Доктор Ватсон

Материал из Posmotreli
Версия от 08:35, 16 февраля 2022; commons>Конь Бледный (→‎Литература)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Это статья о напарнике. О персонаже А. Конан Дойла в этой статье.

Доктор Ватсон — персонаж, не являющийся ни главным героем, ни лидером команды, но от лица которого, тем не менее, производится повествование. Иными словами, это POV-персонаж, отличный от главгероя, но приближенный к нему. Например, доктором Ватсоном может быть напарник, силач или умник.

Каковы основные черты доктора Ватсона?

  • Доктор Ватсон выступает в качестве суррогата зрителя или читателя. Он задаёт главному герою те вопросы, которые могут возникнуть у читателя.
  • Во многих случаях доктор Ватсон ведёт повествование от первого лица.
  • Доктор Ватсон — как правило, приземлённый и обычный персонаж со здравым смыслом, в то время как главный герой — некто экзотический: эксцентричный гений, инопланетянин или кто-то ещё с мышлением и логикой, которые могут быть непонятны среднему читателю.

В некоторых случаях доктор Ватсон может присутствовать не при собственно главгерое, а при антагонисте — если это героический или серый антагонист со своей правдой, за которого будут болеть и которого тоже надо показать в подробностях. В произведениях, где нет ни единственного главгероя, ни единственного антагониста, возможны локальные Холмсы и Ватсоны в пределах своих сюжетных веток.

Где встречается

Литература

  • Тропнеймер и кодификатор — доктор Ватсон (в другом переводе — Уотсон), напарник Шерлока Холмса из рассказов и повестей Артура Конан Дойла.
  • Первопример — анонимный рассказчик в историях Эдгара Аллана По об Огюсте Дюпене.
  • Лавкрафт вводил таких персонажей-рассказчиков, если хотел убить главного героя. Как правило, при этом он даже не удосуживался дать им имя (как, например, зовут рассказчика в серии рассказов о реаниматоре Герберте Уэсте?).
  • Агата Кристи — роль Ватсона при Эркюле Пуаро играет капитан Гастингс. В отличие от самого Уотсона, который порой глупел в адаптациях, но у Конан Дойла дураком не был, Гастингс — изначально человек небольшого ума.
    • Один раз Ватсоном выступил доктор Шеппард. Не повезло.
  • Рекс Стаут, рассказы о Ниро Вульфе — Арчи Гудвин.
    • Тут явно заметна игра с тропом. Арчи вполне деятельный персонаж с собственной лицензией частного детектива, умеющий и «разговорить» свидетеля с фильтрацией ложных показаний, и слежку вести, при том что расспрашивать Вульфа, хоть он временами и пытается, до финала книги — практически бесполезно.
  • Братья Стругацкие, «Стажёры» — Юра Бородин.
  • Братья Вайнеры, «Эра милосердия» — субверсия. Бывший военный Володя Шарапов помогает ловить преступников опытному сыщику Глебу Жеглову, и даже становится его соседом по квартире… но сюжет разворачивается совсем не так, как бывает в классическом детективе.
  • «Пролетая над гнездом кукушки» — «Вождь» Бромден.
  • Стивен Кинг, «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» — Рэд по отношению к Энди Дюфрену.
  • «Имя розы» — бывший послушник Адсон, на старости лет записывающий хронику «удивительных событий, которым некогда был свидетелем». Довольно простой человек, не отличавшийся умом ни в юности, ни на момент записи.
  • Джеральд Даррелл часто выступает в этом качестве в рассказах (различной степени автобиографичности) о своей семье и детстве, проведенном на острове Корфу. А вот в книгах о его звероловных экспедициях — нет.
  • Борис Акунин, «Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трёх мудрых» — пародия: японец Маса, слуга и сортаник Эраста Фандорина, пытается стать «Ватсоном»-биографом по примеру присутствующего в сюжете и реального Ватсона, но дело заканчивается тем, что Фандорин в конце категорически запрещает ему снова браться за перо.
    • Вообще в цикле таких хватает. Варя из «Турецкого гамбита», Тюльпанов из «Особых поручений», Зюкин из «Коронации»… Сам Фандорин в первой книге выступает Ватсоном при гениальном сыщике Бриллинге. Впрочем, тут субверсия.
  • «Песнь Льда и Пламени»: в сюжетной ветке Робба Старка в качестве Ватсона выступает его мать Кейтилин.
    • По словам автора, Бейлиш и Варис знают настолько много, что их POVов читатели не получат никогда. На роль Ватсона при Бейлише лучше всего подходит Санса, а при Варисе — Тирион.
  • «Приключения капитана Алатристе» — большую часть времени Иньиго Бальбоа выступает именно в этой роли. Но когда он описывает события, в которых сам не участвовал (а Алатристе, понятное дело, не таскал пацана на все подряд мадридские разборки), он переходит в режим обезличенного повествователя. А иногда и сам Иньиго приключается отдельно от капитана, и тогда является вполне себе протагонистом.
  • «Архимаг» — с прикрученным фитильком. Рассказа от первого лица вообще нет, и трудно сказать кто из двух героев является главным — Ванесса или Креол.
  • Генри Лайон Олди, «Герой должен быть один» — а значительной степени, Амфитрион/Иолай по отношению к Алкиду и Ификлу.
  • Алексей Пехов, «Талорис» — Дэйт при Мильвио.
  • Глен Кук, «Приключения Гаррета» — субверсия. Гаррет, на первый взгляд, может показаться Ватсоном по отношению к Покойнику, благо, последний откровенно представляет собой фентезийного Ниро Вульфа с гипертрофированными размерами, домоседством и чертами характера, но довольно быстро становится понятно, что именно Гаррет тут главный герой.
    • А настоящим Ватсоном является Пулар Синдж — она участвует в делах, помогает Гаррету и, самое главное — является «автором» книг о Гаррете.
  • Нил Стивенсон, «Анафем» — Эразмас при фраа Джаде в финале книги.
  • Наталия Роллечек, «Деревянные чётки» — в первых двух частях главной героиней по сути является старшая сестра рассказчицы.
  • Ричард Фримен, цикл про Торндайка — доктор Джервис при докторе и эксперте-криминалисте Джоне Ивлине Торндайке (своем же бывшем наставнике в медицине).
  • Рик Янси, цикл «Монстролог» — Уилл Генри. Впрочем, с каждой книгой он всё ближе и ближе к статусу протагониста.
  • В «Трилогии Трауна» и других произведениях Расширенной вселенной «Звёздных войн», где так или иначе фигурирует адмирал Траун, он никогда не бывает POV-персонажем. Все повествование о нём производится от лица его адьютанта, капитана Пеллеона.
    • В новых книгах о Трауне его личную точку зрения всё же можно увидеть — в форме дневниковых записей.

