Байронический герой: различия между версиями
DeeAy (обсуждение | вклад) (→Аниме) |
|||
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников) | |||
Строка 23: | Строка 23: | ||
== Отличительные черты == | == Отличительные черты == | ||
Как правило, байронический герой обладает такими чертами, как: | Как правило, байронический герой обладает такими чертами, как: | ||
* [[:w:саморазрушительное поведение]] | * [[:w:саморазрушительное поведение|саморазрушительное поведение]] | ||
* [[:w:цинизм]] | * [[:w:цинизм|цинизм]] | ||
* [[:w:эгоцентризм]] | * [[:w:эгоцентризм|эгоцентризм]] | ||
* высокомерие | * высокомерие | ||
* [[Хроническое спиннокинжальное расстройство|коварство]] (или [[Резать правду-матку|прямота]]) | * [[Хроническое спиннокинжальное расстройство|коварство]] (или [[Резать правду-матку|прямота]]) | ||
Строка 54: | Строка 54: | ||
* [[Балет]] Кеннета МакМиллана «Майерлинг» — главный герой, кронпринц Рудольф. Классический байронический герой: весь вышеперечисленный список в наличии, кроме разве что цинизма. Пункт о саморазрушительном поведении — педаль в асфальт. | * [[Балет]] Кеннета МакМиллана «Майерлинг» — главный герой, кронпринц Рудольф. Классический байронический герой: весь вышеперечисленный список в наличии, кроме разве что цинизма. Пункт о саморазрушительном поведении — педаль в асфальт. | ||
* [[Евгений Онегин]] у [[Наше Всё|Пушкина]] и [[Герой нашего времени|Григорий Печорин]] у Лермонтова. [[Деконструкция]]: оба очень даже байронические, но вот что-то нифига не герои. А Владимир Ленский — вообще скорее трагикомическая пародия. | * [[Евгений Онегин]] у [[Наше Всё|Пушкина]] и [[Герой нашего времени|Григорий Печорин]] у Лермонтова. [[Деконструкция]]: оба очень даже байронические, но вот что-то нифига не герои. А Владимир Ленский — вообще скорее трагикомическая пародия. | ||
** Ленский - разве что, в будущем (если б не убили). А вот Грушницкий - пародия. | |||
** Печорин в одноименной песне группы «Белая гвардия». | ** Печорин в одноименной песне группы «Белая гвардия». | ||
* Ещё Лермонтов — поэма «Демон». Лермонтов вообще любил байронизм. | * Ещё Лермонтов — поэма «Демон». Лермонтов вообще любил байронизм. | ||
* [[:w:Дориан Грей]] из романа Оскара Уайльда «[[:w:Портрет Дориана Грея]]». Деконструкция, потому что никакой не герой, а сволочь. | ** Да и сам Лермонтов IRL был точной реализацией тропа. Как и многие другие его представители, кончил плохо. | ||
* Лермонтов же. «Измаил-бей» - главный герой. Редкий пример разочарованного [[Благородный дикарь|черкеса]]. Разочаровали его в светском обществе. Чем именно - не уточняется, как обычно, для байронических. | |||
* [[:w:Дориан Грей|Дориан Грей]] из романа Оскара Уайльда «[[:w:Портрет Дориана Грея|Портрет Дориана Грея]]». Деконструкция, потому что никакой не герой, а сволочь. | |||
* Хитклифф, [[протагонист-злодей]] романа «[[Грозовой перевал]]». Тоже деконструкция: байронический-то он байронический, но на героя не тянет вообще никак. Печорин по сравнению с ним няшка. | * Хитклифф, [[протагонист-злодей]] романа «[[Грозовой перевал]]». Тоже деконструкция: байронический-то он байронический, но на героя не тянет вообще никак. Печорин по сравнению с ним няшка. | ||
* Р. Сабатини, [[Одиссея капитана Блада|капитан Блад]]. [[Субверсия]]: он не то чтобы «отрицает добродетель» — просто поддерживает имидж. | * Р. Сабатини, [[Одиссея капитана Блада|капитан Блад]]. [[Субверсия]]: он не то чтобы «отрицает добродетель» — просто поддерживает имидж. | ||
Строка 62: | Строка 65: | ||
* Альфред де Мюссе, «[[Лоренцаччо]]» — главный герой. Деконструкция с хирургическим расчленением образа, педаль в асфальт. | * Альфред де Мюссе, «[[Лоренцаччо]]» — главный герой. Деконструкция с хирургическим расчленением образа, педаль в асфальт. | ||
