Протагонист — всегда человек

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Игровой антропоцентризм»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Most Writers Are Human. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Автор произведения создал богатый сеттинг, в которой проживают множество рас. Тут вам и эльфы, и кошколюди, и даже инопланетяне разных цветов. В общем, богатый выбор, и про любого представителя каждой расы можно написать интересную историю. «Хм-м, так кто же будет главным героем?», — подумал про себя автор. «А, точно! Пусть он будет человеком!»

В общем-то, довольно распростанённое явление в фантастике и фэнтези: сколько бы всевозможных рас не населяло мир произведения — главным героем всегда будет человек, а всякие нелюди будут максимум его сопартийцами. На то есть несколько причин:

  • Читателям проще ассоциировать себя с главным героем.
  • Авторам проще создать историю про человека. Например, чтобы написать историю про бессмертного дракона, необходимы навыки талантливого писателя, что не под силу МТА.
  • Люди, пусть и талантливые, не обладают какими-то особыми расовыми перками. А значит, это неплохой способ избежать Мэри Сьюшности.
    • Отсюда у автора возникает возможность создать простого крутого смертного героя, способного надавать по щщам любому магу. Ну или как вариант — главный герой, не имея такой предрасположенности к магии, как у эльфов, всё равно добивается должности архимага путём упорного труда и терпения.
  • Если речь идёт о компьютерной игре, то речь может идти и о банальной экономии усилий программистов — моделировать динамику движений и игровые статы нескольких разумных видов в разы сложнее, а ведь протагонист всегда на экране.

Более глобальная вариация тропа — Люди — особенные. Близкий троп — протагонист выглядит как болванчик.

Примеры[править]

Литература[править]

  • А. Волков, цикл «Волшебник Изумрудного города»: главная героиня — девочка Элли Смит.
    • В последних трёх книгах её сменяет младшая сестра Энни.
  • Хроники Нарнии — даже подсвечено. Аслан повелел: править в Нарнии могут только сыны Адама и дочери Евы, то есть либо попаданцы из нашего мира, либо потомки таковых. Сам Аслан — не правитель Нарнии, он божественный покровитель тех, кто будет править.
  • «Ведьмак»: Геральт — человек, пусть и слегка изменённый, Цири тоже, хотя имеет сюжетно важную примесь эльфской крови, большинство спутников Геральта и других важных персонажей относятся к человеческой расе.
    • Большинство ли? Прочие ведьмаки тоже люди-плюс, Йеннифэр и Лютик сами не без эльфской крови (хотя не более чем квартероны), Золтан Хивай, Ярпен Зигрин и их компания — краснолюды (плюс Персиваль Шуттенбах), о Борхе, Дуду, Регисе, а из антагонистов — Аубероне и Эредине, и говорить бессмысленно. Так что из чистых человеков остаются только Трисс, Кагыр, Мильва, Ангулема, антагонисты Вильгефорц и Бонарт и условно (в силу изменяющего облик проклятия) Нивеллен и Дани. В общем, если начать считать, то людей и нелюдей примерно поровну, в рамках статистической погрешности. А Геральт и себя не очень-то знает, куда относить, и между товарищами (да и врагами) этнических предпочтений не делает.
  • «Песнь Льда и Пламени» — основные действующие лица тут люди. Среди Детей Леса поименованных персонажей немного, и особой роли они пока что не сыграли (либо постоянно играют весьма важную роль, но автор о ней намеренно умалчивает), а среди Иных и вовсе ни одного конкретного персонажа не выделено.
  • «Хроники Края» — все протагонисты являются четверлингами. Так здесь называют людей, у коих единственное отличие от реальных — заострённые уши.
  • Андрей Круз, дилогия «У Великой Реки».
  • «Меховой интернат» — Люся Брюкина.

Кино[править]

  • Звёздные войны: во всех трилогиях главные герои — люди, как и большинство антагонистов.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

Аниме и манга[править]

  • Pokémon — Эш Кетчум.
  • One Piece — в данной вселенной несколько разумных рас, но в сюжете на первом плане именно люди.

