Хочу быть нормальным: различия между версиями
common>Даниил Ершов |
(Новая страница: «{{TVTropes|IJustWantToBeNormal|I Just Want to Be Normal}} Некоторые отчаянно хотят выделиться из толпы и привлечь к себе внимание. А вот этот персонаж — наоборот, стремиться стать как все, стать «нормальным» для своего общества. В зависимости от об...») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|IJustWantToBeNormal|I Just Want to Be Normal}} | {{TVTropes|IJustWantToBeNormal|I Just Want to Be Normal}} | ||
Некоторые отчаянно хотят выделиться из толпы и [[Отчаянное желание внимания|привлечь к себе внимание]]. А вот этот | Некоторые отчаянно хотят выделиться из толпы и [[Отчаянное желание внимания|привлечь к себе внимание]]. А вот этот персонаж — наоборот, стремиться стать как все, стать «нормальным» для своего общества. В зависимости от обстоятельств, троп может играться по-разному: | ||
* Простой, обыкновенный вариант. Персонаж относится к [[Фантастический расизм|угнетаемому меньшинству]], имеет явные недостатки духа или тела или просто [[Изгой|ненавидим окружающими]]. При этом причину всех бед он видит именно в себе и хочет улучшить свою жизнь, изменившись и став нормальным. В зависимости от морали произведения герой может выполнить свою задачу, или осознать, что проблема не в нём и попытаться исправить общество, попутно выдав прежним обидчикам заслуженные [[А двести двадцать не хочешь?|220]]. Или же, в трагическом | * Простой, обыкновенный вариант. Персонаж относится к [[Фантастический расизм|угнетаемому меньшинству]], имеет явные недостатки духа или тела или просто [[Изгой|ненавидим окружающими]]. При этом причину всех бед он видит именно в себе и хочет улучшить свою жизнь, изменившись и став нормальным. В зависимости от морали произведения герой может выполнить свою задачу, или осознать, что проблема не в нём и попытаться исправить общество, попутно выдав прежним обидчикам заслуженные [[А двести двадцать не хочешь?|220]]. Или же, в трагическом варианте — герой успешно меняется, став «нормальным», но это оказывается [[Налево кругом|моральным падением]] по мнению автора и/или зрителей. | ||
* Ограниченный вариант: герой не является «нормальным» из-за принадлежности к особой группе, ему закрыты некоторые | * Ограниченный вариант: герой не является «нормальным» из-за принадлежности к особой группе, ему закрыты некоторые возможности — и он хочет стать таким, как все, чтобы реализовать себя так, как хочет. В «добром» варианте это, к примеру, наследник трудовой династии, связанный обязательствами и кодексом чести дворянин или юный гений: такой персонаж вынужден быть особым, отделённым от остальных людей, даже если не желает такой судьбы. В «злом» варианте герою может не посчастливиться быть [[Единственный нормальный человек|единственным нормальным]] [[Яблоко от яблони далеко падает|членом]] [[Гнусный клан|гнусного клана]] или [[Мраккультист|секты]]. И в любом случае персонажу не так-то просто стать нормальным: старая группа точно воспримет это в штыки. А иногда — и обычные люди не захотят принимать, и персонаж, вырвавшись из второго пункта, попадёт сразу в первый. | ||
* Фантастический. Герой ненормален из-за своей чудодейственной природы, пророчества, [[Суперспособности|сверхспособностей]], [[Киборг|модификаций]], [[Артефакт|артефактов]]… Которые он воспринимает как [[Невероятно клёвое проклятие|проклятие]], не смотря на то, что особых проблем они и не доставляют или могли бы не доставлять, прояви герой хоть малую толику здравомыслия и желания творчески использовать свои способности. В таком случае автор постарается раскрыть разные побочные особенности выпавших сил, уделит внимание психологии подобного решения… или провалит всё, создав очередную [[Неудачная басня|неудачную басню]] о том, что [[Сверхспособности — это плохо|суперспособности]]/[[Магия — это плохо|магия]]/… это плохо, | * Фантастический. Герой ненормален из-за своей чудодейственной природы, пророчества, [[Суперспособности|сверхспособностей]], [[Киборг|модификаций]], [[Артефакт|артефактов]]… Которые