Байронический герой: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
Строка 51: | Строка 51: | ||
* А. Дюма, «[[Le Comte de Monte-Cristo|Граф Монте-Кристо]]» — заглавный герой, классика. В комплекте всё: трагедия в прошлом, облик «вампира», эксцентричный образ жизни, устрашающая философия, напряженное внимание со стороны общества и одновременно скрытое презрение к оному — впрочем, при безукоризненных манерах. | * А. Дюма, «[[Le Comte de Monte-Cristo|Граф Монте-Кристо]]» — заглавный герой, классика. В комплекте всё: трагедия в прошлом, облик «вампира», эксцентричный образ жизни, устрашающая философия, напряженное внимание со стороны общества и одновременно скрытое презрение к оному — впрочем, при безукоризненных манерах. | ||
* Шарлотта Бронте, «[[Джейн Эйр]]» — Эдвард Фэйрфакс Рочестер собственной персоной. Хамоватый, циничный и страстный настолько, что готов наплевать и на приличия, и на закон. За грехи молодости и вышеупомянутые неприятные черты характера ему пришлось расплачиваться по полной. | * Шарлотта Бронте, «[[Джейн Эйр]]» — Эдвард Фэйрфакс Рочестер собственной персоной. Хамоватый, циничный и страстный настолько, что готов наплевать и на приличия, и на закон. За грехи молодости и вышеупомянутые неприятные черты характера ему пришлось расплачиваться по полной. | ||
* Энн Бронте, «Незнакомка из Уайлдфелл- | * Энн Бронте, «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» — муж Хелен Артур Хантингдон. Жесткая деконструкция. Крайне неприятный человек. Кто-нибудь во время прочтения испытывал к нему хоть каплю симпатии? | ||
* [[Балет]] Кеннета МакМиллана «Майерлинг» — главный герой, кронпринц Рудольф. Классический байронический герой: весь вышеперечисленный список в наличии, кроме разве что цинизма. Пункт о саморазрушительном поведении — педаль в асфальт. | * [[Балет]] Кеннета МакМиллана «Майерлинг» — главный герой, кронпринц Рудольф. Классический байронический герой: весь вышеперечисленный список в наличии, кроме разве что цинизма. Пункт о саморазрушительном поведении — педаль в асфальт. | ||
* [[Евгений Онегин]] у [[Наше Всё|Пушкина]] и [[Герой нашего времени|Григорий Печорин]] у Лермонтова. [[Деконструкция]]: оба очень даже байронические, но вот что-то нифига не герои. А Владимир Ленский — вообще скорее трагикомическая пародия. | * [[Евгений Онегин]] у [[Наше Всё|Пушкина]] и [[Герой нашего времени|Григорий Печорин]] у Лермонтова. [[Деконструкция]]: оба очень даже байронические, но вот что-то нифига не герои. А Владимир Ленский — вообще скорее трагикомическая пародия. | ||
Строка 59: | Строка 59: | ||
* Хитклифф, [[протагонист-злодей]] романа «[[Грозовой перевал]]». Тоже деконструкция: байронический-то он байронический, но на героя не тянет вообще никак. Печорин по сравнению с ним няшка. | * Хитклифф, [[протагонист-злодей]] романа «[[Грозовой перевал]]». Тоже деконструкция: байронический-то он байронический, но на героя не тянет вообще никак. Печорин по сравнению с ним няшка. | ||
* Р. Сабатини, [[Одиссея капитана Блада|капитан Блад]]. [[Субверсия]]: он не то чтобы «отрицает добродетель» — просто поддерживает имидж. | * Р. Сабатини, [[Одиссея капитана Блада|капитан Блад]]. [[Субверсия]]: он не то чтобы «отрицает добродетель» — просто поддерживает имидж. | ||
* Жюль Верн, | * Жюль Верн, «20 000 лье под водой» — капитан Немо. | ||
* Альфред де Мюссе, «[[Лоренцаччо]]» — главный герой. Деконструкция с хирургическим расчленением образа, педаль в асфальт. | * Альфред де Мюссе, «[[Лоренцаччо]]» — главный герой. Деконструкция с хирургическим расчленением образа, педаль в асфальт. | ||
* «[[Отблески Этерны]]» — Рокэ Алва, заявка на [[реконструкция|реконструкцию]]. Полный букет, разве что в изгнании он не находится изначально, а оказывается по ходу сюжета. До сих пор не допрыгался исключительно благодаря грамотному использованию пророчества, запрещающего ему умирать до соблюдения ряда условий; те же, кто не имея за спиной такой опоры брались вести себя, как Ворон, кончали быстро и бесславно. | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Строка 66: | Строка 67: | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* [[Смешарики]] — | * [[Смешарики]] — Чёрный Ловелас. | ||
=== [[Аниме]] === | === [[Аниме]] === | ||
* [[Legend of the Galactic Heroes]] — Оскар фон Ройенталь. Вполне классический байронический герой. | * [[Legend of the Galactic Heroes]] — Оскар фон Ройенталь. Вполне классический байронический герой. | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === |
Версия 16:50, 4 апреля 2023
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Byronic Hero. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Bad, mad and dangerous to know. | » |
— леди w:Кэролайн Лэмб о лорде Байроне |
« | Теперь же все умы в тумане, |
» |
— Александр Сергеевич Пушкин |
Байронический герой — привлекательный, но порочный антигерой, популяризованный лордом Байроном в полуавтобиографическом «Путешествии Чайлд-Гарольда». Это герой-бунтарь, симпатичный, несмотря на свое отрицание добродетели.
