Жанровая слепота: различия между версиями
Метка: отменено |
|||
(не показано 7 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|GenreBlindness|Genre Blindness}} | {{TVTropes|GenreBlindness|Genre Blindness}} | ||
{{q|xxx: что меня больше всего убивает в фильмах про зомби, так это то, что никому из жертв не знакомы другие фильмы про зомби | {{q|pre=1|xxx: что меня больше всего убивает в фильмах про зомби, так это то, что никому из жертв не знакомы другие фильмы про зомби | ||
xxx: все как первый раз с ними сталкиваются|http://bash.im/quote/417522}} | xxx: все как первый раз с ними сталкиваются|http://bash.im/quote/417522}} | ||
Итак, герои оказались в весьма зловещем месте. Неважно, каком — хижина в лесу, [[Мёртвая космическая станция|заброшенная космическая станция]] или [[город-призрак]] в равной степени заставляют кровь застывать в жилах. | Итак, герои оказались в весьма зловещем месте. Неважно, каком — хижина в лесу, [[Мёртвая космическая станция|заброшенная космическая станция]] или [[город-призрак]] в равной степени заставляют кровь застывать в жилах. | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Комплексные франшизы]] === | |||
* «[[Скуби-Ду]]» (с 1969) | |||
** Чуть менее чем все монстры, с которыми сталкивается Скуби-банда, в итоге оказываются обычными людьми в масках. И тем не менее, каждый раз герои у ужасе убегают от очередного чудища, вместо того, чтобы сразу же задавить его числом и сорвать маску. По иронии судьбы в тех редких случаях, когда с «назойливых детишек» спадает слепота, монстр оказывается настоящим. | |||
*** Так в мультфильме «[[Серия полнометражных мультфильмов о Скуби-Ду#Скуби-Ду на острове мертвецов|Скуби-Ду на острове мертвецов]]» (1998) Фред попытался снять маску с одного из зомбаков, но вместо этого оторвал ему голову. Мертвец, однако ж, не умер (что мертво, умереть не может), а просто приставил голову на место. | |||
*** «[[Серия полнометражных мультфильмов о Скуби-Ду#Скуби-Ду и киберпогоня|Скуби-Ду и киберпогоня]]» (2001). Герои очутились внутри очень продвинутой видеоигры, созданной по мотивам их похождений. На финальном уровне Вирус-главгад выставит против Скуби и компании нескольких монстров, которыми они уже имели дело раньше. На сей раз герои вспомнили, что в реальном мире все эти противники были всего лишь переодетыми людьми и попытались стянуть маску с [[Призрак]]а [[Крокодил-людоед|аллигатора]]-[[вампир]]а. Но оказалось, что в игре, в отличие от реальности, все монстры настоящие. | |||
** А вот привычка команды постоянно разделяться, словно тупые тинейджеры из слэшеров, лишь кажется тропом, но на самом деле с высокой вероятностью является частью хитрого плана. Пока Скуби и Шегги наводят суету, убегая от очередного монстра, остальная троица спокойно ведёт расследование. | |||
*** Особенно логично такое предположение после серии, в которой все, кроме Шегги со Скубом, были под контролем злодея и эти двое сделали ВСЮ работу за товарищей. | |||
*** В одной из серий Фред признается, что так и есть — пока за этой парочкой гоняются, остальные могут передохнуть. | |||
=== [[Фольклор]] === | === [[Фольклор]] === | ||
* Герои любой волшебной сказки. Они обязательно нарушают запреты типа «коня возьми, а уздечку не трогай», едят запретные плоды и сжигают лягушачью кожу возлюбленной. | * Герои любой волшебной сказки. Они обязательно нарушают запреты типа «коня возьми, а уздечку не трогай», едят запретные плоды и сжигают лягушачью кожу возлюбленной. | ||
