Хронически рваная канва

Материал из Posmotrelisu
Версия от 10:13, 2 июня 2025; CraneGraveyard79 (обсуждение | вклад) (→‎Видеоигры)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« У меня как-то был случай: сочинял я сатирическую поэму — и запутался. Вроде бы героиню у меня сначала звали Маша — но потом она стала у меня Дашей, а потом Лукерьей… Куда-то не туда меня повлекло. »
— Демьян Бедный

Даже в классических произведениях иногда образуются дыры — некие события, которые трудно или невозможно объяснить с точки зрения внутримировой логики. Они бывают совсем маленькими, а случается, что на них держится весь сюжет произведения. Иногда автор сначала накручивает сюжет, а затем, пытаясь разрубить Гордиев узел, рубит его так, что концовка пробивает в сюжете дыру, которой изначально не было.

Но это произведение, кажется, состоит из дыр целиком! Знакомьтесь:

Хронически рваная канва присутствует в произведениях, которые двигаются вперёд, не оглядываясь на прошлое и не вспоминая даже собственный канон. В этих произведениях любое значимое событие может быть отменено кнопкой перезагрузки, или о нём просто никто не вспомнит.

Больше всего это явление характерно для ситкомов: их пишут большие команды квадратно-гнездовым методом (люди, сочиняющие один эпизод, могут понятия не иметь, что в предыдущем и следующем, потому что их пишут совсем другие), а количество серий разрастается настолько, что мало кто в силах прочесть всю библию сериала и запомнить всех героев. Иногда для придания реалистичности кто-то из персонажей может вскользь вспомнить про «тот случай» или «прошлый раз», а что именно тогда произошло, не смогут сказать даже авторы.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия — противоречий между разными стихами Библии как минимум сотня. Впрочем, христианские богословы для всех нашли объяснение. Кстати, наличие этих самых противоречий — неплохой довод в пользу аутентичности Библии, ведь если бы авторитет священного текста не был столь высок, то уж за два с лишним тысячелетия среди учёных богословов наверняка бы нашлись те, кто заметил бы и исправил хотя бы самые очевидные разночтения.
    • Основное объяснение различий между Евангелиями — евангелисты писали, кто что знал, отчасти со слов других апостолов, а знал и запомнил каждый своё. В мемуарах такое бывает сплошь и рядом, а вот будь это сознательный вымысел от организованной и одновременно действующей группы, нестыковки легко подчистили бы.
  • Античная мифология — вот вам один пример. Когда Гея породила гигантов, для борьбы с ними боги призвали Геракла. Когда Геракл вместе с олимпийцами перебил гигантов, Гея породила Тифона, которого Зевс в итоге заключил под горой Этна. Там Тифон наделал с Эхидной всяких монстров, которых впоследствии побеждал Геракл. Эхидну же убил стоглазый великан Аргус, которого затем Гера приставила сторожить Ио (в процессе чего Аргуса убил Гермес). Так в чём же рваность канвы? Ио — прапрапрапра(…)прабабка Геракла.
    • Это всего лишь особенность мифологического времени. Не надо требовать от языческих мифов стройности и непротиворечивости (хотя бы кажущейся) унифицированных традиций.
      • Собственно, античная мифология, — это, так сказать, фэндом без канона, состоящий целиком из фанфиков, которые писались на протяжении тысячи лет и не обязаны быть согласованными друг с другом. Можно например почитать статьи в википедии про разных богов — там у половины по десятку версий происхождения и семейного положения. Как, вам, например, вариант, что Аполлон — это сын не Зевса и Латоны, а Гефеста и Афины. Или Эрос — не сын Афродиты, а один из четырех первичных богов, существовавших еще до начала времен (причем, эта версия едва ли не древнейшая, она фигурирует в Теогонии Гесиода, созданной где-то в глубине Темных Веков).
    • Можно подобрать кучу обоснуев. Навскидку: 1) самый очевидный — переписчик спутал титанов и гигантов, то есть Тифон появился после титаномахии, а не после гигантомахии; 2) гигантомахия продолжалась долго, Геракл успел поучаствовать на её позднем этапе; 3) в событиях участвуют персонажи-тёзки, из-за чего и пошла путаница.

Литература[править]

  • Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — реальные события весны 1915 года (когда Гашека в призвали в армию) регулярно переносятся в конец 1914 года, да и повествование легко прыгает из разгара зимы в конец весны.
  • Мег Кэбот, серия «Дневники принцессы». Пытаясь добавить ощущения, что события её книг происходят на самом деле, автор сделала небольшую сюжетную дыру. В четвёртой книге упоминается, что про героиню сняли фильм («Как стать принцессой» 2001 года), а в шестой про неё уже есть «пара фильмов» (добавился фильм «Как стать королевой» 2004 года). Приведённые в книге описания совпадают с тем, что было в фильмах, полностью. Казалось бы, в чём подвох? А в том, что в четвёртой книге героиня учится в девятом классе, а в шестой только идёт в десятый (проще говоря, и четвёртая, и шестая книги описывают события, происходящие в один и тот же год, в то время как между выходами фильмов разница малость побольше).

Приключения[править]

  • Этим грешат романы Ж. Верна. Действие «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч льё под водой» и «Таинственный остров» по внутренней хронологии происходят почти в одно и то же время (1860-е) — при том, что Айртон успевает провести на острове Табор 12 лет, а Роберт Грант стать капитаном Дункана, да и книгу про капитана Немо Сайрус Смит успел прочесть. Об Аврааме Линкольне в первом романе говорится как об убитом, во втором его имя носит корабль, а в третьем он к началу событий внезапно оказывается жив. Логично было бы сдвинуть действия первых двух романов на 10 лет назад — в 1852—54 и 1856—57 годы соответственно. А если бы капитан Немо был бы не индийским принцем и участником восстания сипаев (1857—59), а польским революционером (как задумывалось изначально) и участником польского восстания 1830—31, тогда пасьянс бы сложился окончательно — в 1868 г. Немо закономерно за 60, его спутники умерли от старости и сам капитан уже 30 лет как порвал с цивилизацией.
    • В «Таинственном острове» Ж. Верн действительно пытался схитрить, указав иные даты событий первых книг, но все концы свести так и не удалось, в чём он честно признавался в предисловии к одному из изданий.
  • Джеймс Фенимор Купер. Пенталогия о Натаниэле Бампо.
    • Так и романы писались не в хронологическом порядке.

