует. Главное условие — во время использования ни о чём не думать, иначе голова взорвётся. Этим и воспользовались главные герои для победы над местным гадом, завалив того вопросами.
Веб-комиксы
- «Jonty and Clem» («История с известным концом») — эмоции могут помешать телепортации. Герой, которому по этому поводу запретили смущаться, подсвечивает троп.
Аниме и манга
- JoJo's Bizarre Adventure — восьмая часть. НЕ гоняться за главврачом недостаточно. Хватит одного желания узнать его личность, чтобы стенд сагрился и обрушил на наглеца убойные атаки. Поэтому Холли намекает, что нужно отбросить навязчивую идею с преследованием и переключиться на другую цель.
Видеоигры
- Portal 2 — GLaDOS даёт Уитли подумать над парадоксами (которые на нём не работают из-за его интеллекта хлебушка), при этом стараясь не думать о них самой, ибо это может убить её (у франкен-кубов в округе из-за парадоксов перегрелись микросхемы).
- Starcraft II — одна из фраз-пасхалок Керриган отсылает к тропу: «Ты думаешь о цифре 4, по крайней мере теперь.»
Прочее
- SCP Foundation:
- SCP-579 — объект, о котором по каким-то причинам запрещено знать. Возможно, из-за тропа.
- SCP-2615 — эльфы, которые тем более реальны, чем больше в них верят.
- SCP-1001-RU — сущность, которая уничтожает всё, что осознаёт. Условия содержания направлены на то, чтобы обеспечивать её не-думание о вселенной. Более того — оно способно к ограниченной телепатии, так что попавшим под эффект сотрудникам осознавать тоже крайне противопоказано. Вплоть до тщательного устранения и памяти о контакте, и «думателя», и его трупа.
- В инструкции к одному из советских шагомеров настоятельно рекомендовалось при использовании прибора не думать о том, что вы его используете: это, дескать, влияет на естественность походки, и в результате шагомер может врать.
Реальная жизнь
- Диагноз «Обсессивно-компульсивное расстройство» (F42 по МКБ 10) — эталон сабжа, способный превратить жизнь страдающего им в полноценную пытку посредством одной-единственной мысли. Проверено автором правки на себе.
- Кто пробовал медитировать — знает, как некоторым тяжело остановить поток мыслей и ни о чём не думать. А особенно — не думать о чём-нибудь, надоедливо вертящемся на языке.
- Японцы в таких случаях советуют «смотреть (или — вообразить себе), как растут камни».
- Или просто начать размышлять над чем-то ещё. Автор правки иногда (достаточно часто, чтобы отметить подобное) обрывает неприятные цепочки размышлений без проблем.
- Хозяйке на заметку — человек, как правило, в принципе не может думать о чём-то одном дольше десяти минут подряд. А чтобы сбить его с мысли, достаточно, как известно, всего лишь облить молоком и поджечь (можно только первый пункт из двух).
- Японцы в таких случаях советуют «смотреть (или — вообразить себе), как растут камни».
- w:Эксперимент Вегнера «О невозможности подавления мыслей».
- Близкое явление на уровне всего социума — эффект Барбры Стрейзанд, когда попытки прекратить обсуждение чего-либо в обществе приводят к бешеной популярности этой темы.
- Какой процент людей на вопль «Не смотри туда!» чисто рефлекторно «туда» НЕ посмотрит?
- Разве что профессионал, — особенно вымышленный, фэнтезийный, — который точно знает (на опыте многих других), что «посмотреть на что не надо» может быть смерти подобно или даже привести к участи хуже смерти.