Скрытая реклама
« | Тяжело выглядеть крутым, если ты позируешь рядом с Вольво. | » |
— «Сумерки» |
(link)
Пародия на навязчивый продакт-плейсмент в сериалахПродакт-плейсмент (англ. product placement) — размещение скрытой и полускрытой рекламы в книгах, фильмах, сериалах, видеоиграх и прочих медиа, обычно считающихся свободными от рекламы. Впрочем, авторы и сами рады добавить в повествование какие-нибудь узнаваемые детали, чтобы повысить реалистичность происходящего.
Продакт-плейсмент (в дальнейшем ПП) может проявляться в демонстрации непосредственно самого рекламируемого продукта, его логотипа, а также упоминания продукта в положительном смысле. Считается, что потребители после этого стройными рядами пойдут потреблять упомянутый продукт (услугу).
Первые попытки ПП появились ещё в печатной прессе в XIX в. Например, транспортные компании пытались повлиять на Жюля Верна, чтобы именно их бизнес был упомянут в его романе «Вокруг света за 80 дней». Однако принципиальный писатель категорически отказался «ставить перо на службу рекламе» и вместо этого предоставил героям самый неожиданный и экзотический, зато свободный от брендов транспорт.
Недавние исследования говорят о том, что скрытая реклама была частым явлением в первых немых кинофильмах и киноаттракционах (1895—1907): в те времена люди ходили в кино, как в цирк — посмотреть на спецэффекты и движущиеся картинки. Например, Леон Гуревич утверждает, что тогдашние ленты имеют больше общего с коммерческой рекламой 1950-х, чем с современным киноискусством. Он также считает, что как раз деньги от скрытой рекламы в документалистике дали сильный толчок для развития игрового кино.
Одно из первых применений ПП на телевидении — мультфильмы о моряке Папае. История о том, как шпинат волшебным образом увеличивал силы главного героя, привела к росту потребления консервированного шпината на 30 % по всей территории США. Для фирмы Spinach Can (Честер, штат Иллинойс), производителя консервированного шпината, эти мультфильмы оказали существенную поддержку.
Часто сам факт размещения рекламы не раскрывается. В 2006 году издание Broadcasting & Cable опубликовало данные, согласно которым 2/3 рекламодателей используют стратегию продакт-плейсмента, который включается примерно в 80 % американских коммерческих телепрограмм.
Вкладывая деньги в ПП в кино, рекламодатели надеются достичь большой аудитории и заинтересовать ее своим продуктом, одновременно повысив узнаваемость бренда и улучшив его положение на рынке. Продюсерам фильмов выгодно брать деньги за продакт-плейсмент, чтобы минимизировать расходы на производство, однако они соглашаются далеко не на каждый контракт: им приходится анализировать, можно ли будет удачно включить товар в контекст повествования, или нет. Кроме того, если в фильме играет действительно известный актер, контракт приходится обсуждать еще и с его агентами. В 2005 году на продакт-плейсмент в американском кино было потрачено около $722 миллионов, а в 2010 эта сумма была около $1.8 миллиардов.
Кроме обычного упоминания товара («Купи по дороге домой банку колы, это моя любимая газировка!»), реклама также может заключаться во включении товара собственно в сюжет фильма; такая стратегия называется «интеграция бренда». Отличным примером может считаться сериал «Рыцарь дорог» (Knight Rider, 1982—1986) — одним из главных героев был говорящий автомобиль Pontiac Trans Am.
Еще одна форма скрытой рекламы — самопродвижение. Скажем, в фильмах киностудии «20 век Фокс» часто появляется новостная программа Sky News, которая тоже принадлежит News Corporation, крупнейшему в США медиаконгломенрату. Например, это хорошо заметно в фильме «День независимости» (1996).
ПП делится на два вида: продукты предоставляются производителями по сниженной цене (или бесплатно), что позволяет снизить стоимость производства для авторов кино или сериала, либо авторы произведения получают живые деньги от производителя товара за упоминание его в своем произведении; тогда продакт-плейсмент становится дополнительным источником дохода.
