Ружьё Чехова: различия между версиями
(перебор) |
(Новая страница: «{{TVTropes|ChekhovsGun|Chekhov's Gun}} {{Q|Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать.|Из письма Антона Павловича Чехова к литератору Александру Лазареву-Грузинскому от 1 ноября 1889 г.}} {{Q|Если в начале пьесы на ст...») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|ChekhovsGun|Chekhov's Gun}} | {{TVTropes|ChekhovsGun|Chekhov's Gun}} | ||
{{Q|Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать.|Из письма Антона Павловича Чехова к литератору Александру Лазареву-Грузинскому от 1 ноября 1889 г.}} | {{Q|Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать.|Из письма Антона Павловича Чехова к литератору Александру Лазареву-Грузинскому от 1 ноября 1889 г.}} | ||
{{Q|Если в начале пьесы на стене висит ружьё, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить.|Распространённый вариант}} | |||
{{Q|Если на стене висит ружьё, в третьем акте оно должно выстрелить.|Более изящно}} | |||
{{Q|Если в индийском кино на стене висит ружьё, в третьем акте оно станцует и споет.|Шутка}} | |||
{{Q|Если в книге сказано, что герой положил в карман ключи, так и знайте: или сопрут, или потеряет. В жизни так бывает далеко не всегда.|Козьма Прутков-инженер (Владимир Савченко)}} | {{Q|Если в книге сказано, что герой положил в карман ключи, так и знайте: или сопрут, или потеряет. В жизни так бывает далеко не всегда.|Козьма Прутков-инженер (Владимир Савченко)}} | ||
[[Файл:Chekhovsgun.jpg|thumb|right|[[Литерал (приём комизма)|Оно самое]]]] | [[Файл:Chekhovsgun.jpg|thumb|right|[[Литерал (приём комизма)|Оно самое]]]] | ||
[[Файл:Chekhov dinozaurs.png|thumb|right|Динозавры зрят в корень]] | [[Файл:Chekhov dinozaurs.png|thumb|right|Динозавры зрят в корень]] | ||
'''Чеховское ружьё''' | '''Чеховское ружьё''' — литературная техника, суть которой состоит в том, чтобы в [[сюжет|начале истории]] вскользь упомянуть о чём-либо и не раскрывать его значения до самого конца. На самом деле Антон Павлович.<ref>В. И. Немирович-Данченко в мемуарах утверждал, что первым фразу про висящее ружьё сказал он в споре с Чеховым, а Чехов позаимствовал.</ref> имел в виду совсем другое: [[закон сохранения деталей|не стоит включать в историю элементы, не являющиеся необходимыми]]. Но его слова были поняты неправильно. | ||
Часто цитата о ружье Чехова всплывает в дискуссиях о [[дыра в сюжете|сюжетных дырах]]. | Часто цитата о ружье Чехова всплывает в дискуссиях о [[дыра в сюжете|сюжетных дырах]]. | ||
Строка 16: | Строка 19: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
{{Q|Оказывается, у ненцев отношение к этим «мумиям оленьих фараонов» отнюдь не святое. Впрочем, как и ко всем их богам. Эти святыни можно запросто кушать! Прямо в гнило-сыром виде с душком. Даже полная тухлятина не теряет своей калорийности. Едят такое не только в нужду или по форсмажорным обстоятельствам, но и просто как своеобразный деликатес. Но всегда восполняют | {{Q|Оказывается, у ненцев отношение к этим «мумиям оленьих фараонов» отнюдь не святое. Впрочем, как и ко всем их богам. Эти святыни можно запросто кушать! Прямо в гнило-сыром виде с душком. Даже полная тухлятина не теряет своей калорийности. Едят такое не только в нужду или по форсмажорным обстоятельствам, но и просто как своеобразный деликатес. Но всегда восполняют взятое — захотелось копальхема, смерть вожаку, Духа Большого Оленя тоже обижать не следует. Тысячелетия жизни в тундре такому научили — это ведь прекрасные консервы на чёрный день, не говоря уже о спасительной помощи тем, кто потерялся в тундре. Ведь главная их ценность — что они как бы ничьи, забытые и разбросанные по северной земле дары предков. Именно такую тушу и взялся разыскать Савелий Пересоль.|Ломачинский о [[Гурман-гуро|ненецких консервах]]}} | ||
* «[[Вечный зов]] | * «[[Вечный зов]]» — [[эксплуатация тропа]]. Когда домой возвращается сын, который сотрудничал с немцами, отец вешает на стену [[Довести до самоубийства|ружьё]]. | ||
* «[[Осколки Сампо]]» Дмитрия Овсянникова. Ножи в руках героев. И упомянутые вскользь в начале романа амулеты из медвежьих зубов, которые Тойво и Антеро получают перед уходом в путешествие: | * «[[Осколки Сампо]]» Дмитрия Овсянникова. Ножи в руках героев. И упомянутые вскользь в начале романа амулеты из медвежьих зубов, которые Тойво и Антеро получают перед уходом в путешествие: | ||
{{Q|Да возьмите и | {{Q|Да возьмите и это — ведун извлёк из-за пазухи два амулета — медвежьи клыки длиной с палец, надетые на тонкие шнурки из конского волоса, — от зверья хищного убережёт. У чудовища взял я их много лет назад, не у медведя — у хийси в медвежьей шкуре.|}} | ||