он воспринимает как [[Невероятно клёвое проклятие|проклятие]], не смотря на то, что особых проблем они и не доставляют или могли бы не доставлять, прояви герой хоть малую толику здравомыслия и желания творчески использовать свои способности. В таком случае автор постарается раскрыть разные побочные особенности выпавших сил, уделит внимание психологии подобного решения… или провалит всё, создав очередную [[Неудачная басня|неудачную басню]] о том, что [[Сверхспособности — это плохо|суперспособности]]/[[Магия — это плохо|магия]]/… это плохо, нормальность — хорошо, а [[Мэри Сью тоже плачут|крутые тоже плачут]]. Не смотря на странность такого подхода для мира произведения, он встречается достаточно часто из [[Ватсонианство против дойлизма|дойлистских соображений]]: стремление крутого персонажа стать обычным человеком тешит самолюбие этого самого обычного человека, а также позволяет автору не задумываться над последствиями фантастический допущений, над их влиянием на мир и на героя: в начале книги персонаж получил сверхсилы, пострадал-поприключался и в конце сдал их обратно. И не о чём дальше разговаривать. А если понадобиться — всегда можно писать следующую книгу как первую, с тех же начальных условий. И никаких [[Забыл про сверхспособности|забытых сверхспособностей]]! | ||
В случае, если герой был нормальным изначально и был сделан особенным искусственно, троп часто пересекается с [[Я этого не просил]]. Если же герой всегда был не таким потому, что был создан искусственно, и теперь желает стать | В случае, если герой был нормальным изначально и был сделан особенным искусственно, троп часто пересекается с [[Я этого не просил]]. Если же герой всегда был не таким потому, что был создан искусственно, и теперь желает стать настоящим — это близкий троп [[Комплекс Пиноккио]]. Троп почти дочерний — впрочем, не все искуственные люди хотят стать именно нормальными, и тем более не все из желающих стать нормальными — искусственно созданы. Если же отклонение от нормы связано с эмоциональной и социальной сферой, то близким тропом (и, возможно, причиной его появления) могут быть [[Потому что вы были добры ко мне]], [[Отчаянное желание привязанности]] или [[Я просто хочу иметь друзей]]. Желание просто быть нормальным человеком часто сопутствует [[Отказ|отказу]] в [[Путь героя|пути героя]]: может, некие высшие силы и решили, что этот человек является избранным, но он-то сам ничего такого не выбирал! | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Ю. Олеша, «[[Три Толстяка]]» — Тутти страдает от своего «железного сердца» и одиночества. Второй вариант. | * Ю. Олеша, «[[Три Толстяка]]» — Тутти страдает от своего «железного сердца» и одиночества. Второй вариант. | ||
* И. Ильф и Е. Петров, «Светлая | * И. Ильф и Е. Петров, «Светлая личность» — Филюрин не слишком-то рад своей неожиданной невидимости. Когда она, наконец, пропадает — он просто счастлив. | ||
* Александр Беляев, «Человек, потерявший | * Александр Беляев, «Человек, потерявший лицо» — карлик Тонио Престо смешит людей одним своим видом. Он делается киноартистом-комиком и зарабатывает миллионы. Однако всё, о чём он мечтает — это стать человеком нормального роста и обычной внешности. | ||
* [[Р. Л. Стайн]] | * [[Р. Л. Стайн]] — «Как я научился летать»: главный герой был так измучен вниманием публики, что в конце концов публично сделал вид, что летать разучился. Теперь он наслаждается мирной жизнью и общением с друзьями, а летает только по ночам — когда никто не видит. | ||
* Дзирт до’Урден, главный герой серии «Тёмный эльф», многое бы отдал за отношение к себе как к нормальному разумному существу, а не как к представителю расы [[полное чудовище|полных чудовищ]]. Впрочем, тут же [[аверсия]]: получив волшебную маску, позволяющую выглядеть как обычный светлый эльф, Дзирт быстро устает врать окружающим (да и окружающие подсознательно | * Дзирт до’Урден, главный герой серии «Тёмный эльф», многое бы отдал за отношение к себе как к нормальному разумному существу, а не как к представителю расы [[полное чудовище|полных чудовищ]]. Впрочем, тут же [[аверсия]]: получив волшебную маску, позволяющую выглядеть как обычный светлый эльф, Дзирт быстро устает врать окружающим (да и окружающие подсознательно замечают — не прижилась на добром дроу чужая личина, не прижилась)… и в конце концов отказывается от маски, чтобы быть самим собой. | ||
