Голоса в голове
« | Убей всех людей! Убей всех людей! | » |
— Голоса в голове Бендера |
« | Гарри начинал беспокоиться о том, не сходит ли он с ума. Обычно его голоса в голове так себя не вели. | » |
— HpMoR |
« | — …и у меня с тех пор в голове какие-то голоса! Я — шизофреник?! — Ты гарнитуру-то с уха сними… |
» |
— Анекдот |
Если герой слышит голоса в голове, обычно это значит, что либо он сошел с ума, либо с ним разговаривают какие-то высшие силы — добрые или злые (как вариант — находящиеся поблизости носители сверхспособностей; в этом случае герой сам может быть невыявленным обладателем таковых). Самый циничный вариант — кто-то подшучивает над ним с помощью портативного радиоприемника, или магии.
Простейший способ убедить аудиторию в том, что персонаж сумасшедший — это упомянуть, что он слышит голоса, которые велят ему что-то сделать. С другой стороны, если персонаж — телепат, то голоса могут быть не симптомом, а причиной безумия. Иногда сумасшедший слышит голоса других личностей, живущих внутри него. В «Дюне» такое состояние называлось «мерзостью» и каралось смертью[1]. Долгое время советником Алии Атрейдес был ее предок, барон Владимир Харконнен.
Источником нехороших голосов может быть множество вещей — одержимость демонами, призраки, артефакты, древние запрещенные книги. Голос может стать искушающим ангелом на плече, который будет нашептывать персонажу о том, как замечательно быть злым и подталкивать его совершать недостойные поступки.
Добрые голоса могут быть гласом Божьим, ангелов или духов-покровителей. Вместо призывов к убийствам и предложений по захвату мира добрые голоса буду давать хорошие советы и, скорее всего, предостерегать персонажа от применения насилия.
Для научной фантастики возможен вариант с имплантатом, но может оказаться, что разумный паразит.
Связанный троп — раздвоение личности.
Голос по рации[править]
Подвид штампа из высокотехнологичных компьютерных игр с той разницей, что говорящий — обычно реальный… ну, как бы человек, да. Или таковым хочет казаться. Или не хочет казаться. В любом случае протагонист всегда делает то, что говорят голоса по рации, иначе по сюжету не продвинется и с локации далеко не уйдет. В BioShock идея подвергнута деконструкции — протагониста там натурально зомбировали на выполнение любых команд, начинающихся с «будь любезен». Будь любезен, устрой авиакатастрофу, убей кучу людей и выстрели себе в голову!
Ещё больше веселья, когда голос из рации принадлежит S.H.O.D.A.N.. В любом случае, если персонаж выполняет всё, что ему говорит рация — то он либо служит в армии, либо в спецназе, либо в корпорации, либо в другой структуре с жесткой субординацией, либо психически ненормален, либо просто хороший человек, не оставляющий в беде маленьких девочек, инвалидов и других хороших людей. Ну или ему просто нечем заняться, а ещё у него стальные яйца и офигенно большая пушка.
Примеры[править]
Литература[править]
- Белгариад — в течение всех томов первой арки некая вышняя сила выступает в качестве одного из менторов протагониста — Белгариона. Она не показывается живьём — предпочитает играть роль голоса в голове. На вопрос «Кто ты такой?» — она достаточно туманно отвечает: «Я и есть то пророчество, в котором ты предсказан».
- «Колесо Времени» — с тех пор как Ранд ал’Тор обрёл магическую силу (а это, в описываемом мире, опасная штука: мужчина может сойти от неё с ума!), с ним, Рандом, способен, в роли голоса в голове, общаться давно умерший герой древности по имени Льюс (sic) Терин Теламон. Он Ранду так и отрекомендовался. А этот Льюс Терин еще и поехавший. Нет, не Ранд поехавший, потому что это у Ранда не галлюцинации: Теламон действительно говорит с ним.
- Сага о Форкосиганах — в голове у Марка Форкосигана после пыток в джексонианском плену поселился целый зоопарк alter ego — от безжалостного Убийцы до озабоченного Пыхтуна.
- Сержант Ботари во время службы денщиком у Джеса Форратьера страдал от слуховых и зрительных галлюцинаций («говорил» с «демонами»).
- Хроники странного королевства — прежняя личность Кантора, бард Эль Драко проявляет себя как внутренний голос, «ехидный озабоченный засранец». Позже Кантор ещё раз подвинулся рассудком и в его голове появился второй голос — жестокий и хладнокровный убийца.