Кино

  • «Безумный Макс: Дорога ярости» — сам Макс, обрамляющий своим POV квест собственно главного героя, Императора Фуриозы.
    • «Воин Дороги» — Дикий Ребенок по отношению к Максу.
  • «Хеллбой» — агент Майерс был специально добавлен в сюжет, чтобы играть роль Ватсона. Продолжение «Золотая армия» от Майерса избавилось.

Телесериалы

Аниме, манга, ранобэ

  • «Меланхолия Харухи Судзумии» — Кён. Немного условно: Кён чем дальше, тем ближе к статусу протагониста (особенно в «Исчезновении Харухи Судзумии»).
  • Shaman King: в манге «доктором Ватсоном» является Оямада (Мортимер) Манта, обычный человек среди героев-шаманов. В аниме эту роль у него в итоге забирают и делают из него такого же шамана.
  • Ao no exorcist — брат протагониста, Юкио.
  • Gintama — Шимура Шинпачи.
  • Hataraku Saibou — эритроцит AE-3803 часто выступает в такой роли для нейтрофила U-1146.

Видеоигры

  • Heroes of Might and Magic IV: повествование в кампании за Жизнь, то есть людей, ведётся от лица оруженосца главного героя.
  • Dragon Age II — Варрик Тетрас.
  • The Banner Saga: во второй половине первой главы Убин становится Ватсоном при Вогнире. Вот только в остальных главах игры повествование ведётся от лица главного героя главы, а сам Вогнир погибает в конце первой главы.
  • Metroid: Other M — Самус Аран, игровой персонаж. Да она считается главной героиней и очень популярна, но здесь она рассказывает историю Адама Малковича и выступает в качестве мускулов, до самого конца не зная всего происходящего.
  • Final Fantasy XII — Ваан при Аше. В сиквеле, Revenant Wings, становится полноценным протагонистом.
  • Overlord — повествование первых двух частей и спин-оффа «Dark Legend» ведётся от лица Гнарла.
  • Bastion — Рукс.
  • Far Cry Primal — Тинсей.

См. также

  • Исмаил — POV-персонаж, ещё более отдалённый от главного героя, не входящий в его основной круг приближенных и повествующий как бы издалека.