Не умеет драться
« | Вы меня ещё в драке не видели! Меня так пи*дят! | » |
— Типичная роль сабжа в типичной драке |
На свете живёт очень мало людей, которые умеют всё и притом умеют хорошо. Список вещей, которые умеет отдельно взятый человек, обычно меньше списка вещей, которых он или она не умеет.
Как ни крути, не все умеют коммуницировать с другими людьми (в том числе противоположного пола), плавать, готовить, чинить бытовую технику, стрелять, писать и рисовать. Думать тоже не все умеют, к сожалению.
Наш сегодняшний гость не умеет драться. По закону подлости драться персонажу приходится, а хочет он это делать или не хочет, никого не интересует. Хорошо, если удаётся ретироваться, но обычно персонаж получает… ещё одно слово на ту же букву. Аудитории предлагается посочувствовать или позлорадствовать, в зависимости от того, насколько персонаж ей симпатичен.
Способность постоять за себя испокон веков считалась чертой настоящих мужчин, а потому мужчина-но-не-боец воспринимается как размазня и вызывает презрение — особенно если от его (не)умения драться зависит безопасность других людей. У самого не-бойца это может вызывать ангст, а у аудитории… да то же, что и в предыдущем абзаце. Многое зависит от того, как это подано и кому.
Связанные тропы:
- Хвастливый вояка — строит из себя крутого бойца.
- Моська лает на слона — строит из себя крутого бойца перед тем, от кого гарантированно огребёт.
- Чунибьё — действительно считает себя крутым бойцом!
- Псевдо-бой-баба — три предыдущих пункта в одном женском лице.
- Молодец против овец — дерётся только с теми, кто заведомо слабее.
- Небоевой товарищ — ценен для команды не боевыми навыками, а чем-то ещё.
- Главный — не значит сильный — за него дерутся подчинённые.
- Хлипкий маг — ему умение драться и не нужно.
- Рыхлый пухлик — если бы он умел драться, он бы шёл по другому ведомству.
- Сильный, но робкий — теоретически мог бы драться. Но только теоретически.
- Отважный слабак — а этот наоборот.
- Гимп — учился драться, но неправильно. Впрочем, бывают и исключения.
- Кунг-фуфло — ОНО НЕ ДЕЙСТВУЕТ!!!.
- Боец-трикстер — не умеет драться в обычном смысле, но умеет побеждать в драках хитрым способом.
- Мальчик для битья и Анти-Сью — ну, тут и так всё ясно.
- Немного особняком стоит Такой сильный, что уже слабый — персонаж не умеет драться так, чтобы это оставалось в рамках необходимой самообороны. Или оверкилл, или никак.
Примеры[править]
Просьба не писать сюда тех, кто драться не умеет теоретически — только персонажей, которые своё неумение драться доказали на практике.
« | Я — пацифист. С самого детства пацифист. Точнее сказать, как только я понял, что плохо дерусь, я стал пацифистом. | » |
— С Баша |
Общие закономерности[править]
Многие женщины — и в жизни, и в художественных произведениях. (Многие — но не все, ох не все.) Поэтому при проявлениях агрессии у них в ход идут ногти, слабые, медленные и непоставленные удары руками, глупые и неуклюжие пинки, вцепляния в волосы, приёмы стиля «укушу»…
- Когда женщина поначалу косплеит такую, а потом ВНЕЗАПНО перестаёт скрывать, что она боец, и начинает бить профессионально — вот так субверсия получается!
Фольклор[править]
- Анекдот про «…И не дай бог тебе перепутать его с хиппи!!!» относит к этой категории хиппи и панков. Причём последние драться не умеют, но любят.
Литература[править]
- «Сага о ведьмаке». Бард Лютик — очень необычный отыгрыш тропа. Драться он как раз умеет, причём весьма недурно (что доказал и в своей студенческой юности, и в той трагической драке, где чуть не убили Геральта, а Лютику за неимением оружия пришлось пускать в ход метлу.) Но Лютик НИКОГДА не тренируется, не поддерживает себя в форме (а при этом много и часто выпивает и распутничает), и потому в большинстве драк, в которых участвует, позорно фэйлит. Хорошо хоть он редко в них лезет.
