Басня: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
ЗаяцВолк (обсуждение | вклад) |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|AnAesop|An Aesop}} | {{TVTropes|AnAesop|An Aesop}} | ||
{{Q|Крошка-сын к отцу пришёл,<br | {{Q|Крошка-сын к отцу пришёл,<br>И спросила кроха:<br>Что такое хорошо<br>И что такое плохо?<br>У меня секретов нет,<br>Слушайте, детишки:<br>Папы этого ответ<br>Помещаю в книжке…|Владимир Маяковский}} | ||
'''Басня''' | '''Басня''' — это когда в произведении заложена основная нравоучительная мысль (как, собственно, в литературном произведении одноименного жанра). Например, каждый эпизод сериала может начинаться или заканчиваться определённой моралью. В старых американских [[ситком]]ах басня, как правило, [[Подсветка|подсвечена]] фразой «О, я осознал урок», в то время как в более свежих сериалах, чтобы понять басню, надо немного подумать. Однако, к примеру, в сериале [[Star Wars]]: The Clone Wars басня недвусмысленно высвечивается голубым по чёрному в начальных титрах каждого эпизода. В других инструментом подачи басни служит [[моральная дилемма]]. Случается, что [[Басня понята неправильно]]. | ||
== Виды басен == | == Виды басен == | ||
=== По содержанию === | === По содержанию === | ||
* [[Зелен виноград]] | * [[Зелен виноград]] — «басни для утешения», согласно которым что-то, чего трудно или невозможно добиться (например, бессмертие, богатство или власть), на самом деле не принесло бы счастья. | ||
* [[Капитанские басни]] | * [[Капитанские басни]] — когда поучают чему-то, что ясно даже и трехлетке. | ||
* [[Лицемерные басни]] | * [[Лицемерные басни]] — когда поучают одному, а видим другое. Когда для аудитории мораль одна, а для героев другая. В тяжёлых случаях выводом становится вседозволенность для того, кому [[авторский произвол]] в другом случае позволил спокойно совершить осуждаемое. | ||
* [[Неудачная басня|Неудачные басни]] | * [[Неудачная басня|Неудачные басни]] — баснописцу хотелось как лучше, но посыл оказался далёк от задуманного. Иногда тут не требуется и особого лицемерия. | ||
** [[Бородатая басня]] | ** [[Бородатая басня]] — автор замахнулся на слишком серьёзную, суровую и взрослую тему для возрастного рейтинга произведения, который не позволил её изложить понятно. | ||
** [[Нельзя, но очень круто]] | ** [[Нельзя, но очень круто]] — автор хотел показать что-то как плохое, а оно получилось крутым ([[Зло — это круто|это не взаимоисключающие понятия]]). | ||
** [[Непонятные басни]] | ** [[Непонятные басни]] — эй, я не понял, это что, было поучение? | ||
** [[Фантастические басни]] | ** [[Фантастические басни]] — на первый взгляд бесполезны в реальности, данной нам в ощущениях, потому что поучают правилам обращения с магией, [[прикладной флеботинум|флеботинумом]] или чем-то ещё, не существующим вне произведения. В случае неудачного замысла и исполнения с реальностью и логикой состыковано слабо. В годном варианте [[сцепление с реальностью|состыковано с ними на самом деле хорошо]], только это [[Иносказание|проделано не впрямую]], а преломлено через некое ''«а что, если бы?..»'', через некий [[вымышленный пример]], на котором лучше видна (тем, кто как следует вдумался) некая моральная суть; эта проблема всего лишь стала бы ещё острее и очевиднее, существуй в нашем с вами мире магия, флеботинум или нечто в этом роде. | ||
* [[Неудобная басня|Неудобные басни]] | * [[Неудобная басня|Неудобные басни]] — басни, которые сознательно подсвечивают разного рода слабые места и «дыры» в традиционной морали. Например, «врать нехорошо — а что, если человек не переживёт правды?», «убивать нельзя — а что, если ты сохранишь жизнь опасному маньяку?», и т. д. | ||
* [[Пародийные басни]] | * [[Пародийные басни]] — высмеивание концепции. | ||
