Главный герой — пустышка

Материал из Posmotreli
Версия от 10:20, 22 февраля 2022; 79.134.220.226 (обсуждение) (→‎Видеоигры)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.

Главный герой — пустышка (ака бледная моль) — довольно частое явление в аниме и произведениях МТА[1]. Характеризуется отсутствием интересных черт у главного героя. Описать его можно всего одним словом: «безликий». Вроде бы у него и есть какая-то биография, и он что-то делает в сюжете, но при этом незапоминающийся настолько, что если его заменить кем-то другим, то история не потеряет ровным счётом ничего. Если он красив (бывает и так) — то, каким-то образом, даже это не делает его интересным! Часто встречается у бисёнэнов, особенно в гаремниках. Очень часто в визуальных романах и симуляторах свиданий, где ключевую роль играет ассоциация игрока с главным героем. Если это не главный герой, то таких персонажей нередко добавляют в угоду репрезентации, как, например, Штатный гей.

Довольно часто бывает, что POV-персонаж именно такой, потому что он нужен автору лишь затем, чтобы показать другого важного персонажа или какие-то другие события.

Дополнительные очки, если данный персонаж ещё и неприметной незапоминающейся внешности.

Причины

Этот штамп появился в первую очередь из-за того, что стандартная подача сюжета в сёнэне часто включает в себя создание героя из человека, очень похожего на зрителя своим образом мыслей и действий. Таким образом, герой, похожий на всех зрителей одновременно, является неким «усреднённым» образом обычного школьника, не обладающего никакими интересными чертами характера, поведения и отношения в миру. Иной раз у него даже глаза наглухо зашторены чёлкой, чтобы не просматривалась и тень индивидуальности. Такой главный герой, конечно, урезает возможности создания интересного сюжета, но при этом обеспечивает стабильный поток телезрителей, которым проще симпатизировать подобному персонажу.

Не менее важным фактором в формировании штампа является тот факт, что многие аниме снимаются по визуальным романам и эроге, в которых «пустой» главный герой нужен не только для простоты восприятия, но и для создания игры вообще: неочевидные тараканы в голове главного героя мешали бы процессу «завоёвывания» девушек.

Иногда в литературе автор предпочитает описывать похождения основного, крутого персонажа с точки зрения персонажа пустышки(например Холмс и Ватсон) что позволяет сохранять интригу до конца произведения, ведь несмотря на то, что крутой персонаж уже давно все понял и действует, пустышке, а вместе с ним и читателю, остается только догадываться о происходящем.

Как обойти

Ну, кроме очевидного решения — взять и сделать нормального героя. Если имеем дело с неветвящимся сюжетом, то есть манга/аниме/кино/игры с линейным сюжетом…, то никак, герой — такой, как его показывают один раз, и другим он быть не может. В играх, где выбор игрока реально на что-то влияет, чуть больше возможностей: героя вполне можно наделить широким набором малозаметных и малозначимых черт, при этом не теряя похожесть на всех зрителей одновременно. Скажем, кто из нас не рисовал в детстве, или не взял пару нот на произвольном музыкальном инструменте, или не получал травму при неудачном падении, или не написал пару рифмованных строк (а кто не написал, тот точно написал пару согласованных строк программного кода)?… В зависимости от выбора игрока, герой вполне может развиваться, исходя из прошлого жизненного опыта. То есть, у персонажа жизнь была и до событий произведения, вполне конкретная, но исходя из неё есть предпосылки для самых разных занятий, и в каждом из этих занятий одни изначально малозначимые черты будут раскрываться и развиваться, а другие — выпадать из истории.

Разумеется, что как ни изворачивайся, а такой подход не поможет создать яркого и харизматичного героя, но хотя бы он не будет действительно пуст, как будто в минуспервый день игрового времени вышедший из инкубатора.

