«
|
Do you read? The atmosphere above the city
is falling apart. High command is offline,
we are in the dark now
Anicetus is lost. I repeat, Anicetus is lost.
The Specters are leaving,
taking their chances in orbit.
The Empyrean Extermination Sequence has begun
|
»
|
— Mechina, «To coexist is to surrender»
|
Нередко, если авторы хотят нагнать атмосферности в сцене видеоигры или фильма, они могут дать игроку или зрителю послушать фоновые радиопереговоры. Они обычно не несут конкретной сюжетной информации и часто вообще никак не относятся к главному герою, но создают ощущение того, что вокруг него происходит что-то серьезное. Как правило, этот троп используется в сценах боевых действий или катастроф, но ими не ограничивается. Обоснуй, почему главный герой слышит эти переговоры может иметься, например, в виде радиосканера, а может и не иметься.
Работает это потому, что переговоры по рации являются отличным крючком для воображения аудитории. Зритель или игрок слышит обрывки общения неких находящихся за кадром персонажей, из их реплик узнает о ситуации, в которой они находятся, и дальше воображение дорисовывает картину происходящего, усиливая погружение в мир произведения, создает впечатление того, что в нем есть живые персонажи помимо главных героев, при этом, что самое главное, не отвлекая зрителя/игрока от основного сюжета или геймплея. Свою роль играет также то, что голос, искаженный рацией, у большинства людей по умолчанию ассоциируется с чрезвычайной ситуацией.
Атмосферные радиопереговоры часто пересекаются с тропами Ой, бл..., Слезогонка и Топливо ночного кошмара. Если авторы не знают матчасти, могут получиться Неправильные радиопереговоры.
- «Скала» — фильм начинается с радиопереговоров окружённого взвода, генерала, требующего эвакуировать бойцов, и ещё более вышестоящего начальства, которое это делать отказывается.
- «Живой» — фильм, повествующий о солдате, возвращающемся с Чеченской войны, начинается с записи радиопереговоров Майкопской бригады во время штурма Грозного.
- Mad Max — в первом фильме периодически включаются радиопереговоры на заднем плане в качестве доп. информации. В частности озвучивается приказ офицерам полиции не сливать бензин у граждан.
- S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля — по ходу игры сцены с перехватом переговоров военных встречаются достаточно часто (у главного героя есть радиосканер, хотя информация об этом и была вырезана из финальной версии игры). Педаль в пол по описываемому тропу давит сцена штурма ЧАЭС, на фоне которой можно слышать почти восемь минут переговоров военных (именно ими проиллюстрирована статья), участвующих в операции «Монолит», проработанных настолько, что, (не) разбираясь в (пост)советском военном жаргоне, можно составить для себя детальную картину идущего боя, даже если игрок при этом будет просто бежать прямо ко входу в Саркофаг, не глядя на происходящее вокруг себя. Помимо прочего, переговоры содержат в себе момент эпического Ой, бл…
- В «Зове Припяти» возле градирни в окрестностях Юпитера постоянно слышны чьи-то попытки выйти на связь. «Нужно найти выход… Просим помощи!.. Припасы почти…».Субверсия — это не просто переговоры для атмосферы, а попытки выйти на связь группы сталкеров из «Долга», давным-давно застрявших в пространственной аномалии. Если прийти в градирню с детектором «Сварог», то новейший детектор заставит аномалию раскрыться, и из пространственного пузыря выпадут тела членов группы, в том числе основателя «Долга» генерала Таченко, на чьем КПК можно будет узнать тайну основания группировки.
- Кстати, радист — не призрак, сидит в конкретном месте и его можно убить, после чего радиопереговоры оборвутся.
- Doom 3 — сразу после катастрофы на связь начинают выходить различные отряды солдат UAC, на заднем фоне слышны хрипы монстров, автоматные очереди и вопли. Собственно, все доказывает: пришел большой пушистый зверь и дела идут очень, очень, очень плохо.