Science-fiction[править]

  • С. Лем. «Кибериада» и приключения И. Тихого — такое кое-где наблюдается.
    • В случае с «Кибериадой» — Трурль и Клапауций роботы, да и времена у них более цивилизованные, то есть все живут, пока не надоест, поэтому многое из пережитого могут и позабывать.
    • В случае с Тихим, в предисловиях есть свой обоснуй — данное издание не является полностью выверенным, поэтому возможны ошибки, неточности и даже в книгу могут затесаться фанфики и апокрифы (как 26-е путешествие, от которого автор впоследствии отказался).
      • Читатель помнит немного другой обоснуй: Ийон Тихий время от времени путешествует во времени, а один раз даже попытался пересоздать весь мир, повлияв на Большой Взрыв. Именно поэтому нет самого первого путешествия, и могут возникать другие несогласованности.
  • К. Булычёв. Циклы про Алису Селезнёву, доктора Павлыша и г. Великий Гусляр. Местами наблюдается, но автор старался с этим в меру возможностей бороться.
    • Пират Крыс в «Алисе» оказывается то инсектоидом, носящим синтетическую оболочку, чтобы притворяться человеком, то великим гипнотизёром (в «Сто лет тому вперед»). Кстати, о том, что он ещё и инсектоид в оболочке, там опять-таки упоминается при первом появлении пиратов. Причём в той же повести Крыс снимается в кино без грима, изображая Наполеона I и других исторических личностей. Не иначе, загипнотизировал кинокамеры. Наконец, в финале той же повести Крыс явно превращается физически, в «перекатчика».
      • Вероятно, оболочка Крыса не простая, а позволяет ему менять личины — в меру соблюдения закона сохранения массы, конечно же. Тому, что он — инсектоид-метаморф, не противоречит ни одно из произведений цикла. А вот Весельчак У стал метаморфом только в киноадаптации. Собственно, подлинный облик Крыса (частично) можно лицезреть в «Войне лилипутов», где бравого пирата подстрелили подельники, повредив ему «экзоскелет». А вот то, что он внезапно оказывается сыном Королевы пиратов в «Шкатулке пиратской мамаши» (про завоевание планеты Брастак) — куда более суровый разрыв канвы. Следовательно, пиратская королева — тоже насекомое? В конце повести она снимает маску — и Алиса быстро отворачивается в ужасе, «увидев, какое на самом деле у нее лицо». Лицо инсектоида?
        • Канону это отнюдь не противоречит. События «Шкатулки пиратской мамаши» происходят до дилогии, и Коля встречает уже не могущественного сынка пиратской королевы Крыса, а двух космических бомжей-авантюристов, у которых из всего могущества — один бластер и трость с валапасским ужом на двоих.
        • Но потом, в книге «Дети динозавров» Алиса лично пишет Крысу письмо и спрашивает, в чем же его секрет. Тот и отвечает, что все это время и сам превращался, и других превращал (Весельчака, например, или детей из книги «Привидений не бывает») с помощью особых и редких таблеток. Видимо, они и одетого персонажа в кого угодно превращают. Именно в этой книге Алиса с Пашкой отправляются на планету динозавров, превращаются в двух динозавров с помощью таких таблеток и забирают у них несколько яиц для зоопарка.
    • «Дети динозавров» и прочие «Алисы в Гусляре» — тот еще поздний неканон от уже, увы, вконец исписавшегося мэтра. Безопасней для психики любого алисомана не читать всё, что позднее «Войны с лилипутами».
    • В «Путешествии Алисы» Алисы сбежала от пиратов с помощью шапки-невидимки. В повести «Сто лет тому вперёд», которая по сюжету является продолжением «Путешествия», Алиса открытым текстом заявила в двадцать третьей главе, что шапка-невидимка — это антинаучно. Больше шапка-невидимка в сюжете так и не появлялась.
      • Упоминалась. Алиса вспоминает о ней в книге «Привидений не бывает».
    • «Тринадцать лет пути» — Доктор Павлыш участвует в первой попытке достичь звёзд при помощи эрзац-корабля поколений. Эрзац, потому что между Землёй и кораблем действует двухсторонний телепорт и хотя сам корабль действительно будет лететь к своей цели десятки лет, экипаж на нём сменяется. Павлыш очень молод, вчерашний выпускник.
      • «Последняя война» — Павлыш участвует в экспедиции на «Сегеже» — одном из первых земных кораблей, переоборудованных для межзвёздных полётов. Информацию о гипердвигателях землянам передал союз высокоразвитых цивилизаций. Никаких упоминаний об анабиозе и громадных звездолётах с сотнями членов экипажа не имеется, но:
        • «Посёлок» — Павлыш натыкается на погибший звездолёт «Полюс», который лежит на планете уже двадцать лет. Причём это не экспериментальный звездолёт, а явно вполне серийная машина, никто не потащит на экспериментальный звездолёт грудных детей, но Павлыш по-прежнему молод, холост и весело флиртует с коллегами по экспедиции. На погибшем звездолёте используется анабиоз. Теоретически, наличие такого корабля можно списать на первые серийные звездолёты после получения секрета гипердвигателя, но им ведь ещё надо выйти в серию, потом должен погибнуть «Полюс», пройти двадцать лет и наконец его обнаружит Павлыш. Ему должно быть как минимум под пятьдесят (скорей — больше), явно уже не тот возраст, чтобы бегать рядовым участником экспедиции в скафандре среди враждебной биосферы.
        • При этом ещё в нескольких повестях Павлыш приключается на разных планетах, переживает катастрофы кораблей и тому подобное. Наш пострел везде поспел, оставаясь молод и весел. Не говоря уж о явном разнобое в развитии техники космических перелётов.
  • «Марсианские хроники» Рэя Бредбери представляют собой компиляцию рассказов, которые создавались по отдельности, а потому часто противоречат друг другу даже в таких базовых вещах, как описание марсианской цивилизации и степень пригодности марсианской атмосферы для человеческого дыхания. Но в итоге многими воспринимается как не баг, а фича: Марс из более-менее реальной планеты превратился в натуральное эльфийское зазеркалье, где действует логика сна.

