 | Прошу помощь зала. Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи. |
Мы начинаем знакомство с произведением, и… Стоп, а кто это у нас в роли рассказчика? Это же не человек! Да, всё правильно, повествование (или его часть) ведется от лица животного. Надо признать, что это довольно оригинально, особенно если другие персонажи — люди.
С прикрученным фитильком: события описываются автором в третьем лице, но подаются с точки зрения животного. То есть оно не является рассказчиком в буквальном смысле, но может быть названо POV-персонажем.
Более общий троп — Странный рассказчик.
Примеры
Русскоязычная
- Лев Толстой, «Холстомер» — рассказ мерина Холстомера о своей жизни.
- Саша Чёрный, «Дневник фокса Микки» — фокстерьер по кличке Микки, заядлый мыслитель и поэт.
- Михаил Булгаков, «Собачье сердце» — в начале и конце повествование ведется от лица милейшего пса Шарика. Благодаря этому читатель узнаёт, что личность Шарика не имеет ничего общего с Шариковым, в которого его превратила операция Преображенского.
- Владимир Кунин, цикл «Кыся» — кот Мартын, забияка, философ и плейбой.
- Алексей Лютый, цикл «Рабин Гут» — половину книги (через каждую главу) мы видим глазами Мурзика, и он, как ни странно, не кот, а немецкая овчарка. Что ещё более странно, он в серии единственный нормальный человек.
- Алекс Экслер, «Полные записки кота Шашлыка» — кот Шашлык собственной персоной.
- Григорий Служитель, «Дни Савелия» — кот Савелий.
- Фазиль Искандер, новеллы «Рассказ мула старого Хабуга» и «Широколобый».
- Михаил Самарский, «Радуга для друга» и её продолжения — пес-поводырь по кличке Трисон.
- Николай Гоголь, «Записки сумасшедшего» — собачья переписка между Меджи и Фидель, которую читает герой.
- Олег Кузнецов, «Похождения хитрого Соленопсиса», «Однажды в кабаньем детстве…», «Бычок из консервной банки», «Тарбаганьи приключения» — от лица соответственно муравья-соленопсиса, детёныша кабана, черноморского бычка-песочника и сурка-тарбагана.
На других языках
- Гофман, «Житейские воззрения кота Мурра».
- Киплинг, «Книга джунглей» — это не только про Маугли: изрядную часть книги составляют небольшие отдельные произведения, где главными героями выступают те или иные животные.
- Эрнест Сетон-Томпсон, сборники «Рассказы о животных» и «Жизнь и повадки диких животных» — значительная часть рассказов.
- Все истории Джеймса Кервуда, где главными героями являются животные. И некоторые другие (скажем, роман «В дебрях Севера» посвящен приключениям благородного разбойника Роджера Мак-Кея и его возлюбленной Нейды, но некоторые эпизоды и даже главы поданы с точки зрения их пса Питера).
- Джордж Оруэлл, «Скотный двор» — от лица хряка, да и вообще показана жизнь животных на ферме.
- Роджер Желязны, «Ночь в одиноком октябре» — дневник лондонского пса по кличке Снафф, последний роман автора.
- Тэд Уильямс, «Хвосттрубой, или Приключения молодого кота» — фэнтези про котов; главный герой — рыжий кот по имени Фритти Хвосттрубой
- Джордж Боуэн, «Кот по имени Боб».
- Урсула Морей Уильямс, «Гобболино — ведьмин кот» — кота (вернее, ещё котёнка) Гоббелино бросила его хозяйка-ведьма, и его ждут большие приключения.
- Фрауке Шойнеманн, серия «Приключения кота-детектива» — необычный пример: кот Уинстон поменялся телом с 12-летней девочкой, и теперь ему предстоит научиться вести себя как человек.
- Джессика Цимерман, Серьял Мотье, «Дневник взбалмошной собаки» — именно то, что написано на упаковке.
- Фредерик Пуйе, Сюзи Жуффа, цикл «Дневник дебильного кота» — приключения котёнка Эдгара, которого приютила одна семья.
- Бернар Вербер, «Её величество кошка» — научная фантастика, Кошка в шоке от этих безумных двуногих — и решает действовать.
- Кэтрин Эпплгейт, «Айван — единственный и неповторимый» — Айван горилла.
- Сосэки Нацумэ, «Ваш покорный слуга кот». В этом сатирическом романе рассказчик-кот выступает как способ взглянуть на японское общество как бы извне.
- Павел Мисько, «Приключения Бульбобов» — рассказчиком в этой книге белорусского автора выступает щенок Булька.
