Закон сохранения статуса кво: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 11: | Строка 11: | ||
* Часто инициаторы изменений показаны жадными [[Торгаш — это плохо|эгоистичными предпринимателями]], в то время как [[:tv:GoodOldWays|герои]], которые пытаются их остановить, — [[Феодальная мораль|альтруистичны и благородны]]. | * Часто инициаторы изменений показаны жадными [[Торгаш — это плохо|эгоистичными предпринимателями]], в то время как [[:tv:GoodOldWays|герои]], которые пытаются их остановить, — [[Феодальная мораль|альтруистичны и благородны]]. | ||
* Возможна (и укладывается в этот троп) ситуация, когда статус кво вернуть не удалось (или были понесены заметные потери), но случившиеся изменения — зло, и мы сожалеем, что они случились. | * Возможна (и укладывается в этот троп) ситуация, когда статус кво вернуть не удалось (или были понесены заметные потери), но случившиеся изменения — зло, и мы сожалеем, что они случились. | ||
* [[Педаль в пол]], если герои не просто возвращают статус кво на момент начала истории, а откатывают состояние мира назад, в прошлое, возрождая [[золотой век]], когда трава была зеленее. | * [[Педаль в пол]], если герои не просто возвращают статус кво на момент начала истории, а откатывают состояние мира назад, в прошлое, возрождая [[золотой век]], [[Раньше трава была зеленее|когда трава была зеленее]]. | ||
* Мягкий вариант тропа — когда в ходе истории нам упоминают предполагаемое изменение мира, у которого не обрисовано никаких негативных последствий, но в итоге его не происходит. | * Мягкий вариант тропа — когда в ходе истории нам упоминают предполагаемое изменение мира, у которого не обрисовано никаких негативных последствий, но в итоге его не происходит. | ||
Строка 38: | Строка 38: | ||
* [[The Matrix]] — именно так всё изначально и задумано, [[Избранный]] должен замкнуть цикл, только вот Нео отказался это делать. | * [[The Matrix]] — именно так всё изначально и задумано, [[Избранный]] должен замкнуть цикл, только вот Нео отказался это делать. | ||
* [[Mass Effect]]. [[Mass Effect/Geth|Геты]] — субверсия тропа, судьба человеческой цивилизации после открытия [[Mass Effect/Element_Zero|нулевого элемента]] — инверсия (всё изменилось радикально), есть и другие примеры. | * [[Mass Effect]]. [[Mass Effect/Geth|Геты]] — субверсия тропа, судьба человеческой цивилизации после открытия [[Mass Effect/Element_Zero|нулевого элемента]] — инверсия (всё изменилось радикально), есть и другие примеры. | ||
* [[The Simpsons]]: неоднократно статус кво возвращался до абсурда натянутым и потому смешным образом. Примечательные примеры: | * [[The Simpsons]]: неоднократно статус-кво возвращался до абсурда натянутым и потому смешным образом. Примечательные примеры: | ||
** Оказалось, директор Скиннер — не Скиннер, и не сын своей матери, но заменил сослуживца, пропавшего на войне во Вьетнаме, и этого никто не заметил. Но когда вернулся настоящий Скиннер, его невзлюбили, изгнали из города, и решением суда было постановлено, что тот, кто всё это время выдавал себя за Скиннера, им и является и всегда являлся. | ** Оказалось, директор Скиннер — не Скиннер, и не сын своей матери, но заменил сослуживца, пропавшего на войне во Вьетнаме, и этого никто не заметил. Но когда вернулся настоящий Скиннер, его невзлюбили, изгнали из города, и решением суда было постановлено, что тот, кто всё это время выдавал себя за Скиннера, им и является и всегда являлся. | ||
** Босс спрингфилдской мафии Жирный Тони погиб. На его место пришёл его брат-близнец Обезжиренный Тони, на этой нервной работе начал много жрать и стал новым Жирным Тони. | ** Босс спрингфилдской мафии Жирный Тони погиб. На его место пришёл его брат-близнец Обезжиренный Тони, на этой нервной работе начал много жрать и стал новым Жирным Тони. | ||
Строка 44: | Строка 44: | ||
