Без души

Материал из Posmotreli
Версия от 00:46, 19 февраля 2022; 109.42.112.40 (обсуждение) (→‎На других языках)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Soulless. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Тебе станет лучше!
— Мне станет лучше, когда моё сердце затопят жиры?!
— Нет, Сквидвард, в том смысле — НА ДУШЕ СТАНЕТ ЛЕГЧЕ!
— Не сработало! У меня нет души.
»
— Губка Боб и Сквидвард в серии «Только один кусочек»
« — Человек состоит из трех частей, — произнесла ведьма. — Из тела, чтобы действовать; разума, чтобы думать; души, чтобы чувствовать. А может быть, Саймон, в твоем мире люди устроены иначе? Впрочем, едва ли: ты действуешь, думаешь, чувствуешь. Убивая тело, освобождаешь душу, а если убить разум, тело может просуществовать немного в горьких оковах, вызывая сочувствие людей. Но если убить душу и оставить жить тело, а может быть, и разум… — голос ее дрогнул, — это страшный грех, немыслимый для нас. И именно это и случилось с воинами Горма. И то, что ходит в обличье, не для глаз тех, кто рожден на земле. Лишь кощунственные занятия с вещами запретными полностью могли породить такое… »
— Андре Нортон, «Ведьмы из Эсткарпа» («Колдовской мир»)

Обычно когда люди используют выражение «бездушный монстр», они имеют ввиду, что тот, о ком речь, ведёт себя недостойно, неподобающе человеку. В фантастических и фэнтезийных произведениях же встречаются герои, у которых в буквальном смысле нет души. Это, конечно, ставит сначала вопрос об определениях: что считать «душой»? Наличие эмоций? Но без них, как показывает практика нейрофизиологии, человек не превращается в «расчётливый автомат», а просто становится инвалидом, в принципе не способным на принятие любого решения, как буриданов осёл. Способность к эмпатии? Уже ближе, но эмпатия тоже может использоваться как средство наслаждения страданиями врага. Как видите, границы расплывчаты до безобразия, поэтому максимум, на что можно рассчитывать — некая «художественная договорённость» о том, какое именно сочетание из тяжёлой депрессии, бессмысленной жестокости и апатоабулического синдрома подразумевается в «средневзвешенном» случае.

Скорее всего обладатель отсутствия души — философский зомби.

Потерянная душа

Как правило, если герой теряет свою душу, он становится либо апатичной пустой оболочкой, либо бессердечным порождением зла. Бездушный герой внешне обычно практически ничем не отличается от человека с душой, не считая практически полного отсутствия демонстрации каких-либо эмоций. Он остаётся в сознании и может быть активным действующим лицом, но моральная подоплёка всех его действий кардинально отличается от прочих. Точнее говоря, морали и совести в общечеловеческом понимании у такого героя больше нет: остаётся лишь одна мотивация — вернуть свою душу или заполучить новую — подойдет любая, хотя своя, конечно, лучше. В процессе поисков начинаются проблемы: герой, как мы знаем, больше не связан этическими и моральными принципами, которые он потерял вместе с душой, и, к тому же, неспособен к состраданию. Иногда с душой уходят и базовые инстинкты, например, инстинкт выживания. Это значит, что ничто не остановит его на пути к заветной цели. Хотя бездушный не становится неодолимой машиной смерти, он будет убивать, калечить и разрушать, если это покажется ему релевантным данной ситуации, потому что в нём нет ни гуманизма, ни свойственного людям благоразумия.

Если герой получит свою душу назад, его первой реакцией будет, скорее всего, «Боже мой, что же я наделал!»

Конечно, обстоятельства могут сложиться ещё хуже. Некоторым людям потеря души позволяет при первой же возможности перейти на тёмную сторону. Они начинают ощущать свою свободу, будто душа была ненужным и бесполезным органом, удерживающим их в оковах.

С потерей души герои теряют любовный интерес, не ощущают радости и грусти. Всё, что они чувствуют — это пронизывающая пустота, пожирающая их сознание, как чёрная дыра поглощает звёзды.

