Разностороннее средневековье: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
(У апокрифа есть своё значение. Если вы засрали слово "фанфик", что оно стало уже не камильфо, то не надо выдумывать эфемизм. Сука...)
 
(не показаны 22 промежуточные версии 11 участников)
Строка 5: Строка 5:
А ну-ка, что это перед нами за [[сеттинг]]?
А ну-ка, что это перед нами за [[сеттинг]]?


Это [[Навозные века]]?<br />
Это [[Навозные века]]?<br>
Однозначно нет, слишком для них чистенько и культурно. Тут местами заботятся о людях (или разумно-духовных нелюдях) — по крайней мере, в наиболее нормальных странах изображаемого мира, многим не наплевать на ближних своих, и при этом все — или почти все — регулярно моются, да и медицина на высоте (как на Востоке — хоть ближнем<ref>Молиться, не умывшись перед молитвой — грех!</ref>, хоть дальнем<ref>Те, кто не моется — грязные варвары!</ref>, хоть между ними). Отродясь такого не было ни в каких Навозных Культурах.
Однозначно нет, слишком для них чистенько и культурно. Тут местами заботятся о людях (или разумно-духовных нелюдях) — по крайней мере, в наиболее нормальных странах изображаемого мира, многим не наплевать на ближних своих, и при этом все — или почти все — регулярно моются, да и медицина на высоте (как на Востоке — хоть ближнем<ref>Молиться, не умывшись перед молитвой — грех!</ref>, хоть дальнем<ref>Те, кто не моется — грязные варвары!</ref>, хоть между ними). Отродясь такого не было ни в каких Навозных Культурах.


Тогда это [[Романтическое Средневековье]]?<br />
Тогда это [[Романтическое Средневековье]]?<br>
На первый взгляд — да. На второй, третий и далее взгляд — упс, ошибочка вышла, не оно. Слишком реалистично — по крайней мере, местами. Никто не кушает бабочек и не какает радугой, не играет на свирели без крайней необходимости и не проводит целые дни в танце и/или созерцательстве.
На первый взгляд — да. На второй, третий и далее взгляд — упс, ошибочка вышла, не оно. Слишком реалистично — по крайней мере, местами. Никто не кушает бабочек и не какает радугой, не играет на свирели без крайней необходимости и не проводит целые дни в танце и/или созерцательстве.
* [[Все оттенки серого]] -- как правило оно, но присутсвуют моменты [[Чёрно-серая мораль]].
* Всем надо зарабатывать себе на хлеб насущный и на всякое там «маслице до хлеба» — и это подчёркивается.
* Всем надо зарабатывать себе на хлеб насущный и на всякое там «маслице до хлеба» — и это подчёркивается.
** А если [[Аристократ|кому-то]] вдруг [[богатый безработный дурак|не надо]], то он этого скорее всего не заслуживает, и это тоже заметно.
** А если [[Аристократ|кому-то]] вдруг [[богатый безработный дурак|не надо]], то он этого скорее всего не заслуживает, и это тоже заметно.
Строка 22: Строка 21:
* Благие намерения могут потонуть в бюрократической трясине. Или просто в чьих-то предрассудках.
* Благие намерения могут потонуть в бюрократической трясине. Или просто в чьих-то предрассудках.
* [[Ментор]] (или начальник) может произносить и делать такой бред и маразм, что у учеников (подчинённых; свидетелей) уши вянут и глаза сохнут — но при этом он искренне верит, что прав.
* [[Ментор]] (или начальник) может произносить и делать такой бред и маразм, что у учеников (подчинённых; свидетелей) уши вянут и глаза сохнут — но при этом он искренне верит, что прав.
* Короли здесь бывают [[злой король|тиранами]] и [[глупый король|сумасбродами]].
* Короли здесь бывают [[Злой король|тиранами]] и [[Безумный король|сумасбродами]].
* Представитель Сил Зла может [п]оказаться в чём-то даже более порядочным, чем [[Храмовник|мракоборцы]], его преследующие.
* Представитель Сил Зла может показаться в чём-то даже более порядочным, чем [[Храмовник|мракоборцы]], его преследующие.
* И, в то же самое время, такое произведение очень редко бывает образчиком [[Все оттенки серого|серо-серой морали]]. Как правило, если Зло — так уж Зло, такое, которое если приснится ночью — топором не отмашешься. Даже если оно тут подчёркнуто буднично выглядит.
* И, в то же самое время, такое произведение очень редко бывает образчиком [[Все оттенки серого|серо-серой морали]]. Как правило, если Зло — так уж Зло, такое, которое если приснится ночью — топором не отмашешься. Даже если оно тут подчёркнуто буднично выглядит.
* Однако всё это не тянет и на классическую [[Черно-белая мораль|чёрно-белую мораль]], максимум — на нетрадиционный её вариант. Чёрное тут — действительно чёрное. А вот белое тут — не незапятнанное, а какое-то немножко грязноватое. Даже если оно таки в принципе белое.
** А если уж [[Все оттенки серого]], то, как правило, не очень традиционным путём (то есть отнюдь не в варианте «всё бесполезно, мир бардак, и бабы — [твари], и солнце — [пакостный] фонарь»). Попадается и [[Чёрно-серая мораль]].
* [[Мэри Сью|Мэри Сью и Марти Стю]] тут не живут. Никто не подыграет герою, не подстелит ему соломки; судьба не сделает за него его работу. [[Всемогущий наблюдатель|Высшие силы]] вмешаются не раньше, чем герой это заслужит.
* Однако всё это не тянет и на классическую [[Черно-белая мораль|чёрно-белую мораль]], максимум — на нетрадиционный её вариант. Чёрное тут — действительно чёрное. А вот белое тут — не незапятнанное, а какое-то немножко грязноватое. Даже если оно таки в принципе белое. Или белое — тоже стопроцентно белое, но между этими крайностями есть [[Все цвета спектра|много других оттенков]].
* Да и сам герой, если к нему пристальнее приглядеться, может оказаться тем ещё [[козёл|козлом]], а вовсе не рыцарем в сияющих доспехах.
* [[Мэри Сью|Мэри Сью и Марти Стю]] тут не живут. Никто не подыграет герою, не подстелет ему соломки; судьба не сделает за него его работу. [[Всемогущий наблюдатель|Высшие силы]] вмешаются не раньше, чем герой это заслужит.
* В сюжете, разворачивающемся перед читателем/зрителем/игроком, «приключения духа» ©<ref>Крылатое выражение [[Братья Стругацкие|Стругацких]].</ref> важнее, чем «приключения тела».
* Да и сам герой, если к нему пристальнее приглядеться, может оказаться тем ещё [[Козёл|козлом]], а вовсе не [[Рыцарь в сияющих доспехах|рыцарем в сияющих доспехах]].
* В сюжете, разворачивающемся перед читателем/зрителем/игроком, «приключения духа»©<ref>Крылатое выражение [[Братья Стругацкие|Стругацких]].</ref> важнее, чем «приключения тела».


Могут присутствовать не все перечисленные черты, а некоторые из них.
Могут присутствовать не все перечисленные черты, а некоторые из них.
Строка 36: Строка 36:
Один из основных художественных приёмов сеттинга — контраст. Если в мире настолько хорошо — то почему же при этом в нём настолько паршиво? А если в нём вот так погано — то каким чудом при этом в нём довольно годно?
Один из основных художественных приёмов сеттинга — контраст. Если в мире настолько хорошо — то почему же при этом в нём настолько паршиво? А если в нём вот так погано — то каким чудом при этом в нём довольно годно?


Любите и жалуйте: перед нами некий промежуточный вариант [[фэнтези|фэнтезюшного]] сеттинга — '''Нет мира под оливами''', компромисс между двумя крайностями. В целом, кстати, это более реалистично и больше похоже на реальное Средневековье, чем считающаяся у МТА «реалистичной» мрачнуха с матерящимися королями, налипшим на всех говном, изуверскими казнями по любому поводу и постоянными смертями от голода и эпидемий в мирное время.
Любите и жалуйте: перед нами некий промежуточный вариант [[фэнтези]] (и не только) сеттинга — '''Разностороннее средневековье''', компромисс между двумя крайностями. В целом, кстати, это более реалистично и больше похоже на реальное Средневековье, чем считающаяся у [[МТА]] «реалистичной» мрачнуха с матерящимися королями, налипшим на всех говном, изуверскими казнями по любому поводу (и без оного) и постоянными смертями от голода и эпидемий в мирное время.


Такое произведение может косплеить [[Эпическое фэнтези|эпическое]], [[героическое фэнтези|героическое]] или даже пародийное фэнтези. А [[городское фэнтези|городское]]? Да пожалуйста, кто ж мешает. Может нарядиться и под [[Космическая опера|космооперу]]. Только на [[низкое фэнтези]] оно до конца походить не будет, хотя наверняка кое-что (или даже весьма многое) из него позаимствует.
Такое произведение может косплеить [[Эпическое фэнтези|эпическое]], [[героическое фэнтези|героическое]] или даже пародийное фэнтези. А [[городское фэнтези|городское]]? Да пожалуйста, кто ж мешает. Может нарядиться и под [[Космическая опера|космооперу]]. Только на [[низкое фэнтези]] оно до конца походить не будет, хотя наверняка кое-что (или даже весьма многое) из него позаимствует.