* Тонкий момент: первое время после своего Испытания [[Dragonlance|Рейстлин Маджере]], одержимый сущностью древнего мага Фистандантилуса, делящегося с ним знаниями и силой, но взамен подорвавшего и без того плохое здоровье, мечтает стать нормальным… магом. Потом, впрочем, этот [[озлобленный ботаник]] меняет парадигму, и ни на что менее, чем [[комплекс бога|бытие богом]], не согласен. | * Тонкий момент: первое время после своего Испытания [[Dragonlance|Рейстлин Маджере]], одержимый сущностью древнего мага Фистандантилуса, делящегося с ним знаниями и силой, но взамен подорвавшего и без того плохое здоровье, мечтает стать нормальным… магом. Потом, впрочем, этот [[озлобленный ботаник]] меняет парадигму, и ни на что менее, чем [[комплекс бога|бытие богом]], не согласен. | ||
* Р. Дж. Паласио, | * Р. Дж. Паласио, «Чудо» — лицо десятилетнего Августа Пулмана описывается в книге как нечто невообразимо деформированное и чудовищное. Другие люди, увидев его, в первые мгновения теряют дар речи, а иногда и убегают с криками. Естественно, самая заветная мечта мальчика — иметь нормальную внешность. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* Эй, а главного героя фильма «[[Gattaca]]» никто не забыл? Да, нормальными там считаются сконструированные на генофабрике и выращенные в пробирках, а не рожденные естественным путем. Но ГГ-то хотел быть «нормальным» (или хотя-бы доказать самому себе, что он не хуже тех, которые «VALID») в сеттинге СВОЕГО мира! | * Эй, а главного героя фильма «[[Gattaca]]» никто не забыл? Да, нормальными там считаются сконструированные на генофабрике и выращенные в пробирках, а не рожденные естественным путем. Но ГГ-то хотел быть «нормальным» (или хотя-бы доказать самому себе, что он не хуже тех, которые «VALID») в сеттинге СВОЕГО мира! | ||
* «[[Артур и минипуты]] | * «[[Артур и минипуты]]» — третий вариант приключился с Урдалаком. В результате попытки спьяну поцеловать ядовитое насекомое серьёзно пострадал и теперь вообще ничего не чувствует, в том числе собственного тела, пугает всех одним видом (что для политика, ранее в своей борьбе за власть опиравшегося на поддержку народа, просто невыносимо). Неудивительно, что для восстановления прежнего облика он решил использовать все возможные и невозможные способы. | ||
* «Порождающая огонь» по | * «Порождающая огонь» по Кингу — главная героиня прямым текстом заявляет, что хочет быть обыкновенной. | ||
* «Wolf | * «Wolf Girl» — первый вариант: главная героиня, Тара, родилась с выраженным гипертрихозом, мать была вынуждена подбросить ее владельцу цирка уродцев, но все равно оказалась убита суеверными крестьянами, а сама девушка вынуждена изображать дикое чудовище, чтобы заработать на жизнь, и мечтает избавиться от своего уродства. Благодаря экспериментальному лечению ей это удается. Ценой человеческого разума. | ||
* «Сестра | * «Сестра обороотня» — Бриджит знает, что излечиться от ликантропии невозможно, но отчаянно пытается оттянуть момент окончательного превращения в кровожадное чудовище. А вот Джинджер в первой (и приквельной) части, наоборот, постепенно начала любить свою звериную природу. | ||
* | * «Оборотни» — ни главной героине, ни ее брату перспектива стать оборотнями почему-то не нравится. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «Тайны | * «Тайны Смолвиля» — Кларк Кент (который ещё не Супермен) мечтает именно о том, чтобы быть нормальным ''человеком''. В некоторых сериях, где он теряет свою силу, Кларк явно не выглядит расстроенным и даже открыто наслаждается своей «обычностью». | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «Пиноккио» же! | * «Пиноккио» же! | ||
