Перегрев

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Оружие/предмет имеет свойство перегреваться из-за чего ухудшаются его ТТХ или использование становится рискованным.

Так уж вышло, что вещи, как правило, работают в определённом температурном диапазоне. Но что будет, если сама вещь нагревается. Не повлияет ли это на её тактико-технические характеристики? И что делать если да

Инверсии — когда на вещь влияют, и тем более влияют негативно, слишком низкие температуры — встречаются крайне редко и обычно только в произведениях, изначально образованных вокруг идеи холода. Даже там, где есть замораживающие пушки, единственный хоть сколько нибудь часто встречающийся от них эффект — замедление.

Примеры

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Литература

  • Джек Лондон, «Кулау Прокаженный» — отстреливаясь, Кулау внезапно почувствовал запах жареного мяса. Сначала он не понял, откуда он шел, а потом сообразил, что раскалившаяся от долгой и быстрой стрельбы винтовка сожгла ему пальцы, но из-за проказы он не почувствовал боли.
  • Эрих Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен» — упоминается использование мочи в качестве замены воды в кожухе водяного охлаждения пулемета.
  • С. Лем, «Сказки роботов», «Три электрыцаря» — эти самые электрыцари-роботы попытались завоевать сокровища замороженной планеты Крионии, и в итоге были побеждены собственным перегревом.

Кино

  • Франшиза «Универсальный солдат» — слабым местом унисолов является уязвимость к перегреву, из-за чего хранить их приходится в криогенных капсулах.

Видеоигры

  • Стабильно присутствует в симуляторах той техники, у которой перегрев существует IRL (ну, собственно оттуда троп и перекочевал в игры): к примеру, в «Ил-2 Штурмовик» от перегрева могут выйти из строя двигатели поршневых самолётов (а у ранних реактивных это вообще ахиллесова пята), в симуляторах современной техники учитывается перегрев электроники — в серии DCS частое и/или слишком долгое прицеливание лазерным прицелом на Су-25 выводит его из строя в два счёта. И так далее, и так далее…
  • Mass Effect — конечно же. Боезапас оружия считается условно бесконечным, но при интенсивной стрельбе оружие перегревается и ему нужно дать охладиться.
  • Mass Effect 3 — в дополнении «Цитадель» можно разжиться оружием, которое работает так же как и в 1-й части. Только вот механика перегрева будет у одного Шепарда. Напарники будут палить из орудия первого контакта без передышки.
  • Enemy Territory: Quake Wars (мультиплеер) — у пистолета строггов запас условно бесконечный. Но если долго палить, то оружие перегревается и боезапас падает.
  • Deep Rock Galactic — есть модификации, от которых при перегреве оружия плохеет не стрелку, а врагам:
    • Пули минигана Стрелка становятся зажигательными при высоком уровне нагрева, а аварийный сброс тепла может их распугать и опять же поджечь.
    • Аналогичная фича на перегрев есть у плазмомёта Разведчика, а при большом нагреве он может увеличивать урон и скорострельность.
  • Factorio — при нагреве ядерного реактора под 1000 градусов он взрывается к чертям рванёт, если какое-либо существо его поцарапает.
  • Dungeon Siege 2 — в некоторой степени троп отыгран реверсивно. При осаде Снежной гавани нужно убить дракона из цельнометаллической баллисты. Только вот Дракон пуляется огнём, тем самым раскаляя баллисту и делая её непригодной для стрельбы, пока не остынет. Благо зима на дворе, и стынет баллиста быстро.
  • Battlefront (ещё старые, из начала 2000-х) — здесь оружие делится на два типа: либо привычный боезапас со сменой магазинов, либо бесконечный боезапас, но при слишком высокой интенсивности огня оружие перегревается, и стрелять из него нельзя, пока не остынет.
  • Frostpunk — генератор в режиме форсажа может перегреться, рвануть и закончить игру.
  • Feudal Alloy — в этой Souls-like-игре может перегреться главный герой-робот (вернее, экзоскелет для рыбы в аквариуме, служащем ему головой, но игра упорно называет его роботом). Приходится следить за уровнем нагрева, совершенствовать систему охлаждения и таскать с собой банки с жидким азотом.
  • «Бригада E5: Новый альянс» — при стрельбе длинными очередями из любого автоматического оружия, если магазин достаточно емкий, можно достреляться до перегрева, после чего убойность и точность резко упадут, и придется или менять ствол, или ждать, пока остынет. Износ оружия от перегрева резко возрастает.
  • Kerbal Space Program — перегреваются и взрываются двигатели, если их рядом поставить слишком много, особенно атомный (а в старых версиях 2,5-метровый ракетный имел плохую привычку перегреваться даже в одиночку), перегревается и выключается ISRU, если забыть радиаторы… впрочем, игра не слишком симулятор, и справиться с перегревом тут на много порядков проще, чем в реальности.
  • Oxygen Not Included — самая главная сложность игры, а вовсе даже не добыча кислорода. Здания могут перегреться и перестать работать (а то и расплавиться, если сделаны из свинца), растения нормально растут только в узком диапазоне температур (мутанты из Spaced Out! — предельно узком, вплоть до пары градусов), а твёрдые тела и жидкости норовят расплавиться, испариться и возогнаться, и охладить их все значительно сложнее, чем нагреть. Педаль в пол продавливает второе дополнение Frosty Planet Pack, где всё кроме самих дюпов существует при температурах значительно ниже нуля, так что приходится изолировать комнаты деревом, греть дупликантов буржуйками и тщательно следить, чтобы ничего не расплавилось.