Стоит упомянуть ещё две формы ПП: непосредственное включение рекламного ролика внутрь произведения, например, он будет показан по телевизору в фильме, и рекламное вознаграждение — предоставление призов для различных состязательных передач.
Во многих странах в настоящее время ПП запрещён в детских, образовательных и новостных передачах (на импортируемые передачи это, конечно, не распространяется), а также ограничен список товаров, которые можно рекламировать.
Существует практика локализации ПП в кинокартинах для различных рынков. Например, американские зрители фильма «Разрушитель» узнали, что «единственная оставшаяся в будущем сеть ресторанов» — это Taco Bell. А в Европе в этом же эпизоде упоминалась Pizza Hut. Такие моменты обычно согласуются с брендами.
В России ПП получил популярность после использования в фильме Тимура Бекмамбетова «Ночной Дозор». Фильм, и без того породивший бесчисленные споры и ссоры среди фанатов Пейсателя, вызвал обострение чувства прекрасного у самой широкой аудитории тем, что в кадре по поводу и без повода мелькали раскрученные по зомбоящику бренды, начиная с бренда кофе, который пили практически все, кто вообще пил в кадре кофе, и заканчивая исполинским логотипом мобильного оператора, зловеще возвышающимся над ночным городом, а один из героев фильма и вовсе произносил рекламный слоган.
В фильме «Шоу Трумана» саркастически высмеивается ПП в сериалах: в разгар ссоры Трумана с женой она внезапно прерывается, чтобы зачитать рекламу товара, уставившись взглядом в невидимую телекамеру, от чего Труман сильно офигевает.
Способы избежать продакт-плейсмента, если его никто не заказывал — Бленд-нейм, ACME и Обычный порошок.
ПП бывает удачным, неудачным и неоднозначным.
Удачным его можно счесть, если:
- Рекламируемый товар или услуга органично вписаны в сюжет произведения и играют в нём роль, помимо собственно рекламной.
- Реклама действительно является скрытой — не подаётся «в лоб», ненавязчива, не снижает художественной ценности произведения, не нарушает его сеттинга.
- Рекламы немного, рекламируются одновременно не более трёх наименований продукции.
- ПП достигает своей цели, то есть приводит к ощутимому росту продаж рекламируемого товар или услуги.
Неудачным его можно назвать, если:
- Избыток рекламы, одновременно рекламируются порой десятки брендов.
- Реклама бросается в глаза, навязчива, надоедает, раздражает.
- Не играет никакой роли в сюжете, помимо собственно рекламной.
- Нарушает сеттинг, мешая подавлению недоверия, снижает художественную ценность произведения. Понятно, что в реальной жизни не бывает так, чтобы все хорошие люди пользовались одной маркой ноутбуков, а все плохие — другой, или чтобы все пили чай с одними и теми же конфетами.
- Не соответствует содержанию и возрастному рейтингу фильма, к примеру, реклама «товаров для взрослых», табачной и алкогольной продукции в детских фильмах.
- Не приводит к росту продаж, а порой даже наоборот, приводит к снижению.
Неоднозначными считаются случаи ПП, если:
- Вызывают рост продаж, но при этом снижают художественную ценность произведения и приводят к разрыву канвы некоторыми фанатами или даже к расколу фанатского сообщества.
- Либо, напротив, нормально вписываются в сюжет и сеттинг, но практически не влияют на продажи рекламируемого товара или услуги.
Существует ещё и обратный продакт-плейсмент: бренд, изначально описанный в художественном произведении, создаётся в реальности. В визуальных формах творчества получается чаще случайно, чем намеренно по очевидной причине: создание качественно проработанного образа бренда противоречит изначальной идее снижения расходов.
Удачные примеры
- «Спортлото-82» — после выхода фильма начался настоящий лотерейный бум, который продолжался по крайней мере, лет пять. Заказчиком рекламы в данном случае выступало государство.