Может также содержать сатиру на куда более ''поздние'' явления, то есть на пороки, обычно не ассоциирующиеся с феодальной эпохой — хотя и в феодальные времена в том или ином виде присутствовавшие, просто в эпоху глобализации проявившиеся по-новому.
Может также содержать сатиру на куда более ''поздние'' явления, то есть на пороки, обычно не ассоциирующиеся с феодальной эпохой — хотя и в феодальные времена в том или ином виде присутствовавшие, просто в эпоху глобализации проявившиеся по-новому.
== Откуда название? ==
{{Note|Символика оливы|width=300|В Древней Греции оливковые деревья считались символом мира, поскольку им требуется целых двадцать лет, чтобы начать приносить плоды — а значит, нужно, чтобы оливковые сады за эти годы не пожёг никакой враг. Именно поэтому в Библии в знак примирения Бога с человечеством голубь приносит Ною оливковую ветвь. Таким образом, название «Нет мира под оливами» содержит намеренный диссонанс.}}Сама фраза «Нет мира под оливами» (Non c'è pace tra gli ulivi, No Peace Under the Olive Branches) — это название фильма, снятого в 1950 году итальянским режиссером Джузеппе де Сантисом (1917—1997) по собственному сценарию. Название этого кино стало крылатым выражением: так фигурально говорят о сложной, напряженной, чреватой конфликтами ситуации.
В фильме, конечно, было не фэнтези, а драма о злом помещике, который в войну был коллаборационистом, а после войны «приватизировал» всю округу, с потрохами купил власти и присвоил себе невесту главного героя — ветерана той самой войны.
Но название удивительно хорошо подходит фильму. Надо полагать, годится оно и для данного варианта фэнтези-сеттинга. Оливы — они, как известно из околохристианской мифологии, произрастают не только в Италии, но и в раю… То есть в сеттинге всё «тише и глаже», чем [[Тёмное фэнтези|у Мартина или Кука]]. Но при этом — всё-таки нет мира, т. е. покоя.


== Буквальные образцы тропа ==
== Буквальные образцы тропа ==
Строка 54: Строка 47:


==== Русскоязычные авторы ====
==== Русскоязычные авторы ====
* Александр Бушков, «[[Сварог]]». Это ещё и [[Игры со штампами|постмодернистский]] многотомный «роман-комикс без картинок».
* Александр Бушков, «[[Сварог]]», хотя средневековье там несколько условное, ибо тот же технический уровень уже местами не средневековый.
* Юлия Латынина, «[[Вейская Империя]]». Для навозных веков Империя слишком развита, сложна и утонченна (там даже технический прогресс тормозится сознательно, в угоду идеологии, и на наши деньги там уже не Средние века, а примерно Новое время) — и там весьма развито, сложно и утонченно интригуют, все всех продают, воюют и восстают, и в конце концов на это все из космоса падают земляне…
* Юлия Латынина, «[[Вейская Империя]]». Для навозных веков Империя слишком развита, сложна и утонченна (там даже технический прогресс тормозится сознательно, в угоду идеологии, и на наши деньги там уже не Средние века, а примерно Новое время) — и там весьма развито, сложно и утонченно интригуют, все всех продают, воюют и восстают, и в конце концов на это все из космоса падают земляне…
* Ольга Куно — почти все книги идеально подпадают под этот троп. Для романтического средневековья её герои и особенно героини слишком прагматичны и прочно стоят на земле. А для навозных веков там слишком уж народ порядочный.
* Ольга Куно — почти все книги идеально подпадают под этот троп. Для романтического средневековья её герои и особенно героини слишком прагматичны и прочно стоят на земле. А для навозных веков там слишком уж народ порядочный.
* Во многих книгах Киры Измайловой именно такой сеттинг. Хотя иногда её швыряет то в [[навозные века]] (с фитильком), то вообще в [[фэнтезийный постапокалипсис]].
* Во многих книгах Киры Измайловой именно такой сеттинг. Хотя иногда её швыряет то в [[навозные века]] (с фитильком), то вообще в [[фэнтезийный постапокалипсис]].
* Сергей Лукьяненко, «Веллесбергский цикл». Отдельно [[Подсветка|подсвечено]] в рассказе «Мой папа — „антибиотик“»: отец ГГ, по возвращении с задания {{spoiler|которое состояло в усмирении бунта в колонии и откуда отец привёз сыну в качестве сувенира «браслет шахида» с тикающим таймером, срезанный с трупа его (сына) друга по переписке}} читает книгу под названием «Нет мира среди звёзд».
* [[Сергей Лукьяненко]], «Веллесбергский цикл». Отдельно [[Подсветка|подсвечено]] в рассказе «Мой папа — „антибиотик“»: отец ГГ, по возвращении с задания {{spoiler|которое состояло в усмирении бунта в колонии и откуда отец привёз сыну в качестве сувенира «браслет шахида» с тикающим таймером, срезанный с трупа его (сына) друга по переписке}} читает книгу под названием «Нет мира среди звёзд».
* Ольга Громыко, «[[Год Крысы]]». Да, цари-самодуры, словно сошедшие с картины Репина, ордена [[колдун и воин|путников]] с мутными целями и двусмысленными средствами, города, где из окон летят помои, и [[неблагодарное быдло]] из сёл, не видящее дальше собственного носа. И при всём этом мир описан так, что в нём реально хочется остаться жить.
* Ольга Громыко, «[[Год Крысы]]». Да, цари-самодуры, словно сошедшие с картины Репина, ордена [[колдун и воин|путников]] с мутными целями и двусмысленными средствами, города, где из окон летят помои, и [[неблагодарное быдло]] из сёл, не видящее дальше собственного носа. И при всём этом мир описан так, что в нём реально хочется остаться жить.
* [[Метавселенная Рудазова]] — самый, наверное, любимый тип сеттинга у автора.
** Каабар. Да, [[единая мировая религия]] установлена огнём и мечом, политические дрязги случаются не только по подначке [[сатанинский архетип|Близнеца]], [[инквизиция|экзорцисты]] [[прогнившая церковь|наслаждаются перегибами на местах]], а организованная преступность в лице [[гильдия воров|Закона]] имеет если не глобальный, то транснациональный масштаб точно. И тем не менее, короли здесь по большей части [[добрый король|добрые]], простолюдины — незлые и благодарные, криминальные элементы — [[культурный мерзавец|вежливые и договороспособные]], а обеспечивающие этот статус-кво [[паладин]]ы — истинные рыцари без страха и упрёка (и даже [[рыцарь в сияющих доспехах|сияющие доспехи]] носят).
** Рари, особенно постканоничный. Уже не средневековье, а эпоха, близкая к наполеоновской и активно стремящаяся к [[стимпанк]]у, но тем не менее. Да, бывшие союзники по коалиции в мировой войне всё ещё могут повоевать и между собой. Да, [[добрый король]] в местных реалиях — это не свой в доску дядька, а [[просвещённый деспот]]. Но герои лично поспособствовали тому, чтобы [[империя зла|главная мраккультистская держава]] развернула политический курс [[направо кругом]], наладила социальные лифты и вообще пережила нехилый культурный ренессанс, их союзники тоже сохранили и приумножили приобретённое в ходе сюжетных перипетий, а на случай внешней угрозы на далёком Севере уже подросла [[аватара]] местного бога войны.
** Современный Парифат. [[Манапанк]] на базе плюс-минус Высокого Средневековья с почти современной степенью глобализации, так что специфически средневековых проблем почти не переживает: либо совсем уж вневременные (катаклизм, оргпреступность или очередное «[[понаехали тут]]»), либо специфически фэнтезийные (теракт [[Тёмный Властелин|Тёмного Властелина]], набег [[демон]]ов, [[неуправляемая сила]] больного чародея и тому подобное). И [[добрый король|добрые короли]], [[рыцарь в сияющих доспехах|славные воители]], [[маги — мудрые|мудрые маги]] и хлебосольные радушные [[крестьяне]] встречаются ничуть не реже [[злой король|тиранов]], [[рыцарь крови|головорезов]], [[маг-разбойник|магиозов]] и [[средневековые дебилы|средневековых дебилов]] — как и в жизни.


