Альбус Мерлинович Один: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Строка 4: Строка 4:
'''Альбус Мерлинович Один''' — набор стереотипов о внешности и поведении [[маг]]а. [[Тёмный Властелин|Тёмного Властелина]] мы узнаём по [[тиран в консервной банке|чёрным доспехам]], [[злобный смех|злобному смеху]] и подпирающей небеса цитадели, [[криминальный барон|мафиозного босса]] — по [[типаж Джаббы Хатта|жирному пузу и полураздетым эскортницам]], [[учёный|учёного]] — по лабораторному халату, [[учёный выглядит как Эйнштейн|буйным кудрям и солидным усам]]. А чародея?
'''Альбус Мерлинович Один''' — набор стереотипов о внешности и поведении [[маг]]а. [[Тёмный Властелин|Тёмного Властелина]] мы узнаём по [[тиран в консервной банке|чёрным доспехам]], [[злобный смех|злобному смеху]] и подпирающей небеса цитадели, [[криминальный барон|мафиозного босса]] — по [[типаж Джаббы Хатта|жирному пузу и полураздетым эскортницам]], [[учёный|учёного]] — по лабораторному халату, [[учёный выглядит как Эйнштейн|буйным кудрям и солидным усам]]. А чародея?


* Возраст — начиная от [[серебряный лис|просто старшего]] до весьма преклонного.
* Возраст — начиная от [[серебряный лис|просто старшего]] до [[Бездна времени|весьма преклонного]].
* Национальность — любая, но биологический вид — хомо сапиенс или не сильно от него отличающийся.
* Национальность — любая, но биологический вид — хомо сапиенс или не сильно от него отличающийся.
** Иногда бывает редким представителем [[Развитое древнее человечество|другого человечества]].
** Альтернативно может быть одним из последних (а то и [[Последний выживший|единственным сохранившимся]]) представителей [[Предтечи|древней расы]], большей частью канувшей в Лету, когда людей ещё и в проекте-то не было.
** И наконец иногда бывает [[Бездна времени|настолько стар]] и настолько [[Нечеловеческая биология|неразрывно связан со своей магией]], что сами понятия вида и расы [[Пожимает Бог плечами|к нему уже неприменимы]].
* Внешность — [[мудрая борода]] до груди и ниже и усы. То и другое — непременно седое, чёрное или седое с признаками бывшей черноты. Рыжие позволительны только [[викинг]]у-рунопевцу или крашеному хной [[мудрость Востока|магрибинцу]]. [[Малый типовой набор/Мудрый Наставник-покровитель|Ухоженная борода, в отличие от косматой, есть намёк на возможный переход в команду врагов]]. Вся остальная растительность опциональна: могут быть [[буйные кудри]], а может и [[мудрая плешь]].
* Внешность — [[мудрая борода]] до груди и ниже и усы. То и другое — непременно седое, чёрное или седое с признаками бывшей черноты. Рыжие позволительны только [[викинг]]у-рунопевцу или крашеному хной [[мудрость Востока|магрибинцу]]. [[Малый типовой набор/Мудрый Наставник-покровитель|Ухоженная борода, в отличие от косматой, есть намёк на возможный переход в команду врагов]]. Вся остальная растительность опциональна: могут быть [[буйные кудри]], а может и [[мудрая плешь]].
** Телосложение — стройное, от [[хлипкий маг|болезненно недокормленного]] до [[крутой дедуля|жилистого, хранящего воспоминания о былой силе]].
** Телосложение — стройное, от [[хлипкий маг|болезненно недокормленного]] до [[крутой дедуля|жилистого, хранящего воспоминания о былой силе]].
Строка 12: Строка 15:
** На голове волшебник носит [[кандибобер]] — но это не означает, что он женщина или балерина. Варианты включают в себя [[волшебная шляпа|колпак с полями или без]] в тон хламиде (если с полями, то [[шляпа прикрывает глаза|из-под них торчит только борода]]), [[тюрбан]] или скромных размеров шапочку, отсылающую к [[мудрый еврей|кипе]].
** На голове волшебник носит [[кандибобер]] — но это не означает, что он женщина или балерина. Варианты включают в себя [[волшебная шляпа|колпак с полями или без]] в тон хламиде (если с полями, то [[шляпа прикрывает глаза|из-под них торчит только борода]]), [[тюрбан]] или скромных размеров шапочку, отсылающую к [[мудрый еврей|кипе]].
* Колдовской инструмент — [[волшебная палочка]] или [[магический посох]]. Опциональны [[гримуар]], [[хрустальный шар]], какой-нибудь [[Талисман и амулет|талисман или амулет]]. Прочими [[артефакт]]ами вроде [[Зачарованное оружие|зачарованного оружия]] сам маг пользуется редко — обычно только снабжает ими героя или хотя бы даёт наводку, как их добыть.
* Колдовской инструмент — [[волшебная палочка]] или [[магический посох]]. Опциональны [[гримуар]], [[хрустальный шар]], какой-нибудь [[Талисман и амулет|талисман или амулет]]. Прочими [[артефакт]]ами вроде [[Зачарованное оружие|зачарованного оружия]] сам маг пользуется редко — обычно только снабжает ими героя или хотя бы даёт наводку, как их добыть.
** Посох при этом большую часть времени может применяться по более простому, прямому и бытовому назначению — в качестве здоровенной трости, чтобы на неё опираться при ходьбе и во время остановок, разгружая спину.
** Если познавать тайны мироздания наш маг начинал с алхимии, может по привычке носить простую черезплечную дорожную суму — ассортимент её содержимого при том мог с тех пор особо сильно не поменяться, так что в ней может валяться огромное множество всяческих бытовых мелочей, без которых маг уже давно способен обходиться (или создавать их магией из ничего), но продолжает держать их под рукой просто по привычке.


