Плевать мы хотели на басню!
« | ...Библия ценна и как художественное произведение — содержит много прекрасных стихов и прозы, а исторические книги Ветхого Завета весьма интересны как эпос: их можно читать как отличное тёмное фэнтези. А «Апокалипсис» способен утереть нос Лавкрафту! | » |
— Посмотрельник о том, почему мы можем игнорировать библейскую басню |
Это произведение любят за многое, но его мораль… вещь не столь однозначная. Она может быть вполне хорошо прописанной, но будет просто неудобной или устаревшей. Она может быть нарочито приписана и попросту конъюнктурна. Но при всём этом — остальное множество деталей будет столь качественно и интересно, что произведению простят эту ненужную басню и прямо скажут «Да плевать мы хотели на его басню!».
И такое произведение будет популярно, у него будет крепкая фанбаза, но попытки приписать фанатам точку зрения авторов будет воспринята, зачастую, в штыки. Также может породить тропы Болеть за Империю, Мелькор был хорошим и Профессор был неправ. А если такие фанаты возьмутся делать адаптацию, то их лозунг превратится в «Нафиг идеологию!».
Близкое понятие — отделять творца от творения: когда плевать хотели на жизнь автора, а не на смысл, заложенный в произведение. Не путать с тропом «Это не басня!» — если в произведение не закладывал басню сам автор, но публика рассудила иначе. Инверсия тропа — когда плевать на басню хотели те, кто с ней согласен, но считает, что само произведение идею только позорит.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Собственно, пример из эпиграфа. Какой бы веры ни был читатель или слушатель, его в равной степени может восхитить с художественной точки зрения текст Писания. Или церковной службы, как было с послами князя Владимира.
- Мифология, зачастую, удостаивается интереса именно с художественной, а не морально-этической точки зрения — сильно уж устарели эти нормы.
- Младшая Эдда написана христианином Снорри Стурлусоном, и в неё включены стихи из Старшей Эдды. В богов, которых прославляют эти легенды и песни, Снорри не верил, а вот в то, что это важное наследие его предков — ещё как!
- Артуриана, просто артуриана. Кто ещё помнит, что король Артур вообще-то валлиец, насмерть сражавшийся против англичан? (а это единственное, что из легенд о нём исторично!) Тех самых, которые сделали его и своим народным героем, потому что крутой король всем нравится. Хотя изначально легенды о крутом короле, который задавал проклятым сассанахам жару и может повторить, сочиняли бритты и валлийцы именно в пику англосаксонскому владычеству.
Литература[править]
- В. В. Маяковский удостаивался внимания и уважения со стороны совершенно различных по политическим взглядам читателей — больно завораживали талантливые стихи, а на откровенно революционно-коммунистические взгляды можно глаза и закрыть. Но главное, для советской эпохи Маяковский стал создателем, как сейчас сказали бы, мемов. Его крылатые фразы въелись в массовую культуру. Поэтому даже те, кто с коммунизмом борются, нет-нет да процитируют на свой лад «левой, левой, левой», «будь я и негром преклонных годов», «ешь ананасы, рябчиков жуй», «я достаю из широких штанин», «одному — бублик, другому — дырку от бублика, это и есть демократическая республика», «Х жил, Х жив, Х будет жить»… А большинство таких крылатых фраз — именно из его политических стихов, потому что именно там он касался чего-то интересного.
- Г. Ф. Лавкрафт — человека выдающегося таланта и… столь же выдающейся ксенофобии, что отражалось в творчестве — например, в известной повести «Морок над Иннсмутом», где описан ужас перед — буквально — людьми сомнительного происхождения, особенно же в рассказе «Кошмар в Ред-Хуке»). Тем не менее, по настоящее время лавкрафтианские ужасы пользуются популярностью, а взгляды автора закономерно игнорируются.
