Чхать мы хотели на гайдзинов: различия между версиями
Dmitry741 (обсуждение | вклад) |
|||
(не показано 8 промежуточных версий 5 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|NoExportForYou|No Export For You|CreatorProvincialism|Creator Provincialism}} | {{TVTropes|NoExportForYou|No Export For You|CreatorProvincialism|Creator Provincialism}} | ||
[[Файл:Superameriman.jpg|thumb|Суть одной картинкой]] | [[Файл:Superameriman.jpg|thumb|Суть одной картинкой]] | ||
'''«Чхать мы хотели на гайдзинов»''' | '''«Чхать мы хотели на гайдзинов»''' — антиконструктивное явление мирового масскульта. Заключается в игнорировании (а то и в активном неприятии) автором того, что его произведение внезапно оказывается популярно за пределами его собственной страны. Причин тому может быть несколько. | ||
* Простая недалекость автора (что роднит его с [[МТА]]) и неспособность понять, как вообще ему к этому относиться. | * Простая недалекость автора (что роднит его с [[МТА]]) и неспособность понять, как вообще ему к этому относиться. | ||
* В прямом смысл чхание на | * В прямом смысл чхание на гайдзинов — автор пишет/снимает/рисует для своих, а как там его произведение не-свои понимают и какие у них проблемы вообще — для него дело десятое, если не стопицотое. | ||
* Аналогично | * Аналогично этому — удобство в написании: одно дело, когда американец, знающий американскую культуру, [[:tv:WriteWhatYouKnow|пишет для американцев]]. И совсем другое, если этому американцу, чье произведение стало мировым бестселлером, для того чтобы угодить всему остальному миру, надо еще знать особенности русских, западноевропейцев, азиатов, арабов… да ну на фиг, сложно! | ||
* Копирайт, конечно же. В той или иной стране игру (фильм, комикс, настолку) решили не издавать. Однако пираты и энтузиасты не дремлют, и в данной стране появляются не только самопальные переводы, но и внушительное фанатское сообщество. Чего ''официальный'' издатель либо политкорректно не замечает, либо всё-таки брезгливо признаёт существование такого явления. | * Копирайт, конечно же. В той или иной стране игру (фильм, комикс, настолку) решили не издавать. Однако пираты и энтузиасты не дремлют, и в данной стране появляются не только самопальные переводы, но и внушительное фанатское сообщество. Чего ''официальный'' издатель либо политкорректно не замечает, либо всё-таки брезгливо признаёт существование такого явления. | ||
* Ну и, наконец, ксенофобия. Если, например, американец-русофоб пишет произведение, которое вдруг понравится русским, логично, что не будет под них ничего адаптировать. | * Ну и, наконец, ксенофобия. Если, например, американец-русофоб пишет произведение, которое вдруг понравится русским, логично, что не будет под них ничего адаптировать. | ||
== В чистом виде == | == В чистом виде == | ||
Наиболее характерно для авторов [[аниме]] и [[манга|манги]], а также родственных им [[визуальный роман|VN]] и [[ранобэ]]. Неяпонского рынка и неяпонских фанатов для них, как правило, просто не существует. Лишь очень небольшой процент аниме официальным путём попадает в США, а в другие страны, в том числе и в бывший | Наиболее характерно для авторов [[аниме]] и [[манга|манги]], а также родственных им [[визуальный роман|VN]] и [[ранобэ]]. Неяпонского рынка и неяпонских фанатов для них, как правило, просто не существует. Лишь очень небольшой процент аниме официальным путём попадает в США, а в другие страны, в том числе и в бывший СССР — примерно 3,5 тайтла в год. Да и то исключительно в дубляже, который любят далеко не все. С мангой ситуация чуть получше, команда на её локализацию требуется гораздо меньшая, а издательства намного более общительны, так что стенды манги есть даже в книжных в маленьких городах. | ||
А вот с визуальными романами ситуация намного хуже. Из-за [[гуро|японских]] [[тентакли|извращений]], которыми такие игры полнятся<ref>Для наших моралистов обобщения уж слишком жестоки. Существует достаточное количество VN и смежных произведений, где темы секса нет как | А вот с визуальными романами ситуация намного хуже. Из-за [[гуро|японских]] [[тентакли|извращений]], которыми такие игры полнятся<ref>Для наших моралистов обобщения уж слишком жестоки. Существует достаточное количество VN и смежных произведений, где темы секса нет как таковой — рассказ вообще о другом. Существует не меньшее количество произведений, где секс показан так, как вполне может быть у простых обывателей (это вообще вполне естественное и достойное занятие, если кто забыл). С подобным подходом можно и диснеевских [[Aladdin|Аладдина]] с [[Белоснежка|Белоснежкой]] запретить, потому как сделано в Америке — там же, где [[Кошмар на улице Вязов]], [[Alien]] и ещё что пострашнее.</ref><ref>Проблема не столько в американских моралфагах, сколько именно в японцах. В скромных размерах компаний, стереотипном мышлении японцев («американцы нас засудят»), нежелании рисковать и/или облажаться и общем фокусе на внутренний рынок, который позволяет нормально существовать. И много еще чего. [[School Days|Иногда]] лучше не переводить, а то получится как с потомками Томару… </ref>, и непонимания этого американскими [[Ригидная мораль|моралофагами]], доходящего до петиций и судебных процессов, они закрылись от гайдзинов напрочь. Не тот часовой пояс или неяпонская локаль — гуляй, вася, игра не запустится. Сайты студий не пускают людей с гайдзинскими IP, какой тут перевод, какое официальное издание? (см. на тему: [http://lurkmore.to/%D0%AD%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B5#Break_the_support_disk.2C_NNL_.D0.B8_minori Break the support disk]) Что будет, когда эти студии (отличающиеся, к тому же, высоким градусом копирастии) откроют для себя облачные технологии — [[1984|лучше даже не думать]]. Стоит отметить, что некоторые японские студии в последнее время начали продавать англофицированные версии своих игр через Steam, так что всё не настолько плохо.<ref>Внезапная инверсия. В Steam добавлена возможность покупать еще и видео, и в продаже есть аниме-сериалы(~600 руб. за сериал), которые, неожиданно, недоступны для просмотра на территории Японии! Изволь покупать диски с двумя сериями по 3000-4000 руб./шт. Собственно, с такими ценами, не удивительно, что продажа от 3000 копий дисков — уже умеренный успех.</ref> | ||
Ради справедливости, в последние годы ситуация меняется: например, японская студия From Software (авторы [[Dark Souls]]) не только явно ориентируется на западный рынок (даже оригинальная озвучка их игр в большинстве случаев английская), но и охотно сотрудничает с гайзинскими художниками и моделлерами, что для японских студий в целом редкость. | Ради справедливости, в последние годы ситуация меняется: например, японская студия From Software (авторы [[Dark Souls]]) не только явно ориентируется на западный рынок (даже оригинальная озвучка их игр в большинстве случаев английская), но и охотно сотрудничает с гайзинскими художниками и моделлерами, что для японских студий в целом редкость. | ||
Строка 19: | Строка 19: | ||