- «Инопланетянин» Стивена Спилберга — в фильме демонстрировались сладости Reese’s Pieces от компании Hershey’s. Дети приготовили из них по своему рецепту «сладкую пиццу», и даже инопланетянин перед таким искушением не устоял. После выхода картины в прокат Reese’s Pieces вошли в «меню мечты» американских детей как неизменный атрибут. Продажи производителя взлетели на 65 %. Этот просто оглушительный успех подвигнул многие кинокомпании на создание специальных отделов по Product Placement, а производителей брендов — на организацию аналогичных отделов уже у себя. Агентства по новому типу рекламы стали расти, как грибы после дождя. Сейчас только при Голливуде их более двух сотен.
- «Основной инстинкт» — Ник предлагает Кэтрин выпить виски «Jack Daniel’s». Утверждают, что после этого рекламного хода продажи «Джек Дениэлс» выросли в пять раз.
- «Жажда смерти-3» — персонаж Чарльза Бронсона пользовался Уилди-Магнумом, охотничьим полуавтоматическим пистолетом высокой мощности. Компания, которая производит Уилди-Магнум, в то время была на грани банкротства и отчаянно боролась за существование. Продакт плейсмент в этом фильме резко увеличил продажи Уилди-Магнума и спас её. Она процветает и по сей день.
- «Грязный Гарри» — педаль в пол. Явно даже не называется, протагонист произносит лишь название патрона, но в то время Smith & Wesson был практически единственным пистолетом .44magnum. После премьеры фильма продажи этого пистолетища достигли своего пика, а фирма Smith & Wesson получила немало дополнительных заявок на производство пистолетов. И это притом, что авторы вообще этого не планировали. Такой вот нежданчик…
- «Лучший стрелок» — Ray-Ban регулярно рекламировала свою продукцию в фильмах с 1950-х годов, и ещё за три года до «Лучшего стрелка» Том Круз появился в их очках в молодежной комедии «Рискованный бизнес». Но именно образ курсанта колледжа ВВС США в кожаной куртке, джинсах и очках-авиаторах произвел нужный эффект и вернул славу модели, с которых началась компания Ray-Ban. Уже через семь месяцев после премьеры фильма продажи очков Ray-Ban выросли на 40 %.
- «Остаться в живых» — во время трансляции финала третьего сезона бросался в глаза мобильник Джека — Motorola RAZR, фигурировавший во время его воспоминаний о жизни за пределами острова, что казалось анахронизмом, учитывая, что Oceanic Flight 815 разбился в сентябре 2004 года, задолго до того, как был создан этот телефон. Однако конец эпизода показал, что история Джека на самом деле была не флэшбэком, а флэшфорвардом, и это превращает продакт плейсмент в хитрую подсказку!
- «Карточный домик» — в третьем сезоне сериала персонаж Кевина Спейси играет на iPad в головоломку Monument Valley. Видеоигра не просто появляется на экране в пятой серии, но и способствует развитию одной из сюжетных линий сезона. Для пиара своей программы Фрэнк Андервуд предлагает автору рецензии на видеоигру написать книгу о президенте. Их отношения в сериале сыграют важную роль. Также в одном из эпизодов президент прямым текстом советует игру сотрудникам своей администрации. После выхода серии Monument Valley попала в топ-10 платных приложений в iTunes и на третье место в чарте платных игр Google Play. В 2014 году эта игра-головоломка также получила награду Apple Design Award.
- «Очень странные дела» — реклама настольной игры «Подземелья и драконы», ставшей важной частью сюжета, и замороженных вафель Eggo, которые обожает Одиннадцать, да и остальные герои аппетитно лопают. Прямо хочется их попробовать, но, к сожалению, в России эти вафли не продаются. Помимо собственно скрытой рекламы, в сериале присутствует также игра с тропом: например, разговор Стива и Дастина о том, как нравиться девчонкам, когда Стив заявляет, что секрет его крутой причёски — шампунь Фаберже Органикс, выглядит типичным примером грубо сделанного ПП. Вот только этот шампунь перестали выпускать в 1984 году, так что у зрителей купить его не получится. Аналогичный пример — рации, часто показываемые крупным планом в «Очень странных делах», с помощью которых переговариваются герои. В 1980-е годы они были крутым девайсом, но в эпоху смартфонов выглядят потешными допотопными штуковинами, и конечно, современным средствам связи они не конкуренты.
