Эффект Незнайки-художника

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Меня очень не любят эстеты: Мол, какой-то он стал не такой, Мол, судьбу бунтаря и поэта Променял на колпак поварской.

»
— Андрей Макаревич

Эффект Незнайки-Художника — известная проблема зрительской оценки, родственная проблеме оценок противоположных. Суть её такова: зритель смотрит/читает произведения определённого автора одно за другим — и до поры до времени, автор «не подводит зрителя», однако в следующем произведении автор делает то, что рвёт зрителю шаблон в отрицательном значении этого слова — перегибает палку, меняет жанровые каноны, сильно ошибается с позиционированием или излишне глумится над зрителем или любимым творением зрителя, вплоть до частных случаев (над самим конкретным потребителем). После этого автор получает от некогда любимых читателей кучу негатива в свой адрес, вплоть до испорченной репутации в худшем случае или «уже не тем» в лучшем.

Если ещё проще — автор перегнул палку, а зритель, до этого сильно этого автора (или его прошлые творения) уважавший, это уважение к нему теряет. От близкородственных тропов о перегибах отличается тем, что там автор может перегнуть палку уже в первом произведении или до этого быть неуважаемым/спорным, то здесь уважение к автору ДО конкретного произведения было неслабым.

Где встречается[править]

Фольклор[править]

Литература[править]

  • Пирожок:
«

писал весёлые рассказы олег про жизнь односельчан сначала всем селом смеялись а после били всем селом

»
— Ольга Петропавловская
  • Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей» — тропнеймер. Всех коротышек Незнайка изобразил в нелепом виде, и они смеялись над чужими портретами, но страшно обижались на свои, даже рвали их и надевали Незнайке на голову. «Это Пончик? Бу-га-га, жиртрест, скоро лопнешь! Это Знайка? Гга-ха-ха, учёный осёл! А это кто? Я? Снимай портрет, а то накажу!».
  • А. Блок был одним из немногих абсолютно признанных при жизни русских поэтов. Однако поэма «Двенадцать» (и вообще поддержка автором большевиков, но на 90 % эта поэма, к тому же неудачно исполнявшаяся Л. Д. Менделеевой) отвратила от него изрядную часть былых почитателей.
    • Зато после смерти его, в основном, за эту поэму и помнят. Спросите не-филолога, что написал Блок, — чаще всего вспомнит в первую очередь «Двенадцать», а потом уже всё остальное.
    • Поэма «Двенадцать» вещь довольно неоднозначная. Маяковский ещё в статье на смерть Блока утверждал как общеизвестный факт, что ею зачитывались и красные, и белые, что многие видели в ней насмешку над революцией. В молдавской школьной программе, к примеру, она преподносится как сатира на революцию и обличение беспредела её стражей, то есть тех самых дюжин.
  • Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов) — популярнейший автор в раннем Советском Союзе, автор многих стихотворных агиток, беспощадный к врагам Советской власти. Но после 1930 года отношение партийной верхушки к нему изменилось, лично Сталин обвинил его в огульном охаивании России и русских и признал, что большевистская критика недостатков СССР переросла у него в антисоветчину. С тех пор, хоть Ефим Лакеевич с ещё большим усердием восхвалял Советскую власть, так и не добился благосклонности вождя.
  • Роберт Асприн, прославившийся своими «МИФами», решил заступить на территорию эпического фэнтези и в соавторстве с неким Эриком дель Карло написал дилогию «Варторн». Зря он это сделал. Юмора в книге не было, а без него всё происходящее оставляло ощущение тотальной бессмысленности — какие-то персонажи сражаются с какими-то другими персонажами, а потом одни побеждают других. Всё. Ни идей, ни яркой драмы, ни даже интересных сюжетных поворотов. Фанаты остались в тягостном недоумении.

Кино[править]

  • Алексей Балабанов и его «Груз-200» — до этого Октябринович считался чуть ли не единственным нормальным режиссёром едва ли не всей страной, даже теми, кто не особо по нему фанател. Более того, кому всё же зашёл Груз, не стерпели его последующие фильмы.
  • Непосредственно Витька Шамиров.

Мультсериалы[править]

  • «Южный парк» — актер, озвучивавший Шефа, оказался саентологом и ушел из сериала после серии, где высмеивалась саентология. Видите ли, нельзя глумиться над чужими убеждениями. То, что до этого сериал обстебывал другие религии, ему как-то не мешало.
  • «CatDog» — в одной из серий Пёс увлечься фотоохотой и он потом организовал фотовыставку. Сначала посетители смеялись над фотографиями, но потом узнавали в этих изображениях самых себя и тут же разозлились на Пса. Субверсия, так как, все закончилось хорошо.
  • «Байки хранителя склепа» (1993) — 3 сезон, 8 серия. Практически как у Носова. Хулиганы Брэтт и Майк отобрали альбом у юного художника Ральфа и начали смотреть рисунки. Брэтт ухохатывался с карикатур на Майка, но когда увидел аналогичные карикатуры на себя, в ярости порвал альбом.
  • «My Little Pony» — эпизод о школьницах-журналистках. Сначала смешные сплетни нравились всем, но каждый, ставший их героем, быстро менял мнение на противоположное. Ярче всех тропом сверкнула Рарити.