==== Стандартные басни ==== | ==== Стандартные басни ==== | ||
Строка 35: | Строка 35: | ||
{{Video|service=youtube|er3h0AhLa4k|width=200|align=right|Да здравствует экстренная контрацепция на постоянной основе!}} | {{Video|service=youtube|er3h0AhLa4k|width=200|align=right|Да здравствует экстренная контрацепция на постоянной основе!}} | ||
* [[Коричневые басни]]: «Очень-Очень Плохо недооценивать то, насколько одни биологические и/или социальные группы ''объективно хуже и малоценнее'' других!». | * [[Коричневые басни]]: «Очень-Очень Плохо недооценивать то, насколько одни биологические и/или социальные группы ''объективно хуже и малоценнее'' других!». | ||
* [[Мракобесные басни]]: «во многом знании много печали, и стремиться пытливою мыслью к новым | * [[Мракобесные басни]]: «во многом знании много печали, и стремиться пытливою мыслью к новым высотам — это само по себе Плохо! Просто повторяй за Авторитетами — и всё будет окей». | ||
* [[Саморазрушительные басни]]: Алкоголь и наркотики помогают твоему творчеству? Забей на советы врача и продолжай их употреблять. Хочешь произвести на девушку впечатление? Прыгни из окна: если выживешь, она точно заценит твою смелость и выйдет за тебя замуж. Твоя девушка умерла? Так покончи с собой и [[Воссоединиться в смерти|воссоединись с ней]] [[Умерли долго и счастливо|в раю]]. | * [[Саморазрушительные басни]]: Алкоголь и наркотики помогают твоему творчеству? Забей на советы врача и продолжай их употреблять. Хочешь произвести на девушку впечатление? Прыгни из окна: если выживешь, она точно заценит твою смелость и выйдет за тебя замуж. Твоя девушка умерла? Так покончи с собой и [[Воссоединиться в смерти|воссоединись с ней]] [[Умерли долго и счастливо|в раю]]. | ||
* [[Басни социопата]]: «Кто людям | * [[Басни социопата]]: «Кто людям помогает — тот тратит время зря! Чем больше добра делаешь людям — тем хуже они с тобой обращаются! [[Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным]]!». | ||
* [[Гнилые отмазки]]. | * [[Гнилые отмазки]]. | ||
** Первый | ** Первый подвид — [[Ультраплюрализм|Ультраплюралистические басни]]: «Очень-Очень Плохо отвергать и осуждать хоть один из возможных вариантов морального выбора, хотя бы и противоестественный/контрпродуктивный/террористический по своей сути! Ведь кому-то такой вариант ПРИЯТЕН, уважайте их чувства!». | ||
** Второй | ** Второй подвид — Речь адвоката: «плохие, негодные моральные решения таки бывают, но именно тот выбор, который особенно мил автору, на самом деле годен, хотя бы как вариант; а огульно его перечёркивать Очень-Очень Плохо!». (Как правило, при этом на [[Сцепление с реальностью|реальные]] последствия такого выбора автору в большей или меньшей степени начхать.) | ||
=== По способу рассказать === | === По способу рассказать === | ||
* [[Басний]] | * [[Басний]] — [[прикладной флеботинум]], нужный исключительно для басни. | ||
* [[Басня без связи]] | * [[Басня без связи]] — задействуется [[безумная тролльская логика]] или [[очень сильное колдунство]], и реальные действия получают последствия из разряда фантастики. | ||
* [[Говорит байками]] | * [[Говорит байками]] — если персонаж постоянно рассказывает именно басни. | ||
* [[Забыл про басню]] | * [[Забыл про басню]] — персонаж после совершения ошибки выучивает определённую басню, но потом забывает про неё и снова наступает на те же грабли. Иногда это происходит [[Танцы на граблях|несколько раз подряд]]. | ||
* [[Кармическая концовка]] | * [[Кармическая концовка]] — в качестве басни на героев вываливаются последствия их решений. | ||
* [[Кошмарная басня]] | * [[Кошмарная басня]] — лучший способ убедить что-то не делать — связать с этим [[топливо ночного кошмара]]. | ||
* [[Музыкальная басня]] | * [[Музыкальная басня]] — песня с моралью. | ||