Рождён без души

Многие искусственно созданные существа по понятным причинам не получают души в процессе создания. Роботы, клоны, големы зачастую «рождаются» бездушными. Многим из них это совершенно не мешает жить, но некоторые, остро ощущая свою неполноценность по сравнению с прототипами, страстно желают заполучить душу и, как Пиноккио, стать настоящим мальчиком. В процессе поисков они заводят друзей, начинают испытывать привязанность и чувствовать красоту и, сами того не понимая, обретают искомую душу. Если только у них не было её с самого начала.

Бездушных созданий Тёмный Властелин штампует, например, для создания идеальной армии — это удобно и выгодно. Но тут возникает очень интересная этическая проблема. Если рассматриваемое существо без души — не философский зомби, то для него смерть абсолютна[1]. То есть, убивая таких солдат тёмного властелина, можно, конечно оправдываться, что они все были плохие, причём всегда плохие, но может быть полное уничтожение это всё-таки слишком? Особенно если учесть что лично ты, воин добра, всё-таки отправишься на тот свет, а может и в рай — за такие-то подвиги. А сам властелин, в свою очередь, после решения создавать бездушных чтобы бросать на убой улетает далеко за моральный горизонт событий.

Примеры

Литература

Русскоязычная

  • «Сварог» — токереты.
  • Сергей Лукьяненко, «Линия грёз»: если запустить процедуру аТана до смерти оригинала — получается своего рода «зомби», способный дышать, ходить и даже отвечать на вопросы, но лишённый какой-либо самостоятельности. Если после этого оригинал погибнет — «зомби» мгновенно превращается в полноценного человека. Это считается экспериментальным доказательством существования души (а «зомби», соответственно, предметом статьи).
    • У того же Лукьяненко в Дозорах души (или ее аналога) может лишить Тигр. От человека остается только оболочка, которая, конечно, все понимает, но ничего не делает и ничего не хочет, и заклинания на такого человека не действуют.
  • Ник Перумов, «Гибель Богов» — у гоблинов нет души, это и спасает их предводителя Орка во время его поединка против врага, исторгающего души. В Хьёрварде гоблины и орки — одно и тоже, только в разных землях, в отличие от других миров Упорядоченного, а отсутствие у них души — дань уважения популярной интерпретации творчества Профессора.
  • Бычкова и Турчанинова, «Иногда они умирают». Огромное большинство людей рождается без души, они не злы, они просто расчётливы, неспособны любить и сопереживать, с ней же — единицы. К человеку с душой обычные люди ощущают инстинктивное влечение, иногда вплоть до безумия и каннибализма. Раньше все люди имели души, но из-за их испорченности они просто массово сбегали из тел, а у бездуховных пар дети начали рождаться без душ уже изначально. Теперь, чтобы получить душу, каждому человеку надо лично идти на край света и буквально выпрашивать её у Хранителя Душ, при этом он честно предупредит, что шансов пережить трансплантацию всего 50 на 50, так как самые алчные и порочные тела просто разорвёт как «слишком холодный стакан, если налить туда слишком горячую жидкость».