Бонус даётся также за следующие детали:
Бонус даётся также за следующие детали:
Строка 17: Строка 22:
** У расположения «вообще в глуши» может иметься [[обоснуй]] — по воле хозяина башня умеет летать или телепортироваться. Да в конце концов, если это умеет сам хозяин, то расположение самой башни — глубокая условность.
** У расположения «вообще в глуши» может иметься [[обоснуй]] — по воле хозяина башня умеет летать или телепортироваться. Да в конце концов, если это умеет сам хозяин, то расположение самой башни — глубокая условность.
* [[Фамильяр]], если таковой имеется — птица ([[мудрая сова|сова]], [[мудрый ворон|ворон]] или что-нибудь совсем уж фантастическое) или некрупное млекопитающее (идеальный вариант — [[волшебные кошки|кот]]). С [[жабы и лягушки|жабами]] и [[смертоносная змея|змеями]] миловаться, подобно болотной [[ведьма|ведьме]], уважаемый чародей не станет, и если и держит их — то в закрытом террариуме, чисто для пользы дела.
* [[Фамильяр]], если таковой имеется — птица ([[мудрая сова|сова]], [[мудрый ворон|ворон]] или что-нибудь совсем уж фантастическое) или некрупное млекопитающее (идеальный вариант — [[волшебные кошки|кот]]). С [[жабы и лягушки|жабами]] и [[смертоносная змея|змеями]] миловаться, подобно болотной [[ведьма|ведьме]], уважаемый чародей не станет, и если и держит их — то в закрытом террариуме, чисто для пользы дела.
* Колдовская специальность — [[предсказание]] будущего (главным образом, [[астролог|по звёздам]] или стихиям земным), [[дальновидение]], [[трансфигурация]] (в основном [[превратить в животное|людей в животных]] и одних животных в других), [[Созидание/Призыв и Магия Материи|материализация]], [[погодная магия]], ближе к «серой зоне» — [[спиритизм]] и [[демонология]]. [[Боевой маг]]ии минимум — жгучие искры, [[файербол]], да и всё. [[Целитель]]ства тоже немного, в основном не просто мановением палочки, а с помощью трав и [[зелье|зелий]]. Может знать или стремиться узнать [[средство Макропулоса|секрет бессмертия]].
* [[Маг широкого профиля|Колдовская специальность]] — [[предсказание]] будущего<ref>Оттуда разные подвиды магии унаследовали корень ''«-mancy»'' в своих названиях, означающий собственно ''гадание'', то есть ''«некро-мансер»'' — это по смыслу не командующий легионами скелетов тёмный маг, а скорее сыщик-спиритист, специализирующийся на допросе с пристрастием обитателей загробного мира.</ref> (главным образом, [[астролог|по звёздам]] или стихиям земным), [[дальновидение]], [[матемагия]], [[трансфигурация]] (в основном [[превратить в животное|людей в животных]] и одних животных в других), [[Созидание/Призыв и Магия Материи|материализация]], [[погодная магия]], ближе к «серой зоне» — [[спиритизм]] и [[демонология]]. [[Боевой маг]]ии минимум — жгучие искры, [[файербол]], да и всё. [[Целитель]]ства тоже немного, в основном не просто мановением палочки, а с помощью трав и [[зелье|зелий]]. Может знать или стремиться узнать [[средство Макропулоса|секрет бессмертия]].
** Заклинания читает, как правило, на [[высокое наречие|высоком]] (или [[чёрное наречие|чёрном]], если злой) наречии, тарабарщине или мёртвом языке, а если и на общепонятном — то на [[говорить высоким штилем|превыспреннем, каким в повседневности не выражаются]]. В случаях до «а если…» заклинания короткие и эффектные, в случае после — длинные, но внушительные.
** Заклинания читает, как правило, на [[высокое наречие|высоком]] (или [[чёрное наречие|чёрном]], если злой) наречии, тарабарщине или мёртвом языке, а если и на общепонятном — то на [[говорить высоким штилем|превыспреннем, каким в повседневности не выражаются]]. В случаях до «а если…» заклинания короткие и эффектные, в случае после — длинные, но внушительные.
* Роль в сюжете — [[ментор]], волшебный даритель, [[Тёмный Властелин]] или [[чёрный ферзь|высокопоставленный приспешник]] оного.
*** Может активно злоупотреблять материальными компонентами заклинаний, но не столько ради усиления магии, сколько в силу старых привычек.
*** В случае наличия в произведении большого числа магов разных школ и разных возрастов может выделяться использованием более старомодных магических приёмов.
* Роль в сюжете — [[ментор]], волшебный даритель, [[придворный маг]], [[Тёмный Властелин]] или [[чёрный ферзь|высокопоставленный приспешник]] оного.
 