** «Пиноккио в открытом космосе» (1966) ещё круче. Деревянность героя предстаёт полноправной сверхспособностью. Пиноккио как «деревянный робот» (формулировка пришельца) вовсю пользуется своими | ** «Пиноккио в открытом космосе» (1966) ещё круче. Деревянность героя предстаёт полноправной сверхспособностью. Пиноккио как «деревянный робот» (формулировка пришельца) вовсю пользуется своими преимуществами — дышать не надо, а при необходимости может соврать и дотянуться носом до нужного места. Однако она подаётся как наказание, а в конце — снимается. Третий вариант. Став мальчиком, Пиноккио в уже не сможет спасти мир, только героически погибнуть, т. к. уже не будет в состоянии воспользоваться ими. И вроде как бы врать нехорошо, но в ключевых моментах это был растущий от лжи нос — навык Чехова. | ||
** «Пиноккио 3000» (2004) тут заявляется, что человеком быть лучше, чем роботом со свободой воли. Только вот это получается как-то сомнительно и попахивает расизмом для данного сеттинга. К тому же, став человеком, герой опять-таки лишается части своих способностей, благодаря которым он спас своего папашу Джузеппе (и всех детей в городе за компанию). | ** «Пиноккио 3000» (2004) тут заявляется, что человеком быть лучше, чем роботом со свободой воли. Только вот это получается как-то сомнительно и попахивает расизмом для данного сеттинга. К тому же, став человеком, герой опять-таки лишается части своих способностей, благодаря которым он спас своего папашу Джузеппе (и всех детей в городе за компанию). | ||
* | * «Ральф» — Ванилопа хочет участвовать в гонках, как и все остальные девочки-водители, но не может из-за своих глюков. Первый вариант, гибрид: в конце исправили память и Ванилопе, и остальным девочкам-водительницам. И всё встало на свои места. | ||
* | * «Геркулес» — фантастический вариант. Да, потом парень захотел стать богом, но начинал-то он с мечты сделаться таким, как все. Подсвечено Аидом после сделки. | ||
* [[Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек]] | * [[Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек]] — Сэм, довольно трагичный вариант. В детстве её постоянно унижали из-за «ботанского» увлечения метеорологией. Дабы избежать травли, Сэм вынуждена полностью поменять свой образ жизни, чтобы понравиться людям. В итоге во взрослой жизни она стала обычной легкомысленной девушкой, работающую журналисткой. К счастью, под влиянием Флинна, она возвращает себе интерес к метеорологии. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* [[Губка Боб Квадратные Штаны]] | * [[Губка Боб Квадратные Штаны]] — эпизод «Ненормальный» полностью посвящён тропу. По совету Сквидварда Боб решает стать нормальным, кардинально изменив свою жизнь. [[Всё пошло слишком так|В итоге он стал настолько нормальным]], что потерял работу и даже больше бесил Сквидварда своей «нормальностью». Пришлось обратиться к Патрику за помощью. Увы, курс реабилитации прошёл безуспешно, и Боб так и остался нормальным {{spoiler|до тех пор, пока не лицезрел ставшего таким же нормальным Сквидварда.}} | ||
* [[The Powerpuff Girls|Суперкрошки]] | * [[The Powerpuff Girls|Суперкрошки]] — как ни странно, но героини несколько раз пытались избавится от своих суперспособностей. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* Мало какой японский школьник принимает свою особую судьбу с удовольствием и никогда не пытается вернуть всё как было. Вот, [[синдзи]] подтвердит. Про это даже есть комикс! Герои [[гаремник]]ов особенно упорны в своём желании вести обычную жизнь вопреки особым обстоятельствам. Впрочем, в последнее время используется реже и чаще [[Деконструкция|деконструируется]]. | * Мало какой японский школьник принимает свою особую судьбу с удовольствием и никогда не пытается вернуть всё как было. Вот, [[синдзи]] подтвердит. Про это даже есть комикс! Герои [[гаремник]]ов особенно упорны в своём желании вести обычную жизнь вопреки особым обстоятельствам. Впрочем, в последнее время используется реже и чаще [[Деконструкция|деконструируется]]. | ||