- И ещё один зигзаг в том же произведении: допплеры вместе с обликом умелого бойца перенимают и его навыки (телепатически), но боевого характера у них нет.
- «Песнь Льда и Пламени» — трусливый толстяк Сэм Тарли, попав в Ночной Дозор, не мог постоять за себя. В решающий момент он всё же смог набраться храбрости и пырнуть в спину Иного, но это всё же удар в спину, а в открытом бою у Сэма не было шансов.
- «Ты нужен Стальной Крысе»: Джим отмечает, что его архивраги, «серые люди», вообще не умеют драться врукопашную — но его это не спасает, когда две дюжины их просто виснут на нём.
- М. Уэйс, «Звезда Стражей» — Платус Морианна, брат Мейгри, единственный среди Королевских Стражей, кто почти не умеет сражаться. В итоге становится учителем и воспитателем наследника престола.
- Рейстлин Маджере не учится драться из принципа, потому как маг.
- Когда тебе приходится прикладывать адские усилия, чтобы просто дышать, особенно не подерешься.
- Рейстлин Маджере не учится драться из принципа, потому как маг.
- Серия «Волкодав» — Мария Семенова любит играть с этим тропом, поэтому персонажей довольно много:
- Эврих. Хотя он ловок, атлетически сложен и, формально, драться умеет (Волкодав учил), но вырос в другом мире, не привык ждать вреда от людей и обычно просто не успевает сообразить, что пора начинать бить морды.
- Эврих в «Праве на поединок» голыми руками двоих вооружённых бандитов скрутил одного за другим. Да, он может тупануть с моментом начала драки, но если начал драться, то более чем способен дать отпор. Учитывая, как его помотала судьба в дальнейшем, то опыт у него явно вырос.
- В первой книге — Ниилит и Тилорн. Первая вообще не умеет драться, второй, хотя и владеет некими приёмами бесконтактного боя, но, как и Эврих, просто не боец по натуре[1].
- Ну и целая плеяда второстепенных персонажей и случайных попутчиков, от кнесинки Елень до Йарры. Елень, впрочем, начинает учиться у Волкодава стилю кан-киро (= айкидо): она сама очень настаивала.
- В «Братьях» — Ознобиша.
- Эврих. Хотя он ловок, атлетически сложен и, формально, драться умеет (Волкодав учил), но вырос в другом мире, не привык ждать вреда от людей и обычно просто не успевает сообразить, что пора начинать бить морды.
- «Хроники странного королевства» — сыграно зигзагом. Шеллар часто говорит про себя, что не умеет драться. На самом деле он хороший боец, но перфекционист по натуре: для него «не умею» означает «умею, но не в совершенстве», или «не умею драться так же хорошо, как Элмар».
- …или все гораздо проще. ВСЕ бывалые персонажи в этом цикле, начиная с самого Шеллара, не устают подчеркивать, что когда враг тебя недооценивает, это выгодно. Столь же бывалый агент Григорий, просматривая записи, даже подсвечивает, мол, обратите внимание: хоть и шутят все про неуклюжесть Шеллара, а где надо, действует четко и стремительно, не удивлюсь, если он на самом деле и драться умеет, и фехтовать…
Кино[править]
- «Криминальный квартет». Среди четырёх друзей, идущих в финале на штурм бандитско-коррупционерского притона, двое («Муха»-Муханов и «Сарай»-Сараев) — силовики и отличные бойцы, а ещё двое — так, штатские (Муха насмешливо назвал их «теоретиками»). Но если из двух штатских один неистов, пылок, полон тестостерона и, в общем-то, способен врезать — то второй (сыгранный В. Ерёминым) представляет собой образец тропа, да и сложён хлипковато. Но при этом он уязвлён и всё время норовит совершить какой-нибудь «бойцовский подвиг» (а заодно и отомстить за то, что его ранее похищали и били). Дважды (!) это чуть не оказалось для него несовместимым с жизнью.