* М. и С. Дяченко, трилогия «Маг дороги»: в первом томе, когда Королевство отправляется в путь, Лена замечает одиноко стоящую женщину, которая смотрит вслед их процессии. Больше об этом речь не заходит до третьего тома, в котором эта женщина, пусть и не желая того, устраивает всему Королевству веселую жизнь. | * М. и С. Дяченко, трилогия «Маг дороги»: в первом томе, когда Королевство отправляется в путь, Лена замечает одиноко стоящую женщину, которая смотрит вслед их процессии. Больше об этом речь не заходит до третьего тома, в котором эта женщина, пусть и не желая того, устраивает всему Королевству веселую жизнь. | ||
** Там же в начале книги Лена хочет задать старшему магу, Лансу, неудобный вопрос, но в последний момент, струсив, спрашивает про первое пришедшее в голову заклинание. Ланс отвечает, и в конце книги это знание спасает Лене жизнь. | ** Там же в начале книги Лена хочет задать старшему магу, Лансу, неудобный вопрос, но в последний момент, струсив, спрашивает про первое пришедшее в голову заклинание. Ланс отвечает, и в конце книги это знание спасает Лене жизнь. | ||
** Там же, когда Королевство обосновалось на новом месте, король Оберон предлагает Лене дать имя реке, и Лена называет её | ** Там же, когда Королевство обосновалось на новом месте, король Оберон предлагает Лене дать имя реке, и Лена называет её Лансом — в честь погибшего мага и воина. В третьем томе, когда Лене нужно обратиться к любому воину, оставившему этот мир, не используя некромантию, она обращается к Лансу через реку. | ||
* В. Каверин, «Два | * В. Каверин, «Два капитана» — размокшие письма, которые герой читает в детстве, «выстреливают» больше одного раза. | ||
* Антон Орлов, «Сонхийский | * Антон Орлов, «Сонхийский цикл» — во второй книге Тейзург дарит Полю Лагайму «клинок жизни», который позволяет убитому (или самоубившемуся) им человеку сохранить память и все способности в последующем рождении. Сам Тейзург ранее пользовался такими ножами много раз, чтобы оставить врагам свой хладный труп и вернуться для страшной мести через 15—20 лет, а куда «выстрелит» этот нож, пока один автор знает… | ||
** В третьей книге [[шутки ради]] присутствует прямая [[отсылка]] к тропу. Маг Гренто по прозвищу «Дурной глаз» видит на стене трактира старинный топор и говорит: «Как сказал один критик, если в первом акте пьесы на сцене висит топор, значит в последнем кому-то…» Тут его затыкают задолбанные такими сглазами спутники, однако на утро это чуть было не происходит. | ** В третьей книге [[шутки ради]] присутствует прямая [[отсылка]] к тропу. Маг Гренто по прозвищу «Дурной глаз» видит на стене трактира старинный топор и говорит: «Как сказал один критик, если в первом акте пьесы на сцене висит топор, значит в последнем кому-то…» Тут его затыкают задолбанные такими сглазами спутники, однако на утро это чуть было не происходит. | ||
* «Ранняя пташка» Джаспера Ффорде: ружей по стенам развешено изрядное количество. Некоторые из них [[Аверсия|негромко пшикают]], некоторые, [[Субверсия|несколько раз подчёркнутые]], вовсе не стреляют. Самое же главное ружьё повешено ещё в первой главе, там же объявлено очень важным, и забыто до самого финала, где бабахает на весь Уэльс. | * «Ранняя пташка» Джаспера Ффорде: ружей по стенам развешено изрядное количество. Некоторые из них [[Аверсия|негромко пшикают]], некоторые, [[Субверсия|несколько раз подчёркнутые]], вовсе не стреляют. Самое же главное ружьё повешено ещё в первой главе, там же объявлено очень важным, и забыто до самого финала, где бабахает на весь Уэльс. | ||
* Валерий Медведев, «Свадебный | * Валерий Медведев, «Свадебный марш» — отыгрывается с тропами [[шутки ради]] и [[буквально понятые слова]]. Клоун Бон-Иван рассказывает, как ходил в провинциальный театр, и там на сцене висело ружьё, которое выстрелило в конце в самый неподходящий момент. Оказалось, что недообразованный и не очень умный местный режиссёр решил сделать «по заветам классика», вот только понял те заветы слишком прямо. | ||
* Борис Акунин, Азазель и Смерть Ахиллеса. В Азазеле была подчеркнута странная белизна глаз человека, чуть не убившего Фандорина, в Смерти Ахиллеса этот человек оказывается главным антагонистом. Тут скорее просто отсылка на прошлую часть, но все равно приятно такое внимание к деталям. | * Борис Акунин, Азазель и Смерть Ахиллеса. В Азазеле была подчеркнута странная белизна глаз человека, чуть не убившего Фандорина, в Смерти Ахиллеса этот человек оказывается главным антагонистом. Тут скорее просто отсылка на прошлую часть, но все равно приятно такое внимание к деталям. | ||
* «Обречённые» Сергея | * «Обречённые» Сергея Тармашева — Зомби не заходят в аномалии. Аномалии не пересекаются. Эти два факта будут «выстреливать» снова и снова. В первых трёх книгах на них завязаны важные сюжетные моменты. | ||