- Quake 4 — подобные радиопереговоры звучат на фоне почти постоянно, как минимум, до превращения главного героя в строгга.
- Игра Starship Troopers 2005 года — в первой миссии, являющей собой кальку со штурма Клендату из фильма.
- Серия Homeworld просто пронизана такими переговорами, особенно Deserts of Kharak. Юниты постоянно переговариваются друг с другом, добавляя еще больше атмосферы и без того одной из самых атмосферных стратегий.
- F.E.A.R. — помимо переговоров со своими, протагонист также слышит трёп гадских миньонов по рации, спойлерящий дальнейшие их атаки.
- Starcraft 2: Wings of Liberty: на начале миссии «Врата Ада» радиопереговоры всех наступающих отрядов, которые слышны как игроку, так и Рейнору, дают отчётливо понять, чем рискует накрыться вторжение на планету, если не начать срочно принимать какие-то меры.
- Fallout: New Vegas — во время Второй Битвы за Дамбу можно включить аварийное радио НКР, где можно узнать, что происходит на других участках фронта.
- Batman: Arkham — в первой игре можно просто найти радиоприёмник и послушать передачу Джека Райдера о творящихся на острове событиях, во всех последующих, если слушать разговоры полиции, можно обнаружить подсказки к квестам (например, найти жертв Профессора Пига) или обнаружить большие скопления врагов.
- Half-Life — на соответствующих уровнях атмосферности добавляет бормотание раций рыскающих поблизости вражьих спецназовцев.
- Системы оповещения сотрудников тоже добавляют её, причём ещё больше. На первом уровне — вызовы сотрудников в разные отделы НИИ «Блек Меза» (в том числе и Фримена), то есть обычная жизнь. После катастрофы — сообщения о проблемах в комплексе «Блек Меза». После прихода солдат система замолкает, так как они берут её под свой контроль.
- Особенно стоит выделить «федеральные» оповещения, то есть сообщения правительства США. Их лишь несколько, и по ним можно определить, как ситуация с порталами ухудшается: в начале объявляют о проблемах, которые вскоре решат; в конце говорят о том, что президент объявил общегосударственное чрезвычайное положение.
- Half-Life 2 — радиопереговоры солдат Альянса же.
- Голос массового оповещения о преступниках в городе. Изобилует кодовыми словами, числами и лаконичностью. При этом достаточно понятен смысл, по которому можно определить планируемые действия и будущих противников (но понятно это, только если игрок уже проходил ХЛ2). В частности на первом же уровне Фримена «пасут» чуть ли не с выхода из поезда, и если бы не Барни, помешавший его однозначному определению, и Аликс, вмешавшаяся в подготовленную засаду, Гордон отправился бы в Нова Проспект на пару дней раньше запланированного.
- Day of Defeat — среди предметов ландшафта имеется немецкая военная рация, из которой слышны надрывающиеся просьбы о срочной помощи на немецком языке.
- Операция Silent Storm — если заявиться на таинственный промышленный комплекс в Уральских горах на панцеркляйнах, то становятся слышны все переговоры охраны и персонала оного. Руководитель комплекса, впрочем, почти сразу же запрещает подчинённым выходить в эфир, поскольку прекрасно знает, что абсолютно все панцеркляйны (подразумевается, что не только на уровне, но и в игре) настроены на одну волну.
- На различных уровнях вместо фоновой музыки могут звучать радиопереговоры, настолько неразборчивые, что понять невозможно, даже на каком языке они ведутся. Автору правки казалось, что на английском.
