Не читал, но восхваляю

Материал из Posmotrelisu
Версия от 03:00, 27 марта 2022; Taskforce304 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Вкратце|Случай, когда персонаж какое-то произведение вообще не читал, но хвалит с целью прослыть высококультурным.}} {{Q| — Вы плохо видите, плохо слышите, да еще и дальтоник. Не понимаю, зачем вы пришли в кино. Вы же никакого удовольствия не получаете от ф...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Случай, когда персонаж какое-то произведение вообще не читал, но хвалит с целью прослыть высококультурным.
« — Вы плохо видите, плохо слышите, да еще и дальтоник. Не понимаю, зачем вы пришли в кино. Вы же никакого

удовольствия не получаете от фильма.
— Какое, к чёрту, удовольствие?! Мне надо рецензию на него писать.

»
— Анекдот
« И помните! Музыка, которую Вы так хвалите, ни в коем случае не должна Вам нравиться. Более того, Вы ее вообще слушать не должны! «Зачем же ее хвалить?» — спросите Вы? Да чтобы унижать тупых неучей, школьников и вовсю демонстрировать свой НОНКОНФОРМИЗМ! »
— Metal Blast Show

«Не читал, но осуждаю» про произведения с неоднозначной репутацией — известный феномен. А как вам обратная ситуация? Когда любить что-то и восхищаться — стильно-модно-молодежно, или наоборот — круто, неформально и интеллектуально? В этом случае мы имеем дело с «не читал, но восхваляю».
Альтернативное мнение: петь с чужого голоса — безусловно плохо. Но есть вероятность, что такой восхищающийся все же захочет ознакомиться получше с предметом своего восхищения. Если же «критик» остается в рамках сабжа — это уже клиника.

Часто этот троп касается журналистов, которые обозревают те или иные произведения искусства или поп-культуры на регулярной основе. Возможности или желания ознакомиться у них нет из-за неадекватного количества того, по чему надо писать статьи и рецензии, объективных причин, и/или лени журналиста. Поэтому они пишут с чужих перепевок, в лучшем случае — своих впечатлений в первые полчаса потребления контента, болтаясь между этим тропом, ковбой Бибоп за своим компьютером и Не читал, но осуждаю в зависимости от ситуации и настроения.

И да, никто не смотрит Шекспира и более того, многие вещи круты именно потому, что с них началась эпоха. А на фоне дальнейших, развивших их идеи, выглядят весьма бледненько. Их, может быть, один раз для галочки и прочитают — но восхваляют не благодаря, а вопреки прямому впечатлению от прочтения. Сделав в голове все поправки на первопроходность, эпохальность, знаковость и прочую чёрноквадратность.

Если восхваление вызвано рекламной кампанией, которая чрезмерно приукрасила достоинства произведения, то это другой троп.

Если это восхваление навязчиво и вызывается той или иной публикой, то это третий троп.

Примеры

Общие случаи

  • Произведения, ставшие бесспорно классическими. В ту же копилку «классика жанра», отчасти исходя из возраста произведения.
  • Практически любой из прославленных учёных страдает именно из-за этого. Благодаря школе и научно-популярным фильмам о их открытиях знает вся планета, но лишь ответственные студенты и научные деятели знакомы с точным текстом их монографий и статей.

Фольклор

  • Брежнев и его «Малая земля». «Что-то кого ни спрошу, все хвалят. Самому, что ли, почитать?»

