Вредительство

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
О настольной игре «Вредитель» — Saboteur (настольная игра).
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Его игра — мешать играть другим.

Вредительство (ст. 69 УК РСФСР) — действие или бездействие, направленное к подрыву промышленности, транспорта, сельского хозяйства, денежной системы, торговли или иных отраслей народного хозяйства, а равно деятельности государственных органов или общественных организаций с целью ослабления Советского государства, если это деяние совершено путем использования государственных или общественных предприятий, учреждений, организаций либо путем противодействия их нормальной работе. Наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества…

…простите, зарапортовался.

Вредитель (англ. griefer, ruiner) в онлайн-играх — человек, который мешает играть другим.

С вредительством нельзя путать часто сопровождающие его, но не являющиеся им явления:

  • Читерство — попытки получить нечестное преимущество нарушением правил, использованием чит-программ. Вредитель формально правил не нарушает, да и гонится за моральным преимуществом, а не за игровым.
  • Манчкинизм — то же самое читерство, но прикрытое формальным соблюдением буквы правил при нарушении духа. А именно: поиск и использование «дыр» в правилах, конструирование немыслимых нежизнеспособных гибридов типа ниндзя-пират-зомби-робот с целью максимизировать преимущество над другими игроками, непомощь союзникам в битве с целью потом захапать себе всю добычу, и др.
  • Нубизм — неумелую игру. Нуб так поступает, потому что лучше не умеет; вредитель делает это намеренно.

Но это не взаимоисключающие понятия: в целях вредительства вредитель может использовать читы, или вредить будучи неумелым игроком…

Слово griefer вышло за пределы геймерской среды — например, в 2008 г. так называли вредителей, публиковавших сильно мигающие картинки на форумах эпилептиков. Правда, эпилептики в основной массе не дураки и анимация картинок у них в браузере отключена с самого начала, но всё равно такое поведение выходит за рамки даже очень злой шутки.

Общие способы[править]

  • Шпионить на противоположную команду — например, выдавать положение своих.
  • Стрелять по своим.
  • Не оказывать помощь своим.
  • Дезинформировать своих.
  • Засорять чат или разговорный канал.
  • Шуметь без нужды. Иметь плохо настроенный микрофон (неверный уровень записи, микрофонное эхо, 50-герцовый фон…)
  • Телепортировать напарников в бесполезное место или в опасность.
  • Затягивать игру (например, блокировать проходы, прятаться от боя, оставаясь последним живым членом команды, или в игре «Захват флага» удерживать флаг).
  • Симулировать крайнюю некомпетентность. Это, впрочем, обнаружить бывает крайне сложно.
  • Дестабилизировать сервер или клиенты (например, бросать большую кучу предметов, чтобы увеличить нагрузку на видеоплаты).
  • Эксплуатировать систему игрового рейтинга, чтобы попадать в матчи к игрокам на порядок слабее (smurfing).

В шутерах[править]

  • Мешать снайперу целиться.
  • Закрывать пути отхода. Из-за того, что вредитель упирается жертве прямо в спину, догадываетесь, как таких называют. Хотя гораздо чаще это возникает из-за желания быть ближе к передовой, чтобы пострелять самому.
  • В CTF можно мешать несущему флаг, преграждая ему путь. Или брать флаг и ничего с ним не делать, что более актуально в PvE.
  • Автор этих строк в Aliens vs Predator 2 в перестрелке солдат с наёмниками любил заходить за Чужого (если, конечно, создавший игру не знал, как Чужих отключить). Солдаты, бросив войну, начинали искать «нычкаря», и пока они не выработали коллективную стратегию, было очень весело. Поначалу один Чужой по фрагам превосходил всю солдатскую компашку — вот это называется «ужастик про Чужих». (Совсем не понятно в чём же заключается вредительство в игре с ассиметричным PvP)

В Counter-Strike вредители задрали настолько, что можно получить вечный бан за два подтверждённых акта вредительства! Это выглядит несколько жёстко, но на Reddit не симпатизируют вредителям.