- «Властелин колец» — Фродо. Вопреки первоисточнику, где он, несмотря на мирный нрав, сумел ранить тролля (и где есть намёки, что он недурно дерётся без оружия).
- Джеки Чан, при его-то впечатляющих боевых навыках, просто обожает играть такие роли. Достаточно посмотреть «Какое ни на есть, а всё же кунфу» (но там протагонист-антисью по крайней мере акробат) и «Близнецы-драконы» (один из двух близнецов, тот, который не боец).
- А иногда его персонаж долгое время не умеет драться ПОНАЧАЛУ («Новый кулак ярости»), или всю жизнь умеет еле-еле — и побеждает в основном благодаря общей тренированности тела, упорству, везению и почти нечеловеческой выносливости («Князь-дракон»).
- «Доспехи бога» — глупый, капризный, трусливый и бесполезный напарник главного героя, «не боец, а поп-певец». Даже того, кто не сопротивлялся, не смог нормально ударить — повредил себе руку о вражескую физиономию.
- «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — Ипполит высок и физически явно силён, но вот драться не умеет совершенно. Самбист Женя его с лёгкостью одолел (взял на болевой), хоть и уступает ему ростом и габаритами.
- Иронично, что загиб руки за спину в спортивном самбо запрещён. А боевое ему было знать неоткуда, в СССР-то. Разве что какой-то приятель-силовик показал приёмы.
- «Искусство боя» (2005, Южная Корея). Это не боевик, а трагифарс с налётом невесёлой пародийности. Примерно полфильма незадачливый юный протагонист не умеет драться от слова «совсем», и его унижают, а также бьют как сидорову… то есть Тхэк-Гунову козу. Затем начинает в этом деле что-то мерекать — но до конца фильма так и остаётся очень хреновым бойцом.
- «Зелёный слоник». Поехавший, хоть и в два раза здоровее Братишки, но драться явно не умеет.
Телесериалы[править]
- «Удивительные странствия Геракла» (1995) — Салмоней, по совместительству с тропами Милый врунишка и Милый хитрюга.
- «Зена — королева воинов» (1995) — Джоксер. Им только ленивый пол не вытер. А поначалу и Габриэль, которой впоследствии путём регулярных тренировок удалось изрядно поднять уровень крутизны.
- «Баффи — истребительница вампиров» (1997) — наблюдатель Уэсли Уиндэм-Прайс крайне плохой боец, но очень крутой стрелок. В «Ангеле» он несколько поднимает свой уровень.
- «Светлячок» (2002) — Уош, пилот «Серенити». Драться — это по части его жены Зои, а он гениальный пилот.
- «В поле зрения» (2011) — Гарольд Финч, который после травмы позвоночника остался хромым и не может поворачивать шею, и к тому же носит очки.
- «Игра престолов» (2011)
- Ходор, хоть и очень силён, не может драться, пока в него не вселится Бран. (В книгах таких сцен пока не было — но ничто не мешает предполагать такую же уязвимость и у книжного Ходора: он незлобив, миролюбив и даже робок, и это при его-то впечатляющих размерах и мышцах!)
- С какого-то перепуга неумехой заделался Давос Сиворт. Ок, никто не требует от него быть вторым Джейме Ланнистером, но чтобы контрабандист и выходец из наипоганейших городских трущоб вообще не умел драться? Да ладно.
- Возможный обоснуй: Кажется, он перфекционист (как Шеллар из раздела «Литература») и своё «неумение драться мастерски» именует просто «неумением».
- Другой возможный обоснуй: С отрубленными пальцами на правой руке трудно опять стать хорошим бойцом, если ты не левша. Тем более, с контрабандой после этого случая Давос завязал.
- «Агент национальной безопасности» — Андрей Краснов, напарник главного героя, отличный стрелок, но совершенно не умеет драться.
- «Каменская» — главная героиня. Какие там драки, когда из-за обострений остеохондроза она и ходит-то порой с большим трудом и через боль!