  • Алека Вольских, «Мила Рудик» (один из эпигонов «Гарри Поттера») — инверсия: у главгда их две. Дело в том, что основатели его рода — два брата, которые где-то в Средневековье при весьма жутких обстоятельствах[2] (и еще более жутким способом[3]) стали одним человеком, и с тех пор иногда перерождаются в своих потомках. Поскольку магические силы происходят от души, обладает способностями за гранью возможного. А еще — немалым количеством жирных тараканов в голове (раздвоения личности, кажется, нет, но имеющаяся, хм, весьма нетривиальна). В общем, в этом деле больше — не всегда значит лучше (хотя, сам персонаж, вероятно, поспорил бы с этим).
  • Братья Стругацкие:
« Где-то в конце восьмидесятых годов, в процессе непрекращающегося расширения областей своего титанического сверхзнания, Иоанн-Агасфер обнаружил вдруг, что между двустворчатыми раковинами вида margaritifera и существами вида хомо сапиенс имеет место определенное сходство. Только то, что у margaritifera называлось жемчужиной, у хомо сапиенсов того времени было принято называть тенью. Харон перевозил тени с одного берега Стикса на другой. Навсегда. Постепенно заполняя правобережье (или левобережье?), они бродили там, стеная и жалуясь, погруженные в сладостные воспоминания о левобережье (или правобережье?). Они были бесконечны во времени, но это была незавидная бесконечность, и поэтому ценность теней, как товара, была в то время невысока. Если говорить честно, она была равна нулю. В отличие от жемчуга. Люди того времени воображали, будто каждый из них является обладателем тени. (Так, может быть, раковины margaritifera воображают, будто каждая из них несет в себе жемчужину.) Иоанн Агасфер очень быстро обнаружил, что это — заблуждение. Да, каждый хомо сапиенс в потенции действительно способен был стать обладателем тени, но далеко не каждый сподобливался ее. Ну, конечно, не один на тысячу, все-таки чаще. Примерно один из семи-восьми. »
— «Отягощенные злом»
  • Сергей Садов, «Адская практика» — чертёнок Эзергиль, его подруга ангел Альена и ангел-ментор Монтирий раскрывают свою сущность одному из персонажей-людей, соратнику убитого отца Фёдора по горячим точкам. Люди, как творения Бога, обладают душой, которой даётся множество возможностей подняться до божьего подобия (лишь в очень редких случаях, когда человек последовательно убивает в себе божье — окончательно истаять). Черти же и ангелы — производные от людской веры и обладают большими возможностях и долголетием, но не душой; и если уж погибают — для них это навсегда. Впрочем, Альена раскрывает и потаенную надежду ангелов и чертей — за исполнение своего долга получить шанс перерождения в человека.
  • «Королева» Евгения Долматовича — Себастьян проиграл свою душу в карты, и герою встречается уже без души.