Где встречается

Примеров слишком много. Пожалуйста, вносите сюда только те из них, которые примечательны хоть сколько-нибудь необычной игрой

Литература

  • М. Е. Салтыков-Щедрин:
    • «Господа Головлёвы» — Павел Головлёв.
    • «История одного города» — градоначальник Пфейфер, о котором сказано лишь то, что, ничего не свершив, он был сменён за невежество. Это тем более неожиданно, что остальные глуповские градоначальники — довольно колоритные фигуры, и многие из них успели наломать немало дров.
  • Айзек Азимов, цикл о суперкомпьютере Мультивак, рассказ «Выборы». Выборы здесь упрощены до того, что компьютер тупо выбирает самого обычного человека из всех обычных людей. Выбор падает на ГГ, и он решительно не понимает, почему вся семья так радует и гордится, что муж/папаша оказался самой заурядной заурядностью из миллионов. Правда, он, как воплощение всего народа, имеет право в одиночку решить исход выборов. Сделать выбор ему, правда, всё равно нельзя. Суть выборов в том, что компьютер просто считывает с мозга ГГ его мнение, а о чём оно должно было быть, герой даже не знал.
  • Кир Булычёв, «Глубокоуважаемый микроб» из гусляровского цикла (да и вообще сам цикл) — Корнелий Удалов средний, ничем не примечательный человек. Именно поэтому его приглашают от Земли на межпланетный Съезд Обыкновенных Существ, утверждающий, что именно на таких «средних» держится Вселенная, и во многом именно поэтому Корнелий раскрывает заговор паразитов.
  • «Колесо Времени» — Перрин серьёзный и добродушный, но не особо сообразительный (однако он постоянно, порой даже мучительно рефлексирует и сомневается), Мэт — азартный игрок и бабник, который всегда может выкинуть что-то неожиданное… а теперь назовите отличительные черты характера главного героя Ранда ал’Тора. Ранд похож сразу на всех стереотипных молодых парней, «проведших детство в каком-то Зажопинске, а теперь вступающих в жизнь и открывающих для себя мир» — и, полное впечатление, от того, что карта легла необычно и Ранд оказался великим Избранным, в самом Ранде ничегошеньки не поменялось. Даже когда Ранд кем-то руководит (и жёстко руководит!), всё равно сохраняется ощущение, что Ранд только «отыгрывает среднестатистически-штампованного Великого Героя и Правителя», о которых ему в детстве рассказывали сказки, а ничего СВОЕГО в эту свою «роль» не привносит.
    • Возможно, впоследствии поэт и воин — по крайней мере, в Четвёртую эпоху по рукам ходят поэмы, приписываемые ему.
  • Не имеющий отношения к аниме, но показательный пример: эпопея «Отзвуки серебряного ветра» Эльтерруса, где героев много и они все — пустышки (кроме Марти Стью у руля «хорошей» фракции). Пустышками они сделаны точно так же намеренно, ради ассоциации читателя с ними и более эффективной трансляции идей автора ему в мозг.
  • «Ловушка» из цикла «Одиссея сыщика Гурова» — Качалин. Деконструкция: подробно, трагически показано, что чувствует и переживает такой вот «человек без ярких черт и бурных страстей, если чем всех и поражающий, то своей заурядностью».
  • Уильям Тенн, рассказ «Нулевой потенциал» — педаль в асфальт.