* «[[The Amazing World of Gumball|Удивительный мир Гамбола]]» — в одной из серий главные герои сталкиваются с последствиями своих действий из прошлых эпизодов, приводивших в некоторых случаях к разрушению города. Загнанные разозлёнными жителями в угол они недоумевают: как же так, ведь раньше всё разрешалось само собой и сейчас их может спасти только чудо, которое перезагрузит реальность и вернёт всё на свои места и… серия заканчивается. | * «[[The Amazing World of Gumball|Удивительный мир Гамбола]]» — в одной из серий главные герои сталкиваются с последствиями своих действий из прошлых эпизодов, приводивших в некоторых случаях к разрушению города. Загнанные разозлёнными жителями в угол они недоумевают: как же так, ведь раньше всё разрешалось само собой и сейчас их может спасти только чудо, которое перезагрузит реальность и вернёт всё на свои места и… серия заканчивается. | ||
* Первый «[[Кошмар на улице Вязов]]» — в конце фильма Нэнси убеждает себя в том, что Фредди Крюгер всего лишь сон, после чего Фредди исчезает, а она встречает всех своих убитых друзей живыми и невредимыми. В конце нам показывают приторную сцену с участием Нэнси и ее друзей, которая обрывается демонстрацией того, что именно это сон, а Крюгер настоящий. | * Первый «[[Кошмар на улице Вязов]]» — в конце фильма Нэнси убеждает себя в том, что Фредди Крюгер всего лишь сон, после чего Фредди исчезает, а она встречает всех своих убитых друзей живыми и невредимыми. В конце нам показывают приторную сцену с участием Нэнси и ее друзей, которая обрывается демонстрацией того, что именно это сон, а Крюгер настоящий. | ||
* Евгений Лукин, «Спроси у Цезаря» — миниатюра, представляющая собой монолог адвоката в суде. Да, его подзащитный действительно на машине времени отправился в неолит и преподавал кроманьонцам основы квантовой механики. Но экспертиза установила, что этим он никак не изменил ход истории: был Вавилон, была Спарта, был Древний Рим. И Юлий Цезарь был зарезан заговорщиками с точностью секунда в секунду. А то, что резали его именно лазером… да какая ему была разница, чем его резали! | |||
* Singularity — Начало игры типичное для многих других подобных шутеров, бравый американский морпех с другом высадился на заброшенном советском комплексе. Из за временной аномалии (и своих действий) приводит к созданию альтернативной истории, где советы правят миром. И ГГ твердо намерен вернуть все на круги своя (в чем ему помогает спасенный им советский ученый). И в конце он с помощью возвращения во времени, может остановить себя в прошлом, прежде чем он совершит то, из за чего все это началось. Конец игры повторяет её начало, ГГ летит на вертолёте к острову. Казалось бы, типичным концом для подобной истории будет наш троп.{{Spoiler| Но сослуживец обращается к ГГ как к «[[Клюква|товарищу]]», на вертолётах красные звёзды, а в бухте стоит статуя того самого учёного-помощника…}} | * Singularity — Начало игры типичное для многих других подобных шутеров, бравый американский морпех с другом высадился на заброшенном советском комплексе. Из за временной аномалии (и своих действий) приводит к созданию альтернативной истории, где советы правят миром. И ГГ твердо намерен вернуть все на круги своя (в чем ему помогает спасенный им советский ученый). И в конце он с помощью возвращения во времени, может остановить себя в прошлом, прежде чем он совершит то, из за чего все это началось. Конец игры повторяет её начало, ГГ летит на вертолёте к острову. Казалось бы, типичным концом для подобной истории будет наш троп.{{Spoiler| Но сослуживец обращается к ГГ как к «[[Клюква|товарищу]]», на вертолётах красные звёзды, а в бухте стоит статуя того самого учёного-помощника…}} | ||
Текущая версия на 17:59, 1 декабря 2024
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Status Quo Is God. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем… | » |
— Екклезиаст |
Вот у нас сеттинг. Возможно, это фэнтези, реализм, супергероика или фантастический мир будущего, но это большой, устойчивый мир с устоявшимися законами и правилами. Но вот появляется персонаж, который хочет не просто сделать что-то мелкое, но поменять в этом мире что-то важное, оставить след. Начинается история… и в конце мир оказывается почти таким же, каким был в начале. Закон сохранения статуса кво — тенденция, проявляющаяся во многих факторах, итогом которой в вымышленных мирах оказывается то, что значимые изменения, которые могли случиться в истории, с миром не происходят, всё остается как прежде.