- Freelancer — в наличии радиопереговоры всех со всеми — патрульные предупреждают транспорты о проверке, базы запрашивают идентификацию мимопролетающих кораблей, разные пилоты запрашивают посадку или стыковку…
- Авиасимуляторы «Шторм» и «Шторм: Солдаты Неба» — в процессе выполнения миссий можно будет услышать море разнообразных переговоров, что очень оживляет происходящее в игре: танкисты просят поддержки с воздуха, командир с базы отчитывает подчинённого за манёвры около командирской башни, пилоты докладывают о выполнении задач и пр. Правда, всего этого в реальности бы не допустили ни в коем разе.
- Mass Effect 3 — часто, но лучше всего запоминаются в последних двух миссиях на Земле.
- Need for Speed — классика жанра. Игрок всегда слышит переговоры полиции во время погони.
- Microsoft Flight Simulator — во время миссий вы постоянно слышите переговоры вашего второго пилота с диспетчерами, а также то, как между собой общаются диспетчеры и другие самолеты. В большинстве миссий — строго соблюдая протокол воздушной связи, но в некоторых (например, в Анкоридже) после штатной установки связи идет задушевный треп за жизнь, что, надо сказать, очень на пользу игре — скучно просто так смотреть на спокойное море внизу и проплывающие облака вокруг.
- Kerbal Space Program — аверсия, в вакууме игроку слышен только рокот двигателей и космическое безмолвие. Сделать аверсии аверсию и добавить атмосферные радиопереговоры (а поскольку управлять можно и зондами, то и технические радиопередачи) предназначен мод Chatterer.
- Otto Dix — «Зона Теней». Я вижу, как горит воздух!
- Receptor & Kubrak — 24 Kornerz
- «Зверобой», «Чистое небо» — в песне используются реальные радиопереговоры пилотов.
- Оргия Праведников — «Рыцари Неба».
- Большинство музыкальных произведений, как-то связанных с космосом включают в себя реальный или стилизованный радиообмен с обратным отсчётом: «Русский Размер» — «Энергия света», «PPK» — любая их композиция, «Imperio» — «Return to Paradise» и т.д.
- Майк Олдфилд, «Five miles out» — радиопереговоры[1] пилота и диспетчера.
- Mechina — много где, дабы слушатель лучше прочувствовал что за развесёлый звиздец[2] творится по ту сторону четвёртой стены.
- ↑ Вокал собственно Майкла Олдфилда, для дополнительной атмосферности прогнанный через вокодер
- ↑ Так, в частности, альбом «Conqueror» начинается с сообщения протагонисту, что «Satellite images confirm multiple nuclear epicenters. The fallout can be seen from orbit».
Штампы: явления и идеи |
---|
Эффекты | Эффект бабочки • Эффект Ворфа • Эффект горностаевой мантии • Эффект Дульсинеи • Эффект Йетса • Эффект неуловимого Джо • Эффект Светлячка |
---|
Законы | Алгоритм сортировки зла • Алгоритм сортировки смертности • Бог любит троицу • Власть — это сила vs Главный — не значит сильный • Волшебные законы физики • Закон Годвина для путешествий во времени • Закон Джона • Закон злодейской смены стороны • Закон об оружии в фэнтези • Закон обратной отдачи • Закон Осмозиса Джонса • Закон По • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Закон сохранения деталей • Закон сохранения ниндзюцу vs Сила толпы • Законы роботехники • Ирония отставки • Молитвы — пища богов • Не убий • Правила злого властелина (Оригинал • Кодекс • Правила дракона • Правила грамотного драконоборца) • Правило 34 • Правило 63 • Правило 85 • Правило драмы • Правило крутизны • Правило прикольности • Принцип меньшего зла • Принцип наилучшего развития событий • Скупой платит дважды • Уровень некомпетентности |