** А не [[Жанровая смекалка|противоположный ли это троп?]] Неприятности, возникающие в жизни героя после нарушения запрета, чаще всего разрешаются благополучно, и герой побеждает. А не взял бы Иван-царевич | ** А не [[Жанровая смекалка|противоположный ли это троп?]] Неприятности, возникающие в жизни героя после нарушения запрета, чаще всего разрешаются благополучно, и герой побеждает. А не взял бы Иван-царевич уздечку — и Елену Прекрасную никогда бы не увидел… | ||
*** А это уже [[систематическая ошибка выжившего]]. Остальных 100500 человек, кто за неё хватался, так за конюшней и зарыли. Сказка ложь, да в ней намёк… очень много разных намёков на реальность в сказках. | *** А это уже [[систематическая ошибка выжившего]]. Остальных 100500 человек, кто за неё хватался, так за конюшней и зарыли. Сказка ложь, да в ней намёк… очень много разных намёков на реальность в сказках. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* М. [[Булгаков]], «Собачье | * М. [[Булгаков]], «Собачье сердце» — профессор Преображенский, судя по всему, не читал ни «[[Франкенштейн]]а», ни «[[Герберт Уэллс|Острова доктора Моро]]», настолько уверенно он копирует худшие черты обоих персонажей, сам того не видя. | ||
** Но, в отличие от них, Преображенский всё-таки возвращает Шарикова к его | ** Но, в отличие от них, Преображенский всё-таки возвращает Шарикова к его «собачьей» внешности, причём хитростью. Франкенштейн и Моро не смогли этого. | ||
* Терри Пратчетт, «Хватай за | * Терри Пратчетт, «Хватай за горло» — [[субверсия]] с [[подсветка|подсветкой]]. Те, кто знает общеизвестные факты о вампирах, склонны забывать, что вампирам эти факты ничуть не менее известны. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* [[Игры со штампами|Эксплуатация]] тропа: в фильме «[[Cabin In The Woods|Хижина в лесу]]» злодеи специально накачивают героев одуряющим газом, чтобы вызвать в них жанровую слепоту. | * [[Игры со штампами|Эксплуатация]] тропа: в фильме «[[Cabin In The Woods|Хижина в лесу]]» злодеи специально накачивают героев одуряющим газом, чтобы вызвать в них жанровую слепоту. | ||
* «[[Капитан Америка (серия фильмов)|Мстители: эра Альтрона]]»: Тони Старк, ты же, по идее, читал научную фантастику! Почему, создавая мощный искусственный интеллект, чьё | * «[[Капитан Америка (серия фильмов)|Мстители: эра Альтрона]]»: Тони Старк, ты же, по идее, читал научную фантастику! Почему, создавая мощный искусственный интеллект, чьё назначение — обеспечить мир на Земле, ты не подумал о варианте «[[Что-то пошло не так|что-то пойдёт не так]], и он захочет [[убить всех людей]]»? | ||
** А есть ли тут троп? Может Старк предпочилал Азимова? | ** А есть ли тут троп? Может Старк предпочилал Азимова? | ||
** Но, как показал фильм «Мстители: Война бесконечности», задумка была хороша. | ** Но, как показал фильм «Мстители: Война бесконечности», задумка была хороша. | ||
** Тут скорее другое: Старк сделал робота [[Всё пошло слишком так|даже слишком хорошо]]. Робот понял, чтобы обеспечить мир на Земле, единственным выходом является убить всех людей. | ** Тут скорее другое: Старк сделал робота [[Всё пошло слишком так|даже слишком хорошо]]. Робот понял, чтобы обеспечить мир на Земле, единственным выходом является убить всех людей. | ||
* [[подсветка|Подсвечено]] в «Полуночном человеке»: «Вы что, страшилок никогда не читали? | * [[подсветка|Подсвечено]] в «Полуночном человеке»: «Вы что, страшилок никогда не читали? — Не читали!» | ||
* Хороший пример обоснования в «[[Last Action Hero|Последнем киногерое]]»: когда Дэнни, спасая Слейтера, наставив пистолет на главгада, [[Почему ты отстой|поучает]] его на тему «Стрелял бы стразу, и твоя бы взяла, так ведь нет, тебе обязательно нужно было ему объяснить, где он облажался! Типичный тупой киношный герой…» И в этот момент ему самому к виску приставляют пистолет: «Ты и сам не гений, мальчик». Ну неспроста эта распространённая ошибка появилась, неспроста… Мало кому удаётся перед таким соблазном устоять. | * Хороший пример обоснования в «[[Last Action Hero|Последнем киногерое]]»: когда Дэнни, спасая Слейтера, наставив пистолет на главгада, [[Почему ты отстой|поучает]] его на тему «Стрелял бы стразу, и твоя бы взяла, так ведь нет, тебе обязательно нужно было ему объяснить, где он облажался! Типичный тупой киношный герой…» И в этот момент ему самому к виску приставляют пистолет: «Ты и сам не гений, мальчик». Ну неспроста эта распространённая ошибка появилась, неспроста… Мало кому удаётся перед таким соблазном устоять. | ||