==== Иноязычные авторы ====
==== Иноязычные авторы ====
Строка 66: Строка 63:
* Лоис М. Буджолд, Шалионский цикл.
* Лоис М. Буджолд, Шалионский цикл.
* «[[Хроники Края]]». Так как серия предназначена в первую очередь для детей, то не совсем подпадает под [[Навозные века]], но и назвать местный антураж романтическим вряд ли получится. В лесу живут не розовые единороги, а кровожадные чудовища, города не отличаются чистотой, а злодеев среди разумных рас хватает с лихвой.
* «[[Хроники Края]]». Так как серия предназначена в первую очередь для детей, то не совсем подпадает под [[Навозные века]], но и назвать местный антураж романтическим вряд ли получится. В лесу живут не розовые единороги, а кровожадные чудовища, города не отличаются чистотой, а злодеев среди разумных рас хватает с лихвой.
* Брендон Сандерсон, «[[Stormlight Archive|Архив Буресвета]]». В наличии и гуманизм-наука-просвещение-гигиена, преданность и забота о ближнем — и рабовладение (сразу двух видов), [[фантастический расизм|война на истребление]], классовое расслоение и прочие прелести.
* Брендон Сандерсон, «[[Stormlight Archive|Архив Буресвета]]». В наличии и гуманизм-наука-просвещение-гигиена, преданность и забота о ближнем — и рабовладение (сразу двух видов), [[фантастический расизм|война на истребление]], классовое расслоение и прочие прелести.
* Кэтрин Курц, эпопея «Дерини».
* Кэтрин Курц, эпопея «Дерини».
* Хеннен, [[Эльфийский цикл]]. В первой книге — «Последний эльф. Во власти девантара» — земли людей под властью Ордена описаны [[Навозные века|в другом стиле]], но это можно списать на личные впечатления Мандреда и его спутников-эльфов, привыкших к красотам Альвенмарка. Или на то, что они видели не самые богатые и благополучные регионы. В «Мече эльфов» мы уже видим в землях под властью Церкви Тьюреда и ее Орденов вполне ухоженными, с достаточно высоким по средневековым меркам уровнем искусства и науки, среди рыцарей есть ученые, целители, художники...
* Хеннен, [[Эльфийский цикл]]. В первой книге — «Последний эльф. Во власти девантара» — земли людей под властью Ордена описаны [[Навозные века|в другом стиле]], но это можно списать на личные впечатления Мандреда и его спутников-эльфов, привыкших к красотам Альвенмарка. Или на то, что они видели не самые богатые и благополучные регионы. В «Мече эльфов» мы уже видим в землях под властью Церкви Тьюреда и ее Орденов вполне ухоженными, с достаточно высоким по средневековым меркам уровнем искусства и науки, среди рыцарей есть ученые, целители, художники…
* Серия книг «[[Dragonlance]]». Спорим, вы не ожидали такой глубины от [[Новеллизация|новеллизаций]] настольных/словесных ролевых игр? Ну так это ж не кто-нибудь писал, а сама Маргарет Уэйс (которая «Звёздные Короли») и её плеяда.
* Серия книг «[[Dragonlance]]». Спорим, вы не ожидали такой глубины от [[Новеллизация|новеллизаций]] настольных/словесных ролевых игр? Ну так это ж не кто-нибудь писал, а сама Маргарет Уэйс (которая «Звёздные Короли») и её плеяда.
* Г. Тёртлдав, «[[Videssos|Потерянный легион]]». Видесс — [[Срисованная фэнтезийная культура|СФК]] [[Базилевсы, порфира и еретики|Византии]] со всеми вытекающими: с одной стороны, достаточно высокий уровень медицины, гигиены и общей культуры населения, величественная архитектура, развитые города, Церковь во главе с [[пастырь добрый|просвещённым и образованным патриархом]], с другой — ужасно громоздкий бюрократический аппарат, ксенофобия простонародья, армия, почти целиком состоящая из наёмников всех мастей, постоянные интриги власть имущих, доходящие до сепаратизма и гражданской войны. Но её противник, каганат Йезд (или Казд, в зависимости от перевода) — это полный [[Империя зла|Мордорейх]].
* Г. Тёртлдав, «[[Videssos|Потерянный легион]]». Видесс — [[Срисованная фэнтезийная культура|СФК]] [[Базилевсы, порфира и еретики|Византии]] со всеми вытекающими: с одной стороны, достаточно высокий уровень медицины, гигиены и общей культуры населения, величественная архитектура, развитые города, Церковь во главе с [[пастырь добрый|просвещённым и образованным патриархом]], с другой — ужасно громоздкий бюрократический аппарат, ксенофобия простонародья, армия, почти целиком состоящая из наёмников всех мастей, постоянные интриги власть имущих, доходящие до сепаратизма и гражданской войны. Но её противник, каганат Йезд (или Казд, в зависимости от перевода) — это полный [[Империя зла|Мордорейх]].
Строка 77: Строка 74:
* Раймонд Фэйст, романы про Мидкемию.
* Раймонд Фэйст, романы про Мидкемию.
** Да и про Келеван тоже походят.
** Да и про Келеван тоже походят.
* Джен Калонита, цикл "Сказочная исправительная школа" — Чароландией правят коллективно аж четыре принцессы (Элла-Золушка, Роза-Спящая Красавица, Белоснежка и Рапунцель), которые неустанно пекутся о благе своего народа, преступники массово перевоспитываются в поименованной школе, где их учат раскаявшиеся злодеи. Однако простолюдинам вроде дочери башмачника Джилли ловить в этой сказке особо нечего - социальное расслоение и необходимость тяжкого труда за еду никуда не делись.
* Джен Калонита, цикл «Сказочная исправительная школа» — Чароландией правят коллективно аж четыре принцессы (Элла-Золушка, Роза-Спящая Красавица, Белоснежка и Рапунцель), которые неустанно пекутся о благе своего народа, преступники массово перевоспитываются в поименованной школе, где их учат раскаявшиеся злодеи. Однако простолюдинам вроде дочери башмачника Джилли ловить в этой сказке особо нечего — социальное расслоение и необходимость тяжкого труда за еду никуда не делись.


=== [[Фанфик]]и и литературная полемика ===
==== [[Фанфик]]и и литературная полемика ====
* «[[По ту сторону рассвета]]» Ольги Брилёвой-Чигиринской. Это — [[фанфик]], [[реконструкция]] [[Arda|толкиновского канона]]. Заодно — и безжалостная [[деконструкция]] самого нашумевшего и спорного [[апокриф]]а: «[[Чёрная книга Арды|Чёрной книги Арды]]»<ref>«Чёрная Книга Арды» — это весьма [[ангст]]овое [[тёмное фэнтези]], излагающее историю Арды со стороны «тёмных». Авторы — Наталья Васильева (aka Ниэннах) и Наталия Некрасова (aka Иллет). Некрасова впоследствии отреклась от прежних принципов. Эпохальный труд, соавтором которого некогда была, то есть «Чёрную Книгу…», Некрасова сама же и подвергла деконструкции в своём последующем [[фанфик]]е «Великая Игра» и анти-антифанфике «Исповедь Стража», причём опиралась уже именно на троп ''Нет мира под оливами''.</ref>.
* «[[По ту сторону рассвета]]» Ольги Брилёвой-Чигиринской. Это — [[фанфик]], [[реконструкция]] [[Arda|толкиновского канона]]. Заодно — и безжалостная [[деконструкция]] самого нашумевшего и спорного [[фанфик]]а: «[[Чёрная книга Арды|Чёрной книги Арды]]»<ref>«Чёрная Книга Арды» — это весьма [[ангст]]овое [[тёмное фэнтези]], излагающее историю Арды со стороны «тёмных», причём [[А он вовсе не такой!|не таких]], каковы они в толкиновском каноне, а [[Профессор был неправ|романтизированных, идеализированных и приукрашенных]]. Авторы — Наталья Васильева (aka Ниэннах) и Наталия Некрасова (aka Иллет). Некрасова впоследствии отреклась от прежних принципов. Эпохальный труд, соавтором которого некогда была, то есть «Чёрную Книгу…», Некрасова сама же и подвергла деконструкции в своём последующем [[фанфик]]е «Великая Игра» и анти-антифанфике «Исповедь Стража», причём опиралась уже именно на троп «Разностороннее средневековье».</ref>.
* Кирилл Еськов в своём антифанфике «[[Последний кольценосец]]» также использовал троп ''Нет мира под оливами'', но уже для полемики с Толкином. Еськов предпочёл от толкиновского канона оставить [[Только оболочка|практически одни лишь имена персонажей]]. Подробности [[Последний кольценосец]].
* Кирилл Еськов в своём антифанфике «[[Последний кольценосец]]» также использовал троп, но уже для полемики с Толкином. Еськов предпочёл от толкиновского канона оставить [[Только оболочка|практически одни лишь имена персонажей]]. Подробности в корневой статье.