- «Изгой» Роберта Земекиса — главный герой работает в курьерской компании FedEx, чей логотип показывают в кадре более пятидесяти раз. А мяч компании по производству спортивных товаров Wilson и вовсе становится персонажем фильма. Но реклама в этом фильме не отпугивает и не бесит, потому что является частью драматической истории. Самое же необычное заключается в том, что чисто технически это не ПП, поскольку Земекис клянётся, что не получил от компании FedEx и фирмы Wilson ни пенса.
- «Офисное пространство» — красный степлер фирмы Swingline, играющий не последнюю роль в сюжете, был создан специально для фильма… Но после премьеры фирму засыпали таким количеством заявок на тот самый степлер, что Swingline таки выпустил такой красный степлер.
- «Матрица» — в фильме постоянно показывают телефоны, диски, компьютеры, пистолеты... Многие ли поняли, что это была ПП?
- Death Stranding — в этой игре присутствует уже ставший мемом энергетический напиток Monster Energy, который восполняет Сэму выносливость и даёт дополнительные баффы. Продакт-плейсмент, конечно, очень заметный, но это только сделало игру более забавной.
- Devil May Cry — вообще ни разу не скрытая реклами брэнда одежды DIESEL в виде открываемых при прохождении альтернативных костюмов для персонажей во второй части серии. При всём контрасте с пафосно-пижонскими и фансервисными нарядами по умолчанию простые альтернативные наряды «в повседневном стиле» смотрятся более чем органично.
- E ve — Pink Valentine — полноценный клип с умопомрачительной рисовкой и сюжетом про подготовку трех подруг-школьниц ко Дню святого Валентина…на деле продвигает шоколад Lotte Ghana. Но очень уж хороши песня и клип сами по себе.
- Р. Остин Фримен, «Послание со дна моря» (1909) из цикла о докторе Торндайке — ГГ переснимает рельефный оттиск пальца убийцы на свежем восковом потёке на подсвечнике и еще несколько мелких деталей, пользуясь каким-то спец-составом для отливок «Фортафикс», что весьма хвалебно подсвечивает. Условно здесь, так как подъем продаж через век с лишним уже не выловишь, однако брэнд цементов, замазок и т. п. FortaFix существует до сих пор (впрочем, нельзя исключить, что это название реального брэнда привязали к фантазийному).
- Рассказ Стивена Кинга «Ур» был написан как реклама электронных книг Kindle, но получился неплохим, особенно для фанатов Темной Башни.
- У Стивена Кинга вообще много упоминаний различных брендом в книгах, пойди разбери: то ли для дополнительного дохода, а то ли просто для передачи атмосферы описываемого времени, когда данная конкретная марка была повсюду.
- детский телесериал "Дракоша и компания" создали специально для рекламы одноименной зубной пасты. Однако благодаря хорошим актерам, и тому что сценарием занимался один из лучших детских писателей того времени Андрей Усачёв, продукт получился хорошим для своей ниши.
Неудачные примеры
- «Я, робот» — в течение первых же десяти минут фильма появляются сразу несколько брендов. Дальше становится только хуже. Фильм печально знаменит благодаря переизбытку рекламы.
- «Уолл-Стрит. Деньги не спят», сиквел фильма «Уолл-Стрит» 1987-го года — содержит ПП аж 43 брендов, включая мотоцикл Ducati, часы IWC, пиво Heineken, чипсы Lays, пончики Dunkin' Donuts и ювелирный бутик Bvlgari. Вся реклама выглядит неуклюже и не к месту.
- «Трансформеры» — количество продакт плейсмента в кинофраншизе почти не поддается подсчёту.
- «Ирония судьбы. Продолжение» — герой Безрукова практически постоянно ходит в шарфе с логотипом компании «Билайн». В итоге половина телезрителей не обратила на этот шарф вообще никакого внимания, а около трети зрителей отреагировали на рекламу негативно, посчитав ещё одним минусом и без того посредственного кинофильма. Там много и другой рекламы, столь же бестолковой.