Кино

  • «Спортлото-82», главные герои — романтическая пара в исполнении Альгиса Арлаускаса и Светланы Амановой. Фильм Гайдая явно был нацелен на повторение успеха дилогии про студента Шурика. Снова комедия положений про приключения наивного, но смелого студента с романтической линией на юге (даже снималось там же, где и «Кавказская пленница»). Но теперь уже в исполнении Арлаускаса, т. к. Демьяненко давно вышел из студенческого возраста, да и амплуа осточертело. Но попытка явно не удалась. Про героев Альгиса и Светланы можно сказать примерно ничего. В главных ролях они больше не снимались.
    • Но Аманова, поднабравшись опыта, сделала неплохую карьеру в театре, где сыграла, в частности, и множество главных ролей, и сыграла прекрасно. А вот кинокарьера у неё не задалась, во всех своих фильмах она какая-то «чисто функциональная, и не более того».
    • Арлаускас в «Спортлото-82» душевен (актёр ОЧЕНЬ темпераментен, внутри него горит свой собственный огонь!), но слишком заметна натужная попытка «ломать из себя Шурика 2.0, Шурика восьмидесятых». Видимо, именно этого от Альгиса и требовал главный режиссёр.
  • «Майор Гром: Чумной Доктор» — главгерой, майор Гром. Кто он вообще такой? В чём его мотивы? Почему он такой козёл и ненавистник дверей правил? Почему он живёт в халупе с гнилым яблочком в холодильнике и без двери в сортир? Смиритесь, ничего этого нам не расскажут.
  • «Sicario» — занятная игра с тропом. Главная героиня Кейт всю дорогу строит из себя «рыцаря в сияющей броне», что побеждает жестокость и беззаконие с помощью доброго слова и уголовного кодекса. Но чем дальше в лес, тем сильнее её метания кажутся мышиной возней на фоне настоящей работы, грязной и неблагодарной, которую делают Мэтт и Алехандро. В финале, когда реальность рушит все её идеалы и воздушные замки ей остается только последовать совету бывшего прокурора и уехать куда подальше.
  • «Зелёный шершень» (перезапуск 2011). Супергерой — богатенький наследник, придурковатый и заурядный человек, всю работу за него выполняет напарник. Субверсия: герой на протяжении фильма растёт над собой — само решение быть не просто хулиганом, а супергероем дорогого стоит — и оказывается достаточно силён, чтобы победить настоящих злодеев. В герое даже кое-какие суперсилы пробуждаются, лишь немногим более слабые, чем в его напарнике!
  • «Вторжение Заркора» — главный герой стал главным именно потому, что представлял собой ровно середину. То есть половина человечества справится с поставленной перед ним задачей лучше, другая половина — хуже.
  • «Идиократия» — главный герой как раз представлял собой образец заурядности, но, попав в будущее, на фоне окружающих оказался настоящим гением.
  • «Под Сильвер-Лэйк»: всё, что мы знаем о главном герое Сэме — он молодой бездельник, снимающий студию в районе Голливуда и целыми днями занимающийся ровным счетом ничем. Да, появление и исчезновение соседки Сары выводит его из вегетативного состояния, но даже так, погружаясь в жуткую вневременную атмосферу бесконечных вечеринок, он действует словно во сне, ни с того ни с сего избивая обгадивших мусором его машину подростков или убивая композитора. Даже раскрытие тайны исчезновения Сары и счастливое возвращение в наш мир ничего не меняет — он не в состоянии платить за квартиру и просто переезжает к молодящейся соседке напротив.
  • Tall Girl — несмотря на то, что весь фильм крутится вокруг переживаний главной героини, кроме как «она высокая» о Джоди Крейман сказать нечего. У девушки отсутствуют какие-либо интересы или таланты, нет отличительных черт характера. Даже её финальная речь, в которой Джоди восхваляет саму себя, сводится к «я высокая». На редкость плоский и картонный персонаж.
  • «Мортал Комбат» (2021) — почти эталон. В придуманном для фильма главном герое Коуле Янге нет абсолютно ничего интересного. Вообще. Если взятые из игр персонажи стараются показать хоть что-то, Янг тупо… есть, и непонятно, зачем он вообще нужен в сюжете. Ближе к концу фильма неуклюже показали, как он «раскрыл свою тайную силу, поверил в себя — и давай, с одобрения Рэйдена, руководить другими героями, а все герои мгновенно признали Коула в этом новом качестве!». Как говорится, вот тебе и здрасьте.
    • Режиссёр Маккуойд говорил: «Янг — это как бы „Глаза зрителя“, специально, чтобы ознакомить с франшизой ту часть публики, которая до этого дня вообще ничего не знала о МК! Задача была именно в том, чтобы любому (!) зрителю легче было ассоциировать себя с протагонистом. Ни один „герой из игр-первоисточников“ для этой миссии не годился — в файтингах ВСЕХ героев делают броскими». То есть была предпринята осознанная, преднамеренная попытка создать «сияющий эталон тропа». В результате многие зрители просто не просекли фишку.
    • Харизматичный, умелый (и в актёрском и в бойцовском смысле), душевный и просто красивый актёр Льюис Тан из кожи вон лезет, стараясь как-то оживить заведомого пустышку и штампованного «хорошего, добросовестного, но до поры не очень везучего парня». Как может, норовит сделать его «бытово узнаваемым», наделить «мыслью во взоре», прожить персонажа, утеплить его и т. п. Но так и видится режиссёр Маккуойд, стоящий над душой у актёра и то и дело его одёргивающий: «Льюис, опять ты за своё! Помнишь, что я тебе говорил?.. Коул не должен быть слишком ярким! Ярких героев в фильме и без него хватает. Помнишь, ЗАЧЕМ в этом сюжете Янг?? Посредник между „свеженьким“ зрителем и франшизой! Вот и не тяни на Коула одеяльце!». В результате имеем то, что имеем…
  • «Кровь и шоколад» — Вивьен. Если интерес к ней вожака оборотничьей стаи еще понятен — она сбежала в Румынию из США, а поэтому добавит стае новые гены, то с чего вдруг в эту инертную и нерешительную девицу влюбился вольный художник — тайна покрытая мраком (откровение у холодильника: он что, любит ощущать себя лидером, «тем, кто ведёт», ничего существенного ради этого не предпринимая?!). Сама оборотниха весь фильм ведет себя максимально инертно и тупо плывет по течению, не желая принимать самостоятельно ни одного решения.

