Хочу быть нормальным: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
common>Даниил Ершов
 
(Новая страница: «{{TVTropes|IJustWantToBeNormal|I Just Want to Be Normal}} Некоторые отчаянно хотят выделиться из толпы и привлечь к себе внимание. А вот этот персонаж — наоборот, стремиться стать как все, стать «нормальным» для своего общества. В зависимости от об...»)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|IJustWantToBeNormal|I Just Want to Be Normal}}
{{TVTropes|IJustWantToBeNormal|I Just Want to Be Normal}}


Некоторые отчаянно хотят выделиться из толпы и [[Отчаянное желание внимания|привлечь к себе внимание]]. А вот этот персонаж — наоборот, стремиться стать как все, стать «нормальным» для своего общества. В зависимости от обстоятельств, троп может играться по-разному:
Некоторые отчаянно хотят выделиться из толпы и [[Отчаянное желание внимания|привлечь к себе внимание]]. А вот этот персонаж — наоборот, стремиться стать как все, стать «нормальным» для своего общества. В зависимости от обстоятельств, троп может играться по-разному:
* Простой, обыкновенный вариант. Персонаж относится к [[Фантастический расизм|угнетаемому меньшинству]], имеет явные недостатки духа или тела или просто [[Изгой|ненавидим окружающими]]. При этом причину всех бед он видит именно в себе и хочет улучшить свою жизнь, изменившись и став нормальным. В зависимости от морали произведения герой может выполнить свою задачу, или осознать, что проблема не в нём и попытаться исправить общество, попутно выдав прежним обидчикам заслуженные [[А двести двадцать не хочешь?|220]]. Или же, в трагическом варианте — герой успешно меняется, став «нормальным», но это оказывается [[Налево кругом|моральным падением]] по мнению автора и/или зрителей.
* Простой, обыкновенный вариант. Персонаж относится к [[Фантастический расизм|угнетаемому меньшинству]], имеет явные недостатки духа или тела или просто [[Изгой|ненавидим окружающими]]. При этом причину всех бед он видит именно в себе и хочет улучшить свою жизнь, изменившись и став нормальным. В зависимости от морали произведения герой может выполнить свою задачу, или осознать, что проблема не в нём и попытаться исправить общество, попутно выдав прежним обидчикам заслуженные [[А двести двадцать не хочешь?|220]]. Или же, в трагическом варианте — герой успешно меняется, став «нормальным», но это оказывается [[Налево кругом|моральным падением]] по мнению автора и/или зрителей.
* Ограниченный вариант: герой не является «нормальным» из-за принадлежности к особой группе, ему закрыты некоторые возможности — и он хочет стать таким, как все, чтобы реализовать себя так, как хочет. В «добром» варианте это, к примеру, наследник трудовой династии, связанный обязательствами и кодексом чести дворянин или юный гений: такой персонаж вынужден быть особым, отделённым от остальных людей, даже если не желает такой судьбы. В «злом» варианте герою может не посчастливиться быть [[Единственный нормальный человек|единственным нормальным]] [[Яблоко от яблони далеко падает|членом]] [[Гнусный клан|гнусного клана]] или [[Мраккультист|секты]]. И в любом случае персонажу не так-то просто стать нормальным: старая группа точно воспримет это в штыки. А иногда — и обычные люди не захотят принимать, и персонаж, вырвавшись из второго пункта, попадёт сразу в первый.
* Ограниченный вариант: герой не является «нормальным» из-за принадлежности к особой группе, ему закрыты некоторые возможности — и он хочет стать таким, как все, чтобы реализовать себя так, как хочет. В «добром» варианте это, к примеру, наследник трудовой династии, связанный обязательствами и кодексом чести дворянин или юный гений: такой персонаж вынужден быть особым, отделённым от остальных людей, даже если не желает такой судьбы. В «злом» варианте герою может не посчастливиться быть [[Единственный нормальный человек|единственным нормальным]] [[Яблоко от яблони далеко падает|членом]] [[Гнусный клан|гнусного клана]] или [[Мраккультист|секты]]. И в любом случае персонажу не так-то просто стать нормальным: старая группа точно воспримет это в штыки. А иногда — и обычные люди не захотят принимать, и персонаж, вырвавшись из второго пункта, попадёт сразу в первый.
* Фантастический. Герой ненормален из-за своей чудодейственной природы, пророчества, [[Суперспособности|сверхспособностей]], [[Киборг|модификаций]], [[Артефакт|артефактов]]… Которые он воспринимает как [[Невероятно клёвое проклятие|проклятие]], не смотря на то, что особых проблем они и не доставляют или могли бы не доставлять, прояви герой хоть малую толику здравомыслия и желания творчески использовать свои способности. В таком случае автор постарается раскрыть разные побочные особенности выпавших сил, уделит внимание психологии подобного решения… или провалит всё, создав очередную [[Неудачная басня|неудачную басню]] о том, что [[Сверхспособности — это плохо|суперспособности]]/[[Магия — это плохо|магия]]/… это плохо, нормальность — хорошо, а [[Мэри Сью тоже плачут|крутые тоже плачут]]. Не смотря на странность такого подхода для мира произведения, он встречается достаточно часто из [[Ватсонианство против дойлизма|дойлистских соображений]]: стремление крутого персонажа стать обычным человеком тешит самолюбие этого самого обычного человека, а также позволяет автору не задумываться над последствиями фантастический допущений, над их влиянием на мир и на героя: в начале книги персонаж получил сверхсилы, пострадал-поприключался и в конце сдал их обратно. И не о чём дальше разговаривать. А если понадобиться — всегда можно писать следующую книгу как первую, с тех же начальных условий. И никаких [[Забыл про сверхспособности|забытых сверхспособностей]]!
* Фантастический. Герой ненормален из-за своей чудодейственной природы, пророчества, [[Суперспособности|сверхспособностей]], [[Киборг|модификаций]], [[Артефакт|артефактов]]… Которые он воспринимает как [[Невероятно клёвое проклятие|проклятие]], не смотря на то, что особых проблем они и не доставляют или могли бы не доставлять, прояви герой хоть малую толику здравомыслия и желания творчески использовать свои способности. В таком случае автор постарается раскрыть разные побочные особенности выпавших сил, уделит внимание психологии подобного решения… или провалит всё, создав очередную [[Неудачная басня|неудачную басню]] о том, что [[Сверхспособности — это плохо|суперспособности]]/[[Магия — это плохо|магия]]/… это плохо, нормальность — хорошо, а [[Мэри Сью тоже плачут|крутые тоже плачут]]. Не смотря на странность такого подхода для мира произведения, он встречается достаточно часто из [[Ватсонианство против дойлизма|дойлистских соображений]]: стремление крутого персонажа стать обычным человеком тешит самолюбие этого самого обычного человека, а также позволяет автору не задумываться над последствиями фантастический допущений, над их влиянием на мир и на героя: в начале книги персонаж получил сверхсилы, пострадал-поприключался и в конце сдал их обратно. И не о чём дальше разговаривать. А если понадобиться — всегда можно писать следующую книгу как первую, с тех же начальных условий. И никаких [[Забыл про сверхспособности|забытых сверхспособностей]]!