---|
Явления | 555 • Адская косметология/Каннибальское бессмертие • Ангст? Какой ангст? • А вот и я! • А он вовсе не такой! • А он там был один такой (Теперь они там все такие • Раса из одного) • Аура невидимости • Ахиллесова пята (Ахиллесова фигня • Бэкдор) • Бегство от зверя • Бегство от зомби • Безумная клёвость • Бесконечный запас крови • Бесконечный источник ресурсов • Бескровная резня • Бесполезный огнестрел (Огнемёты — это отстой)/Полезный огнестрел/Огнестрел — это страшно • Бессменный телохранитель • Бессонница • Бешеный гнев • Биохимических барьеров не существует (Разум превыше биохимии vs Против биохимии не попрёшь) • Бой за скамейку • Боливар не вынесет двоих • Быстрее, чем кажется • Вам террористы, нам партизаны • Вас здесь не стояло! • Вежливость — признак слабости • Вербальный тик • Верность до конца • Вечная загадка (Жёлтый теннисный мяч • Каждому своя разгадка) • Вечное полнолуние • Вирус ненависти • Вирусное превращение • В каждой бочке затычка • Внутри больше, чем снаружи • В общем, все умерли • Воздушное ясновидение • Враг силён твоим страхом • Враг — это честь • Всесокрушающий против несокрушимого • Въевшаяся привычка (Вербальный тик • Характерный тик) • Гамбургский счет • Героическая сила воли • Героическое упорство • Гештальт • Главная тайна • Глупый пароль • Говорит сам с собой • Голливудское Вуду • Голоса в голове • Голубой экран смерти • Горизонт отчаяния • Двойная жизнь (Ночная жизнь) • Декоративные сиськи • Деньги — фетиш • Детская неуязвимость • Джаггернаут • Джва года ждут • Дискриминация убийц • Доигрался в кошки-мышки • Дом разделённый • Допустимая жанровая условность • Дофига миров • Дыхание Дарта Вейдера • Её зовут Вера • Жанровая слепота • Жанровая смекалка (Спасительное знание преданий) • Жанровая ошибка • Жестокость во благо vs Жестокое милосердие • Зависть • Закадровое гуро • Замороженное время • Запрет на ГМО • Запрет на трансгуманизм • Зашкаливающее самомнение (Комплекс бога vs Я не бог) • Земля дрожит от шагов • И всё-таки они друг друга любят… • Игра в снежки • Избыточный физиологизм • И он может улыбаться vs Не умеет смеяться • Иное время • Ирония судьбы • Исчез в клубах логики vs Вера — это сила • Карманная вселенная • Кармическая справедливость • Катастрофа, но не беда • Колотить по клавиатуре • Комплекс Пиноккио • Красивый — не значит хороший/Красивый — значит хороший • Красное Кольцо Смерти • Красота остаётся незапятнанной • Кровожадное мироздание • Кровь фонтаном • К этому привыкаешь • Легенды преувеличивают • Ловушка для любопытных (Нельзя, но очень хочется) • Ловушка для сердобольных • Луковые слёзы • Любит прикосновения • Маклаудство • Мастерство длинной руки • Меня боялся сам Флинт • Миллионы — это статистика • Минувшие приключения • Мины издают звук перед взрывом • Могущество (говорит басом, даёт эхо, левитирует, светится) • Момент губастого аллигатора (Неуместный Сталин vs Бревно Ильича) • Морда кирпичом • Моральный тупик • Мультикилл • На лицо ужасные, добрые внутри • Наплечный симпозиум/Головной симпозиум • Нарушитель личного пространства • Начальник куда пошлют • Не было гвоздя • Не в деньгах счастье • Неверие с броском • Не команда • Не любит прикосновений • Не отбрасывает тени • Неправедно нажитое впрок не идёт • Неладно скроен, но крепко сшит • Ненавидит праздник • Неправдоподобно убедительная маскировка (Слышишь, мы кошки) • Нет антагониста • Неуловимый Джо • Неуместный инвалид • Нечаянное пророчество • Нечеловеческая мимика • Нечеловеческая психология • Обнять и плакать • Образ врага • Одним миром мазаны • Одномерное мышление • Односторонне невыносимые условия • Одностороннее соперничество • Ожидалочка • Они живые! • Опошленная ситуация • Оральная фиксация • Орлангур • Остерегайтесь (глупых • добрых • тихих) • Особая примета • Отказ от страстей • Отсутствие эмпатии • Отчаянное желание внимания • Отчаянное желание привязанности • Передозировка милоты • Передозировка эликсира молодости • Перекачаешься — лопнешь • Пленных не обыскивают • Плоская Земля • Плохие эльфы • Победа скучна • Повадился кувшин по воду ходить • По нарастающей • Популярное заблуждение (Историю пишут победители • Цитата-бастард) • Поцеловать ногу • Почерки (Почерк врача, Как курица лапой, Пишет печатными буквами, Каллиграфический почерк) • Праздник непослушания/Судная ночь • Превращение в змею помогает • Предатель как бы намекает • Принцессы не какают • Принять оскорбление как комплимент • Проблема доверия • Проблемы с коммуникацией убивают (Недопонимание) • Проверенное временем • Проверка на вшивость (Докажи, что ты злодей) • Прозрение равносильно освобождению • Против биохимии не попрешь • Профессиональный риск ментора • Профессиональный риск напарника • Психиатрия — это страшно • Психическое кровотечение • ПТСР • Публика — сволочь • Пугать крокодилов • Пустая оболочка • Путь наверх (Легкая карьера) • Пятое колесо в телеге • Радиопереговоры для атмосферы • Развращающий артефакт • Реклама (ACME • Бленд-нейм • Обычный порошок • Реклама влияет на сюжет • Скрытая реклама) • Ремонт пинком и такой-то матерью (Лечение через удар) • Саймон говорит • С мануалом на коленях • Самосбывающееся пророчество • Самоубийственная самоуверенность • Сверхвыносливость • Секретный суперудар • Серийные образцы никуда не годятся • Сидеть на пианино • Сила — это плохо • Символика сторон света • Синдром Бога • Синдром Болванщика • Сказку сделать былью • Слезогонка (Улыбка сквозь слёзы) vs. Душегрейка • Слёзы творят чудеса • Слишком часто извиняется • Словесная провокация • Случайное попадание • Средство борьбы с героем • Стеклоломный звук • Стиль дурака • Странные вещи на фотографии • Страховка героя • Сюжетная способность • Так плохо, что уже хорошо • Там, где нас нет • Техника безопасности • Туше́ • Трагическая импульсивность • Трагический момент из детства • Ты волшебник, Гарри! • Тюрьма развивает • Убей их всех • Универсальное решение проблем • Унылая (непобедимость • успешность) • Ускоренное обучение • Фантастический расизм (Мы для них животные! • Человек — это звучит жутко) vs Фантастический интернационализм • Фатальная слабость • Фрейдистское трио (три лика Гекаты/три лика Адама) • Халява не впрок • Хлипкие верёвки, слабые замки • Холодная ярость • Хочу быть нормальным • Хрупкая утопия • Хэппи-энд нужно заслужить • Цветовой дресс-код • Цепь оверпауэра • Цепь случайных совпадений • Чего нет, то не отнять • Чем старше, тем лучше • Честь прежде разума • Чудесное обучение языку • Чуждая геометрия • Чужое небо • Шлем — это не круто • Шрамы навсегда • Экипаж (Минимальный • Чрезмерно раздутый) • Это не луна! • Яблоко от яблони далеко падает/Конфликт поколений • Я и мой воин/Я и мой призыватель/Я и моя армия/Я и моя турель |
---|