- Терри Прэтчетт, «Как стать счастливым котом» — пособие для котов, как выбирать хозяина или укрощать собак.
- Франтишек Непил, «Я, пёс Барик» — рассказчиком в книге чешского автора выступает, собственно, пёс и его друзья-животные.
- «Водоворот» (2000) — повествование ведётся от лица умирающей рыбы, которую заживо разделывает рыботорговец.
- «Алёша Попович и Тугарин Змей» — в конце выясняется, что рассказчиком был осёл Моисей.
- «Спирит: Душа прерий» — конь Спирит. Причём весь рассказ является своего рода мыслями героя, а сам он, как и остальные животные, не разговаривает.
- «Лунтик» — в каждой серии опенинг переходит в сюжет через слова рассказчика Пескаря Ивановича: «А вот что было дальше, мы с вами сейчас и узнаем…»
- А подходит ли? Перед нами Звериный сеттинг (где местная живность развита почти как люди, а самих людей нет), да и за вычетом интро (в котором скорее принцип А что, пусть будет!) нет никаких намёков на его роль в мультсериале как рассказчика. Голос тот же, но это запросто может быть следствием экономии на актёрах которой в сериале хватает.
- «Мы с Шерлоком Холмсом» — повествование ведётся от лица (точнее, от морды) старого пса Тома, который служил напарником у Шерлока Холмса до его знакомства с доктором Ватсоном. Причём, Том рассказывает эту историю ни сколько зрителям, сколько своим многочисленным внучатам.
- «Доктор Айболит» Д. Черкасского — приключения доброго доктора и его друзей обрамлены в истории, которые повествует зрителям попугай Карудо.
- Escape from Delirium — в конце выясняется, что всю историю главного героя одна рыба рассказывает другой.
Основы |
---|
Базовые понятия | Амплуа • Анахронизм • Архетип • Атрибут • Жанр • Канон • Кодификатор/Тропнеймер • Конфликт • Мотив (Библейские • игральных карт • тела) • Ожидания от пола • Пафос • Первопример • Перипетия • Персонаж • Производное творчество • Развитие персонажа • Сеттинг • Символ • Спойлер • Сюжет/Фабула • Троп/Штамп (бесконечный троп • Буря клише/Троп на тропе • Внутримировой пример • До того, как это стало мейнстримом • Троп-бумеранг • Убитый штамп vs Вымышленный штамп vs Неубиваемый троп) • Фанаты • Цензура/Пристойность • Ценности • Экспозиция • Эпизод-фокус • Юмор/сатира
Реальность и вымысел: Будущее не оправдало ожиданий vs Мета-пророчество • Жизнь подражает искусству (Прискорбное совпадение) • История вмешивается в сюжет • Основано на реальных событиях • Отвратительная обратная связь • Реальная жизнь vs Репрезентация • Реальность нереалистична • Так всё и было (Ктулху уничтожил динозавров) • Художественная правда |
---|
Значимость ролей | Антагонист (героический антагонист • нет антагониста • смена антагониста) • Бенефис беты • Девтерагонист • Протагонист (протагонист-злодей • Протагонист-неудачник • протагонист-ребёнок • нет протагониста • фальшивый протагонист • Не требуется) • Тритагонист •
Дофига персонажей (Кто все эти люди?) vs Демографический минимализм • Очень одинокий петух • Греческий хор
Неважный важный персонаж |
---|
Хорошо и плохо | Не баг, а фича (Нарочито плохо) • Так плохо, что уже хорошо • Хорошо, но плохо • Фатальный недостаток |
---|
Направления | Классицизм → Модернизм → Постмодернизм → Метамодернизм Натурализм • Романтизм (Шкала романтизма против просвещения) • Реализм (Критический реализм • Соцреализм) • Сентиментализм • Футуризм • … |
---|
Приёмы | Версия для бедных • Выжимание воды • Дешёвая драма • Киллер-фича • Налить воды • Натяжной диалог • Отрастить бороду • Парадокс славы/Прочитать о себе книгу • Повторяющееся начало • Навязчивый рефрен • Сарказм • Четвёртая стена (опора на четвёртую стену • разрушение четвёртой стены • Четвёртая стена тебя не спасёт) * Russian Reversal
Аллюзия: Автор подмигивает • Визуальная отсылка • Копипаста • Мета-шутка • На тебе! • Оммаж • Пасхальное яйцо • Перекличка • Произведение-оммаж • Прямое упоминание
Структура: Билд-ап и пей-офф • Мопед не мой • Обрамление • Шкатулочный роман • Шоу внутри шоу |
---|
Хронология | Старше, чем грязь • Старше, чем феодализм • Старше, чем печать • Старше, чем пар • Старше, чем радио • Старше, чем интернет |
---|
Автор и ещё автор | Заимствование • Коллективное творчество • Непреднамеренное совпадение (нет, не тот) • Пародия (Эффект большой крокодилы) • Пересказ • Плагиат/Самоплагиат • Право переводчика (Канонический переводчик • Устоявшийся неточный перевод) • Совместное творчество • Эпигонство (Прицепиться к трамваю) |
---|
Автор и произведение | Автор-творец=бог-творец: Одобрение Божие • Ошибка Божия • Пожимает Бог плечами • Слово Божие • Фальшивое слово Божие (Лелуш Шрёдингера)
Авторский произвол: А я сказал — негодяй!/А я сказал — герой! • Авторский беспредел • Бог из атомной бомбы • Бог из машины vs Дьявол из машины (Ктулху из машины) • Бог-уборщик • Игра в мяч (геройский мяч • злодейский мяч • идиотский мяч) • Идиотская тайна • Подгонка под ответ • Рояль в кустах (оркестр в кустах • чёрный рояль) • Удобная потеря информации • Хронология всмятку • Художественная вольность • Что за фигня, автор?