Литература

Общее

  • Литература вообще. Часто встречается мнение, что книга — это нечто всегда хорошее, а телевизор, комиксы и видеоигры не совсем хорошее, а то и заведомо вредное. Но как-то упускается из виду, что бывают глупые, примитивные, «ширпотребные» и антинаучные книги. Или литературный фастфуд из разряда «прочитал и забыл».
    • Типичное явление тропа — многочисленные паблики и тематические встречи из разряда «читающие девушки/юноши — восхитительны», «запах книг», «МХК» и т. д. Почитав таких восхитительных повнимательнее, можно наткнуться на множество интересных и ценных мнений.
  • Зачастую — книги из школьной программы. Часто в варианте «нерадивый ученик, толком не прочитавший заданное, надеется выехать на общих словах о том, как же он уважает великого писателя». Или просто ищет в Интернете что надо отвечать относительно какого произведения.
    • Сами учителя литературы тоже могут подходить под троп: есть экземпляры, которые ведут уроки по какому-нибудь произведению, будучи знакомыми по ним только по критическим статьям. С прикрученным фитильком, если учитель читал текст, но усиленно проталкивает свои хэдканоны (пытаться возражать бесполезно: даже если вы подготовились идеально, что очень непросто, педагогу с большим стажем не составит труда вас завалить). Пара уроков у такого учителя легко может сделать школьника предубежденным против художественной литературы.
    • К тому же, проблематика классики часто не соответствует возрасту человека. Человеку, который пока не представляет, что значит жить отдельно от родителей и наступать на горло своим принципам, довольно тяжело понять Раскольникова.
  • Бесчисленное множество фундаментальных философских, религиозных и идеологических произведений: такие книги нередко пишутся тяжёлым языком, очень объёмны и требуют обдумывания, так что последователи часто знают их главным образом в пересказе.
    • «Капитал», эту альфу и омегу коммунизма как движения, философии и государственного строя, читало до удивления мало людей, называющих себя социалистами и коммунистами. Во многом связано с объемом произведения и тяжеловесным слогом самого Маркса.
    • Отдельного упоминания заслуживают сочинения В. И. Ленина. Многие коммунисты, называющие себя последователями Ленина, даже в общих чертах незнакомы с содержанием его работ — поэтому риторика представителей многочисленных коммунистических партий для осиливших «Полное собрание сочинений» может показаться донельзя бафосной. Правда, осилить эту коллекцию кирпичей трудно, даже несмотря на прекрасный язык автора и обилие едких острот в отношении политических оппонентов.
      • А еще иногда к Ленину (вместе со Сталиным) пытаются примазаться маскирующиеся под коммунистов государственники (т. е. «великодержавные шовинисты», с которыми сам вождь призывал беспощадно бороться).
    • Библия. Наименее адекватные последователи христианства часто оправдывают одиозные политические взгляды буквальными цитатами, которые в контексте имели совсем другой смысл. И, конечно, выполнять буквально другие библейские предписания, не столь удобные для них (а иногда и вообще невыполнимые или бессмысленные в современном обществе) они не собираются.
      • Куда больше, впрочем, тех, кто в ответ на просьбу пояснить значение буквальной цитаты из Евангелия (которого они, разумеется, в глаза не видели) грозят судом за оскорбление чувств верующих.
    • «Домострой» — аналогично Библии. Сколько его ярых сторонников вообще читали эту книгу? И даже те, кто да, скорее всего читали её уж очень избирательно — например, они очень хорошо помнят пункты, касающиеся прав мужа в отношении жены, но не его обязанности перед нею.
    • Классические буддистские сутры с их специфической манерой изложения: чтобы было проще заучивать наизусть, проповедь обычно сплетена из повторяющихся блоков. Человек, привыкший постигать мудрость по цитатам из Интернета, начинает путаться уже на третьем повторении «так, о монахи, мне неслыханных прежде вещей видение открылось, знание открылось, мудрость открылась, ведение открылось, ясность открылась».
    • Поклонники «тибетской мудрости» от Рерихов и Блаватской почему-то даже не слышали про «Ламрим» Чже Цонкапы. Хотя это как раз и есть та самая тибетская мудрость: пособие по правильному поведению, медитации и буддистской философии от действительно легендарного тибетского мудреца. Всего-лишь каких-то пять томов по 300 страниц в каждом, написанных крайне сухим и подробным языком, и по стилистике больше похожие на устав караульной службы...