* Очень похожий пример в старом фильм «Мышьяк и старое кружево», где главный герой высмеивает штампы ужастиков и [[идиотский мяч]], который ловят его герои, не замечая, что и сам находится в аналогичной ситуации и совершает ту же самую ошибку. | * Очень похожий пример в старом фильм «Мышьяк и старое кружево», где главный герой высмеивает штампы ужастиков и [[идиотский мяч]], который ловят его герои, не замечая, что и сам находится в аналогичной ситуации и совершает ту же самую ошибку. | ||
** Выслушивая его, главгад 'just for evulz' начинает намеренно [[Опора на штамп|подстраиваться]] под озвученные им штампы, чтобы тот впоследствии уж совсем оценил злую иронию. | ** Выслушивая его, главгад 'just for evulz' начинает намеренно [[Опора на штамп|подстраиваться]] под озвученные им штампы, чтобы тот впоследствии уж совсем оценил злую иронию. | ||
* Вся франшиза «Крик» об этом. Все отлично знают штампы слэшеров и смеются над ними, но как доходит до дела, тупят как самые тупые герои самых тупых слэшеров. | * Вся франшиза «Крик» об этом. Все отлично знают штампы слэшеров и смеются над ними, но как доходит до дела, тупят как самые тупые герои самых тупых слэшеров. | ||
* «Паранормальные явления. Дом призраков» (Deadstream) (2022) | * «Паранормальные явления. Дом призраков» (Deadstream) (2022) — [[реконструкция]]: ютубер вызвался провести ночной стрим из «нехорошего» заброшенного дома, но спонсоры поставили условие: увидев или услышав что-нибудь подозрительное, он должен пойти туда и проверить, что происходит, иначе — никакой тебе монетизации. Позже к нему присоединяется пробравшаяся в дом фанатка, которая нарушает все правила выживания в ужастиках направо и налево: норовит разделиться с главным героем, лезет в явно опасные места, игнорирует всю серьёзность ситуации и пытается пугать протагониста шуточными скримерами. Жанрово слепая идиотка? {{spoiler|А вот и нет. Она и есть мёртвая хозяйка дома, прикинувшаяся человеком, и ей в этом доме ничего не угрожает — наоборот, это она здесь главная угроза}}. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «[[Squid Game]] | * «[[Squid Game]]» — когда на первой игре убили одного из участников, людей накрыла массовая паника с [[Несовместимая с жизнью трусость|некоторыми последствиями]]. Им конечно не сказали, что в этой игре будут умирать, но неужели нельзя было догадаться об этом из того, что эта игра проводится неизвестно кем, скрыта от широкой общественности, в качестве выигрыша огромная сумма денег, а участников набирают через встречи с мутными типами, предлагающими выбор: забираешь 100к вон сейчас или играешь по-крупному? | ||
* «[[Великолепный век]] | * «[[Великолепный век]]» — став фавориткой султана и родив от него сына, Хюррем начала вести себя как деревенская хабалка, считая, что только за этот факт все обязаны её любить и уважать. И сильно удивляется, чего это её никто во дворце не любит, даже султан не в восторге от её поведения, а когда в гареме происходит убийство наложницы, то главной подозреваемой становится она. Можно списать на то, что Хюррем тогда в гареме была без году неделя и ещё не успела толком вникнуть ни в чужую культуру, ни в особенности жизни там. Но можно было уже догадаться, что ты не одна тут такая умная и целеустремлённая, другие наложницы не меньше тебя метят в дамки и, естественно, твоему успеху будут завидовать. А тут ещё и правящая семья с соответствующим апломбом, которой ты в открытую хамишь! | ||