В чем это может проявляться? (Не всегда всё сразу.)
- Часто злодей проявляет инициативу и пытается что-то изменить, а герой только откликается на вызов, чтобы не дать злодею этого совершить.
- Иногда троп подсвечивается тем, что злодей хочет изменить мир к лучшему, руководствуясь благими побуждениями.
- Если герой решит значимо изменить мир сам, а не просто побороть уже проявившее себя зло, то это окажется плохой идеей, последствия которой ему же придется разгребать.
- Крупные изменения показывают вместе с фатальными недостатками, а проблемы существующего положения дел изображают менее существенными или же «необходимым злом».
- Часто инициаторы изменений показаны жадными эгоистичными предпринимателями, в то время как герои, которые пытаются их остановить, — альтруистичны и благородны.
- Возможна (и укладывается в этот троп) ситуация, когда статус кво вернуть не удалось (или были понесены заметные потери), но случившиеся изменения — зло, и мы сожалеем, что они случились.
- Педаль в пол, если герои не просто возвращают статус кво на момент начала истории, а откатывают состояние мира назад, в прошлое, возрождая золотой век, когда трава была зеленее.
- Мягкий вариант тропа — когда в ходе истории нам упоминают предполагаемое изменение мира, у которого не обрисовано никаких негативных последствий, но в итоге его не происходит.
Примеры[править]
Где встречается[править]
- Практически в любом популярном фильме, где люди создают искусственный интеллект (или он возникает сам): «Терминатор» (удается не допустить изменений), «Мстители: Эра Альтрона» (статус кво восстановлен, но какими жертвами и усилиями!) — первое, что приходит в голову.
- Вообще везде, где фигурирует плохая, опасная наука.
- В произведениях о супергероях (как в комиксах, так и адаптациях), как правило, по ходу дела происходит куча событий самого разного масштаба, но в конце каждой истории всё примерно так, как в начале.
- Очень внезапно — в Star Wars: The Force Awakens. В Шестом Эпизоде Империя была побеждена, звезда Смерти уничтожена. Однако в Седьмом Эпизоде фигурирует как Империя (которая теперь Первый Порядок), так и Звезда Смерти (которая теперь Старкиллер). Да и вообще весь сюжет, мягко говоря, похож на Четвёртый Эпизод, но это уже немного другой случай.
- Да не особо внезапно. В Расширенной Вселенной тоже были Осколки Империи, которые очень долго сохраняли статус-кво.
- SCP Foundation — Слово Божие говорит, что Айсберг никогда не получит повышение.
- Любой ситком. Одно из главных правил ситкома — серии можно крутить в любом порядке без потери смысла. Поэтому если в начале одной серии персонаж выигрывает в лотерею миллион, к концу серии он обязан этот миллион потерять, ибо выигрыш не должен никак влиять на другие серии.
- Впрочем на границе может произойти что-то значительное — обычно меняется состав актёров и персонажей.
Где не встречается[править]
- Разумеется, в советских произведениях о революции. Герои хорошие и меняют мир, враги плохие и хотят сохранить всё, как было.
- В реальной жизни. Наш мир меняется и развивается, хотя и не так быстро, как в кино.
Игры со штампом[править]
- Гарри Поттер и методы рационального мышления — зигзаг. Гарри вот-вот переделает мир вдребезги пополам, потом становится понятно, что добиться заметных результатов хорошо если за всю жизнь удастся, в ходе основной части произведения ничего глобального не изменилось (война с Волдемортом в прошлом, а до новой дело не доходит), но в конце становится ясно, что всё-таки свет клином на нём сошёлся и сейчас он что-то эдакое каааак…
- «Меч добра» того же автора прямо деконструирует троп.