Религиозный аналог — [[духоносный старец]]. Если в [[сеттинг]]е произведения [[религия — это магия]], может совмещать оба типажа.
 
[[Деконструкция]] — [[толстый маг]], который давным-давно наплевал на связанный с подготовкой [[Для магии нужен артефакт|магических компонентов]] [[Для магии нужна сила|изнуряющий труд]] и вообще всё делает магией, а потому ведёт исключительно сидячий образ жизни, отчего знатно заплыл жирком.


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 55: Строка 66:
*** Медариэн, местный [[светлый властелин]], отсылает непосредственно к Мерлину: если тот старел «в обратном направлении», то этот весь год циклически стареет, а потом молодеет обратно — и в месяцы старости вполне выглядит как сабж.
*** Медариэн, местный [[светлый властелин]], отсылает непосредственно к Мерлину: если тот старел «в обратном направлении», то этот весь год циклически стареет, а потом молодеет обратно — и в месяцы старости вполне выглядит как сабж.
*** Сам Бриар Всемогущий, коли на то пошло. Борода на месте, посох на месте, гримуаров-[[Криабал]]ов целая коллекция. Одежды, правда, толком не описаны.
*** Сам Бриар Всемогущий, коли на то пошло. Борода на месте, посох на месте, гримуаров-[[Криабал]]ов целая коллекция. Одежды, правда, толком не описаны.
=== [[Телесериал]]ы ===
* Мерлин (2008) — Гайус, [[Ментор|наставник]] главного героя истории, придворный лекарь и подпольный маг, потому как [[Охотник на ведьм|магия тут под запретом]]. [[Синий умник|Носит синий балахон.]] Ближе к эпилогу и сам протагонист примеряет образ, но он в силу своего магического сродства может по желанию [[Манипуляция возрастом|превращаться обратно в себя молодого]].


=== [[Комикс]]ы ===
=== [[Комикс]]ы ===
Строка 67: Строка 81:
=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Берсерк: вселенная магических битв]] — [[архимаг]] Сейвар Серебристый, старичок-боровичок в звездатой мантии и с бородой длиннее себя. Да и очень многие маги — [[ледяная душа|криоманты]]-линунги, [[друид]]ы Кронга и члены ордена Тоа-Дан — выглядят в рамках типажа.
* [[Берсерк: вселенная магических битв]] — [[архимаг]] Сейвар Серебристый, старичок-боровичок в звездатой мантии и с бородой длиннее себя. Да и очень многие маги — [[ледяная душа|криоманты]]-линунги, [[друид]]ы Кронга и члены ордена Тоа-Дан — выглядят в рамках типажа.
* [[Dungeons & Dragons]] — класс [[Wizard]] зачастую тяготеет к подобному типажу, но на старте у него всё же обычно труба пониже и дым пожиже — полноценно тянуть на типаж зачастую начинает [[Сила Мэджикарпа|только после взятия]] пары-тройки [[престиж-класс]]ов после прокачки двадцатого уровня своего базового класса.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* В общем-то, любой православный [[князь Церкви|епископ]]. Кандибобер в лице митры и посох ему положены по статусу, экзотические одежды, эволюционировавшие из византийских придворных, на богослужении надевают вообще все [[клирик]]и, да и сами производимые ими действия [[не в ладах с богословием|кое-кто полагает]] [[религия — это магия|шаманством]].
* В общем-то, любой православный [[князь Церкви|епископ]]. Кандибобер в лице митры и посох ему положены по статусу, экзотические одежды, эволюционировавшие из византийских придворных, на богослужении надевают вообще все [[клирик]]и, да и сами производимые ими действия [[не в ладах с богословием|кое-кто полагает]] [[религия — это магия|шаманством]].