В случае, если герой был нормальным изначально и был сделан особенным искусственно, троп часто пересекается с [[Я этого не просил]]. Если же герой всегда был не таким потому, что был создан искусственно, и теперь желает стать настоящим — это близкий троп [[Комплекс Пиноккио]]. Троп почти дочерний — впрочем, не все искуственные люди хотят стать именно нормальными, и тем более не все из желающих стать нормальными — искусственно созданы. Если же отклонение от нормы связано с эмоциональной и социальной сферой, то близким тропом (и, возможно, причиной его появления) могут быть [[Потому что вы были добры ко мне]], [[Отчаянное желание привязанности]] или [[Я просто хочу иметь друзей]]. Желание просто быть нормальным человеком часто сопутствует [[Отказ|отказу]] в [[Путь героя|пути героя]]: может, некие высшие силы и решили, что этот человек является избранным, но он-то сам ничего такого не выбирал!
В случае, если герой был нормальным изначально и был сделан особенным искусственно, троп часто пересекается с [[Я этого не просил]]. Если же герой всегда был не таким потому, что был создан искусственно, и теперь желает стать настоящим — это близкий троп [[Комплекс Пиноккио]]. Троп почти дочерний — впрочем, не все искуственные люди хотят стать именно нормальными, и тем более не все из желающих стать нормальными — искусственно созданы. Если же отклонение от нормы связано с эмоциональной и социальной сферой, то близким тропом (и, возможно, причиной его появления) могут быть [[Потому что вы были добры ко мне]], [[Отчаянное желание привязанности]] или [[Я просто хочу иметь друзей]]. Желание просто быть нормальным человеком часто сопутствует [[Отказ|отказу]] в [[Путь героя|пути героя]]: может, некие высшие силы и решили, что этот человек является избранным, но он-то сам ничего такого не выбирал!