Видеоигры[править]

  • Общее явление — игровой антропоцентризм.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic — в мире Star Wars и в игре в частности куча рас, в том числе способных быть джедаеями, но главный герой, несмотря на выбор класса, пола, комплекции и цвета кожи всегда человек.
  • Mass Effect — Шепард может быть только человеком, хотя в мультиплеере третьей части можно выбрать любую расу.
    • Райдер тоже всегда человек.
  • Dragon Age 2 — в отличии от первой и третьей частей, расу выбирать нельзя.
  • Heroes of Might and Magic I—II — с прикрученным фитильком. Тут было мало героев (или злодеев) — нелюдей.
  • Might and Magic VI: The Mandate of Heaven — команда всегда состоит из людей, хотя во всех остальных частях можно собрать команду из гоблинов, полуорков, эльфов, гномов, гномиков и других. И это при том, что по «Героям» мы прекрасно знаем, что там не одни люди в королевстве.
  • Fallout — протагонисты всех частей могут быть только людьми, играть за гуля или супермутанта нельзя.
  • Gothic — в отличие от главного конкурента TES, протагонист — человек. Также он мужчина, и вообще единственный персонаж, выбирать протагониста тут нельзя.
    • В Risen то же самое.
    • Как и в ELEX.
  • Arx Fatalis — аналогично предыдущему тропу. Субверсия, на самом деле он — энергетическая форма жизни, получивший человеческий облик и амнезию.
  • Серия The Legend of Zelda — Линк всегда местный человек, на чем иногда делается акцент. Хотя с прикрученным фитильком, ибо хилианцы похожи на эльфов.
    • За исключением Линка из Twilight Princess. Там он героический оборотень.
    • Обыграно в Ocarina of Time. Сначала игроку может показаться, что Линк — кокири. Но на самом деле он хилианец, которого те самые кокири приютили в младенчестве.
    • А в Majora’s Mask Линк получает возможность менять расу как перчатки… вернее, как маски… в буквальном смысле.
  • «Аллоды» — во всех играх серии, за исключением ММО, играть можно только за человека, хотя в сеттинге есть и эльфы, и орки, и тролли, и другие разумные расы. Правда иногда представители этих рас могут присоединяться к вашей команде, но основные герои всегда люди.
    • В «Проклятых землях» главный герой принадлежит к расе джунов. Человекоподобной, так что на протяжении всего сюжета никто (включая самого героя!) не понял, что он — не человек, но все же…
  • Серия Final Fantasy — исключения из данного правила: Зидан (искусственно созданная форма жизни), Терра (полуэспер) и Тидус (нежить).
  • Undertale — играем за человеческого ребёнка, упавшего в Подземелье к монстрам. Вместе с этим мы наблюдаем необычное обыгрывание тропа. В этой вселенной все люди превосходят по силе монстров, и поэтому они победили в войне. Также по ходу игры мы узнаём, что только люди могут обладать РЕШИМОСТЬЮ, благодаря которой их души могут существовать вне тел. При самом высоком уровне РЕШИМОСТИ человек способен перемещаться назад во времени и возрождаться (то есть этим обосновывается возможность игрока сохранить и загрузить игру).
  • Серия Castlevania — Бельмонты и их союзники очень крутые, но все-таки люди. Хотя есть исключения: Алукард (дампир) и Корнель (оборотень).
  • Серия Spellforce — в первой части без аддонов не только протагонист — всегда человек, но и в ближайших спутниках у него только люди (рунных храмов это не касается). Во второй основная шестёрка героев — опять-таки люди, только не обычные, а усиленные драконьей кровью. И только в аддоне Dragon Storm среди основных спутников оказываются два эльфа. В третьей же можно собрать компанию из героев нескольких рас, но аватар игрока по-прежнему будет человеком.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — в этом сеттинге много рас, однако большая часть контента посвящена людям: в 41-ом тысячелетии внимание акцентируется на противостоянии Империума и всех остальных, в 31-ом — на борьбе людей-лоялистов и людей-хаоситов.
    • На грани тропа балансирует маринад как неприкрытые люди-плюс.