Среди аниме-студий этим славится студия Trigger (авторы [[Kill la Kill]]), которые смогли успешно встать на ноги не в последнюю очередь благодаря краудфандингу среди западных фанатов, а их последняя работа Promare очевидно рассчитана на западный рынок. | Среди аниме-студий этим славится студия Trigger (авторы [[Kill la Kill]]), которые смогли успешно встать на ноги не в последнюю очередь благодаря краудфандингу среди западных фанатов, а их последняя работа Promare очевидно рассчитана на западный рынок. | ||
Единственное известное ВПС приятное исключение из этого негласного ксенофобского | Единственное известное ВПС приятное исключение из этого негласного ксенофобского закона — это [[Watamote]]. Именно форчановцы обеспечили высокие продажи оригинальной манги, благодаря чему и стало возможным появление аниме. Авторы, по японским меркам люди с ОЧЕНЬ продвинутым и ОЧЕНЬ неординарным мышлением, даже отблагодарили их, нарисовав особый официальный арт. И на том спасибо. | ||
Другой, менее концентрированный | Другой, менее концентрированный пример — комиксы. Чаще всего любые злодеи «случайно» атакуют/развертывают базу в США, США же супергерои и спасают<ref>Лигу Справедливости знаете? Так вот, это её в наши шибко политкорректные времена так называют. А вообще-то эта организация гордо именовалась '''Американской''' Лигой Справедливости — Justice League '''of America'''.</ref>. Чуть реже они помогают худо-бедно родственным им культурно западным европейцам. А посчитайте их визиты в Россию, Украину, Польшу и другую Восточную Европу? В Китай? К ближайшим соседям — в Мексику и дальше в Латинскую Америку? К тем же японцам? В Африку? Единичные случаи. | ||
И уж совсем | И уж совсем наглядно — в западных произведениях про Вторую Мировую. Если судить с этой колокольни, то театров военных действий было всего три: высадка в Нормандии, Перл-Харбор с последующей Иводзимой и какая-то там заварушка в Северной Африке. Если американские (и в крайнем случае ещё и британские) реалии, оружие и униформа будут воссозданы с любовью, то общий уровень «совиетских» — что-то граничащее с детским утренником. Ну а немецкий реквизит так вообще, похоже, с гаражной распродажи фанатов Вольфенштейна. Но это в общем-то мелочи: сколько произведений, в которых хотя бы указано существование поляков, румын, чехов, венгров и других малоизвестных, но вполне существовавших сторон конфликта может назвать типичный фанат жанра? | ||
* Вообще-то, про существование поляков они, скорее всего, знают. И не только благодаря Бжезинскому и Косцюшко (который, возможно, белорус). У них даже есть ксенофобские шутки о польских эмигрантах. | * Вообще-то, про существование поляков они, скорее всего, знают. И не только благодаря Бжезинскому и Косцюшко (который, возможно, белорус). У них даже есть ксенофобские шутки о польских эмигрантах. | ||
Не забываем и [[Не в ладах с оружием|про оружие]]. Пожалуй, даже дети знают, как выглядит Colt 1911, М-16 и Пустынный Орёл. Ну на крайняк ещё Калаши и UZI. На этом масскультурный арсенал резко заканчивается. И если какой-нибудь «Виккерс» ещё может по счастливой случаности засветиться в кадре, то вот другие оружейные легенды вроде «Каркано» или «Мадсена»… Ну а если в кадре окажется танковая дивизия, то тут уже выбор невелик. Шерман, «Тигр»,<ref>Главная ирония судьбы тут в том, что ходовой «Тигр», из всех его многочисленных вариантов и версий, в мире сохранился ровно '''''ОДИН''''', в танковом музее в Бовингтоне, и музейщики в лучшем случае разрешают его погонять полчаса по тамошнему полигону под своим строгим присмотром. В Кубинке «Тигров», ЕМНИМС, три, но все не на ходу. Так что ВСЕ киношные «Тигры» будут в той или иной степени имитациями.</ref> Т-34 в самом разном гриме<ref>Аналогичная история, если Т-34- | Не забываем и [[Не в ладах с оружием|про оружие]]. Пожалуй, даже дети знают, как выглядит Colt 1911, М-16 и Пустынный Орёл. Ну на крайняк ещё Калаши и UZI. На этом масскультурный арсенал резко заканчивается. И если какой-нибудь «Виккерс» ещё может по счастливой случаности засветиться в кадре, то вот другие оружейные легенды вроде «Каркано» или «Мадсена»… Ну а если в кадре окажется танковая дивизия, то тут уже выбор невелик. Шерман, «Тигр»,<ref>Главная ирония судьбы тут в том, что ходовой «Тигр», из всех его многочисленных вариантов и версий, в мире сохранился ровно '''''ОДИН''''', в танковом музее в Бовингтоне, и музейщики в лучшем случае разрешают его погонять полчаса по тамошнему полигону под своим строгим присмотром. В Кубинке «Тигров», ЕМНИМС, три, но все не на ходу. Так что ВСЕ киношные «Тигры» будут в той или иной степени имитациями.</ref> Т-34 в самом разном гриме<ref>Аналогичная история, если Т-34-85 — хоть жопой жуй, то аутентичных Т-34-76 сохранились единицы даже самых массовых модификаций с «гайкой», а уже «Микки-маус» — редкость из редкостей, не говоря уж о довоенной версии с одним люком.</ref> и с самым картонным обвесом отлично сыграют танковую баталию в любом фильме про ВМВ. С Вьетнамом и последующими конфликтами уже, конечно, посложнее, но про грим-то все помнят, верно? Вы не рефлексируйте, вы обвешивайте, обвешивайте. И флажки нужные нарисовать не забудьте. [https://www.kinopoisk.ru/film/8399/ А особо криворукие — даже не пытаются.] | ||
Если же резюмировать уже сказанное, то до эпохи массовой компьютеризации и ютубов Голливуд вообще славился крайне вольным обращением с реалиями стран, не представляющих какой-то ценности в качестве рынка кинопроката. В век же дешевого интернета и падения железных занавесов… да по сути ничего глобально не поменялось, так как свои привычки менять сложно. Конечно, режиссёры иногда могут таки взять волю в кулак и, ''так уж и быть'', не показывать китайцев совсем уж в неприглядном свете в фильме, предназначенным ещё и для китайского рынка; но вот всё остальное, вроде криворожих цыган в роли кубинцев будет как и в классике. | Если же резюмировать уже сказанное, то до эпохи массовой компьютеризации и ютубов Голливуд вообще славился крайне вольным обращением с реалиями стран, не представляющих какой-то ценности в качестве рынка кинопроката. В век же дешевого интернета и падения железных занавесов… да по сути ничего глобально не поменялось, так как свои привычки менять сложно. Конечно, режиссёры иногда могут таки взять волю в кулак и, ''так уж и быть'', не показывать китайцев совсем уж в неприглядном свете в фильме, предназначенным ещё и для китайского рынка; но вот всё остальное, вроде криворожих цыган в роли кубинцев будет как и в классике. | ||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