Фэнтези и мистика[править]

  • Циклы Бернарда Вербера «Танатонавты» и «Мы, Боги», сливающиеся вместе в единый сюжетный суперцикл из пяти книг — третья книга первого цикла одновременно считается первой книгой второго, — не просто страдают противоречиями собственному канону, а прямо-таки наслаждаются ими.
    • Вы помните, что танатонавтика широко прогремела на весь мир, о ней писали в газетах, против неё поднимали крестовые походы и она перевернула всё существование человечества? Так нет, уже во второй книге суперцикла выясняется, что человечество не приняло танатонавтику всерьёз, сочтя правдивые мемуары танатонавтов лишь фантастическим романом. Следствие стирания памяти? Ангелы в конце первой книги действительно грозились стереть человечеству память о танатонавтике, но уже в следующей книге заявлялось, что это-де не пришлось осуществлять, причём якобы именно потому, что никто-де и так не верил изначально в реальность танатонавтики.
    • Вы помните, что один из персонажей в конце очередной книги возвысился, пройдя путь от человека до ангела и решив перейти на эту вторую стадию? Так нет, в начале следующей книги мы выясняем, что он, оказывается, решил не становиться ангелом, а вернулся в тленный мир в качестве боддхисаттвы.
    • Парадоксален и сам тленный мир, на фоне которого происходит повествование первых книг и куда герои продолжают временами по старой памяти заглядывать в следующих книгах: хотя формально это — середина XXI века, а то и частично начало XXII, но налицо все приметы времён написания цикла — включая войну в Чечне и старые добрые телевизоры без какой-либо упоминаемой кооперации с Интернетом.
  • Циклы Дмитрия Емца о Тане Гроттер и Мефодии Буслаеве. Впрочем, от первоначально пародийных циклов иного и не ждали.
    • Его же не пародийный «Шныр» — та же проблема. В первых книгах серии говорится, что первошныр Митяй умер 300 лет назад, однако в более позднем «Седле для дракона» оказывается, что он жил во времена Ивана III, то есть более 500 лет назад.
  • Вальтер Моэрс, «Замонийский цикл» — не баг, а фича. Хронически рваной канве здесь даётся целых два полновесных обоснуя. В первых книгах цикла «штатными разрывателями» были эйдеиты и представители местной загадочной белой цивилизации. И те, и другие неплохо продвинулись в деле сознательного создания временных парадоксов. В дальнейшем повествование ведётся от имени ненадёжного рассказчика, который признаётся, что он намеренно разорвал канву, чтобы досадить литературным критикам и цензорам. Пока эти господа увлечённо изучали нестыковки сюжета, он, дескать, протащил под радарами всё, что нужно. В какой-то степени всё это превращает цикл в антисеттинг, хотя и ненамеренных ляпов там хватает с избытком.
  • Сергей Лукьяненко, «Дозоры»:
    • «Шестой дозор»: В Дозоре Шести состояли, среди прочих, Светлый маг и Тёмный маги, убившие друг друга в 1040 году, и Арина. Отсюда делаем вывод, что ей почти 1000 лет. Однако в «Сумеречном дозоре» чётко сказано, что ей нет ещё и 200, и назвали её в честь Арины Родионовны, няни Пушкина.
      • В каком 1040? В 1940 же (маги — немец и француз, намек на Вторую мировую прозрачен и очевиден). Как раз все сходится.
    • Тот же «Шестой дозор»: вампирша Лилит говорит, что у неё есть лицензии на бересте и даже на глиняных табличках. И кто ей их выдавал? Даже 1000 лет назад, когда жил Фафнир, Договора ещё не существовало, об этом чётко написано в «Дневном дозоре».
    • Когда Городецкий с Эдгаром в «Дневном дозоре» пьют пиво, они упоминают Жиля де Рея (ну, да того самого) как неудачного светлого. В «Сумеречном дозоре» ЖдР стал уже простым человеком, а все свои зверства творил, стремясь в Иные…
    • Кто такой Антон Городецкий в «Своей судьбе»? Кабинетный работник. Аналитик. Программист с высоким уровнем допуска. И при этом он не знает, кто возглавляет Дневной дозор Москвы. Это тайна? Лично от него? Или он настолько нелюбопытен, что никогда не интересовался именем главного противника Светлых в родном городе? Что же он анализировал?
    • Гесер, по утверждению Антона, занимает сравнительно невысокую должность регионального директора, в то время как все Светлые маги его уровня — уже давно в Главном Управлении. В каком Главном Управлении? К «Сумеречному Дозору» Городецкий успевает напрочь забыть об этой структуре и сам спрашивает Гесера — а кто стоит над региональными дозорами?
    • В «Дневном дозоре» упоминается, что Рогоза до превращения в Зеркало был несильным Иным, тёмным или светлым, или даже человеком. В «Последнем дозоре» выясняется, что Зеркалом может стать только Иной, не определившийся со стороной и не прошедший инициацию.
    • На протяжении первых книг многократно упоминается, что принадлежность Иного определяется его душевным состоянием в момент инициации. Задача дозоров — подловить неинициированного в нужном им состоянии (а если получится, то исподволь в него вводить), и Иные с обеих сторон уверены, что обратить и к Свету, и к Тьме можно любого. В «Последнем дозоре» соотношение потенциальных Тёмных и Светлых становится константой, равной соотношению эгоистов и альтруистов среди людей, причём об этом говорят в школе, то есть это должно быть общеизвестно. А затем в «Шестом дозоре» — зигзаг, когда Завулон раскрывает, что Антон должен был стать Тёмным. Это Гесер пошёл против плана и сделал его Светлым. То есть автор опять возвращается к первому объяснению.
      • Притом, что в первой книге, собственно, «Ночном дозоре», сказано, что Сумрак выворачивает личность, и истинная сущность Иного определяет, станет он Светлым или Темным. Уже в третьей новелле принимается версия с настроением при первом входе в Сумрак.
    • На протяжении «Дневного дозора» разыгрывается нешуточное противостояние между Гесером и Завулоном за судьбу будущей Абсолютной Иной Надежды. Завулон проворачивает длинную и опасную интригу, чтобы устранить даже не саму Надежду, а всего лишь Светлого Иного, которого Гесер прочил в наставники «Мессии Света», и когда ему это удалось, открыто торжествовал. А в «Шестом дозоре» выясняется, что Надежда была запланирована Иными как оружие против Сумрака, и её рождение на Светлой стороне было согласовано, и Светлые даже заплатили за это Тёмным какую-то неуказанную, но астрономическую цену. Ну и к чему тогда были все жертвы и многоходовочки, если всё было по согласию и оплачено?
      • Натянуть обоснование можно. «Абсолютная Иная» — не равно «Мессия Света». Получается, что Светлые и Темные согласовали рождение первой, а Гесер имел свои планы, и хотел получить вторую, что было возможно лишь в случае наличия конкретного наставника. Завулон это пресек. Как раз логично выходит — Завулон против Надежды и не интриговал, потому что тоже понимал ее значение как оружия. Но просто сделал так, чтобы ее судьба не развивалась неугодным ему образом.
      • Не можно: согласовано и оплачено было нахождение Нади на светлой стороне. А светлый абсолютный иной «мессия» и есть, по определению.
  • Весьма страдает этим «Белорский цикл» Ольги Громыко. Скажем, в первой книге цикла, «Профессия — ведьма», ведьмаки (охотники на вампиров) объявляются сказочными существами, а во второй — вполне реальными и опасными персонажами. Первая часть первой книги датирована 999 годом по белорскому летоисчислению, в начале второй части той же книги мы узнаём, что триста лет назад на белорских равнинах не было людей, а кочевали дикие тролли. В «Ведьме-хранительнице» мы и вовсе узнаём, что лёгшие в основу белорской религии пророческие свитки были найдены триста лет назад.
    • Летоисчисление привязано к произвольной точке истории, и нигде не говорится, что это основание Белории. Могли взять за основу что-то важное из тех же пророческих свитков и как-то их датировать (не обязательно правильно), а потом вычислить текущий год. Ну правда, в самом деле: наше привычное всем христианское летосчисление так и появилось, причем в обоих изводах — «от сотворения мира», по которому эта правка написана в 7529 году, и «от рождества Христова», по которому нынче 2021 год. Никого же не смущает, что Византии и допетровской Руси явно было меньше шести тысяч лет, и что ни одно из европейских государств, где используется современное летосчисление, не может похвастаться двухтысячелетней непрерывной историей существования?
    • Ну, слабый обоснуй: те вещи, которые мы узнаём от Вольхи как от рассказчика, можно списать на её собственные нелады с историей родного края.
    • Но особенно весёлые вещи, конечно, творятся с хронологией событий в сборнике «Белорские хроники». В «Ловушке для некроманта» Старминской школой заправляет Ксандр Перлов, а Катисса Лабская там преподша по боевой магии. А ещё там фигурируют маг Верес и волколачка Шелена. В «Один к двум» Верес переселился из Стармина в Шаккару (намекается, что вместе с Шеленой). В «Пророчества и иже с ними» упоминается «Шаккарская династия магов-оборотней», о которой в школе магов ходят легенды, подчёркивается её уникальность — явно потомки Шелены с Вересом. И там же, когда действие происходит в Стармине, школу возглавляет Ксандр Перлов, а Катисса Лабская преподает там в прежней должности. Или в Шаккаре время по другому течёт? Типа как год в Белории — три или больше в Шаккаре? Или всё-таки дело в желании Громыко «привязать» историю Вереса и Шелены поближе к основной тетралогии цикла?
      • Всё просто! Между «капканом» и «пророчествами» прошло примерно 80 лет (Вольха упоминает события «Верных врагов» как легендарные и прикидывает, что поучаствовавшему в них магу по самым скромным прикидкам не меньше ста). Кроме того, маги живут более 200 лет (указано в «Верных врагах»: «…оборотни, как и колдуны, живут раза в два-три дольше обычных людей. Вернее, жили бы, да кто ж им даст?»), там же (в «ВВ») Ксандр — ещё не старый («Перед седовласым, но не таким уж и старым магом…»). В «Профессии» — уже старый. Вот так и преподаёт уже более века (в начале цикла про Вольху прямо назван его возраст — сто семьдесят три года). Первого сына Шелены и Вереса зовут Ройм. В «Пророчествах» участвует Керрен — либо младший сын, либо внук. А легендарной династия стала скорее всего из-за основателей — во-первых, они практически обеспечили победу в Противостоянии, во-вторых, ранее считалось, что оборотни не могут быть магами.
      • Да и в принципе, «ходят легенды» в школе и среди учеников — то есть, это истории, передающиеся от выпуска к выпуску, а значит они вовсе не обязательно должны покрывать столетия. Даже если маги учатся по десять лет, достаточно периода в 20 лет, чтобы никто из современных учеников не видел ранние выпуски, и слышал о них только в историях и внутренних легендах.