- Кто там говорил, что надо отделять личность автора от его творчества? Всем бы хороша была изложенная выше точка зрения, да вот только белый человек в мире Мифосов — ничуть не меньшая, а то и большая сволочь, чем пугающие иностранцы. Грубо говоря, если расизм и есть, то он заключается в том, что у каких-нибудь туземцев на многие вещи просто «ума не хватит», а вот у вполне себе белых абсолютно мейнстримных американцев и европейцев в большинстве рассказов как раз хватило. Ладно-то аборигены Полинезии, что с них взять; но вот капитан Обед Марш, да и львиная доля населения Иннсмаута, которая за золото готова спать с хтоническим чудовищем… а описание сельского быта Новой Англии (с намёком на инцест и тому подобные стереотипчики) — это, должно быть, гимн превосходства белой расы? Не говоря уже о том, что зачастую лирического героя «обслуживают» мало того что по расистским меркам «свои», так ещё и родственники (!) разной степени дальности. Лавкрафт, скорее мизантропом был.
- Ага, игнорируют — с премии имени Лавкрафта убрали бюст Лавкрафта, потому что он, видите-ли, расист.
- Хроники Нарнии — некоторые, в частности автор правки, ценят эти книги как хорошее фэнтези, но одновременно косо смотрят на встроенную в них прохристианскую агитацию. Некоторые вообще этой агитации не поняли и не распознали.
- Творчество Толкина точно так же ценят и имморталисты. А вот в луддизме упрекать Толкина некорректно, он ближе, скорее, к экологическому движению.
- Да и судя по обилию фанфиков с идеей «Профессор был неправ» и «Мелькор был хорошим», немалому числу людей, категорически не согласных с басней, понравился сам мир. Как выразился Кирилл Еськов: «Театральные декорации показались мне много величественнее и интереснее той пьесы, что в них разыграна».
- То же самое и с циклом «Гарри Поттер»: очень многим понравился сам волшебный мир, но категорически не понравились мораль и обращение автора с персонажами.
- Для одних Ф. Ницше — спорный философ, для других же — мастер «поэзии в прозе».
- А вот с Афанасием Фетом случилась инверсия: прогрессивно мыслящее общество (а тем более критики) ждало бичевания злободневной злободневности, а получило
беззубуюбезглагольную лирику. Как подсветил Достоевский: «Не знаю наверно, как приняли бы свой „Меркурий“ лиссабонцы, но мне кажется, они тут же казнили бы всенародно, на площади, своего знаменитого поэта, и вовсе не за то, что он написал стихотворение без глагола, а потому, что вместо трелей соловья накануне слышались под землей такие трели, а колыхание ручья появилось в ту минуту такого колыхания целого города, что у бедных лиссабонцев не только не осталось охоты наблюдать „В дымных тучках пурпур розы“ или „Отблеск янтаря“, но даже показался слишком оскорбительным и небратским поступок поэта, воспевающего такие забавные вещи в такую минуту их жизни». - Книги Дж. Оруэлла «1984» и «Скотный двор» написаны как критика «тоталитаризма в вакууме» в целом, и в частности как «На тебе!» в сторону Великобритании[1] и Советского Союза с советским же тоталитаризмом соответственно. Однако люди вне зависимости от политических взглядов иногда отсылаются к этим книгам, говоря о примерах наглой лжи, лицемерия и циничной пропаганды.
- Цитаты Гитлера и Геббельса о наглой лжи тоже подходят под описание тропа.
Кино[править]
- Многие люди, отрицательно относящиеся к коммунистической идеологии, любят старые советские фильмы, даже с явно идеологическим посылом.
- «Звёздные войны» — как в самих фильмах, так и в значительной части произведений по франшизе чётко обозначено, что джедаи и республиканцы хорошие, а ситхи и имперцы плохие. Но многих привлекает в эту вселенную её хорошая проработанность и эстетика, а не моральные посылы, и среди фанатов ЗВ много тех, кто не считает «светлых» полностью хорошими или даже болеет за «тёмных».
- Фильм «Рождение нации» (1915). Глубоко расистский, и не только по нынешним политкорректным, но даже по тогдашним временам. При этом — выдающееся произведение, которое изучают в киношколах.
- Увидев «Броненосец Потёмкин», Геббельс очень высоко его оценил как пропаганду на уровне искусства (и тут же запретил).
- Да и на Западе высоко ценят и Эйзенштейна (причём особенно пропагандистский «Броненосец», в то время как в России скорее вспомнят «Александра Невского» и «Ивана Грозного»), и Дзигу Ветрова, и, в отличие от Геббельса, не запрещают, а изучают, не обращая внимания на басню.