=== [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] ===
=== [[Аниме]], [[манга]], [[ранобэ]] ===
Строка 91: Строка 88:
** Дон Блут обещал вскорости (?) явить граду и миру киноверсию — или полнометражный мультфильм. Поглядим, увидим…
** Дон Блут обещал вскорости (?) явить граду и миру киноверсию — или полнометражный мультфильм. Поглядим, увидим…
* [[Dragon Age]]: Origins старательно строит из себя темное фэнтези, и тому есть ряд подтверждений… Но слишком здесь, в основном, порядочно, без романтизации, но и без всяких пароксизмов, вида: «[[Berserk|жизнь ГГ начинается, когда его находят под виселицей, на которой его мать повесили прямо в процессе родов]]» и [[Одноногая собачка|тому подобного]]. Многим персонажам реально не хватает цинизма. Реализм не превращается в чернуху, вот что важно.
* [[Dragon Age]]: Origins старательно строит из себя темное фэнтези, и тому есть ряд подтверждений… Но слишком здесь, в основном, порядочно, без романтизации, но и без всяких пароксизмов, вида: «[[Berserk|жизнь ГГ начинается, когда его находят под виселицей, на которой его мать повесили прямо в процессе родов]]» и [[Одноногая собачка|тому подобного]]. Многим персонажам реально не хватает цинизма. Реализм не превращается в чернуху, вот что важно.
* [[Gothic]] II — Во второй части назревает гражданская война между наёмниками (многие из которых — преступники) и городской стражей, причём стражники — не меньшие головорезы, чем наёмники, они тоже собирают с крестьян деньги на защиту и отнимают урожай и овец. Церковь в лице магов огня погрязла в властолюбии и коррупции, паладины — «фанатичные убийцы, которым платят маги огня», женские персонажи — сплошные ведьмы и проститутки. Два персонажа, которых можно назвать положительными — Мильтен и Лестер, но они заключённые, а значит, имеют преступное прошлое… как минимум, с точки зрения королевской власти. Предел прагматичности героя задает сам игрок, поэтому на выходе каждый может получить персонажа себе по вкусу: от рыцаря в ржавых доспехах до бессердечного урода, способного, глазом не моргнув, обречь на смерть целую крепость.
* [[Gothic]] II — Во второй части назревает гражданская война между наёмниками (многие из которых — преступники) и городской стражей, причём стражники — не меньшие головорезы, чем наёмники, они тоже собирают с крестьян деньги на защиту и отнимают урожай и овец. Церковь в лице магов огня погрязла в властолюбии и коррупции, паладины — «фанатичные убийцы, которым платят маги огня», женские персонажи — сплошные ведьмы и проститутки. Два персонажа, которых можно назвать положительными — Мильтен и Лестер, но они заключённые, а значит, имеют преступное прошлое… как минимум, с точки зрения королевской власти. Предел прагматичности героя задает сам игрок, поэтому на выходе каждый может получить персонажа себе по вкусу: от рыцаря в ржавых доспехах до бессердечного урода, способного, глазом не моргнув, обречь на смерть целую крепость.
** Нет, сеттинг ещё светлее. Женские персонажи - вовсе не "сплошь ведьмы и проститутки", как написано выше: ведьма в игре одна, проституток - три (и ещё пару можно назвать "вероятно, гулящими", т.к. они спокойно пускают малознакомых мужчин в свой дом на ночлег). А женщин в игре - несколько десятков, и большинство из них - либо примерные жёны, либо молодые девушки (тоже нормальные, хотя и не идеальные и т.зр. характера). Кроме того, лорд Хаген и большая часть паладинов действительно поддерживают порядок, а в конце игры собираются спасти своих собратьев из осады замка в Рудниковой долине. Да и больше половины бывших заключённых не совершали тяжких преступлений (в 1-й части за убийство на территории любого лагеря полагалась смерть - нападали все жители), а на каторгу они попали из-за ужесточения законов.
* Вселенная [[Warcraft]]. Есть и эпичность, и жизнь простолюдинов, жуткие моральные дилеммы и юморок (даже до ММОРПГ), реализм намерений осаживает раздутую фэнтезийность сеттинга. В [[Warcraft 3]]: RoC людские земли на момент начала сюжета, до полномасштабного нашествия Плети и демонов, выглядят вполне ухоженно и чистенько, хоть и явно идиллией даже не пахнет.
* Вселенная [[Warcraft]]. Есть и эпичность, и жизнь простолюдинов, жуткие моральные дилеммы и юморок (даже до ММОРПГ), реализм намерений осаживает раздутую фэнтезийность сеттинга. В [[Warcraft 3]]: RoC людские земли на момент начала сюжета, до полномасштабного нашествия Плети и демонов, выглядят вполне ухоженно и чистенько, хоть и явно идиллией даже не пахнет.
** Одноимённый фильм особенно точно отразил стилистику сабжа.
** Одноимённый фильм особенно точно отразил стилистику сабжа.
Строка 97: Строка 95:
* [[Аллоды]]: частично это «даркуха», ибо мир заведомо распавшийся, но разумные цивилизации вполне развиты, где это обосновано. Дерутся здесь охотно (конфликт Кании и Хадагана вообще извечно-архетипический), дружат тоже многие со многими, вселенская героика соседствует с бытовухой. Сеттинг не скатывается в чёрно-белость, но если уж пришёл какой-нибудь вселенский маньяк, рассусоливать с ним не будут. Проблемы нашего мира здесь подсвечиваются с : от аналогов Второй мировой и Холодной войн до изобретения фотоаппарата и борьбы с порножурналами в Империи.
* [[Аллоды]]: частично это «даркуха», ибо мир заведомо распавшийся, но разумные цивилизации вполне развиты, где это обосновано. Дерутся здесь охотно (конфликт Кании и Хадагана вообще извечно-архетипический), дружат тоже многие со многими, вселенская героика соседствует с бытовухой. Сеттинг не скатывается в чёрно-белость, но если уж пришёл какой-нибудь вселенский маньяк, рассусоливать с ним не будут. Проблемы нашего мира здесь подсвечиваются с : от аналогов Второй мировой и Холодной войн до изобретения фотоаппарата и борьбы с порножурналами в Империи.
* [[Pillars of Eternity]]: игра сперва предстаёт просто миром [[серая мораль|серо-серой морали]], где у каждого своя правда, но сворачивает в данный троп ближе к середине игры, с подковёрными играми политиков в Бухте Непокорности и мелочными дрязгами даже между богами.
* [[Pillars of Eternity]]: игра сперва предстаёт просто миром [[серая мораль|серо-серой морали]], где у каждого своя правда, но сворачивает в данный троп ближе к середине игры, с подковёрными играми политиков в Бухте Непокорности и мелочными дрязгами даже между богами.
* Kingdom Come: Deliverance — Игра разворачивается в средневековой Чехии и претендует на некий исторический реализм. И по мнению автора правки получился как раз троп, ибо хватает как мрачных так и положительных моментов. И самое смешное, что периодически мыться в игре как раз таки желательно. Не, ну а что, леса вырубить еще не успели, дров для растопки хоть завались, эпидемия чумы прошла — почему бы и не искупаться?
* [[Kingdom Come: Deliverance]] — игра разворачивается в средневековой Чехии и претендует на некий исторический реализм. И по мнению автора правки, получился как раз троп, ибо хватает как мрачных, так и положительных моментов. И самое смешное, что периодически мыться в игре как раз-таки желательно. Не, ну а что, леса вырубить ещё не успели, дров для растопки хоть завались, эпидемия чумы прошла — почему бы и не искупаться?
* [[The Witcher 3]] — княжество Туссент. В книгах было натуральным [[Остров Удовольствий|Островом Удовольствий]] и чуть-чуть не [[утопия|утопией]], здесь же выясняется, что и рыцари могут не так сиять доспехами, как им хотелось бы, и преступность организована куда лучше, чем на Севере, и монстра куда опаснее. С другой стороны, по сравнению с [[навозные века|Веленом и Новиградом]] это всё равно два больших шага вперёд: во-первых, в силу климата хозяйствовать проще, а следовательно, простолюдины зажиточнее, а их господа — культурнее; а во-вторых, война сюда не дошла, так что даже после ЧП вроде {{spoiler|авианалёта [[вампир]]ов}} княжество оправляется, не скатываясь в грязь и уныние.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Magic:_The_Gathering|Magic: the Gathering]]: аналогично «Героям». Сказочный калейдоскоп существ, фракций, героев, но без излишней чернухи или героизации одной стороны (про белую масть в лоре написано, что она [[Свет_не_есть_добро|не есть добро]]).
* [[Magic: The Gathering|Magic: the Gathering]]: аналогично «Героям». Сказочный калейдоскоп существ, фракций, героев, но без излишней чернухи или героизации одной стороны (про белую масть в лоре написано, что она [[Свет не есть добро|не есть добро]]).
** Также и [[Тьма_не_есть_зло|тьма не всегда зло]] (черная масть), и наука это не всегда плохо (синяя) и т. д.
** Также и [[Тьма не есть зло|тьма не всегда зло]] (черная масть), и наука это не всегда плохо (синяя) и т. д.