* Макс Брукс, «[[World War Z|Мировая война Z]]». Всю книгу читателю ненавязчиво намекается, что в общем-то даже на фоне всех возможных провалов и перегибов [[Соединённые Штаты Америки|США]] и её | * Макс Брукс, «[[World War Z|Мировая война Z]]». Всю книгу читателю ненавязчиво намекается, что в общем-то даже на фоне всех возможных провалов и перегибов [[Соединённые Штаты Америки|США]] и её сателлиты — единственные нормальные страны в мире. В [[Боливарианские республики и пронунсиаменто|Южной Америке]] рассказчик непременно жуёт листья коки, в [[Конфуцианцы, кунфуисты и коммунисты|Китае]] — трэш и ужас, [[Индийские песни и пляски|Индия начала с Пакистаном]] ядерную войну, [[Страна утренней свежести|Северная Корея]] вообще куда-то делась в полном составе, вна [[Сало и горилка|Украине]] военные just for lulz обстреливают колонну беженцев химическим оружием, в [[Россия|России]] [[теократия]] и настолько про… потерянные полимеры, что русские воюют исключительно извлечёнными с военных складов ППШ и Т-34, в Европе самоубийственные атаки и неспособность организовать оборону, а в [[Бушмены, банту и буры|ЮАР]] так вообще «бесполезных» людей скармливают зомби, чтобы защитить полезных. Нет, определенно на фоне этого даже неудача с комплексом Land Warrior, бичевание американских поп-звёзд, фармакологических картелей и яйцеголовых выглядит в общем-то прилично. А уж вкупе с переложением «повести о настоящем человеке»… В общем, как нетрудно догадаться, после выхода Брукса заклеймили всякими нехорошими словами, и не только у нас. Особенно те, кто действительно надеялся увидеть там «почти документалистику». | ||
* [[ | * «[[Сверхъестественное]]» (2005) — где находятся главные Адские врата? Где заключили Люцифера? Где последние врата в Рай? Ну разумеется, в Америке. | ||
* Почти все комиксы [[Marvel]], в которых появляется [[Капитан Америка]]. Если в дисишной Лиге Справедливости (Америки) глава | * Почти все комиксы [[Marvel]], в которых появляется [[Капитан Америка]]. Если в дисишной Лиге Справедливости (Америки) глава команды — Супермэн, формально не олицетворяющий какую-то конкретную страну и которого можно с натяжкой назвать гражданином мира, то у Марвел всё просто: главным Мстителем всегда будет человек, одетый в звёздно-полосатый флаг. Хотя Капитан не выражает однозначной поддержки американской власти, а зачастую — открыто противостоит ей, в основе его концепции лежит именно борьба за абстрактную американскую мечту. Персонажей, одетых в американский флаг, у Марвел ещё полно и помимо Роджерса… впрочем, персонажей, одетых во флаги других стран ([[w:Красный Страж|включая СССР]]) — тоже. | ||
* Полнометражное аниме [[Five Star Stories|Gothicmade]] | * Полнометражное аниме [[Five Star Stories|Gothicmade]] — педаль в разбитые сердца гайдзинов. Автор оригинальной манги и режиссёр Мамору Нагано не позволил выпускать ленту на носителях, потому что считает, что смотреть её не в кино неправильно, впечатления будут не те. Так что показывают Gothicmade в одном-единственном кинотеатре где-то раз в году, если зрителей достаточно наберётся. | ||
* Классические консольные игры на NES (aka Dendy). Каково же было удивление фанатов, когда с появлением интернета они узнали, что многие хиты детства официально никогда не издавались за пределами Японии. | * Классические консольные игры на NES (aka Dendy). Каково же было удивление фанатов, когда с появлением интернета они узнали, что многие хиты детства официально никогда не издавались за пределами Японии. | ||
** И SNES тоже в копилку. | ** И SNES тоже в копилку. | ||
** С играми жанра jRPG похожая ситуация, что и с визуальными романами. В последнее время, конечно, ситуация стала намного лучше, чем в нулевые. Но на Западе они пока так и остаются нишевым жанром, который по популярности уступает даже инди-играм (тоже нишевое явление в игровой индустрии). | ** С играми жанра jRPG похожая ситуация, что и с визуальными романами. В последнее время, конечно, ситуация стала намного лучше, чем в нулевые. Но на Западе они пока так и остаются нишевым жанром, который по популярности уступает даже инди-играм (тоже нишевое явление в игровой индустрии). | ||
* [[Fallout]] | * [[Fallout]] — к сожалению, действия всех без исключения серий разворачиваются только и исключительно на территории довоенной Америки. О мире же за её пределами известно крайне мало. «К сожалению» — потому как фанатами сломано немало копий в попытках установить эту крайне занятную истину. Более того, отдельные энтузиасты даже пытались фантазировать на эту тему (вроде знаменитого мода на Victoria 2), но в общем-то получилось ещё хуже. | ||
** Строго говоря, сами создатели сеттинга говорили, что пусть и разворачивается только в Америке, но всё-равно, территории вне США по уровню проработанности не выше той части США, где повествования не было. Есть например хоть что-то внятное в каноничных играх по Техасу? | ** Строго говоря, сами создатели сеттинга говорили, что пусть и разворачивается только в Америке, но всё-равно, территории вне США по уровню проработанности не выше той части США, где повествования не было. Есть например хоть что-то внятное в каноничных играх по Техасу? | ||
** В третьей части от оригинального разработчика должна была быть миссия в Сибири. | ** В третьей части от оригинального разработчика должна была быть миссия в Сибири. | ||
** И по мелочи о Мексике и Канаде. | ** И по мелочи о Мексике и Канаде. | ||
* Веб-комикс The Order of the | * Веб-комикс The Order of the Stick — автор не только не продает права на локализацию в России, но добился отмены фанатского перевода. | ||
* [[Fallen London]]: разработчики не собираются заморачиваться с локализацией, потому что не видят в ней смысла, а игры не обретают популярности за пределами англоязычных стран… [[Спираль смерти|да-да, именно поэтому]]. Ну и ещё потому что от лексикона автора местных текстов [[Пурпурная проза|офигевают даже сами англичане]]. | * [[Fallen London]]: разработчики не собираются заморачиваться с локализацией, потому что не видят в ней смысла, а игры не обретают популярности за пределами англоязычных стран… [[Спираль смерти|да-да, именно поэтому]]. Ну и ещё потому что от лексикона автора местных текстов [[Пурпурная проза|офигевают даже сами англичане]]. | ||
** Впрочем, причина в том, что это проект маленькой инди-студии, попросту не имеющей бюджета на локализацию. Особенно если учесть объём работы: игра почти целиком состоит из текста. | ** Впрочем, причина в том, что это проект маленькой инди-студии, попросту не имеющей бюджета на локализацию. Особенно если учесть объём работы: игра почти целиком состоит из текста. | ||
* [[Hellblade: Senua's Sacrifice]] | ** В то же время Secret Histories, другой проект Алексиса Кеннеди, включающий в себя [[Cultist Simulator]] и Book of Hours, активно официально локализуется в разных странах мира, включая Россию. | ||
* Частая проблема, когда правообладатели ''запрещают'' переводить брендированные | * [[Hellblade: Senua's Sacrifice]] — та же история, только с озвучкой. Студия скромная, сверхприбыльных шедевров не делала, но вот тут решила заморочаться с голосами (рекомендуется играть в наушниках), и поди ещё иноязычных актёров выискивай и им объясняй нужные танцы вокруг микрофона. Так что для не знающих английский знакомство с безумием будет далеко не таким близким. | ||
* Частая проблема, когда правообладатели ''запрещают'' переводить брендированные названия — и чхать хотели, что в языке северных варваров это может звучать убого. Отсюда и получаются «Стартреки», «Обливионы» и «Интерстеллары». | |||