* [[Bleach]] | * [[Bleach]] — зигзаг с главным героем. Когда всё только начиналось, Ичиго не хотел видеть духов и тем более сражаться с Пустыми. После — изменил своё мнение и, потеряв силы, постарался вернуть их назад. | ||
** По мнению главгероя, Айдзэн в глубине души мечтал стать обычным синигами. | ** По мнению главгероя, Айдзэн в глубине души мечтал стать обычным синигами. | ||
* [[Ghost in the Shell]] | * [[Ghost in the Shell]] — искусственный интеллект «Проект 2501», он же Кукловод заявляет о том, что обладает сознанием и должен быть признан человеком. Но это не [[комплекс Пиноккио]] — Кукловод хочет изменить мнение общества о себе и получить равные с людьми права, а не стать настоящим человеком. | ||
* [[Hataraku Saibou]] | * [[Hataraku Saibou]] — AE-3803 очень страдает из-за своего топографического кретинизма и жаждет лишь того, чтобы быть обычным эритроцитом. | ||
* "Youkoso Jitsuryoku Shijou Shugi no Kyoushitsu e" — главный герой, Аянокоджи Киётака. Обладая невероятными физическими и умственными способностями, которые намного превосходят обычных учеников, желает побыть обычным школьником, будучи лишённым этого в детстве. К сожалению, выбрал не ту школу(хотя выбора особо и не было). | * "Youkoso Jitsuryoku Shijou Shugi no Kyoushitsu e" — главный герой, Аянокоджи Киётака. Обладая невероятными физическими и умственными способностями, которые намного превосходят обычных учеников, желает побыть обычным школьником, будучи лишённым этого в детстве. К сожалению, выбрал не ту школу(хотя выбора особо и не было). | ||
Строка 60: | Строка 58: | ||
* Бывает с людьми, которых презирают из-за ярко выраженной индивидуальности и просто из-за мнения, которая отличается от мнения большинства. Особенно часто встречается у жертв [[буллинг]]а. Чтобы не стать [[Изгой|изгоями]], такие люди стремятся стать похожими на остальных. | * Бывает с людьми, которых презирают из-за ярко выраженной индивидуальности и просто из-за мнения, которая отличается от мнения большинства. Особенно часто встречается у жертв [[буллинг]]а. Чтобы не стать [[Изгой|изгоями]], такие люди стремятся стать похожими на остальных. | ||
* Сюда же, возможно, люди-ЛГБТ и прочие, кто не соответствует «традиционным ценностям» консервативных обществ. Возможно, это можно отнести к предыдущему пункту. | * Сюда же, возможно, люди-ЛГБТ и прочие, кто не соответствует «традиционным ценностям» консервативных обществ. Возможно, это можно отнести к предыдущему пункту. | ||
** Да в принципе все, у кого на этапе формирования личности наблюдались проблемы в семье, выливавшиеся как в проблемы воспитательного процесса, так и в приводящие к гормональным сбоям проблемы | ** Да в принципе все, у кого на этапе формирования личности наблюдались проблемы в семье, выливавшиеся как в проблемы воспитательного процесса, так и в приводящие к гормональным сбоям проблемы питания — в результате человек понимает, что вырос «неправильным» и даже видит, что именно в нём не так, но измениться уже не может. | ||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | {{Nav/Штампы/Явления и идеи}} |
Версия 19:54, 27 марта 2022
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья I Just Want to Be Normal. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Некоторые отчаянно хотят выделиться из толпы и привлечь к себе внимание. А вот этот персонаж — наоборот, стремиться стать как все, стать «нормальным» для своего общества. В зависимости от обстоятельств, троп может играться по-разному:
- Простой, обыкновенный вариант. Персонаж относится к угнетаемому меньшинству, имеет явные недостатки духа или тела или просто ненавидим окружающими. При этом причину всех бед он видит именно в себе и хочет улучшить свою жизнь, изменившись и став нормальным. В зависимости от морали произведения герой может выполнить свою задачу, или осознать, что проблема не в нём и попытаться исправить общество, попутно выдав прежним обидчикам заслуженные 220. Или же, в трагическом варианте — герой успешно меняется, став «нормальным», но это оказывается моральным падением по мнению автора и/или зрителей.