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 15: Строка 15:
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Ю. Олеша, «[[Три Толстяка]]» — Тутти страдает от своего «железного сердца» и одиночества. Второй вариант.
* Ю. Олеша, «[[Три Толстяка]]» — Тутти страдает от своего «железного сердца» и одиночества. Второй вариант.
* И. Ильф и Е. Петров, «Светлая личность» — Филюрин не слишком-то рад своей неожиданной невидимости. Когда она, наконец, пропадает — он просто счастлив.
* И. Ильф и Е. Петров, «Светлая личность» — Филюрин не слишком-то рад своей неожиданной невидимости. Когда она, наконец, пропадает — он просто счастлив.
* Александр Беляев, «Человек, потерявший лицо» — карлик Тонио Престо смешит людей одним своим видом. Он делается киноартистом-комиком и зарабатывает миллионы. Однако всё, о чём он мечтает — это стать человеком нормального роста и обычной внешности.
* Александр Беляев, «Человек, потерявший лицо» — карлик Тонио Престо смешит людей одним своим видом. Он делается киноартистом-комиком и зарабатывает миллионы. Однако всё, о чём он мечтает — это стать человеком нормального роста и обычной внешности.
* [[Р. Л. Стайн]] — «Как я научился летать»: главный герой был так измучен вниманием публики, что в конце концов публично сделал вид, что летать разучился. Теперь он наслаждается мирной жизнью и общением с друзьями, а летает только по ночам — когда никто не видит.
* [[Р. Л. Стайн]] «Как я научился летать»: главный герой был так измучен вниманием публики, что в конце концов публично сделал вид, что летать разучился. Теперь он наслаждается мирной жизнью и общением с друзьями, а летает только по ночам — когда никто не видит.
* Дзирт до’Урден, главный герой серии «Тёмный эльф», многое бы отдал за отношение к себе как к нормальному разумному существу, а не как к представителю расы [[полное чудовище|полных чудовищ]]. Впрочем, тут же [[аверсия]]: получив волшебную маску, позволяющую выглядеть как обычный светлый эльф, Дзирт быстро устает врать окружающим (да и окружающие подсознательно замечают — не прижилась на добром дроу чужая личина, не прижилась)… и в конце концов отказывается от маски, чтобы быть самим собой.
* Дзирт до’Урден, главный герой серии «Тёмный эльф», многое бы отдал за отношение к себе как к нормальному разумному существу, а не как к представителю расы [[полное чудовище|полных чудовищ]]. Впрочем, тут же [[аверсия]]: получив волшебную маску, позволяющую выглядеть как обычный светлый эльф, Дзирт быстро устает врать окружающим (да и окружающие подсознательно замечают — не прижилась на добром дроу чужая личина, не прижилась)… и в конце концов отказывается от маски, чтобы быть самим собой.
* Тонкий момент: первое время после своего Испытания [[Dragonlance|Рейстлин Маджере]], одержимый сущностью древнего мага Фистандантилуса, делящегося с ним знаниями и силой, но взамен подорвавшего и без того плохое здоровье, мечтает стать нормальным… магом. Потом, впрочем, этот [[озлобленный ботаник]] меняет парадигму, и ни на что менее, чем [[комплекс бога|бытие богом]], не согласен.
* Тонкий момент: первое время после своего Испытания [[Dragonlance|Рейстлин Маджере]], одержимый сущностью древнего мага Фистандантилуса, делящегося с ним знаниями и силой, но взамен подорвавшего и без того плохое здоровье, мечтает стать нормальным… магом. Потом, впрочем, этот [[озлобленный ботаник]] меняет парадигму, и ни на что менее, чем [[комплекс бога|бытие богом]], не согласен.
* Р. Дж. Паласио, «Чудо» — лицо десятилетнего Августа Пулмана описывается в книге как нечто невообразимо деформированное и чудовищное. Другие люди, увидев его, в первые мгновения теряют дар речи, а иногда и убегают с криками. Естественно, самая заветная мечта мальчика — иметь нормальную внешность.
* Р. Дж. Паласио, «Чудо» — лицо десятилетнего Августа Пулмана описывается в книге как нечто невообразимо деформированное и чудовищное. Другие люди, увидев его, в первые мгновения теряют дар речи, а иногда и убегают с криками. Естественно, самая заветная мечта мальчика — иметь нормальную внешность.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* Эй, а главного героя фильма «[[Gattaca]]» никто не забыл? Да, нормальными там считаются сконструированные на генофабрике и выращенные в пробирках, а не рожденные естественным путем. Но ГГ-то хотел быть «нормальным» (или хотя-бы доказать самому себе, что он не хуже тех, которые «VALID») в сеттинге СВОЕГО мира!
* Эй, а главного героя фильма «[[Gattaca]]» никто не забыл? Да, нормальными там считаются сконструированные на генофабрике и выращенные в пробирках, а не рожденные естественным путем. Но ГГ-то хотел быть «нормальным» (или хотя-бы доказать самому себе, что он не хуже тех, которые «VALID») в сеттинге СВОЕГО мира!
* «[[Артур и минипуты]]» — третий вариант приключился с Урдалаком. В результате попытки спьяну поцеловать ядовитое насекомое серьёзно пострадал и теперь вообще ничего не чувствует, в том числе собственного тела, пугает всех одним видом (что для политика, ранее в своей борьбе за власть опиравшегося на поддержку народа, просто невыносимо). Неудивительно, что для восстановления прежнего облика он решил использовать все возможные и невозможные способы.
* «[[Артур и минипуты]]» — третий вариант приключился с Урдалаком. В результате попытки спьяну поцеловать ядовитое насекомое серьёзно пострадал и теперь вообще ничего не чувствует, в том числе собственного тела, пугает всех одним видом (что для политика, ранее в своей борьбе за власть опиравшегося на поддержку народа, просто невыносимо). Неудивительно, что для восстановления прежнего облика он решил использовать все возможные и невозможные способы.
* «Порождающая огонь» по Кингу — главная героиня прямым текстом заявляет, что хочет быть обыкновенной.
* «Порождающая огонь» по Кингу — главная героиня прямым текстом заявляет, что хочет быть обыкновенной.
* «Wolf Girl» — первый вариант: главная героиня, Тара, родилась с выраженным гипертрихозом, мать была вынуждена подбросить ее владельцу цирка уродцев, но все равно оказалась убита суеверными крестьянами, а сама девушка вынуждена изображать дикое чудовище, чтобы заработать на жизнь, и мечтает избавиться от своего уродства. Благодаря экспериментальному лечению ей это удается. Ценой человеческого разума.
* «Wolf Girl» — первый вариант: главная героиня, Тара, родилась с выраженным гипертрихозом, мать была вынуждена подбросить ее владельцу цирка уродцев, но все равно оказалась убита суеверными крестьянами, а сама девушка вынуждена изображать дикое чудовище, чтобы заработать на жизнь, и мечтает избавиться от своего уродства. Благодаря экспериментальному лечению ей это удается. Ценой человеческого разума.
* «Сестра обороотня» — Бриджит знает, что излечиться от ликантропии невозможно, но отчаянно пытается оттянуть момент окончательного превращения в кровожадное чудовище. А вот Джинджер в первой (и приквельной) части, наоборот, постепенно начала любить свою звериную природу.
* «Сестра обороотня» — Бриджит знает, что излечиться от ликантропии невозможно, но отчаянно пытается оттянуть момент окончательного превращения в кровожадное чудовище. А вот Джинджер в первой (и приквельной) части, наоборот, постепенно начала любить свою звериную природу.
* «Оборотни» — ни главной героине, ни ее брату перспектива стать оборотнями почему-то не нравится.
* «Оборотни» — ни главной героине, ни ее брату перспектива стать оборотнями почему-то не нравится.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «Тайны Смолвиля» — Кларк Кент (который ещё не Супермен) мечтает именно о том, чтобы быть нормальным ''человеком''. В некоторых сериях, где он теряет свою силу, Кларк явно не выглядит расстроенным и даже открыто наслаждается своей «обычностью».
* «Тайны Смолвиля» — Кларк Кент (который ещё не Супермен) мечтает именно о том, чтобы быть нормальным ''человеком''. В некоторых сериях, где он теряет свою силу, Кларк явно не выглядит расстроенным и даже открыто наслаждается своей «обычностью».