* Серия Yakuza. Основные игры серии и некоторые спиноффы вполне себе выходят на Западе, пусть и запаздывают. А вот Kenzan и Ishin нигде, кроме Японии, не выходили. Разработчики решили, что реалии страны восходящего солнца феодальных времен будут непоняты обычными гайдзинами, да и некоторые вещи (вроде детской проституции, нормальной для того времени) вызовут слишком много вопросов. Кстати, все это не помешало фанатам серии пройти эти игры практически вслепую, а на просторах сети можно даже встретить руководства, текстовый перевод катсцен, ролики со вшитыми субтитрами… | * Серия Yakuza. Основные игры серии и некоторые спиноффы вполне себе выходят на Западе, пусть и запаздывают. А вот Kenzan и Ishin нигде, кроме Японии, не выходили. Разработчики решили, что реалии страны восходящего солнца феодальных времен будут непоняты обычными гайдзинами, да и некоторые вещи (вроде детской проституции, нормальной для того времени) вызовут слишком много вопросов. Кстати, все это не помешало фанатам серии пройти эти игры практически вслепую, а на просторах сети можно даже встретить руководства, текстовый перевод катсцен, ролики со вшитыми субтитрами… | ||
* Исключительно доставляющая своей ироничностью суб/инверсия произошла, внезапно, с… японскими локализациями в Steam: если в России обычно сбивают региональную цену для продукта с локализациями, то у японских | * Исключительно доставляющая своей ироничностью суб/инверсия произошла, внезапно, с… японскими локализациями в Steam: если в России обычно сбивают региональную цену для продукта с локализациями, то у японских версий — это… Платное DLC. [https://vk.com/video25181726_456245635 «Даже интернет-илита просит — ДАЙТЕ ЯПОНСИК, БУРУДЖЯДДО! В ТОТАРУ ВООРУ ИГРАТЬ НА ЭЙ-ГО НИ МАГУ!» (цэ)] | ||
* Серия «Microsoft Flight Simulator». По умолчанию присутствуют пять | * Серия «Microsoft Flight Simulator». По умолчанию присутствуют пять авиакомпаний-монополистов, которые обслуживают всю планету. Все самолёты имеют американскую регистрацию (буква N и за ней пять цифр). Благо возможности игры позволяют удалить из неё дефолтный трафик, скачать из интернета и установить любой другой, более реалистичный. США реализованы до совсем мелких городов, а остальной мир — по остаточному принципу. Что опять-таки решается возможностью создавать подключаемые дополнения. Да, кстати, если искать аэропорт по названию города (по крайней мере в MSFS 2004), то на запрос любого крупного известного города (Moscow, [[Том Сойер и Гекльберри Финн|Saint Petersburg]], Paris, London, Rome) первыми в списке выдаются небольшие одноимённые города, находящиеся в США. | ||
== Где НЕ встречается == | == Где НЕ встречается == | ||
Строка 58: | Строка 59: | ||
* Юн Айвиде Линдквист «Блаженны мёртвые» — аналогично предыдущему примеру, игра с тропом, но не [[бюджет пишет сюжет]]. Мертвецы воскресли в Стокгольме, а больше нигде. Почему? А не знаем. | * Юн Айвиде Линдквист «Блаженны мёртвые» — аналогично предыдущему примеру, игра с тропом, но не [[бюджет пишет сюжет]]. Мертвецы воскресли в Стокгольме, а больше нигде. Почему? А не знаем. | ||
* [[Fallout 3]] — в японской версии вырезали возможность взорвать Мегатонну ядерной бомбой. [[Кровавая рана в культуре|Не поймут-с.]]. Тему страданий на ядерном пепелище японцы как раз любят, а вот ядерные взрывы — нет. | * [[Fallout 3]] — в японской версии вырезали возможность взорвать Мегатонну ядерной бомбой. [[Кровавая рана в культуре|Не поймут-с.]]. Тему страданий на ядерном пепелище японцы как раз любят, а вот ядерные взрывы — нет. | ||
* | * '''SimCity''' — в более ранних версиях все города выглядели как типичный американский мегаполис с Эйфелевой башней и/или Биг Беном. В четвёртой части там добавили наконец некий «европейский стиль». Ну а в Societies появились и откровенно азиатские здания, и французско-немецкого вида домики и даже нечто хрущёвкоподобное как родное для стиля «[[Клюква|тоталитаризм]]». | ||
* '''X-COM''' и его подражатели '''UFO: | ** Не отстаёт и '''Urbek City Builder''', духовный наследник симсити. Здесь мы вольны сами выбрать континент и получить за это дополнительные культурные бонусы и уникальные постройки, зачастую драматически меняющие весь стиль игры. А можно ничего не выбирать, и, соответственно, никаких бонусов не получить. | ||
* '''X-COM''': UFO Defense (он же UFO: Enemy Unknown в Европе) и его подражатели '''UFO: Aftermath/Aftershock/Afterlight''' — было бы странно, если бы глобальная организация по отражению атак пришельцев занималась бы защитой только и исключительно США. Так что в благословенном 1994 г. геймеры узнали о существовании такого [[Сарказм|городка]], как [[От каменного пояса до Тихого океана|Novosibirsk]], в 2003 нарезали круги по [[Издалека долго|Капустину Яру]], а в 2012 активно спасали [[Индийские песни и пляски|индийцев]], [[Карнавалы и футбол|бразильцев]] и прочих нигерийцев. | |||
** А вот у '''X-COM: Enforcer''' с тропом как раз усё в порядке. Энфорсер посетил даже трейлерный парк, арктическую базу и Центр Гетти, но вот за пределы США так и не вышел. Придётся китайцам самим разбираться с сектоидами и прочей инопланетной швалью. | ** А вот у '''X-COM: Enforcer''' с тропом как раз усё в порядке. Энфорсер посетил даже трейлерный парк, арктическую базу и Центр Гетти, но вот за пределы США так и не вышел. Придётся китайцам самим разбираться с сектоидами и прочей инопланетной швалью. | ||
** В любительской модификации '''X-Piratez''' мало того что всё это подсвечено, так ещё и с пародийным перехлёстом в духе здоровой клюквы, где досталось всем и никто не ушёл обиженным. На месте Японии гордо топорщится страна хайтека и рукопашников Фузо, на месте США — конгломерат государств от высокотехнологичной Технократии до рабовладельческого Юга и управляемой посредством телевизионного голосования (sic!) Калифорнийской Республики, на месте России — страна вечного бардака и плохих условий для бизнеса, и так далее. А ещё есть Фивы, Туран и другие локальные мемы любителей истории, в том числе и альтернативной. | ** В любительской модификации '''X-Piratez''' мало того что всё это подсвечено, так ещё и с пародийным перехлёстом в духе здоровой клюквы, где досталось всем и никто не ушёл обиженным. На месте Японии гордо топорщится страна хайтека и рукопашников Фузо, на месте США — конгломерат государств от высокотехнологичной Технократии до рабовладельческого Юга и управляемой посредством телевизионного голосования (sic!) Калифорнийской Республики, на месте России — страна вечного бардака и плохих условий для бизнеса, и так далее. А ещё есть Фивы, Туран и другие локальные мемы любителей истории, в том числе и альтернативной. | ||
** В '''Bureau: X-COM Declassified''', действие происходит почти всё время в США. Даже логотип организации показывает только Штаты, а не всю Землю. Правда можно завербовать советского шпиона убедив его, что он тем самым защищает и родное отечество. Обоснуй: размахи организации существенно урезанные, ибо поначалу задумывалась как резервный командный пункт на случай ядерной войны. Если считать игру приквелом '''X-COM''' (римейк), то можно вполне считать всемирную организацию потомком первой (хотя возможно ещё и то, что первая X-COM превратилась в террористическую организацию EXALT). | ** В '''Bureau: X-COM Declassified''', действие происходит почти всё время в США. Даже логотип организации показывает только Штаты, а не всю Землю. Правда можно завербовать советского шпиона убедив его, что он тем самым защищает и родное отечество. Обоснуй: размахи организации существенно урезанные, ибо поначалу задумывалась как резервный командный пункт на случай ядерной войны. Если считать игру приквелом '''X-COM: Enemy Unknown''' (римейк), то можно вполне считать всемирную организацию потомком первой (хотя возможно ещё и то, что первая X-COM превратилась в террористическую организацию EXALT). | ||
* '''Duke Nukem 20th Anniversary World Tour''' — так колоритно, что граничит с самопародией. В отличие от классики Дюк [[Именно то, что написано на упаковке|как следует прошвырнулся по «туристическим» местам земного шара]], не переставя жарить в своем фирменном стиле. | * '''Duke Nukem 20th Anniversary World Tour''' — так колоритно, что граничит с самопародией. В отличие от классики Дюк [[Именно то, что написано на упаковке|как следует прошвырнулся по «туристическим» местам земного шара]], не переставя жарить в своем фирменном стиле. | ||