* Туи Сазерленд «[[Драконья Сага]] | * Туи Сазерленд «[[Драконья Сага]]» — Туи очень любит развешивать эти ружья в огромных количествах. В книге упоминается артефакт Ониксовый Глаз, который был важным сокровищем королевы песчаного племени? В финальной книге цикла он неожиданно отыщется и поможет решить вопрос с тем, кому же быть королевой! В этой же книге упоминается Мракокрад, которого до дрожи боятся ночные и которым пугают непослушных драконят. В следующем цикле он и станет главным антагонистом. Упоминается что у Беды есть погибший брат-близнец? Нет, он жив и вполне здоров, просто воспитывался человеком и держался от других драконов подальше. Свою роль в истории он еще сыграет. Слышим упоминание что на Яшмовой Горе живет некий одинокий дракон? Его в дальнейшем и найдет Солнышко. Из пока не выстреливших это упоминание яйца небесного, из которого должен был вылупится дракончик в трехлунную ночь и которое смогли спасти от королевы Пурпур его мать. Куда оно делось? Ждем новых книг. | ||
* [[Эсминец «Уокер»]] | * [[Эсминец «Уокер»]] — ещё до попадания экипаж «Уокера» подбирает на складе в Сурабайе две «бракованных» торпеды (как выяснилось позже, только одна из них была нерабочей, а вторая — просто устаревшей модели). Обе стреляют в конце третьей книги (точнее, у сломанной торпеды стреляет магнитный взрыватель, из которого сделали мину). | ||
* «Повелитель Ночи» Спуриэра | * «Повелитель Ночи» Спуриэра Саймона — сервитор безопасности, подвешенный мэром города над своей коллекцией с наказом расстреливать из пулемёта любого, кто попытается обчистить стеллажи. Описан в середине книги, а прибил инквизитора Каустуса в самом конце. | ||
* Брендон Сандерсон, «Устремленная в небо» и продолжение «Видящая | * Брендон Сандерсон, «Устремленная в небо» и продолжение «Видящая звезды» — Мегаслизня и каталог грибов М-Бота. В начале первой части Спенса, лазая по пещере, находит брошенный древний корабль со слегка чокнутым [[ИскИн|ИИ]], страдающим [[Амнезия|провалами в памяти]] и помешанным на грибах, а рядом с ним — здоровенного слизняка кислотной расцветки, способного к звукоподражанию и незаметному перемещению. Слизняка она приручает и [[Кому няшка, кому кондрашка|держит за домашнюю зверушку]], корабль чинит и пытается подружиться с его личностью. Во второй части выясняется, что {{spoiler|слизни этого вида способны к телепортации и именно их используют в гипердвигателях, а обитают слизни рядом с разного рода грибами — поэтому первый пилот и дал ИскИну корабля задание составлять каталог грибов.}} | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Death Becomes Her|Смерть ей к лицу]] | * «[[Death Becomes Her|Смерть ей к лицу]]» — буквально: оружейный шкаф в доме Эрнеста и Мэдлин. Мы видим его несколько раз по ходу фильма, а потом Мэдлин достаёт дробовик из него и использует, чтобы пробить дыру в Хелен. | ||
* [[Knives Out]] | * [[Knives Out]] — десятки ружей, как и положено в хорошем детективе. | ||
* «Зомби по имени Шон» — ружей тоже десятки (как и в других фильмах Райта), но отдельного упоминания заслуживает буквальное ружьё, которое буквально висит на стене в баре «Винчестер». | * «Зомби по имени Шон» — ружей тоже десятки (как и в других фильмах Райта), но отдельного упоминания заслуживает буквальное ружьё, которое буквально висит на стене в баре «Винчестер». | ||
* Марвеловский «Человек- | * Марвеловский «Человек-Муравей» — брелок Хэнка Пима в виде танка, который в нужный момент увеличивают до его настоящего размера. | ||
* [[Джанго освобождённый]] | * [[Джанго освобождённый]] — подрукавный пистолет доктора Шульца. Вначале слегка мелькал на экране, но в конце влияет на судьбы всех героев. | ||
* | * «Дрожь» — итальянский джалло (триллер) семидесятых. Нестандартная вешалка для одежды (состоящая из торчащих во все стороны металлических конусов) в доме помощницы писателя вызывает удивление у её гостей в первой половине фильма. В финале на один из шипов напарывается серийный убийца (по совместительству — как раз тот самый писатель). | ||
* [[Монти Пайтон и Священный Грааль]] | * [[Монти Пайтон и Священный Грааль]] — где-то на одном моменте Артур по дороге случайно убивает историка. И казалось бы, обычная чёрно-юморная сценка на минуту, но потом спустя продолжительное время нам показывают на пару секунд сцену, где жена историка уже подозвала полицейских и детектива. Через ещё один промежуток времени нам снова показывают на пару секунд сцену, где полицейские уже теперь следуют по пятам убийцы. А уже в самом конце фильма полицейские наконец приезжают в самый разгар битвы и арестовывают Артура, оборвав тем самым кульминацию фильма. | ||
* «[[Убойные каникулы]] | * «[[Убойные каникулы]]» — плохо зафиксированная опорная балка в доме Такера и Дейла несколько раз мелькает, но по-настоящему выстреливает (точнее, пробивает череп) в сцене с шерифом. | ||
* «[[Чужие]]» — экзоскелет-погрузчик, показанный в начале второй части, выступает в роли [[Гидравлическая единица власти|гидравлической единицы власти]] в финале. | |||
* «[[Чужие]] | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «[[Star Wars/Star Wars: The Mandalorian|Мандалорец]] | * «[[Star Wars/Star Wars: The Mandalorian|Мандалорец]]» — Гриф Карга показывает Мандо спрятанные за пазухой слитки бескара, которыми с ним расплатились за услуги посредника имперцы. {{spoiler|Этот бескар позже спас Грифу жизнь, когда Мандо выстрелил ему в грудь из бластера.}} | ||