В MOBA[править]

  • Растрачивать общее имущество: врéменное укрепление зданий, купленного другим игроком курьера, находящийся по центру бонус…
  • Присваивать чужие убийства.
  • Отдавать врагу артефакты.
  • «Фидить» — специально умирать рядом с вражеским героем, который получает за смерть фидера золото и опыт.
  • Использовать способности во вредительских целях. Если герой растрачивает ману впустую — ну, смотрите на него как на пустое место. Но есть способности, на которые так смотреть нельзя — например, Tiny the Stone Giant бросает своих в гущу боя, Darkterror the Faceless Void замораживает во времени союзников, делая их лёгкой мишенью (хотя мог бы остановить врага), Io и вовсе может телепортировать себя и союзника куда угодно (в том числе в самый центр вражеской базы, хотя мог бы и на свою подбросить). Такую «помощь» (не всю, правда) можно запрещать.
  • «Ливать» — покидать игру после того, как присоединение нового игрока стало невозможным.

В MMORPG[править]

  • Мобтрейн: приманивать сильных врагов (или загодя собранную большую группу) к игрокам, которые не способны бороться с ними.
  • Ганк высокоуровневым игроком низкоуровневого. Поскольку исход боя понятен, с этим делом всячески борются. Или нет.
  • Сажать лоу-левела на двухместного летуна и в полёте убирать его. У самого вредителя готов парашют или заклинание, а жертва в лепёшку.
  • В низкоуровневой локации прокачанным персонажем быстро убивать монстров, особенно квестовых. При недочетах механики это приводит к невозможности или крайней сложности для новичков качаться в этой локации. В современных ММО лечится автолевелингом персонажа под уровень локации.
  • Если в игре есть несколько враждующих фракций и NPC вражеской фракции могут быть атакованы, то можно систематически убивать квестодателей, делая невозможным взятие или сдачу квестов. Лечится как и предыдущий пункт.

В гонках[править]

  • Устраивать намеренные столкновения.
  • Ездить против потока, мешать пелетону.
  • Не пропускать машины, которые объективно быстрее. Адекватное автосудейство сделать, конечно, пытаются, но это очень тяжело, и компьютерный судья постоянно где-то косячит. На серверах Live for Speed бывает, что автосудья сбрасывает в зрители половину попавших в завал, не разбирая, кто прав. В сочетании с обратным порядком старта — быстрые сзади — и человеку тяжело понять, что случилось и кто виноват, а уж компьютеру… К тому же на демо-трассе первый же поворот — «шпилька», догадайтесь с двух раз, какая там толкучка…

В Стратегиях[править]

  • Собирать огромное количество ресурсов и никак их не использовать.
  • Нападать на союзников (в играх от Blizzard можно приказать напасть на своих напрямую, а во многих других есть юниты с площадной атакой, способные нанести урон всем без разбора в зоне поражения
  • Застраивать проходы зданиями, «запирая» других игроков
  • Если есть прокачиваемый герой или инвентарь — воровать предметы и очки опыта у других игроков.
  • Бросать войска в абсолютно бессмысленные и самоубийственные атаки, особенно если игрок получил контроль над войсками другого или два игрока управляют одной армией.
  • Информировать противника о планах союзников. Да, в «общих положениях» это уже упомянуто, но в стратегических играх, где информация — не менее важный ресурс, чем золото или минералы, подобное особенно вредно.
  • Если бой уже проигран — бегать по карте и строить какие-нибудь одинокие фермы и казармы, только чтобы не проиграть и затянуть сражение. Конечно, бывают редкие ситуации, когда происходит размен, и эта потайная ферма спасает игрока от поражения, но когда у одного игрока — пять баз и десболл, а у другого — две фермы и трое рабочих, это будет вредительством.
  • Отдельно для пошаговых стратегий — затягивать передачу хода.

Сомнительной этичности[править]

Явления, вызывающие жаркие споры об их допустимости.