* «[[Отблески Этерны]]» — Рокэ Алва, заявка на [[реконструкция|реконструкцию]]. Полный букет, разве что в изгнании он не находится изначально, а оказывается по ходу сюжета. До сих пор не допрыгался исключительно благодаря грамотному использованию пророчества, запрещающего ему умирать до соблюдения ряда условий; те же, кто не имея за спиной такой опоры брались вести себя, как Ворон, кончали быстро и бесславно. | * «[[Отблески Этерны]]» — Рокэ Алва, заявка на [[реконструкция|реконструкцию]]. Полный букет, разве что в изгнании он не находится изначально, а оказывается по ходу сюжета. До сих пор не допрыгался исключительно благодаря грамотному использованию пророчества, запрещающего ему умирать до соблюдения ряда условий; те же, кто не имея за спиной такой опоры брались вести себя, как Ворон, кончали быстро и бесславно. | ||
**Учитывая, насколько Камша обожает Алву и как оправдывает ЛЮБЫЕ его поступки, - это не реконструкция, а злая пародия. Тем более злая, что образ докатился до пародийного совершенно непреднамеренно, а просто в силу неумения автора прописывать нормальные характеры. | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Строка 74: | Строка 78: | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* [[Danganronpa]] — Корекиё Шингуджи. | * [[Danganronpa]] — Корекиё Шингуджи. | ||
{{Nav/Goodevil}} | {{Nav/Goodevil}} | ||
{{Nav/Амплуа и архетипы}} | {{Nav/Амплуа и архетипы}} |
Текущая версия на 02:55, 5 апреля 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Byronic Hero. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Bad, mad and dangerous to know. | » |
— леди w:Кэролайн Лэмб о лорде Байроне |
« | Теперь же все умы в тумане, |
» |
— Александр Сергеевич Пушкин |
Байронический герой — привлекательный, но порочный антигерой, популяризованный лордом Байроном в полуавтобиографическом «Путешествии Чайлд-Гарольда». Это герой-бунтарь, симпатичный, несмотря на свое отрицание добродетели.
Отличительные черты[править]
Как правило, байронический герой обладает такими чертами, как:
- саморазрушительное поведение
- цинизм
- эгоцентризм
- высокомерие
- коварство (или прямота)
- пресыщенность
- благородные душевные порывы
- борьба со своими страстями
- утонченность и широкая образованность
- загадочность и харизматичность
- самокритичность и самоанализ
- трудное прошлое
- страдания по поводу неназванного преступления
- способности к соблазнению и сексуальная привлекательность
- социальное и сексуальное доминирование
- отрицание правил и норм общества
- нахождение в изгнании или вне закона
- неуважение к чинам и положению в обществе
Байронический герой, как правило, действительно загнан обществом в трудную ситуацию, но честно стремится найти из неё морально приемлемый выход, прилагая для этого все свои физические и душевные силы. Нередко ему приходится носить пострадавшую от воды и времени кирасу и даже подражать вкусу блистательного негодяя (как граф Монте-Кристо, который не просто мстит, а восстанавливает справедливость, карая подонков и становясь ангелом-хранителем для достойных людей), впрочем, иногда он отказывается от борьбы за свою нравственность и действительно им становится. В любом случае, даже у по-настоящему плохого байронического героя сохранятся некоторые стандарты и высокие стремления.
Образ байронического героя прошёл долгий период вырождения и был неоднократно подвергнут деконструкции позднейшими литераторами. В поздней трактовке это инфантильный человек, который в своих проблемах винит общество, утверждая, что оно его «развратило и превратило в холодного циника». Обществу он отвечает тем, что мстит своим врагам, плетет от скуки интриги и подумывает о самоубийстве, потому что все удовольствия мира уже не те. Он снимает с себя ответственность за свои действия, представляя себя как некую силу, призванную самой судьбой ломать жизни тех, кто окажется рядом. Пафос, стиль, порочность и рефлексию он сохраняет, а вот с самокритикой и благородством у него серьёзные проблемы.