- Творчество Лени Рифеншталь, конечно же. Кино, безусловно, пропагандистское и пронацистское, но настолько хорошо и качественно снято, что даже глубоко антифашистские авторы могли найти здесь интересные ходы и вдохновение.
- Пересмотрите концовку первых «Звёздных войн». Джордж Лукас, даром что выпускник киношколы, скопировал там композицию торжественного митинга из «Триумфа воли» Рифеншталь. Да, повстанцы устроили праздник в духе нацистов, потому что плевать нам на басню, выглядит круто же!
- Троп русские любят клюкву: в голливудских фильмах нашего брата вечно выставляют клюквенным злодеем или хотя бы клюквенным варваром. Это не особо мешает нашим киноманам смотреть и любить бондиану, «Рэмбо 3», «Рокки 4», «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа». А «Красную жару» вообще любят именно за это!
- Инверсия тропа: от мультфильма «Дети против волшебников» в большинстве своём отвернулись даже верующие и патриоты. Они с басней, может, и согласились бы, но фильм так ужасен, что плевать на неё.
- Не согласились бы. Те священники, что высказывались о картине негативно, подчеркивали крайне сомнительную для православных мораль (вроде некой «русской защиты», которой лишена «загнивающая Европа»).
Мультсериалы[править]
- Рыжик и Ёжик — сей мультсериал является пропагандой военных сил КНДР для маленьких северо-корейских детишек. Однако когда данный мультсериал просочился за границу, он стал пользоваться популярностью у взрослых. Ведь оказывается-то мультсериал имеет интересный сюжет и слезогонную драму.
Аниме, манга, ранобэ[править]
- «Ублюдок FFF ранга» — внутримировой пример. Всё попадание — не случайность, а намеренный «урок», после которого вернувшийся на землю герой должен обрести не только силу, но и особое мировоззрение; произведение, пройти которое нужно определённым образом. Вся история строится на том, что главный герой, формально выполняя те или иные задачи, начисто и намеренно игнорирует заложенную в приключение мораль — а «преподавательский состав» пытается заставить его всё-таки прогнуться под систему.
Видеоигры[править]
В целом — сама возможность играть за враждебную/злодейскую сторону и/или против родной страны (например, в стратегиях по реальной истории). Как правило, игроков это не смущает, а некоторым даже нравится взглянуть на ситуацию с другой стороны.
- Модификация The New Order: Last Days of Europe для Hearts of Iron IV — многим фанатам, особенно из России, чужды некоторые посылы авторов, особенно о невозможности мести за злодеяния нацистов, из-за чего неоднократно вспыхивают конфликты между западной и русской частью комьюнити.
- Строго говоря, там немного пограничный случай. Превращение глобальной стратегии с гигантскими фронтами, миллионными армиями и ядерной гонкой в кликание по событиям с рефреном «война — это плохо, понятненько?», где танковые марши на ненавистного врага (не говоря уже о попытках применить ядерный арсенал) в итоге караются гейм овером? Понятненько-то, конечно, понятненько; вряд ли стратегоманов можно записать скопом в упоротые милитаристы… да вот только сама идея реализовать подобную, пусть и вполне одобряемую басню на движке стратегии, посвященной войне и непременным ядерным бомбардировкам в эндшпиле выглядит как-то странно.
- The Last of Us II — игроки, равнодушные к «повестке», неоднократно вступали в конфликт с критиками на базе того, что та не играет ключевой роли, и игра прекрасна/ужасна не этим[2].
- Life is Strange 2 — если не обращать внимания на идеологическую составляющую, сама история довольно интересна.
- Игры по сценариям Тома Клэнси, особенно воплощающие троп «Медведь снова зол» (первая Ghost Recon) — плевать русские геймеры хотели на то, что играть приходится за бравых американцев, спасающих мир от российской угрозы.
- Да почему же. Подобные игры для подобных людей — тот неловкий момент, когда очередной проигрыш заставляет радоваться, а не злиться.
- Серия Command & Conquer: Red Alert — даже учитывая откровенную пародийность, игры про злой СССР получили популярность не только у аполитичных россиян, но и вполне искренних коммунистов — бравый пафос и советская сверхнаука перекрывают карикатурность генералов.
