Не так страшен чёрт: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{q|…как его малюют.|Пословица-тропнеймер}} Герои думали, что Тёмный Властелин — воплощение всего мирового Зла, дьявол во плоти… а он оказывается пусть очень непростым, но пока ещё смертным. Чародеи полагали, что древ...»)
 
 
(не показано 25 промежуточных версий 8 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|VillainyFreeVillain|Villainy-Free Villain}}
{{q|…как его малюют.|Пословица-[[тропнеймер]]}}
{{q|…как его малюют.|Пословица-[[тропнеймер]]}}
Герои думали, что [[Тёмный Властелин]] — воплощение всего мирового Зла, [[дьявол]] во плоти… а он оказывается пусть очень непростым, но [[стремящийся в бессмертные|пока ещё]] смертным. Чародеи полагали, что [[древнее зло]] — это [[хтоническое чудовище|хтоническое]] лавкрафтианское [[разум не вынес|ОМАЙГААААА!..]]… а им навстречу выходит огромное, могучее, опасное, но всё же вполне материальное и постижимое [[чу-чу]]. [[герой-бунтарь|Революционеры]] ожидали, что [[диктатор]]-угнетатель — циничная скотина, готовая на [[бей своих, чтоб чужие боялись|любые]] [[миллионы — это статистика|жертвы]], чтобы удержаться у власти… а он проявляет себя как [[благонамеренный экстремист]] [[экстремист был прав|со своей правдой]], с которым вполне себе можно договориться. Злодеи боялись, что по их душу явится свирепый [[храмовник]], никому не дающий пощады — а припёрся чуткий и милосердный [[паладин]], просто [[рыцарь в ржавых доспехах|в ржавых доспехах]], всегда готовый принять [[кающийся грешник|раскаяние]] пришедшего с повинной преступника.
Герои думали, что [[Тёмный Властелин]] — воплощение всего мирового Зла, [[дьявол]] во плоти… а он оказывается пусть очень непростым, но [[стремящийся в бессмертные|пока ещё]] смертным. Чародеи полагали, что [[древнее зло]] — это [[хтоническое чудовище|хтоническое]] лавкрафтианское [[разум не вынес|ОМАЙГААААА!..]]… а им навстречу выходит огромное, могучее, опасное, но всё же вполне материальное и постижимое [[чу-чу]]. [[герой-бунтарь|Революционеры]] ожидали, что [[диктатор]]-угнетатель — циничная скотина, готовая на [[бей своих, чтоб чужие боялись|любые]] [[миллионы — это статистика|жертвы]], чтобы удержаться у власти… а он проявляет себя как [[благонамеренный экстремист]] [[экстремист был прав|со своей правдой]], с которым вполне себе можно договориться. Злодеи боялись, что по их душу явится свирепый [[храмовник]], никому не дающий пощады — а припёрся чуткий и милосердный [[паладин]], просто [[рыцарь в ржавых доспехах|в ржавых доспехах]], всегда готовый принять [[кающийся грешник|раскаяние]] пришедшего с повинной преступника.
Строка 4: Строка 5:
'''«Не так страшен чёрт»''' — близкий родич тропов «[[Ложная тревога]]» и «[[А он вовсе не такой!]]», но назвать его тем же самым [[с прикрученным фитильком]] язык не поворачивается. Дело в том, что [[он действительно злодей!|персонаж как раз ''именно такой'']]: действительно злой, действительно чужеродный, действительно опасный, только… как бы это сказать… не в такой степени. Если он не так зол, как рассчитывалось, то с ним вполне можно [[я пришёл договориться|договориться]]. Если он не так чужероден, то где-то поблизости троп «[[ложная мистика]]». Если же он не так могуч, как рассчитывалось, то [[безнадёжный бой]] превратится в [[трудно, но не невозможно|трудный, но не невозможный]], и может даже кончиться тропом «[[Видали мы вашего Х]]». Страхолюдности «чёрта» отлично служат [[устрашающее имечко]] и [[грозная репутация]], от несоответствия которых действительности может приключиться [[бафос-нежданчик]].
'''«Не так страшен чёрт»''' — близкий родич тропов «[[Ложная тревога]]» и «[[А он вовсе не такой!]]», но назвать его тем же самым [[с прикрученным фитильком]] язык не поворачивается. Дело в том, что [[он действительно злодей!|персонаж как раз ''именно такой'']]: действительно злой, действительно чужеродный, действительно опасный, только… как бы это сказать… не в такой степени. Если он не так зол, как рассчитывалось, то с ним вполне можно [[я пришёл договориться|договориться]]. Если он не так чужероден, то где-то поблизости троп «[[ложная мистика]]». Если же он не так могуч, как рассчитывалось, то [[безнадёжный бой]] превратится в [[трудно, но не невозможно|трудный, но не невозможный]], и может даже кончиться тропом «[[Видали мы вашего Х]]». Страхолюдности «чёрта» отлично служат [[устрашающее имечко]] и [[грозная репутация]], от несоответствия которых действительности может приключиться [[бафос-нежданчик]].