- В цикле книг К. Баштовой и В. Ивановой «Тяжело быть младшим» с главным героем мысленно общается его меч, который оказывается с кусочком души первого представителя его рода.
- Гарри Поттер — и только он один — во второй части саги слышит голос Василиска. «Даже в мире волшебников… …слышать голоса — плохой признак». Кроме того, в этом Мире опытный легилимент может помещать свои видения в чужое сознание и заставлять слышать свой голос, этим Волдеморт изводит Поттера в «Ордене Феникса».
- Мифы Ктулху — Все Древние и сам Ктулху в их числе.
- Дрезден, пока носил в голове тень Ласкиэль. Просто телепатия тоже есть — Мерлин (это должность) так при нападении на совет магов заведомо непобедимой угрозы разъяснил присутствующим план эвакуации. В подробностях.
- Александра Первухина, «Выбор принцессы» — принц Шааскин, глава делегации Каана при дворе Империи тысячи солнц, седьмой наследник престола. С ним лично общались высшие силы, и пообещали в том числе успех их миссии. Реакция принцессы Эры - "это даже кусать опасно, можно отравится ненароком, почему в досье не указано что псих? Не знали что ли? Ведь обычно тех кто слышит голоса - отправляют к врачам лечится? К диинам (ксеносы, в империю по факту входят, в данный момент во дворце их куча, из-за одежды их часто путают с чиновниками ) правда не относятся - они телепаты и иногда общаются телепатически). А может они узнали про ОЧЕНЬ хороший слух диианов и намеренно дают ненавязчиво понять что не надо подслушивать? Ведь не может же вся делегация реально в это верить?!" (Эра и ее мать Эфа - люди, хотя не все с этим согласны. В эти высшие силы все в сеттинге все верят (официально) но вот каанцы - религиозные фанатики)
- Сергей Лысак, «Черноморский призрак» — альтернативная версия Земли, вообщем после покушения на Николая I выжила одна из принцесс и была тяжело ранена императрица. Оная принцесса сбежала от заговорщиков, встретилась с матерью и кроме всего прочего сказала что к ней образ Петра Великого явился и сказал что надо спасать Россию и посоветовал как. Ну и господь вылечит императрицу. Никто правда не поверил, а потом принцесса вылечила мать и сумела удержать власть (верные люди есть пусть даже не все они в курсе всех деталей, хотя Бенкендорфу почти открытом текстом было сказано). В процессе - много с кем общается, далеко не всегда - ртом. Ах да, никакой Петр на самом деле с ней не общался и вообще разум настоящей принцессы - спит пока.
- Олег Петров, «Один из ..» — не то что бы голоса, видения, во сне, у Королева и фон-Брауна, недалекого будущего. Королев примерно понял кто это и придумал способ хоть какие то вопросы задавать. Позднее те кто эти ведения устроил - перешли на общение через первые компьютерные сети (ну как они появились) и объяснили зачем все и что они хотят взамен (СССР и США вполне себе могут позволить выполнить просьбу "заказчиков").
Фанфики[править]
- Встречается в голове у каждой уважающей себя Мэрисьи. В 99 % случаев характеризуется как ехидный голос, сдабривающий едкой подколкой любую фразу, но непременно признающий, что Мэри, бесспорно, само совершенство и идеал.
- Fallout: Equestria — телепатия аликорнов.
- А в Project Horizons на постоянной основе (и того же рода) голос в голове в определённый момент обретает Блэкджек.
Комиксы[править]
- Вселенная DC — супергерой Огненный Шторм возникает в результате объединения подростка Рональда Реймонда и пожилого профессора Мартина Стейна. Управление берёт на себя Рональд, профессор в качестве голоса в голове наблюдает и даёт советы.
- The Superior Spider-Man — личность Питера Паркера, сотканная из остатков его воспоминаний, периодически как помогает, так и мешает Отто. Вскоре Октавиусу удалось стереть из головы личность Паркера. Когда Отто понимает, что не справился с ролью Человека-Паука, он возвращает разум Питера и стирает себя.
- Октавиус считал Паркера личностью, сотканной из остатков воспоминаний, на деле же это была именно душа Паркера, так как умер он в чужом теле.
- Дедпул. У него даже пузыри с текстом от лица разных голосов разноцветные.
- Как оказалось одним из этих голосов был злодей-регенератор Сумасброд который слился с Дэдпулом воедино после неудачного восстановления обоих из пепла. После того как разделились — голоса пропали.