На других языках

  • Легендариум Толкина — по ряду гипотез именно таковы орки[4].
    • Что весьма маловероятно: Моргот могуч, но всё-таки не настолько, чтобы лихо стирать метафизические константы вроде наличия души. Гипотезу можно принять при условии, если он их не перекорёжил из бывших эльфов, а вывел с нуля — но ведь он же и творить, как вала, разучился…
      • Можно предположить что Моргот не уничтожил душу, а «вытравил» из тела, и получилась своеобразная метафизическая смерть, без смерти физической.
    • Проблема в том, что многие фанаты упорно ссылаются в этом вопросе на черновики Толкина, притом на текст, который представляет собой обычное размышление с пером в руке. Так что утверждение об отсутствии у орков души было всего лишь ранней теорией Толкина, во многом противоречащей остальным описаниям. Тем не менее, Профессор так и не дал на этот вопрос однозначного ответа…
  • Андресеновская «Русалочка» же. Было четко обозначено, что у морского народа нет души, в сравнении с людьми. И главная героиня возжелала эту самую душу получить. Тем не менее, аверсия: отсутствие души не помешало самой Русалочке искренне полюбить человеческого принца, а потом и пожертвовать собой ради него.
    • Дочери воздуха, в одну из которых превратилась Русалочка в финале, тоже изначально не имеют души, но могут её получить за добрые деяния в течении 300 лет.
  • «Гарри Поттер» — человек, переживший (с позволения сказать) поцелуй дементора, представляет собой сабж. «Он просто существует. Пустой, как выеденное яйцо».
    • При этом, учитывая, что тело дементоры не повреждают — далеко не факт, что со временем в этом теле не может развиться новая личность (которую по вышеприведённому описанию вполне можно считать синонимом души). Это тем вероятнее, если учесть, что, согласно слову Божию дементоры — персонифицированная депрессия, из которой, при всей её неотвязности, выйти вполне реально. Так что это вполне может оказаться экстремальным методом перевоспитания совсем уж отмороженных колдунов.
      • Не считается. Все поцелованные дементором превращаются в полных овощей, коими наполнена половина Азкабана. Эмоции они жрут тупо своим присутствием.
      • Неизвестно, сколько из овощей Азкабана действительно "поцелованы" дементорами, а сколько просто совсем ополоумело от их постоянного "обычного" воздействия. Вряд ли дементоры имеют право на первое без какого-то как минимум уважительнообразного обоснуя. Но! Есть мнение, что приговоренных не к пожизненному заключению должны по отбыванию срока отпускать и, если сошел за это время с ума, отправлять в Мунго тогда. И есть мнение же, что... вряд ли с азкабанскими овощами это делают. По причинам: 1) всем пофиг, 2) не хотят так явно демонстрировать изнанку магического правопорядка, 3) все равно для того, кто уже овощ, мало что изменится. Хотя это не так, даже овощи вполне себе чувствуют и страдают, и изменение мрачного казематовского интерьера на светлый больничный - большой плюс для них.
  • «Досье Дрездена» Батчера. У фейри души изначально нет. Поэтому чародейский приём — заглянуть в глаза а через них в душу человека дабы познать её сущность — с волшебным народом бесполезен, а то и опасен.
  • Желязны, «Джек из Тени» (Jack of Shadows). У обитателей Тёмной стороны нет душ; вернее, их души лежат камушками в Ямах Глайва и не могут влиять на мысли и поступки своих хозяев. Как следствие, обитатели Тёмной стороны хоть и цивилизованны, но, похоже, лишены совести и эмпатии. Например, протагонист Джек магией влюбляет в себя понравившуюся женщину, которой до того был отвратителен, и искренне не понимает, что здесь плохого. В конце книги, слившись со своей душой, Джек осознаёт, что он натворил, и приходит в ужас.
  • Робин Хобб, «Вселенная элдерлингов». «Перековка» — процедура, применяемая пиратами Красных кораблей (местным аналогом викингов), при которой у человека, подвергшегося перековке, пропадают какие-либо эмоции и моральные ограничения, а остается лишь набор простейших инстинктов — питание, секс, добыча, убийство инородцев. По факту, в результате перековки у жертвы отнимается душа, которая заточается в черном камне, из которого потенциально можно создать дракона
  • Вильгельм Гауф, «Холодное сердце». Вместо души там сердце, но суть та же: отсутствие совести, эмоций (как отрицательных, так и положительных, например, радости), привязанностей. Получив сердце назад, герой ужасается и хочет умереть. А вот хрен ему, мучайся, паскуда. Добровольно же от сердца отказался, никто не отбирал. Но кончилось всё хорошо — сердце на месте, матушка и жена живы-здоровы, рождается сын.