Контрпримеры[править]

Просьба добавлять только те произведения, где присутствуют люди, но они не играют значительной роли в сюжете. Произведения, где люди отсутствуют (например, Зверополис), не считаются. Те случаи, когда повествование ведётся от лица (морды) обычного, не антропоморфного, животного — это троп Животное в роли рассказчика

Общее[править]

  • Если в произведении «на переднем плане» присутствует мультяшного вида антропоморфное животное, то с высокой вероятностью он будет протагонистом. Багз Банни, Дональд Дак, Вуди Вудпекер… список можно продолжать до бесконечности. Всё остальное население может состоять либо сплошь из людей, либо сплошь из подобных животных, либо, наконец, представлять собой смесь тех и других в той или иной пропорции.

Литература[править]

  • А. Н. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино»: протагонист — деревянная кукла.
  • «Хоббит» и «Властелин колец»: главные герои — хоббиты.
    • Впрочем, это пример с прикрученным фитильком. У Толкина описано пробуждение эльфов, создание и наделение душами гномов и, наконец, пробуждение людей. Упоминается происхождение энтов. Хоббитов как отдельной расы не выделено; они, скорей всего, подраса людей, их особенности (небольшой рост, долголетие, тонкие чувства и волосатые ноги) вполне в пределах человеческих.
    • Хотя на самом деле хоббиты не являются единственными главными героями саги. Профессор Толкин уделяет много внимания и другим персонажам, и поэтому мы видим события произведения с разных ракурсов. Таким образом, мы получаем несколько сюжетных линий. Так, в том же «Хоббите» главными героями можно смело назвать не только Бильбо, но и Торина, Гендальфа и Барда. Причём именно последний сумел одолеть Смауга и стать героем своего народа.
  • Вадим Проскурин, «Сага про хоббита»: протагонист, конечно же, хоббит.
  • Ник Перумов, «Кольцо Тьмы»: главный герой — тоже хоббит, Фолко.
    • «Хроники Хьёрварда» в «Гибель Богов», даром, что её подзаголовок «Книга Хагена»: главным героем является Истинный Маг Хедин (Истинные Маги — это отдельная антропоморфная раса). Хагена, своего помощника-человека, Хедин всего лишь в течение всей книги отправляет с отрядом выполнять различные квесты. В «Земля без радости» чёткого протагониста нет, но одним из главных героев является богиня Ялини, некоторые главы идут даже от её лица.
    • «Семь зверей Райлега» — главный герой дхусс Тёрн.
  • Р. Желязны:
    • «Хроники Амбера». Главные герои — биологически бессмертные принцы Амбера, вечного истинного города, наделённые множеством сверхчеловеческих качеств. Во второй половине цикла становится известно, что вся амберская династия — потомки беглеца-ренегата из Дворов Хаоса, то есть демона, и сами они тоже вполне наделены и демоническими силами, просто не знали об этом.
    • «Создания света и тьмы». Практически все герои, от лица которых ведется повествование, бессмертные и богоподобные существа, да и носят имена египетских богов. Чем они являются в действительности, в этом, весьма эзотерическом произведении не раскрывается. Книга от этого хуже не стала.
  • Андрей Белянин, трилогия «Ааргх» — огромный страховидный ааргх по имени Малыш.
  • Метавселенная Рудазова
  • К. Костин, «Моя не понимать». Главный герой — яггай, представитель с трудом говорящей на человеческих языках расы трёхметровых, клыкастых и изрядно волосатых гуманоидов, по слухам, склонной к людоедству и вдобавок наделённой пуленепробиваемой шкурой. Хотя в сеттинге есть и люди, и другие разумные расы. Правда в теле яггая обитает человек-попаданец, но это не столь важно, поскольку в таком виде он проводит практически всю книгу.
  • П. Шумил, «Слово о драконе». В половине романов главными героями являются собственно драконы, а в одном — вообще разумный динозавр.
  • «Эльфийский цикл». Среди главных героев встречаются как люди, так и фейри, и драконы, и даже боги.
  • Роберт Сальваторе, «Сага о Тёмном Эльфе» — что интересно, изначально (в первой трилогии «Долина Ледяного Ветра») протагонистом задумывался именно человек, а конкретно варвар Вульфгар. Но отступивший от пути сородичей дроу-следопыт, Дриззт/Дзирт так полюбился читателям, что вскоре концепция изменилась.
    • В паре книг ГГ как раз Вульфгар или Энтрери.
  • Антон Орлов, «Тина Хэдис» — главным героем «конфетной» повести про таинственную вазу является серокожая незийка. Бонусом идут рассуждения о различных финалах сказки про русалочку у разных человекообразных рас.
  • Роман Артемьев, «Дети Темнолесья». Людей в описываемом мире нет вообще. Зато эльфы, гномы и орки — в ассортименте…
  • Сергей Жилин «Земли за Башнями» — минотавр Ратибор.
  • Кэролайн Черри, романы о Шанур. Главные герои, экипаж торгового корабля «Гордость Шанур», — львоподобные гуманоиды.