Надтроп — [[Полуправда]]. В производном творчестве аналогами служат тропы [[Из демона в клоуна]], [[Ослабеть в адаптации]], [[Отупеть в адаптации]] и [[Подобреть в адаптации]].  
Надтроп — [[Полуправда]]. В производном творчестве аналогами служат тропы [[Из демона в клоуна]], [[Ослабеть в адаптации]], [[Отупеть в адаптации]] и [[Подобреть в адаптации]]. Если же чёрт вообще никак не страшен (и даже вообще не чёрт), то это либо [[Ветряная мельница]], либо [[У страха глаза велики]].


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 10: Строка 11:
=== Мифология и [[фольклор]] ===
=== Мифология и [[фольклор]] ===
{{q|Не так страшен [[:w:Чолнт|чолнт]], как его намалевали в рецептах [[идише мамэ|твоей мамэ]].|Еврейская мудрость}}
{{q|Не так страшен [[:w:Чолнт|чолнт]], как его намалевали в рецептах [[идише мамэ|твоей мамэ]].|Еврейская мудрость}}
* Христианство вполне могло бы сделать своим девизом «Не так страшен ''[[Единый Бог|Бог]]'', как Его [[злой Яхве|малюют]]». [[Библия|Ветхий Завет]] (и [[стандартная христианская мифология]] вслед за ним) рисует портрет не в меру [[строгий педагог|строгого педагога]], практически [[храмовник]]а — а вот чтобы понимать, зачем [[так было надо]] и почему так больше не будет, надо курить Новый.
* Христианство вполне могло бы сделать своим девизом «Не так страшен ''[[Единый Бог|Бог]]'', как Его [[злой Яхве|малюют]]». [[Библия|Ветхий Завет]] (и [[стандартная христианская мифология]] вслед за ним) рисует портрет не в меру [[строгий педагог|строгого педагога]], практически [[храмовник]]а — а вот чтобы понимать, зачем [[так было надо]] и почему так больше не будет, надо читать Новый.
* [[пропаганда|Пропагандистский]] [[штамп]] о «[[загнивающий Запад|коллективном Западе]]», [[наглая ложь|якобы]] исконно и органически враждебном [[священная наша держава|священной нашей державе]] (и наоборот, о [[чекистско-бандитский мордор|мрачной стране раскиданных по тайге гулагов]], мечтающей покрыть тем же мраком [[Россия захватит мир|всю планету]]). Понятно и логично, что каждая держава на международной арене блюдёт в первую очередь свои интересы, а чьи-то ещё — разве что по совместительству, так что [[ничего личного]], [[реальная политика]] такая реальная. Но поскольку каждый человек невольно воспринимает себя и свой коллектив, включая страну, как [[центр вращения]], а преодолеть это «невольно» могут не только лишь все — штамп действует [[неубиваемый троп|и действовать будет]].
* [[пропаганда|Пропагандистский]] [[штамп]] о «[[загнивающий Запад|коллективном Западе]]», [[наглая ложь|якобы]] исконно и органически враждебном [[священная наша держава|священной нашей державе]] (и наоборот, о [[чекистско-бандитский мордор|мрачной стране раскиданных по тайге гулагов]], мечтающей покрыть тем же мраком [[Россия захватит мир|всю планету]]). Понятно и логично, что каждая держава на международной арене блюдёт в первую очередь свои интересы, а чьи-то ещё — разве что по совместительству, так что [[ничего личного]], [[реальная политика]] такая реальная. Но поскольку каждый человек невольно воспринимает себя и свой коллектив, включая страну, как [[центр вращения]], а преодолеть это «невольно» могут не только лишь все — штамп действует [[неубиваемый троп|и действовать будет]].
* В английском и болгарском аналоге той же пословицы чёрт не «страшен», а «чёрен», что намекает. А в испанском — «не так [[большая страшная кошка|свиреп]] [[лев — царь зверей|лев]]».
* В английском и болгарском аналоге той же пословицы чёрт не «страшен», а «чёрен», что намекает. А в испанском — «не так [[большая страшная кошка|свиреп]] [[лев — царь зверей|лев]]».
* Не то анекдот, не то просто присказка [[лихие 90-е|из 90-х годов]]<ref>Для родившихся уже при Путине нужно, наверное, пояснить: должность Генпрокурора с 1995 по 1999 занимал Юрий Скуратов. </ref>: Не так страшен [[бонус для современников|Скуратов]], как его Малюта.