  • Карлос Кастанеда. Его произведения построены на такой эклектичной основе, что душу с христианской точки зрения и терминологию его произведений так просто и прямо сложно сравнивать. Но если кратко и упрощенно, каждое разумное существо обязательно имеет помимо физического и энергетическое тело. Из-за слабоволия, чрезмерной покорности судьбе, предания порокам и рождения детей (им передаются части энергетического тела родителей) оно ослабляется, кстати пожиратели души тоже имеются. Иногда даже доходит до того, что большая часть энергетической субстанции просто сбегает из тела и человек окончательно становится просто пустой оболочкой без мечтаний и стремлений. Возращение тоже возможно.
  • «Cон в красном тереме» — души нет у Дайюй. Именно поэтому Баоюю не удается отыскать ее в загробном судилище.
  • Dilbert: у одного из эпизодических персонажей-сотрудников нет души, и он может чувствовать только «пустоту и боль». На этой почве он подружился с корпоративным роботом, у которого тоже нет души, и вдвоём они замышляют убийство «бурдюков с душами».
    • А произошло это из-за того, что его откачали после клинической смерти, когда его душа уже отправилась в посмертие. Дильберт удивился: вроде же в таких случаях душа должна возвращаться? Бездушный сотрудник объяснил, что не обязательно: возвращается она только из рая.
  • «Князь Пустоты» — все творения инхороев лишены души, т. е. не имеют сознания. Ими двигают исключительно инстинкты, рефлексы и приказы «сверху», даже самыми умными шпионами-оборотнями, годами маскировавшимися под королей и магов. Мимара обнаружила это задавая парадоксы Тсуору, а дуниане — проводя вскрытия и нейропунктуру шранков.
  • «Огр, огр» из цикла «Ксанф» Пирса Энтони — ооо, тут душами приходится расплачиваться весьма регулярно. Валютка та ещё, ходить по уши в долгах весьма неприятно. Хорошо хоть, можно вражеской душонкой расплатиться.
  • «Легенды о мастере Тычке» — был там один начальник, который свою душу в железный костюм заточил…
  • Генри Каттнер, рассказ «Сим удостоверяется». С прикрученным фитильком: перед заключением сделки Сатана взял у главного героя в качестве залога не душу (как тот подумал), а всего лишь совесть. Что, впрочем, не помешало протагонисту превратиться в бесчувственного сукиного сына, а при возврате совести в финале расстроенно воскликнуть Боже мой, что же я наделал! при воспоминаниях о всех тех непотребствах, которые он успел натворить.
  • «Дом странных детей» и продолжение цикла от Рэнсома Риггза — у «странных» есть не только человеческая душа, но и та, которая наделяет их сверхестественными способностями. А живет она почему-то в пятке, как показывается в третьем томе, «Библиотеке душ».
  • Андре Нортон, «Ведьмы из Эсткарпа» — педаль в асфальт (см. эпиграф). Техномаги из проклятой бухты Колдера превращают захваченных людей в таких вот существ, способных только выполнять приказы. После первой битвы с солдатами Колдера друг протагониста Корис без колебаний приказывает добить тяжелораненых противников, в том числе тех, кого знал ранее. Саймон попытался было возразить, но ведьма предложила ему самому взглянуть в глаза врага.
    • При этом на жителей Эсткарпа и близких им по крови людей из соседних стран эта технология не действовала. «Древняя раса ломается, но не гнётся».
    • Сам протагонист, попав в плен к колдеритам успел проснуться в лабораторюии до того, как конвейер подвёз его к приборам
  • Уорд, «Братство чёрного кинжала» — враги главных героев, общество Лессинг.
  • Ларисса Айон, «Демоника» — главный злодей Мор мог забирать души, превращая человека в сабж.
  • «Колесо времени», Роберт Джордан. Сами же Отрёкшиеся зовут «бездушными» так называемых «серых людей» (ассасины-ликвидаторы на службе Тени, отличающиеся пакостной способностью быть незаметными даже в толпе. Взгляд, остановившийся на сером человеке, скользит дальше и увидевший тут же забывает о его присутствии).
    • Жертвы драгкаров (тварь, выпивающая душу поцелуем) лишаются разума и становятся «овощами».
  • Наоми Новик, «Чаща» — когда из сердце-древа вызволили королеву Ханну, поначалу казалось, что она пришла в себя, но позже выяснилось, что от ее личности ничего не осталось — одна пустая оболочка, в которой живет воплощение Чащи.