Известные байронические герои[править]
Литература и театр[править]
- А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — заглавный герой, классика. В комплекте всё: трагедия в прошлом, облик «вампира», эксцентричный образ жизни, устрашающая философия, напряженное внимание со стороны общества и одновременно скрытое презрение к оному — впрочем, при безукоризненных манерах.
- Шарлотта Бронте, «Джейн Эйр» — Эдвард Фэйрфакс Рочестер собственной персоной. Хамоватый, циничный и страстный настолько, что готов наплевать и на приличия, и на закон. За грехи молодости и вышеупомянутые неприятные черты характера ему пришлось расплачиваться по полной.
- Энн Бронте, «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» — муж Хелен Артур Хантингдон. Жесткая деконструкция. Крайне неприятный человек. Кто-нибудь во время прочтения испытывал к нему хоть каплю симпатии?
- Балет Кеннета МакМиллана «Майерлинг» — главный герой, кронпринц Рудольф. Классический байронический герой: весь вышеперечисленный список в наличии, кроме разве что цинизма. Пункт о саморазрушительном поведении — педаль в асфальт.
- Евгений Онегин у Пушкина и Григорий Печорин у Лермонтова. Деконструкция: оба очень даже байронические, но вот что-то нифига не герои. А Владимир Ленский — вообще скорее трагикомическая пародия.
- Ленский - разве что, в будущем (если б не убили). А вот Грушницкий - пародия.
- Печорин в одноименной песне группы «Белая гвардия».
- Ещё Лермонтов — поэма «Демон». Лермонтов вообще любил байронизм.
- Да и сам Лермонтов IRL был точной реализацией тропа. Как и многие другие его представители, кончил плохо.
- Лермонтов же. «Измаил-бей» - главный герой. Редкий пример разочарованного черкеса. Разочаровали его в светском обществе. Чем именно - не уточняется, как обычно, для байронических.
- Дориан Грей из романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Деконструкция, потому что никакой не герой, а сволочь.
- Хитклифф, протагонист-злодей романа «Грозовой перевал». Тоже деконструкция: байронический-то он байронический, но на героя не тянет вообще никак. Печорин по сравнению с ним няшка.
- Р. Сабатини, капитан Блад. Субверсия: он не то чтобы «отрицает добродетель» — просто поддерживает имидж.
- Жюль Верн, «20 000 лье под водой» — капитан Немо.
- Альфред де Мюссе, «Лоренцаччо» — главный герой. Деконструкция с хирургическим расчленением образа, педаль в асфальт.
- «Отблески Этерны» — Рокэ Алва, заявка на реконструкцию. Полный букет, разве что в изгнании он не находится изначально, а оказывается по ходу сюжета. До сих пор не допрыгался исключительно благодаря грамотному использованию пророчества, запрещающего ему умирать до соблюдения ряда условий; те же, кто не имея за спиной такой опоры брались вести себя, как Ворон, кончали быстро и бесславно.
- Учитывая, насколько Камша обожает Алву и как оправдывает ЛЮБЫЕ его поступки, - это не реконструкция, а злая пародия. Тем более злая, что образ докатился до пародийного совершенно непреднамеренно, а просто в силу неумения автора прописывать нормальные характеры.
Видеоигры[править]
- Fallen London — сам ГГ может заслужить репутацию, дословно цитирующую эпиграф о Байроне. Но максимум из этого амплуа выжимает Менеджер/Весёлый Джентльмен — скрывающийся за образом эксцентричного викторианского денди усталый бессмертный возрастом в несколько тысяч лет, трагический романтик в вечном раскаянии, один из лидеров местных революционеров, да и просто неиссякаемый источник тёмной харизмы и не менее тёмных тайн.
Мультсериалы[править]
- Смешарики — Чёрный Ловелас.
Аниме[править]
- Легенда о героях Галактики — Оскар фон Ройенталь. Вполне классический байронический герой.
Визуальные романы[править]
- Danganronpa — Корекиё Шингуджи.