- «О чём говорят мужчины. Продолжение» — не связанная с сюжетом реклама пожирает фильм, словно раковая опухоль. В общей сложности она занимает 8 минут, то есть 10 % от общей продолжительности ленты. Многие зрители просто бросали смотреть этот фильм, устав от обилия ПП.
- «Каменская» — в первом сезоне рекламы не было. Второй сезон содержит вполне симпатично встроенную в сюжет рекламу системы безопасности «IrisAccess» производства компании «LG Electronics». Но в третьем начинается натуральное безобразие: каждая серия этого сезона содержит совсем не скрытую, а весьма навязчивую рекламу горького шоколада «Победа». Плитки этого шоколада демонстрируют крупным планом, достаточно подолгу, чтобы зрители успели разглядеть их и прочесть надпись. Его название громко произносят вслух. Плитку «Победы» дарят Павлику в больнице и самой Анастасии Павловне, поздравляя с производством в подполковники. Если герои по сюжету пьют чай, то только с этим шоколадом, и ни с чем иным. Неизвестно, повысила ли столь агрессивная реклама количество проданных шоколадок марки «Победа» (очень сомнительно), но она точно снизила число поклонников и зрителей сериала «Каменская».
- «Дефективный детектив» — навязчивая реклама минеральной воды Sierra Springs реально утомляет. Раздражает также, что Натали, будучи помощницей детектива на довольно низкой зарплате, меняет машины чаще, чем многие люди — перчатки. Сперва она каталась на джипе Гранд Чероки, потом пересела в Бьюик Люцерн, следующей её машиной был Форд Эскейп, потом Ауди А3, затем Ниссан Сентра, и наконец — Хендай Генезис. А вы тоже меняете свой автомобиль на новый каждые полгода? В сериале и так много «ляпов», делающих его недостоверным, вот и ещё одно лыко в строку.
- «24 часа» — Джек Бауэр и его коллеги всегда управляют моделью автомобиля, который является главным спонсором в этом сезоне, а злодеи — другими марками. В седьмом сезоне имеется довольно вопиющий сюжет, созданный, по-видимому, исключительно для того, чтобы показать высокотехнологичные особенности Хендай Генезис. Грубая и топорная реклама.
- «Штурм Белого дома» оказался самой провальной кинопремьерой 2013 года, и реклама кроссовок Nike в этом боевике вряд ли принесла рекламодателям что-то, кроме траты денег и разочарования.
- «Тот еще Карлосон!» — скрытая реклама журнала Playboy, презервативов и стриптиз-клубов. Этим предметам и явлениям точно место в детском фильме?
- «Мак и я» — дешевое подражание «Инопланетянину» Спилберга стало известно как один из самых худших фильмов столетия и один из самых худших примеров продакт-плейсмента в истории. Чего стоит пятиминутная сцена танца клоуна Рональда. Да там даже герой назван в честь «Макдональдса»!!!
- Отечественный космосим «Завтра война» по одноимённой серии книг. В каждом ангаре на наземной базе или авианосце, выполняющем роль хаба между миссиями, главного героя на самом видном месте ожидал автомат с шоколадными батончиками «Шок», взаимодействие с которым сопровождалось произнесением рекламного слогана «"Шок" — это по-нашему».
- Постоянная реклама Pizza Hut в Code Geass. Стала мемом.
Неоднозначные примеры
- «Бойцовский клуб» — чёрный пиар фирмы IKEA, чья продукция становится в фильме символом потребительства и конформизма. После выхода фильма узнаваемость бренда IKEA выросла многократно, но с другой стороны, многие люди, особенно молодые парни, стали считать покупку этой мебели признаком недостатка мужественности и оригинальности.
- «Дьявол носит Prada» — нет ничего необычного в том, что фильм про работу модного журнала по одноименному бестселлеру пестрит упоминанием брендов, но прежде всего бросается в глаза реклама прямо в названии фильма. Однако она здесь смотрится уместно: в мире гламура торговые марки становятся неотъемлемой частью жизни персонажей.