* [[SCP]], а также ГОК являются международными организациями, целью которыми защитить человечество от аномалий разными способами. | * [[SCP]], а также ГОК являются международными организациями, целью которыми защитить человечество от аномалий разными способами. | ||
** Что не отменяет того, что существуют местные филиалы (они же — переводы) со своей атмосферой, а на основной вики подавляющее большинство объектов или из США, или слишком обширные для местоположения. | |||
* [[JoJo's Bizarre Adventure]]: действие только двух частей (из восьми) разворачивается полностью в Японии, а персонажей-иностранцев куда больше, чем японцев (и нет, далеко не все они злодеи). Издатель даже отговаривал автора делать первого протагониста англичанином: а вдруг родная японская публика не оценит? Родная японская публика оценила, [[Корейцы любят StarCraft|гайдзины тоже]]. | * [[JoJo's Bizarre Adventure]]: действие только двух частей (из восьми) разворачивается полностью в Японии, а персонажей-иностранцев куда больше, чем японцев (и нет, далеко не все они злодеи). Издатель даже отговаривал автора делать первого протагониста англичанином: а вдруг родная японская публика не оценит? Родная японская публика оценила, [[Корейцы любят StarCraft|гайдзины тоже]]. | ||
** А сама жожа где-то на треть состоит из отсылок к западной культуре. | ** А сама жожа где-то на треть состоит из отсылок к западной культуре. | ||
* [[One Piece]] может вполне бодро посоперничать в этом плане. Начнём с того, что японские имена тут весьма редки, японской [[СФК]] отведена только одна страна, в определённом смысле важная, но не первостепенная. Рисовка во многом подстраивается под западную мультиплиацию, а уж отсылок к неяпонской культуре можно найти не меньше, чем в выше названной JoJo. | * [[One Piece]] может вполне бодро посоперничать в этом плане. Начнём с того, что японские имена тут весьма редки, японской [[СФК]] отведена только одна страна, в определённом смысле важная, но не первостепенная. Рисовка во многом подстраивается под западную мультиплиацию, а уж отсылок к неяпонской культуре можно найти не меньше, чем в выше названной JoJo. | ||
* Серия Front Mission — большинство конфликтов происходит в горячих точках у чёрта на рогах, потому как ''«крупным игрокам»'' неохота разводить бардак на своей территории, но ключевое слово тут ''большинство'' — временами разборки докатываются аж до столиц. При этом глобус авторы разрисовали полностью — можно наугад ткнуть в любую из изображённых стран и найти в хронологии [[сеттинг]]а связанные с ней события. Один только Бэл Гробовский, сперва ставивший бесчеловечные опыты на заключённых исправительной колонии под Оршей (там действительно есть исправительная колония — надеемся, Бэла Гробовского там в реальности действительно нет), а потом бежавший в Китай просить политического убежища в обмен на его наработки в области генетики, чего стоит (напоминаем, что игра японская). | * Серия Front Mission — большинство конфликтов происходит в горячих точках у чёрта на рогах, потому как ''«крупным игрокам»'' неохота разводить бардак на своей территории, но ключевое слово тут ''большинство'' — временами разборки докатываются аж до столиц. При этом глобус авторы разрисовали полностью — можно наугад ткнуть в любую из изображённых стран и найти в хронологии [[сеттинг]]а связанные с ней события. Один только Бэл Гробовский, сперва ставивший бесчеловечные опыты на заключённых исправительной колонии под Оршей (там действительно есть исправительная колония — надеемся, Бэла Гробовского там в реальности действительно нет), а потом бежавший в Китай просить политического убежища в обмен на его наработки в области генетики, чего стоит (напоминаем, что игра японская). | ||
* [[Civilization]] — если первые части ещё были более-менее европоцентричными (хотя даже в первой «Циве» есть, например, зулусы), то последующие расширили набор доступных наций, и нередко играть за каких-нибудь зулусов, полинезийцев или Сиам бывает даже интереснее, чем за США или Великобританию. Единственная страна, которой в игре не было аж до самой шестой части — это Канада, где и базируется сделавшая её компания Firaxis. | |||
* [[Стратегии Paradox Interactive]] — очень подробная карта со всеми представленными в исторический период странами вплоть до самого мелкого княжества. И не просто можно каждое привести к мировому господству — среди хардкорщиков «пароходных» стратегий это стало отдельным видом спорта. | |||
* [[Knights of Honor]] — аналогично, но с [[Версия для бедных|поправкой на бюджет и год издания]]. Государств много, и подробно представлена не только Болгария (где разработчики и базируются), но и русские княжества, и Англия, и Ирландия, и Пиренейский полуостров, и Африка, и германские княжества. Сэкономили только на Скандинавии, где всегда одни и те же Швеция, Норвегия и Дания. | |||
== Родственные явления == | == Родственные явления == | ||
* [[Авторский произвол]] | * [[Авторский произвол]] — сабж им является. | ||
* [[Разрыв канвы фанатами]] | * [[Разрыв канвы фанатами]] — сабж часто приводит к этому. | ||
* [[Раскол фанатского сообщества]] | * [[Раскол фанатского сообщества]] — очевидно, по национально-географическому признаку. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} | ||
{{Nav/Fans}} | {{Nav/Fans}} |
Текущая версия на 16:40, 1 апреля 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи No Export For You, Creator Provincialism. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
«Чхать мы хотели на гайдзинов» — антиконструктивное явление мирового масскульта. Заключается в игнорировании (а то и в активном неприятии) автором того, что его произведение внезапно оказывается популярно за пределами его собственной страны. Причин тому может быть несколько.
- Простая недалекость автора (что роднит его с МТА) и неспособность понять, как вообще ему к этому относиться.
- В прямом смысл чхание на гайдзинов — автор пишет/снимает/рисует для своих, а как там его произведение не-свои понимают и какие у них проблемы вообще — для него дело десятое, если не стопицотое.