Аниме и манга[править]

  • Хидэаки Анно. Просто Хидэаки Анно. Этот весьма скандальный, но талантливый сукинсын после эпичного «Ганбастера» выдал еще более эпичный «Евангелион», где его люто возненавидели за адски закомплексованного ГГ, призванного олицетворять целевую аудиторию, а за слитый финал той же «Евы» режиссера завалили проклятиями.
    • Спустя годы получилось диаметрально наоборот: талант Анно оценивают исключительно по «Еве», от других его работ ждут исключительно того же, что получили от «Евы», а не получив — засирают. Правильно Анно фанатов ругал.

Видеоигры[править]

Просьба выкладывать только геймдизайнеров игровой индустрии, а не компаний-разработчиков. Потому что в компании работают разные люди, и смена руководства является нормальным явлением.

  • Самый хрестоматийный пример — Тодд Говард. Когда-то он был чуть ли не законодателем моды на RPG с открытыми мирами. А презирали данного геймдизайнера лишь фанаты старой Fallout. После провального Fallout 76 он уже приобрёл репутацию как самого плохого геймдизайнера в игровой индустрии. Теперь он стал персонажем различных мемов и насмешек. И да, купите Скайрим!
  • Питер Моленье, господа и дамы! Просто Питер Моленье. Сколько раз он обещал о самых необыкновенных геймплейных механиках вроде роста деревьев в реальном времени. Обещать то он умеет, но выполнять их, увы, нет. И ладно, с первым Fable можно потерпеть. Но с каждым разом его творчество становится хуже и хуже…
  • Моленье с его деревьями, это бескомпромисный правдоруб в сравнении с Шоном Мюрреем, который такой лапши навешал с No man’s sky…
    • Мюррей свои обещания выполнил (с опозданием правда), а до анонса игры был просто никем.
  • Кэйдзи Инафунэ, создатель франшизы Mega Man. После того, как он покинул компанию Capcom, он начал разработку своей собственной игры, которая должна стать духовной наследницей того самого Мегамена. Так появился Mighty No.9, который оказался низкокачественной подделкой на четыре миллиона долларов. И это при том, что с таким бюджетом он создал никудышную игру с отвратительной 3D графикой. Кстати, уже вышла одиннадцатая игра серии Megaman без его участия. И она оказалась отличной.
    • С другой стороны, тот же Инафунэ создал весьма неплохой платформер Azure Striker Gunvolt, который даже получил два сиквела.
  • Хидео Кодзима, который долго держал статус самого гениального геймдизайнера в мире. Известен в первую очередь как создатель серии игр Metal Gear. После выхода Death Stranding геймерское сообщество разделилось на два лагеря: те, кому не понравился продвинутый симулятор ходьбы и тех, которые считают игру гениальной. Пример с фитильком, потому что на самом деле Death Stranding является отличным произведением с глубокой идеей. Просто не каждый может переварить столь монотонный геймплей.
  • Пример из мира инди — Скотт Коутон, создатель франшизы Five Nights at Freddy's. Как же сильно расхвалили первую игру серии, называя её чуть ли не революцией в хоррор-играх. Но дальше пошло опухание сиквелов, и из фанбазы остались в итоге только школьники.

Телевидение[править]

  • В 2017 году в городе Лебедяни Липецкой области обрушился склад с соком. Тысячи кубометров напитка, которым славился город, хлынули на улицы города. Не бостонский сахарный потоп, но без жертв не обошлось. Невозмутимый Иван Ургант, узнав о происшествии, отпустил несколько шуточек, вот одна из них: «Я обращаюсь к местной администрации: это не авария, друзья, не думайте, что это авария — это удача! Не убирайте улицы! Дождитесь теплой погоды: сок начнет бродить. Падайте в лужи — и вот вам и День города!» Зам главы администрации ответил, что больше Урганта не уважает, так как он оскорбил многих лебедянцев, и не пустит его в город, хоть бы он приехал с бесплатным концертом.
    • Ещё до этого Ургант оскандалился с неудачной фигурой речи про нарезку то ли мяса, то ли салата. Больше всех обиделись украинские националисты, хотя казалось бы — Ургант слово в слово повторил их трактовку истории.
      • Потому что он продекламировал это радостным тоном, как что-то весёлое.
      • Саму по себе шутку трудно назвать удачной (вне зависимости от взглядов на соответствующие исторические события), но оскорбительно там было скорее то, как он потом извинялся.
  • Мнение Джереми Кларксона, несмотря на подачу, всегда уважалось всеми. Тем не менее, за пару идиотских высказываний его пнули с Топ Гира.
    • Очень спорно. Большинство простых телезрителей встали на сторону Джереми, в Великобритании даже проходили массовые акции в защиту звезды, его мнение осталось всё таким же весомым и популярным и своей харизмы и обаяния он ну никак не растерял.