Кино[править]

  • «Приключения Электроника». Увы, человек Сергей Сыроежкин (который, сам не зная о том, послужил моделью внешности для андроида Электроника) всего лишь девтерагонист, хоть и очень яркий. Да и за границу Электроник был увезён без него и приключался там в одиночку.
  • «Стражи Галактики» — Квилл оказался человеком лишь наполовину.

Мультфильмы[править]

  • «Домовёнок Кузя».
  • Многие мультфильмы студии Pixar. Это даже породило отдельный мем «Есть ли у X душа?»
  • «Шрек»: одноимённый главный герой — зелёный огр с золотым сердцем, да и большинство персонажей — сказочные существа.
    • Во второй части мы видим обыгрывание тропа. Шрек с компашкой похищают из зельеварочного завода волшебный эликсир, а потом его выпивают. В итоге Шрек стал человеком и почти до самого конца выпуска расхаживал в этом виде.
  • «Русалочка» — главная героиня. Правда, в конце она стала человеком.
    • В мультсериале людей отодвинули даже не на второй план, а на дальний-дальний фон.
  • «Последний единорог».

Мультсериалы[править]

  • «Черепашки-ниндзя» (с 1987) — собственно черепашки-мутанты-тинейджеры-ниндзя. Человеческая девушка-репортёр Эйприл обычно держится на вторых ролях.
  • «Чип и Дейл спешат на помощь» (1989) — в этом сеттинге чуть менее, чем все животные разумны, но люди в упор этого не замечают. А главные герои — два бурундука.
  • «Гаргульи» (1994) — протагонистом всего мультсериала является гаргулья Голиаф. В отдельных эпизодах внимание сосредоточено на других гаргульях из его клана. Серии, где главным героем был бы человек, можно пересчитать по пальцам одной руки.
  • «Пинки и Брейн» (1995) — два лабораторных белых мыша пытаются захватить мир. Точнее, раз за разом пытается Брейн. Он brain (мозг) этих авантюр, а могучий, но слабоумный Пинки состоит при нём в качестве помощника.
  • «Конь БоДжек» — действие происходит в мире, где разумные антропоморфные животные живут бок о бок с людьми и имеют с ними абсолютно равные права. Протагонист, как нетрудно понять из названия, конь.
  • «Вселенная Стивена» — субверсия: главный герой наполовину Самоцвет.
  • «Приключения мишек Гамми».
  • «Мыши-байкеры с Марса» — комментарии излишни, всё уже сказано в названии.
  • «Камень сновидений» — педаль в пол: единственный человеческий персонаж (да и то не факт) — Мастер сновидений, добрый волшебник и Глава Совета творцов сновидений. А главные герои, Руфус и Эмберли, являются нупами, похожими на антропоморфных кроликов.
  • «Захватчик Зим» — главный герой, а точнее злодей, — инопланетный вторженец.
  • «Жизнь и приключения робота-подростка».

Комиксы[править]

  • «ElfQuest» — главные герои — эльфы из космоса, с которыми воюют первобытные люди.
  • Hellboy — протагонист — демон, воспитанный людьми и сражающийся на стороне сил добра.

Аниме и манга[править]

  • «Astroboy» — классическое аниме, повествующее о приключениях мальчика-андроида.