- Да и сам «СССР» сделан гораздо более душевно, чем унылые союзники. Один только Crazy Ivan чего стоит, не говоря уже о кибер-паучках, заставляющих вражескую технику пуститься в пляс или кракенов с анимацией «я твой корабль палуба шатал, трубы дёргал, пушка отрывал». Ну и телепат Юрий, конечно же.
- Туда же World in Conflict и Call of Duty: Modern Warfare. Опять эти evil russians? Да, но, черт возьми, насколько же они круты.
- Проблема противоположных оценок: вообще-то evil russians в Modern Warfare очень многих игроков выбесили. Опрос в доказательство.
- Тут важен момент с тем, о каком Modern Warfare идёт речь, если о трилогии — то её вполне любят, а вот перезапуск 2019 года вполне заслуженно ненавидим (опрос был именно про него).
- Проблема противоположных оценок: вообще-то evil russians в Modern Warfare очень многих игроков выбесили. Опрос в доказательство.
- Аверсия с Company of Heroes 2. Накала клюквы про Гулаги и рабы не выдержали даже аполитичные геймеры; из-за скандала продажи игры в стране свернули.
- Frostpunk. Игра хорошая, а свою мораль про «нужно оставаться людьми» оставьте для менее апокалиптичных сетингов.
- Prototype — вторая часть своей судьбой очень напоминает The Last of Us. Геймплейно она заметно интереснее предшественницы.[3] Часть фанатского коммьюнити простила ей за это сомнительные сценарные находки типа: «Старый герой Мерсер отныне плохой. Вот вам страшный негр — убейте им Мерсера!»
- Celeste — ну и подумаешь, что главная героиня является трансгендером, которая на протяжении всей игры борется с тараканами в голове. Немалая часть игроков и вовсе считает, что сюжет тут мягко скажем так себе, для галочки. Зато игру полюбили в первую очередь за игровой процесс. Отличный хардкорный платформер, который понравился сообществу спидраннеров.
- Главная героиня не являлась трансгендером, пока не рехнулся трансгендеризмом сам автор игры. Это реткон в чистом виде, так что неудивительно, что игроки отрицают такое «нововведение».
Настольные игры[править]
- Warhammer 40000 — в сеттинге нет «светлой стороны», но даже у самых отмороженных рас и фракций есть множество фанатов, ценящих их эстетику. Примечательно, что даже среди полков Имперской Гвардии, которые в целом состоят из относительно нормальных людей, наиболее популярен бесчеловечный, но крайне атмосферный Корпус Смерти Крига.
Музыка[править]
Отделение творца от творчества в музыке особенно распространено. Ведь музыка как таковая — искусство абстрактное, никакого посыла не несёт (разве что настроение), он в лучшем случае есть в текстах, а то и просто в заявлениях музыкантов (из-за чего иногда получается троп Евреи ненавидят Вагнера). Многие фанаты умудряются отделять ещё и песню от её смысла.
- Явление распространено среди фанатов панк-рок групп — энергетика панка привлекает множество людей, а идеология — это лишь для разжигания этой энергии.
- Можно любить блэк-металл — и не быть сатанистом.
- Аналогично, можно любить NSBM и не быть неонацистом.
- Том Арайя, вокалист Slayer, — христианин, при том, что тексты, которые ему пишет Керри Кинг, — атеистические и богоборческие. Но работа есть работа, а дружба есть дружба!
- Своеобразное развитие тропа — использование произведения, где нет басни или басня другая, в качестве своей басни.
- Амбивалентная песня: разные стороны конфликта используют одну и ту же мелодию для своих песен. С прикрученным фитильком, когда текст всё-таки переписывают.
- На протестных митингах вечно крутят песню «Кино» «Хочу перемен» (которая по тексту — о заевшем однообразии, а не о политике), а то и «Я свободен» Кипелова (это вообще песня о разводе) или «Я не сдамся без бою» «Океана Ельзи» (песня о любви — ну тут хоть автор протест поддерживал). Во всех этих случаях бунтари помнят только припев и плевать хотели на басню в остальном тексте.
- Работает и в обратную сторону: канал «Россия-24» использовал отрывок песни «Аквариума» про поезд в огне — «Эта земля была нашей… пора вернуть эту землю себе» в репортаже про Крым. Гребенщиков, обычно аполитичный, даже сам возмутился и напомнил, что басня вообще-то совсем про другое.