- «Мыслить как преступник» — доктор Спенсер Рид. Единственный сотрудник ФБР, который провалил сдачу физкультурных минимумов, но принят на работу в обход правил, поскольку является обладателем фотографической памяти и IQ — 187 баллов, читает 20 000 слов в минуту, трижды доктор наук (в области математики, инженерии и химии) и дважды бакалавр (в области психологии и социологии).
- «Кукольный дом» — Тофер Бринк. Однажды он дрался с крошечной субтильной однорукой девушкой и был ею побит. Это всё, что вам следует знать о боевых навыках Бринка.
Мультфильмы[править]
- «Ну, погоди» — Волк. Во многих выпусках показывает чудеса физической силы и выносливости {особенно если на приливе адреналина), но при этом очень труслив. Не то, что Медведь или Лев, а даже вполне соразмерные Козёл или Пёс могут обратить его в бегство. С теми, кто заметно меньше его, драться не боится, но те неизменно вытирают им пол.
- «Тайна страны земляники» — Дениска. Весь мультфильм угрожал врезать всякому встречному-поперечному. В итоге его связывают хулиганы ростом раза в два меньше его. Однако при всём при этом действительно физически силён и в итоге всё же побеждает злодеев.
- Да и хулиганы эти (силовики злодейских правителей Страны Земляники) непомерно круты. Малы ростом, но… приглядитесь: мышцы там «без рельефности, но ого-го», и сухожилия ого-го. А может, всё это ещё и волшебством слегка усилено (с Ушастого Короля сталось бы).
Аниме и манга[править]
- Girls und Panzer — такой образ у медвежонка Боко (в некоторых переводах — «Избитик»): драться не умеет и его всегда бьют, но он никогда не сдается.
- Naruto — Наруто, собственно, хотя и с прикрученным фитильком, поскольку этот парень всегда готов помахать кулаками. Вот только ни в какие рукопашные искусства он совершенно не умеет, машет руками-ногами как попало и выезжает на засевшем внутри Кураме и куче теневых клонов.
- Это пока его Джирайя в ученике не взял, который его во время Таймскипа в Тайдзюцу поднатаскал. Вот только его способности на фоне опытных бойцов все равно выглядят блекло.
- Legend of the Galactic Heroes — Ян Вэньли. Отличный флотоводец, стратег и организатор, но, как выразился один его подчинённый «от Яна нет толку ниже плеч».
- One Piece — Усоппу идти в ближний бой противопоказано. Те редкие разы, когда у него получалось в рукопашке были обусловленны вовсе не его (отсутствующими) навыками. Да и сам Ода говорил, что Усопп самый физически слабый персонаж.
- Nanatsu no Taizai — Кинг, он же Король Фей Арлекин. Когда у него под рукой Духовное Копьё Частифол, очень могуч и опасен в битве. А вот без него… скажем так, товарищи не преувеличивали, когда говорили, что врукопашную он проиграл дворовому коту(!).
Музыка[править]
- Mad Show Boys:
« | Все ребята в нашем классе занимались карате, |
» |
— «Я не ходил на карате» |
- Лирический герой песни, жертва буллинга от одноклассников-каратистов, в итоге оказался в выигрыше: одноклассников набрал в свою ОПГ «сенсей, он же физрук», и все они вместе плохо кончили.
- Канцлер Ги, «Крестоносцы» — сеньор главного героя, будучи альбигойцем-совершенным, драться не умеет, и не может, и не хочет.
- В фолке это общая черта альбигойцев.
Прочее[править]
- В журнале «Пионер» была рубрика с ляпами из школьных сочинений, и в ней среди прочего такая фраза: «В драках он никогда не дерётся». Юный автор перла имел в виду «не участвует», но сами понимаете.
Реальная жизнь[править]
- Огромное количество людей. Особо ярко троп выражен в заведениях, где драк быть не должно, но они случаются. Например, в Верховной Раде Украины.