* «[[Паранормальный Веллингтон]] | * «[[Паранормальный Веллингтон]]» — [[Педаль в пол|педаль в земное ядро, если не глубже]]. Этим тут страдают все копы, кроме сержанта Мааки. Да и Маака тоже на самом деле страдает, просто в гораздо более лёгкой форме. Миноуг и О’Лири могут нос к носу столкнуться с каким-нибудь адским отродьем, объяснить ему неприемлемость его поведения, будто обычному хулигану, и вернуться в штаб, отрапортовав, что всё в порядке. При этом они не заметят половину творящейся вокруг дичи, а второй половине найдут «разумное» объяснение. И после Маака, сопоставив все факты, определит, с чем на самом деле столкнулись его подчинённые. Но и он не застрахован от глупейших ошибок, которые не допустил бы ни один человек, хоть раз смотревший фильмы ужасов. В первом сезоне троп игрался настолько грубо, что это порою сильно мешало [[Подавление недоверия|подавлять недоверие]], в последующих фитилёк уже немного прикручен (или во всяком случае, уменьшено давление на педаль). Теперь Миноуг и О’Лири умеют сами распознавать наиболее распространённую нечисть и отличать Луну от летающей кастрюли. [[Ватсонианство против дойлизма|То ли они набрались опыта, то ли сценаристы осознали, что перегибают палку]]. | ||
=== [[Телевидение]] === | === [[Телевидение]] === | ||
Строка 55: | Строка 64: | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* Советская мультэкранизация мифа о | * Советская мультэкранизация мифа о Минотавре — своего рода ироническая отсылка к тропу (как бы [[аверсия]], но…): лабиринт устроен так, что его стены сами «разделяют» жертв друг от друга, чтобы Минотавру легче было их пожирать. | ||
** Жанровая слепота и тропы западных фильмов тут не при чём. Это [[реконструкция]] мифа, объясняющая, как греки умудрялись заблудиться в лабиринте и не запинать минотавра всей толпой. Изменяющаяся конфигурация и насильственное разделение это отлично объясняет. | ** Жанровая слепота и тропы западных фильмов тут не при чём. Это [[реконструкция]] мифа, объясняющая, как греки умудрялись заблудиться в лабиринте и не запинать минотавра всей толпой. Изменяющаяся конфигурация и насильственное разделение это отлично объясняет. | ||
* Троп прикольно обыгран в мультике «Два богатыря». [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры#Қазақстан/Qazaqstan|Казах]] Батыр и русский Иван нечаянно поменялись приключениями. Иван не знает, как в казахских сказках побеждают [[дэвы|дэва]], а | * Троп прикольно обыгран в мультике «Два богатыря». [[Басмачи, тюбетейки и гастарбайтеры#Қазақстан/Qazaqstan|Казах]] Батыр и русский Иван нечаянно поменялись приключениями. Иван не знает, как в казахских сказках побеждают [[дэвы|дэва]], а Батыр — как в русских сказках побеждают [[Кощей Бессмертный|Кощея]]. Кстати, Батыр не знал, кто такая [[Баба-Яга]], — подумал, что не совсем обычная старушка, и назвал её «[[пери]]». Оба героя решили поставленную задачу эффективно, но не как положено в соответствующих сказках. | ||
* Диснеевская «[[Beauty and the Beast (Disney)|Красавица и Чудовище]]». Белль перечитала кучу книг, в том числе сказок, её | * Диснеевская «[[Beauty and the Beast (Disney)|Красавица и Чудовище]]». Белль перечитала кучу книг, в том числе сказок, её любимая — про заколдованного принца, который был превращен в барана, но то, что Чудовище и живая утварь в замке — тоже заколдованные люди, она не понимает. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* [[Avatar: The Last Airbender]] — Азула обладает способностью [[Жанровая смекалка]], но была слепа по [[И у злодея есть любимые|отношению к своему отцу.]] | |||
* [[Avatar: The Last Airbender]] | |||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[Kami nomi zo Shiru Sekai]] | * [[Kami nomi zo Shiru Sekai]] — конечно, когда ему надо влюбить в себя девушку, Кэйма демонстрирует прекрасную жанровую смекалку. Вот только если девушка вдруг влюбилась в него сама собой, у него начинается столь же выдающаяся жанровая слепота. Скажем, он даже не допускает мысли что «пойдем в парк аттракционов» Хакуа воспримет как приглашение на свидание. Просто надо поговорить о делах служебных, вот и позвал. И Диану затем же позвал. Девушки, а чего вы разозлились то? | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Строка 76: | Строка 82: | ||