* «[[Doctor Who|Доктор Кто]] | * «[[Doctor Who|Доктор Кто]]» — отрубленная в начале второго сезона рука Десятого (не волнуйтесь, он потом новую отрастил за счёт энергии регенерации), которая после эпичнейше «выстреливает» в финале четвёртого: {{spoiler|Доктора подстреливает [[Дьявол из машины|возникший из ниоткуда далек]], что впоследствии заставило Доктора начать процесс регенерации (что подразумевает полное изменение внешности и личности). Но тут на помощь пришла именно эта самая рука: Доктор скопировал с неё ДНК, что позволило ему регенерировать, при этом сохранив свой облик и характер}}. {{spoiler|После эта же рука, сохранив часть регенерационной энергии, дала Донне интеллект Повелителя Времени и породила Мета-Кризис Доктора, являющийся наполовину Повелителем Времени и наполовину человеком.}} | ||
** В начале пятого сезона Доктор сначала уходит, оставляя Эми ждать его в лесу, потом на минуту возвращается. У Эми в этот момент глаза закрыты, но зрителю видно, что на Докторе пиджак, хотя уходил он без него. {{spoiler|В финальной серии сезона выясняется, что это был Доктор "на перемотке" событий прошлого после взрыва ТАРДИС.}} | ** В начале пятого сезона Доктор сначала уходит, оставляя Эми ждать его в лесу, потом на минуту возвращается. У Эми в этот момент глаза закрыты, но зрителю видно, что на Докторе пиджак, хотя уходил он без него. {{spoiler|В финальной серии сезона выясняется, что это был Доктор "на перемотке" событий прошлого после взрыва ТАРДИС.}} | ||
** Тринадцатая регенерация Доктора. Подразумевалось, что у Таймлордов есть ограничение на количество | ** Тринадцатая регенерация Доктора. Подразумевалось, что у Таймлордов есть ограничение на количество регенераций — не больше двенадцати. Однако Доктор регенерировал уже четырнадцать раз (одна регенерация не была Доктором, а носила имя Воин). Намекалось, что ему помогли обойти это ограничение другие Повелители Времени, но ни подтверждения, ни опровержения эта информация не получила. Да, у Доктора нет ограничений на перерождение. Ничего интересного, проходим дальше. {{spoiler|А потом в двенадцатом сезоне оказалось, что свою регенерацию галлифрейцы получили от Доктора, которого их древняя исследовательница нашла на другой планете. В отличии от остальных, он полноценно бессмертен и живёт уже очень давно. Просто его народ после каждых двенадцати регенераций полностью стирал ему память. В последних сезонах же тех, кто мог провернуть это, [[Последний выживший|просто не осталось]].}} | ||
*** Ой ли? А вот [[Что за фигня, автор?|по мнению большинства фанатов]], все перечисленное про количество | *** Ой ли? А вот [[Что за фигня, автор?|по мнению большинства фанатов]], все перечисленное про количество регенераций — наглейший [[орлангур]]. | ||
*** Тут дело в том что ружье зарядили ещё в эпоху Четвертого Доктора в эпизоде Мозг Морбиуса, когда в битве разума можно увидеть лица предыдущих Докторов и ещё восемь(!) неизвестных лиц. А о важности Доктора в происхождении Повелителей Времени намечалось в двух последних сезонах олдскула. | *** Тут дело в том что ружье зарядили ещё в эпоху Четвертого Доктора в эпизоде Мозг Морбиуса, когда в битве разума можно увидеть лица предыдущих Докторов и ещё восемь(!) неизвестных лиц. А о важности Доктора в происхождении Повелителей Времени намечалось в двух последних сезонах олдскула. | ||
* «[[Sex Education]]»: | * «[[Sex Education]]»: | ||
** 1 | ** 1 сезон — «свитер Чехова», в смысле, свитер Отиса. | ||
** 2 | ** 2 сезон — если психотерапевт ведет записи, то их должен кто-то прочитать. | ||
* [[Зачарованные]] — противостояние с колдуном Эймсом: мельком упоминается, что он убил ведьму из Кении, украв ее силу перевоплощения. С помощью этой способности он и обдурил героев. | * [[Зачарованные]] — противостояние с колдуном Эймсом: мельком упоминается, что он убил ведьму из Кении, украв ее силу перевоплощения. С помощью этой способности он и обдурил героев. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «[[Zootopia|Зверополис]] | * «[[Zootopia|Зверополис]]» — клубни ядовитого растения, украденные в первой части мультфильма лаской-жуликом. А ещё {{spoiler|ягоды черники}}. И вообще, к огромному удовольствию взрослых зрителей, здесь хватает развешанных по стенам ружей, которые затем весьма метко стреляют, а {{spoiler|ручка с диктофоном}} — так вообще палит очередями. | ||
=== [[Мультсериал]]ы === | === [[Мультсериал]]ы === | ||
* «[[Steven Universe|Вселенная Стивена]] | * «[[Steven Universe|Вселенная Стивена]]» — во время первого разговора с Перидот Стивен говорит, что не является единственным землянином, и для примера перечисляет нескольких знакомых. Пару сезонов спустя Аквамарин и два Топаза прибывают на Землю для захвата этих людей. | ||