Отличительные черты
Как правило, байронический герой обладает такими чертами, как:
- w:саморазрушительное поведение
- w:цинизм
- w:эгоцентризм
- высокомерие
- коварство (или прямота)
- пресыщенность
- благородные душевные порывы
- борьба со своими страстями
- утонченность и широкая образованность
- загадочность и харизматичность
- самокритичность и самоанализ
- трудное прошлое
- страдания по поводу неназванного преступления
- способности к соблазнению и сексуальная привлекательность
- социальное и сексуальное доминирование
- отрицание правил и норм общества
- нахождение в изгнании или вне закона
- неуважение к чинам и положению в обществе
Байронический герой, как правило, действительно загнан обществом в трудную ситуацию, но честно стремится найти из неё морально приемлемый выход, прилагая для этого все свои физические и душевные силы. Нередко ему приходится носить пострадавшую от воды и времени кирасу и даже подражать вкусу блистательного негодяя (как граф Монте-Кристо, который не просто мстит, а восстанавливает справедливость, карая подонков и становясь ангелом-хранителем для достойных людей), впрочем, иногда он отказывается от борьбы за свою нравственность и действительно им становится. В любом случае, даже у по-настоящему плохого байронического героя сохранятся некоторые стандарты и высокие стремления.
Образ байронического героя прошёл долгий период вырождения и был неоднократно подвергнут деконструкции позднейшими литераторами. В поздней трактовке это инфантильный человек, который в своих проблемах винит общество, утверждая, что оно его «развратило и превратило в холодного циника». Обществу он отвечает тем, что мстит своим врагам, плетет от скуки интриги и подумывает о самоубийстве, потому что все удовольствия мира уже не те. Он снимает с себя ответственность за свои действия, представляя себя как некую силу, призванную самой судьбой ломать жизни тех, кто окажется рядом. Пафос, стиль, порочность и рефлексию он сохраняет, а вот с самокритикой и благородством у него серьёзные проблемы.
Известные байронические герои
Литература и театр
- А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — заглавный герой, классика. В комплекте всё: трагедия в прошлом, облик «вампира», эксцентричный образ жизни, устрашающая философия, напряженное внимание со стороны общества и одновременно скрытое презрение к оному — впрочем, при безукоризненных манерах.
- Шарлотта Бронте, «Джейн Эйр» — Эдвард Фэйрфакс Рочестер собственной персоной. Хамоватый, циничный и страстный настолько, что готов наплевать и на приличия, и на закон. За грехи молодости и вышеупомянутые неприятные черты характера ему пришлось расплачиваться по полной.
- Энн Бронте, «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» — муж Хелен Артур Хантингдон. Жесткая деконструкция. Крайне неприятный человек. Кто-нибудь во время прочтения испытывал к нему хоть каплю симпатии?
- Балет Кеннета МакМиллана «Майерлинг» — главный герой, кронпринц Рудольф. Классический байронический герой: весь вышеперечисленный список в наличии, кроме разве что цинизма. Пункт о саморазрушительном поведении — педаль в асфальт.
- Евгений Онегин у Пушкина и Григорий Печорин у Лермонтова. Деконструкция: оба очень даже байронические, но вот что-то нифига не герои. А Владимир Ленский — вообще скорее трагикомическая пародия.
- Печорин в одноименной песне группы «Белая гвардия».
- Ещё Лермонтов — поэма «Демон». Лермонтов вообще любил байронизм.
- w:Дориан Грей из романа Оскара Уайльда «w:Портрет Дориана Грея». Деконструкция, потому что никакой не герой, а сволочь.
- Хитклифф, протагонист-злодей романа «Грозовой перевал». Тоже деконструкция: байронический-то он байронический, но на героя не тянет вообще никак. Печорин по сравнению с ним няшка.
- Р. Сабатини, капитан Блад. Субверсия: он не то чтобы «отрицает добродетель» — просто поддерживает имидж.
- Жюль Верн, «20 000 лье под водой» — капитан Немо.
- Альфред де Мюссе, «Лоренцаччо» — главный герой. Деконструкция с хирургическим расчленением образа, педаль в асфальт.
- «Отблески Этерны» — Рокэ Алва, заявка на реконструкцию. Полный букет, разве что в изгнании он не находится изначально, а оказывается по ходу сюжета. До сих пор не допрыгался исключительно благодаря грамотному использованию пророчества, запрещающего ему умирать до соблюдения ряда условий; те же, кто не имея за спиной такой опоры брались вести себя, как Ворон, кончали быстро и бесславно.
Видеоигры
- Fallen London — сам ГГ может заслужить репутацию, дословно цитирующую эпиграф о Байроне. Но максимум из этого амплуа выжимает Менеджер/Весёлый Джентльмен — скрывающийся за образом эксцентричного викторианского денди усталый бессмертный возрастом в несколько тысяч лет, трагический романтик в вечном раскаянии, один из лидеров местных революционеров, да и просто неиссякаемый источник тёмной харизмы и не менее тёмных тайн.
Мультсериалы
- Смешарики — Чёрный Ловелас.
Аниме
- Legend of the Galactic Heroes — Оскар фон Ройенталь. Вполне классический байронический герой.
Визуальные романы
- Danganronpa — Корекиё Шингуджи.