Репрезентация: различия между версиями
(Может, хватит тащить эту цитату везде?) |
(Новая страница: «{{Limited}} '''Репрезентация''' — это соотношение в художественном произведении между реальностью и вымыслом (в частном случае — в плане представленности в нём различных групп населения). Является поводом для многочисленных споров, поэтому в статье мы поста...») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Limited}} | {{Limited}} | ||
'''Репрезентация''' | '''Репрезентация''' — это соотношение в художественном произведении между реальностью и вымыслом (в частном случае — в плане представленности в нём различных групп населения). Является поводом для многочисленных споров, поэтому в статье мы постараемся дать максимально объективную оценку явления. | ||
== Женщины == | == Женщины == | ||
Тропы, связанные с женской репрезентацией: [[Бой-баба]], [[Псевдо-бой-баба]], [[Принцип смурфетки]], [[Синдром Тринити | Репрезентация женщин — показатель, стремительно меняющийся в наше время. Если в прошедшие века и десятилетия женщина могла быть героиней только в соответствии со строго заданной ролью по отношению к мужским персонажам ([[роковая женщина]], [[инженю]], верная жена и т. д., хотя иногда могла быть и [[дева-воительница]]), то примета нашего времени — это женские персонажи, не являющиеся вторичными по отношению к мужским. Для оценки такой репрезентации применяется так называемый тест Бекдел (часто — [[Bechdel test|тест Бехдель]]): это ответ на вопрос, есть ли в произведении два женских персонажа, которые хотя бы в одном диалоге ни разу не упоминают ни одного мужчину. | ||
Тропы, связанные с женской репрезентацией: [[Бой-баба]], [[Псевдо-бой-баба]], [[Принцип смурфетки]], [[Синдром Тринити]]. | |||
== Расовые и национальные меньшинства == | == Расовые и национальные меньшинства == | ||
Тропы, связанные с расовой и национальной репрезентацией: | Вопрос с этими меньшинствами ещё более щекотлив. Раньше их просто не включали в список действующих лиц. Затем, с одной стороны, появился [[штатный представитель нацменьшинства]], включаемый в основную массу персонажей, а с другой [[эксплуатационное кино|эксплуатационный жанр]] — нишевые произведения, создаваемые специально для меньшинств, в которых действуют их представители как основная масса персонажей. Сейчас стараются делать списки действующих лиц более разнообразными солянками. | ||
Тропы, связанные с расовой и национальной репрезентацией: [[Белый коп, чёрный коп]], [[Штатный представитель нацменьшинства]] ([[Штатный чёрный]], [[Штатный Ковальски]]), [[Отбеливание]], [[Неясно-смуглый]], [[Лжерусские]], [[Офицер О'Коп]] | |||
== Сексуальная ориентация == | == Сексуальная ориентация == | ||
В последние десятилетия в связи с | |||
В последние десятилетия в связи с активной пропагандой явлений, находящихся за рамками гетеросексуальной ориентации, гей-сообщество (и некоторые другие) стало требовать «репрезентации» в данном вопросе. Возникли соответствующие тропы: [[Бисексуалов и трансгендеров не бывает]], [[Штатный гей]], [[Крутой гей]]. | |||
== Общие тенденции == | == Общие тенденции == | ||
* Нишевость. Касается не только уже упомянутого эксплуатационного жанра, но и других, таких, как [[дамский роман]], и т. д. Когда произведения с героями — женщинами или представителями меньшинств выделяются в определённый жанр, интересный именно определённой целевой аудитории. | * Нишевость. Касается не только уже упомянутого эксплуатационного жанра, но и других, таких, как [[дамский роман]], и т. д. Когда произведения с героями — женщинами или представителями меньшинств выделяются в определённый жанр, интересный именно определённой целевой аудитории. | ||
* Штатные персонажи. Как вы заметили, на этой странице много ссылок со словом «штатный». Это такой способ добиться репрезентации, на отвяжись. Вот тут у нас будет штатная женщина команды. Вот тут у нас штатный афроамериканец. Вот тут у нас штатный гей. | * Штатные персонажи. Как вы заметили, на этой странице много ссылок со словом «штатный». Это такой способ добиться репрезентации, на отвяжись. Вот тут у нас будет штатная женщина команды. Вот тут у нас штатный афроамериканец. Вот тут у нас штатный гей. Никакого более глубокого характера для этих персонажей не прописано. | ||
== С другой стороны == | == С другой стороны == | ||
Масса явлений в реальной жизни не отражается в соответствущей репрезентативной доле в человеческом творчестве. И подавляющее большинство это устраивает. Например, в кино жён избивают гораздо реже, чем в реальной жизни, но даже феминистки на это не жалуются, за исключением произведений именно тех жанров, которые должны привлекать внимание к общественным проблемам. | |||
== | == Аверсия == | ||
Если в искусстве репрезентация явно централизована в своей демографии по сравнению с зрителями, то по сравнению с реальными прототипами обычно наоборот — заметно разнообразнее. То есть здоровенных роботов женщины пилотируют чаще чем реальные Апачи, простолюдины чаще становятся национальными героями чем дворяне в реальности. А если демография сеттинга будет нестандартная то и играться будет нестандартно — в Японии будет непропорционально много иностранцев. | |||
== И наконец == | == И наконец == | ||
Существует целый сектор человеческого творчества, который и не должен соответствовать критериям репрезентативности — это произведения, посвящённые пропаганде идеалов, либо же пропаганде и рекламе чего-то ни было вообще. | |||
Веками громадная часть человеческих произведений искуства воспевала возвышенные качества человеческой натуры. При этом все реально понимали, что в реальности такое встречается в тысячу раз реже, чем в творчестве. | |||
Впрочем встречались и противоположные тенденции, особенно в новейшее время. Например маркиз де Сад в своих произведениях описывал картину жизни, сильно далёкую от реальности — в реальной жизни всё не настолько плохо. | |||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} | ||
{{Nav/Стереотипы}} | {{Nav/Стереотипы}} |
Версия 20:28, 26 марта 2022
Репрезентация — это соотношение в художественном произведении между реальностью и вымыслом (в частном случае — в плане представленности в нём различных групп населения). Является поводом для многочисленных споров, поэтому в статье мы постараемся дать максимально объективную оценку явления.