Мультсериалы[править]
- «Аркейн» — Джинкс вследствие тяжёлого посттравмата и гиперфиксации на душевных травмах постоянно слышит голоса ненароком убитых ей в детстве товарищей Майло и Клэггора, особой любви к ней не питавших, и потому в её воспоминаниях и фантазиях часто её унижающих. В эти моменты её клинит и часто срывает на неконтролируемый гнев. Яркий пример – шестой эпизод первого сезона, в котором Вай и Кейтлин не могли понять, с кем Джинкс ведёт столь гневную беседу.
Аниме и манга[править]
- Kino no Tabi — главная героиня разговаривает со своим мотоциклом (хотя есть намеки на то, что он может разговаривать и с другими персонажами).
- One Piece — так и называется: Голос всех вещей. По сути, эта врожденная способность позволяет слышать в голове голоса таких существ, как Морские Короли и Зунеши. А некоторые могут «слышать» голоса вещей, скорее всего, лишь тех, что при создании наделены некой внутренней силой и желаниями сотворивших их людей, например Понеглифы и именные мечи — заключается в основном знанием того, где они находятся, если их не видно, и, в случае с Понеглифами, пониманием смысла написанного на них, не зная языка.
- SukaSuka — Уиллем слышит в голове голос Альмерии, «Дочери», умершей более 500 лет назад. Нет, ему не чудится. А позже, в момент, когда сам Уиллем близок к смерти, он слышит голос погибшей Ктолли Ноты Сеньорис.
Видеоигры[править]
- В игре «Lionheart» главный герой постоянно общается с духом, который когда-то служил его предку — Ричарду Львиное сердце. Тот отпускает едкие комментарии по поводу умственных способностей протагониста и иногда советует что-нибудь.
- Dark Messiah of Might & Magic — в главного героя вселилась демонесса, и он это видел и знает.
- «Ведьмак 3» — если помогать Кейрис ан Крайт, то предстоит избавить ярла Удальрика от сабжа в виде «воли богов». Разумеется, никакие это не боги, а злой дух — хим, вселяющийся в людей, сделавших что-то очень плохое (по слухам, ярл убил собственного брата).
- Немного не так. Хим цепляется на чувство вины и начинает тщательно его расчесывать, подпитываясь страданиями, но и не давая носителю, как правило, дойти до суицида. Удальрик же считал себя виноватым в том, что как минимум не спас брата в шторм (а уже говорили, что сознательно и не пытался)
- Hellblade: Senua’s Sacrifice — главная героиня слышит их постоянно. Будете слышать и вы, особенно если играть в наушниках. Один из голосов говорит также с вами и намекает, что вы тоже голос.
- Игра «Фобос 1953». Тот самый голос из громкоговорителя. Впрочем, на фоне творящегося в игре сумасшествия, далеко не факт, что он главному герою не кажется.
- Warcraft — легендарные мечи Ледяная Скорбь (Frostmourne) и Осквернённый Испепелитель (Corrupted Ashbringer) имеют побочный эффект в виде голосов в голове для владельца. Кинжал Ксал’Атат обладает тем же эффектом.
- Древние боги — признанные мастера в насылание голосов в чужие головы.
- Divinity 2 — в главного героя вселилась (пред)последняя Пламенная Рыцарь Талана, в результате чего он сам стал пламенным рыцарем и стал слышать её голос у себя в голове. В конце оказалось, что главного героя жестко обманули, и голос в голове принадлежал злодейке Игрейне
- В дополнении главный герой избавился от одного голоса в голове и получил другой — теперь он слышит древнего саркастичного тёмного мага Берилина.
- Divinity: Dragon Commander — Сибилла, сестра протагониста. В детстве отрезала себе язык, так как слышала голоса в голове и хотела, чтобы они заткнулись.
- Prince of Persia: The Two Thrones — до самого конца игры личность Тёмного Принца проявляется как голос в голове протагониста.
- Fallout 3: Point Lookout — антагонист, профессор Кэлверт, таким образом общается с дикарями, отдавая им приказы, и Одиноким Странником (после операции на мозге). Ничего мистического, просто довоенная технология.
- Might and Magic: Heroes VI — Антон, протагонист кампании Альянса Света(людей) слышит голоса, которые то обвиняют во всех бедах безликих, то просят о помощи, как оказалось, он слышит голоса мёртвых ангелов.