- «Друзья» — полуторачасовая серия, почти полностью посвящённая рекламе магазина мебели и интерьеров Pottery Barn, в котором Рэйчел врёт Фиби о том, где купила эту мебель, но в конце концов выясняется правда. По сей день компания Pottery Barn утверждает, что каждый раз, когда этот эпизод выходит в эфир, у них наблюдается рост продаж. С другой стороны, многие фанаты плюются при упоминании этой серии, считая её недостойным филлером.
- Там же, в другом эпизоде Фиби и Моника пытаются вывести лучший в мире рецепт шоколадного печенья, и под конец серии приходят к выводу, что это Nestle Tollhouse.
- «В Филадельфии всегда солнечно» — герои явно отдают предпочтение Сабвею перед всеми прочими заведениями общепита. Ди даже покидает койку в родильном отделении больницы, чтобы сгонять за за бутербродом в Сабвей! Это не раздражает и не отвращает от сериала, но и неясно, повысились ли у Сабвея продажи бутербродов.
- «Parasite Eve II» — в игре фигурирует продукция Coca-Cola. Неизвестно как это повлияло на продажи, но реклама редкая и ненавязчивая.
- «Зло: не думай о нём» — неприкрытый ПП пиццы «Papa John’s». Зрителям несколько раз показывают её логотип, а в конце фильма юные киногерои с восторгом поедают её и наперебой расхваливают, говоря: «Какая замечательная пицца!» В принципе, ПП к месту и не слишком навязчив, но фильм рассчитан на детскую аудиторию, а реклама в детских фильмах и передачах запрещена законодательством многих стран.
- «История рыцаря» — клеймо на доспехах работы женщины-кузнеца Кейт повторяет логотип фирмы Nike. Сделано, как намеренный анахронизм, так как фильм является отсылкой к спортивному кино.
- Трилогия «Назад в будущее» превратила автомобили «DeLorean DMC-12» в культовые, слава которых не стихает спустя десятилетия. Вот только DeLorean Motor Company разорилась за два года до выхода первого фильма, и Джону Делореану от такого грандиозного успеха оставалось только кусать локти.
- «Дозоры»
БигмакБекмамбетова хоть и печально известны своим перенасыщением крайне низкокачественным продакт-плейсментом, но, (возможно в силу закона больших чисел) интеграция сока «Злой» получилась вполне уместной и веселой. - Внутри Лапенко — в первом сезоне реклама органично вписывалась в сюжет (телеведущий Ричард Сапогов в своей передаче рекламирует сайт для покупки билетов, Журналист завязывает роман с «девчонкой в коробчонке»-голосовым помощником), либо врывалась в повествование самым наглым и безумным образом вместе с Катамарановым. В дальнейшем интеграций стало гораздо больше и смотрелись они не всегда уместно: если Таксист, рекламирующий реальную службу такси, действительно важный для сюжета персонаж, то остальной ПП зачастую слишком навязчив и раздражал.
- В третьем сезоне было и На тебе! в адрес фанатов, жалующихся, что сериал скатился из-за чрезмерных рекламных интеграций. Став директором Девятого канала, Журналист убрал из эфира вообще всё, кроме своей «Загадки Дыры», включая ненавистную им рекламу. Как результат, рейтинги ожидаемо упали, а у Журналиста и его возлюбленной Татьяны Восьмиглазовой начались серьёзные материальные трудности — они даже ели суп из веток и спали на кровати без матраса и постельного белья, укрываясь листом фанеры!
- Sabaton — клипы на некоторые композиции выглядят откровенными промороликами World of Tanks, коими в общем-то и являются — всё могло бы быть не так плохо, если бы не характерная для этой игры нарочитая неестественность танковых баталий, которая весьма ярко сохранилась в самих видеоклипах — а ведь могло же и в удачные примеры попасть.
Внутримировые примеры
- В фильме «Мир Уэйна» есть знаменитая сцена: главные герои высказываются против продакт-плейсмента, но при этом на них одежда Reebok, они едят пиццу из Pizza Hut и попиваают Pepsi.