=== [[Комплексные франшизы]] ===
=== [[Комплексные франшизы]] ===
* [[Сага о ведьмаке]] — в большинстве местных религий троп скорее правило, нежели исключение. Реально божественными сущностями из встреченных Геральтом можно назвать разве что Деву Полей, [[Дагон]]а и [[сатанинский архетип|Гюнтера О’Дима]], а вот прочие обладатели культов имени себя — ферлундский [[леший|Дух Леса]], [[крылатый народ|сирена]] Мелюзина, [[сатиры и фавны|сильван]] Всебог (этому бонус за то, что он реально [[чёрт с рогами|этот самый]]), и даже сами [[зловещие сестрицы|Хозяйки Леса]] — [[обманная религия|вполне материальные создания]], которых можно (а зачастую и нужно) ранить и убить.
* [[Сага о ведьмаке]] — в большинстве местных религий троп скорее правило, нежели исключение. Реально божественными сущностями из встреченных Геральтом можно назвать разве что Деву Полей, [[Дагон]]а и [[сатанинский архетип|Гюнтера О’Дима]], а вот прочие обладатели культов имени себя — ферлундский [[леший|Дух Леса]], [[крылатый народ|сирена]] Мелюзина, [[сатиры и фавны|сильван]] Всебог (этому бонус за то, что он реально [[чёрт с рогами|этот самый]]), и даже сами [[зловещие сестрицы|Хозяйки Леса]] — [[обманная религия|вполне материальные создания]], которых можно (а зачастую и нужно) ранить и убить.
** В «[[The Witcher 3]]» существует внутригровая книга буквально под таким заглавием: «Ведьмаки, или [[именно то, что написано на упаковке|Не так страшен чёрт]]» — контрпропаганда против небезызвестного «Монструма, или Ведьмака описания».
** В «[[The Witcher 3]]» существует внутригровая книга буквально под таким заглавием: «Ведьмаки, или [[именно то, что написано на упаковке|Не так страшен чёрт]]» — контрпропаганда против небезызвестного «Монструма, или Ведьмака описания».
* «[[Песнь Льда и Пламени]]»/«[[Игра престолов]]» — Сандор «Пёс» Клиган раскрывается по ходу пьесы именно так. Он всё ещё чёрствый, жестокий, [[тяжёлое детство, деревянные игрушки|побитый жизнью]], [[ПТСР|травмированный на всю башку]] [[антигерой]] (или [[антизлодей]]?) — но всё-таки не такой отмороженный [[псих-наёмник]], каким кажется до того, как у него появится больше одной реплики на главу.
* «[[Песнь Льда и Пламени]]»/«[[Игра престолов (телесериал)|Игра престолов]]» — Сандор «Пёс» Клиган раскрывается по ходу пьесы именно так. Он всё ещё чёрствый, жестокий, [[тяжёлое детство, деревянные игрушки|побитый жизнью]], [[ПТСР|травмированный на всю башку]] [[антигерой]] (или [[антизлодей]]?) — но всё-таки не такой отмороженный [[псих-наёмник]], каким кажется до того, как у него появится больше одной реплики на главу.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* [[Правила злого властелина]] частенько догоняют образ [[Тёмный Властелин|заглавного персонажа]] до этого тропа, а [[Правила злого властелина/Дополнения от posmotreli.su|фанатские продолжения]] — так и вовсе до [[героизм в адаптации|героизма в адаптации]]. Потому что если правитель действительно соблюдает хотя бы большую их половину, [[да разве он негодяй?|то какой же он, собственно, злой?]]
* [[Правила злого властелина]] частенько догоняют образ [[Тёмный Властелин|заглавного персонажа]] до этого тропа, а [[Правила злого властелина/Дополнения от posmotreli.su|фанатские продолжения]] — так и вовсе до [[героизм в адаптации|героизма в адаптации]]. Потому что если правитель действительно соблюдает хотя бы большую их половину, [[да разве он негодяй?|то какой же он, собственно, злой?]]
=== [[Кино]] ===
* «Новые приключения неуловимых» — в самом начале фильма [[разрядка смехом]]. Над красным войском начинает кружить белый лётчик на самолёте — пусть и тогдашнем (самое начало 1920-х), несовершенном, но самолёт есть самолёт. Борцы за народное счастье начинают не шутя опасаться, как бы он не сбросил бомбу… Но отважные Неуловимые не утратили присутствия духа. Они накидывают на пилота лассо, выдёргивают его из кабины и берут в плен. И становится видно, что это до полусмерти перепуганный грузный дядька в летах, да еще и, как выяснилось, одетый в потешные брючки в мелкую клетку «а-ля английская мода»! Не иначе англоман — если только не буквально британец-интервент. А вылетел, скорее всего, просто на разведку.
* «На златом крыльце сидели…» (1986) — опора на троп. В этом фильме, по-доброму пародирующем советские киносказки, Водяной Государь творит кое-что не очень хорошее, — держит в плену ни в чём не повинного [[Аристократ-работяга|короля-труженика]], — и героям приходится ему противостоять… Но режиссёр намеренно поручил З. Гердту играть Водяного так, чтобы получался троп-сабж. [[Бафос]]: в одной сцене Водяной, как бы «устав играть роль», временно снимает устрашающий лохматый длинноволосый чёрный парик и начинает сбривать с подбородка щетину. Электробритвой, ага. Видимо, магия ему доступна лишь в очень ограниченных рамках. И отчётливо видно, что это усталый пожилой еврей, которого уже подзадолбало жить так, как он живёт.