Частные случаи

  • Лавкрафтианские ужасы — автор правки хорошо помнит повальную моду на красивые подарочные книжки Лавкрафта, мемасики на тему и т. д. При уточняющих вопросах выяснялось, что читали эти восхищающиеся граждане, в лучшем случае, только «Зов Ктулху». В особо тяжелых случаях такие критики думали, что Ктулху — осьминог.
  • «Властелин Колец» и «Сильмариллион» (педаль в пол давит двенадцатитомная «История Средиземья») от Толкина (пишите именно Толкина, без е, а то прибавка к понтам обнулится пацаны не поймут).
  • С недавних пор у мира Арды появился серьёзный конкурент.
  • Как много поклонников идей Айн Рэнд знают о них непосредственно из «Источник» и «Атлант расправил плечи», а не из пересказов этих книг?
  • Книги А. Солженицына очень часто не только осуждаются, но и восхваляются нечитателями по политическим причинам.
  • Татьяна Егорова, «Андрей Миронов и я». При всей, мягко говоря, неоднозначности книги, у нее есть не только ненавистиники, которые злятся на «вульгарные подробности» (и даже не могут толком вспомнить ничего конкретного), но и поклонники, которые, не вчитываясь, заявляют: «Прекрасная сильная женщина, не побоялась сказать правду о своей любви». Опять же, в чем конкретно правда и в чем любовь автора, толком не поясняют своего мнения.
  • На любом чуть более политизированном форуме поминают к месту и не к месту «гениальные» книги Нассимa Николасa Талебa: «Антихрупкость», «Одураченные случайностью» и — в особенности — самую известную работу автора «Чёрный лебедь» («Одураченные случайностью» вышли раньше). Кто прочитал, как правило, упоминать перестают. Ничего особо гениального там нет, рекомендации и примеры в точности как в книгах Талеба можно найти в сотнях других книг по бизнесу и инвестициям, в том числе, выпущенным на столетие раньше. Более того, книги как раз и посвящены тому, что от чтения каких бы то ни было книг лучше инвестировать или играть на бирже не станешь: закономерности и тренды настолько хаотичны, что большинство успешных спекулянтов угадали, что брать, а что скидывать, совершенно случайно. То же самое относится к инвестированию: несложные советы по инвестициям «играй по маленькой, не пытайся отыгрываться» известны любому, кто хоть раз играл в перферанс, а сложные бесполезны: если бы они работали, то советчик сам бы и вложился, и никому ничего не сказал.
  • Внутримировой пример — в романе Н. Саррот «Золотые плоды»: большинство тех, кто хвалит и ругает книгу, чьё название перекочевало в название романа, читали в лучшем случае критические статьи, а в худшем — не читали и их.

Кино

  • Метажанры «арт-хаус» и «независимое кино» как таковые. Впрочем, с фитильком и очень близко к инверсии.
  • «Гражданин Кейн». На момент выхода Орсон Уэллс использовал весь набор художественных приёмов, доступных синематографу, и вдобавок изобрёл парочку новых. Фильм мгновенно окрестили «величайшим фильмом всех времён и народов» и так и продолжают называть до сих пор. Самое смешное, что большинство называющих не просто не замечают художественной ценности, ибо все использованные в фильме приёмы за прошедшие годы было многократно растиражированы и надоели до оскомины, но и банально не смотрели сам фильм.
  • Фильмы Стэнли Кубрика. Люди могут рассуждать о великолепной операторской работе, перспективе и музыке, а на деле видели на Ютубе только обезьян под «Альзо шпрах Заратушстра».
  • Советские фильмы благодаря обзорам небезызвестного BadComedian, часто применяются как эталон при сравнении с современными российскими, хотя большая часть зрителей Ютуба смотрит их лишь на Новый год, если вообще смотрит.
    • Крайней спорно — всё-таки пока что большинство смотрело советскую классику, хотя бы в детстве.
    • А вот Юрий Быков и Пётр Луцик с подачи того же Баженова под троп таки попадают: даже если их фильмы никто и не смотрел, то приводят в пример как «интеллектуальных режиссеров, не то что всякие Звягинцевы и Михалковы».
  • Тарковский. Все знают, что он великий режиссёр, но средний зритель не заметит визуальные отсылки современных режиссёров к Тарковскому просто потому, что Тарковского и не смотрел.
  • Кристофер Нолан. Попробуйте усомниться в том, что он гений: сожрут на месте!
    • Впрочем, и у него уже есть свой хейт-клуб.
    • Уже не торт же! Дискуссии на эту тему с завидным постоянством появляются после выхода каждого нового фильма маэстро со времен окончания трилогии Бэтмена.