Детективы, крайм и поллары[править]

  • Н. Леонов, эпопея о сыщике Льве Гурове. Ранние эпизоды — где действует молодой Лёва — сочинялись и издавались в 1970-е годы, и предполагалось, что действие происходит именно тогда… Но время шло, Гуров матерел, выходили всё новые сиквелы о его приключениях, в них постоянно делались хорошо датируемые отсылки к современности. Причём Леонов каждый раз описывал события, современные для него, автора, так, как будто они и для Гурова современные. Итог: в поздних эпизодах точно назван гуровский возраст, из которого ясно, что если не «перетащить» действие самого первого эпизода («Ипподром, или Явка с повинной») из 1975-го года в лето 1978-го — цельной канвы не получится. Фактически имел место реткон — ни на что, впрочем, фатально не повлиявший.
    • А потом Леонов умер (1999 г.). Бригада литературных подёнщиков выкупила права — и принялась с космической скоростью клепать книжки про новые и новые похождения непобедимого Гурова уже в двухтысячные. Всё это выходило под псевдонимом «Алексей Макеев» (для тех, кто в теме — прозрачная отсылка к Огюсту Макэ, возглавлявшему бригаду литнегров великого Дюма). И там в плане хронологии уже начался полный беспредел с элементами замороженного времени: Гурову «чуть за сорок» в первой книге из тех, на обложке которых значится А. Макеев, но и спустя много макеевских томов Гурову всё ещё «чуть за сорок», хотя должно было пройти много времени.
    • А ешё забавно получилось с книгами перестроечных времен — по сюжету очевидно, что действие «Еще не вечер», «Бесплатных пирожных не бывает!», «Коррупция» идет практически без временного интервала, и вообще, все три повести могли бы быть частями одной повести. Однако писались они, естественно, значительно дольше, и если в первой герои, как положительные, так и отрицательные, всерьез ожидают от грядущей перестройки решительной победы над советскими коррупционерами и наступления всеобщей законопослушности, в последней уже упомянуты рэкетиры как неотъемлемая деталь фона, и вообще ощутимо повеяло лихими девяностыми.
  • Откровенно лоскутной канвой отличаются произведения сэра Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. «Вашего Ватсона зовут то Джон, то Джеймс, и ранен он то в руку, то в ногу» (с) «Воспоминания о Шерлоке Холмсе». Спасает положение выбранный жанр повествования в виде записок доктора Уотсона, причем часть рассказов, которые склеить в единый сюжет уже никак не удавалось, предусмотрительно выносились автором в «Воспоминания Шерлока Холмса» и «Архив Шерлока Холмса». И все же — долголетие знаменитого сыщика и его спутника (особенно в экранизациях, где оба немолоды — а ведь Холмсу в «Этюде в багровых тонах» должно быть не более тридцати лет!) поражает!
    • Фанон гласит, что Ватсон — Джон Джеймс или, на шотландский манер, Джон Хэмиш, а ранен он и туда, и сюда.
  • Рекс Стаут в своей серии о Ниро Вульфе страдает тем же самым, что и Конан Дойль, только дело усугубляется более жёсткими привязками к эпохе: в первых рассказах действие происходит во времена Великой депрессии, а в последних уже упоминается Уотергейт, то есть прошло лет пятьдесят, но Ниро Вульф не помер от старости, а Арчи Гудвин не состарился и всё так же работает у Вульфа на побегушках.