* «[[Mako Mermaids|Тайны острова Мако]]» — Эви, [[зигзаг]]ом. При обретении способностей русалки и хвоста она была этому абсолютно не рада. Ближе к концу 2-го — началу 3-го сезона вроде бы смирилась, но после {{spoiler|[[Ай, молодца!|потери всей магии по вине Чаолонга-Нериссы]]}} особо переживать не стала.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* «Пиноккио» же!
* «Пиноккио» же!
** «Пиноккио в открытом космосе» (1966) ещё круче. Деревянность героя предстаёт полноправной сверхспособностью. Пиноккио как «деревянный робот» (формулировка пришельца) вовсю пользуется своими преимуществами — дышать не надо, а при необходимости может соврать и дотянуться носом до нужного места. Однако она подаётся как наказание, а в конце — снимается. Третий вариант. Став мальчиком, Пиноккио в уже не сможет спасти мир, только героически погибнуть, т. к. уже не будет в состоянии воспользоваться ими. И вроде как бы врать нехорошо, но в ключевых моментах это был растущий от лжи нос — навык Чехова.
** «Пиноккио в открытом космосе» (1966) ещё круче. Деревянность героя предстаёт полноправной сверхспособностью. Пиноккио как «деревянный робот» (формулировка пришельца) вовсю пользуется своими преимуществами — дышать не надо, а при необходимости может соврать и дотянуться носом до нужного места. Однако она подаётся как наказание, а в конце — снимается. Третий вариант. Став мальчиком, Пиноккио в уже не сможет спасти мир, только героически погибнуть, т. к. уже не будет в состоянии воспользоваться ими. И вроде как бы врать нехорошо, но в ключевых моментах это был растущий от лжи нос — навык Чехова.
** «Пиноккио 3000» (2004) тут заявляется, что человеком быть лучше, чем роботом со свободой воли. Только вот это получается как-то сомнительно и попахивает расизмом для данного сеттинга. К тому же, став человеком, герой опять-таки лишается части своих способностей, благодаря которым он спас своего папашу Джузеппе (и всех детей в городе за компанию).
** «Пиноккио 3000» (2004) тут заявляется, что человеком быть лучше, чем роботом со свободой воли. Только вот это получается как-то сомнительно и попахивает расизмом для данного сеттинга. К тому же, став человеком, герой опять-таки лишается части своих способностей, благодаря которым он спас своего папашу Джузеппе (и всех детей в городе за компанию).
* «Ральф» — Ванилопа хочет участвовать в гонках, как и все остальные девочки-водители, но не может из-за своих глюков. Первый вариант, гибрид: в конце исправили память и Ванилопе, и остальным девочкам-водительницам. И всё встало на свои места.
* «Ральф» — Ванилопа хочет участвовать в гонках, как и все остальные девочки-водители, но не может из-за своих глюков. Первый вариант, гибрид: в конце исправили память и Ванилопе, и остальным девочкам-водительницам. И всё встало на свои места.
* «Геркулес» — фантастический вариант. Да, потом парень захотел стать богом, но начинал-то он с мечты сделаться таким, как все. Подсвечено Аидом после сделки.
* «Геркулес» — фантастический вариант. Да, потом парень захотел стать богом, но начинал-то он с мечты сделаться таким, как все. Подсвечено Аидом после сделки.
* [[Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек]] — Сэм, довольно трагичный вариант. В детстве её постоянно унижали из-за «ботанского» увлечения метеорологией. Дабы избежать травли, Сэм вынуждена полностью поменять свой образ жизни, чтобы понравиться людям. В итоге во взрослой жизни она стала обычной легкомысленной девушкой, работающую журналисткой. К счастью, под влиянием Флинна, она возвращает себе интерес к метеорологии.
* [[Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек]] Сэм, довольно трагичный вариант. В детстве её постоянно унижали из-за «ботанского» увлечения метеорологией. Дабы избежать травли, Сэм вынуждена полностью поменять свой образ жизни, чтобы понравиться людям. В итоге во взрослой жизни она стала обычной легкомысленной девушкой, работающую журналисткой. К счастью, под влиянием Флинна, она возвращает себе интерес к метеорологии.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* [[Губка Боб Квадратные Штаны]] — эпизод «Ненормальный» полностью посвящён тропу. По совету Сквидварда Боб решает стать нормальным, кардинально изменив свою жизнь. [[Всё пошло слишком так|В итоге он стал настолько нормальным]], что потерял работу и даже больше бесил Сквидварда своей «нормальностью». Пришлось обратиться к Патрику за помощью. Увы, курс реабилитации прошёл безуспешно, и Боб так и остался нормальным {{spoiler|до тех пор, пока не лицезрел ставшего таким же нормальным Сквидварда.}}
* [[Губка Боб Квадратные Штаны]] эпизод «Ненормальный» полностью посвящён тропу. По совету Сквидварда Боб решает стать нормальным, кардинально изменив свою жизнь. [[Всё пошло слишком так|В итоге он стал настолько нормальным]], что потерял работу и даже больше бесил Сквидварда своей «нормальностью». Пришлось обратиться к Патрику за помощью. Увы, курс реабилитации прошёл безуспешно, и Боб так и остался нормальным {{spoiler|до тех пор, пока не лицезрел ставшего таким же нормальным Сквидварда.}}
* [[The Powerpuff Girls|Суперкрошки]] — как ни странно, но героини несколько раз пытались избавится от своих суперспособностей.
* [[The Powerpuff Girls|Суперкрошки]] как ни странно, но героини несколько раз пытались избавится от своих суперспособностей.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[Tokyo Ghoul]] — Канеки Кен до 12 серии 1 сезона.
* Мало какой японский школьник принимает свою особую судьбу с удовольствием и никогда не пытается вернуть всё как было. Вот, [[синдзи]] подтвердит. Про это даже есть комикс! Герои [[гаремник]]ов особенно упорны в своём желании вести обычную жизнь вопреки особым обстоятельствам. Впрочем, в последнее время используется реже и чаще [[Деконструкция|деконструируется]].
* Мало какой японский школьник принимает свою особую судьбу с удовольствием и никогда не пытается вернуть всё как было. Вот, [[синдзи]] подтвердит. Про это даже есть комикс! Герои [[гаремник]]ов особенно упорны в своём желании вести обычную жизнь вопреки особым обстоятельствам. Впрочем, в последнее время используется реже и чаще [[Деконструкция|деконструируется]].
* [[Bleach]] — зигзаг с главным героем. Когда всё только начиналось, Ичиго не хотел видеть духов и тем более сражаться с Пустыми. После — изменил своё мнение и, потеряв силы, постарался вернуть их назад.
* [[Bleach]] зигзаг с главным героем. Когда всё только начиналось, Ичиго не хотел видеть духов и тем более сражаться с Пустыми. После — изменил своё мнение и, потеряв силы, постарался вернуть их назад.
** По мнению главгероя, Айдзэн в глубине души мечтал стать обычным синигами.
** По мнению главгероя, Айдзэн в глубине души мечтал стать обычным синигами.
* [[Ghost in the Shell]] — искусственный интеллект «Проект 2501», он же Кукловод заявляет о том, что обладает сознанием и должен быть признан человеком. Но это не [[комплекс Пиноккио]] — Кукловод хочет изменить мнение общества о себе и получить равные с людьми права, а не стать настоящим человеком.
* [[Ghost in the Shell]] искусственный интеллект «Проект 2501», он же Кукловод заявляет о том, что обладает сознанием и должен быть признан человеком. Но это не [[комплекс Пиноккио]] Кукловод хочет изменить мнение общества о себе и получить равные с людьми права, а не стать настоящим человеком.
* [[Hataraku Saibou]] — AE-3803 очень страдает из-за своего топографического кретинизма и жаждет лишь того, чтобы быть обычным эритроцитом.
* [[Hataraku Saibou]] AE-3803 очень страдает из-за своего топографического кретинизма и жаждет лишь того, чтобы быть обычным эритроцитом.
* "Youkoso Jitsuryoku Shijou Shugi no Kyoushitsu e" — главный герой, Аянокоджи Киётака. Обладая невероятными физическими и умственными способностями, которые намного превосходят обычных учеников, желает побыть обычным школьником, будучи лишённым этого в детстве. К сожалению, выбрал не ту школу(хотя выбора особо и не было).
* "Youkoso Jitsuryoku Shijou Shugi no Kyoushitsu e" — главный герой, Аянокоджи Киётака. Обладая невероятными физическими и умственными способностями, которые намного превосходят обычных учеников, желает побыть обычным школьником, будучи лишённым этого в детстве. К сожалению, выбрал не ту школу(хотя выбора особо и не было).