Телесериалы

  • Lexx — уборщик Стенли Твидл, чей образ утёр бы нос чеховским и гоголевским типажам. Скучная стареющая посредственность, неудачник и слабак, но не подлец. Однако как это вписывается в космическую эпопею педалирующего в асфальт психодела!
  • Одна из серий «Улиц разбитых фонарей» так и называется — «Моль бледная». Для главной героини (злодейки) серии звёздным стал час, когда её пришли арестовывать.

Аниме и манга

  • «Меланхолия Харухи Судзумии»: Кён — герой, как он сам считает, слишком обычный даже по меркам обычных японских школьников. При этом события, происходящие с героем, очень контрастируют с его показной «нормальностью», но быть «обычным японским школьником» он ни на мгновение не перестаёт. Аверсия: его «обычность» — показная, как и цинизм (не был бы настолько молод — был бы стопроцентным рыцарем в ржавых доспехах). Действительно заурядным человеком не заинтересовалась бы Харухи, в конце концов. В нём есть место и романтизму, и благородным порывам, а уж сила воли у него на зависть многим — но всё это тщательно скрыто под демонстративным «я обычный человек, блин блинский, отвалите все от меня». Тому виной двойное разочарование: сначала в том, что в мире нет никаких тайн и приключений, а потом — в том, что тайны и приключения очень даже есть, но от них одни неприятности.
    • Хотя если приглядеться, Кён в этих историях только рассказчик и POV, а главная героиня сама Харухи.
      • Что не совсем правда: Кён в центре любого приключения, хоть сам и не считает себя главным, а вот Харухи в трех четвертях из них вообще не участвует. И решения за всю компанию, включая Харухи, иногда принимает именно он.
    • Некоторые фанатские теории подвергают сомнению официальную трактовку событий, вплоть до объявления Харухи пустышкой, а Кёна — настоящим заказчиком чудес.
  • Number Girl — суть произведения. Главные героини — начисто лишенные индивидуальности 16 девочек-клонов, пытающиеся под наблюдением инструктора развивать самостоятельные личности.
  • Princess Connect: Re-dive — изящный стеб режиссера над типичными попаданцами и требованием студии создать максимально близкого каждому игроку в оригинал героя. Когда-то Юки действительно был Героем, сражался, терял и превозмогал, но в этом воплощении чуть сильнее хряпнулся головой о землю и стал почти бессловесным идиотом. медленно восстанавливающим былые навыки боя, но личностно так и остающийся на уровне малыша.