=== Прочее === | === Прочее === | ||
* Во [[Adams II (2000)|втором выпуске | * Во [[Adams II (2000)|втором выпуске «Плохо работаешь, игродел!»]] Эрнест Адамс попытался поиграть в Indiana Jones and the Infernal Machine и не смог выйти из первой комнаты, так как не додумался, что для этого Индиана Джонс должен был толкать многотонный каменный куб (ведь в реальной жизни люди так не могут!). Этим Адамс продемонстрировал прямо-таки эталонный образец жанровой слепоты. | ||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | {{Nav/Штампы/Явления и идеи}} |
Текущая версия на 23:44, 21 марта 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Genre Blindness. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | xxx: что меня больше всего убивает в фильмах про зомби, так это то, что никому из жертв не знакомы другие фильмы про зомби |
» |
— http://bash.im/quote/417522 |
Итак, герои оказались в весьма зловещем месте. Неважно, каком — хижина в лесу, заброшенная космическая станция или город-призрак в равной степени заставляют кровь застывать в жилах. И в какой-то момент один из героев непременно произнесёт сакраментальную фразу:
«О, нет!» — дружно восклицает аудитория. Потому что все понимают: как только герои разделятся, зомби/маньяки/чужие по одному истребят их всех. Но герои ведут себя так, словно в жизни своей ни разу не только не смотрели хорроров, но и не знакомы с народной мудростью «гуртом легче и батьку бить».
То же можно сказать о любом жанре: в каждом из них встречаются персонажи, которые с жанром не знакомы. Злодеи не читали «Правила Тёмного Властелина» и не слышали в детстве волшебных сказок. Герои не в курсе, что у действий бывают последствия. Девы в беде не слышали о злоключениях других дев. И так далее.
Ситуация усугубляется тем, что сюжет в массовом искусстве порой и держится на том, что герои проявляют жанровую слепоту. Ну в самом деле — если детектив не пойдёт по ложному следу и вычислит преступника с первой же попытки, история получится короткой и не особо увлекательной. С другой стороны, само по себе массовое искусство очень формульно, и аудитория быстро выучивает все формулы. Результат: прокачанная жанровая смекалка делает произведение предсказуемым, а значит — неинтересным.
Одним из популярных способов разрешения этой дилеммы является подсветка: жанровая смекалка героя достаточно прокачана, чтобы он не делал глупых телодвижений, но при этом в целом оставался в рамках привычного сюжета. Например, если в фильме ужасов герои возьмут и не разделятся, вряд ли это им сильно поможет: сценарист всё равно измыслит, как их разделить, либо же монстр без проблем разделается с коллективом. Второй вариант: сделать жанрово смекалистым только одного персонажа — как правило, придурка, которого никто не принимает всерьёз. Зритель будет сочувствовать ему — зато все остальные персонажи будут вовсю проявлять жанровую слепоту. И наконец, под жанровую слепоту можно подвести обоснуй. Не обязательно правдоподобный — главное, остроумный.
Противотроп — Жанровая смекалка
Схожий троп — Жанровая ошибка.
Педаль в пол — Несовместимая с жизнью тупость (когда жанровая слепота противоречит ещё и очевидному здравому смыслу).
Примеры[править]
Комплексные франшизы[править]
- «Скуби-Ду» (с 1969)
- Чуть менее чем все монстры, с которыми сталкивается Скуби-банда, в итоге оказываются обычными людьми в масках. И тем не менее, каждый раз герои у ужасе убегают от очередного чудища, вместо того, чтобы сразу же задавить его числом и сорвать маску. По иронии судьбы в тех редких случаях, когда с «назойливых детишек» спадает слепота, монстр оказывается настоящим.
