Вольнодумец: различия между версиями
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|— Как добродетелен! [[Лицемер|Какого полн смиренья]]!<br>[[Крокодилушка|Себе же самому вменяет в преступленье]],<br>Ничтожнейший пустяк, безделку, чепуху.<br>Вот — за молитвою поймал на днях блоху,<br>Так Небу приносил потом он покаянье,<br>Что раздавил её без чувства состраданья!<br>— [[Что за идиот!|Как вам не совестно? Что за галиматья?]]<br>Вы, верно, шутите? Ушам не верю я.<br>Так может поступать лишь плут или безумец!<br>— Опасные слова. '''Вы, шурин, вольнодумец'''.|Мольер, «Тартюф». Спор сабжа с [[Борец за нравственность|диаметральной противоположностью]]}} | {{Q|— Как добродетелен! [[Лицемер|Какого полн смиренья]]!<br>[[Крокодилушка|Себе же самому вменяет в преступленье]],<br>Ничтожнейший пустяк, безделку, чепуху.<br>Вот — за молитвою поймал на днях блоху,<br>Так Небу приносил потом он покаянье,<br>Что раздавил её без чувства состраданья!<br>— [[Что за идиот!|Как вам не совестно? Что за галиматья?]]<br>Вы, верно, шутите? Ушам не верю я.<br>Так может поступать лишь плут или безумец!<br>— Опасные слова. '''Вы, шурин, вольнодумец'''.|Мольер, «Тартюф». Спор сабжа с [[Борец за нравственность|диаметральной противоположностью]]}} | ||
'''Вольнодумец''' (просторечное «фармазон», подразумевалось «[[Масоны и иллюминаты|франкмасон]]»<ref>Осторожно: это словоупотребление XVIII—XIX веков! (См., например, роман-эпопею «[[Война и мир]]».) На [[ботать по фене|блатном жаргоне]] XX—XXI веков «фармазон» означает мошенника, который избегает насильственных действий, а целей своих достигает, втираясь к людям в доверие ([[Остап Бендер]] именно таков; а словоупотребление см., например, в фильме «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»).</ref>, зарубежное - либертин) — персонаж эпохи Просвещения, являющий собой противоположность [[борец за нравственность|борца за нравственность]]. Вольнодумец — за все свободы, включая сексуальные и, зачастую, даже свободу от морали. [[Чрезмерно изобретательная сексуальность|Любить друг друга во все отверстия и в разных сочетаниях]], принимать всевозможные вещества, свергать тиранов, убивать неприятных людей на дуэлях, [[Поджог, убийство и переход на красный свет|переходить дорогу в неположенном месте]] — всё это, по его мнению, должно быть дозволено. Как минимум ему подобным аристократам, а если вольнодумец революционно настроен — то и всему народу. | '''Вольнодумец''' (просторечное «фармазон», подразумевалось «[[Масоны и иллюминаты|франкмасон]]»<ref>Осторожно: это словоупотребление XVIII—XIX веков! (См., например, роман-эпопею «[[Война и мир]]».) На [[ботать по фене|блатном жаргоне]] XX—XXI веков «фармазон» означает мошенника, который избегает насильственных действий, а целей своих достигает, втираясь к людям в доверие ([[Остап Бендер]] именно таков; а словоупотребление см., например, в фильме «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»).</ref>, зарубежное - либертин) — персонаж эпохи Просвещения, являющий собой противоположность [[борец за нравственность|борца за нравственность]]. Вольнодумец — за все свободы, включая сексуальные и, зачастую, даже свободу от морали. [[Чрезмерно изобретательная сексуальность|Любить друг друга во все отверстия и в разных сочетаниях]], принимать всевозможные вещества, насмехаться над королями и религией, свергать тиранов, убивать неприятных людей на дуэлях, [[Поджог, убийство и переход на красный свет|переходить дорогу в неположенном месте]] — всё это, по его мнению, должно быть дозволено. Как минимум ему подобным аристократам, а если вольнодумец революционно настроен — то и всему народу. | ||
Реальные моральные качества этого персонажа могут быть самыми разными: это может быть как в принципе положительный персонаж, просто любящий демонстративно нарушать нормы приличия и эпатировать публику, так и злодей или [[козёл]], выступающий в амплуа [[Я плохой, мне всё можно]]. | Реальные моральные качества этого персонажа могут быть самыми разными: это может быть как в принципе положительный персонаж, просто любящий демонстративно нарушать нормы приличия и эпатировать публику, так и злодей или [[козёл]], выступающий в амплуа [[Я плохой, мне всё можно]]. |
Текущая версия на 17:44, 20 декабря 2024
« | — Как добродетелен! Какого полн смиренья! Себе же самому вменяет в преступленье, Ничтожнейший пустяк, безделку, чепуху. Вот — за молитвою поймал на днях блоху, Так Небу приносил потом он покаянье, Что раздавил её без чувства состраданья! — Как вам не совестно? Что за галиматья? Вы, верно, шутите? Ушам не верю я. Так может поступать лишь плут или безумец! — Опасные слова. Вы, шурин, вольнодумец. |
» |
— Мольер, «Тартюф». Спор сабжа с диаметральной противоположностью |
Вольнодумец (просторечное «фармазон», подразумевалось «франкмасон»[1], зарубежное - либертин) — персонаж эпохи Просвещения, являющий собой противоположность борца за нравственность. Вольнодумец — за все свободы, включая сексуальные и, зачастую, даже свободу от морали. Любить друг друга во все отверстия и в разных сочетаниях, принимать всевозможные вещества, насмехаться над королями и религией, свергать тиранов, убивать неприятных людей на дуэлях, переходить дорогу в неположенном месте — всё это, по его мнению, должно быть дозволено. Как минимум ему подобным аристократам, а если вольнодумец революционно настроен — то и всему народу.