- Ограниченный вариант: герой не является «нормальным» из-за принадлежности к особой группе, ему закрыты некоторые возможности — и он хочет стать таким, как все, чтобы реализовать себя так, как хочет. В «добром» варианте это, к примеру, наследник трудовой династии, связанный обязательствами и кодексом чести дворянин или юный гений: такой персонаж вынужден быть особым, отделённым от остальных людей, даже если не желает такой судьбы. В «злом» варианте герою может не посчастливиться быть единственным нормальным членом гнусного клана или секты. И в любом случае персонажу не так-то просто стать нормальным: старая группа точно воспримет это в штыки. А иногда — и обычные люди не захотят принимать, и персонаж, вырвавшись из второго пункта, попадёт сразу в первый.
- Фантастический. Герой ненормален из-за своей чудодейственной природы, пророчества, сверхспособностей, модификаций, артефактов… Которые он воспринимает как проклятие, не смотря на то, что особых проблем они и не доставляют или могли бы не доставлять, прояви герой хоть малую толику здравомыслия и желания творчески использовать свои способности. В таком случае автор постарается раскрыть разные побочные особенности выпавших сил, уделит внимание психологии подобного решения… или провалит всё, создав очередную неудачную басню о том, что суперспособности/магия/… это плохо, нормальность — хорошо, а крутые тоже плачут. Не смотря на странность такого подхода для мира произведения, он встречается достаточно часто из дойлистских соображений: стремление крутого персонажа стать обычным человеком тешит самолюбие этого самого обычного человека, а также позволяет автору не задумываться над последствиями фантастический допущений, над их влиянием на мир и на героя: в начале книги персонаж получил сверхсилы, пострадал-поприключался и в конце сдал их обратно. И не о чём дальше разговаривать. А если понадобиться — всегда можно писать следующую книгу как первую, с тех же начальных условий. И никаких забытых сверхспособностей!
В случае, если герой был нормальным изначально и был сделан особенным искусственно, троп часто пересекается с Я этого не просил. Если же герой всегда был не таким потому, что был создан искусственно, и теперь желает стать настоящим — это близкий троп Комплекс Пиноккио. Троп почти дочерний — впрочем, не все искуственные люди хотят стать именно нормальными, и тем более не все из желающих стать нормальными — искусственно созданы. Если же отклонение от нормы связано с эмоциональной и социальной сферой, то близким тропом (и, возможно, причиной его появления) могут быть Потому что вы были добры ко мне, Отчаянное желание привязанности или Я просто хочу иметь друзей. Желание просто быть нормальным человеком часто сопутствует отказу в пути героя: может, некие высшие силы и решили, что этот человек является избранным, но он-то сам ничего такого не выбирал!
Примеры
Общее
- Практически любой обладатель особо отстойного дара мечтает от него отделаться.
Литература
- Ю. Олеша, «Три Толстяка» — Тутти страдает от своего «железного сердца» и одиночества. Второй вариант.
- И. Ильф и Е. Петров, «Светлая личность» — Филюрин не слишком-то рад своей неожиданной невидимости. Когда она, наконец, пропадает — он просто счастлив.
- Александр Беляев, «Человек, потерявший лицо» — карлик Тонио Престо смешит людей одним своим видом. Он делается киноартистом-комиком и зарабатывает миллионы. Однако всё, о чём он мечтает — это стать человеком нормального роста и обычной внешности.
- Р. Л. Стайн — «Как я научился летать»: главный герой был так измучен вниманием публики, что в конце концов публично сделал вид, что летать разучился. Теперь он наслаждается мирной жизнью и общением с друзьями, а летает только по ночам — когда никто не видит.