** Также Аквамарин спрашивала людей: «Это ты [[Принять за имя|мой папа]]?» {{spoiler|Просто Стивен упомянул и его, но имени не назвал.}} | ** Также Аквамарин спрашивала людей: «Это ты [[Принять за имя|мой папа]]?» {{spoiler|Просто Стивен упомянул и его, но имени не назвал.}} | ||
* «[[Harley Queen (2019)|Харли Квинн]] | * «[[Harley Queen (2019)|Харли Квинн]]» — во время попытки первого самостоятельного ограбления Харви сорвала [[хитгый и жадный евгей|бар-мицву]] племянника [[Batman/Penguin|Пингвина]]. За это этот племянник 8 серий спустя «заказал» Харви. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Metro/Last Light|Metro: Last Light]]: по ходу игры мы встречаем на станции бронепоезд красных. Во время обороны Д6 они разносят этим поездом баррикаду ордена. | * [[Metro/Last Light|Metro: Last Light]]: по ходу игры мы встречаем на станции бронепоезд красных. Во время обороны Д6 они разносят этим поездом баррикаду ордена. | ||
* [[Metro Exodus]] | * [[Metro Exodus]] — как узнаёт игрок из медицинской карты в начале игры, у Артёма группа крови АВ(IV) Rh+, позволяющая ему быть универсальным реципиентом. {{spoiler|Это очень пригодилось ему в конце игры, при переливании крови от всего экипажа «Авроры».}} | ||
* [[Ys]]: Origin — в сюжетной линии Тоала в прологе Фина и Рея находят его сломанный серебряный меч. В финале Фина возвращает Тоалу восстановленный меч, с помощью которого он побеждает Дарма. | * [[Ys]]: Origin — в сюжетной линии Тоала в прологе Фина и Рея находят его сломанный серебряный меч. В финале Фина возвращает Тоалу восстановленный меч, с помощью которого он побеждает Дарма. | ||
** Сам Тоал отдаёт Юнике огненный меч её отца. Ближе под конец залпом из этого меча Юника сбивает с ног Кишгала, атаковавшего Тоала. | ** Сам Тоал отдаёт Юнике огненный меч её отца. Ближе под конец залпом из этого меча Юника сбивает с ног Кишгала, атаковавшего Тоала. | ||
* [[Postal]] 2 | * [[Postal]] 2 - мороженое "Rocky Road", которое упоминается в понедельник. В пятницу же Чувак, уже порядком уставший возвращается... И получает пулю в лоб из-за этого самого мороженого. | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* [[Cartagra]] | * [[Cartagra]] — материальное: о револьвере, который Тодзи выдаст Сюго перед вторжением в храм Сэнри, он вспомнит только тогда, когда {{Spoiler|нужно будет спасать Кадзуну от Юры.}} | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
Строка 106: | Строка 100: | ||
* Чеховская школа: нужную информацию дают на уроках прямым текстом, но почти все пропускают ее мимо ушей. | * Чеховская школа: нужную информацию дают на уроках прямым текстом, но почти все пропускают ее мимо ушей. | ||
* [[Выдумка_не_врёт|Легенда о Чехове]]: совершенно неправдоподобная история, которую рассказывают просто так. | * [[Выдумка_не_врёт|Легенда о Чехове]]: совершенно неправдоподобная история, которую рассказывают просто так. | ||
* Если зрителю много раз показывали разные ружья, а в конце главзлодей помирает от птичьего | * Если зрителю много раз показывали разные ружья, а в конце главзлодей помирает от птичьего гриппа — это [[ружьё Бондарчука]]. | ||
* [[Похоже, это задание для Аквамена]] | * [[Похоже, это задание для Аквамена]] — суперспособность Чехова. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references /> | <references /> | ||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | {{Nav/Штампы/Явления и идеи}} |
Версия 22:11, 27 марта 2022
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Chekhov's Gun. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать. | » |
— Из письма Антона Павловича Чехова к литератору Александру Лазареву-Грузинскому от 1 ноября 1889 г. |
« | Если в начале пьесы на стене висит ружьё, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить. | » |
— Распространённый вариант |
« | Если на стене висит ружьё, в третьем акте оно должно выстрелить. | » |
— Более изящно |
« | Если в индийском кино на стене висит ружьё, в третьем акте оно станцует и споет. | » |
— Шутка |
« | Если в книге сказано, что герой положил в карман ключи, так и знайте: или сопрут, или потеряет. В жизни так бывает далеко не всегда. | » |
— Козьма Прутков-инженер (Владимир Савченко) |
Чеховское ружьё — литературная техника, суть которой состоит в том, чтобы в начале истории вскользь упомянуть о чём-либо и не раскрывать его значения до самого конца. На самом деле Антон Павлович.[1] имел в виду совсем другое: не стоит включать в историю элементы, не являющиеся необходимыми. Но его слова были поняты неправильно.
Часто цитата о ружье Чехова всплывает в дискуссиях о сюжетных дырах.
Во многих ранних пьесах Чехова использовалась техника повторного указания. Она состоит в том, что в истории периодически упоминается персонаж или объект, кажущийся при первом упоминании незначительным, но в конце неожиданно оказывающий влияние и развязку.
Иногда зрителю могут специально тыкать под нос ружьём, намекая, что оно всплывёт в дальнейшем, однако делают это ради ломки ожиданий.