Неволя | Брать живым • Вождь краснокожих • Дева в беде (Кража невесты)/Парень в беде • Тюрьма — дом родной • Мешок на голове/Связали и заткнули (Привязан к кровати) • Побег (Выгнан из плена • Хлипкие верёвки, слабые замки) • Попасть в плен (Добровольное пленение • Похищение • Похищение инопланетянами) • Рабство (Герой — раб • Добрый рабовладелец/Даровать вольную vs Жестокий рабовладелец vs Аболиционист • Работорговец • Рабский ошейник • Рынок рабов) • Тюремщик • Тюрьма развивает • Умер свободным
Темница сырая: Азкабан • Каземат • Персональная тюрьма • Планета-тюрьма • Тюремная зона
Добровольная неволя: В тюрьме — как на свободе • Защищать свою тюрьму • Не бедный раб • Раса слуг • Собачье послушание • Стокгольмский синдром • Шея мёрзнет без ошейника |
---|
Жанровые условности | Анатомия свинки Пеппы • Взрывы в космосе • Графическое выделение • Киношная биология (Африканская кукабара • Безобидная рана vs Неубедительно смертельная рана • Сотряс – не простатит, за часок пролетит • Тупые предметы не опасны • Увёртливые внутренние органы • Хищный зверь) • Мультяшная физика • Мультяшные точечные глаза • Неизменяемый ландшафт • Несоответствие масштаба • Под водой — как над водой • Пуленепробиваемый картон • Четыре пальца |
---|
Вражда | Враги в рогатых шлемах • Враг мой vs Заклятый враг • Достойный противник • Дружба, закалённая в огне • Дружба начинается с поражения • Закадычные враги vs Заклятые друзья |
---|
Двойники | Близнецы меняются местами • Два тебя • Доппельгангер • Злой двойник • Кванк • Клон (Дефектный клон)
Не двойники: Мастер маскировки • Метаморф (Предпочтительная форма) (Оборотень • Анимаг) • Мистер Хайд • Под прикрытием • Подменыш • По следам себя любимого • Раздвоение личности • Самозванец |
---|
Мета-явления | Художественная камасутра: Апокалиптическое порно • Архитектурное порно vs Архитектурное гуро (Дорого-богато) • Батальное гуро vs Батальное порно (Дуэльное порно) • Гурман-гуро vs Гурман-порно • Интерьерное порно • Наркотическое порно • Национальное порно • Костюмное порно • Пейзажное порно (Прекрасная зима) vs Пейзажное гуро • Техническое порно (Автомобильное порно • Оружейное порно • Список кораблей) vs Техногуро
Художественный медсправочник: Синдром внезапной смерти в сиквеле • Синдром Дарта Вейдера • Синдром Кларка Кента • Синдром Лайки • Синдром Мэри Поппинс • Синдром Рубинского • Синдром хронического героизма • Синдром штурмовика • Синдром Элджернона
Чеховские приёмы– см. в отдельном перечне
Басня (Без связи * Зелёная • Злая • Красная • Лицемерная • Неудачная • Неудобная • Понята неправильно • Псевдобасня • Увесистая • Фантастическая • Это не басня!) • Вывих мозга (Безумная тролльская логика) • Грызть реквизит (Доить гигантскую корову/Безумная мимика • ЭТО! СПАРТА!/Перейти на КРИК) vs Читать, как пономарь • Знают именно за это (Музыкальный символ • Ходячий мем) • МТА/МТХ • Моральный закон природы • Никто не смотрит Шекспира (Гомер немного предсказуем) • Ошибка позиционирования • Очучеливание • Подавление недоверия • Просочиться в канон (Мем просочился в канон) • Украсть шоу • Фрейд был прав • Чудо одной сцены • Эффект альфы • Чудо одного трека • Шоковая терапия |
---|
Парадоксы | Не думай о белом медведе • Парадокс корабля Тесея |
---|
Переборы | Такой серьезный, что уже смешно • Такой крутой, что уже смешно • Так грубо, что уже смешно • Так мрачно, что уже пофиг • Такой мрачный, что уже смешно • Так неостроумно, что уже смешно • Так страшно, что уже смешно • Одноногая собачка • Пересластить пилюлю • Шоковая терапия |
---|
← | Штамп • Основы |
---|