== С оговорками ==
== С оговорками ==
Строка 107: Строка 106:
==== Русскоязычные произведения ====
==== Русскоязычные произведения ====
* Цикл «[[Волкодав]]» Марии Семёновой. Если бы было чуть поменьше пафоса — был бы эталон.
* Цикл «[[Волкодав]]» Марии Семёновой. Если бы было чуть поменьше пафоса — был бы эталон.
** Семёнова играет с тропом: в целом все тома «Волкодава» — это, вне всякого сомнения, ''Нет мира под оливами''… но сильно влияние [[низкое фэнтези|low fantasy]] и ethno-fantasy, а кое-где попадаются встроенные в мир Локально-Навозные Культуры Тёмных Веков (например, [[срисованная фэнтезийная культура|сегваны]] с их развесёлым бытом).
** Семёнова играет с тропом: в целом все тома «Волкодава» — это, вне всякого сомнения, ''Разностороннее средневековье''… но сильно влияние [[низкое фэнтези|low fantasy]] и ethno-fantasy, а кое-где попадаются встроенные в мир Локально-Навозные Культуры Тёмных Веков (например, [[срисованная фэнтезийная культура|сегваны]] с их развесёлым бытом).
** Фэнтези-мир Марии Семёновой — Нижняя Хонь — с самого начала заявлен как [[Общая вселенная|площадка для ''коллективного'' творчества]]. Семёнова допустила туда целую толпу [[МТА]], которые там отрываются во все тяжкие. А также — маститого, но неровного Павла Молитвина, который натворил в этом сеттинге четырёхтомник в духе [[срисованная фэнтезийная культура|ethno-fantasy]] («Спутники Волкодава», «Путь Эвриха», «Ветер удачи», «Тень императора»), в целом вполне подпадающий под сабж.
** Фэнтези-мир Марии Семёновой — Нижняя Хонь — с самого начала заявлен как [[Общая вселенная|площадка для ''коллективного'' творчества]]. Семёнова допустила туда целую толпу [[МТА]], которые там отрываются во все тяжкие. А также — маститого, но неровного Павла Молитвина, который натворил в этом сеттинге четырёхтомник в духе [[срисованная фэнтезийная культура|ethno-fantasy]] («Спутники Волкодава», «Путь Эвриха», «Ветер удачи», «Тень императора»), в целом вполне подпадающий под сабж.
* С натяжкой — [[Проблема противоположных оценок|лучшие книги]] Элеоноры Раткевич («Трилогия о мечах», «Парадоксы Младшего патриарха»). Ненатужны и довольно глубоки, несмотря даже на несколько [[МТА]]шно-анимешную [[Слезогонка|гиперсентиментальность]]<ref>Ранние, недозрелые вещи Раткевич («Наёмник Мёртвых Богов», «Джет из Джетевена») местами недурны, но громко вопиют «Мы — проба пера!». В итоге от прочтения их можно получить некоторое удовольствие — но их трудно воспринимать всерьёз. А [[Проблема противоположных оценок|худшие её книги]] («Палач Мерхины», «Таэ эккейр!», «Ларе-и-т’аэ») — это скорее [[клюква]] какая-то, псевдопсихологизм; много авторских потуг — и мало толку. Во всех этих случаях средневековье уже как раз псевдоевропейское, с лёгоньким налётом Дальнего Востока.</ref>. Средневековье, для разнообразия, тут не псевдоевропейское, а [[Утай|псевдодальневосточное]].
* С натяжкой — [[Проблема противоположных оценок|лучшие книги]] Элеоноры Раткевич («Трилогия о мечах», «Парадоксы Младшего патриарха»). Ненатужны и довольно глубоки, несмотря даже на несколько [[МТА]]шно-анимешную [[Слезогонка|гиперсентиментальность]]<ref>Ранние, недозрелые вещи Раткевич («Наёмник Мёртвых Богов», «Джет из Джетевена») местами недурны, но громко вопиют «Мы — проба пера!». В итоге от прочтения их можно получить некоторое удовольствие — но их трудно воспринимать всерьёз. А [[Проблема противоположных оценок|худшие её книги]] («Палач Мерхины», «Таэ эккейр!», «Ларе-и-т’аэ») — это скорее [[клюква]] какая-то, псевдопсихологизм; много авторских потуг — и мало толку. Во всех этих случаях средневековье уже как раз псевдоевропейское, с лёгоньким налётом Дальнего Востока.</ref>. Средневековье, для разнообразия, тут не псевдоевропейское, а [[Утай|псевдодальневосточное]].
Строка 113: Строка 112:
==== Иноязычные произведения ====
==== Иноязычные произведения ====
* «[[Star Wars|Звёздные войны]]». Космоопера, [[дофига миров]] и мультикультурность, но… В центре повествования — погрязшая в бюрократии индустриально-урбанистическая Республика с множеством социальных язв (коррупционерами, наркоторговцами, целыми подземными городами бомжей и прочими прелестями цивилизации) и пришедшая ей на смену [[Империя зла|Империя]], где целые планеты могут быть уничтожены по прихоти императора.
* «[[Star Wars|Звёздные войны]]». Космоопера, [[дофига миров]] и мультикультурность, но… В центре повествования — погрязшая в бюрократии индустриально-урбанистическая Республика с множеством социальных язв (коррупционерами, наркоторговцами, целыми подземными городами бомжей и прочими прелестями цивилизации) и пришедшая ей на смену [[Империя зла|Империя]], где целые планеты могут быть уничтожены по прихоти императора.
** Не императора каким бы [[Полное чудовище|душкой]] о ни был. А по прихоти [[Злодей-прагматик|одного]] не меру [[Так было надо|инициативного]] [[Военный социопат|Моффа]]. Примечательно что сам император когда узнал, от такого поворота малость [[Это ж надо было додуматься!|прифигел]].
** Не императора, каким бы [[Полное чудовище|душкой]] он ни был. А по прихоти [[Злодей-прагматик|одного]] не в меру [[Так было надо|инициативного]] [[Военный социопат|Моффа]]. Примечательно, что сам император, когда узнал, от такого поворота малость [[Это ж надо было додуматься!|прифигел]].
* Не-феодальный, квазисословный и квазирасовый вариант сеттинга: «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]». Городское фэнтези, социально-психологическая сатира. Джоан Ролинг потопталась, кажется, на всех общественных и личных неоднозначностях и пороках, ни одного не забыла. Время действия — 1990-е годы, но в центре повествования — замкнутое сообщество, которое в психологическом и культурном плане несколько «подзастряло» в Средневековье или, в лучшем случае, в эпохе Возрождения.
* Не-феодальный, квазисословный и квазирасовый вариант сеттинга: «[[Harry Potter|Гарри Поттер]]». Городское фэнтези, социально-психологическая сатира. Джоан Ролинг потопталась, кажется, на всех общественных и личных неоднозначностях и пороках, ни одного не забыла. Время действия — 1990-е годы, но в центре повествования — замкнутое сообщество, которое в психологическом и культурном плане несколько «подзастряло» в Средневековье или, в лучшем случае, в эпохе Возрождения.
* С натяжкой — книги Дэвида Эддингса. Неровно пишет товарищ. Местами силён уклон в ''Романтическое Средневековье''. А местами создаётся впечатление, что автор творил в аккурат по «[[Малый типовой набор|Малому типовому набору]]» А.Свиридова. Местами же — очень достойные труды именно в духе ''Нет мира под оливами'', которые высоко оценены Анджеем Сапковским (Эддингс входит в десятку его любимых авторов).
* С натяжкой — книги Дэвида Эддингса. Неровно пишет товарищ. Местами силён уклон в ''Романтическое Средневековье''. А местами создаётся впечатление, что автор творил в аккурат по «[[Малый типовой набор|Малому типовому набору]]» А.Свиридова. Местами же — очень достойные труды именно в духе ''Разностороннего средневековья'', которые высоко оценены Анджеем Сапковским (Эддингс входит в десятку его любимых авторов).
* Роберт Джордан<ref>На самом деле его звали Джеймс Оливер Ригни (James Oliver Rigney). Псевдоним он себе избрал по имени персонажа «По ком звонит колокол» Э.Хемингуэя.</ref> (1948—2007). И его ужасающее многотомно-громоздко-кирпичное «Колесо Времени». Последние тома автор так и не успел дописать — почил в бозе; их доваял до [[гранд-финал]]а его литературный секретарь Брэндон Сандерсон. Эта сага — широко пропиаренная и даже имеющая своих фанатов, но в целом очень неудачная попытка создать [[эпическое фэнтези]] в духе ''Нет мира под оливами''. Подробности [[Хорошо, но плохо|здесь]].
* Роберт Джордан<ref>На самом деле его звали Джеймс Оливер Ригни (James Oliver Rigney). Псевдоним он себе избрал по имени персонажа «По ком звонит колокол» Э.Хемингуэя.</ref> (1948—2007). И его ужасающее многотомно-громоздко-кирпичное «Колесо Времени». Последние тома автор так и не успел дописать — почил в бозе; их доваял до [[гранд-финал]]а его литературный секретарь Брэндон Сандерсон. Эта сага — широко пропиаренная и даже имеющая своих фанатов, но в целом очень неудачная попытка создать [[эпическое фэнтези]] в духе ''Разностороннего средневековья''. Подробности [[Хорошо, но плохо|здесь]].
* Diablo III из типичного dark fantasy приближается к жанру. Близзы, всё-таки. Да, мрачняка полно, но зло снова побеждают. Да, ангелы и демоны в наличии, но ангельская сторона далеко не безупречна. Да, люди зажаты со всех сторон и далеко не все обременены высокими моральными качествами… но даже некромант и колдун вуду имеют свои принципы. Особенно совпадает по пункту ''«зло настоящее, а добро — с пятнышками»''.
* Diablo III из типичного dark fantasy приближается к жанру. Близзы, всё-таки. Да, мрачняка полно, но зло снова побеждают. Да, ангелы и демоны в наличии, но ангельская сторона далеко не безупречна. Да, люди зажаты со всех сторон и далеко не все обременены высокими моральными качествами… но даже некромант и колдун вуду имеют свои принципы. Особенно совпадает по пункту ''«зло настоящее, а добро — с пятнышками»''.
* С поправкой на [[нескоро-нескоро|очень далёкие времена от наших дней]], можно наблюдать и в фантастической франшизе «[[Охотники на драконов]]». Варварски настроенные племена вполне себе уживаются с гуманистически настроенными обществами. Самые развитые технологии — экологически чистые, уровень [[ветропанк]]а. Если же говорить о порядочности персонажей, то тут легко обнаружить [[все цвета спектра]].
* С поправкой на [[нескоро-нескоро|очень далёкие времена от наших дней]], можно наблюдать и в фантастической франшизе «[[Охотники на драконов]]». Варварски настроенные племена вполне себе уживаются с гуманистически настроенными обществами. Самые развитые технологии — экологически чистые, уровень [[ветропанк]]а. Если же говорить о порядочности персонажей, то тут легко обнаружить [[все цвета спектра]].
* И ещё одна фантастическая франшиза — [[RWBY]] — также с поправкой на параллельную реальность уровня развития, эквивалентного «[[наше время + 20]]» за счёт [[техномагия|техномагии]]. Есть и соседство племён почти средневекового уклада с ультрасовременными городами, и неоднозначность персонажей (в том числе положительных), и неприглядные стороны общества (в частности, фэнтезийный расизм) присутствуют. И моральная расстановка сил примерно соответствует упомянутому «Зло так Зло, приснится — не отмашешься; Добро же, хоть и светлое, но как-то в крапинку». В более поздних сезонах начался уклон в dark fantasy, заметный, однако (пока) не слишком сильный.
* И ещё одна фантастическая франшиза — [[RWBY]] — также с поправкой на параллельную реальность уровня развития, эквивалентного «[[наше время + 20]]» за счёт [[техномагия|техномагии]]. Есть и соседство племён почти средневекового уклада с ультрасовременными городами, и неоднозначность персонажей (в том числе положительных), и неприглядные стороны общества (в частности, фэнтезийный расизм) присутствуют. И моральная расстановка сил примерно соответствует упомянутому «Зло так Зло, приснится — не отмашешься; Добро же, хоть и светлое, но как-то в крапинку». В более поздних сезонах начался уклон в dark fantasy, заметный, однако (пока) не слишком сильный.
* Внезапно, [[ПЛиО]]. Кто бы там что ни говорил, здесь хватает честных ребят, и нет, вопреки [[Популярное заблуждение|Известному стереотипу]] гибнут они где-то [[Умереть может каждый|с той же частотой]], что и всякие там нехорошие личности. Так что посыл {{spoiler|(если уж он так необходим)}} вышел вполне себе [[антинигилист|экзистенциалистским]]: никто не застрахован от смерти, так почему бы не следовать своим принципам до конца?
* Внезапно, отдельные черты явления можно обнаружить и в [[ПЛиО]]. Кто бы там что ни говорил, здесь хватает честных ребят, и нет, вопреки [[Популярное заблуждение|Известному стереотипу]] гибнут они где-то [[Умереть может каждый|с той же частотой]], что и всякие там нехорошие личности. Так что посыл {{spoiler|(если уж он так необходим)}} вышел вполне себе [[антинигилист|экзистенциалистским]]: никто не застрахован от смерти, так почему бы не следовать своим принципам до конца?.. Но в целом это всё-таки, несомненно, не сабж, а мрачное, тяжёлое [[низкое фэнтези]].
** Добрые и честные в ПЛиО гибнут только в том случае, если сами совершили злодейство, солгали или сделали явную недальновидную глупость. А злодеи и лжецы наказываются всегда — пусть и не сразу. Это уже давно подметили фанаты. Так что налицо очень длинная, подробная, пересыпанная мнимыми неоднозначностями, но всё-таки притча о морали.
*** Мартин, собственно, и не скрывал (и то и дело повторял в интервью), что он — «ученик Толкина». Ну а Толкин — это «притча о морали» во все поля — [[Знают именно за это|тем, в частности, и прославлен]].