- Дзирт до’Урден, главный герой серии «Тёмный эльф», многое бы отдал за отношение к себе как к нормальному разумному существу, а не как к представителю расы полных чудовищ. Впрочем, тут же аверсия: получив волшебную маску, позволяющую выглядеть как обычный светлый эльф, Дзирт быстро устает врать окружающим (да и окружающие подсознательно замечают — не прижилась на добром дроу чужая личина, не прижилась)… и в конце концов отказывается от маски, чтобы быть самим собой.
- Тонкий момент: первое время после своего Испытания Рейстлин Маджере, одержимый сущностью древнего мага Фистандантилуса, делящегося с ним знаниями и силой, но взамен подорвавшего и без того плохое здоровье, мечтает стать нормальным… магом. Потом, впрочем, этот озлобленный ботаник меняет парадигму, и ни на что менее, чем бытие богом, не согласен.
- Р. Дж. Паласио, «Чудо» — лицо десятилетнего Августа Пулмана описывается в книге как нечто невообразимо деформированное и чудовищное. Другие люди, увидев его, в первые мгновения теряют дар речи, а иногда и убегают с криками. Естественно, самая заветная мечта мальчика — иметь нормальную внешность.
Кино
- Эй, а главного героя фильма «Gattaca» никто не забыл? Да, нормальными там считаются сконструированные на генофабрике и выращенные в пробирках, а не рожденные естественным путем. Но ГГ-то хотел быть «нормальным» (или хотя-бы доказать самому себе, что он не хуже тех, которые «VALID») в сеттинге СВОЕГО мира!
- «Артур и минипуты» — третий вариант приключился с Урдалаком. В результате попытки спьяну поцеловать ядовитое насекомое серьёзно пострадал и теперь вообще ничего не чувствует, в том числе собственного тела, пугает всех одним видом (что для политика, ранее в своей борьбе за власть опиравшегося на поддержку народа, просто невыносимо). Неудивительно, что для восстановления прежнего облика он решил использовать все возможные и невозможные способы.
- «Порождающая огонь» по Кингу — главная героиня прямым текстом заявляет, что хочет быть обыкновенной.
- «Wolf Girl» — первый вариант: главная героиня, Тара, родилась с выраженным гипертрихозом, мать была вынуждена подбросить ее владельцу цирка уродцев, но все равно оказалась убита суеверными крестьянами, а сама девушка вынуждена изображать дикое чудовище, чтобы заработать на жизнь, и мечтает избавиться от своего уродства. Благодаря экспериментальному лечению ей это удается. Ценой человеческого разума.
- «Сестра обороотня» — Бриджит знает, что излечиться от ликантропии невозможно, но отчаянно пытается оттянуть момент окончательного превращения в кровожадное чудовище. А вот Джинджер в первой (и приквельной) части, наоборот, постепенно начала любить свою звериную природу.
- «Оборотни» — ни главной героине, ни ее брату перспектива стать оборотнями почему-то не нравится.
Телесериалы
- «Тайны Смолвиля» — Кларк Кент (который ещё не Супермен) мечтает именно о том, чтобы быть нормальным человеком. В некоторых сериях, где он теряет свою силу, Кларк явно не выглядит расстроенным и даже открыто наслаждается своей «обычностью».
Мультфильмы
- «Пиноккио» же!
- «Пиноккио в открытом космосе» (1966) ещё круче. Деревянность героя предстаёт полноправной сверхспособностью. Пиноккио как «деревянный робот» (формулировка пришельца) вовсю пользуется своими преимуществами — дышать не надо, а при необходимости может соврать и дотянуться носом до нужного места. Однако она подаётся как наказание, а в конце — снимается. Третий вариант. Став мальчиком, Пиноккио в уже не сможет спасти мир, только героически погибнуть, т. к. уже не будет в состоянии воспользоваться ими. И вроде как бы врать нехорошо, но в ключевых моментах это был растущий от лжи нос — навык Чехова.
- «Пиноккио 3000» (2004) тут заявляется, что человеком быть лучше, чем роботом со свободой воли. Только вот это получается как-то сомнительно и попахивает расизмом для данного сеттинга. К тому же, став человеком, герой опять-таки лишается части своих способностей, благодаря которым он спас своего папашу Джузеппе (и всех детей в городе за компанию).