Сетевая

  • Fallout: Equestria — таковы дикие гули. Без души действуют они исключительно согласно инстинктам, как животные.
    • Project Horizons — таковы все, с единственным исключением в виде Бу, «пустышки», намеренно созданные копии пони без души и разума, для использования в качестве доноров органов. И как следствие, Отродья также бездушны, и управляются волей Легата — а когда устройство управления было от него оторвано, сталкивающиеся с ними в процессе притяжения к Пожирателю души стали занимать пустые тела.

Кино

  • «Восемнадцатый ангел» — клоны, создаваемые местными сатанистами, не имеют души (и, как следствие, лица). Поэтому сатанисты срезают мордашки юных невинных манекенщиц. Не повезло главной героине с папулей.
  • «Я, Франкенштейн» — Адам, будучи искусственным созданием, не обладает душой. Душами также не обладают и демоны. Лишь бездушное существо способно уничтожить (вернее — послать на небеса) горгулию. Главгад также пытается воссоздать эксперимент Виктора Франкенштейна, чтобы реанимировать сотни бездушных тел, которые затем смогут занять новые демоны из ада. В конце фильма, Адам каким-то образом получает душу и побеждает врага.
  • «Призрачный гонщик» — дети демонов не имеют души, по этой причине заглавный персонаж не мог использовать наказующий взор против Блэкхарта. На свою беду к концу фильма юноша впитал чужие души, что и позволило Призрачному гонщику найти на него управу.
  • «Фантагиро-5» — не обладающий душой людоед Безымянный поедает детей, надеясь стать по-настоящему живым (он сделан из дерева).

Телесериалы

  • «Сверхъестественное» — вытаскивая Сэма из Клетки Люцифера, Кастиэль кое-что важное потерял на обратном пути. Этим кое-чем была душа Сэма, которая благополучно осталась в клетке.
    • Тьма, питаясь душами, оставляла бездушные оболочки. Эти оболочки делали то, чему до этого мешали моральные запреты. Например, убивали. В дальнейшем Тьма после поглошения души стала убивать и тело.
  • «Ангел», эпизод I’ve Got You Under My Skin. Демон вселяется в мальчика Райана, как вселялся раньше в десятки тысяч людей, и хочет склонить его душу ко злу… но оказывается, что у Райана нет души. «Ни совести, ни страха, ни человечности — лишь чёрная пустота». Райан стремится разрушать всё вокруг себя — не по злобе, не для удовольствия, а просто так. Демон так напуган отсутствием души, что пытается убить мальчика; при этом сам демон тоже погиб бы, но он полагает, что даже это лучше, чем эта пустота.
    • Вообще в сеттинге нет души у вампиров и демонов. Как это влияет на их облико морале, до конца не ясно: тот же Спайк умудрялся и без души проявлять любовь и преданность, наблюдались также совершенно безобидные и милые демоны. Ангел и Спайк душу потом получили, но не сказать, чтобы это им сильно облегчило жизнь.
  • «Вселенная Стрелы» — возвращение к жизни с помощью Ямы Лазаря возвращает лишь тело, а душа всё ещё застряла либо в Аду, либо в Чистилище. Поэтому по таким вопросам обычно обращаются к Джону Константину (правда один раз пришлось обращаться к самому Люциферу в его собственном сериале). Но даже после возвращения души воскресший испытывает постоянную жажду крови.
  • «Lucifer» — у демонов нет души, и Мазикин от этого страдает (особенно глядя на freaking soulmates Люцифера и Хлои), к середине последнего сезона норовя повернуть налево к Михаилу — единственному, пообещавшему ей душу. На него надеяться глупо, но пока сезон обрывается на середине явным намеком на бога из машины

Мультсериалы

  • RWBY — ключевая особенность местных грим. Чудовища всех видов, лишённые души, и, как следствие, ауры, местного аргумента суперсолдата. Компенсируют бронёй, силой и количеством.

Веб-комиксы

  • «Самый тупой в мире маг» — шутки ради: у демонов нет души, и у Грегора тоже нет, потому что он рыжий. В итоге меч-душесбор в бою Грегора с демоном совершенно бесполезен.

Аниме, манга, ранобэ

  • Fullmetal Alchemist: гомункулы и солдаты-марионетки не совсем подходят под определение, но так как вместо души собственной внутри у них кошмарная бурда из тысяч душ обычных людей, без которой они и существовать не смогут, то их вполне можно считать «бездушными». Гомункул Гнев — исключение, душа у него только одна. Правда, не своя, он и сам без понятия, чья. Ну как, технически он вполне себе человек, просто уровнем выше обычного.
    • В аниме 2003 года гомункулы заявлены именно как человекоподобные существа, не имеющие души; в следствие этого они стремятся обрести душу, дабы стать людьми (в оригинале они презирали людей и считали их ниже себя).
  • Katekyo Hitman Reborn! — некоторое время Юни отыгрывал сабж. Стараниями Бьякурана была безвольной куклой, неспособной как-то возражать Бьякурану. Вернувшись в нормальное состояние, сама же и пояснила прифигевшему Бьякурану, что его план не удался, а ее душа была спрятана в безопасном месте.