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
{{примечания}}


{{Nav/Средневековье}}
{{Nav/Средневековье}}
{{Nav/Сеттинг}}
{{Nav/Место действия}}

Текущая версия на 21:40, 23 апреля 2025

Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Что-то среднее между Романтическим Средневековьем и Навозными веками.
« Нужно что-то среднее. Да где ж его взять? »
— Б. Окуджава

А ну-ка, что это перед нами за сеттинг?

Это Навозные века?
Однозначно нет, слишком для них чистенько и культурно. Тут местами заботятся о людях (или разумно-духовных нелюдях) — по крайней мере, в наиболее нормальных странах изображаемого мира, многим не наплевать на ближних своих, и при этом все — или почти все — регулярно моются, да и медицина на высоте (как на Востоке — хоть ближнем[1], хоть дальнем[2], хоть между ними). Отродясь такого не было ни в каких Навозных Культурах.

Тогда это Романтическое Средневековье?
На первый взгляд — да. На второй, третий и далее взгляд — упс, ошибочка вышла, не оно. Слишком реалистично — по крайней мере, местами. Никто не кушает бабочек и не какает радугой, не играет на свирели без крайней необходимости и не проводит целые дни в танце и/или созерцательстве.

  • Всем надо зарабатывать себе на хлеб насущный и на всякое там «маслице до хлеба» — и это подчёркивается.
    • А если кому-то вдруг не надо, то он этого скорее всего не заслуживает, и это тоже заметно.
  • Даже самые чистые и светлые персонажи временами способны покоробить записного романтика своей прагматичностью. Или ещё какой-нибудь спорной и/или неприятной чертой. Или просто временами вести себя совершенно неподобающе.
  • Общество отягощено всякими, скажем так… теневыми сторонами. Автор не спекулирует на них сверх меры, но и не делает вид, что их вовсе нету.
  • Рядом с защитниками Правого Дела обретаются гнусные типчики, которые настолько недурно себя чувствуют в том же самом обществе (или даже в той же самой организации, причем в том числе на руководящих постах), что порой хочется взвыть: «Да как же вы их терпите?!»
  • Простолюдина — или представителя иной расы — могут и унизить.
  • Представитель иной расы может оказаться крепко неадекватен. Тот факт, что он «не такой» — это ему отнюдь не индульгенция.
  • Принципами могут и поступиться ради циничного макиавеллического расчёта.
  • Купцы — а то и представители других сословий — способны ради барышей подставить не только своих друзей/приятелей/партнёров, но и свою родину, и дело Светлой стороны, и мамочку родную, и чёрт знает кого ещё.
  • Благие намерения могут потонуть в бюрократической трясине. Или просто в чьих-то предрассудках.
  • Ментор (или начальник) может произносить и делать такой бред и маразм, что у учеников (подчинённых; свидетелей) уши вянут и глаза сохнут — но при этом он искренне верит, что прав.
  • Короли здесь бывают тиранами и сумасбродами.
  • Представитель Сил Зла может показаться в чём-то даже более порядочным, чем мракоборцы, его преследующие.
  • И, в то же самое время, такое произведение очень редко бывает образчиком серо-серой морали. Как правило, если Зло — так уж Зло, такое, которое если приснится ночью — топором не отмашешься. Даже если оно тут подчёркнуто буднично выглядит.
    • А если уж Все оттенки серого, то, как правило, не очень традиционным путём (то есть отнюдь не в варианте «всё бесполезно, мир бардак, и бабы — [твари], и солнце — [пакостный] фонарь»). Попадается и Чёрно-серая мораль.
  • Однако всё это не тянет и на классическую чёрно-белую мораль, максимум — на нетрадиционный её вариант. Чёрное тут — действительно чёрное. А вот белое тут — не незапятнанное, а какое-то немножко грязноватое. Даже если оно таки в принципе белое. Или белое — тоже стопроцентно белое, но между этими крайностями есть много других оттенков.
  • Мэри Сью и Марти Стю тут не живут. Никто не подыграет герою, не подстелет ему соломки; судьба не сделает за него его работу. Высшие силы вмешаются не раньше, чем герой это заслужит.
  • Да и сам герой, если к нему пристальнее приглядеться, может оказаться тем ещё козлом, а вовсе не рыцарем в сияющих доспехах.
  • В сюжете, разворачивающемся перед читателем/зрителем/игроком, «приключения духа»©[3] важнее, чем «приключения тела».

Могут присутствовать не все перечисленные черты, а некоторые из них.

Всё это разворачивается на достаточно благоустроенном и культурном фоне, с не по-средневековому гуманными нравами, из-за чего пороки и социальные язвы ещё лучше заметны.

Один из основных художественных приёмов сеттинга — контраст. Если в мире настолько хорошо — то почему же при этом в нём настолько паршиво? А если в нём вот так погано — то каким чудом при этом в нём довольно годно?

Любите и жалуйте: перед нами некий промежуточный вариант фэнтези (и не только) сеттинга — Разностороннее средневековье, компромисс между двумя крайностями. В целом, кстати, это более реалистично и больше похоже на реальное Средневековье, чем считающаяся у МТА «реалистичной» мрачнуха с матерящимися королями, налипшим на всех говном, изуверскими казнями по любому поводу (и без оного) и постоянными смертями от голода и эпидемий в мирное время.

Такое произведение может косплеить эпическое, героическое или даже пародийное фэнтези. А городское? Да пожалуйста, кто ж мешает. Может нарядиться и под космооперу. Только на низкое фэнтези оно до конца походить не будет, хотя наверняка кое-что (или даже весьма многое) из него позаимствует.

Может также содержать сатиру на куда более поздние явления, то есть на пороки, обычно не ассоциирующиеся с феодальной эпохой — хотя и в феодальные времена в том или ином виде присутствовавшие, просто в эпоху глобализации проявившиеся по-новому.

Буквальные образцы тропа[править]

Литература[править]

Русскоязычные авторы[править]

  • Александр Бушков, «Сварог», хотя средневековье там несколько условное, ибо тот же технический уровень уже местами не средневековый.
  • Юлия Латынина, «Вейская Империя». Для навозных веков Империя слишком развита, сложна и утонченна (там даже технический прогресс тормозится сознательно, в угоду идеологии, и на наши деньги там уже не Средние века, а примерно Новое время) — и там весьма развито, сложно и утонченно интригуют, все всех продают, воюют и восстают, и в конце концов на это все из космоса падают земляне…
  • Ольга Куно — почти все книги идеально подпадают под этот троп. Для романтического средневековья её герои и особенно героини слишком прагматичны и прочно стоят на земле. А для навозных веков там слишком уж народ порядочный.
  • Во многих книгах Киры Измайловой именно такой сеттинг. Хотя иногда её швыряет то в навозные века (с фитильком), то вообще в фэнтезийный постапокалипсис.
  • Сергей Лукьяненко, «Веллесбергский цикл». Отдельно подсвечено в рассказе «Мой папа — „антибиотик“»: отец ГГ, по возвращении с задания которое состояло в усмирении бунта в колонии и откуда отец привёз сыну в качестве сувенира «браслет шахида» с тикающим таймером, срезанный с трупа его (сына) друга по переписке читает книгу под названием «Нет мира среди звёзд».
  • Ольга Громыко, «Год Крысы». Да, цари-самодуры, словно сошедшие с картины Репина, ордена путников с мутными целями и двусмысленными средствами, города, где из окон летят помои, и неблагодарное быдло из сёл, не видящее дальше собственного носа. И при всём этом мир описан так, что в нём реально хочется остаться жить.
  • Метавселенная Рудазова — самый, наверное, любимый тип сеттинга у автора.