Женщины
Репрезентация женщин — показатель, стремительно меняющийся в наше время. Если в прошедшие века и десятилетия женщина могла быть героиней только в соответствии со строго заданной ролью по отношению к мужским персонажам (роковая женщина, инженю, верная жена и т. д., хотя иногда могла быть и дева-воительница), то примета нашего времени — это женские персонажи, не являющиеся вторичными по отношению к мужским. Для оценки такой репрезентации применяется так называемый тест Бекдел (часто — тест Бехдель): это ответ на вопрос, есть ли в произведении два женских персонажа, которые хотя бы в одном диалоге ни разу не упоминают ни одного мужчину.
Тропы, связанные с женской репрезентацией: Бой-баба, Псевдо-бой-баба, Принцип смурфетки, Синдром Тринити.
Расовые и национальные меньшинства
Вопрос с этими меньшинствами ещё более щекотлив. Раньше их просто не включали в список действующих лиц. Затем, с одной стороны, появился штатный представитель нацменьшинства, включаемый в основную массу персонажей, а с другой эксплуатационный жанр — нишевые произведения, создаваемые специально для меньшинств, в которых действуют их представители как основная масса персонажей. Сейчас стараются делать списки действующих лиц более разнообразными солянками.
Тропы, связанные с расовой и национальной репрезентацией: Белый коп, чёрный коп, Штатный представитель нацменьшинства (Штатный чёрный, Штатный Ковальски), Отбеливание, Неясно-смуглый, Лжерусские, Офицер О'Коп
Сексуальная ориентация
В последние десятилетия в связи с активной пропагандой явлений, находящихся за рамками гетеросексуальной ориентации, гей-сообщество (и некоторые другие) стало требовать «репрезентации» в данном вопросе. Возникли соответствующие тропы: Бисексуалов и трансгендеров не бывает, Штатный гей, Крутой гей.
Общие тенденции
- Нишевость. Касается не только уже упомянутого эксплуатационного жанра, но и других, таких, как дамский роман, и т. д. Когда произведения с героями — женщинами или представителями меньшинств выделяются в определённый жанр, интересный именно определённой целевой аудитории.
- Штатные персонажи. Как вы заметили, на этой странице много ссылок со словом «штатный». Это такой способ добиться репрезентации, на отвяжись. Вот тут у нас будет штатная женщина команды. Вот тут у нас штатный афроамериканец. Вот тут у нас штатный гей. Никакого более глубокого характера для этих персонажей не прописано.
С другой стороны
Масса явлений в реальной жизни не отражается в соответствущей репрезентативной доле в человеческом творчестве. И подавляющее большинство это устраивает. Например, в кино жён избивают гораздо реже, чем в реальной жизни, но даже феминистки на это не жалуются, за исключением произведений именно тех жанров, которые должны привлекать внимание к общественным проблемам.
Аверсия
Если в искусстве репрезентация явно централизована в своей демографии по сравнению с зрителями, то по сравнению с реальными прототипами обычно наоборот — заметно разнообразнее. То есть здоровенных роботов женщины пилотируют чаще чем реальные Апачи, простолюдины чаще становятся национальными героями чем дворяне в реальности. А если демография сеттинга будет нестандартная то и играться будет нестандартно — в Японии будет непропорционально много иностранцев.
И наконец
Существует целый сектор человеческого творчества, который и не должен соответствовать критериям репрезентативности — это произведения, посвящённые пропаганде идеалов, либо же пропаганде и рекламе чего-то ни было вообще.
Веками громадная часть человеческих произведений искуства воспевала возвышенные качества человеческой натуры. При этом все реально понимали, что в реальности такое встречается в тысячу раз реже, чем в творчестве.
Впрочем встречались и противоположные тенденции, особенно в новейшее время. Например маркиз де Сад в своих произведениях описывал картину жизни, сильно далёкую от реальности — в реальной жизни всё не настолько плохо.