Видеоигры

  • Герои меча и магии — всевозможные големы и горгульи, но педаль в пол давит целая фракция элементалистов из Сопряжения, практически целиком и полностью состоящая из бездушных и безвольных олицетворений стихий.
    • Элементали — воплощённые духи. Душа им не требуется.
  • Risen III — главный герой, убитый титаном Смерти и воскрешённый некромантом.
  • Sunless sea — главный герой может продать душу обезьянам или безвозмездно подарить хорошо знакомой дьяволице. Отсутствие души никак видимо не сказывается на игре, разве что бездушному уже нечего продавать. При этом можно покупать и продавать чужие души в бутылках, кормить ими демонов и имплантировать обезьянам.
  • Ghost in the Shell — роботы отличаются от киборгов тем, что не имеют «призрака».
  • Undertale — Цветок Флауи сошёл с ума в том числе из-за того, что потерял душу. Так же, если убить всё живое в этом мире, игрок не сможет начать игру заново, не продав душу. Протагонист без души, даже добившись лучшей концовки, убьёт всех персонажей согласно намёку в эпилоге.
    • Вообще-то нет, тут идет речь именно о продаже души, а не ее потере.
  • Perfect World — антагонисты так и называются — Бездушные (на жаргоне Бездухи). Впрочем, в английской версии они Wraith (то есть призраки).
  • Warcraft III — Клинок Фростморн поглощает души, и душа Артеса, как сообщил Тикондрус, стала первой. «Души мне не жаль, я проживу и без неё» — отвечает Артес.
  • Pillars of Eternity — почти все дети, что рождаются в Дирвуде, не имеют души (так рассказано в начале игры, а причины этого раскрываются в ходе сюжета).
    • Pillars of Eternity II - Deadfire — на этот раз бездушным оказывается уже протогонист, впрочем к началу игры часть души у него уже есть.
  • SpellForce 3 — в аддоне культ Бога Света массово похищает души людей/гномов/тёмных эльфов/и т. д. Лишённые душ некоторое время стоят столбом, ни на что не реагируя, а позже превращаются в зомби, полностью подчинённых культистам.
  • Neverwinter Nights 2 — в дополнении «Маска Предательства» на битве роботов можно предложить одному из учеников Красных волшебников поставить на кон свою душу. В этом случае после уничтожения своего робота он наложит на себя заклинание извлечения души и отдаст её протагонисту. После чего останется стоять неподвижно.
  • Dragon’s Dogma — пешки, сопровождающие игрока на протяжении всей игры: не имеют ни души, ни эмоций, ни собственной воли. И при этом, порой они кажутся намного живее некоторых NPC…
  • Аллоды Онлайн — бездушные на Дайне. У них осталась память, но они полностью лишились воли.
  • Witcher 3, дополнение «Каменные сердца». Собственно, название раскрывает тему. В игре говорится, что «сердце превратилось в камень», но это просто фигура речи, внешние же эффекты полностью соответствуют описанию тропа: отсутствие эмпатии, безразличие к переживаниям окружающих, постепенная утрата привязанностей и так далее. В случае «хорошей» концовки душу пострадавшему можно и вернуть, к сожалению, последствия этого в игре не раскрываются (ну, кроме того, что Ольгерд стал обычным смертным).
  • TESO - собственно наш персонаж, Бездушный, у которого Маннимарко вырвал душу с помощью ритуала, в качестве бонуса обрел способность возрождаться после гибели. И судя по количеству Бездушных Король Червей уже должен был накопить на создание своего плана Обливиона, наподобие Каирна Душ.