* Пародийные варианты киносказок иногда снимались в СССР и раньше, и там тоже применялся этот троп. Например, в «Иване да Марье» (1975) царь Евстигней XIII не шутя волнуется насчёт урона, который способен-де нанести державе Соловей-Разбойник. Царь воспринимает Соловья как серьёзную угрозу… Да вот только Соловей, конечно, хулиган, хвастун и ухарь, но не более того. Не отморозок, и вряд ли именно злыдень. И командует почти неопасной «нечистью», которая больше шутит, чем вредит. А если выдать за Соловья царевну Аграфену (у них взаимная любовь) — то ситуация и вовсе разрулится сама собою ко всеобщему удовольствию.
** Многие из стихов и песен, написанных специально для этого фильма Владимиром Высоцким, не вошли в метраж (даже фрагментами) потому, что «банда» Соловья в них изображалась, вольно или невольно, как гораздо более серьёзная опасность, чем предполагалось по сценарию. Да и вообще Высоцкий в этих песнях местами показал довольно резкую драму (одна «Беда» от лица Марьи чего стоит!), которая не вписалась бы в шутейно-балаганный стиль этой сказки.
* Традицию, начатую «Иваном да Марьей» и «На златом крыльце сидели…» (всё действие — как бы понарошке, а нечисть, включая её предводителей — скорее «по-своему несчастная голытьба», чем записные злодеи, несмотря даже на их [[Грозная репутация|грозную репутацию]]), попытался уже в постсоветское время развить фильм «Книга мастеров» (2009). Но вышло посредственно, без шарма, потому как со вкусом и у сценариста, и у режиссёра дело обстояло не очень, и в результате фильм пошловат, не сбалансирован, да еще и не попадает ни в один возрастной адрес. Это для детей? Грубо, скучновато и примитивно, с очень взрослыми шутками «ниже пояса». Для взрослых? Плоско, тривиально и… опять-таки примитивно.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* «[[Ну, погоди!]]» — изображаемые [[забавные животные]] разумны и цивилизованы, [[Проблема с хищниками|они по умолчанию друг друга отнюдь не едят]]; пожирание друг друга — это у них уголовное преступление, так что ни о каких «пищевых цепочках», ни о какой «естественности и допустимости» речь идти не может. Тут вам не джунгли. Волк, чёрт побери, действительно [[Псих с топором|опасный маньяк]], и из патологических мотивов ([[Слово Божие|А. Курляндский пояснял]], что во многом из [[Шовинизм|шовинистических]] и [[зависть|завистнических]]) постоянно [[Не щадить детей|покушается на жизнь ребёнка-Зайца]]. Но Волк — [[Волк позорный|трусоватый]] [[злодей-недотёпа]], комически [[Нарцисс|мнящий себя «ужасно крутым»]]… и действительно неслабый, но [[Он просто идиот|без царя в голове]]. Он так неуклюже и тупо атакует «кандидата в жертвы», что регулярно получает на свою же голову неприятности, а Заяц каждый раз спасается.
** И к тому же (Курляндский подчёркивал и это) Волк [[Антизлодей|подсознательно сам через раз сомневается]], «стоит ли жрать» Зайца, а оттого он подозрительно часто начинает «больше забавляться, чем атаковать», или, как вариант, хочет «сначала потешиться, а потом уже грызануть»; и это-то и позволяет Зайцу снова и снова спастись.
** С Зайцем у Волка своеобразная love-hate: Волчишка к косому за годы покушений [[Лимский синдром|не шутя привязался]]. При других обстоятельствах они могли бы быть побратимами, или даже Волк Зайцу — чем-то вроде приёмного отца.
** И несколько раз имели место попытки помириться навсегда. Проваливались они только по [[Ирония судьбы|иронии судьбы]]: Заяц-то неизменно настроен мирно, он никогда не звереет (лишь изредка понятным образом ехидничает), это вам не [[Tom and Jerry|мыш Джерри]].
* «[[Как казаки]] на свадьбе гуляли» — [[литерал]]: изображение главчёрта на верстовом камне реально страшнее, нежели сам этот чёрт оказывается, когда сбрасывает невидимость.
* «[[Как казаки]] на свадьбе гуляли» — [[литерал]]: изображение главчёрта на верстовом камне реально страшнее, нежели сам этот чёрт оказывается, когда сбрасывает невидимость.
** Но там хотя бы главчёрт и его банда — достаточно опасные и скверные (как значительным антагонистам и положено), и когда казаки их всех утопили, заодно «очистив водою» проклятое место — это ощущается как вполне разумная мера.
** …И это не отменяет того, что, при всей своей опасности для человечества, та бригада нечисти, которую нам показали — комические злодеи, а не «страх, ужас и в кишках холод». Скорее потешная мерзость, чем «мрачная угроза». Они ещё и [[Молодец против овец|трусливые вредители]], знают силу страха — и их самих можно запугать, если умеючи.