Видеоигры[править]

  • Любая игра, где можно выбрать расу протагониста.
  • Breath of Fire — здесь люди больше выполняют роль массовки, в то время как вся партия игрока, в большинстве случаев, состоит из нелюдей. Кстати, главный герой — дракон.
  • Sonic the Hedgehog — аналогично предыдущему тропу. Из всех человеческих персонажей существенную роль в сюжете играет лишь доктор Эггман (и он — злодей). А все игровые персонажи — антропоморфные зверьки (в основном синий ёж Соник).
  • Pac-Man же!
  • Warcraft — среди ключевых персонажей есть и люди, и орки, и эльфы, и демоны, и много кого ещё. В World of Warcraft игроку предоставлен выбор расы.
  • Touhou Project — зигзаг. Двумя самыми главными героями действительно являются люди: жрица Рейму Хакурей и волшебница Мариса Кирисаме. В разных основных частях к ним могут добавляться другие главные персонажи, расовая принадлежность которых уже может разниться: это может быть тоже человек, может быть получеловек, а может быть уже и ёкай, фея или призрак. Ну а в спин-оффах протагонистом часто является как раз-таки не-человек.
    • То же самое касается и официальных печатных изданий. Рейму и Мариса в них обычно являются или одними из главных героев, или, как минимум, постоянными персонажами второго плана, однако персонаж, которому издание посвящено, зачастую человеком не является. Например, в серии официальных манг Touhou Sangetsusei главными героями являются три феи света: Санни Милк, Стар Сапфир и Луна Чайлд.
  • Mega Man — большая часть действующих персонажей (включая главных героев) — крутые боевые роботы.
  • Механоиды — собственно, мы играем за Искусственный Интеллект, то бишь Механоида. Люди уже давно разбежались с планеты, и теперь её населяют лишь механоиды. Главный герой игры — особый механоид со свободной волей.
  • Вангеры — из-за катаклизма произошёл Суп Существ, который превратил всех людей в мутантов. Поэтому условного главного героя уже не назовёшь человеком и, скорее всего, он является таким же мутантом, как и жители этого безумного мира. Шутка. Протагонист не мутант, а Искусственный Интеллект.
  • Nier Automata — главные герои — андроиды, посланные людьми с Луны с целью освобождения Земли от оккупации инопланетными роботами. Правда, никакого инопланетного вторжения не было, судя по событиям предыдущих выпусков. Всё человечество уже давно вымерло.
    • В первой Nier может показаться, что главный герой — человек. На самом деле он репликант, предназначенный стать сосудом для человеческой души.
  • Morrowind — с Нереварином всё понятно, он может быть любой расы и любого пола. А что по ключевым персонажам? Почти все из них — либо тёмные эльфы (или, по самоназванию, данмеры), либо предки темных эльфов, а человеческие поселения в провинции выглядят максимально чуждо, и вообще н'вахов здесь не любят.
    • Это ещё мелочи: во всех играх серии TES все варианты расы и пола протагониста являются каноничными одновременно. Сделано это довольно просто: в последующих играх серии протагонисты предыдущих упоминаются только по титулу.
  • War Wind — в первой игре людей вообще нет, все три фракции — не шибко то и гуманоидные инопланетяне, во второй люди появляются, но это просто ещё пара фракций (пусть и со своими сюжетными линиями).

Настольные игры[править]

  • Вообще, в настольных играх часто можно создавать персонажа-нечеловека, так повелось ещё с ранних редакций ДнД. Особняком стоят случаи, когда люди в мире в принципе есть, но играть за них нельзя.
  • MtG — в первой истории о Мирродине главгероями были эльфийка, гоблин и голем.
    • А в Лорвине/Шэдоумуре человеков нет вообще, хотя абсолютное большинство жителей — гуманоиды.
  • Мир Тьмы — каждая линейка раскрывает жизнь определённого вида нечеловеческих существ. Исключения: Наделённые (это люди, которым высшие силы выдали суперспособности), Пробуждённые и чародеи (используют только исконно человеческий потенциал), сотрудники корпорации «Орфей» (используют обычные человеческие технологии и приёмы вроде анабиоза или медитации, чтобы попадать в мир мёртвых, не становясь таковыми), герои некоторых сублинеек (например, охотники на вампиров или члены Арканума).

Прочее[править]

  • «Трансформеры» — люди присутствуют только в качестве второстепенных персонажей, помогающие автоботам в защите Земли от десептиконов.
    • Однако, в сезоне «Воины Великой Силы» бОльшая часть героев — люди, которые могут превращаться в трансформеров.