  • Например, считать ли вредительством избиение опытным игроком неопытных? Ведь любое посещение профи-игроком сервера с нубами = избиение младенцев. В особо тяжких случаях, профи кладёт нубов пачками обычным ножом не прибегая к стрельбе, а нубы орут о «читерском» ноже. В командных играх с длинным раундом (DotA) разнобой в силе обычно ощутимее, чем в командных играх с коротким раундом (Team Fortress 2) или в личных (Quake). При хорошей базе игроков решается автобалансером.
  • То же самое о скрытом бонусе: если видишь, что ты единственный, кто до него добирается, лучше туда не лазить. А ещё лучше — если, конечно, есть возможность — рассказать всем о бонусе.
  • На публичном сервере хорошо сыгранной команде заходить за одну сторону. Если, конечно, это не является единственно разумным способом играть — многие игры командные по своей сути.
  • Кемперство — если оно сделано правильно, нормальные игроки способны с ним справиться, а если нет…
  • Технопранк — проигрывание в голосовом чате записанных заранее фраз различных неадекватных личностей. Сосредоточенных на игре это очень сильно раздражает, поэтому мало кто может сдержаться. Тем не менее, достаточно просто кинуть пранкера в мут, ибо пранкеру нужны именно крики и ругань игроков.

В любом случае, если в игре есть рейтинг, а игрок его эксплуатирует, чтобы попасть к более слабым (намеренно проигрывает или создаёт виртуала) — это самое настоящее вредительство (так называемый smurfing)!

Что НЕ является вредительством[править]

Первое и самое главное. Разрешены вредительские механики, явно встроенные в игру и приносящие игровую выгоду — ганк в играх типа DotA, стрельба в спину в «выживастиках». Напарнику, если он не предупредил: «Внимание, Жук минус!» — жирный минус, но сам гопник — ничего предосудительного.

Использование любой имбы, «нубской трубы» или «папской винтовки» — не вредительство. Без явной договорённости это разрешено. Если договорённость есть — это уже читерство!

  • Зерг-раш — нормальные игроки умеют отбивать зерг-раш. Зато те, кто не умеют, брызгают на него кислотой и требуют банить только так.
  • BattleField: Kamikaze jeep, он же c4 jeep, он же jihad jeep. Разведчик обвешивает джип зарядами «аллах-бабаха», после чего садится за руль и едет к ближайшему танку, БМП или скоплению пехоты врага. За секунду до столкновения нужно выпрыгнуть и спустя мгновение подорвать взрывчатку. Джип по инерции продолжит двигаться и в момент подрыва будет рядом с целью. Двух зарядов хватает, чтобы уничтожить любую технику, даже танк. Следует помнить, что снаряд танка при попадании мгновенно уничтожает джип, поэтому лучше атаковать с тылу. На многих серверах за такое банят (за причины от порчи баланса и вредительства до пропаганды экстремизма, смотря насколько косо на водителя джипа посмотрят).
  • Если игра забагована, но не имеет вылетов из-за багов: багофича приводит к тому, что профи чувствует себя как Нео в «Матрице» и делает непосильное обычным игрокам. Считать ли такое читом, есть предмет отдельных срачей — но это точно не вредительство!
  • «Трололо-пик» в MOBA — само по себе взятие слабого и бесполезного героя или очень сложного, которым за пределами профессионального сообщества наверняка никто толком играть не умеет, иногда расценивается как вредительство. То есть, это может быть действительно вредительством, но наверняка знать нельзя, ибо нубизм же.
  • Троллинг в целом — если только поджигает пукан, не мешая игре.

При этом договорённости могут быть довольно сложными и зачастую неписаными.

  • В играх серии Souls существует строгий свод правил поведения в PvP, нарушение любого из которых приравнивается к нечестной игре. Вот только некоторые из них:
    • Перед началом боя следует поклониться и дать врагу возможность пробафать оружие.
    • Не прятаться за монстрами.
    • Не лечиться.
    • Не носить сет Хавела или Giantdad-а (последнего после нерфа вспоминают с ностальгией).
  • Правило «KTL» в Worms — Kill The Leader. Стреляют только в того игрока, у которого максимум червивых хитов. Супротивное карается пропуском хода либо объявлением проштрафившегося «вне закона» и дальше все стреляют именно в него, мгновенно вынося с поля.
    • Более мягкий вариант этого правила: All but Last (все, кроме последнего, или «не обижай слабых»): стрелять можно по кому угодно, кроме самого слабого по суммарным хитам игрока.
    • Но при этом действует «правило кучи»: если среди близко расположенных червей есть хоть один, которого допустимо атаковать по одному из вышеприведенных правил, можно атаковать всю кучу. Баланс балансом, а фан — это Святое!
      • И подобных «устных правил» там, наверное, с полсотни в разных вариациях!