- Watchmen: злодей приводит в исполнение свой план, героям не удается его остановить, мир меняется. Однако, возможно, правда стало лучше? Или нет?
- Мир Средиземья: от эпохи к эпохе многое меняется, но это в целом не прогресс и не упадок. Магии в мире становится меньше, а великие Силы удаляются от мира, и это значит, что первую роль играют сначала эльфы, а потом и люди, при том, что последние — неблагой, падший народ.
- Братья Стругацкие, Волны гасят ветер — появление люденов удивило многих, но никак не сказалось на жизни не-люденов, развитием мира которых новый подвид человечества заниматься не собирается.
- The Matrix — именно так всё изначально и задумано, Избранный должен замкнуть цикл, только вот Нео отказался это делать.
- Mass Effect. Геты — субверсия тропа, судьба человеческой цивилизации после открытия нулевого элемента — инверсия (всё изменилось радикально), есть и другие примеры.
- The Simpsons: неоднократно статус-кво возвращался до абсурда натянутым и потому смешным образом. Примечательные примеры:
- Оказалось, директор Скиннер — не Скиннер, и не сын своей матери, но заменил сослуживца, пропавшего на войне во Вьетнаме, и этого никто не заметил. Но когда вернулся настоящий Скиннер, его невзлюбили, изгнали из города, и решением суда было постановлено, что тот, кто всё это время выдавал себя за Скиннера, им и является и всегда являлся.
- Босс спрингфилдской мафии Жирный Тони погиб. На его место пришёл его брат-близнец Обезжиренный Тони, на этой нервной работе начал много жрать и стал новым Жирным Тони.
- Бармен Мо Сизлак сделал пластическую операцию, сделав себе красивое лицо. В конце серии на него падает декорация, и лицо становится в точности таким, каким было раньше.
- «Удивительный мир Гамбола» — в одной из серий главные герои сталкиваются с последствиями своих действий из прошлых эпизодов, приводивших в некоторых случаях к разрушению города. Загнанные разозлёнными жителями в угол они недоумевают: как же так, ведь раньше всё разрешалось само собой и сейчас их может спасти только чудо, которое перезагрузит реальность и вернёт всё на свои места и… серия заканчивается.
- Первый «Кошмар на улице Вязов» — в конце фильма Нэнси убеждает себя в том, что Фредди Крюгер всего лишь сон, после чего Фредди исчезает, а она встречает всех своих убитых друзей живыми и невредимыми. В конце нам показывают приторную сцену с участием Нэнси и ее друзей, которая обрывается демонстрацией того, что именно это сон, а Крюгер настоящий.
- Евгений Лукин, «Спроси у Цезаря» — миниатюра, представляющая собой монолог адвоката в суде. Да, его подзащитный действительно на машине времени отправился в неолит и преподавал кроманьонцам основы квантовой механики. Но экспертиза установила, что этим он никак не изменил ход истории: был Вавилон, была Спарта, был Древний Рим. И Юлий Цезарь был зарезан заговорщиками с точностью секунда в секунду. А то, что резали его именно лазером… да какая ему была разница, чем его резали!
- Singularity — Начало игры типичное для многих других подобных шутеров, бравый американский морпех с другом высадился на заброшенном советском комплексе. Из за временной аномалии (и своих действий) приводит к созданию альтернативной истории, где советы правят миром. И ГГ твердо намерен вернуть все на круги своя (в чем ему помогает спасенный им советский ученый). И в конце он с помощью возвращения во времени, может остановить себя в прошлом, прежде чем он совершит то, из за чего все это началось. Конец игры повторяет её начало, ГГ летит на вертолёте к острову. Казалось бы, типичным концом для подобной истории будет наш троп. Но сослуживец обращается к ГГ как к «товарищу», на вертолётах красные звёзды, а в бухте стоит статуя того самого учёного-помощника…
См. также[править]
Этому штампу нередко сопутствуют тропы «Наука — это плохо», «Неправильное использование науки» и «Большая ошибка». Частный, концентрированный случай закона — Сказка про белого бычка, в которой шансов на перемены на деле вообще не было. Вариант инверсии с педалью в пол — «Изменись или умри».