Авторский обоснуй: • Иммунитет протагониста vs Просто они не герои • Метафизическая броня • Сюжетная броня (Спасение каноном)
Прочее: Автор пишет для себя • Автор пишет про свой возраст • Автор пишет про свой пол • Авторский набор штампов • Да я даже не старался! • Концепция изменилась (Фичекат) • Лавкрафт писал правду! • Любимец автора • Не знает сеттинга (не продумал сеттинг) • Неприязнь создателя к своему творению (Не хочу об этом вспоминать • Отречение от адаптации • Персонаж против автора vs Пигмалион против Галатеи) • Несуществующее произведение (Змеебарсук • Третий том «Мёртвых душ») • Приключения автора • Проснулся знаменитым • Синдром Джорджа Мартина (Когда б вы знали, из какого сора • Производственный ад) • Собирать отказы • Творческий кризис • Точку ставит смерть • Труднодоступное произведение • Убрать своё имя из титров • Уже не торт (синдром Савицкого) vs Теперь торт • Эффект альфы • Эффект «Реквиема по мечте» • Эффект Чуковского • Я ошибся, всё было не так |
---|
Автор и публика | Бонусы (билингвальный • для взрослых • для гениев • для местных • для пересматривающих • для современников • для фанатов (конфетка для фанатов)) • Во всём виновата Дока 2! vs Я прочёл много детективов • Время не пощадило vs Отомщено временем • Зрители — гении vs Публика — дура • Корейцы любят StarCraft vs Евреи ненавидят Вагнера vs Чхать мы хотели на гайдзинов • Конъюнктурный пересмотр/Прогнуться под фанатов • Королевский жираф/Перепиарили (Эффект завышенных ожиданий) vs Хит-нежданчик • Критики могут ошибаться/Проблема противоположных оценок (Эффект Незнайки-художника) • Локальный мем • Миллион самоотсылок • Мультики — это для детей vs Мультфильмы для взрослых — это «Южный парк» vs Мультики для детей — это стыдно vs Аниме — это жестокие порномультики • Не читайте мои книги! • Не читал, но восхваляю vs Не читал, но осуждаю • Никто не смотрит Шекспира (Гомер немного предсказуем) • Публика — сволочь • Ошибка позиционирования • Создатели перегнули палку • Фансервис (Доктор Фансервис • Мисс Фансервис (Мама Фансервис • Прекрасная старица • Ягодка опять) • Мистер Фансервис (Серебряный лис) • Профессор Фансервис • Соблазнительная монашка) vs Фан-диссервис • Целевая аудитория (Промах с аудиторией) • Эффект Стрейзанд • Американский Кирби крутой |
---|
Рассказчики | POV-персонаж • Божественный рассказчик • Болтливый рассказчик • Доктор Ватсон • Я там был, мёд-пиво пил • Ненадёжный рассказчик • Посмертный рассказчик • Скрытный POV-персонаж • Странный рассказчик (Животное в роли рассказчика • Зловещий рассказчик) |
---|
Роды творчества | Фольклор • Театр • Комплексные франшизы • Литература • Кино • Телесериалы • Мультфильмы • Мультсериалы • Манга • Аниме • Комиксы • Настольные игры • Видеоигры • Визуальный роман • Музыка |
---|
Прочее | Массовая культура • Раньше трава была зеленее |
---|