- Disco Elysium — главный герой часто разговаривает с внутренними голосами. Эти голоса — его мысли, чувства и ощущения, а подобные беседы хоть и могут показаться долгими, на самом деле занимают не так много времени. Хотя протагонист с развитым и диковатым воображением сможет наделить разумом свой галстук и болтать уже с ним. Нет, сам по себе галстук не разговаривает. Его слышит только детектив и только в собственной голове.
- Если писать про галстук, то и про знак и ведущего в Vampire: The Masquerade — Bloodlines тоже. Поговорить можно только при игре за малкавиана, знак не отвечает, ведущий же поддерживает диалог.
- Star Wars: The Old Republic. С голосами в голове может познакомиться практически каждый, прогулявшись по Темному храму в имперской столице. В этом же храме можно встретить других несчастных, кого голоса смогли свести с ума — некоторые бедняги полностью лишились разума и стали вместилищем для беспокойных духов местных ситхов. А вот Инквизитору придется прочувствовать все прелести этого тропа. Заработав нового и влиятельного врага, бывший раб, взлетевший по карьерной лестнице, решает поднять собственный уровень крутизны и подселить в свое тело призраков известных адептов силы. К сожалению, не все идет по плану, так что голова инквизитора превращается в проходной двор, а сам Каллиг начинает слышать аж несколько голосов одновременно. Без возможности их как-либо заткнуть.
- А вот голос в голове Сайфера имеет более приземленное происхождение. Голос Наблюдателя Х, который слышит агент — результат работы импланта, установленного тому в позвоночник.
- Император Ситхов не раз проворачивал подобное. Чего только стоит ритуал, проведенный на Зиосте, который сначала свел с ума огромное количество людей таким способом (в том числе и многих сильных адептов силы), а позже опустошил всю планету.
- Mass Effect: Andromeda — первопроходцы используют имплант, позволяющий работать в симбиозе с искусственным интеллектом. Слышать и взаимодействовать с СЭМом придется постоянно.
- For Honor — шаманка викингов, судя по своему трейлеру, слышит весьма кровожадные голоса. Что характерно, она мелкая, с большими глазами и боевой раскраской на морде и в дополнение к топору машет пиктским ножиком.
- Stellaris — в происхождении «Разогнанные» можно взять биологическую черту «улучшенные синапсы». Её описание гласит, что в теле существа понапихано много мозгов где надо и нет, и они не всегда соглашаются друг с другом во мнениях.
- Псионики могут заключить договор с Шепчущими в пустоте, и теперь голоса в голове — это обыденность. Ах да, оба этих варианта можно совместить.
Музыка[править]
- Десятки песен про Voices in My Head.
- Celldweller, «Kill the Sound» — «Two voices in my head, I want one of them dead».
- Combichrist, «Blut Royale» — «Come hear the voices in my head, they say you wanna hurt me and they want you dead».
- Бездна Анального Угнетения, «Шишки-Телепаты» — стёба ради, как и все песни этой группы.
- James Christopherson, «A soul can't be cut» — «I can deny the voices inside my brain».
Визуальные новеллы[править]
- Slay the Princess - игрок у нас один - Долгая Тишина/The Long Quiet - а вот голосов в этой птичьей башке - целых 11! И эти товарищи каждый преследуют свои личные цели, не всегда друг с другом ладят, но в зависимости от того, чью сторону мы займём - изменится ход каждого из пяти рутов за игру.
- В руте Берлоги/Морды (Den), в случае вступления в команду Скептика, у него вместе с Гонимым/Жертвой (Hunted) получится не просто договориться с вконец одичавшей Принцессой, но и освободить её.
- В обновлённой руте Апофеоз при наличии Параноика (и только при наличии Параноика) можно убедить лидера сея ветки Сломленного в том, что его возлюбленная/Богиня - та ещё гадина, которая использует всех нас четверых (Игрока, Героя, Параноика и самого клирика) для своей личной выгоды. Результат: мощный горестный и оч низкий рык на месте интонации Флаттершай и явное намерение уничтожить Принцессу после того как она захотела последним шагом ассимилировать всех товарищей в получившейся команде:
« | Anything to make Her feel what we feel. But that isn't enough, is it? We can show her more! We can make her understand! We can show her what she's done to us! We can show her how we've felt! |
» |
— Сломленный, как только мы решаем разодрать Апофеоз на ленточки. Это надо слышать. |
- Но в нескольких рутах это обстоятельство нам выходит боком. Например, в руте "The Princess and the Dragon", когда Игрок перемещается в то же тело, что и Принцесса, голоса остаются сами по себе, и примкнувший к нашей команде Оппортунист/Подхалим явно горит желанием захватить власть во всём теле Игрока, пока мы не можем ему ничем ответить До поры до времени.