* [[Насильственная басня]] | * [[Насильственная басня]] — некто специально заставляет героя влипнуть в историю с моралью, а то и лично «влепляет». | ||
* [[Разрушительная басня]] | * [[Разрушительная басня]] — в процессе донесения морали до немногочисленных героев страдает куча непричастных, но это не важно. | ||
* [[Случайные басни]] | * [[Случайные басни]] — их не задумывали, но так получилось. | ||
* [[Увесистая басня|Увесистые басни]] | * [[Увесистая басня|Увесистые басни]] — поучения настолько бронебойные и не терпящие никаких сомнений, что сравнимы с падением на голову увесистой наковальни. | ||
* [[Философический угар]] | * [[Философический угар]] — автор останавливает сюжет чтобы высказать свою позицию по вопросу. | ||
* [[Читать мораль]] | * [[Читать мораль]] — персонажи сами объясняют, о чём была басня. | ||
* [[Чудовище басни]] | * [[Чудовище басни]] — [[чудовище недели]], явно спроектированное под определённый урок для героев. | ||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | {{Nav/Штампы/Явления и идеи}} |
Текущая версия на 16:04, 27 апреля 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья An Aesop. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Крошка-сын к отцу пришёл, И спросила кроха: Что такое хорошо И что такое плохо? У меня секретов нет, Слушайте, детишки: Папы этого ответ Помещаю в книжке… |
» |
— Владимир Маяковский |
Басня — это когда в произведении заложена основная нравоучительная мысль (как, собственно, в литературном произведении одноименного жанра). Например, каждый эпизод сериала может начинаться или заканчиваться определённой моралью. В старых американских ситкомах басня, как правило, подсвечена фразой «О, я осознал урок», в то время как в более свежих сериалах, чтобы понять басню, надо немного подумать. Однако, к примеру, в сериале Star Wars: The Clone Wars басня недвусмысленно высвечивается голубым по чёрному в начальных титрах каждого эпизода. В других инструментом подачи басни служит моральная дилемма. Случается, что Басня понята неправильно.
Виды басен[править]
По содержанию[править]
- Зелен виноград — «басни для утешения», согласно которым что-то, чего трудно или невозможно добиться (например, бессмертие, богатство или власть), на самом деле не принесло бы счастья.
- Капитанские басни — когда поучают чему-то, что ясно даже и трехлетке.
- Лицемерные басни — когда поучают одному, а видим другое. Когда для аудитории мораль одна, а для героев другая. В тяжёлых случаях выводом становится вседозволенность для того, кому авторский произвол в другом случае позволил спокойно совершить осуждаемое.
- Неудачные басни — баснописцу хотелось как лучше, но посыл оказался далёк от задуманного. Иногда тут не требуется и особого лицемерия.
- Бородатая басня — автор замахнулся на слишком серьёзную, суровую и взрослую тему для возрастного рейтинга произведения, который не позволил её изложить понятно.
- Нельзя, но очень круто — автор хотел показать что-то как плохое, а оно получилось крутым (это не взаимоисключающие понятия).
- Непонятные басни — эй, я не понял, это что, было поучение?
- Фантастические басни — на первый взгляд бесполезны в реальности, данной нам в ощущениях, потому что поучают правилам обращения с магией, флеботинумом или чем-то ещё, не существующим вне произведения. В случае неудачного замысла и исполнения с реальностью и логикой состыковано слабо. В годном варианте состыковано с ними на самом деле хорошо, только это проделано не впрямую, а преломлено через некое «а что, если бы?..», через некий вымышленный пример, на котором лучше видна (тем, кто как следует вдумался) некая моральная суть; эта проблема всего лишь стала бы ещё острее и очевиднее, существуй в нашем с вами мире магия, флеботинум или нечто в этом роде.