Кино[править]

(link)

«Люди Икс», просто «Люди Икс»
  • «Звёздные войны» как комплексная франшиза развивалась вполне себе связно: если где-то вдруг образовывались микротрещины, их мгновенно ретконили, а авторы книг, комиксов и игр и прочей сопутствующей продукции работали в тесном контакте с ребятами из LucasLicensing, которые предоставляли нужную инфу, накладывающую, однако, ограничения. Выглядело это примерно так: хотите упомянуть Беспин в источнике, описывающем события за 4000 до фильмов? Сорян, но официально Беспин у нас был открыт всего-то за несколько сотен лет до «Новой надежды». Конечно, невозможно было уследить за всем, когда в год выходило до трёх игр, до нескольких десятков комиксов и по 3-5 книг, но до тропа всё же не дотягивало. Исключение — первые комиксы Marvel 80-ых годов, про которые уже мало кто вспоминает. Сам Лукас, создавая приквелы, не особо заботился о возникновении противоречий с уже существующей продукцией, но, опять же, сабж если и возникал, то происходил реткон, а то и внесение в неканон какого-нибудь особо смелого комикса. А потом пришел Дейв Филони со своим мультиком «Войны клонов» и буквально сапогами влез во вселенную, начав гнать откровенный трэш, отменяя сюжеты целых книг(!), и в целом ничуть не заботясь о каноничности повествования. В результате некогда целостная вселенная скатилась к хронической канве — и другой Рилот, и мирный Мандалор (который выглядел чуть ли не как троллинг)[1], и Мортис, да и спокойно-уравновешенный Энакин противоречил самим фильмам Лукаса.[2] Великая отмена Диснеем Расширенной вселенной превратила разрыв в огромную пропасть. Вышедшие позже сиквелы умудряются противоречить уже друг другу, не говоря о шедеврах Лукаса, что печалит даже последних фанатов с заниженными требованиями.
  • Киновселенная «Терминатора» развивается именно так. Причём если различия первого и второго фильма лишь выглядят как противоречащие друг другу и в действительности объясняются альтернативными планами Скайнета, то каждый фильм начиная с третьей части имеет свойство ретконить предыдущий. В конце концов, сценаристам это просто надоело и в пятой части все противоречия поспешили объяснить мультивселенной. fail. Шестая часть добавила к этому бардаку альтернативные каноны без всякого объяснения, и после такого седьмой уже не хочется.
  • В «Пиратах Карибского моря» дела обстоят не лучше. Проще сказать, какие моменты новые части не перекрывают.
    • Не «новые», а конкретно пятая. Все предыдущие, к счастью, писались одними сценаристами, которые хоть и славятся умением вытаскивать новых героев и события из ниоткуда, аки кроликов из шляпы, а между третьей и четвёртой и вовсе высыпали ворох удушенных мышат, но себе всё-таки не противоречат.
  • Люди икс. Правее.

Телесериалы[править]

  • «Зена» и «Геракл» — намеренно, Роб Тейперт прямо велел сценаристам не держаться за канон, потому что никакого канона нет.
  • В отечественных сериалах такое тоже местами наблюдается как в ситкомах («Папины дочки», «Моя прекрасная няня»), так и в более «серьёзных»:
    • «Улицы разбитых фонарей» — плавно меняется сеттинг, исчезают родственники одних персонажей (как будто их никогда и не было) и добавляются другие родственники других героев.
  • «Меч» и «Меч-2» — Авторы не определились с хронологией сериала. Если в начале Макс служит в РУБОПе, значит на дворе — весёлые 90-е во всех смыслах, а милиция — всё ещё милиция. Однако во втором сезоне, который начинается спустя несколько часов после первого, милицию уже переименовали в полицию. Да и окружающая обстановка обоих сезонов слабо похожа на 90-е годы.
    • В сериале неоднократно указывается 2009 год, например, в сериях про убийство участкового и гаишников-оборотней. Проблема второго сезона в том, что он, будучи снятым в 2014-м, рушит всю хронологию. Например, Орлов в первом сезоне 1981 г.р., во втором внезапно 1987 г.р. При этом в Чечне он с 1999 года в ОБОИХ сезонах… ага, по логике второго получается, что с 12 лет!

Мультфильмы[править]

  • Диснеевские короткометражки про Микки Мауса, Дональда Дака, Гуфи и т. п.
  • Аналогично мультфильмы от «Уорнер Бразерс».
  • «Том и Джерри». Да и не следует ждать чего-то другого от трюковой комедии.
  • Венгерская серия мультфильмов о Густаве. То он холостяк, то женатый и многодетный. То он начальник с лакеями и особняком, то он мелкий клерк. И т. п.
    • Обоснуй: это могли быть разные этапы пёстрой биографии Густава, описываемые в произвольном порядке. В конце концов, в одном выпуске мы видим его школьником («Густав легко поддаётся влиянию»), а в другом — дряхлым стариком («Густав и долгая жизнь»). А в серии «Густав ревнует» тема старости и похорон Густава (с воскрешением) показана иначе.
    • Ещё обоснуй: Густав — это не конкретный человек. Это такой типаж. И один «Густав» — большой начальник, а второй — дедуля-пенсионер.
  • Мультфильмы про Чебурашку — в первом мультфильме Чебурашка читает написанное крокодилом Геной объявление и приходит к нему знакомиться, но в мультфильме «Чебурашка идёт в школу» Чебурашка не смог прочесть присланную Геной телеграмму.