Виды и подвиды вредителей[править]

«Чистые» вредители[править]

  • Гриферы/диверсанты: вламываются в постройку, забирают/портят материальные ценности и уходят. В выживалках и некоторых серверах песочниц —— обычное дело, в остальных случаях — сомнительная этичность.
  • Фидеры/тимкиллеры — встречаются в различных командных играх, где можно подставить союзника. Тем и занимаются, либо лично убивая своих, либо ослабляя команду бестолковыми смертями своего персонажа.

Нубы[править]

  • ЛИРООООООЙ ДЖЕЕЕНКИИИНС!!!. Для новичков характерна неспособность адекватно взаимодействовать с командой и неуёмная жажда подвигов, причём даже если их задача совсем не в убивании врагов. Педаль в пол — если включён дружественный огонь, такие личности могут выставить вредителем товарища.
  • Противоположность лиройству — полная пассивность. Игрок вроде есть, а вроде и нет. Точно так же они не обращают внимания на команду, но не рвутся в бой, а пропадают неведомо где. В MOBA — фармят крипов, в RTS — строят базу. Но накопленный таким образом потенциал в итоге никуда не используют, просто потому что не знают, как.
  • Промежуточнй вариант — стиль дурака. Игрок просто по незнанию использует самые простые приёмы (не требующие, например, пианизма и потому медленные, или вовсе одинаковые), которые многими легко читаются и контрятся, и закономерно тащит команду вниз. Но иногда это оказывается настолько тупо, что опытные товарищи уже забыли, что с этим делать, потому что никто на их уровне не пользуется.
  • Опытный игрок… Не в этой игре, или не в этом жанре. Умеет одно, надо другое. У нас градостроительный симулятор, а он — шашки наголо, и в раш. Строим фабрику в Factorio на спор, пришел новый игрок, ничего не понимает, сказали: «надо построить базу быстрее, чем оппонент» — так новичок пошел на базу соперника с пистолетом и отверткой, развинтить и сломать всю базу и принести к нам…

Читерство[править]

  • Мапхак. Наибольшие проблемы вызывает в играх, где ключевой ресурс — информация о действиях противника (RTS, FPS, MOBA). В старкрафте с лёгкой руки комментатора Alex007 таких называют «хлебушками».
  • Скрипты и макросы. Автоматическое применение той или иной функции с помощью стороннего ПО. Инвокер, при виде любого врага без запинки кастующий волну-торнадо-метеор, да ещё и идеально синхронизируя падение метеора с окончанием торнадо; юниты, разбегающиеся от AOE с APM под 20к; хедшот из любого оружия, едва в прицел попадает вражеский хитбокс — слишком круто даже для корейцев, а вот для ИИ задачка — в самый раз

Манкчинство[править]

  • Лут-ниндзя — игрок не приводит союзников к проигрышу напрямую, но стремится захапать все трофеи, опыт и так далее, то бросаясь вперёд когда не просят, то пропадая за фармом… в общем, зависит от игры.
  • Герои-одиночки — непременно хотят всех победить сами, даже если у них не та тактическая роль. Могут действовать согласно предыдущему пункту, изобретать круто-непрактичные хитрые планы или играть так, как будто команда пляшет вокруг них.

Особые виды[править]

  • Так называемая «школота»: среднее между нубами (играть не умеют и зачастую имеет малый возраст, в «копателе» голоса чуть ли не 4-летние) и вредителями (говорят на сленге, пискляво, иногда матом, среди них часто встречаются многие архетипы вредителей). Так сказать, с особенностями. Особо мешают, если у них есть читы или админский/модераторский/операторский статус.
  • Разобиженные — если чистые вредители занимаются своим чёрным делом потому что это весело или выгодно, то эти выглядят нормальными, но включают вредителя, если что-то в ком-то не нравится.

Места обитания[править]

  • Игры в соцсетях.
  • Браузерки.
  • Низкопробные подобии sandbox и survival, в частности minecraft. «Копатель онлайн»- вот тут их много.