- Скандал разразился лет 10 назад: церковный хор, вопреки желанию руководства, пожелал спеть песню Джона Леннона Imagine. Ну, знаете, ту, где «Представь, что рая нету, и ада тоже, над нами пустые небеса, представь, что нет никаких религий».
- Никакой политики, никакой религии: ABBA — Happy New Year. Классическая песня про Новый год, которую ставят каждый раз как праздничную и в которой, ну знаете: «Вот мы с тобой чувствуем себя потерянными и печальными. Утро кажется таким серым»; «О да, люди глупцы, продолжают волочить глиняные ноги, не видя, что сбились с пути»; «Мне теперь кажется, что все мечты, что были у нас, мертвы». Но в припеве поётся «С новым годом», так что какая разница, правда?
- Шотландские песни My Bonnie и Skye Boat — это вообще-то слабо замаскированные метафоры, и тоскуют там вовсе не по заморским красоткам, а по Красавчику Чарли, неудавшемуся претенденту на престол от Стюартов. Но поскольку басня подана не прямым текстом, эти песни вполне поют и англичане, даже верные нынешней ганноверской (виндзорской) династии.
- Гимн СССР — более ста миллионов просмотров и комментарии «I m not even communist nor russian but this anthem is the best anthem ever created by far».
Разное[править]
- Многие реконструкторы и просто интересующиеся историей могут проникаться эстетикой некоторых спорных политических режимов, при этом отрицая согласие с их позициями. Наибольшие любимцы: Третий Рейх, СССР, милитаристская Япония периода Сёва и Римская империя.
- Явление «гей-икона» — это тот, кто нравится геям, а не тот, кто был геем или геев поддерживал. Святой Себастьян, например, которого изображают красавчиком, и который, узнав о таком поклонении его изображениям, наверняка предпочёл бы умереть снова. А ведь эти картины рисовали как образ христианского страдания, а не чтобы полюбоваться на связанного юношу…
- В последнее время, однако, слово «гей-икона» (а также «квир-икона» и прочие синонимы) используется именно в значении «представитель ЛГБТ-сообщества, который много для него сделал/у всех на слуху/все сразу».
- Так как в наше время быть расистом и сексистом очень не комильфо, особенно на Западе, часть публики больше не переваривает творчество прошлых веков, в котором встречаются расистские и сексистские взгляды. Но другая часть говорит: «Что с покойников взять, в их время это не осуждалось» — и наслаждается не только художественными произведениями, но и философскими трактатами.
- На аверсии тропа строится Reductio ad Hitlerum. Кратко: так говорил Гитлер, а он был плохим, поэтому его точка зрения априори неверна. Лечится простым вопросом: если Гитлер сказал, что дважды два равно четыре — это неправда?
- Знаменитый
Принцип ОккамаразаБритва Оккама любит использоваться различными атеистами, материалистами, рационалистами и т. д. Вот только её создатель вывел данной суждение в качестве доказательства бытия Бога, то бишь зачем искать причину движения тел, течения времени, физические процессы, природные явления если всё можно свести к Богу. - В ту же степь — Чайник Рассела. Бертраном Расселом эта аналогия использовалась в качестве доказательства неверности аргумента, что «А докажите, что Бога нет». Сейчас используется людьми абсолютно любых взглядов в смысле «Бремя доказательства утверждения лежит на высказывающем его».
Примечания[править]
- ↑ Накаркал — камер в Лондоне сейчас больше, чем людей.
- ↑ Многие игравшие считали, что не так страшны меньшинства в качестве врагов, как политкорректная увесистая басня, требующая их понять-простить-и-отпустить. Без вариантов — даже без возможности выбора «плохой» концовки
Геноцида. То есть злая баба зверски мочит нашего привычного героя Джоэла, а пришедшая ему на смену Элли это проглатывает. Может, не стоило спасать неблагодарную девицу в прошлой части? Глядишь, у «Цикад» получилась бы вакцина, и миру стало бы проще? - ↑ Хотя этот компонент не менее спорный, чем сюжетный, особенно учитывая разнообразие и меньшую сложность, чем первая часть.