Прочее[править]
- Don’t hug me, I’m scared, эпизод первый — как стать креативными? «Listen to your heart, listen to the rain, listen to the voices in your brain».
- Twitch Plays Pokémon — по лору, все команды что игроки пишут в чат, ничто иное как голоса в голове протагониста. Теперь представьте какого было Реду, когда он до становления чемпионом Канто, слышал миллионы голосов в голове.
Реальная жизнь[править]
- Жанна д’Арк. Утверждала, что голоса нашептали ей пойти и освободить страну от англичан. Чьи голоса? Она точно знала — это архангел Михаил и святая Екатерина!
- И таки освободила и спасла. Бы. Если бы ещё король оказался королём.
- Люди могут разговаривать с воображаемыми собеседниками и быть при этом совершенно нормальными. Это называется «фантазия».
- На самом деле пока голоса в голове именно голоса — это ещё не фатально; такие галлюцинации бывают при депрессии и переутомлении. Проблемы начинаются, если люди начинают всерьёз прислушиваться к собеседникам в голове, а те приказывают делать что-то вредное для себя или окружающих.
- Также имеет разница, что это за голоса. Если они мужские/женские/детские/синтезированные — это т. н. истинные галлюцинации, скорее всего пациенту надо хорошенько выспаться. А если пациент через пень-колоду пытается объяснить, что у голосов нет принадлежности, он «слышит их внутренним слухом», они невероятно громкие, и это скорее мысли, которые появляются прямо в голове, а злодеи насылают их с помощью колдовства или специальной машиной — это т. н. ложные галлюцинации и с ними надо к врачу как можно скорее, ибо симптом крайне тяжёлых психических заболеваний.
- Также это может быть не галлюцинация, а последствия слишком детальной проработки персонажа в сочетании с определённым складом мышления, то есть тульпа. «Естественным путём» встречается редко, как сам этот склад мышления, и в основном у тех, кто таковой проработкой занимается, то есть писателей. Такие «собственные голоса персонажей» в основном безвредны (органическим поражениям не соответствуют, имеют вполне конкретную принадлежность, на литий и другие медикаменты реагируют далеко не всегда), так что если голоса не сподвигают слышащего на противоправные действия, психиатры их обычно не трогают. Но провериться[2] всё-таки стоит.
- Также имеет разница, что это за голоса. Если они мужские/женские/детские/синтезированные — это т. н. истинные галлюцинации, скорее всего пациенту надо хорошенько выспаться. А если пациент через пень-колоду пытается объяснить, что у голосов нет принадлежности, он «слышит их внутренним слухом», они невероятно громкие, и это скорее мысли, которые появляются прямо в голове, а злодеи насылают их с помощью колдовства или специальной машиной — это т. н. ложные галлюцинации и с ними надо к врачу как можно скорее, ибо симптом крайне тяжёлых психических заболеваний.
- Практически любой человек сталкивается с такими при отходе ко сну непосредственно в тот момент, когда прекращается бодрствование и начинается первая фаза сна, но мозг ещё не отключился полностью. Это — абсолютно нормальное явление, не нуждающееся в медицинском вмешательстве, и уж точно не означающее, что испытывающий его индивид страдает психиатрическим расстройством. По сути, это те же сновидения, просто без картинки.
- В то далёкое время, когда ещё работало радиовещание на длинных волнах, аудиотехника иногда случайно ловила обрывки этих передач. В наушниках это выглядело как потусторонний шёпот в голове, особенно в паузах между треками. Автор правки на полном серьёзе сперва подумал о галлюцинациях.
Примечания[править]
- ↑ Технически неверно, мерзость — не «слышать голоса». Во-первых, Мерзость — это любое деторождение после употребление Воды Жизни; во-вторых, такие дети имеют особенно высокие шансы «подчиниться голосам» — и вот это уже Мерзость во втором смысле. Лето II и Ганима тоже «мерзость», но только в первом смысле. Им хватило силы воли не стать копией своих отца и матери, хотя в одном из эпизодов третьей книги и было сильное искушение.
- ↑ Особенно если воображаемый друг создавался намеренно, а не получился случайно — врач поможет с профессиональным травлением тех тараканов, для любительского травления которых создавалась тульпа.