- Аналогично этому — удобство в написании: одно дело, когда американец, знающий американскую культуру, пишет для американцев. И совсем другое, если этому американцу, чье произведение стало мировым бестселлером, для того чтобы угодить всему остальному миру, надо еще знать особенности русских, западноевропейцев, азиатов, арабов… да ну на фиг, сложно!
- Копирайт, конечно же. В той или иной стране игру (фильм, комикс, настолку) решили не издавать. Однако пираты и энтузиасты не дремлют, и в данной стране появляются не только самопальные переводы, но и внушительное фанатское сообщество. Чего официальный издатель либо политкорректно не замечает, либо всё-таки брезгливо признаёт существование такого явления.
- Ну и, наконец, ксенофобия. Если, например, американец-русофоб пишет произведение, которое вдруг понравится русским, логично, что не будет под них ничего адаптировать.
В чистом виде[править]
Наиболее характерно для авторов аниме и манги, а также родственных им VN и ранобэ. Неяпонского рынка и неяпонских фанатов для них, как правило, просто не существует. Лишь очень небольшой процент аниме официальным путём попадает в США, а в другие страны, в том числе и в бывший СССР — примерно 3,5 тайтла в год. Да и то исключительно в дубляже, который любят далеко не все. С мангой ситуация чуть получше, команда на её локализацию требуется гораздо меньшая, а издательства намного более общительны, так что стенды манги есть даже в книжных в маленьких городах.
А вот с визуальными романами ситуация намного хуже. Из-за японских извращений, которыми такие игры полнятся[1][2], и непонимания этого американскими моралофагами, доходящего до петиций и судебных процессов, они закрылись от гайдзинов напрочь. Не тот часовой пояс или неяпонская локаль — гуляй, вася, игра не запустится. Сайты студий не пускают людей с гайдзинскими IP, какой тут перевод, какое официальное издание? (см. на тему: Break the support disk) Что будет, когда эти студии (отличающиеся, к тому же, высоким градусом копирастии) откроют для себя облачные технологии — лучше даже не думать. Стоит отметить, что некоторые японские студии в последнее время начали продавать англофицированные версии своих игр через Steam, так что всё не настолько плохо.[3]
Ради справедливости, в последние годы ситуация меняется: например, японская студия From Software (авторы Dark Souls) не только явно ориентируется на западный рынок (даже оригинальная озвучка их игр в большинстве случаев английская), но и охотно сотрудничает с гайзинскими художниками и моделлерами, что для японских студий в целом редкость. Да и их постоянный издатель Namco Bandai в последнее время старается делать свои игры более доступными за пределами Японии: выпускают новые игры сразу на всех платформах и с многих языках, делают аналогичные переиздания старых. Нельзя не вспомнить и Хидео Кодзиму, который активно сотрудничает с западными актерами для своего нового проекта.
Среди аниме-студий этим славится студия Trigger (авторы Kill la Kill), которые смогли успешно встать на ноги не в последнюю очередь благодаря краудфандингу среди западных фанатов, а их последняя работа Promare очевидно рассчитана на западный рынок.
Единственное известное ВПС приятное исключение из этого негласного ксенофобского закона — это Watamote. Именно форчановцы обеспечили высокие продажи оригинальной манги, благодаря чему и стало возможным появление аниме. Авторы, по японским меркам люди с ОЧЕНЬ продвинутым и ОЧЕНЬ неординарным мышлением, даже отблагодарили их, нарисовав особый официальный арт. И на том спасибо.
Другой, менее концентрированный пример — комиксы. Чаще всего любые злодеи «случайно» атакуют/развертывают базу в США, США же супергерои и спасают[4]. Чуть реже они помогают худо-бедно родственным им культурно западным европейцам. А посчитайте их визиты в Россию, Украину, Польшу и другую Восточную Европу? В Китай? К ближайшим соседям — в Мексику и дальше в Латинскую Америку? К тем же японцам? В Африку? Единичные случаи.
И уж совсем наглядно — в западных произведениях про Вторую Мировую. Если судить с этой колокольни, то театров военных действий было всего три: высадка в Нормандии, Перл-Харбор с последующей Иводзимой и какая-то там заварушка в Северной Африке. Если американские (и в крайнем случае ещё и британские) реалии, оружие и униформа будут воссозданы с любовью, то общий уровень «совиетских» — что-то граничащее с детским утренником. Ну а немецкий реквизит так вообще, похоже, с гаражной распродажи фанатов Вольфенштейна. Но это в общем-то мелочи: сколько произведений, в которых хотя бы указано существование поляков, румын, чехов, венгров и других малоизвестных, но вполне существовавших сторон конфликта может назвать типичный фанат жанра?
- Вообще-то, про существование поляков они, скорее всего, знают. И не только благодаря Бжезинскому и Косцюшко (который, возможно, белорус). У них даже есть ксенофобские шутки о польских эмигрантах.
Не забываем и про оружие. Пожалуй, даже дети знают, как выглядит Colt 1911, М-16 и Пустынный Орёл. Ну на крайняк ещё Калаши и UZI. На этом масскультурный арсенал резко заканчивается. И если какой-нибудь «Виккерс» ещё может по счастливой случаности засветиться в кадре, то вот другие оружейные легенды вроде «Каркано» или «Мадсена»… Ну а если в кадре окажется танковая дивизия, то тут уже выбор невелик. Шерман, «Тигр»,[5] Т-34 в самом разном гриме[6] и с самым картонным обвесом отлично сыграют танковую баталию в любом фильме про ВМВ. С Вьетнамом и последующими конфликтами уже, конечно, посложнее, но про грим-то все помнят, верно? Вы не рефлексируйте, вы обвешивайте, обвешивайте. И флажки нужные нарисовать не забудьте. А особо криворукие — даже не пытаются.
Если же резюмировать уже сказанное, то до эпохи массовой компьютеризации и ютубов Голливуд вообще славился крайне вольным обращением с реалиями стран, не представляющих какой-то ценности в качестве рынка кинопроката. В век же дешевого интернета и падения железных занавесов… да по сути ничего глобально не поменялось, так как свои привычки менять сложно. Конечно, режиссёры иногда могут таки взять волю в кулак и, так уж и быть, не показывать китайцев совсем уж в неприглядном свете в фильме, предназначенным ещё и для китайского рынка; но вот всё остальное, вроде криворожих цыган в роли кубинцев будет как и в классике.
Где встречается[править]
- Макс Брукс, «Мировая война Z». Всю книгу читателю ненавязчиво намекается, что в общем-то даже на фоне всех возможных провалов и перегибов США и её сателлиты — единственные нормальные страны в мире. В Южной Америке рассказчик непременно жуёт листья коки, в Китае — трэш и ужас, Индия начала с Пакистаном ядерную войну, Северная Корея вообще куда-то делась в полном составе, вна Украине военные just for lulz обстреливают колонну беженцев химическим оружием, в России теократия и настолько про… потерянные полимеры, что русские воюют исключительно извлечёнными с военных складов ППШ и Т-34, в Европе самоубийственные атаки и неспособность организовать оборону, а в ЮАР так вообще «бесполезных» людей скармливают зомби, чтобы защитить полезных. Нет, определенно на фоне этого даже неудача с комплексом Land Warrior, бичевание американских поп-звёзд, фармакологических картелей и яйцеголовых выглядит в общем-то прилично. А уж вкупе с переложением «повести о настоящем человеке»… В общем, как нетрудно догадаться, после выхода Брукса заклеймили всякими нехорошими словами, и не только у нас. Особенно те, кто действительно надеялся увидеть там «почти документалистику».