Примеры
Литература
« | Оказывается, у ненцев отношение к этим «мумиям оленьих фараонов» отнюдь не святое. Впрочем, как и ко всем их богам. Эти святыни можно запросто кушать! Прямо в гнило-сыром виде с душком. Даже полная тухлятина не теряет своей калорийности. Едят такое не только в нужду или по форсмажорным обстоятельствам, но и просто как своеобразный деликатес. Но всегда восполняют взятое — захотелось копальхема, смерть вожаку, Духа Большого Оленя тоже обижать не следует. Тысячелетия жизни в тундре такому научили — это ведь прекрасные консервы на чёрный день, не говоря уже о спасительной помощи тем, кто потерялся в тундре. Ведь главная их ценность — что они как бы ничьи, забытые и разбросанные по северной земле дары предков. Именно такую тушу и взялся разыскать Савелий Пересоль. | » |
— Ломачинский о ненецких консервах |
- «Вечный зов» — эксплуатация тропа. Когда домой возвращается сын, который сотрудничал с немцами, отец вешает на стену ружьё.
- «Осколки Сампо» Дмитрия Овсянникова. Ножи в руках героев. И упомянутые вскользь в начале романа амулеты из медвежьих зубов, которые Тойво и Антеро получают перед уходом в путешествие:
« | Да возьмите и это — ведун извлёк из-за пазухи два амулета — медвежьи клыки длиной с палец, надетые на тонкие шнурки из конского волоса, — от зверья хищного убережёт. У чудовища взял я их много лет назад, не у медведя — у хийси в медвежьей шкуре. | » |
- М. и С. Дяченко, трилогия «Маг дороги»: в первом томе, когда Королевство отправляется в путь, Лена замечает одиноко стоящую женщину, которая смотрит вслед их процессии. Больше об этом речь не заходит до третьего тома, в котором эта женщина, пусть и не желая того, устраивает всему Королевству веселую жизнь.
- Там же в начале книги Лена хочет задать старшему магу, Лансу, неудобный вопрос, но в последний момент, струсив, спрашивает про первое пришедшее в голову заклинание. Ланс отвечает, и в конце книги это знание спасает Лене жизнь.
- Там же, когда Королевство обосновалось на новом месте, король Оберон предлагает Лене дать имя реке, и Лена называет её Лансом — в честь погибшего мага и воина. В третьем томе, когда Лене нужно обратиться к любому воину, оставившему этот мир, не используя некромантию, она обращается к Лансу через реку.
- В. Каверин, «Два капитана» — размокшие письма, которые герой читает в детстве, «выстреливают» больше одного раза.
- Антон Орлов, «Сонхийский цикл» — во второй книге Тейзург дарит Полю Лагайму «клинок жизни», который позволяет убитому (или самоубившемуся) им человеку сохранить память и все способности в последующем рождении. Сам Тейзург ранее пользовался такими ножами много раз, чтобы оставить врагам свой хладный труп и вернуться для страшной мести через 15—20 лет, а куда «выстрелит» этот нож, пока один автор знает…
- В третьей книге шутки ради присутствует прямая отсылка к тропу. Маг Гренто по прозвищу «Дурной глаз» видит на стене трактира старинный топор и говорит: «Как сказал один критик, если в первом акте пьесы на сцене висит топор, значит в последнем кому-то…» Тут его затыкают задолбанные такими сглазами спутники, однако на утро это чуть было не происходит.
- «Ранняя пташка» Джаспера Ффорде: ружей по стенам развешено изрядное количество. Некоторые из них негромко пшикают, некоторые, несколько раз подчёркнутые, вовсе не стреляют. Самое же главное ружьё повешено ещё в первой главе, там же объявлено очень важным, и забыто до самого финала, где бабахает на весь Уэльс.
- Валерий Медведев, «Свадебный марш» — отыгрывается с тропами шутки ради и буквально понятые слова. Клоун Бон-Иван рассказывает, как ходил в провинциальный театр, и там на сцене висело ружьё, которое выстрелило в конце в самый неподходящий момент. Оказалось, что недообразованный и не очень умный местный режиссёр решил сделать «по заветам классика», вот только понял те заветы слишком прямо.
- Борис Акунин, Азазель и Смерть Ахиллеса. В Азазеле была подчеркнута странная белизна глаз человека, чуть не убившего Фандорина, в Смерти Ахиллеса этот человек оказывается главным антагонистом. Тут скорее просто отсылка на прошлую часть, но все равно приятно такое внимание к деталям.
- «Обречённые» Сергея Тармашева — Зомби не заходят в аномалии. Аномалии не пересекаются. Эти два факта будут «выстреливать» снова и снова. В первых трёх книгах на них завязаны важные сюжетные моменты.
- Туи Сазерленд «Драконья Сага» — Туи очень любит развешивать эти ружья в огромных количествах. В книге упоминается артефакт Ониксовый Глаз, который был важным сокровищем королевы песчаного племени? В финальной книге цикла он неожиданно отыщется и поможет решить вопрос с тем, кому же быть королевой! В этой же книге упоминается Мракокрад, которого до дрожи боятся ночные и которым пугают непослушных драконят. В следующем цикле он и станет главным антагонистом. Упоминается что у Беды есть погибший брат-близнец? Нет, он жив и вполне здоров, просто воспитывался человеком и держался от других драконов подальше. Свою роль в истории он еще сыграет. Слышим упоминание что на Яшмовой Горе живет некий одинокий дракон? Его в дальнейшем и найдет Солнышко. Из пока не выстреливших это упоминание яйца небесного, из которого должен был вылупится дракончик в трехлунную ночь и которое смогли спасти от королевы Пурпур его мать. Куда оно делось? Ждем новых книг.