=== Изобразительное искусство ===
=== Изобразительное искусство ===
* Пословица искусствоведов: «Не так чёрен [[:w:Чёрный квадрат|квадрат]], как его намалевал Малевич».
* Пословица искусствоведов: «Не так чёрен [[:w:Чёрный квадрат|квадрат]], как его намалевал Малевич». Отсылка, в частности, к тому факту, что для изображения этого квадрата Малевич… не использовал чёрную краску.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Не так страшно Средневековье, как его [[навозные века|малевали]] советские учебники, а потом деляги вроде [[:lm:Абсентис|Абсентиса]]. Были в нём и гигиена, и медицина, и права человека — просто ''другие'', основанные на [[сословная мораль|другой аксиоматике]], нежели привычна нам. И естественнонаучные (точнее, протонаучные) знания были, а уж гуманитарные цвели и пахли так, как не цвели до самого XIX века.
* Не так страшно Средневековье, как его [[навозные века|малевали]] церквеборцы-просветители (а потом советские идейно крепкие речекряки, а потом деляги вроде [[:lm:Абсентис|Абсентиса]], а потом… [[неубиваемый троп|ну, кто следующий?]]) Были в нём и гигиена, и медицина, и права человека — просто ''другие'', основанные на [[сословная мораль|другой аксиоматике]], нежели привычна нам. И естественнонаучные (точнее, протонаучные) знания были, а уж гуманитарные цвели и пахли так, как не цвели до самого XIX века.
* [[Ковидная эпоха]] вся об этом. Болезнь — действительно заразная, действительно трудноизлечимая и иногда смертельная, но быстро мутировала в сторону повышения заразности и уменьшения летальности ([[капитан Очевидность|ибо чем дольше живёт носитель, тем выгоднее это с точки зрения распространения вируса]]), покуда последняя не упала до среднебольничных значений. И получилось, что изрядное число, если не большинство жертв уханькала не сама «уханька», а коллапс системы здравоохранения, которая могла поддерживать или экстренные противоковидные меры, или нормальное функционирование — но не то и другое разом.
* [[Ковидная эпоха]] вся об этом. Болезнь — действительно заразная, действительно трудноизлечимая и иногда смертельная, но быстро мутировала в сторону повышения заразности и уменьшения летальности ([[капитан Очевидность|ибо чем дольше живёт носитель, тем выгоднее это с точки зрения распространения вируса]]), покуда последняя не упала до среднебольничных значений. И получилось, что изрядное число, если не большинство жертв уханькала не сама «уханька», а коллапс системы здравоохранения, которая могла поддерживать или экстренные противоковидные меры, или нормальное функционирование — но не то и другое разом.
== Примечания ==
{{примечания}}