- Терри Пратчетт в романе «Движущиеся картинки» описывает использование ПП в местных фильмах, доведённое Себя-Режу-Без-Ножа Достаблем до абсурда — вместо пары секунд он вставлял рекламные ролики на пять минут и более, а также заставлял актёров навязчиво повторять названия брендов.
- Николай Носов, «Незнайка на Луне» — описывается Product Placement в газете «Давилонские юморески», принадлежащей миллионеру Спрутсу: «Правда, и доход, который получался от продажи газет, целиком поступал в распоряжение Спрутса. Нужно, однако, сказать, что доход этот был не так уж велик и частенько не превышал расходов. Но господин Спрутс и не гнался здесь за большими барышами. Газета нужна была ему не для прибыли, а для того, чтобы беспрепятственно рекламировать свои товары. Осуществлялась эта реклама с большой хитростью. А именно: в газете часто печатались так называемые художественные рассказы, причем если герои рассказа садились пить чай, то автор обязательно упоминал, что чай пили с сахаром, который производился на спрутсовских сахарных заводах. Хозяйка, разливая чай, обязательно говорила, что сахар она всегда покупает спрутсовский, потому что он очень сладкий и очень питательный. Если автор рассказа описывал внешность героя, то всегда, как бы невзначай, упоминал, что пиджак его был куплен лет десять — пятнадцать назад, но выглядел как новенький, потому что был сшит из ткани, выпущенной Спрутсовской мануфактурой. Все положительные герои, то есть все хорошие, богатые, состоятельные или так называемые респектабельные коротышки, в этих рассказах обязательно покупали ткани, выпущенные Спрутсовской фабрикой, и пили чай со спрутсовским сахаром. В этом и заключался секрет их преуспевания. Ткани носились долго, а сахару, ввиду будто бы его необычайной сладости, требовалось немного, что способствовало сбережению денег и накоплению богатств. А все скверные коротышки в этих рассказах покупали ткани каких-нибудь других фабрик и пили чай с другим сахаром, отчего их преследовали неудачи, они постоянно болели и никак не могли выбиться из нищеты».
- Лукьяненко умудрился и простебать «незаметную рекламу», и заработать на ней:
« | Я протянул ему бутылку «Оболони». Не выдержал и спросил: |
» |
— «Черновик» |
- Проницательные читатели не поленились подсчитать, что в этом отрывке название пива упоминается всего девять раз вместо требуемых десяти… а самые проницательные заметили ещё одно упоминание совсем в другом эпизоде.
- «Американский рассказ» Тэффи представляет собой пародию на скрытую рекламу, с доведенной до абсурда плотностью собственно рекламы:
« | Покупайте только лососину Бэка. |
» |
— «Американский рассказ» |
- А. Свиридов, «Заседание рабочей группы» (о съемках фильма «Властелин колец») — «Кого мне в этом фильме закурить Camel заставить? Ну кого я там одену в Adidas?»
- «Lucifer» — развлекаясь благотворительностью в конце первого сезона, Люцифер буквально снимает с себя и отдаёт одежду бездомному — подсвечивая, что дьявол действительно носит Prada (кажется, это не единственная подсветка в сериале, но не поручусь). Лабутены на ногах после возвращения на трон Ада не подсвечиваются, но тоже вполне узнаваемы.
- Обстёбано в «Мультреалити». Хреногубка открывает шкафчик с препаратами, которыми Клара его травит, а там в одном ряду с цианистым калием и средством для прочистки труб стоит детское питание Gerber. Хреногубка комментирует: мол, тем, кто отвечает за продакт-плейсмент, нужно лучше думать, где размещать рекламу.
- «Возвращение помидоров-убийц»: посреди фильма вся съёмочная группа вдруг бросает съёмки, собирается, объявляет, что у неё не хватает денег для окончания и начинает спорить, где их взять, а после долгих рассуждений, махнув рукой, начинает вставлять рекламу абсолютно куда попало, даже закрывая ею диалоги персонажей.