Телесериалы

  • «Я в рок-группе» — внутримировой пример: с фитильком — Дерек прямо не высказывает большого восхищения произведениями (восхищается, скорее, книгами как явлением), знаниями о которых понтуется. Но очень любит демонстрировать свою псевдообразованность, из-за чего выставляет себя дураком:
« — Да я порву его как Голиаф порвал Давида… что? Камнем? Правда? А я недочитал, думал, все и так ясно. »
— Серия про участие в группы реалити-шоу
« — Мы с ним лучшие друзья, как крокодил Тик-Так и капитан Крюк… да вы серьезно?! »
— Оттуда же

Аниме

В среде анимешников о вкусах не спорят — о вкусах кричат. Практически на любом тематическом сайте вам составят список тайтлов, которые обязан знать и цитировать с любого места настоящий ценитель («Покемонов», «Нарутку», «Хлорку» и некоторые другие произведения в том же стиле не посоветуют — их положено презирать за инфантильность, затянутость и гору хороших идей, слитых в унитаз). А в список годно-эталонного творчества обычно попадают:

  • Евангелион. Как и подобает спорному и культовому произведению, в равной степени соответствует как этому тропу, так и противоположному.
  • Akira. Это вообще терминальный случай: все считают культовым, но почти никто не смотрел дальше вступительной сцены с мотоциклами.
  • Code Geass. Хотя попадаются и те, кто, не смотрев, бубнит о «штампованном сёнене про наивные интриги и „гламурную войну“». А ещё попадается те, кто бубнит, потому что смотрел, да.
  • Death Note.
  • Творения Миядзаки.
    • И Синкая тоже, иногда. Но чаще его считают лишь подражателем предыдущего.
    • А вот Миядзаки-младшего, Горо Миядзаки то бишь, отчего-то в девяти случаев из десяти забывают даже упоминать.
  • JoJo's Bizarre Adventure. Мемы, порождённые жожей (особенно про Д. Брандо), полагается знать, а смотреть или тем более читать её уже не обязательно.
    • Тут зигзаг: «гейская» внешность персонажей служит поводом для осуждения тайтла многими нечитавшими.
  • Dragon Ball. Ибо считается папой, мамой и уважаемым дедушкой всего сёнена, как жанра. Торияма-сенсей, соответственно — тот, «кто уже всё придумал до нас».
    • Что кстати очень не идёт ему на пользу — помимо непривычной графики его сюжетные ходы будут казаться банальщиной и унылыми штампами. Автор правки кое-как осилил мангу, а на аниме его уже не хватило…
  • One Piece. Считался священной коровой в былые годы — когда параллельно с ним выходили (и многих огорчали) довольно слабые арки Naruto и Bleach. Довольно долго Кусок в России был менее известен, чем Хлорка и Нарута. В настоящее время у его читающих восторгов поубавилось (спустя почти 900 глав манги концовка так же далека и недосягаема, как сокровище Роджера, а аниме убивает своей растянутостью и качеством рисовки), но «Ван Пис» по-прежнему ставят в пример другим сёненам.
  • Berserk и Hunter × Hunter (авторы разные, однако эти произведения очень любят рекомендовать парой). Особенно часто их советуют как раз фанатам «Ван Писа» («Айда к нам! У нас потрясающая атмосфера, замечательные персонажи и сложный, взрослый сюжет, а у вашего „Куска“ — детский сад, спасение принцесс и гомики гномики!») Обычный контраргумент в таких спорах: «Там хотя бы десять глав за год вышло? Кто-то точно не доживет до финала этих шедевров — или вы, или мангаки».
  • Shingeki no Kyojin. «Смотреть всем! Это, как „Престолы“ — здесь могут убить и съесть каждого! Был бы главным героем клевый капрал Леви, а не тот бесячий неадекват — вообще бы поставил 11 баллов из 10!»
  • Monogatari Series. «Вот какими должны быть гаремники! А какие в этом аниме диалоги, как хорошо прописаны персонажи! Не то, что ваши „Дьявольские Возлюбленные!“»
  • Onepunch-Man. Высмеивает штампы супергеройских комиксов и сёненов, так что воспринимается многими, как глоток свежего воздуха. Остальных порой выбешивает излишне рьяными фанатами главного героя.