- Так в мультфильме «Скуби-Ду на острове мертвецов» (1998) Фред попытался снять маску с одного из зомбаков, но вместо этого оторвал ему голову. Мертвец, однако ж, не умер (что мертво, умереть не может), а просто приставил голову на место.
- «Скуби-Ду и киберпогоня» (2001). Герои очутились внутри очень продвинутой видеоигры, созданной по мотивам их похождений. На финальном уровне Вирус-главгад выставит против Скуби и компании нескольких монстров, которыми они уже имели дело раньше. На сей раз герои вспомнили, что в реальном мире все эти противники были всего лишь переодетыми людьми и попытались стянуть маску с Призрака аллигатора-вампира. Но оказалось, что в игре, в отличие от реальности, все монстры настоящие.
- А вот привычка команды постоянно разделяться, словно тупые тинейджеры из слэшеров, лишь кажется тропом, но на самом деле с высокой вероятностью является частью хитрого плана. Пока Скуби и Шегги наводят суету, убегая от очередного монстра, остальная троица спокойно ведёт расследование.
- Особенно логично такое предположение после серии, в которой все, кроме Шегги со Скубом, были под контролем злодея и эти двое сделали ВСЮ работу за товарищей.
- В одной из серий Фред признается, что так и есть — пока за этой парочкой гоняются, остальные могут передохнуть.
- Чуть менее чем все монстры, с которыми сталкивается Скуби-банда, в итоге оказываются обычными людьми в масках. И тем не менее, каждый раз герои у ужасе убегают от очередного чудища, вместо того, чтобы сразу же задавить его числом и сорвать маску. По иронии судьбы в тех редких случаях, когда с «назойливых детишек» спадает слепота, монстр оказывается настоящим.
Фольклор[править]
- Герои любой волшебной сказки. Они обязательно нарушают запреты типа «коня возьми, а уздечку не трогай», едят запретные плоды и сжигают лягушачью кожу возлюбленной.
- А не противоположный ли это троп? Неприятности, возникающие в жизни героя после нарушения запрета, чаще всего разрешаются благополучно, и герой побеждает. А не взял бы Иван-царевич уздечку — и Елену Прекрасную никогда бы не увидел…
- А это уже систематическая ошибка выжившего. Остальных 100500 человек, кто за неё хватался, так за конюшней и зарыли. Сказка ложь, да в ней намёк… очень много разных намёков на реальность в сказках.
- А не противоположный ли это троп? Неприятности, возникающие в жизни героя после нарушения запрета, чаще всего разрешаются благополучно, и герой побеждает. А не взял бы Иван-царевич уздечку — и Елену Прекрасную никогда бы не увидел…
Литература[править]
- М. Булгаков, «Собачье сердце» — профессор Преображенский, судя по всему, не читал ни «Франкенштейна», ни «Острова доктора Моро», настолько уверенно он копирует худшие черты обоих персонажей, сам того не видя.
- Но, в отличие от них, Преображенский всё-таки возвращает Шарикова к его «собачьей» внешности, причём хитростью. Франкенштейн и Моро не смогли этого.
- Терри Пратчетт, «Хватай за горло» — субверсия с подсветкой. Те, кто знает общеизвестные факты о вампирах, склонны забывать, что вампирам эти факты ничуть не менее известны.
Кино[править]
- Эксплуатация тропа: в фильме «Хижина в лесу» злодеи специально накачивают героев одуряющим газом, чтобы вызвать в них жанровую слепоту.
- «Мстители: эра Альтрона»: Тони Старк, ты же, по идее, читал научную фантастику! Почему, создавая мощный искусственный интеллект, чьё назначение — обеспечить мир на Земле, ты не подумал о варианте «что-то пойдёт не так, и он захочет убить всех людей»?
- А есть ли тут троп? Может Старк предпочилал Азимова?
- Но, как показал фильм «Мстители: Война бесконечности», задумка была хороша.