Настольные игры

  • Warhammer 40 000. Часть исследователей Инквизиции объясняет антимагические способности так называемых «парий» как раз отсутствием у них души. Многие из них, к слову, отличаются от обычных людей отсутствием эмоций и эмпатии: им крайне тяжело общаться с другими и они напрочь лишены интуиции, а окружающие подсознательно чувствуют неприязнь к «пустому» и сторонятся его. Самые мощные из парий к тому же имеют не нулевое значения души, а отрицательное! Вокруг них создается своеобразная сфера небытия, в которой не действует никакая магия, псайкеры дохнут на раз а демоны мгновенно и навсегда развоплощаются. Кстати, души тех несчастных, которым не повезло умереть возле подобных убер-парий, никуда не возносятся, а уничтожаются окончательно и бесповоротно.
    • Учитывая что души вторичны по отношению к сознанию, т. е. являются отражением сознания в имматериуме, гипотеза звучит сомнительно. Скорее само отсутствие души является следствием какой-то другой причины, дающих париям их способности.
      • В некоторых романах и рассказах прямо говорилось, что душа у парий есть, но она у них «чёрная», то есть не дающая того самого отражения в имматериуме, а также не сжимающая границу между реальным миром и эмпиреем, а наоборот растягивающая, за счёт чего она и выглядит «чёрной», а также глушит псайкерские силы, работающие за счёт как раз таки сближения реальности с варпом.
      • И тут стоит добавить, что далеко не все парии лишены эмоций (Ализабэта Биквин подтвердит), просто многие из их из-за своих особенностей прошли через весьма своеобразное воспитание, предопределившее их эмоциональный спектр. А за счёт отсутствия отражения в варпе (или вернее того, что они там видны, как абсолютно пустое место) другие души не могут напрямую ощущать их чувства. Вот это вот вместе и обеспечило им соответствующую репутацию.
    • По другой версии душа у парий есть, а антипсионические способности - это свойство тела.
    • По некоторым материалам (не уверена в достоверности) парии имеют уникальный талант отслеживать псайкеров и демонам по их «следам». Наиболее талантливые парии доходят до способности убивать удалённо хоть на другом крае галактики. В частности, при самом Императоре был именно такой пария «гамма-минус», который мог хлопнуть даже Хоруса, и, возможно, Императора, но его убили при Ереси.
    • Современная Инквизиция держит при себе несколько сильных парий, обращается с ними относительно хорошо и даже в какой-то мере уважительно, насколько это вообще возможно для такой организации, поскольку эти самые парии являются ужасающими киллерами и оружием устрашения, не поддающимся одержимости. Несколько же их потому что когда попытались обучать сразу много, от их концентрации начал глохнуть Астрономикон.
    • После того, как Некронтир переписали свои сознания в металлические тела, их души пожрали К’Тан. Так что Некроны — тоже сюда. Сами К’Тан, кстати, с Варпом тоже никак не связаны, так что каким образом съели души, решительно непонятно.
      • Душа это энергия, пускай и в другой форме. В чем проблема для энергетического существа кушать энергию решительно неясно.
        • Энергия, находящаяся в варпе. Который по идее К’Тан должен быть недоступен. Здесь все же есть некоторая проблема. Хотя души парий, если наличествуют, находятся явно не в варпе, так что можно допустить, что и души других существ способны как минимум частично существовать в Материуме.

Примечания

  1. Капитан Очевидность докладывает, что для философского зомби смерть тоже актуальна и тоже будет в данном случае абсолютной, но поскольку он не является мыслящим существом, ценность его жизни намного меньше.
  2. Стали жертвами экспериментов алхимика — тоже вопросы природы души исследовавшего, по иронии, — в ходе которых один из братьев подвергя участи хуже смерти.
  3. Тот брат, что остался здоров, другого съел. Целиком, включая душу. Не потому, что конченный псих (хотя и это тоже), просто другого выхода не было.
  4. Ожесточённая дискуссия на тему, есть ли душа у орков, в фэндоме длилась не один год. Желающие подробностей могут погуглить по запросу «феа у орков» или «фэа у орков».