- Эсминец «Уокер» — ещё до попадания экипаж «Уокера» подбирает на складе в Сурабайе две «бракованных» торпеды (как выяснилось позже, только одна из них была нерабочей, а вторая — просто устаревшей модели). Обе стреляют в конце третьей книги (точнее, у сломанной торпеды стреляет магнитный взрыватель, из которого сделали мину).
- «Повелитель Ночи» Спуриэра Саймона — сервитор безопасности, подвешенный мэром города над своей коллекцией с наказом расстреливать из пулемёта любого, кто попытается обчистить стеллажи. Описан в середине книги, а прибил инквизитора Каустуса в самом конце.
- Брендон Сандерсон, «Устремленная в небо» и продолжение «Видящая звезды» — Мегаслизня и каталог грибов М-Бота. В начале первой части Спенса, лазая по пещере, находит брошенный древний корабль со слегка чокнутым ИИ, страдающим провалами в памяти и помешанным на грибах, а рядом с ним — здоровенного слизняка кислотной расцветки, способного к звукоподражанию и незаметному перемещению. Слизняка она приручает и держит за домашнюю зверушку, корабль чинит и пытается подружиться с его личностью. Во второй части выясняется, что слизни этого вида способны к телепортации и именно их используют в гипердвигателях, а обитают слизни рядом с разного рода грибами — поэтому первый пилот и дал ИскИну корабля задание составлять каталог грибов.
Кино
- «Смерть ей к лицу» — буквально: оружейный шкаф в доме Эрнеста и Мэдлин. Мы видим его несколько раз по ходу фильма, а потом Мэдлин достаёт дробовик из него и использует, чтобы пробить дыру в Хелен.
- Knives Out — десятки ружей, как и положено в хорошем детективе.
- «Зомби по имени Шон» — ружей тоже десятки (как и в других фильмах Райта), но отдельного упоминания заслуживает буквальное ружьё, которое буквально висит на стене в баре «Винчестер».
- Марвеловский «Человек-Муравей» — брелок Хэнка Пима в виде танка, который в нужный момент увеличивают до его настоящего размера.
- Джанго освобождённый — подрукавный пистолет доктора Шульца. Вначале слегка мелькал на экране, но в конце влияет на судьбы всех героев.
- «Дрожь» — итальянский джалло (триллер) семидесятых. Нестандартная вешалка для одежды (состоящая из торчащих во все стороны металлических конусов) в доме помощницы писателя вызывает удивление у её гостей в первой половине фильма. В финале на один из шипов напарывается серийный убийца (по совместительству — как раз тот самый писатель).
- Монти Пайтон и Священный Грааль — где-то на одном моменте Артур по дороге случайно убивает историка. И казалось бы, обычная чёрно-юморная сценка на минуту, но потом спустя продолжительное время нам показывают на пару секунд сцену, где жена историка уже подозвала полицейских и детектива. Через ещё один промежуток времени нам снова показывают на пару секунд сцену, где полицейские уже теперь следуют по пятам убийцы. А уже в самом конце фильма полицейские наконец приезжают в самый разгар битвы и арестовывают Артура, оборвав тем самым кульминацию фильма.
- «Убойные каникулы» — плохо зафиксированная опорная балка в доме Такера и Дейла несколько раз мелькает, но по-настоящему выстреливает (точнее, пробивает череп) в сцене с шерифом.
- «Чужие» — экзоскелет-погрузчик, показанный в начале второй части, выступает в роли гидравлической единицы власти в финале.
Телесериалы
- «Мандалорец» — Гриф Карга показывает Мандо спрятанные за пазухой слитки бескара, которыми с ним расплатились за услуги посредника имперцы. Этот бескар позже спас Грифу жизнь, когда Мандо выстрелил ему в грудь из бластера.
- «Доктор Кто» — отрубленная в начале второго сезона рука Десятого (не волнуйтесь, он потом новую отрастил за счёт энергии регенерации), которая после эпичнейше «выстреливает» в финале четвёртого: Доктора подстреливает возникший из ниоткуда далек, что впоследствии заставило Доктора начать процесс регенерации (что подразумевает полное изменение внешности и личности). Но тут на помощь пришла именно эта самая рука: Доктор скопировал с неё ДНК, что позволило ему регенерировать, при этом сохранив свой облик и характер. После эта же рука, сохранив часть регенерационной энергии, дала Донне интеллект Повелителя Времени и породила Мета-Кризис Доктора, являющийся наполовину Повелителем Времени и наполовину человеком.
- В начале пятого сезона Доктор сначала уходит, оставляя Эми ждать его в лесу, потом на минуту возвращается. У Эми в этот момент глаза закрыты, но зрителю видно, что на Докторе пиджак, хотя уходил он без него. В финальной серии сезона выясняется, что это был Доктор "на перемотке" событий прошлого после взрыва ТАРДИС.
- Тринадцатая регенерация Доктора. Подразумевалось, что у Таймлордов есть ограничение на количество регенераций — не больше двенадцати. Однако Доктор регенерировал уже четырнадцать раз (одна регенерация не была Доктором, а носила имя Воин). Намекалось, что ему помогли обойти это ограничение другие Повелители Времени, но ни подтверждения, ни опровержения эта информация не получила. Да, у Доктора нет ограничений на перерождение. Ничего интересного, проходим дальше. А потом в двенадцатом сезоне оказалось, что свою регенерацию галлифрейцы получили от Доктора, которого их древняя исследовательница нашла на другой планете. В отличии от остальных, он полноценно бессмертен и живёт уже очень давно. Просто его народ после каждых двенадцати регенераций полностью стирал ему память. В последних сезонах же тех, кто мог провернуть это, просто не осталось.