Строка 60: Строка 58:
* Бывает с людьми, которых презирают из-за ярко выраженной индивидуальности и просто из-за мнения, которая отличается от мнения большинства. Особенно часто встречается у жертв [[буллинг]]а. Чтобы не стать [[Изгой|изгоями]], такие люди стремятся стать похожими на остальных.
* Бывает с людьми, которых презирают из-за ярко выраженной индивидуальности и просто из-за мнения, которая отличается от мнения большинства. Особенно часто встречается у жертв [[буллинг]]а. Чтобы не стать [[Изгой|изгоями]], такие люди стремятся стать похожими на остальных.
* Сюда же, возможно, люди-ЛГБТ и прочие, кто не соответствует «традиционным ценностям» консервативных обществ. Возможно, это можно отнести к предыдущему пункту.
* Сюда же, возможно, люди-ЛГБТ и прочие, кто не соответствует «традиционным ценностям» консервативных обществ. Возможно, это можно отнести к предыдущему пункту.
** Да в принципе все, у кого на этапе формирования личности наблюдались проблемы в семье, выливавшиеся как в проблемы воспитательного процесса, так и в приводящие к гормональным сбоям проблемы питания — в результате человек понимает, что вырос «неправильным» и даже видит, что именно в нём не так, но измениться уже не может.
** Да в принципе все, у кого на этапе формирования личности наблюдались проблемы в семье, выливавшиеся как в проблемы воспитательного процесса, так и в приводящие к гормональным сбоям проблемы питания — в результате человек понимает, что вырос «неправильным» и даже видит, что именно в нём не так, но измениться уже не может.