- Накачанный бодибилдер или пауэрлифтер (не обязательно «химик», среди натуралов тоже встречается) вовсе не обязательно хорошо дерётся. Когда развивают они только силу мышц и стараются придать им красивую форму, но не обращают внимания на скорость движений, мускулы постепенно «костенеют», и быстрых ударов, на которые в драке обычно делается ставка, при всём желании не получится нанести. Более того, при длительных тренировках у бодибилдеров страдает и координация[2], и удар получается не только медленный, но ещё и рассогласованный.
- Другое дело, что не у каждого хватит дури напасть на «качка». Да и драться — значит не только «бить»: попасть в захват такого бугая тоже приятного мало. Кроме того, многие приходят в тренажёрный зал уже имея опыт занятий боевыми искусствами или борьбой, а серьёзно тренирующиеся спортсмены прекрасно знают о вышеописанных недостатках чистого «качания железа» и уделяют внимание упражнениям на растяжку и координацию. С профессиональным бойцом конечно не сравнятся, но диванному теоретику, для болезненного открытия шаткости своих теорий, хватит с запасом. Так что не стоит очень рассчитывать на неумение «качка» драться, если вы сами не особый мастак в этом вопросе. Тем более, что толстый слой мышц защищает лучше толстой одежды: бодибилдер вполне может просто не заметить дилетантских ударов по корпусу и конечностям, а вот не заметит ли нападавший пусть даже совсем не поставленный удар человека, способного выжать пару центнеров, большой вопрос.
- У многих других спортсменов со скоростью и с координацией намного лучше, так как им нужны не только сила. Даже штангист может оказаться неожиданно быстрым, ибо подъём штанги в рывке, отсутствующий в пауэрлифтинге, но имеющийся в олимпийской тяжёлой атлетике, требует не только силы, но и хорошей скорости. А с бегуном получается линейный крейсер: если ты можешь его побить, то ты его не догонишь, а если он тебя может побить, то ты от него не сбежишь.
- С прикрученным фитильком — многие мастера единоборств. Драться-то они умеют, но один на один и по строгим правилам, а в уличной драке никаких правил и судей нет.
- Ну, знаете, фактор численности никто не отменял. В уличной драке порой гибнут или получают увечья и спецназовцы, и просто люди громадной физической силы. Вряд ли они не умеют драться в общепринятом смысле просто драка «один против толпы» в художественных произведениях развивается иначе, чем в реальности.
- Впрочем, это не отменяет того факта, что в «простой», без правил и ограничений, драке, даже с одним противником, тренированные спортсмены зачастую показывают себя не слишком эффективными бойцами. Причиной тому и сковывающая движения гражданская одежда (в отличии от удобных спортивных униформ), и плохое или непривычное освещение (опять же в отличии от хорошо освещенных спортзалов), и полное отсутствие правил (порой борцов просто не обучают защите от «запретных» приемов, ибо в спортивном поединке их никто не применяет из-за угрозы дисквалификации), да и чисто психологические барьеры никто не отменял (особенно если для спортсмена единоборства не средство защиты, а способ физического развития)…
- Но только вот желающие получить ачивку «побил спортсмена» часто стремаются это драться со спортсменом голыми руками (ввиду наличия физической силы у спортсена), а чем-нибудь вооружаются
- Зигзаг и аверсия: футболисты, гандболисты, регбисты и прочие командные игроки, в драке один на один — вполне обычные спортсмены с хорошей физухой, но без навыков единобороств. Но вот в групповой драке, особенно если они из одной команды, оказывают неожиданно эффективнее единоборцев, привыкших драться один на один.
Примечания[править]
- ↑ К тому же он ещё и инопланетянин с Земли будущего (да, мир Волкодава — другая планета), которая стала очень развитой и высокоморальной, посему Тилорн весьма наивен и не особо приспособлен выживать в жестоком мире
- ↑ Отдельные мышцы они качают изолированно, стараясь исключить остальные из тренируемого движения; при ударе, напротив, требуется согласованное движение разных мускулов. К примеру, сильный хук движением одного лишь бицепса не нанести, нужно и движение мышц груди, и косых мышц торса, и ноги для усиления удара тоже полезно подключить — иными словами нужно скрутиться всем телом в направлении удара.