- «Сверхъестественное» (2005) — где находятся главные Адские врата? Где заключили Люцифера? Где последние врата в Рай? Ну разумеется, в Америке.
- Почти все комиксы Marvel, в которых появляется Капитан Америка. Если в дисишной Лиге Справедливости (Америки) глава команды — Супермэн, формально не олицетворяющий какую-то конкретную страну и которого можно с натяжкой назвать гражданином мира, то у Марвел всё просто: главным Мстителем всегда будет человек, одетый в звёздно-полосатый флаг. Хотя Капитан не выражает однозначной поддержки американской власти, а зачастую — открыто противостоит ей, в основе его концепции лежит именно борьба за абстрактную американскую мечту. Персонажей, одетых в американский флаг, у Марвел ещё полно и помимо Роджерса… впрочем, персонажей, одетых во флаги других стран (включая СССР) — тоже.
- Полнометражное аниме Gothicmade — педаль в разбитые сердца гайдзинов. Автор оригинальной манги и режиссёр Мамору Нагано не позволил выпускать ленту на носителях, потому что считает, что смотреть её не в кино неправильно, впечатления будут не те. Так что показывают Gothicmade в одном-единственном кинотеатре где-то раз в году, если зрителей достаточно наберётся.
- Классические консольные игры на NES (aka Dendy). Каково же было удивление фанатов, когда с появлением интернета они узнали, что многие хиты детства официально никогда не издавались за пределами Японии.
- И SNES тоже в копилку.
- С играми жанра jRPG похожая ситуация, что и с визуальными романами. В последнее время, конечно, ситуация стала намного лучше, чем в нулевые. Но на Западе они пока так и остаются нишевым жанром, который по популярности уступает даже инди-играм (тоже нишевое явление в игровой индустрии).
- Fallout — к сожалению, действия всех без исключения серий разворачиваются только и исключительно на территории довоенной Америки. О мире же за её пределами известно крайне мало. «К сожалению» — потому как фанатами сломано немало копий в попытках установить эту крайне занятную истину. Более того, отдельные энтузиасты даже пытались фантазировать на эту тему (вроде знаменитого мода на Victoria 2), но в общем-то получилось ещё хуже.
- Строго говоря, сами создатели сеттинга говорили, что пусть и разворачивается только в Америке, но всё-равно, территории вне США по уровню проработанности не выше той части США, где повествования не было. Есть например хоть что-то внятное в каноничных играх по Техасу?
- В третьей части от оригинального разработчика должна была быть миссия в Сибири.
- И по мелочи о Мексике и Канаде.
- Веб-комикс The Order of the Stick — автор не только не продает права на локализацию в России, но добился отмены фанатского перевода.
- Fallen London: разработчики не собираются заморачиваться с локализацией, потому что не видят в ней смысла, а игры не обретают популярности за пределами англоязычных стран… да-да, именно поэтому. Ну и ещё потому что от лексикона автора местных текстов офигевают даже сами англичане.
- Впрочем, причина в том, что это проект маленькой инди-студии, попросту не имеющей бюджета на локализацию. Особенно если учесть объём работы: игра почти целиком состоит из текста.
- В то же время Secret Histories, другой проект Алексиса Кеннеди, включающий в себя Cultist Simulator и Book of Hours, активно официально локализуется в разных странах мира, включая Россию.
- Hellblade: Senua's Sacrifice — та же история, только с озвучкой. Студия скромная, сверхприбыльных шедевров не делала, но вот тут решила заморочаться с голосами (рекомендуется играть в наушниках), и поди ещё иноязычных актёров выискивай и им объясняй нужные танцы вокруг микрофона. Так что для не знающих английский знакомство с безумием будет далеко не таким близким.
- Частая проблема, когда правообладатели запрещают переводить брендированные названия — и чхать хотели, что в языке северных варваров это может звучать убого. Отсюда и получаются «Стартреки», «Обливионы» и «Интерстеллары».
- Серия Yakuza. Основные игры серии и некоторые спиноффы вполне себе выходят на Западе, пусть и запаздывают. А вот Kenzan и Ishin нигде, кроме Японии, не выходили. Разработчики решили, что реалии страны восходящего солнца феодальных времен будут непоняты обычными гайдзинами, да и некоторые вещи (вроде детской проституции, нормальной для того времени) вызовут слишком много вопросов. Кстати, все это не помешало фанатам серии пройти эти игры практически вслепую, а на просторах сети можно даже встретить руководства, текстовый перевод катсцен, ролики со вшитыми субтитрами…
- Исключительно доставляющая своей ироничностью суб/инверсия произошла, внезапно, с… японскими локализациями в Steam: если в России обычно сбивают региональную цену для продукта с локализациями, то у японских версий — это… Платное DLC. «Даже интернет-илита просит — ДАЙТЕ ЯПОНСИК, БУРУДЖЯДДО! В ТОТАРУ ВООРУ ИГРАТЬ НА ЭЙ-ГО НИ МАГУ!» (цэ)
- Серия «Microsoft Flight Simulator». По умолчанию присутствуют пять авиакомпаний-монополистов, которые обслуживают всю планету. Все самолёты имеют американскую регистрацию (буква N и за ней пять цифр). Благо возможности игры позволяют удалить из неё дефолтный трафик, скачать из интернета и установить любой другой, более реалистичный. США реализованы до совсем мелких городов, а остальной мир — по остаточному принципу. Что опять-таки решается возможностью создавать подключаемые дополнения. Да, кстати, если искать аэропорт по названию города (по крайней мере в MSFS 2004), то на запрос любого крупного известного города (Moscow, Saint Petersburg, Paris, London, Rome) первыми в списке выдаются небольшие одноимённые города, находящиеся в США.
Где НЕ встречается[править]
Пожалуй, самые яркие примеры того, когда авторы действительно старались не наступить на эти грабли.
- «Район № 9» — игра с тропом. Вводная специально иронично подчёркивает, что пришельцы по неким непонятным причинам (на самом деле понятным — фильм вообще-то южноафриканский) совершили посадку в ЮАР, а не в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе.
- Юн Айвиде Линдквист «Блаженны мёртвые» — аналогично предыдущему примеру, игра с тропом, но не бюджет пишет сюжет. Мертвецы воскресли в Стокгольме, а больше нигде. Почему? А не знаем.
- Fallout 3 — в японской версии вырезали возможность взорвать Мегатонну ядерной бомбой. Не поймут-с.. Тему страданий на ядерном пепелище японцы как раз любят, а вот ядерные взрывы — нет.
- SimCity — в более ранних версиях все города выглядели как типичный американский мегаполис с Эйфелевой башней и/или Биг Беном. В четвёртой части там добавили наконец некий «европейский стиль». Ну а в Societies появились и откровенно азиатские здания, и французско-немецкого вида домики и даже нечто хрущёвкоподобное как родное для стиля «тоталитаризм».
- Не отстаёт и Urbek City Builder, духовный наследник симсити. Здесь мы вольны сами выбрать континент и получить за это дополнительные культурные бонусы и уникальные постройки, зачастую драматически меняющие весь стиль игры. А можно ничего не выбирать, и, соответственно, никаких бонусов не получить.