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны». Вы знаете, что директора Скиннера на самом деле зовут Армен Тамзарян? Что место рождения мистера Бёрнса — Пангея? Что Советский Союз не развалился, а пошутил? Не знаете? Вот и Симпсоны не знают. Хотя это было, и они это видели.
    • Насчёт Армена, в конце той серии, ему официально меняют имя на Скиннера и требуют, чтобы никто в городе больше не упоминал, что он Скиннером не родился.
      • И при этом, как минимум в одной серии об этом вспоминают, и в одной он во флешбеке, уже став директором, ведёт себя как до армии. Другое дело, что в других армейских флешбеках он заметно старше.
    • Да и про Бернса, конечно, перегнули: про Пангею очевидная шутка на абсурде, про его старость.
  • «Южный Парк». Это не баг, а фича.
  • Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir — некоторые факты из будущих эпизодов прямо противоречат фактам из прошлых эпизодов.
    • Так, например, в 1 сезоне говорилось, что Маринетт нельзя акуманизировать, но в последующих сезонах Бражник пытается это сделать.
      • Обоснуй: Бражник ищет людей с негативными эмоциями, которые Маринетт крайне редко испытывает, но её тоже можно вывести из себя.
    • В эпизоде «Тёмный рыцарь» говорится, что Маринетт и Алья знакомы с 1 класса, но в эпизоде «Начало», который вышел позже, они только знакомятся.
    • В спин-офф комиксе к 1 сезону говорится, что квами прибыли на Землю, когда на ней жили люди, но во 2 сезоне говорится, что Плагг и уничтожил динозавров.
  • W.I.T.C.H. — у многих фанатов вызывает вопросы, как Кадма, Галинор и Ян Лин защищали Замбалу от Фобоса, которому по версии мультсериала на момент действия ±26 лет. Обоснуй: сие произошло около 13 лет назад, когда прежним стражницам было ±40 лет. Пришлось трясти стариной, поскольку новое поколение было новорожденным младеницами, ну а молодой облик Кадмы, Галинор и Ян Лин можно объяснить тем, что в виде стражниц они всегда выглядят на один возраст. Правда, в таком случае вызывает огромные вопросы облик Нериссы: Ян Лин говорит, что стала стражницей, будучи ровесницей W.I.T.C.H., но Нериссе в облике стражницы не дашь меньше 30. Возможно, всё-таки в некоторой степени облик стражниц с возрастом претерпевает изменения, но в любом случае, превращаясь, они остаются молодыми.
    • В продолжение предыдущего пункта, возраст прежних стражниц у многих фанатов вызывает вопросы из-за того, что по версии мультсериала Нерисса — мать Калеба. Если допустить, что Кэссиди она убила, когда им было около 20, то выходит, на момент 2 сезона старым стражницам по 60 — Кэссиди была мертва 40 лет. Калебу на момент 2 сезона 17 лет («Числа не лгут»). Значит, Нерисса родила Калеба в 43±, и все бы ничего, но в свои 60 (если они там вообще есть) она выглядит… очень плохо даже по сравнению с Ян Лин, которая бодра, ведёт бизнес, водит машину и катается на лыжах, но уже сгорблена и выглядит очевидно хуже Галинор и Кадмы. Впрочем, Нерисса по всей видимости вынашивала и рожала в теле Чародейки. Кстати о Ян Лин, если допускать, что ей во втором сезоне 60, то самый поздний возраст, в котором она стала бабушкой — 46 лет: Хай Лин во втором сезоне не более 14 лет.

Комиксы[править]

  • X-Men — канву много раз рвали при перезапусках франшизы, а также из-за разногласий по авторским правам между «Марвел» и SONY. Когда в 2019-м над иксами пришёл работать Джонатан Хикман, то он честно начал изучать всё, что понаписали до него, и в ужасе схватился за голову.
  • W.I.T.C.H. — комикс в отличие от мультсериала очень этим страдает. Взять хотя бы одного из антагонистов — призрака злого алхимика. Он был послан в Хизерфилд под прикрытием князем Фобосом, причём к моменту действия сезона его особняк уже сотню лет как заброшен. Помножаем это на то, что согласно первым главам время на Меридиане течёт в несколько раз быстрее, чем на Земле, а значит Фобос правил уже минимум несколько веков, при том, что наследница престола Элион родилась максимум 15 лет назад. Не говоря уже о том, что непонятно, как Фобос вообще столько прожил — за исключением магической силы, династия королей Меридиана — обычные люди (причём их предком был попаданец с Земли).
    • Впрочем, на это есть обоснуй: Фобос буквально тянет силу из Меридиана, оттого и не стареет. И вообще, до пятого тома включительно канва ещё держится, а вот с шестого-седьмого не только она, но и весь сеттинг закусывает удила и мчится куда глаза глядят.
      • Все равно непонятна его разница в возрасте с Элион. Сколько лет было Вейре и Зейдену на момент рождения детей? Или по версии комикса Элион тоже несколько веков по меркам Меридиана?
    • Также непонятно, сколько по комиксу лет первому поколению стражниц. Нерисса выглядит, как мумия — оно и понятно: много лет была заточена в горе. Кэссиди погибла совсем молодой. Галинор по версии комикса мертва, но на фото видная, моложавая дама со стильной стрижкой. Кадма тоже выглядит едва ли старше мам юных стражниц. А вот Ян Лин, в отличие от сериальной бодрой старушки, которая и машину лихо водит, и на лыжах катается лучше некоторых молодых, уже вся седая и «уставшая». Выглядит не меньше чем на 70 и умирает, едва успев передать девочкам кристалл и рассказав им, что они стражницы.
  • Gen-13 едва сохранял логику повествования ещё с самого начала своего выхода, но после того, как главные художники оставили проект, история окончательно пошла вразнос, приобретая абсолютно трешовые ответвления и тонны отступлений от канона.