- Ой ли? А вот по мнению большинства фанатов, все перечисленное про количество регенераций — наглейший орлангур.
- Тут дело в том что ружье зарядили ещё в эпоху Четвертого Доктора в эпизоде Мозг Морбиуса, когда в битве разума можно увидеть лица предыдущих Докторов и ещё восемь(!) неизвестных лиц. А о важности Доктора в происхождении Повелителей Времени намечалось в двух последних сезонах олдскула.
- «Sex Education»:
- 1 сезон — «свитер Чехова», в смысле, свитер Отиса.
- 2 сезон — если психотерапевт ведет записи, то их должен кто-то прочитать.
- Зачарованные — противостояние с колдуном Эймсом: мельком упоминается, что он убил ведьму из Кении, украв ее силу перевоплощения. С помощью этой способности он и обдурил героев.
Мультфильмы
- «Зверополис» — клубни ядовитого растения, украденные в первой части мультфильма лаской-жуликом. А ещё ягоды черники. И вообще, к огромному удовольствию взрослых зрителей, здесь хватает развешанных по стенам ружей, которые затем весьма метко стреляют, а ручка с диктофоном — так вообще палит очередями.
Мультсериалы
- «Вселенная Стивена» — во время первого разговора с Перидот Стивен говорит, что не является единственным землянином, и для примера перечисляет нескольких знакомых. Пару сезонов спустя Аквамарин и два Топаза прибывают на Землю для захвата этих людей.
- Также Аквамарин спрашивала людей: «Это ты мой папа?» Просто Стивен упомянул и его, но имени не назвал.
- «Харли Квинн» — во время попытки первого самостоятельного ограбления Харви сорвала бар-мицву племянника Пингвина. За это этот племянник 8 серий спустя «заказал» Харви.
Видеоигры
- Metro: Last Light: по ходу игры мы встречаем на станции бронепоезд красных. Во время обороны Д6 они разносят этим поездом баррикаду ордена.
- Metro Exodus — как узнаёт игрок из медицинской карты в начале игры, у Артёма группа крови АВ(IV) Rh+, позволяющая ему быть универсальным реципиентом. Это очень пригодилось ему в конце игры, при переливании крови от всего экипажа «Авроры».
- Ys: Origin — в сюжетной линии Тоала в прологе Фина и Рея находят его сломанный серебряный меч. В финале Фина возвращает Тоалу восстановленный меч, с помощью которого он побеждает Дарма.
- Сам Тоал отдаёт Юнике огненный меч её отца. Ближе под конец залпом из этого меча Юника сбивает с ног Кишгала, атаковавшего Тоала.
- Postal 2 - мороженое "Rocky Road", которое упоминается в понедельник. В пятницу же Чувак, уже порядком уставший возвращается... И получает пулю в лоб из-за этого самого мороженого.
Визуальные романы
- Cartagra — материальное: о револьвере, который Тодзи выдаст Сюго перед вторжением в храм Сэнри, он вспомнит только тогда, когда нужно будет спасать Кадзуну от Юры.
Реальная жизнь
Да, так тоже бывает.
- Попадается множество вещей, безделушек или хлама на первый взгляд, которые хочется выбросить и забыть, ибо не должны пригодиться, но через какой-то случайный промежуток времени именно они выручают или даже меняют жизнь. Иногда и не в лучшую сторону (как, например, неочищенная история браузера).
Производные тропы
- Чеховское ружье: оно самое.
- Ружье Шредингера: нужные детали появляются (вернее, придумываются) по мере необходимости. Вы не можете сказать, что их не было раньше: о них просто не говорили.
- Запретное чеховское ружье: никогда, никогда не нажимайте на ЭТУ КНОПКУ.
- Чехов, пропавший без вести: упомянутый, но долгое время не появлявшийся персонаж, который оказывается чеховским стрелком.
- Чеховский стрелок: второстепенный персонаж, который совершенно неожиданно оказывается ключевым.
- Чеховский арсенал: ну очень много развешанных ружей.
- Чеховская армия: ну очень много чеховских стрелков.
- Чеховский бумеранг: ружье, которое уже стреляло и внезапно стреляет вновь.
- Чеховская витрина: некий объект, который находится на всеобщем обозрении, скажем, в музее. Угадайте, что будет потом.
- Чеховский вулкан: ну, если бы он не начал извергаться, это была бы просто гора, правда?
- Чеховский навык; чеховское хобби: самоочевидно.
- Чеховские новости: по телевизору, в газетах или по радио вскользь сообщают что-то совершенно не относящееся к делу.
- Чеховский подарок: с днем рожденья, вот тебе штучка, просто штучка.
- Чеховская хохма: сначала это просто хохма. Потом оказывается, что все гораздо серьезнее.
- Чеховская школа: нужную информацию дают на уроках прямым текстом, но почти все пропускают ее мимо ушей.
- Легенда о Чехове: совершенно неправдоподобная история, которую рассказывают просто так.
- Если зрителю много раз показывали разные ружья, а в конце главзлодей помирает от птичьего гриппа — это ружьё Бондарчука.
- Похоже, это задание для Аквамена — суперспособность Чехова.
Примечания
- ↑ В. И. Немирович-Данченко в мемуарах утверждал, что первым фразу про висящее ружьё сказал он в споре с Чеховым, а Чехов позаимствовал.