- X-COM: UFO Defense (он же UFO: Enemy Unknown в Европе) и его подражатели UFO: Aftermath/Aftershock/Afterlight — было бы странно, если бы глобальная организация по отражению атак пришельцев занималась бы защитой только и исключительно США. Так что в благословенном 1994 г. геймеры узнали о существовании такого городка, как Novosibirsk, в 2003 нарезали круги по Капустину Яру, а в 2012 активно спасали индийцев, бразильцев и прочих нигерийцев.
- А вот у X-COM: Enforcer с тропом как раз усё в порядке. Энфорсер посетил даже трейлерный парк, арктическую базу и Центр Гетти, но вот за пределы США так и не вышел. Придётся китайцам самим разбираться с сектоидами и прочей инопланетной швалью.
- В любительской модификации X-Piratez мало того что всё это подсвечено, так ещё и с пародийным перехлёстом в духе здоровой клюквы, где досталось всем и никто не ушёл обиженным. На месте Японии гордо топорщится страна хайтека и рукопашников Фузо, на месте США — конгломерат государств от высокотехнологичной Технократии до рабовладельческого Юга и управляемой посредством телевизионного голосования (sic!) Калифорнийской Республики, на месте России — страна вечного бардака и плохих условий для бизнеса, и так далее. А ещё есть Фивы, Туран и другие локальные мемы любителей истории, в том числе и альтернативной.
- В Bureau: X-COM Declassified, действие происходит почти всё время в США. Даже логотип организации показывает только Штаты, а не всю Землю. Правда можно завербовать советского шпиона убедив его, что он тем самым защищает и родное отечество. Обоснуй: размахи организации существенно урезанные, ибо поначалу задумывалась как резервный командный пункт на случай ядерной войны. Если считать игру приквелом X-COM: Enemy Unknown (римейк), то можно вполне считать всемирную организацию потомком первой (хотя возможно ещё и то, что первая X-COM превратилась в террористическую организацию EXALT).
- Duke Nukem 20th Anniversary World Tour — так колоритно, что граничит с самопародией. В отличие от классики Дюк как следует прошвырнулся по «туристическим» местам земного шара, не переставя жарить в своем фирменном стиле.
- SCP, а также ГОК являются международными организациями, целью которыми защитить человечество от аномалий разными способами.
- Что не отменяет того, что существуют местные филиалы (они же — переводы) со своей атмосферой, а на основной вики подавляющее большинство объектов или из США, или слишком обширные для местоположения.
- JoJo's Bizarre Adventure: действие только двух частей (из восьми) разворачивается полностью в Японии, а персонажей-иностранцев куда больше, чем японцев (и нет, далеко не все они злодеи). Издатель даже отговаривал автора делать первого протагониста англичанином: а вдруг родная японская публика не оценит? Родная японская публика оценила, гайдзины тоже.
- А сама жожа где-то на треть состоит из отсылок к западной культуре.
- One Piece может вполне бодро посоперничать в этом плане. Начнём с того, что японские имена тут весьма редки, японской СФК отведена только одна страна, в определённом смысле важная, но не первостепенная. Рисовка во многом подстраивается под западную мультиплиацию, а уж отсылок к неяпонской культуре можно найти не меньше, чем в выше названной JoJo.
- Серия Front Mission — большинство конфликтов происходит в горячих точках у чёрта на рогах, потому как «крупным игрокам» неохота разводить бардак на своей территории, но ключевое слово тут большинство — временами разборки докатываются аж до столиц. При этом глобус авторы разрисовали полностью — можно наугад ткнуть в любую из изображённых стран и найти в хронологии сеттинга связанные с ней события. Один только Бэл Гробовский, сперва ставивший бесчеловечные опыты на заключённых исправительной колонии под Оршей (там действительно есть исправительная колония — надеемся, Бэла Гробовского там в реальности действительно нет), а потом бежавший в Китай просить политического убежища в обмен на его наработки в области генетики, чего стоит (напоминаем, что игра японская).
- Civilization — если первые части ещё были более-менее европоцентричными (хотя даже в первой «Циве» есть, например, зулусы), то последующие расширили набор доступных наций, и нередко играть за каких-нибудь зулусов, полинезийцев или Сиам бывает даже интереснее, чем за США или Великобританию. Единственная страна, которой в игре не было аж до самой шестой части — это Канада, где и базируется сделавшая её компания Firaxis.
- Стратегии Paradox Interactive — очень подробная карта со всеми представленными в исторический период странами вплоть до самого мелкого княжества. И не просто можно каждое привести к мировому господству — среди хардкорщиков «пароходных» стратегий это стало отдельным видом спорта.
- Knights of Honor — аналогично, но с поправкой на бюджет и год издания. Государств много, и подробно представлена не только Болгария (где разработчики и базируются), но и русские княжества, и Англия, и Ирландия, и Пиренейский полуостров, и Африка, и германские княжества. Сэкономили только на Скандинавии, где всегда одни и те же Швеция, Норвегия и Дания.
Родственные явления[править]
- Авторский произвол — сабж им является.
- Разрыв канвы фанатами — сабж часто приводит к этому.
- Раскол фанатского сообщества — очевидно, по национально-географическому признаку.
Примечания[править]
- ↑ Для наших моралистов обобщения уж слишком жестоки. Существует достаточное количество VN и смежных произведений, где темы секса нет как таковой — рассказ вообще о другом. Существует не меньшее количество произведений, где секс показан так, как вполне может быть у простых обывателей (это вообще вполне естественное и достойное занятие, если кто забыл). С подобным подходом можно и диснеевских Аладдина с Белоснежкой запретить, потому как сделано в Америке — там же, где Кошмар на улице Вязов, Alien и ещё что пострашнее.
- ↑ Проблема не столько в американских моралфагах, сколько именно в японцах. В скромных размерах компаний, стереотипном мышлении японцев («американцы нас засудят»), нежелании рисковать и/или облажаться и общем фокусе на внутренний рынок, который позволяет нормально существовать. И много еще чего. Иногда лучше не переводить, а то получится как с потомками Томару…
- ↑ Внезапная инверсия. В Steam добавлена возможность покупать еще и видео, и в продаже есть аниме-сериалы(~600 руб. за сериал), которые, неожиданно, недоступны для просмотра на территории Японии! Изволь покупать диски с двумя сериями по 3000-4000 руб./шт. Собственно, с такими ценами, не удивительно, что продажа от 3000 копий дисков — уже умеренный успех.
- ↑ Лигу Справедливости знаете? Так вот, это её в наши шибко политкорректные времена так называют. А вообще-то эта организация гордо именовалась Американской Лигой Справедливости — Justice League of America.
- ↑ Главная ирония судьбы тут в том, что ходовой «Тигр», из всех его многочисленных вариантов и версий, в мире сохранился ровно ОДИН, в танковом музее в Бовингтоне, и музейщики в лучшем случае разрешают его погонять полчаса по тамошнему полигону под своим строгим присмотром. В Кубинке «Тигров», ЕМНИМС, три, но все не на ходу. Так что ВСЕ киношные «Тигры» будут в той или иной степени имитациями.
- ↑ Аналогичная история, если Т-34-85 — хоть жопой жуй, то аутентичных Т-34-76 сохранились единицы даже самых массовых модификаций с «гайкой», а уже «Микки-маус» — редкость из редкостей, не говоря уж о довоенной версии с одним люком.