Видеоигры

  • Большинство классических RPG старой школы. Если не сильно оригинальничать – на старте получите средненького персонажа с усреднёнными способностями и прикрученной «для галочки» биографией (одной из стандартных), которая ни на что, кроме пары статов и/или перков не влияет. Прокачивать его, делать уникальной личностью и раскрывать его характер предстоит вам по ходу игры.
  • Аналогично и классические шутеры от первого лица, только там и раскрывать никого не выйдет. Вот что мы знаем о Думгае? А о Гордоне Фримене?
  • Planescape: Torment: Безымянный, пробудившийся в начале игры в морге — пустышка. У него нет знаний или убеждений. Но тут есть порядочный обоснуй: он пережил множественную потерю памяти, сопровождающуюся распадом личности на несколько других личностей. Или тел. Или душ.
  • Mass Effect 2 — Джейкоб. Он просто штатный негр, вот и всё, что можно о нём сказать. Самый скучный персонаж среди напарников, за что его заслуженно никто не любит.
    • Тогда что он делает в этом тропе, если он не главный герой?
  • Manhunt, часть первая. Игрок не знает даже, за что был осужден Джеймс Эрл Кэш. Бандюга и бандюга, тем более — актёр-марионетка для снафф-фильма. Но чем дальше в лес, тем больше сопереживания заявленному мерзавцу.
  • GTA III — главный герой не имеет ни голоса, ни внятного имени, ни мимики. Все, что он может сделать на эмоциях — это показать известный жест машине, которая чуть его не сбила. И да, его камео в San Andreas проливает свет лишь на две вещи: его имя, возможно, Клод, и он хорош с девушками, даже будучи за рулем.
    • GTA 1, London (обе части) и Online. Там главного героя можно выбрать или создать, и индивидуальности у него нет вообще.
      • GTA 2 — аверсия. Несмотря на то, что в процессе игры главный герой не особо показывает характер, короткометражный фильм по игре (официальный, причем) хорошо показывает, что у главного героя он есть.
  • The Elder Scrolls — педаль в пол, поскольку любое действие вашего персонажа выполняется вами же. Любая фраза в диалоге, любое телодвижение — с вашего позволения. Главный персонаж — это просто модель, создание которой является важной фишкой серии, но дальше этого — ничего. Проблема лишь в том, что квесты, зачастую, совсем не вариативны, но это уже иная история.
  • Hollow Knight — главный герой — идеальный Полый рыцарь, пустота Бездны, заключенная в оболочку, у него нет ни эмоций, ни желаний, ни чувств. В случае победы над Лучезарностью он сбрасывает оболочку и снова становится частью пустоты.
  • В «Need for Speed: Heat» за такого приходится играть и в отличии от конкурирующих серий кастомизировать его не дают, ограничиваясь выбором из десяти «скинов» и сменой одежды.
  • Far Cry 5 — главный герой кастомизируемая безголосая «ходячая камера».

Визуальные романы

  • «Бесконечное лето» отличается от большинства других визуальных романов тем, что, во-первых, там главный герой намеренно делался как перенос на отечественную почву этого штампа жанра (даже его имя Семен происходит от мема «Семён Персунов», от английского same person — аноним, который на форуме выдаёт себя за разных людей). Во-вторых, его безликость постепенно уменьшается за счет всех приемов, перечисленных выше, а его духовный рост и преображение становятся основой сюжета, что во многом может служить примером преодоления этого тропа.
  • Kimi to Kanojo to Kanojo no Koi. Собственно, Шиничи всегда не только описывается, но и описывает себя максимально безлико. Дальше педаль утапливается в пол, потому что незначительность протагониста понимают в целом обе девушки, а одна из них напрямую влюбляется в Тебя, игрока, и считает Шиничи лишь необходимой игрой прослойкой. А в истинном финале и сам протагонист понимает свою природу и дает голос непосредственно Тебе.
    • Там же примечательная инверсия тропа. Личность Миюки условно генерируется заново отдельно из вопросов и уникальных чисел, так что потенциально игра содержит более девяти миллиардов вариантов — еще долго у каждого Тебя, игрока, будет твоя и только твоя Миюки.

Прочее


  1. А иногда аниме делается по ранобэ с японских самиздатов, поэтому не редко получается комбо: аниме, над первоисточником которого работал МТА.