{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}

Версия 19:54, 27 марта 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья I Just Want to Be Normal. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Некоторые отчаянно хотят выделиться из толпы и привлечь к себе внимание. А вот этот персонаж — наоборот, стремиться стать как все, стать «нормальным» для своего общества. В зависимости от обстоятельств, троп может играться по-разному:

  • Простой, обыкновенный вариант. Персонаж относится к угнетаемому меньшинству, имеет явные недостатки духа или тела или просто ненавидим окружающими. При этом причину всех бед он видит именно в себе и хочет улучшить свою жизнь, изменившись и став нормальным. В зависимости от морали произведения герой может выполнить свою задачу, или осознать, что проблема не в нём и попытаться исправить общество, попутно выдав прежним обидчикам заслуженные 220. Или же, в трагическом варианте — герой успешно меняется, став «нормальным», но это оказывается моральным падением по мнению автора и/или зрителей.
  • Ограниченный вариант: герой не является «нормальным» из-за принадлежности к особой группе, ему закрыты некоторые возможности — и он хочет стать таким, как все, чтобы реализовать себя так, как хочет. В «добром» варианте это, к примеру, наследник трудовой династии, связанный обязательствами и кодексом чести дворянин или юный гений: такой персонаж вынужден быть особым, отделённым от остальных людей, даже если не желает такой судьбы. В «злом» варианте герою может не посчастливиться быть единственным нормальным членом гнусного клана или секты. И в любом случае персонажу не так-то просто стать нормальным: старая группа точно воспримет это в штыки. А иногда — и обычные люди не захотят принимать, и персонаж, вырвавшись из второго пункта, попадёт сразу в первый.
  • Фантастический. Герой ненормален из-за своей чудодейственной природы, пророчества, сверхспособностей, модификаций, артефактов… Которые он воспринимает как проклятие, не смотря на то, что особых проблем они и не доставляют или могли бы не доставлять, прояви герой хоть малую толику здравомыслия и желания творчески использовать свои способности. В таком случае автор постарается раскрыть разные побочные особенности выпавших сил, уделит внимание психологии подобного решения… или провалит всё, создав очередную неудачную басню о том, что суперспособности/магия/… это плохо, нормальность — хорошо, а крутые тоже плачут. Не смотря на странность такого подхода для мира произведения, он встречается достаточно часто из дойлистских соображений: стремление крутого персонажа стать обычным человеком тешит самолюбие этого самого обычного человека, а также позволяет автору не задумываться над последствиями фантастический допущений, над их влиянием на мир и на героя: в начале книги персонаж получил сверхсилы, пострадал-поприключался и в конце сдал их обратно. И не о чём дальше разговаривать. А если понадобиться — всегда можно писать следующую книгу как первую, с тех же начальных условий. И никаких забытых сверхспособностей!