Веб-комиксы[править]

  • Комиксы от Gesperax про невезучую немку Белинду Крюгер. По словам самой художницы, все несостыковки и микротрещины в канве объясняются тем, что изначально она не задумывалась о хоть каком-то общем сюжете для своих комиксов, равно как и о персонажах — в первых публикациях ее рисунки даже не снабжались подписями, и «читателям» предоставлялась возможность додумать сюжет самостоятельно, а сама художница только рисовала на тему порки в каком-нибудь конкретном антураже. Потом ей надоело, что многие из ее немногочисленных поклонников додумывают нечто совсем не сочетающееся с ее вкусами, и она начала публиковать уже полноценные истории в картинках в своем нынешнем формате, а заодно досочинила истории и к уже опубликованным рисункам. Но формат ситкома при этом остался. Именно поэтому нигде точно не раскрывается ни возраст Белинды Крюгер, ни в какой именно истории она была выпорота впервые. Поэтому фактически это набор отдельных законченных историй, большую часть из которых можно читать в любом порядке, но есть и истории продолжающие друг друга.

Аниме и манга[править]

  • JoJo's Bizarre Adventure — два слова: Араки забыл. Как Дио оказался в гробу, если там была Эрина с ребёнком? Араки забыл[3]. Кто спас Джоске? Араки забыл решил, что это Джоске, которого забросил в прошлое взрыв Bites the Dust, но понерфил его и урезал до одного часа. Фанаты шутят, что Араки даже забыл постареть.
    • Со взрывом-забросом в прошлое, если так подумать, Араки правильно поступил. Теперь каждый фанат на своё усмотрение может придумать, как именно Джоске попал в прошлое (старший братец Ниджимура наверняка успел наделать стенд-юзеров, которых герои за лето 1999 года ещё не встретили), или же считать, что это просто был добрый дядька с похожей причёской. Если на Джоске так повлияла встреча с ноунеймом, это тоже здорово.

Видеоигры[править]