- Неудобные басни — басни, которые сознательно подсвечивают разного рода слабые места и «дыры» в традиционной морали. Например, «врать нехорошо — а что, если человек не переживёт правды?», «убивать нельзя — а что, если ты сохранишь жизнь опасному маньяку?», и т. д.
- Пародийные басни — высмеивание концепции.
Стандартные басни[править]
- Амбиции — это плохо vs Амбиции — это хорошо
- Будь собой vs Измени себя
- Идеологические:
- Наука — это плохо
- Порядок — хорошо, хаос — плохо
- Секс — это плохо
- Эскапизм — это плохо
Вредные басни[править]
Их можно истолковать как откровенно вредные советы.
(link)
Да здравствует экстренная контрацепция на постоянной основе!- Коричневые басни: «Очень-Очень Плохо недооценивать то, насколько одни биологические и/или социальные группы объективно хуже и малоценнее других!».
- Мракобесные басни: «во многом знании много печали, и стремиться пытливою мыслью к новым высотам — это само по себе Плохо! Просто повторяй за Авторитетами — и всё будет окей».
- Саморазрушительные басни: Алкоголь и наркотики помогают твоему творчеству? Забей на советы врача и продолжай их употреблять. Хочешь произвести на девушку впечатление? Прыгни из окна: если выживешь, она точно заценит твою смелость и выйдет за тебя замуж. Твоя девушка умерла? Так покончи с собой и воссоединись с ней в раю.
- Басни социопата: «Кто людям помогает — тот тратит время зря! Чем больше добра делаешь людям — тем хуже они с тобой обращаются! Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным!».
- Гнилые отмазки.
- Первый подвид — Ультраплюралистические басни: «Очень-Очень Плохо отвергать и осуждать хоть один из возможных вариантов морального выбора, хотя бы и противоестественный/контрпродуктивный/террористический по своей сути! Ведь кому-то такой вариант ПРИЯТЕН, уважайте их чувства!».
- Второй подвид — Речь адвоката: «плохие, негодные моральные решения таки бывают, но именно тот выбор, который особенно мил автору, на самом деле годен, хотя бы как вариант; а огульно его перечёркивать Очень-Очень Плохо!». (Как правило, при этом на реальные последствия такого выбора автору в большей или меньшей степени начхать.)
По способу рассказать[править]
- Басний — прикладной флеботинум, нужный исключительно для басни.
- Басня без связи — задействуется безумная тролльская логика или очень сильное колдунство, и реальные действия получают последствия из разряда фантастики.
- Говорит байками — если персонаж постоянно рассказывает именно басни.
- Забыл про басню — персонаж после совершения ошибки выучивает определённую басню, но потом забывает про неё и снова наступает на те же грабли. Иногда это происходит несколько раз подряд.
- Кармическая концовка — в качестве басни на героев вываливаются последствия их решений.
- Кошмарная басня — лучший способ убедить что-то не делать — связать с этим топливо ночного кошмара.
- Музыкальная басня — песня с моралью.
- Насильственная басня — некто специально заставляет героя влипнуть в историю с моралью, а то и лично «влепляет».
- Разрушительная басня — в процессе донесения морали до немногочисленных героев страдает куча непричастных, но это не важно.
- Случайные басни — их не задумывали, но так получилось.
- Увесистые басни — поучения настолько бронебойные и не терпящие никаких сомнений, что сравнимы с падением на голову увесистой наковальни.
- Философический угар — автор останавливает сюжет чтобы высказать свою позицию по вопросу.
- Читать мораль — персонажи сами объясняют, о чём была басня.
- Чудовище басни — чудовище недели, явно спроектированное под определённый урок для героев.