== Примечания ==
{{примечания}}
{{Nav/Superpowers}}
{{Nav/Superpowers}}
{{Nav/Appearance}}
{{Nav/Appearance}}

Версия 18:52, 6 марта 2024

Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Внешность и повадки стереотипного волшебника
« Ведьмак встречал в своей жизни воров, похожих на членов городского совета, членов городского совета, выглядевших, как последние нищие, гулящих девок, похожих на королев, королев, похожих на стельных коров, и королей, похожих на воров. А Стрегобор всегда выглядел так, как по всем канонам и правилам должен выглядеть волшебник. Он был высоким, худым, сгорбленным, с огромными седыми торчащими бровями и длинным носом с горбинкой. Вдобавок он носил чёрное, тянущееся по земле одеяние с неправдоподобно широкими рукавами, а в его руках был длиннющий посох с хрустальным шаром наверху. Никто из известных Геральту волшебников не был похож на Стрегобора. И, что самое странное, Стрегобор действительно был волшебником. »
— Анджей Сапковский, «Меньшее зло»
Классический, по ГОСТу.

Альбус Мерлинович Один — набор стереотипов о внешности и поведении мага. Тёмного Властелина мы узнаём по чёрным доспехам, злобному смеху и подпирающей небеса цитадели, мафиозного босса — по жирному пузу и полураздетым эскортницам, учёного — по лабораторному халату, буйным кудрям и солидным усам. А чародея?

Бонус даётся также за следующие детали:

Религиозный аналог — духоносный старец. Если в сеттинге произведения религия — это магия, может совмещать оба типажа.

Деконструкция — толстый маг, который давным-давно наплевал на связанный с подготовкой магических компонентов изнуряющий труд и вообще всё делает магией, а потому ведёт исключительно сидячий образ жизни, отчего знатно заплыл жирком.

Примеры

Мифология и фольклор

  • Один, с которого, собственно, Толкин и писал Гэндальфа. Хламида и шляпа — галочка, посох (под видом которого обычно скрывается копьё) — галочка, фамильяры Хугин и Мунин — галочка, колдовская специальность — галочка. Разве что с башней вышел прокол.
  • Мерлин. От него Гэндальф тоже позаимствовал, но не столько внешность, сколько сюжетную функцию. ЧСХ, на иллюстрациях XIII—XV вв. Мерлин с равным успехом может быть как бородатым дедом, так и босолицым юнцом (эти эпизоды относятся к его юности и пророчеству для короля Вортигенра). Стереотип же внешности сложился, вероятно, благодаря гравюрам Гюстава Доре — великий иллюстратор вообще любил рисовать бородачей.
    • Аверсия — Эдвард Бёрн-Джонс, «Зачарованный Мерлин». Здесь великий маг — гладко бритый серебряный лис, похожий на ренессансного поэта.
    • Наиболее полон стереотипами мультфильм «Меч в камне» — даже больше, чем исходный роман Томаса Хэнбери-Уайта.
  • Дед Мороз же, чей колдовской посох в девичестве совсем даже епископский.