В случае, если герой был нормальным изначально и был сделан особенным искусственно, троп часто пересекается с Я этого не просил. Если же герой всегда был не таким потому, что был создан искусственно, и теперь желает стать настоящим — это близкий троп Комплекс Пиноккио. Троп почти дочерний — впрочем, не все искуственные люди хотят стать именно нормальными, и тем более не все из желающих стать нормальными — искусственно созданы. Если же отклонение от нормы связано с эмоциональной и социальной сферой, то близким тропом (и, возможно, причиной его появления) могут быть Потому что вы были добры ко мне, Отчаянное желание привязанности или Я просто хочу иметь друзей. Желание просто быть нормальным человеком часто сопутствует отказу в пути героя: может, некие высшие силы и решили, что этот человек является избранным, но он-то сам ничего такого не выбирал!

Примеры

Общее

Литература

  • Ю. Олеша, «Три Толстяка» — Тутти страдает от своего «железного сердца» и одиночества. Второй вариант.
  • И. Ильф и Е. Петров, «Светлая личность» — Филюрин не слишком-то рад своей неожиданной невидимости. Когда она, наконец, пропадает — он просто счастлив.
  • Александр Беляев, «Человек, потерявший лицо» — карлик Тонио Престо смешит людей одним своим видом. Он делается киноартистом-комиком и зарабатывает миллионы. Однако всё, о чём он мечтает — это стать человеком нормального роста и обычной внешности.
  • Р. Л. Стайн — «Как я научился летать»: главный герой был так измучен вниманием публики, что в конце концов публично сделал вид, что летать разучился. Теперь он наслаждается мирной жизнью и общением с друзьями, а летает только по ночам — когда никто не видит.
  • Дзирт до’Урден, главный герой серии «Тёмный эльф», многое бы отдал за отношение к себе как к нормальному разумному существу, а не как к представителю расы полных чудовищ. Впрочем, тут же аверсия: получив волшебную маску, позволяющую выглядеть как обычный светлый эльф, Дзирт быстро устает врать окружающим (да и окружающие подсознательно замечают — не прижилась на добром дроу чужая личина, не прижилась)… и в конце концов отказывается от маски, чтобы быть самим собой.
  • Тонкий момент: первое время после своего Испытания Рейстлин Маджере, одержимый сущностью древнего мага Фистандантилуса, делящегося с ним знаниями и силой, но взамен подорвавшего и без того плохое здоровье, мечтает стать нормальным… магом. Потом, впрочем, этот озлобленный ботаник меняет парадигму, и ни на что менее, чем бытие богом, не согласен.
  • Р. Дж. Паласио, «Чудо» — лицо десятилетнего Августа Пулмана описывается в книге как нечто невообразимо деформированное и чудовищное. Другие люди, увидев его, в первые мгновения теряют дар речи, а иногда и убегают с криками. Естественно, самая заветная мечта мальчика — иметь нормальную внешность.

Кино

  • Эй, а главного героя фильма «Gattaca» никто не забыл? Да, нормальными там считаются сконструированные на генофабрике и выращенные в пробирках, а не рожденные естественным путем. Но ГГ-то хотел быть «нормальным» (или хотя-бы доказать самому себе, что он не хуже тех, которые «VALID») в сеттинге СВОЕГО мира!
  • «Артур и минипуты» — третий вариант приключился с Урдалаком. В результате попытки спьяну поцеловать ядовитое насекомое серьёзно пострадал и теперь вообще ничего не чувствует, в том числе собственного тела, пугает всех одним видом (что для политика, ранее в своей борьбе за власть опиравшегося на поддержку народа, просто невыносимо). Неудивительно, что для восстановления прежнего облика он решил использовать все возможные и невозможные способы.
  • «Порождающая огонь» по Кингу — главная героиня прямым текстом заявляет, что хочет быть обыкновенной.
  • «Wolf Girl» — первый вариант: главная героиня, Тара, родилась с выраженным гипертрихозом, мать была вынуждена подбросить ее владельцу цирка уродцев, но все равно оказалась убита суеверными крестьянами, а сама девушка вынуждена изображать дикое чудовище, чтобы заработать на жизнь, и мечтает избавиться от своего уродства. Благодаря экспериментальному лечению ей это удается. Ценой человеческого разума.
  • «Сестра обороотня» — Бриджит знает, что излечиться от ликантропии невозможно, но отчаянно пытается оттянуть момент окончательного превращения в кровожадное чудовище. А вот Джинджер в первой (и приквельной) части, наоборот, постепенно начала любить свою звериную природу.
  • «Оборотни» — ни главной героине, ни ее брату перспектива стать оборотнями почему-то не нравится.

Телесериалы

  • «Тайны Смолвиля» — Кларк Кент (который ещё не Супермен) мечтает именно о том, чтобы быть нормальным человеком. В некоторых сериях, где он теряет свою силу, Кларк явно не выглядит расстроенным и даже открыто наслаждается своей «обычностью».