Иноязычные авторы[править]

  • Исторические романы В. Скотта в целом ближе к романтическому Средневековью, но весомую долю реалистичности в себе несут.
  • Р. Хаггард, «Прекрасная Маргарет».
  • Лоис М. Буджолд, Шалионский цикл.
  • «Хроники Края». Так как серия предназначена в первую очередь для детей, то не совсем подпадает под Навозные века, но и назвать местный антураж романтическим вряд ли получится. В лесу живут не розовые единороги, а кровожадные чудовища, города не отличаются чистотой, а злодеев среди разумных рас хватает с лихвой.
  • Брендон Сандерсон, «Архив Буресвета». В наличии и гуманизм-наука-просвещение-гигиена, преданность и забота о ближнем — и рабовладение (сразу двух видов), война на истребление, классовое расслоение и прочие прелести.
  • Кэтрин Курц, эпопея «Дерини».
  • Хеннен, Эльфийский цикл. В первой книге — «Последний эльф. Во власти девантара» — земли людей под властью Ордена описаны в другом стиле, но это можно списать на личные впечатления Мандреда и его спутников-эльфов, привыкших к красотам Альвенмарка. Или на то, что они видели не самые богатые и благополучные регионы. В «Мече эльфов» мы уже видим в землях под властью Церкви Тьюреда и ее Орденов вполне ухоженными, с достаточно высоким по средневековым меркам уровнем искусства и науки, среди рыцарей есть ученые, целители, художники…
  • Серия книг «Dragonlance». Спорим, вы не ожидали такой глубины от новеллизаций настольных/словесных ролевых игр? Ну так это ж не кто-нибудь писал, а сама Маргарет Уэйс (которая «Звёздные Короли») и её плеяда.
  • Г. Тёртлдав, «Потерянный легион». Видесс — СФК Византии со всеми вытекающими: с одной стороны, достаточно высокий уровень медицины, гигиены и общей культуры населения, величественная архитектура, развитые города, Церковь во главе с просвещённым и образованным патриархом, с другой — ужасно громоздкий бюрократический аппарат, ксенофобия простонародья, армия, почти целиком состоящая из наёмников всех мастей, постоянные интриги власть имущих, доходящие до сепаратизма и гражданской войны. Но её противник, каганат Йезд (или Казд, в зависимости от перевода) — это полный Мордорейх.
  • Цикл романов Роберта Сальваторе по ролевому сеттингу «Forgotten Realms». Да-да, тот самый, где Дриззт Дзирт До’Урден и Артемис Энтрери.
    • Про Эльминстера писали уже другие авторы, и это несколько послабее будет.
  • Алан Дин Фостер, цикл «Чародей с гитарой».
  • Тэд Уильямс, «Орден Манускрипта».
  • Раймонд Фэйст, романы про Мидкемию.
    • Да и про Келеван тоже походят.
  • Джен Калонита, цикл «Сказочная исправительная школа» — Чароландией правят коллективно аж четыре принцессы (Элла-Золушка, Роза-Спящая Красавица, Белоснежка и Рапунцель), которые неустанно пекутся о благе своего народа, преступники массово перевоспитываются в поименованной школе, где их учат раскаявшиеся злодеи. Однако простолюдинам вроде дочери башмачника Джилли ловить в этой сказке особо нечего — социальное расслоение и необходимость тяжкого труда за еду никуда не делись.

Фанфики и литературная полемика[править]

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Overlord (лайт-новел) — с прикрученным фитильком: главные герои/злодеи — попаданцы (игрок и куча оживших NPC) из игры с такой же системой магии, что и в этом фэнтези-мире, но по его меркам гипер-прокачанные (в игре такой уровень не был редкостью, а вот тут…), и они живут в своём несколько обособленном мире, на тайной базе, которая также перенеслась, периодически выходя взаимодействовать с внешним миром для своих хитрых планов. Но вот мир местных — отличный пример тропа. Тут есть место и дружбе, любви, преданности, как и несправедливости, предательству и предрассудкам. Также здесь магия — фэнтезийная наука, и благодаря некоторым магическим технологиям мир в некоторой степени напоминает более поздние эпохи, чем Средневековье. Скажем, на основе магии сделана фармацевтика зелий, потому выше продолжительность жизни и здоровье населения, магией делается аналоги фотографий, заклинание «вечный свет» заменяет электрическое освещение, заклинание «сообщение» заменяет мобильник или Скайп, а крупные гостиницы с их рецепциями и кафе и вовсе как-будто вышли самое раннее из XX века. Фэнтезийный феминизм присутствует с прикрученным фитильком: например, никого не удивляют женщины в Гильдии Приключенцев (организация, занимающаяся убийством монстров за деньги), в армии, в политике. Но, например, в Ре-Эстизе принцесса Реннер, будучи более политически компетентной и с лучшей репутацией среди народа, чем её братья, стоит позже них в очереди престолонаследия, только потому, что она женщина. В случае с данной конкретной принцессой это, возможно, к лучшему: она только притворяется доброй и заботящейся о благе народа, на самом деле она социопатка с острым умом шахматиста. Она гораздо умнее своих братцев, один из которых довольно отморожен и готов просто убить кучу людей, чтобы побыстрее разделаться с заданием переговоров с ними и прибыть на сражение для того, чтобы не растерять политические очки, а другой ленив и бездарен, но уж точно она не добрее. Также наблюдается обоюдный фантастический расизм: полулюди и гетероморфные расы сильнее людей и часто притесняют их вне сильно укреплённых городов, поэтому Слейнская Теократия основала идеологию, согласно которой люди должны объединиться и давать остальным расам безжалостный отпор, завоёвывать и обращать в рабство. Сельское и часть городского населения неграмотны. В некоторых странах испорченные аристократы творят беспредел. И так далее.

Видеоигры[править]

  • Сеттинг Дона Блута Dragon’s Lair, каким он предстаёт на страницах взрослых комиксов по мотивам одноимённой культовой видеоигры 1983 года.
    • Увы, в мультсериале (сюжетном приквеле игры) вместо сабжа перед нами именно Романтическое Средневековье, поскольку мультсериал предназначался для малышей.
    • Дон Блут обещал вскорости (?) явить граду и миру киноверсию — или полнометражный мультфильм. Поглядим, увидим…
  • Dragon Age: Origins старательно строит из себя темное фэнтези, и тому есть ряд подтверждений… Но слишком здесь, в основном, порядочно, без романтизации, но и без всяких пароксизмов, вида: «жизнь ГГ начинается, когда его находят под виселицей, на которой его мать повесили прямо в процессе родов» и тому подобного. Многим персонажам реально не хватает цинизма. Реализм не превращается в чернуху, вот что важно.
  • Gothic II — Во второй части назревает гражданская война между наёмниками (многие из которых — преступники) и городской стражей, причём стражники — не меньшие головорезы, чем наёмники, они тоже собирают с крестьян деньги на защиту и отнимают урожай и овец. Церковь в лице магов огня погрязла в властолюбии и коррупции, паладины — «фанатичные убийцы, которым платят маги огня», женские персонажи — сплошные ведьмы и проститутки. Два персонажа, которых можно назвать положительными — Мильтен и Лестер, но они заключённые, а значит, имеют преступное прошлое… как минимум, с точки зрения королевской власти. Предел прагматичности героя задает сам игрок, поэтому на выходе каждый может получить персонажа себе по вкусу: от рыцаря в ржавых доспехах до бессердечного урода, способного, глазом не моргнув, обречь на смерть целую крепость.
    • Нет, сеттинг ещё светлее. Женские персонажи - вовсе не "сплошь ведьмы и проститутки", как написано выше: ведьма в игре одна, проституток - три (и ещё пару можно назвать "вероятно, гулящими", т.к. они спокойно пускают малознакомых мужчин в свой дом на ночлег). А женщин в игре - несколько десятков, и большинство из них - либо примерные жёны, либо молодые девушки (тоже нормальные, хотя и не идеальные и т.зр. характера). Кроме того, лорд Хаген и большая часть паладинов действительно поддерживают порядок, а в конце игры собираются спасти своих собратьев из осады замка в Рудниковой долине. Да и больше половины бывших заключённых не совершали тяжких преступлений (в 1-й части за убийство на территории любого лагеря полагалась смерть - нападали все жители), а на каторгу они попали из-за ужесточения законов.
  • Вселенная Warcraft. Есть и эпичность, и жизнь простолюдинов, жуткие моральные дилеммы и юморок (даже до ММОРПГ), реализм намерений осаживает раздутую фэнтезийность сеттинга. В Warcraft 3: RoC людские земли на момент начала сюжета, до полномасштабного нашествия Плети и демонов, выглядят вполне ухоженно и чистенько, хоть и явно идиллией даже не пахнет.
    • Одноимённый фильм особенно точно отразил стилистику сабжа.
  • Heroes of Might and Magic. Вот уж где точно нет мира! Нет, на серо-серую вселенную не тянет: разделение добра-зла недвусмысленно, даже ангелы и демоны есть. Но ангелы, вероятно, киборги местных предтеч, демоны — инопланетяне[5]. Среди рыцарей бывают козлы, у хаоситов и некромантов — как минимум злодеи с принципами. В общем-то, и герои Инферно обладают в чём-то человеческим обликом (особенно в Четвёрке, где их оторвали от Криган и слили с мертвяками).
  • Аллоды: частично это «даркуха», ибо мир заведомо распавшийся, но разумные цивилизации вполне развиты, где это обосновано. Дерутся здесь охотно (конфликт Кании и Хадагана вообще извечно-архетипический), дружат тоже многие со многими, вселенская героика соседствует с бытовухой. Сеттинг не скатывается в чёрно-белость, но если уж пришёл какой-нибудь вселенский маньяк, рассусоливать с ним не будут. Проблемы нашего мира здесь подсвечиваются с : от аналогов Второй мировой и Холодной войн до изобретения фотоаппарата и борьбы с порножурналами в Империи.
  • Pillars of Eternity: игра сперва предстаёт просто миром серо-серой морали, где у каждого своя правда, но сворачивает в данный троп ближе к середине игры, с подковёрными играми политиков в Бухте Непокорности и мелочными дрязгами даже между богами.
  • Kingdom Come: Deliverance — игра разворачивается в средневековой Чехии и претендует на некий исторический реализм. И по мнению автора правки, получился как раз троп, ибо хватает как мрачных, так и положительных моментов. И самое смешное, что периодически мыться в игре как раз-таки желательно. Не, ну а что, леса вырубить ещё не успели, дров для растопки хоть завались, эпидемия чумы прошла — почему бы и не искупаться?
  • Ведьмак 3: Дикая Охота — княжество Туссент. В книгах было натуральным Островом Удовольствий и чуть-чуть не утопией, здесь же выясняется, что и рыцари могут не так сиять доспехами, как им хотелось бы, и преступность организована куда лучше, чем на Севере, и монстра куда опаснее. С другой стороны, по сравнению с Веленом и Новиградом это всё равно два больших шага вперёд: во-первых, в силу климата хозяйствовать проще, а следовательно, простолюдины зажиточнее, а их господа — культурнее; а во-вторых, война сюда не дошла, так что даже после ЧП вроде авианалёта вампиров княжество оправляется, не скатываясь в грязь и уныние.