  • Соник. Начнём с главного вопроса: действие происходит на Земле или на Мобиусе? И это только в самых первых играх серии из-за разницы интерпретации игр в США и в Японии. Дальше изумрудам Хаоса приписывали любые удобные для сюжета свойства, начиная с возрождения жизни и заканчивая воскрешением мёртвых и путешествиями во времени. Показывали то Землю, где антропоморфные животные живут вместе с людьми, то исключительно цветастую планету Мобиус с футуристическими городами. Биографии отдельных персонажей могли переписываться. У Шэдоу она обрастала подробностями, такими, как робот Гемерл и вмешательство Чёрного Рока, а Блэйз, первоначально принцессы из другого измерения, в игре-перезапуске 2006-го года сделали выживальщицей без намёка высокое происхождение. И это только самое известное, а сколько более мелких деталей менялись как перчатки…
  • Resident Evil: загадочная трансформация характера Ребекки Чемберс. В первой части она — неопытный новичок, который то и дело ахает, охает, пищит нервным девчачьим голоском и постоянно зовёт на помощь Криса; даже непонятно, как такая салага сумела пару раз вытянуть старшего партнёра из передряги. В приквеле же Zero, происходящем за день до событий RE1, Ребекка — хоть и неопытная, но хладнокровная и уверенная в себе бой-девка. Помните, как она визжала и ползком пыталась укрыться от одного-единственного Охотника в RE1? Пффф, за день до этого Бекки, не моргнув глазом, пускала таких в расход по двое-трое сразу!
    • Притянутый за уши обоснуй: был некий сильный стресс, после которого Ребекка резко «поглупела» и подрастеряла крутизну. А в RE1 мы видим уже последствия этого стресса.
  • Mortal Kombat. Нет, серьёзно, по сюжету в СМЕРТЕЛЬНОЙ битве ни один персонаж по-настоящему (так, чтобы именно окончательно) не умер, вплоть до Армагеддона. И… вы будете смеяться… Армагеддон взяли да сделали из случившегося неслучившимся!
    • Mortal Kombat — это Битва СМЕРТНЫХ, а не смертельная битва: участие в турнире требует от бойца принять смертную сущность, каким бы сверхсуществом тот не являлся.
      • Мягко говоря не сильно удачная одинадцатая (и наверное последняя, хотя кто знает) часть ввела обоснуй — во всех Битвах виновата богиня времени Кроника, она же Кузь… то есть Шиннокова мать. Когда захочет — делает Армагеддоны, когда не захочет — отменяет!
  • World of Warcraft — количеству сюжетных дыр, образованных в силу этого тропа, нет числа. Оно-то понятно — когда игра имеет столь долгий жизненный цикл, то сложно писать ей цельный сюжет и нигде не сбиваться. Но выглядит всё это так, будто авторы сценария при создании новых эпизодов порой даже не пытаются вникнуть в то, что было по сюжету раньше.
    • Начать стоит, пожалуй, с Артаса Теренасовича Менетила.
      • Вот стал он Королём-Личом. Каноничная литература даёт знать, что, надев на себя его шлем и слившись с душой Нер’зула, Артас «выкинул на мороз» и душу Нер’зула, и добрую часть своей же души тоже. Да и в игре мы потом видим NPC по имени Матиас Нетлер — то самое воплощение изгнанной доброй части души Артаса. Но… потом с какого-то чёрта оказывается, что всё это время в самом Короле-личе по-прежнему остаётся «добрый Артас», не дающий Плети уничтожить всё живое на Азероте. …Что?
      • В Залах Отражений герои Альянса/Орды во главе с Джайной/Сильваной узнают от призрака Утера о том, что Король-лич может быть повержен исключительно у Ледяного Трона. Интересно, задумывались ли авторы сценария о том, что сей поворот сюжета вмиг делает бессмысленными все битвы с ним, что происходили ранее вне Ледяного Трона? И даже речь не о том, что вступать в бой с КЛ у Часовни Последней Надежды и у Врат Гнева было бессмысленно — Альянс, Орда и Серебрянный Авангард могли просто не знать об этом. Но сам-то Артас, чёрт возьми, получается, может гулять по всему миру и всех кошмарить и никто вне Ледяного Трона не сможет его одолеть… ведь так? А вот нет — почему-то и у Часовни, и у Врат ему сумели сделать достаточно больно, чтобы тот захотел отступить. Неувязочка-с.
        • Никак нет: Повержен (то есть убит/уничтожен/изгнан и т. д.) Король-лич может быть лишь у Ледяного Трона, а вот побеждён (то есть избит достаточно, чтобы отступить) может быть где угодно.
      • А теперь новых дровишек подбрасывает ролик об Утере в Shadowlands. Мы-то, понимаешь, думали, что раз Артас убил Утера Ледяной Скорбью, то его душа в Ледяную Скорбь и засосалась. Но нет, теперь, оказывается, душу Утера в момент гибели успели «вытащить на небо». Фанаты уже строят свои обоснуи, мол душа Утера в тот момент раскололась, и одна половина улетела в Бастион, а другая — в Скорбь; надо ли говорить, что от таких обоснуев вопросов возникает ещё больше?
        • Пересмотрите ролик внимательнее, там чётко видно как в момент удара душа разделяется надвое: одна половина улетает в небо, другая в меч.
  • ArmA 2 — в рамках одной игры, так как разработчики старались впихнуть туда всех политических намеков и стереотипов. Миротворческий мандат на Загорию в считанные часы передают России официальным решением Совбеза ООН (американцы, видимо, даже не смогли реализовать право вето), а американцы должны свалить до 17.00, кто не все, тот сам себе злобный буратино (как группы «Лезвие»/«Бритва» и «Сабля») вплоть до расстрела на месте и скажем, что так и было, а на следующий день весь совбез ООН уже убежден, что НАПА к теракту не причастна и осуждают Россию за ввод войск, а российские генералы не хотят лезть в конфликт (выступал по радио с обещанием навести в Черноруссии порядок тот же самый генерал Шагаров, который принимает Лопотева и не желает вмешиваться в войну). ЧСО из чмошников, вынужденных теперь подчиняться русским (как прямо сказано в миссии «Жуткий холод») превращаются в рэмбов, готовых выбивать российские войска военной силой (несмотря на то, что до этого без американцев огребали от косвенно поддерживаемой Россией ЧДКЗ), несмотря на мандат ООН (в силу него Россия будет обязана провести операцию по принуждению к миру, или опозориться на весь белый свет). Американцы тоже готовы снова высадить десант даже перед лицом прямого конфликта с Россией. Россия, тем временем, сочувствовала ЧДКЗ, но войска в регион ввела только ради наказания террористов. Если сдать им Лопотева, который сознается, что это на самом деле ЧДКЗ устроила теракт, Россия тут же с готовностью выведет войска и будет спокойно смотреть на разгром пророссийских сил американскими войсками в непосредственной близости от границы, а то и на становление нацистского режима и натуральный геноцид русского населения (это не сарказм, а реально одна из концовок… ООН даже ввела санкции — ведь когда НАПА режет и выгоняет из страны четверть населения (800 000 русских на 3 000 000 чернорусов), это не то же самое, когда американцы нашли братскую могилу непонятно кого, убитого непонятно кем, что и стало оправданием ввода американских войск)… Но если не сдать Лопотева, задействует все силы, до ядерного оружия включительно.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — вернее его лор, причём здесь это не баг, а фича: все рассказчики в той или иной степени ненадёжные, а события не всегда на самом деле являются тем, чем кажутся на первый взгляд, потому в новых книгах дыры в сюжете старых будут закрыты… Правильно, новыми дырявыми сюжетами! Вот так вот оригинально авторы выкрутились из положения, когда сеттинг мало того что разветвлённый и межавторский, так ещё и с непостоянным авторским составом и без какой-то явной генеральной линии. К их чести иногда они всё же договариваются и выдают общую генеральную версию в разных книгах одновременно, а потом просто прикола ради её дружно меняют.
    • Что иногда порождает необузданные догадки фанатов на тему того, как же вселенная Вахи выглядит на самом деле — см., например, вот тут — https://habr.com/ru/companies/timeweb/articles/851744/)
      • У мелочного и завистливого человека и вселенная получится мелочной. «Я не могу представить грандиозные и даже просто другие события в воображаемой вселенной, поэтому в ней всё насамомделе должно быть ровно такое же, как в современной реальности, только ещё ржавее!». Между тем «на самом деле», даже если прошло не сорок тысяч лет, а четыре, будет резко отличаться — четыре тысячи лет назад верхом технологических достижений человечества были египетские пирамиды, а верхом социальных отношений — царства.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation — не баг, а фича. «Канонов нет!» (с). Куча объектов и рассказов противоречат друг другу, не говоря уже о том, что отдельные истории описывают полноценный конец света или далёкое будущее. Внутри вселенной объясняется частично мультиверсом, частично — тем, что Фонд несколько раз перезапускал историю.
    • Интересно, кто перезапускал историю после концов света до появления Фонда с его Таумиэлями и амнезиаками, способными перезаписать память хоть всему населению земного шара. Кто-то другой? Или тут в действии антропный принцип — мы видим документы Фонда только из тех вселенных, где история не закончилась каким-нибудь концом света класса ZK ещё в палеолите или вообще в докембрии, и человечество смогло развиться до уровня технологий Фонда?
      • Судя по некоторым объектам, таки кто-то. До Фонда существовали другие организации, занимающиеся исследованием паранормального, SCP-1 «Консенсус» как раз об этом. Да и до людей были другие, судя по SCP-1000.
        • И к этому ещё стоит добавить то, что в какой-то момент перезапущен был фактически сам проект, когда отказались от старого основного канона с Администратором и переключились на основной канон с О-5 и докторами. Но благодаря мультиверсу и местной метафизике это всё ещё укладывается в норму. Просто изначально создатели проекта не задумывались, что может появиться такое количество долгоиграющих персонажей, потому старый канон и был заточен под максимальную свободу межавторского творчества.

Примечания[править]

  1. По итогам всего одной серии все книги Карен Тревисс о мандалорцах отправились в отхожее ведро.
  2. Как раз этот пункт нареканий не вызывает, даже наоборот — выдержанные, собранные Энакин, Оби-Ван, Мейс Винду, Дуку, Гривус и прочие персонажи и антагонисты выгодно отличаются от плаксивых истеричек, которых нам показал Лукас. Персонажи приквелов зачастую ведут себя как маленькие дети: они кричат, истерят по любому поводу, хохочут дурным голосом, несут какую-то пафосную ахинею в диалогах. Да, диалоги в мультике в целом выглядят получше лукасовских, от которых просто уши вяли. Тут Филони без дураков молодец. Его проблема в том, что он взял взрослых, зрелых персонажей, серьезный, проработанный сеттинг, мрачную, жестокую тему общегалактической войны, и… зачем-то попытался адаптировать это под молодую аудиторию. В результате получился откровенно детский мультфильм, который, вот неожиданность, очень понравился школьной аудитории, но олдфагов и фанатов Расширенной Вселенной заставлял фейспалмить буквально на каждой серии.
  3. Мы не будем вспоминать новеллу «Джордж Джостар».