- Тут скорее другое: Старк сделал робота даже слишком хорошо. Робот понял, чтобы обеспечить мир на Земле, единственным выходом является убить всех людей.
- Подсвечено в «Полуночном человеке»: «Вы что, страшилок никогда не читали? — Не читали!»
- Хороший пример обоснования в «Последнем киногерое»: когда Дэнни, спасая Слейтера, наставив пистолет на главгада, поучает его на тему «Стрелял бы стразу, и твоя бы взяла, так ведь нет, тебе обязательно нужно было ему объяснить, где он облажался! Типичный тупой киношный герой…» И в этот момент ему самому к виску приставляют пистолет: «Ты и сам не гений, мальчик». Ну неспроста эта распространённая ошибка появилась, неспроста… Мало кому удаётся перед таким соблазном устоять.
- Очень похожий пример в старом фильм «Мышьяк и старое кружево», где главный герой высмеивает штампы ужастиков и идиотский мяч, который ловят его герои, не замечая, что и сам находится в аналогичной ситуации и совершает ту же самую ошибку.
- Выслушивая его, главгад 'just for evulz' начинает намеренно подстраиваться под озвученные им штампы, чтобы тот впоследствии уж совсем оценил злую иронию.
- Вся франшиза «Крик» об этом. Все отлично знают штампы слэшеров и смеются над ними, но как доходит до дела, тупят как самые тупые герои самых тупых слэшеров.
- «Паранормальные явления. Дом призраков» (Deadstream) (2022) — реконструкция: ютубер вызвался провести ночной стрим из «нехорошего» заброшенного дома, но спонсоры поставили условие: увидев или услышав что-нибудь подозрительное, он должен пойти туда и проверить, что происходит, иначе — никакой тебе монетизации. Позже к нему присоединяется пробравшаяся в дом фанатка, которая нарушает все правила выживания в ужастиках направо и налево: норовит разделиться с главным героем, лезет в явно опасные места, игнорирует всю серьёзность ситуации и пытается пугать протагониста шуточными скримерами. Жанрово слепая идиотка? А вот и нет. Она и есть мёртвая хозяйка дома, прикинувшаяся человеком, и ей в этом доме ничего не угрожает — наоборот, это она здесь главная угроза.
Телесериалы[править]
- «Squid Game» — когда на первой игре убили одного из участников, людей накрыла массовая паника с некоторыми последствиями. Им конечно не сказали, что в этой игре будут умирать, но неужели нельзя было догадаться об этом из того, что эта игра проводится неизвестно кем, скрыта от широкой общественности, в качестве выигрыша огромная сумма денег, а участников набирают через встречи с мутными типами, предлагающими выбор: забираешь 100к вон сейчас или играешь по-крупному?
- «Великолепный век» — став фавориткой султана и родив от него сына, Хюррем начала вести себя как деревенская хабалка, считая, что только за этот факт все обязаны её любить и уважать. И сильно удивляется, чего это её никто во дворце не любит, даже султан не в восторге от её поведения, а когда в гареме происходит убийство наложницы, то главной подозреваемой становится она. Можно списать на то, что Хюррем тогда в гареме была без году неделя и ещё не успела толком вникнуть ни в чужую культуру, ни в особенности жизни там. Но можно было уже догадаться, что ты не одна тут такая умная и целеустремлённая, другие наложницы не меньше тебя метят в дамки и, естественно, твоему успеху будут завидовать. А тут ещё и правящая семья с соответствующим апломбом, которой ты в открытую хамишь!
- «Паранормальный Веллингтон» — педаль в земное ядро, если не глубже. Этим тут страдают все копы, кроме сержанта Мааки. Да и Маака тоже на самом деле страдает, просто в гораздо более лёгкой форме. Миноуг и О’Лири могут нос к носу столкнуться с каким-нибудь адским отродьем, объяснить ему неприемлемость его поведения, будто обычному хулигану, и вернуться в штаб, отрапортовав, что всё в порядке. При этом они не заметят половину творящейся вокруг дичи, а второй половине найдут «разумное» объяснение. И после Маака, сопоставив все факты, определит, с чем на самом деле столкнулись его подчинённые. Но и он не застрахован от глупейших ошибок, которые не допустил бы ни один человек, хоть раз смотревший фильмы ужасов. В первом сезоне троп игрался настолько грубо, что это порою сильно мешало подавлять недоверие, в последующих фитилёк уже немного прикручен (или во всяком случае, уменьшено давление на педаль). Теперь Миноуг и О’Лири умеют сами распознавать наиболее распространённую нечисть и отличать Луну от летающей кастрюли. То ли они набрались опыта, то ли сценаристы осознали, что перегибают палку.