Реальные моральные качества этого персонажа могут быть самыми разными: это может быть как в принципе положительный персонаж, просто любящий демонстративно нарушать нормы приличия и эпатировать публику, так и злодей или козёл, выступающий в амплуа Я плохой, мне всё можно.
Примеры[править]
(link)
Libertine часть 1Литература[править]
- «Опасные связи» Шодерло де Лакло. Главные герои — виконт де Вальмонт и маркиза де Мертёй — именно вольнодумцы, он открыто, она тайно.
- Многие персонажи маркиза де Сада. Начинают как троп, кончают как зоонекропедофилы.
- «Простофиля Вильсон» Марка Твена. Главный герой вольнодумец, что очень нетипично для глухого городка на американском Юге XIX века. Но также вольнодумцем является самый уважаемый (!) житель города.
- «Интервью с вампиром»: Лестат, похоже, отыгрывает именно имидж сабжа.
- Все положительные герои Панкеевой. Все они. Наиболее показательно:
- Эль Драко, «золотой голос Мистралии», эпический гуляка и бабник, продвигавший в своём творчестве идеи сексуальной революции (на фоне околосредневекового[2] сеттинга, на минутку). Не до конца перестал радовать публику даже в ипостаси Кантора — одни пробежки по дворцовому парку с голым торсом чего стоят.
- Орландо — ученик Эль Драко, бард, раздолбай, травокур, полуэльф. И король. Несчастная страна Мистралия, за что ей всё это…
- Шеллар, несмотря на внешнюю чопорность и стоическое следование традициям, в душе считает их дремучим пережитком и как может пытается реформировать жизнь королевства в более прогрессивную сторону.
- Ольга и Жак по понятным причинам.
Кино[править]
- Одноимённый фильм, целых два:
- Распутник /Le libertin (2000) — про создание первой французской энциклопедии. В красках и лицах описана не только личная позиция Дидро, но и представленный церковники того времени. Да и про столкновение систем ценностей.
- «Распутник» с Джонни Деппом — главный герой, поэт и вольнодумец Джон Уилмот, граф Рочестер, как и в реальной жизни, дохнет от сифилиса.
Настольные игры[править]
- Warhammer — типичный тзинчит (в несколько меньшей степени) или слаанешит (в несколько большей степени).
- Темные эльдары давят педаль ещё глубже.
- Но на фоне эльдар эпохи кануна «Падения» (и рождения Слаанеш) тёмные эльдары более чем благочестивы.
- Темные эльдары давят педаль ещё глубже.
Музыка[править]
- Два одноимённых клипа Милен Фармер.
Реальная жизнь[править]
- Вольтер. И тот самый де Сад.
- Теофиль де Вио, Жак Валле де Барро и Дени Санген де Сен-Павен. Три поэта, три вольнодумца, две пары любовников.
- Алистер Кроули, любитель сексуальной магии и всевозможного эпатажа и просто толстый (во всех смыслах) тролль; называл себя «зверем 666» и очень любил, когда его считали «чёрным магом». В итоге получил от «приличной публики» титул «самого плохого человека в мире», чем очень гордился. А ещё абсент употреблял в годы «чернушной» компании и всеобщего запрета.
- А также Антон ЛаВей, основатель сатанизма как философского движения.
- Уильям Берроуз, а также движение битников в целом.
Примечание[править]
- ↑ Осторожно: это словоупотребление XVIII—XIX веков! (См., например, роман-эпопею «Война и мир».) На блатном жаргоне XX—XXI веков «фармазон» означает мошенника, который избегает насильственных действий, а целей своих достигает, втираясь к людям в доверие (Остап Бендер именно таков; а словоупотребление см., например, в фильме «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»).
- ↑ Как по техническому развитию, где дыры в технологиях успешно затыкаются магией, так и по социальному развитию страны мира Дельта ближе к эпохе Реформации или Просвещения.