Музыка[править]

  • Клип «Ибица» (Басков и Киркоров). Хорошо, что после ТАКОГО они додумались извиниться перед своими фанатами.
    • По мнению автора правки, далеко не фаната Баскова, Киркорова и попсы в целом, нагуглившего видео после прочтения правки выше, это так плохо, что уже хорошо.
    • Да и то КАК они извинились :-)
  • Тимати и Guf — «Москва». И так-то были не в особом почёте, но даже их фанатов возмутили строчки «Не хожу на митинги, не втираю дичь» и «Хлопну бургер за здоровье Собянина»: новая песня единодушно была признана топорной заказной пропагандой и получила миллион дизлайков на YouTube.
  • Алиса Вокс, «Малыш» — слово в слово аналогичная история.

Интернет-проекты[править]

  • Любой популярный видеоблогер рано или поздно столкнётся с этим: «до этого обзора я о тебе был лучшего мнения, атписываюсь».
    • Евгений Баженов «прославился» критическими обзорами на клюквенную игру Company of Heroes 2, хайпом на «Движении Вверх» и отметился с похвальбой спорным «Дому», «Окраине» и «Хотел бы я быть здесь».
    • Мэддисон и Мафия-2, «где надо пьяного друга Джо везти до дома».
      • Проблема противоположных оценок. По мнению автора правки, двухчасовой обзор — не простое «ха, лошки, не по истории сняли, подписывайтесь на меня».
      • Стоит отметить, что мнение своё о игре Илья изменил, и впоследствии игру даже хвалил. Особенно на фоне выхода третьей части.
    • Константин Сёмин. Когда он повествовал о деструктивном влиянии русского рока на, ни много ни мало, развал СССР, левая аудитория неловко улыбалась. Когда он затеял бессмысленную и беспощадную борьбу с фанатами и творческим наследием Бродского, параллельно вызывав взрыв популярности последнего среди антикоммунистов и даже тех, кто к Иосифу Александровичу относился нейтрально[1], левая аудитория недоумевала: как профессиональный журналист, специализирующийся на пропаганде, до такого додумался? Однако потом ему снесло крышу окончательно, и он прошёлся по видеоиграм и геймерам, а когда ему вежливо указали на ошибочность его мнения, потом ещё и поиздевался над ними в своём стриме на мотоцикле. Итог закономерен: даже идейные левые (и совсем не только заядлые геймеры!) стали от него отписываться, обвинив в том, что он льёт воду на мельницу так желающих свалить все проблемы на игры консерваторов, а коллеги по цеху вроде Дяди Джо просто смешали его с дерьмом, да и левые паблики «торжественно» объявили его действия «зашкваром года».
    • Вообще, любой блогер, начавший постить политоту, рискует попасть под троп. Причём независимо от ориентации его могут объявить п..сом, и особенно — если автор затрагивал в целом нейтральную тему и был, в большей мере, аполитичен. За примерами далеко ходить не надо — ими пестрит почти весь Ютуб.
  • Луркоморье — внезапно, инверсия. Нередки случаи, когда некто, попав на Луркоморье, читает статью, в которой зло высмеивается его точка зрения и решает закрыть сайт и больше о нём не вспоминать, но в последний момент обращает внимание на статью о его идеологических противниках или просто неприятных ему людях, ради интереса желает посмотреть, что там написано, видит там столь же злое высмеивание оппонентов, ему нравится, и он продолжает кликать по ссылкам.
  • Семён Слепаков, автор уже довольно многочисленных сатирических стихов и песен, вдруг выдал натебейку не властям, а несистемной оппозиции. Угадайте, кто теперь плохой лизоблюд-охранитель?
    • Сергей Шнуров, обгадивший уезжающих из страны в начале 2022 года, тоже, в общем, сел в лужу. В работе «по заказу» его начали подозревать немного раньше, но про Беглова было хотя бы смешно и злободневно.

Реальная жизнь[править]

  • Недавно зачисленный в «иноагенты» дьякон Андрей Кураев. Разговоры о том, что «Кураев скурвился», ходят в среде читателей его книг и ЖЖ стабильно с начала нулевых: когда он критиковал церковную и политическую оппозицию, было модно обвинять его в работе на ФСБ, когда он начал критиковать патриарха — в личной обиде на увольнение из МДА и МГУ, когда он стал критиковать государственный официоз — стало модно приписывать ему членство в «пятой колонне». А между тем мятежный дьякон всё это время оставался самим собой и всего лишь отказывался колебаться с линией партии, отстаивая убеждения, благодаря которым пришёл в церковь, и указывая на случаи, когда корректность дискуссии приносилась в жертву пропагандистским целям — неважно какой из сторон.

Примечания[править]

  1. И наоборот — этими действиями Сёмин подложил жирную свинью и тем, кому творчество Бродского просто не нравится вне контекста его политической деятельности и имиджа «антисоветского мученика». Автор правки, которая как раз относится к таким, и считает стихи Бродского глубоко вторичными и слабыми по сравнению с его им же провозглашённым учителем в лице Н. С. Гумилёва, находит очень несправедливым тот факт, что на основании нелюбви к Иосифу Александровичу и его творчеству, её записывают в «Сёминские подсосы», хотя она относилась к его деятельности скептически.