Телевидение[править]
- Реклама от МТС, где персонажи приехали осмотреть купленный ими садовый домик. Реклама сделана в духе типичных хоррор-фильмов, и один из персонажей упрямо проявлял жанровую слепоту, не замечая никаких странностей, поскольку практически не смотрит фильмов и сериалов.
Мультфильмы[править]
- Советская мультэкранизация мифа о Минотавре — своего рода ироническая отсылка к тропу (как бы аверсия, но…): лабиринт устроен так, что его стены сами «разделяют» жертв друг от друга, чтобы Минотавру легче было их пожирать.
- Жанровая слепота и тропы западных фильмов тут не при чём. Это реконструкция мифа, объясняющая, как греки умудрялись заблудиться в лабиринте и не запинать минотавра всей толпой. Изменяющаяся конфигурация и насильственное разделение это отлично объясняет.
- Троп прикольно обыгран в мультике «Два богатыря». Казах Батыр и русский Иван нечаянно поменялись приключениями. Иван не знает, как в казахских сказках побеждают дэва, а Батыр — как в русских сказках побеждают Кощея. Кстати, Батыр не знал, кто такая Баба-Яга, — подумал, что не совсем обычная старушка, и назвал её «пери». Оба героя решили поставленную задачу эффективно, но не как положено в соответствующих сказках.
- Диснеевская «Красавица и Чудовище». Белль перечитала кучу книг, в том числе сказок, её любимая — про заколдованного принца, который был превращен в барана, но то, что Чудовище и живая утварь в замке — тоже заколдованные люди, она не понимает.
Мультсериалы[править]
- Avatar: The Last Airbender — Азула обладает способностью Жанровая смекалка, но была слепа по отношению к своему отцу.
Аниме и манга[править]
- Kami nomi zo Shiru Sekai — конечно, когда ему надо влюбить в себя девушку, Кэйма демонстрирует прекрасную жанровую смекалку. Вот только если девушка вдруг влюбилась в него сама собой, у него начинается столь же выдающаяся жанровая слепота. Скажем, он даже не допускает мысли что «пойдем в парк аттракционов» Хакуа воспримет как приглашение на свидание. Просто надо поговорить о делах служебных, вот и позвал. И Диану затем же позвал. Девушки, а чего вы разозлились то?
Видеоигры[править]
- The Longest journey — Зои в финале второй части поверила очевидной злодейке и слила все, чего добивалась в течение игры.
- Tomb Raider: Underworld — главная злодейка в процессе финальной битвы тянет время, рассчитывая, что у Лары Крофт закончатся патроны. Что было бы вполне разумной тактикой в реальной жизни, но не в Tomb Raider с тамошним бесконечным боезапасом.
- LISA — Брэд считает себя героем постапока, который хочет защитить свою приёмную дочь от истосковавшихся по женщинам обезумевших мразей и прочих «спасителей человечества». На деле, это от его абьюза и многочисленных тараканов в голове все спасают Бадди.
- Elden Ring — говоря «Человек не может убить бога», всезнающий сэр Гидеон Офнир явно не учитывает, что находится в японской видеоигре.
Прочее[править]
- Во втором выпуске «Плохо работаешь, игродел!» Эрнест Адамс попытался поиграть в Indiana Jones and the Infernal Machine и не смог выйти из первой комнаты, так как не додумался, что для этого Индиана Джонс должен был толкать многотонный каменный куб (ведь в реальной жизни люди так не могут!). Этим Адамс продемонстрировал прямо-таки эталонный образец жанровой слепоты.