Мультфильмы

  • «Пиноккио» же!
    • «Пиноккио в открытом космосе» (1966) ещё круче. Деревянность героя предстаёт полноправной сверхспособностью. Пиноккио как «деревянный робот» (формулировка пришельца) вовсю пользуется своими преимуществами — дышать не надо, а при необходимости может соврать и дотянуться носом до нужного места. Однако она подаётся как наказание, а в конце — снимается. Третий вариант. Став мальчиком, Пиноккио в уже не сможет спасти мир, только героически погибнуть, т. к. уже не будет в состоянии воспользоваться ими. И вроде как бы врать нехорошо, но в ключевых моментах это был растущий от лжи нос — навык Чехова.
    • «Пиноккио 3000» (2004) тут заявляется, что человеком быть лучше, чем роботом со свободой воли. Только вот это получается как-то сомнительно и попахивает расизмом для данного сеттинга. К тому же, став человеком, герой опять-таки лишается части своих способностей, благодаря которым он спас своего папашу Джузеппе (и всех детей в городе за компанию).
  • «Ральф» — Ванилопа хочет участвовать в гонках, как и все остальные девочки-водители, но не может из-за своих глюков. Первый вариант, гибрид: в конце исправили память и Ванилопе, и остальным девочкам-водительницам. И всё встало на свои места.
  • «Геркулес» — фантастический вариант. Да, потом парень захотел стать богом, но начинал-то он с мечты сделаться таким, как все. Подсвечено Аидом после сделки.
  • Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек — Сэм, довольно трагичный вариант. В детстве её постоянно унижали из-за «ботанского» увлечения метеорологией. Дабы избежать травли, Сэм вынуждена полностью поменять свой образ жизни, чтобы понравиться людям. В итоге во взрослой жизни она стала обычной легкомысленной девушкой, работающую журналисткой. К счастью, под влиянием Флинна, она возвращает себе интерес к метеорологии.

Мультсериалы

  • Губка Боб Квадратные Штаны — эпизод «Ненормальный» полностью посвящён тропу. По совету Сквидварда Боб решает стать нормальным, кардинально изменив свою жизнь. В итоге он стал настолько нормальным, что потерял работу и даже больше бесил Сквидварда своей «нормальностью». Пришлось обратиться к Патрику за помощью. Увы, курс реабилитации прошёл безуспешно, и Боб так и остался нормальным до тех пор, пока не лицезрел ставшего таким же нормальным Сквидварда.
  • Суперкрошки — как ни странно, но героини несколько раз пытались избавится от своих суперспособностей.

Аниме и манга

  • Мало какой японский школьник принимает свою особую судьбу с удовольствием и никогда не пытается вернуть всё как было. Вот, синдзи подтвердит. Про это даже есть комикс! Герои гаремников особенно упорны в своём желании вести обычную жизнь вопреки особым обстоятельствам. Впрочем, в последнее время используется реже и чаще деконструируется.
  • Bleach — зигзаг с главным героем. Когда всё только начиналось, Ичиго не хотел видеть духов и тем более сражаться с Пустыми. После — изменил своё мнение и, потеряв силы, постарался вернуть их назад.
    • По мнению главгероя, Айдзэн в глубине души мечтал стать обычным синигами.
  • Ghost in the Shell — искусственный интеллект «Проект 2501», он же Кукловод заявляет о том, что обладает сознанием и должен быть признан человеком. Но это не комплекс Пиноккио — Кукловод хочет изменить мнение общества о себе и получить равные с людьми права, а не стать настоящим человеком.
  • Hataraku Saibou — AE-3803 очень страдает из-за своего топографического кретинизма и жаждет лишь того, чтобы быть обычным эритроцитом.
  • "Youkoso Jitsuryoku Shijou Shugi no Kyoushitsu e" — главный герой, Аянокоджи Киётака. Обладая невероятными физическими и умственными способностями, которые намного превосходят обычных учеников, желает побыть обычным школьником, будучи лишённым этого в детстве. К сожалению, выбрал не ту школу(хотя выбора особо и не было).

Реальная жизнь

  • Многие люди «с особенностями» (те же аутисты) охотно предпочли бы таковыми не быть. Даже и ценой утраты специфической одаренности, нередко сопутствующей нарушению.
    • Впрочем в зависимости от окружения человек с тем же синдромом Аспергера может вообще не замечать своей «ненормальности» и даже не задумываться о том, что чем-то отличается, но так, к сожалению, везёт не всем.
  • Бывает с людьми, которых презирают из-за ярко выраженной индивидуальности и просто из-за мнения, которая отличается от мнения большинства. Особенно часто встречается у жертв буллинга. Чтобы не стать изгоями, такие люди стремятся стать похожими на остальных.
  • Сюда же, возможно, люди-ЛГБТ и прочие, кто не соответствует «традиционным ценностям» консервативных обществ. Возможно, это можно отнести к предыдущему пункту.
    • Да в принципе все, у кого на этапе формирования личности наблюдались проблемы в семье, выливавшиеся как в проблемы воспитательного процесса, так и в приводящие к гормональным сбоям проблемы питания — в результате человек понимает, что вырос «неправильным» и даже видит, что именно в нём не так, но измениться уже не может.