Видеоигры

  • Олдфаги, которые провели детство за Сегой или Денди, восхваляют целую 16-битную эпоху, презрительно фыркая на современные игры, ибо "раньше было лучше". Ох, они не видели ретро-треш, обозреваемый Злобным Игровым Задротом...
  • Любой шутер, вышедший до 2000-х.
  • Любая РПГ от Bioware до Dragon Age 2, в первую очередь Baldur's Gate.
  • Стратегии как таковые. Не будете восхвалять этот «умный» жанр, быстренько прослывёте быдлом. Это если в лучшем случае.
  • Готика (по крайней мере первые две части).
  • Чуть менее, чем все игры от Black Isle Studios, начиная с двух первых частей Fallout и заканчивая Planescape: Torment.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura.
  • Vampire: The Masquerade — Bloodlines от тех же создателей.
  • Почти любой квест.
  • Почти любой платформер, вышедший до 2000-х.
  • Игры от Blizzard. Ещё тех, былых, независимых от Activision. Дальше всё пошло напротив.
  • Зигзаг с играми от Nintendo. В то время, как на Западе и в Японии их игры в большом почёте, у нас отношение к ним на грани с «не читал, но осуждаю».
  • Half-Life.
  • Witcher 3, очень часто приводимый как пример тех самых идеальных игр, которых так не хватает в последние годы современного гейм-дева.
  • Дилогия System Shock.
  • Первая часть Deus Ex.
  • Некоторые фанаты инди-игр. Причем, инди-игр как жанра. Усложняется дело тем, что объяснить что это такое, даже для знатока иной раз непростая задача. Автор правки неоднократно видел рецензии на игры «The Path» и «Graveyard» в духе «ковбой Бибоп за своим компьютером».
  • Пополам с Не читал, но осуждаю — небезызвестный журналист Антон Логвинов неоднократно был замечен в составлении мнения по первым 30 минутам — часу игры.
    • То же самое у Мэддисона. Но он подводит обоснуй под такое отношение: дескать, игра сразу должна себя показывать. Действительно, первое впечатление — это то, что «продаёт» продукт. Не зря же, к примеру, в Стиме возврат доступен тем, кто скорчил нос, поиграв менее двух часов в игру.
      • Есть еще такая штука, как удобный и неудобный геймплей. Он обычно понятен почти сразу. И трудный геймплей может перечеркнуть и хороший сюжет, и красивую графику.
  • Серия Metal Gear. Выражение «Хидео Кодзима — гений» уже стало мемом, при том что подавляющая часть заявляющих хорошо если играла в пятую часть MGS.
    • Death Stranding, ребята. Игра ещё не вышла (а выйдет ли?), а её уже восхваляют.
      • Автору правки иногда кажется, что «Кодзима гений» — всего лишь сарказм, потому что трейлер Death Stranging был чистейшим артхаусом, в котором непонятно решительно ничего.
  • У каждого фаната консолей свой список восхваляемых игр (так называемых «эксклюзивов») для своей приставки, даже если он в конкретные образцы не играл, а только наслышан.
  • Игры т. н. «золотого века» RPG (примерно с 1988 по 1993 годы). Особенно забавно, когда неигравший сравнивает их с «тупыми мясорубками вроде Diablo» — выложив в ответ ролик с геймплеем Lands of Lore, можно вызвать нехилый разрыв шаблона.
  • Не секрет, что игры Ice-Pick Lodge страдают от проблемы противоположных оценок. Но если «не-читал-но-осуждаю» заявления в духе «Мор (Утопия)вывих мозга со стимпанком!» еще можно понять (продраться сквозь корявую и несбалансированную игровую механику сможет не каждый), то хвалебные рецензии людей, не прошедших даже первый день, объяснить уже труднее.
    • Да просто всё объясняется: эти люди играли в «Мор», когда он ещё продавался на дисках. А теперь просто купили игру для коллекции и из уважения к студии.