{{Nav/Штампы/Явления_и_идеи}}
{{Nav/Штампы/Явления_и_идеи}}

Текущая версия на 07:20, 12 декабря 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Villainy-Free Villain. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« …как его малюют. »
— Пословица-тропнеймер

Герои думали, что Тёмный Властелин — воплощение всего мирового Зла, дьявол во плоти… а он оказывается пусть очень непростым, но пока ещё смертным. Чародеи полагали, что древнее зло — это хтоническое лавкрафтианское ОМАЙГААААА!..… а им навстречу выходит огромное, могучее, опасное, но всё же вполне материальное и постижимое чу-чу. Революционеры ожидали, что диктатор-угнетатель — циничная скотина, готовая на любые жертвы, чтобы удержаться у власти… а он проявляет себя как благонамеренный экстремист со своей правдой, с которым вполне себе можно договориться. Злодеи боялись, что по их душу явится свирепый храмовник, никому не дающий пощады — а припёрся чуткий и милосердный паладин, просто в ржавых доспехах, всегда готовый принять раскаяние пришедшего с повинной преступника.

«Не так страшен чёрт» — близкий родич тропов «Ложная тревога» и «А он вовсе не такой!», но назвать его тем же самым с прикрученным фитильком язык не поворачивается. Дело в том, что персонаж как раз именно такой: действительно злой, действительно чужеродный, действительно опасный, только… как бы это сказать… не в такой степени. Если он не так зол, как рассчитывалось, то с ним вполне можно договориться. Если он не так чужероден, то где-то поблизости троп «ложная мистика». Если же он не так могуч, как рассчитывалось, то безнадёжный бой превратится в трудный, но не невозможный, и может даже кончиться тропом «Видали мы вашего Х». Страхолюдности «чёрта» отлично служат устрашающее имечко и грозная репутация, от несоответствия которых действительности может приключиться бафос-нежданчик.