Настольные игры[править]

  • Magic: the Gathering: аналогично «Героям». Сказочный калейдоскоп существ, фракций, героев, но без излишней чернухи или героизации одной стороны (про белую масть в лоре написано, что она не есть добро).

С оговорками[править]

Русскоязычные произведения[править]

  • Цикл «Волкодав» Марии Семёновой. Если бы было чуть поменьше пафоса — был бы эталон.
    • Семёнова играет с тропом: в целом все тома «Волкодава» — это, вне всякого сомнения, Разностороннее средневековье… но сильно влияние low fantasy и ethno-fantasy, а кое-где попадаются встроенные в мир Локально-Навозные Культуры Тёмных Веков (например, сегваны с их развесёлым бытом).
    • Фэнтези-мир Марии Семёновой — Нижняя Хонь — с самого начала заявлен как площадка для коллективного творчества. Семёнова допустила туда целую толпу МТА, которые там отрываются во все тяжкие. А также — маститого, но неровного Павла Молитвина, который натворил в этом сеттинге четырёхтомник в духе ethno-fantasy («Спутники Волкодава», «Путь Эвриха», «Ветер удачи», «Тень императора»), в целом вполне подпадающий под сабж.
  • С натяжкой — лучшие книги Элеоноры Раткевич («Трилогия о мечах», «Парадоксы Младшего патриарха»). Ненатужны и довольно глубоки, несмотря даже на несколько МТАшно-анимешную гиперсентиментальность[6]. Средневековье, для разнообразия, тут не псевдоевропейское, а псевдодальневосточное.

Иноязычные произведения[править]

  • «Звёздные войны». Космоопера, дофига миров и мультикультурность, но… В центре повествования — погрязшая в бюрократии индустриально-урбанистическая Республика с множеством социальных язв (коррупционерами, наркоторговцами, целыми подземными городами бомжей и прочими прелестями цивилизации) и пришедшая ей на смену Империя, где целые планеты могут быть уничтожены по прихоти императора.
  • Не-феодальный, квазисословный и квазирасовый вариант сеттинга: «Гарри Поттер». Городское фэнтези, социально-психологическая сатира. Джоан Ролинг потопталась, кажется, на всех общественных и личных неоднозначностях и пороках, ни одного не забыла. Время действия — 1990-е годы, но в центре повествования — замкнутое сообщество, которое в психологическом и культурном плане несколько «подзастряло» в Средневековье или, в лучшем случае, в эпохе Возрождения.
  • С натяжкой — книги Дэвида Эддингса. Неровно пишет товарищ. Местами силён уклон в Романтическое Средневековье. А местами создаётся впечатление, что автор творил в аккурат по «Малому типовому набору» А.Свиридова. Местами же — очень достойные труды именно в духе Разностороннего средневековья, которые высоко оценены Анджеем Сапковским (Эддингс входит в десятку его любимых авторов).
  • Роберт Джордан[7] (1948—2007). И его ужасающее многотомно-громоздко-кирпичное «Колесо Времени». Последние тома автор так и не успел дописать — почил в бозе; их доваял до гранд-финала его литературный секретарь Брэндон Сандерсон. Эта сага — широко пропиаренная и даже имеющая своих фанатов, но в целом очень неудачная попытка создать эпическое фэнтези в духе Разностороннего средневековья. Подробности здесь.
  • Diablo III из типичного dark fantasy приближается к жанру. Близзы, всё-таки. Да, мрачняка полно, но зло снова побеждают. Да, ангелы и демоны в наличии, но ангельская сторона далеко не безупречна. Да, люди зажаты со всех сторон и далеко не все обременены высокими моральными качествами… но даже некромант и колдун вуду имеют свои принципы. Особенно совпадает по пункту «зло настоящее, а добро — с пятнышками».
  • С поправкой на очень далёкие времена от наших дней, можно наблюдать и в фантастической франшизе «Охотники на драконов». Варварски настроенные племена вполне себе уживаются с гуманистически настроенными обществами. Самые развитые технологии — экологически чистые, уровень ветропанка. Если же говорить о порядочности персонажей, то тут легко обнаружить все цвета спектра.
  • И ещё одна фантастическая франшиза — RWBY — также с поправкой на параллельную реальность уровня развития, эквивалентного «наше время + 20» за счёт техномагии. Есть и соседство племён почти средневекового уклада с ультрасовременными городами, и неоднозначность персонажей (в том числе положительных), и неприглядные стороны общества (в частности, фэнтезийный расизм) присутствуют. И моральная расстановка сил примерно соответствует упомянутому «Зло так Зло, приснится — не отмашешься; Добро же, хоть и светлое, но как-то в крапинку». В более поздних сезонах начался уклон в dark fantasy, заметный, однако (пока) не слишком сильный.
  • Внезапно, отдельные черты явления можно обнаружить и в ПЛиО. Кто бы там что ни говорил, здесь хватает честных ребят, и нет, вопреки Известному стереотипу гибнут они где-то с той же частотой, что и всякие там нехорошие личности. Так что посыл (если уж он так необходим) вышел вполне себе экзистенциалистским: никто не застрахован от смерти, так почему бы не следовать своим принципам до конца?.. Но в целом это всё-таки, несомненно, не сабж, а мрачное, тяжёлое низкое фэнтези.
    • Добрые и честные в ПЛиО гибнут только в том случае, если сами совершили злодейство, солгали или сделали явную недальновидную глупость. А злодеи и лжецы наказываются всегда — пусть и не сразу. Это уже давно подметили фанаты. Так что налицо очень длинная, подробная, пересыпанная мнимыми неоднозначностями, но всё-таки притча о морали.
      • Мартин, собственно, и не скрывал (и то и дело повторял в интервью), что он — «ученик Толкина». Ну а Толкин — это «притча о морали» во все поля — тем, в частности, и прославлен.

Примечания[править]

  1. Молиться, не умывшись перед молитвой — грех!
  2. Те, кто не моется — грязные варвары!
  3. Крылатое выражение Стругацких.
  4. «Чёрная Книга Арды» — это весьма ангстовое тёмное фэнтези, излагающее историю Арды со стороны «тёмных», причём не таких, каковы они в толкиновском каноне, а романтизированных, идеализированных и приукрашенных. Авторы — Наталья Васильева (aka Ниэннах) и Наталия Некрасова (aka Иллет). Некрасова впоследствии отреклась от прежних принципов. Эпохальный труд, соавтором которого некогда была, то есть «Чёрную Книгу…», Некрасова сама же и подвергла деконструкции в своём последующем фанфике «Великая Игра» и анти-антифанфике «Исповедь Стража», причём опиралась уже именно на троп «Разностороннее средневековье».
  5. Только до 4 части включительно, и то не весь замок, а только дьяволы и отродья. Потом мода на высокотехнологичные элементы в фэнтези прошла.
  6. Ранние, недозрелые вещи Раткевич («Наёмник Мёртвых Богов», «Джет из Джетевена») местами недурны, но громко вопиют «Мы — проба пера!». В итоге от прочтения их можно получить некоторое удовольствие — но их трудно воспринимать всерьёз. А худшие её книги («Палач Мерхины», «Таэ эккейр!», «Ларе-и-т’аэ») — это скорее клюква какая-то, псевдопсихологизм; много авторских потуг — и мало толку. Во всех этих случаях средневековье уже как раз псевдоевропейское, с лёгоньким налётом Дальнего Востока.
  7. На самом деле его звали Джеймс Оливер Ригни (James Oliver Rigney). Псевдоним он себе избрал по имени персонажа «По ком звонит колокол» Э.Хемингуэя.