Музыка

  • Многие ли, уважающие признанных классиков рока «Rolling Stones», могут вспомнить хоть пять песен, кроме «Satisfaction»?
    • Не все из них знают, что Angie, которую крутят по радио, тоже песня Роллингов.
  • А много ли реальной классики слушали адепты мнения «только классическая музыка достойна так называться, а весь ваш рок (или иной более-менее современный жанр) — фигня какая-то»?
    • Одновременно этот троп и противоположный — слепые почитатели Моцарта и слепые ненавистники «отравителя» Сальери очень часто не выдерживают проверку «угадай — Моцарт или Сальери».
  • В том самом 2007 было много фанатов «настоящей готики» (слышали пару песен H.I.M и\или Evanescence), «хорошего треш-метала» (слышали только Металлику, только The Unforgiven, только второй — и нет, это не шутка), «качающего металкора» (слышали «Сентябрь» Стигматы[1] и «Черно-белые дни» Amatory).
  • Над подобными людьми от метала беззлобно посмеиваются в начале «Легенды о динозавре».

Другие эстрадные жанры и цирк

  • «Cirque du Soleil», в обиходе «Дю солей», в переводе «Цирк солнца». Любят хвалить не глядя. Считается самым крутым в Европе (при том, что он вообще-то канадский). Еще считается, что каждый цирковой артист мечтает работать именно там.
    • Есть и альтернативное мнение, сводящееся к формулировке: «Цирк как цирк, только костюмы оригинальные/интересные/странные/дурацкие» И вдогонку иной раз: «Только с аллюзиями и аллегориями перебрали — не все понятны»
  • Цирк Ф. Т. Барнума с тремя аренами. Любят вслепую хвалить за новаторство (на то время) и за свежий ход мысли. Причем, если «хвалители» что-то и видели, то не больше маленького фрагмента шоу, а обычно знакомы с явлением только по фотографиям.
    • Тоже имеется альтернативное мнение (встречалось в различной отечественной и зарубежной «цирковой» литературе). Согласно этому мнению на каждой арене идет независимое представление, и каждый манеж мешает двум другим соседям. У самого шоу нет целостности, а оркестр вместо того, чтобы гармонично аккомпанировать артистам, норовит всех «переорать».
    • Вообще, крупнейшим достижением Барнума были не цирковые нововведения, а то, что он фактически монополизировал и стандартизировал цирковую индустрию США. Эдакий Генри Форд от шоу-бизнеса.

Интернет-проекты

  • Забавно обыграно (читай — обстёбано) в статье, известной помимо других заголовков, под названием «Это сю-у-р!». Не только, но в том числе — многие пункты являются сатирой на данное явление.

Реальная жизнь

  • Школьные учителя литературы, которые не читали/читали частично книги, по которым идет урок. Автор правки на уроке пересказывал одному педагогу главу «Мастера и Маргариты». Другая училка велела на уроке писать эссе по «Войне и миру» на тему «С кем автор сравнивает А. П. Шерер во время приёма». Толстой дословно сравнивал её с поваром, только училка об этом не знала.
  • Поклонники Раневской очень часто не в состоянии отличить её собственные афоризмы от анекдотов, известных задолго до неё, и от приписываемого ей.
    • Могла ли она предположить, что ответ на вопрос кроссворда «падшее существо, 5 букв, последняя Ь» — это рубль, а вовсе не то слово, о котором вы подумали? Нет, потому что при её жизни советский рубль был твёрдой валютой только в рамках СЭВ. Во внешнеторговых отношениях с большинством капиталистических стран он не применялся, и понятие курса в традиционном понимании к нему было неприменимо. В СССР и ранней России говорили о «подорожании» и «инфляции», т. е. относительно товаров это, конечно, было снижение, но сколько-нибудь попадающим под определение «падение» оно оказалось уже после смерти актрисы — не говоря уже о непристойных намёках в печатных изданиях.
    • Впрочем, революционные события, в ходе которых курс рубля резко ухнул вниз, Фаина Георигиевна очень даже застала. Что не отменяет того, что цитата не её, и жизнь она обрела ближе к 1990-м.
    • Это еще полбеды. Многие «поклонники» Раневской до сих пор уверены, что она всю жизнь только отпускала саркастичные афоризмы и материлась к месту, за что и ценят. За роли (если могут вспомнить) — только во вторую очередь.
  1. Хотя это вообще гимн поколения — если вам было тогда 14-18 лет, то вы, скорее всего, точно пропоете «Сентябрь горит\ Убийца плачет\ Но он не мог\ Поступить иначе…»