- «Ральф» — Ванилопа хочет участвовать в гонках, как и все остальные девочки-водители, но не может из-за своих глюков. Первый вариант, гибрид: в конце исправили память и Ванилопе, и остальным девочкам-водительницам. И всё встало на свои места.
- «Геркулес» — фантастический вариант. Да, потом парень захотел стать богом, но начинал-то он с мечты сделаться таким, как все. Подсвечено Аидом после сделки.
- Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек — Сэм, довольно трагичный вариант. В детстве её постоянно унижали из-за «ботанского» увлечения метеорологией. Дабы избежать травли, Сэм вынуждена полностью поменять свой образ жизни, чтобы понравиться людям. В итоге во взрослой жизни она стала обычной легкомысленной девушкой, работающую журналисткой. К счастью, под влиянием Флинна, она возвращает себе интерес к метеорологии.
Мультсериалы
- Губка Боб Квадратные Штаны — эпизод «Ненормальный» полностью посвящён тропу. По совету Сквидварда Боб решает стать нормальным, кардинально изменив свою жизнь. В итоге он стал настолько нормальным, что потерял работу и даже больше бесил Сквидварда своей «нормальностью». Пришлось обратиться к Патрику за помощью. Увы, курс реабилитации прошёл безуспешно, и Боб так и остался нормальным до тех пор, пока не лицезрел ставшего таким же нормальным Сквидварда.
- Суперкрошки — как ни странно, но героини несколько раз пытались избавится от своих суперспособностей.
Аниме и манга
- Мало какой японский школьник принимает свою особую судьбу с удовольствием и никогда не пытается вернуть всё как было. Вот, синдзи подтвердит. Про это даже есть комикс! Герои гаремников особенно упорны в своём желании вести обычную жизнь вопреки особым обстоятельствам. Впрочем, в последнее время используется реже и чаще деконструируется.
- Bleach — зигзаг с главным героем. Когда всё только начиналось, Ичиго не хотел видеть духов и тем более сражаться с Пустыми. После — изменил своё мнение и, потеряв силы, постарался вернуть их назад.
- По мнению главгероя, Айдзэн в глубине души мечтал стать обычным синигами.
- Ghost in the Shell — искусственный интеллект «Проект 2501», он же Кукловод заявляет о том, что обладает сознанием и должен быть признан человеком. Но это не комплекс Пиноккио — Кукловод хочет изменить мнение общества о себе и получить равные с людьми права, а не стать настоящим человеком.
- Hataraku Saibou — AE-3803 очень страдает из-за своего топографического кретинизма и жаждет лишь того, чтобы быть обычным эритроцитом.
- "Youkoso Jitsuryoku Shijou Shugi no Kyoushitsu e" — главный герой, Аянокоджи Киётака. Обладая невероятными физическими и умственными способностями, которые намного превосходят обычных учеников, желает побыть обычным школьником, будучи лишённым этого в детстве. К сожалению, выбрал не ту школу(хотя выбора особо и не было).
Реальная жизнь
- Многие люди «с особенностями» (те же аутисты) охотно предпочли бы таковыми не быть. Даже и ценой утраты специфической одаренности, нередко сопутствующей нарушению.
- Впрочем в зависимости от окружения человек с тем же синдромом Аспергера может вообще не замечать своей «ненормальности» и даже не задумываться о том, что чем-то отличается, но так, к сожалению, везёт не всем.
- Бывает с людьми, которых презирают из-за ярко выраженной индивидуальности и просто из-за мнения, которая отличается от мнения большинства. Особенно часто встречается у жертв буллинга. Чтобы не стать изгоями, такие люди стремятся стать похожими на остальных.
- Сюда же, возможно, люди-ЛГБТ и прочие, кто не соответствует «традиционным ценностям» консервативных обществ. Возможно, это можно отнести к предыдущему пункту.
- Да в принципе все, у кого на этапе формирования личности наблюдались проблемы в семье, выливавшиеся как в проблемы воспитательного процесса, так и в приводящие к гормональным сбоям проблемы питания — в результате человек понимает, что вырос «неправильным» и даже видит, что именно в нём не так, но измениться уже не может.