Комплексные франшизы

Литература

  • Иоганн Вольфганг Гёте, «Фауст» — загибаем пальцы. Мантия и шапочка — как и полагается средневековому университетскому деятелю. Борода — как минимум, на иллюстрациях того же Доре. Гримуар имеется («Ответ, как нечисть обуздать, / „Ключ Соломона“ может дать»). И сопровождал его Мефистофель в облике «некрупного млекопитающего» — чёрного пуделя.
  • Лазарь Лагин, «Старик Хоттабыч». Худоба есть, борода есть, восточный халат есть, и даже единственное заклинание, которое добрый джинн прочёл вслух, было на мёртвом (хотя в те годы — уже не совсем) языке. Минус только в пункте с волшебной палочкой — она товарищу Абдуррахманову не нужна, у него вся сила в бороде. А ещё в СССР старик быстро переоделся по местной моде, оставив только те самые меметичные туфли с острыми носами, ибо мягкие и не натирают старых ног.
  • Николай Носов, «Незнайка в Солнечном городе» — неназванный по имени волшебник, даритель волшебной палочки.
  • «Властелин Колец» — Гэндальф в частности и маги-истари вообще. В башне из них, правда, сидел один только Саруман, остальные предпочитали странствовать — и, как минимум, сам Гэндальф не стеснялся в этих странствиях сражаться мечом.
  • «Гарри Поттер» — очень и очень многие волшебники, от них же первый есть Альбус Дамблдор. Высок, худ, премного бородат (аж за пояс затыкать приходится), мантию носит, волшебной палочкой владеет, и преподавал в прошлом как раз трансфигурацию. Бонус за обстановку его директорского кабинета с пышущими паром гаджетами, насестом для феникса и Библией на столе, минус за боевую магию — Альбус очень искусный дуэлянт. Также подпадают под описание его предшественник Армандо Диппет, а также, насколько можно судить по скульптурам, сам Салазар Слизерин.
    • С прикрученным фитильком — дурмстрангский директор Игорь Каркаров и ещё один предшественник Дамблдора Финеас Найджелус Блэк (который на портрете в экранизации ещё и изображён в шапке хасидского ребе), отличающиеся от стереотипа фасоном бороды.
  • Дмитрий Емец, «Таня Гроттер» — Сарданапал Черноморов, пародия на предыдущего. По тексту описан как низенький и толстый, но под действием обаяния оригинала иллюстраторы это часто игнорируют.
  • Анна Коростелёва, «Школа в Кармартене» — собственно, Мерлин, наполовину основанный на том же Дамблдоре, на другую — на себе самом из фольклора и Мэлори, а на третью явно на какое-то реальное лицо, знакомое Коростелёвой лично.
  • Метавселенная Рудазова:
    • «Архимаг» — сам Креол в старости. Правда, ни одного бонуса не набирает: в боевой магии весьма сведущ, фамильяр у него довольно нестандартный, дворец Шахшанор за башню сходит только с натяжкой, ну и роль в сюжете никак не соответствует.
    • Дилогия Мудрецов — Безумные Волхвы Каспар и Бальтазар. Бонус за место жительства и колдовскую специальность (трансформация и алхимия соответственно), минус за каспарово телосложение. А вот третий в компании, Мельхиор, гладко брит и, несмотря на радикулит, находится в идеальной физической форме.
    • Парифатский надцикл:
      • Во «Властелине» таким перед финальной битвой прикидывался Гальвени. Там же эпизодически упоминается лорд Хатармадах, знаменитый чернокнижник и приспешник Бельзедора, более чем соответствующий типажу.
      • Зодер Локателли, председатель учёного совета Мистерии и очевидный оммаж образу Дамблдора. Минус только за отсутствие посоха: в устах этого гиганта чародейской мысли банальное «да будет!» — уже заклинание.
      • Медариэн, местный светлый властелин, отсылает непосредственно к Мерлину: если тот старел «в обратном направлении», то этот весь год циклически стареет, а потом молодеет обратно — и в месяцы старости вполне выглядит как сабж.
      • Сам Бриар Всемогущий, коли на то пошло. Борода на месте, посох на месте, гримуаров-Криабалов целая коллекция. Одежды, правда, толком не описаны.

Телесериалы

Комиксы

  • Astérix — друид Панорамикс. В экранизации адекватно отражено.

Видеоигры

  • Warcraft III — герои класса «архимаг» (кроме Джайны). Сухопарые деды, мечущие файерболы из посохов и призывающие бураны и водяных элементалей. Только шляпы не хватает.
  • Heroes of Might and Magic II и III — маги, архимаги и чародеи, а также многие герои соответствующих классов. А вот в IV—V частях эти бойцы из тропа выпали, ибо стали коротко стричь бороды (а боевой маг в пятёрке, по некоторым признакам, вообще женщина).
  • Dungeon Siege: Kingdom of Ehb — волшебник Мерик одет в расшитую звездами синюю мантию и колпак, седобород и имеет именной посох, которым его можно будет экипировать только после существенной прокачки после освобождения из ледяной ловушки.
  • Серия Divinity — маг Зандалор. Все атрибуты на месте.

Настольные игры

Реальная жизнь

  • В общем-то, любой православный епископ. Кандибобер в лице митры и посох ему положены по статусу, экзотические одежды, эволюционировавшие из византийских придворных, на богослужении надевают вообще все клирики, да и сами производимые ими действия кое-кто полагает шаманством.

Примечания

  1. Оттуда разные подвиды магии унаследовали корень «-mancy» в своих названиях, означающий собственно гадание, то есть «некро-мансер» — это по смыслу не командующий легионами скелетов тёмный маг, а скорее сыщик-спиритист, специализирующийся на допросе с пристрастием обитателей загробного мира.