Надтроп — Полуправда. В производном творчестве аналогами служат тропы Из демона в клоуна, Ослабеть в адаптации, Отупеть в адаптации и Подобреть в адаптации. Если же чёрт вообще никак не страшен (и даже вообще не чёрт), то это либо Ветряная мельница, либо У страха глаза велики.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

« Не так страшен чолнт, как его намалевали в рецептах твоей мамэ. »
— Еврейская мудрость

Комплексные франшизы[править]

Литература[править]

Кино[править]

  • «Новые приключения неуловимых» — в самом начале фильма разрядка смехом. Над красным войском начинает кружить белый лётчик на самолёте — пусть и тогдашнем (самое начало 1920-х), несовершенном, но самолёт есть самолёт. Борцы за народное счастье начинают не шутя опасаться, как бы он не сбросил бомбу… Но отважные Неуловимые не утратили присутствия духа. Они накидывают на пилота лассо, выдёргивают его из кабины и берут в плен. И становится видно, что это до полусмерти перепуганный грузный дядька в летах, да еще и, как выяснилось, одетый в потешные брючки в мелкую клетку «а-ля английская мода»! Не иначе англоман — если только не буквально британец-интервент. А вылетел, скорее всего, просто на разведку.
  • «На златом крыльце сидели…» (1986) — опора на троп. В этом фильме, по-доброму пародирующем советские киносказки, Водяной Государь творит кое-что не очень хорошее, — держит в плену ни в чём не повинного короля-труженика, — и героям приходится ему противостоять… Но режиссёр намеренно поручил З. Гердту играть Водяного так, чтобы получался троп-сабж. Бафос: в одной сцене Водяной, как бы «устав играть роль», временно снимает устрашающий лохматый длинноволосый чёрный парик и начинает сбривать с подбородка щетину. Электробритвой, ага. Видимо, магия ему доступна лишь в очень ограниченных рамках. И отчётливо видно, что это усталый пожилой еврей, которого уже подзадолбало жить так, как он живёт.
  • Пародийные варианты киносказок иногда снимались в СССР и раньше, и там тоже применялся этот троп. Например, в «Иване да Марье» (1975) царь Евстигней XIII не шутя волнуется насчёт урона, который способен-де нанести державе Соловей-Разбойник. Царь воспринимает Соловья как серьёзную угрозу… Да вот только Соловей, конечно, хулиган, хвастун и ухарь, но не более того. Не отморозок, и вряд ли именно злыдень. И командует почти неопасной «нечистью», которая больше шутит, чем вредит. А если выдать за Соловья царевну Аграфену (у них взаимная любовь) — то ситуация и вовсе разрулится сама собою ко всеобщему удовольствию.
    • Многие из стихов и песен, написанных специально для этого фильма Владимиром Высоцким, не вошли в метраж (даже фрагментами) потому, что «банда» Соловья в них изображалась, вольно или невольно, как гораздо более серьёзная опасность, чем предполагалось по сценарию. Да и вообще Высоцкий в этих песнях местами показал довольно резкую драму (одна «Беда» от лица Марьи чего стоит!), которая не вписалась бы в шутейно-балаганный стиль этой сказки.
  • Традицию, начатую «Иваном да Марьей» и «На златом крыльце сидели…» (всё действие — как бы понарошке, а нечисть, включая её предводителей — скорее «по-своему несчастная голытьба», чем записные злодеи, несмотря даже на их грозную репутацию), попытался уже в постсоветское время развить фильм «Книга мастеров» (2009). Но вышло посредственно, без шарма, потому как со вкусом и у сценариста, и у режиссёра дело обстояло не очень, и в результате фильм пошловат, не сбалансирован, да еще и не попадает ни в один возрастной адрес. Это для детей? Грубо, скучновато и примитивно, с очень взрослыми шутками «ниже пояса». Для взрослых? Плоско, тривиально и… опять-таки примитивно.