Настольные игры

  • Во вселенной BattleTech и серии игр MechWarrior нагрев и перегрев реактора меха — один из ключевых элементов игропроцесса или сюжетов батальных сцен. Движение меха, использование оружия, особенно такого как лазеры и ускорители частиц, требует затрат энергии, которая берётся из ядерного реактора, являющегося сердцем машины. С ростом энергоотдачи растёт и температура реактора, и, если она доходит до опасной отметки — срабатывает защита и мех автоматически отключается до тех пор, пока температура реактора не опустится до безопасного уровня (кто же из игроков не слышал хотя бы раз фразу «reactor critical, shutdown imminent»?). Защиту, которая, как и положено, срабатывает с запасом температуры, можно отключить и тем самым получить несколько драгоценных делений шкалы, которые можно потратить на пару дополнительных выстрелов, но если переборщить и таки перейти критическую черту, реактор накроется со всеми закономерными последствиями. На нагрев влияют не только действия пилота меха, но и действия его противников — попадания по меху нагревают корпус и мешают теплоотводу, повреждают и уничтожают радиаторы системы охлаждения, а некоторое оружие, например огнемёты, специально служат для повышения температуры вражеских машин. Кроме того роль играет и окружение: находясь в воде мех охлаждается гораздо быстрее, зима также влияет положительно, а вот раскалённая пустыня или вулканическая территория напротив добавляют проблем.
  • Warhammer 40000 — плазменное оружие печально известно тем, что при перегреве может взорваться. Лазерное в этом плане стабильно, но и его можно намеренно перегреть для использования в качестве импровизированной гранаты.

Реальная жизнь

  • Скорострельное огнестрельное оружие зачастую подразумевает охлаждение и/или быструю смену ствола, так как при его перегреве падают ТТХ оружия, а при сильном перегреве он вообще гнётся под собственным весом и соответственно становится непригоден. В частности, при обороне Брестской крепости большая часть воды у защитников уходила на охлаждение пулемётов.
    • Это же губит концепцию скорострельного (на уровне современных автоматов, для замены которых предназначено) оружия со сгорающей гильзой («с безгильзовыми патронами») на имеющихся баллистических составах — у обычных патронов[1] излишки тепла улетают вместе с гильзой, а у сгорающей гильзы улетать нечему и всё лишнее тепло передаётся патроннику, отчего прототипы страдают самострелом из-за самопроизвольного возгорания пороха в перегретом патроннике.
    • Многоствольность позволяет увеличить скорострельность в том числе потому что дополнительные два-три-четыре-пять стволов успевают остыть, пока прокручиваются.
  • Живые организмы же — как убить появившиеся внутри мразеологизмы? А повысить температуру тела. Увы, тактика не без изъянов.
    • По той же причине мёд опасно есть детям, но не взрослым — в нём могут сохраняться споры некоторых бактерий вроде ботулиновой клостридии, которые в горячих взрослых перегреваются и разрастись не могут, а в тёплых детях им оказывается в самый раз.
  • А вот тут инверсия, переохлаждение, встречается часто, много и со вкусом. Химические реакции на холоде идут медленее, некоторые — например, большинство самоподдерживающихся реакций окисления-восстановления, больше известных как огонь — вообще не начинаются, живые существа замедляются и ругаются матом, некоторые материалы реагируют особо — например, чистые олово и цинк на морозе начинают крошиться вплоть до превращения в пыль, что послужило одной (из многих) причин гибели экспедиции Роберта Скотта.
  • Стандартная проблема любой техники в космосе. Вакуум — лучший теплоизолятор, и излучения непосредственно корпуса аппарата практически всегда недостаточно, поэтому применяются радиаторы. В планах атомных космических аппаратов радиаторы зачастую занимают большую часть КА, а их площадь исчисляется километрами.
    • Станция «Салют-7» пострадала от инверсии — радиаторы у неё были пассивными, поэтому после аварии и потери электроснабжения (а как следствие — потери нагрева) она замёрзла. Также инверсия со спускаемыми аппаратами на Луне — из-за длинной лунной ночи и малого объёма им нужен дополнительный обогрев, «Луноходы» использовали радиоизотопный источник тепла В3-Р70-4 на полонии.

Примечания

  1. И у «безгильзовых» с улетающей гильзой, то есть у которых гильза является частью пули, а не баллистического состава.