Мультфильмы[править]

  • «Ну, погоди!» — изображаемые забавные животные разумны и цивилизованы, они по умолчанию друг друга отнюдь не едят; пожирание друг друга — это у них уголовное преступление, так что ни о каких «пищевых цепочках», ни о какой «естественности и допустимости» речь идти не может. Тут вам не джунгли. Волк, чёрт побери, действительно опасный маньяк, и из патологических мотивов (А. Курляндский пояснял, что во многом из шовинистических и завистнических) постоянно покушается на жизнь ребёнка-Зайца. Но Волк — трусоватый злодей-недотёпа, комически мнящий себя «ужасно крутым»… и действительно неслабый, но без царя в голове. Он так неуклюже и тупо атакует «кандидата в жертвы», что регулярно получает на свою же голову неприятности, а Заяц каждый раз спасается.
    • И к тому же (Курляндский подчёркивал и это) Волк подсознательно сам через раз сомневается, «стоит ли жрать» Зайца, а оттого он подозрительно часто начинает «больше забавляться, чем атаковать», или, как вариант, хочет «сначала потешиться, а потом уже грызануть»; и это-то и позволяет Зайцу снова и снова спастись.
    • С Зайцем у Волка своеобразная love-hate: Волчишка к косому за годы покушений не шутя привязался. При других обстоятельствах они могли бы быть побратимами, или даже Волк Зайцу — чем-то вроде приёмного отца.
    • И несколько раз имели место попытки помириться навсегда. Проваливались они только по иронии судьбы: Заяц-то неизменно настроен мирно, он никогда не звереет (лишь изредка понятным образом ехидничает), это вам не мыш Джерри.
  • «Как казаки на свадьбе гуляли» — литерал: изображение главчёрта на верстовом камне реально страшнее, нежели сам этот чёрт оказывается, когда сбрасывает невидимость.
    • Но там хотя бы главчёрт и его банда — достаточно опасные и скверные (как значительным антагонистам и положено), и когда казаки их всех утопили, заодно «очистив водою» проклятое место — это ощущается как вполне разумная мера.
    • …И это не отменяет того, что, при всей своей опасности для человечества, та бригада нечисти, которую нам показали — комические злодеи, а не «страх, ужас и в кишках холод». Скорее потешная мерзость, чем «мрачная угроза». Они ещё и трусливые вредители, знают силу страха — и их самих можно запугать, если умеючи.

Изобразительное искусство[править]

  • Пословица искусствоведов: «Не так чёрен квадрат, как его намалевал Малевич». Отсылка, в частности, к тому факту, что для изображения этого квадрата Малевич… не использовал чёрную краску.

Реальная жизнь[править]

  • Не так страшно Средневековье, как его малевали церквеборцы-просветители (а потом советские идейно крепкие речекряки, а потом деляги вроде Абсентиса, а потом… ну, кто следующий?) Были в нём и гигиена, и медицина, и права человека — просто другие, основанные на другой аксиоматике, нежели привычна нам. И естественнонаучные (точнее, протонаучные) знания были, а уж гуманитарные цвели и пахли так, как не цвели до самого XIX века.
  • Ковидная эпоха вся об этом. Болезнь — действительно заразная, действительно трудноизлечимая и иногда смертельная, но быстро мутировала в сторону повышения заразности и уменьшения летальности (ибо чем дольше живёт носитель, тем выгоднее это с точки зрения распространения вируса), покуда последняя не упала до среднебольничных значений. И получилось, что изрядное число, если не большинство жертв уханькала не сама «уханька», а коллапс системы здравоохранения, которая могла поддерживать или экстренные противоковидные меры, или нормальное функционирование — но не то и другое разом.

Примечания[править]

  1. Для родившихся уже при Путине нужно, наверное, пояснить: должность Генпрокурора с 1995 по 1999 занимал Юрий Скуратов.